Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 26 >>> Сокольский, Харовский, Вологодский  районы

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 281

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Сокольский р-н,
Нестеровский с/с
д. Нестерово
30.01.2007

 

Зап.: Кулёв А.В.,
Самойлова Е.В.,
 Кулиганов В.А.

 
Исп.: Шалашов Николай Фёдорович, 1921 г.р., зд.
Шалашова Александра Иосифовна, 1926 г.р., род. в Кировской обл.
 

01.

О календарных обрядах и праздниках:

Святки:
- кудеса могли рога прицепить и хвост, так парни наряжались, ходили по домам, плясали, им подавали пирог
- девки ходили в овин гадать, отдадут ли замуж, выставляли з..., один мужик вырядился, пошёл в овин, стукнул девушку по з..., она через три дня умерла
- кудес
а во все деревни ходили, лицо закрывали платком
- шубу выворачивали, лицо закрывали, чтобы не узнали
- кудеса песни пели
 

Репортаж

02.

О беседах:

- на вечёрки собирались в Святки, квартиру покупали, деньги платили хозяину
- писали пригласительные из другой деревни, приглашали на вечёрку
- вся молодёжка собиралась
- посиделки были, кружева плели, собирались молоденькие девки, парни приходили, это называлось «кружки» 
- гармошки были на посид
енках, плясали, песни пели коротенькие
 

Репортаж

03.

О престольных праздниках:

- ходили в д.д.Михалёво, Лемково, Чёпалево, Конониха
- во всех деревнях по-разному были праздники
- в Миахлёве праздновали Михалёвское воскресенье, в Лемкове – Успеньев день, в Верикшино - Троицу
- Михалёвское воскресенье бывает летом в сенокос, в июле, в середине воскресенья
- на праздники собирались, выпивали, пиво варили флягами
- гуляли по всей деревне
- собирались на середине деревни, около часовни
- бабы и девушки собирались под руки и шли после праздника, выпивали немного, песни пели
 

Репортаж

04.

О музыкальных инструментах:

- гармонистов было много раньше
- тальянки были, тот, кто играл, сам и пел
- балалайки были
 

Репортаж

05.

О календарных обрядах и праздниках:

- в Крещенье утром или с полуночи ходили за водой
- этой водой освящали всё в доме, скотину освящали, воду хранили, пользовались, когда человека заболеет, помогало
 

Репортаж

06.

О представлениях, верованиях:

- сам ходил в церковь в Крещенье, выпил 100 грамм, упал с печи, руку сломал, икона всё исцелила
 

Репортаж

07.

О календарных обрядах и праздниках:

Масленица:
- на конях катали, со всего сельсовета приезжали, ребята девок катали
- ребятишки бегали по деревне, собирали всё старое, заходили в избу, просили: «Дайте виников, надо Масленку сжечь»
- сжигали позади деревни, груду делали, поджигали
- давали веники, давали и тряпки, давали использованные веники
- сама специально к Масленице копила использованные веники, чтобы отдать, когда придут просить
- зять к тёще приезжал на Масленку в пятницу, Масленка была в воскресенье
- в субботу блины пекли, а в воскресенье – пироги – рыбники, наливушки
Святки:
- ребятишки золой мазались
- на Старый Новый год в золе в печке копались, чтобы богатыми быть, отпускали серебряную монету в умывальник, чтобы девушки были красивыми (по словам работника местного ДК, ей рассказывала бабушка – Верескова Анна Александровна, род. из д.Борщово)
- девушки просились у хозяев плясать в избу, приходили парни, пели про девок частушки, девушки – про парней, маленькие ребятишки на полатях сидели, смотрели
- пели хорошие частушки парни про девушек, если парень не нравился, то ему песню пели
Вербное воскресенье:
- приносили вербы, втыкали во дворе к дверям, выпускали с в
?рбушками первый раз, потом ставили за икону, на следующий год вербы приносили новые, а старые сжигали в печи
Пасха:
- пироги пекли, яйца красили луковым пером
- «Христа» пели дома и в церкви

- священник приходил в избу, что-то пел, перед иконам вставал     

Троица:
- яйца пером красят
- мужчины играли, катали яйца в другой деревне, в Углу за 3 км.
- берёзки приносили, втыкали под окошко на улицу, над дверью ставили
 

Репортаж

08.

