|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.,
Кулева Н. |
Исп.: Опарина Анна Алексеевна, 1915 г.р.,
род. в д. Филиппово Анхимовского с/с (сейчас нет)
|
|
О свадебном обряде:
- были «приезды» -
вечеринка у невесты дома; на второй день увозили к жениху, там
играли свадьбу; свадьбы гуляли неделями
- невесте делали цветы («сокрутят»)
- дети приходили смотреть свадьбы; когда отойдет стол («гост?бье»),
невеста с женихом плясали, их поздравляли
- замуж выходили за местных женихов, за дальних не выходили
- как пройдет Великий пост, так начинались свадьбы; также свадьбы
устраивали после Крещенья
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в Крещенье в
Анхимове катались в санях на лошадях до 12 часов, в 12часов на
колокольне ударял колокол, и все разъезжались
- в Крещенье женихи выбирали невест: парень останавливал лошадь, и
приглашал девушку покататься, мог прокатить по Анхимову несколько
раз
|
Репортаж |
|
О свадебном обряде:
- после Крещенья
парни приходили сватать невест; когда невеста даст согласие, то
назначали день свадьбы
- раньше девушки с парнями гуляли по 3-5 лет, потом женились
- после Крещенья недели через две парень мог приехать сватать;
- сватами ходили родители жениха
- если невеста сразу не соглашалась, то назначали число, в которое
она даст ответ; невеста мог «дать отказ»
- ездили венчаться в церковь, были шафера, шафер?ны;
у шаферов были «погонялки» [хлысты], украшенные лоскутками;
«погонялками» хлестали по полу
- на венчании со стороны жениха стояли шафера, а со стороны невесты
– шафер?ны
- накануне свадьбы у невесты в доме была вечеринка (сначала путает,
говорит, что после венца); после венца невесту увозили к жениху; на
следующий (третий) день шафера от жениха приезжали за родителями
невесты, привозили их в дом жениха, собирали стол
- когда ехали на тарантасах к венцу, жгли бочки; на дровнях зажигали
бочку, и лошадь везла ее после тарантаса, в котором ехал жених;
впереди ехали жених, невеста, шафера, а позади них везли на дровнях
горящую бочку; так ехали до церкви, потом бочку гасили
- жених и невеста к венцу ехали в одном тарантасе
- на «погонялку» навязывали красивые лоскуточки, жених ходил по
избе, хлестал по полу погонялкой, а шафера что-то припевали
- невеста приглашали своих подруг в шафер?ны,
а жених своих друзей – в шафер?
- в церкви шафера держали над головами жениха и невесты «кумпол?»
[венцы], батюшка, пел, менял кольца, поздравлял; жених с невестой
целовали иконы
|
Репортаж |
|
(Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий),
Виноград зелёный,
Яблочок садовый
- снач. комм.:
девушки пели свадебные песни
- фрагмент текста
- комм.: после венца, когда невеста с женихом сидели за столом,
шаферины пели эту песню, гости подпевали
|
Свадебная |
|
О свадебном обряде:
- у невесты дома
была вечеринка, было «угост?бье»,
приезжали женихи – называлось «приезд»
- перед вечериной невесту водили в баню, после бани невесте
припевали песни, приплакивали, невеста плакала; невесту «вытравляли»
[заставляли плакать]
- песни для невесты пели старушки, которые приходили «со стороны»
- невесту водили вдоль по полу, что-то приговаривали про ее будущую
жизнь
- старушки пели песню «Из-за лесу темного» (упоминание)
- после венца, когда жених с невестой ходили в баню, приходили
старухи, ломали горшки – кидали об стену бани горшки (3-4 горшка),
жених с невестой в это время мылись
- после венца молодых встречали с хлебом-солью на длинном полотенце;
родители жениха выходили на улицу встречать молодых
- застолье после венца: все столы были накрыты, пекли розанцы,
пряжёные пироги, делали тушонку; пекли большие пироги – рыбники;
стол накрывали, пока молодые были в церкви
- после венца все раздевались, садились за стол
- раньше все было свое, покупали только чай, хлеб, сахар, конфеты
- молодые сидели «на простенке» в центре; по краям от невесты сидели
шаферины, от жениха – шаферы
- у жениха могло быть по четыре шафера
- рядом с молодыми сидели родители – рядом с невестой мать, рядом с
женихом отец, дальше – шафера и шаферины; потом садились
приглашенные родственники
- после венца (на следующий день) делали «приезд» у жениха –
привозили к жениху родителей невесты
|
Репортаж |
|
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий.
Виноград зелёный,
Яблочек садовый.
