Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 245

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
д. Глебово
25.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.
Кулев А. В. 

Исп.: Павлова Мария Ивановна, 1933 г.р., род. - д. Гористая Глебовского с/с
Комлева Валентина Тимофеевна, 1930 г.р., род. - зд.
 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

- дядя приготовил себе гроб за 28 лет до смерти и хранил в нем зерно ,а когда умер, то гроб оказался короче чем нужно
- в урочные дни на столе обязательно должны быть яйца, оладьи и кисель
- киселем и оладьями начинают и заканчивают поминки
- в 40 день, когда покойного провожают, выносят на улицу стол, застеленный скатертью, на него ставят оладьи и кисель; проводив покойного, этими блюдами его поминают, а потом снова идут в дом и там могут продолжить поминки
- считается, что то, что приготовлено на поминки, все должно быть съедено и выпито
 

Репортаж

02

Помяни, Господи, раба божьево Ивана

- снач. комм.: яйца разрезают на дольки и кладут на тарелку, каждый креститься со словами и берет дольку
- такие слова говоря за каждой едой
 

Приговор

03

О похоронно-поминальных обрядах:

- вечером, накануне урочного дня, когда сидят, то покойному оставляют место в переднем углу, кладут еду и ставят выпивку
- до полуночи душа сидит, а потом улетает, а потом утром, снова прилетает
 

Репортаж

04

Приходите, приготовлено,
За столы дубовые,
За скатерки набраные

- фр. текста
- комм.: с кладбища первый человек идет  с причетами, народ его встречает и пропускает первым в дом вместе с покойным
- место за столом оставляют для одного покойного, а приглашают всех родителей
 

Поминальное причитание

05

О похоронно-поминальных обрядах:

- на поминки приехала родственница, умевшая причитать, а ее внук в тот момент, когда покойного привели с кладбища сказал, что дедушка (умерший) сидит в углу
- маленькие дети видят покойных
- дети – «ангельские душеньки», не грешные и они видят души умерших
- до 40 дня для покойного оставляют чай, выпивку
- свекровь просила на ночь ей класть под голову не подушку, а какой-нибудь пиджак
- до 40 дня покойник приходит ночевать домой и спит там, где спал при жизни
- до 40 дней не закрывают двери,  чтобы родитель мог ходить
- угощение для покойного ставят в передний угол, сама ставила чай каждое утро, когда чай выпивали внуки, то ставила снова
- покойного обмывают через 2 часа после смерти, обмывать могут родственники
- посудину, из которой обмывали покойного, вместе со стружками от гроба и вениками выносят и сжигают
- когда покойника вынесут из дома кто-то остается, переворачивает все лавки и стулья и моет все со святой водой
- после покойного все стирают, если ходят на реку, то обязательно вдвоем, так же, как и моют пол после покойного
- чтобы покойного не бояться, когда моют пол после него, то опрыскивают святой водой
- если кто-то сильно боится, то можно сесть возле покойного и подержаться за его ноги
 

Репортаж

06

Ух, нету. Ух, нету. Ух, нету

- снач. комм.: после того, как покойника похоронят, открывают подполье и трубу и кричат
- комм.: так говорят, потому что человека не стало
- повтор
- повтор
- после похорон возвращаются с причетами и кричат
 

Выкрик после похорон

07

О похоронно-поминальных обрядах:

- гроб с покойным окуривают вересом, после того, как покойного вынесут из дома, то в доме тоже жгут верес
- покойному в гроб кладут иконку
- крест на могилу ставят сразу, а потом ставят памятник
- крест делают сразу вместе с крестом
- над гробом делают потолок из досок, раньше так не делали
 

Репортаж

08

О представлениях и верованиях:

- когда душу покойного приглашают в баню, то она прилетает
- в 40 день умершего судят
- настоящая жизнь на небе
- аборты – грех
- говорят, что обмывать покойников – хорошо
- до 40 дней душа ходит «по воле», а потом на суде решат, где она будет
- за 40 дней душа покойного должна облететь все места, в которых он был
 

Репортаж

09

Вы спуститесь с неба, ангелы,
Розгромите гробову доску
Гробова доска поразломиласе,

- фр. текста
- снач. комм.: причитают на 40 день
 

Поминальное причитание

10

Вы спуститесь с неба, ангелы,
Вы разбейте гробову доску
Гробова доска да пораздвинулась
Вы вложите в тело душеньку