О похоронно-поминальных обрядах:

- по воскресеньям ходят на кладбище
- на Троицу ходят на кладбище накануне и в саму Троицу
- крупу на могилу сыпали
- после Троицы яйца клали
- умершему вино наливали, с ним чокались
- не каждому носят вино, пироги, яйца клали на могилу
- птицы всё съедают, что оставят
- крупу сыпали на саму могилу, яйца на саму могилу тоже клали
- хоронили больше там, где родители положены
- три дня лежал покойник в доме
- гроб ставили в передний угол наискось, головой к иконам
- приходили люди, посидеть у покойника, ходили свои и чужие, соседи, немного стояли и уходили
- когда повезут хоронить, приходили провожать
- если кто-то свой умрёт, причитали, слова говорили
- если муж умрёт, жена плакала, что он её оставил
- на кладбище, когда спускали гроб в могилу, прощались, плакали
- гроб спускали на верёвках
- платочек в руки покойнику клали, крест на него надевали
- постель из ваты клали, веники сыпали, щипали листочки, потом закрывали простынью
- Троица – Богородица тоже любит веники, поэтому и в гроб надо веники положить
- голик от веника сжигают в печи и стружки от гроба тоже
- покойника расчёсывают и гребешок кладут в гроб
- мыло кладут в гроб, воду выливали на улицу
- бывает, что покойника видят во сне
- на кладбище ходят на 40, 9 дни и на второй день после похорон, делают обед
- кладбище далеко, поэтому ходят с утра
- деревянный крест ставят сразу
- до 40 дней землю не трогают
- чтобы не бояться, надо в ногах у покойника постоять, чтобы он не снился, если покойник снится, значит он просит поминок, надо в церковь сходить, бумажку написать; до 40 дня вывешивали полотенце на угол, покойник будет ходить и умываться, вешали полотенце на окошко с улицы (по словам работника местного ДК, ей рассказывала бабушка – Верескова Анна Александровна, род. из д.Борщово)
 

Репортаж

09.

О спасении Богородицы.

За берёзами ходят в Троицу, Богородица спасалась под берёзой, поэтому берёзу любят. Когда Богородица родила Иисуса Христа, люди хотели сына убить, один мужчина взял Богородицу, посадил на осла и повёз, её искали, она села под берёзу и берёза её закрыла до самой земли.
- комм.: есть книжка Евангелие, это в книжке прочитал; берёза – это особое дерево, поэтому её в Троицу выставляют и в гроб кладут
 

Легенда

10.

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше ёлки не кидали по дороге, а теперь кидают
- когда Иисус Христос шёл, его встречали, кидали ёлку, а сейчас, когда умрут люди, кидают ёлку
- раньше веточки ёлки не кидали
- берёзу ставили в Троицу, потом когда берёза высохнет, её сжигали
- раньше берёзу на кладбище садили
- раньше оград не было, ставили деревянный крестик и садили дерево, если всё сгниёт, память останется (по словам работника местного ДК, ей рассказывала бабушка – Верескова Анна Александровна, род. из д.Борщово)
 

Репортаж

11.

О календарных обрядах и праздниках:

- Иванов день здесь не праздновали, в другой деревне был этот праздник
 

Репортаж

12.

О  бытовых обрядах:

- для скотины веники ломали в любое время, а для бани в особое, иначе зачешешься
- не ломали веники после Ильина дня, до Троицы веники тоже не ломали
 

Репортаж

13.

Об обрядах со скотиной:

- сам коров пас, некоторые коровы убегали, один мужик сказал, что если купишь корову, то надо взять кусок хлеба, посолить и дать ей, она не станет бегать
- чтобы быка не бояться, надо ему тоже кусок хлеба с солью дать
- чтобы корова была ко двору, надо покупать чёрную
- есть «хозяин» во дворе
 

Репортаж

14.