- фрагмент текста
- комм.: невеста с женихом ходили по полу, а гости пели
|
Свадебная |
|
О свадебном обряде:
- на свадьбе
танцевали краковяк, падэспань, вальс; плясали
- невеста с женихом после угощения сами выходили из-за стола,
плясали вместе с шаферами; молодые ходили вдоль по полу, им
припевали песни
- шутили: шафера садили на стул сватью, невесту, жениха, поднимали
вверх под потолок, припевали песни
- на вечеринке (у невесты) и на «приезде» (у жениха) веселились
- когда поднимали на стуле, то кричали «ура»
- когда у жениха был «приезд», то гости кидали деньги на поднос,
который лежал на столе
- невесте (?) дары дарили: полотенца, салфетки, сорочки (все было
свое, тканое)
- когда дарили, говорили: «Наша невеста – не ткаха, не пряха»
(упоминание приговора)
- были специальные люди, которые с подносом угощали всех; на
подносах разносили стаканы, чашки с чаем
- варили пиво, делали квас, пекли большие квасники
- припоминает, что невесте косу расплетали, она прощалась с волюшкой
|
Репортаж |
|
О полевых работах, о традиционном укладе жизни:
- серпами жали,
лошадями плужили;
- папа сеял руками, ходил с ведром; надо было угадать, чтобы посеять
«не редко и не часто», чтобы получился большой колос (20 см)
- с поля все убирали, чтобы не осталось ни одного колоска (родители
учили детей так убирать)
- мать учила дочь жать; в 12-13 лет девочка уже жала по 5 суслонов
- снопы вязали так, чтобы они были красивые; 10 снопов – суслон;
когда все высохнет, то отец убирал в стоги
- дети навоз по полям развозили
- отец учил боронить (на своих конях)
- летом родители будили детей очень рано, чтобы они шли на сенокос;
в воскресенье отдыхали
- последний сноп – для себя жали «отжинаху»; мать говорила отцу:
«Дожинайте и привезите снопочек овса, а я вам пирогов напеку,
напряжу»; когда принесли последний сноп, мать велела положить его в
угол, под икону; потом этот сноп мать скармливала коровам; последний
сноп- «отжинаха»
- поговорка: «Пречистая – на полях чисто»; к Пречистой старались все
убрать с полей
- мать отправила детей (дочь с сыном) дожинать последний сноп, они
принесли его домой и положили под иконы; мать к этому времени
напекла пирогов
- у папы был костюм из тонкой шерсти (мать сама пряла шерсть), рано
утром в этом костюме отец ходил сеять
- отец выбирал место для посева, где посуше; отец ходил наблюдал за
землей, за погодой, выбирал время, когда лучше пахать и сеять
- в семье А.А. было три поля, в каждом поле было пять полос; еще
была четвертая поляна (тоже в пять полос); отец сам все пахал и сеял
- отец выбирал землю, чтобы земля была «как пух»
- когда жали, старушки пели песни; пели громко, было слышно, как
поют
- отец держал много коров для навоза – «надо земелюшку оназемить»
- собирали навоз: там, где стояли коровы, подкладывали хвою (еловые
лапки), сверху клали соломку
- навоз возили зимой, весной, летом; в Петров день возили навоз,
чтобы садить картошку
- зимой отец уезжал на заработки, работал токарем; перед отъездом
отец оставлял работу для семьи – высушить, намолотить зерно, чтобы
потом, когда приедет, везти зерно на мельницу
|
Репортаж |
|
Параход идёт на низ,
А параходу кланялись,
А лучше милого поклоны,
Лучше всех пондравились.
- текст
|
Частушка |
|
Налей-ко, мама, самовар,
Золотые чашки,
Придёт милой чаю пить
В розовой рубашки.
- текст
- комм.: маленькие девочки (13-14 лет) жали и припевали песни; с
песнями было веселее работать; на других полосах тоже пели песни,
было слышно
|
Частушка |
|
Косила,
покосила,
О камень косу бросила,
Осёлочку под ёлочку,
Сама пошла к милёночку.
- текст
- комм.: пели не растяжно; в Белозерске пели растяжно, а здесь – нет
|
Частушка |
|
Скоро, скоро Троица,
Скоро лист наполнится,
Скоро милинькой приедет
Сердце успокоится.
- текст
|
Частушка |
|
Я иду, а милой пашет
Чёрную земелюшку,
А подошла, ему сказала:
- Получай изменушку.
- напев
(декламационный)
- комм.: на жатве пели частушки и песни
|
Частушка |
|
На улочке комарочки
- не?льзя спать
Чуть уснула я, младенца.