- текст
- комм.: это причитание, его произносят со слезами
 

Поминальное причитание

11

Как подойти да мне сиротиночке,
Как к могилушки да глубокие,
Как мине да сиротиночке,
Ой, к могилушки да высокие

- фр. текста
- напев
- комм.: нужно знать слова
- причеты бывают разные
 

Поминальное причитание

12

Ты оставил миня,
Не пора бы, да не времечко,
Тибе лежать в сырой земелюшке, да

- фр. текста
- комм.: причитают в урочные дни
 

Поминальное причитание

13

Не пора да тибе не времечко,
Лежать да тибе в сырой земелюшке
Што не светит после тибя у миня да в горенке
Не солнышко да

- фр. текст
 

Поминальное причитание

14

Потеряла я да не сто рублей, да не тысецю,
Потеряла я своево да сына милово,
Што больше да мне да тибя не видывать
Голоска да твоево да не слыхивать

- фр текста
 

Поминальное причитание

15

Повстречаешь там соседей, да кланейсе,
Росскажи про миня про сиротиночку да,
Туда уж нету не конной дороженьки,
Не какой тропочки

- фр. текста
- снач. комм.: в причетах можно передавать приветы умершим родственникам
- комм.: на том свете покойники встречаются, родственники живут вместе
 

Похоронное причитание

16

О похоронно-поминальных обрядах:

- кладбище называется «басино»
- родители лежат на разных кладбищах, поэтому приглашает всех на одно ближнее кладбище, т.к. на дальнее ходить далеко
- приходя поминать на кладбище, вокруг каждой могилки обсеивает пшеном, чтобы птички помянули родителей
- на столик возле могилы стелют чистое полотенце или тряпочку
- раньше столики не делали, поэтому угощение раскладывали на могилку и поминали стоя на коленях
- на кладбище приносили вареные яйца, пироги, можно приносить печенье и конфеты
- сами поминать ходят не только в урочные дни, но и в любые другие, когда соскучатся
- приходя на могилы, рассказывают родителям о своих делах, при этом нужно держаться за крестик, если держаться за крест, то покойник все слышит
 -однажды, заехав на кладбище, попросила покойных подать знак, если сын и муж ее слышат, то пусть подадут знак, но не напугают, и они приснились ей кошкой
- когда причитают, то жалеют и себя и покойников
- причетами всю обиду выкладывают тогда, когда покойного обмыли и положили на лавку
- причитают в тот момент, когда покойного выносят из дома на улицу ,ставят на машину
- человек умирает, а душа вылетает, в момент смерти ставят святую воду, чтобы душа могла помыться
- душа может вылететь в любую щель, двери открывать не нужно
- двери открывают только в 40 день, когда провожают родителя
- когда родитель уходит, то по дороге идет вихрь, сама не видела, но видели крестники, когда провожали мужа
- в 40 день покойного провожают с иконой, раньше ее несли в решете, а теперь просто на руках ,покрытую полотенцем
 

Репортаж

17

О скотоводческих обрядах:

- раньше в Егория – 6 мая обходили скотину с иконой и пирогом со щукой; щука, а не другая рыба, т.к. у нее в голове крест (кость в форме креста)
- мать обходила скотину сама, взяв с собой кого-либо из внуков, обвязывалась ремнем, за него затыкала топор, брала решето с пирогом, иконой и ветками вербы
- мать наказывала, что от каждого животного нужно взять по шерстинке и запечь в пирог, а потом этот пирог разделить между всеми животными
- в Великий четверг ,подстригали хвосты у домашних животных, а потом эти кончики опускали в реку, так учила свекровь
- некоторые  хвостики бросали в навоз
- в день первого выгона ветки вербы с которыми обходили скотину втыкали в хлев под матицу, а оставшиеся  приносили домой
 

Репортаж

18

О календарных обрядах:

- в субботу накануне Троицы приносили из леса березки и ставили возле окон дома
 

Репортаж

19

О представлениях и верованиях:

- самое надежное дерево для защиты от грозы – ель ,в лесу лучше всего прятаться под нее
- если выбросить во время града на улицу сковороду, то град перестанет идти
 

Репортаж

20

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда причитают на кладбище в урочные дни, то всех покойников поминают и приглашают, можно попросить любого из них позвать с собой всех остальных
- поминать родителей нужно за едой
- когда что-то делаешь, то можно попросить родителей помочь и становиться легче

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
п. Визьма
25.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

 