О «хозяине».

Один мужик «хозяина» видел, он мягкий, пушистый; если корова ко двору, то он её будет кормить, если корова не ко двору, то одни кости вылезут у неё.
 

Бывальщина

15.

О пастушеских обрядах:

- сам пас с иконой коров, они не бегали, икона в кармане лежала
- пас с иконой Егория, бабка научила – мать отца
 

Репортаж

16.

О жатвенных обрядах:

- сноп ставили в передний угол, он долго стоял, потом скотине скармливали
- если совместно жали, то песни пели, это при колхозах было
- были помочи – молотили один у другого, потом на другого
 

Репортаж

17.

Богородица Дева, радуйся,
Благодатная Мария, Господь с тобой,
Благословенна ты в жёнах,
Благословен плод чрева твоего

 

Молитва

Сокольский р-н,
Архангельский с/с
с. Архангельское
31.01.2007

 

Зап.: Самойлова Е.В.,
 Кулиганов В.А.

 
Исп.: Мокина Валентина Николаевна, 1935 г.р.,
род. - с.Новое Усть-Кубинского р-на (здесь живёт с 1960 г.)
 

18.

О войне:

- мужа взяли в армию, он попал под Сталинград, ранило
- по снегу шли, куриной слепотой болели
- всю войну прошёл, дембелизовали по состоянию здоровья
 

Репортаж

19.

О церкви:

- в одной церкви был клуб, в другой зерно хранили, лён трепали
- во время одной свадьбы церковь загорела
- церковь до войны закрыли в 30-х годах, колокола снимали
- парторг был против того, чтобы церковь открыли снова, люди были за
- одни колокол упал с церкви, долго его не могли найти, он в землю ушёл
 

Репортаж

20.

О ярмарках:

- в селе всё время были ярмарки во всех местностей
- стояли каменные ряды – магазины
 

Репортаж

21.

Об истории края:

- в поповских домах была амбулатория, потом школы
- в селе жило много попов
 

Репортаж

22.

О ярмарках:

- ярмарки на Масленицу были, много народа приезжало
- в Крещенье много народа собиралось, одевали жилетки, показывали молодые и парни
- девушки собирались ткать на посиде
нки
- на гульбища все собирались, смотрели, кто как одет, бедно или богато
- в Крещенье выходили одевались
- в Святки приезжали ряды, торговали всем: мёдом, льном, льняным маслом, что растили, то и продавали, рогульки пекли, пироги и продавали
- приезжали торговцы с Вологды, Харовска
- отец был сапожником, ездил продавать
 

Репортаж

23.

О церкви:

- в Кумзере были две церкви – летняя и зимняя, те, кто ломал, померли
- кирпичи церковные не ломались, а крошились
- зерно хранили в церквях потом
 

Репортаж

24.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки – с Рождества до Крещенья
- ряженые ходили, колядовали
- в это время всё можно
- в Крещенский сочельник – нельзя есть, надо говеть, Святки кончаются
- гулянья везде разрешались
- в Крещенье ходили за водой на реку, брали маленькие ведёрки; прорубь делали, и сейчас сами делают
- вода Крещенская год стоит и не портится
- дом святили перед праздником, перед Крещеньем святили
 

Репортаж

25.

Крещенская вода каплей в море,
Во имя Отца и Сына

- снач. комм.: если Крещенская вода заканчивается, то её разбавляют простой водой
- фр. текста
- комм.: доливает воду и опять становится святая вода, в церковь не ходит
- текст
 

Молитва

26.

О календарных обрядах и праздниках:

Крещенье:
- умывались
- купаться в Крещенье стали только два года назад
- в 12 часов ночи батюшка приходит на реку святить воду
- бабушка рассказывала, что раньше обливались водой
- девки и ребята одевались красиво, вставали на реку
- деревня три раза горела, раньше она была большая, дом к дому стоял
- девушки и парни гуляли, смотрели,  как воду святили, набирали
- собирались в комнатах, пряли 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298