- фрагмент текста
(1 строка)
- комм.: могли петь на жатве; на праздниках собирались, пели песни;
старые люди заводили, а девчонки подпевали
- повтор фрагмента текста (2 строки)
|
Лирическая (?) |
|
О беседах:
- караводом ходили
- на вечерах плясали играли в хороводы
- ходили на бисёды; приходили звать на бисёду – кричали в окошко:
«Приходите на бисёду»
- на бисёдах пели песни, плясали
- девочки на сарае учились плясать («Краковяк», Танец); потом, когда
научатся, то приходили на бисёду
- бисёды могли быть по вечерам на неделе и в воскресенье
|
Репортаж |
|
- продолжение
репортажа
- девушки приходили
на бисёды с прялицами, пряли
- мама ткала матрасы, полотенца, салфетки
- на беседах пряли шерсть (на носки, перчатки), вязали
- без прялки мать не отпускала на беседу, говорила: «Иди с прялкой,
там сидите с прялкой, чтобы был напряден простень [веретено]»
- парни шутили («пригагутки»)
- девки сидели, а парни плясали «Русского»
- плясали «Краковяк», кадриль
- в пост бесёд было мало – грех было ходить, собирались только по
воскресеньям
|
|
|
Об изготовлении одежды:
- в Великий пост
мама ставила «став», «ставину»; дочь наматывала мотушки на барабан;
мама сновала на «снуйки»; мать учила дочь вдевать ниченки
- в пост ткали, пряли
- мама ткала из шерсти и шила тонкие шерстяные «пинжачки», брюки, в
такой одежде отце весной ходил в лес, к огородам
- праздничную одежду и обувь покупали; повседневную одежду шили сами
- полотенца ткали
- приданое копили
- на пяльцах вышивали «концы» полотенец разными рисунками
- у матери приданое для дочери было приготовлено заранее
- в свадьбу дары дарили
- мать не давала дочери прясть лён, дочь пряла «пачесы» и «отрепы»
для половиков; мать сама пряла очень тонко
- лен надо было предварительно выдергать, замочить в ручей, потом,
когда отмокнет, разослать, лен лежал две недели, чтобы стал белым;
потом лен убирают, сушат (становят в бабочки, вяжут снопы), потом
убирают в сарай и мнут на мялках, потом треплют, чтобы вышла шелуха
и лен был мягким; потом мама чесала щетками; получались сначала «отрепы»,
потом «пачесы»
- костру после чесания льна куда-то убирали, м.б. закапывали
- в обработке льна старались успеть так, чтобы к марту, в Великий
пост, можно было прясть, ткать, чтобы к Пасхе все было готово
- в конце лен «бучили» камнями, чтобы он был еще белее, или клали на
снег, чтобы лен выбелился
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: на Пасху к
иконам вешали новые длинные полотенца
- когда в Пасху приходили гости, то на стол постилали салфетки
- в Пасху собиралась «родов? большая» (много родственников), было «гост?вьё»
- мама к Пасхе пекла розанцы, пироги, делала сухари
- яйца красили разными красками: синими, розовыми, красными,
коричневыми (краски покупала мама); красили в луковой коре, красили
березовыми листьями (яйца получались желтые)
- парни собирались на улице, бились яйцами, кто больше выиграет;
бились – один держит, а другой бьет; был случай, что парень
выигрывал, а потом узнали, что у него было деревянное яйцо, потом
этого парня наказали
- в праздник приезжали на конях торговцы; играли, веселись, песни
пели
- детишки бегали по домам (к своим родственникам), их угощали
яичками (специально готовили много яиц); детишки брали яички и сразу
убегали
|
Репортаж |
|
Христос воскресе и
Смертии смерть поправ,
И сущим во гробе живот дарова.
- текст
|
Пасхальный тропарь |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕРБНОЕ
ВОСКРЕСЕНЬЕ: мама не давала ничего делать, считали «за грех»; мама
отправляла детей в церковь за вербушками и за святой водой; батюшка
в церкви святил детей, наливал им святой воды в битончик; освященную
вербушку мама клала под иконку, чтобы потом с ней выпускать коров
|
Репортаж |
|
О скотоводческих обрядах:
- ЕГОРИЙ – первый
выгон коров: мама брала икону и вербушку, обходила коров, прыскала
их святой водой, принесенной в Вербное воскресенье, и выпускала
скотину «на Божью волю»;
- первый раз выпускали коров в стадо, пастух обходил все стадо на
поляне, читал по бумажке что-то божественное
- вербушку, которой мама выгоняла коров, мама «кладовала» под
иконку, вербушка там стояла весь год до «новой вербушки», когда
ставила новую вербушку, то старую куда-то выкидывала
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
назывался сочельник перед Пасхой
|
Репортаж |
|
О скотоводческих обрядах:
- когда корова
отелится, то мама брала мягкой соломки, клала в ведро с крещенской
водой крестик, этой водой мама мыла коровушку после отела, чтобы
чисто было доить
- ближе к лету перед первым выгоном мама подрезала корове хвост
|
Репортаж |
|
Дома ли корова,
Дома ли телята,
М?леньки
робята?
- в Егорий мама
давала детям колокол?,
дети бегали с ними по деревне
- текст
- комм.: это припевали; дети прибегали к каждому дому, колотили
колоколами; каждый ребенок вешал колокол на шею, прибегали к дверям
дома и припевали
- повтор текста
|
Припевка в Егорий |
|
О детском воспитании:
- в каждой семье
было много детей (до семи человек)
- дети обирались вместе, играли в городки, в козни, в «хлопту»
- мужики делали в деревне «гиган[т]», дети качались на нем в
выходные дни (воскресенье)
- на неделе дети не бегали, ходили на сенокос, на жатву
|
Репортаж |
|
Дома ли корова,
Дома ли телята,
Ма?леньки
ребята?
- текст
- комм.: дети бегали, припевали громко, «вси в голос»
- проба интонирования
- комм.: пока дети бегут от дома к дому, «барабанят» колоколами,
когда подбегут к дому, то припевают; хозяева выходили к детям; дети
стояли у дверей, «барабанили» колоколами и припевали «в крык»;
взрослые детям говорили: «Ой, ребята, седни Егорей, бегите с
колоколам», дети говорили: «Давайте колокола нам»
|
Припевка в Егорий |
|
О скотоводческих обрядах:
- ЕГОРИЙ: мама
обходила корову с иконкой и вербушкой
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- считали сорок
утренников - «кладовали» камешки, примечали, сколько будет морозов;
камешки клали на опечек; мама велела детям считать морозы
- БЛАГОВЕЩЕНЬЕ: мама говорила: «птичка гнёздышка не вьёт, красна
девка косы не плетёт»; нельзя было работать
- НИКОЛА МИЛОСЛИВОЙ: примечали, когда Никола пройдет, то можно
садить лук
- СВЯТКИ: окрутники бегали, собирались молодежь и бегали по своей
или по соседней деревне; окрутники надевали мамины юбки, длинные
бабушкины платья или штаны с шапками (мужиком); окрутники в доме
плясали и убегали; хозяева пытались узнать, кто нарядился
- окрутники наряжались медведем – надевали вывернутую шубу, солдатом
– надевали военную фуражку, моряком – морской пиджак брала у отца
- окрутники приходили на бесёду, надевали маску
|
Репортаж |
|
Христос рождается, славите,
Христос в небе, здраствуйте,
Христос на земле возноситеся.
- снач. комм.: ходили «славить Христа»
- фрагмент текста
- комм.: пели дети
|
Рождественский
тропарь |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: гадали,
жгли бумагу «против тени», смотрели, что покажется
- МАСЛЕНИЦА: в Анхимове было катание; молодежь катались, выбирали
себе невест, после масленичного катания сватали невест
- катались на санках с горы «в реку»; на горе была часовенка
- пацаны приносили дрова и поздно вечером жгли костер
- катались на «подсанках»
- для костра брали дрова каждый сам у себя дома; костер жгли на горе
- когда катались с горы, «стоит одно пищ?енье»
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: постились, детям говорили: «Надо терпеть до Пасхи»;
говорили, что если оскоромитесь («наком?итесь»),
то потом заболеете
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда человек
умрет, клали на диван или на скамейки, на табуретки
- бывало, что раньше причитывали по покойнику
- когда человек умрет, то кто-то один молча читает Библию
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- здесь были
праздники Покров и Троица
- в д. Филиппово были праздники – Мед†сей (зимой) и Фролов день (31
августа)
- служили в церкви молебен, в конце службы ударял колокол, и все из
церкви уходили
- в д. Филиппово на горе была небольшая часовенка; в ней служили в
Фролов день,
- ФРОЛОВ ДЕНЬ (ФРОЛЫ И ЛАВРЫ): коровушек гоняли и прыскали; делали «ерда?н»,
батюшка служил над водой, потом собирали коров и батюшка их прыскал
- на Фролов день у реки специально делали «ердан»: делали доски,
столбы, чтобы люди могли зайти
- коров прогоняли мимо реки, мимо «ердана» в деревню и прыскали
- праздновали Рождество, Пасху |
Репортаж |
|
|
|
|
|