Исп.: Бойкова Анна Васильевна, 1919 г.р., род. - д. Перхлойда Глебовского с/с (ныне Визьменский с/с) 

21

О свадебном обряде:

- у самой свадьбы не было
- раньше невесту выбирали родители и сами ее сватали
- многие девушки отказывались, а родители заставляли
- были девишники
 

Репортаж

22

О воспитании детей:

- детей раньше качали в зыбке ногой, при этом не отрывались от работы - пряли
 

Репортаж

23

Баю, баюшки, баю,
Не лёжися на краю,
Придёт серенькой волцёк,

Тибя хватит за боцёк

- фр. текста
 

Колыбельная

24

Баю, баюшки, баю,
Не лёжися на краю,
Придёт серенькой волцёк,

Хватит за боцёк

-  интонированный текст
- комм.: ребенок засыпал, не плакал
 

Колыбельная

25

О календарных обрядах:

ЖАТВА
- на жатву брала с собой ребенка, он спал лежа в зыбке  а сама в это время жала
- жали серпами, косили горбушами
- детей рожали прямо на работе
- чтобы во время жатвы не болела спина, женщины катались, когда услышат первый гром
- первый сноп ставили в передний угол и в него втыкали серпы, сноп стоял, пока не осыплется ,потом его бросали в навоз
- сноп в углу означал пожинки
- на пожинки варили кутью – кашу из зерен, которые опали со снопа
- с первым сжатым снопом обходили скотину, а потом его ставили в угол
 

Репортаж

26

Дремучие леса,
Широкие поля,
Сохраняйте наше собственное хозяйство

- комм.: с такими словами в первый раз выгоняли скотину
- так просили у всей «Божьей воли», у всей природы
- обходил самый старший хозяин дома, который одевался особым образом и подпоясывался красным поясом
 

Приговор

27

О пастушеских обрядах:

- пастух пас коров с обходом, благодаря которому звери не видели скотину и не трогали ее
- пастух ходил по очереди в каждый дом, питался
- пастухи играли на барабане, звук которого разносился очень далеко
- коров пасли в лесу и у леса просили, чтобы он сохранил скот
 

Репортаж

28

О представлениях и верованиях:

- у леса есть хозяин
- домовой – хозяин двора
- в доме, в бане, во дворе, под полом – везде есть хозяева
 

Репортаж

29

Хозяин, хозяюшка и хозяйские малые детушки,
Розрешите мине помыться

- снач. комм.: перед тем, как помыться в бане, нужно спросить разрешения у хозяина
- комм.: если зайти без разрешения, то можно застать за мытьем хозяина, а он может обварить кипятком
- от того, что ходят без разрешения, погибают
 

Приговор

30

Спасибо, хозяин, хозяюшка,
За то, што я помылась

- снач. комм.: после бани нужно поблагодарить
- комм.: помыться нужно до полуночи,  т.к. в полночь – запрет, моется хозяин
 

Приговор

31

О представлениях и верованиях:

- перед тем, как идти на двор, нужно перекреститься

 

Репортаж

32

О родинах:

- в старину женщины могли родить прямо на дворе
- раньше, чем больше работали, тем легче было рожать
 

Репортаж

33

О похоронно-поминальных обрядах:

- накануне 40 дня и годовщины со дня смерти топят баню
- с того света покойных мыться не приглашают
- в урочные дни ходят на кладбище, потом до 12 часов дня поминают, а затем провожают покойного с иконкой ,идут по дороге до определенного места, кланяются
- по умершим причитают
- причитать может мать по сыну ,могут другие родственники
- причитают, когда покойного провожают
- на кладбище не причитают
- причитают, когда покойного выносят из дома
- причет – как долгая песня
- раньше покойных возили на лошадях, возчик сидел прямо на гробе
- возле могилы бросают зерна пшеницы или другие
- в могилу бросают медные деньги – выкупают в могиле место для покойного
- в могиле, над гробом делают крышу из досок
- крест на могилу ставят сразу, потом ставят ограду
 

Репортаж

34

Ты, кормилец-батюшко,
Севодни твой день,
Выходи да из той земелюшки
Приходи да в свой родной дом

- фр. текста
- снач. комм.: в 40 день покойного зовут словами, причетом
- комм.: покойного призывают на урочный день
- потом покойного провожают, проводить нужно до 12 часов, пока открыты все выходы и входы
 

Поминальное причитание

35

О похоронно-поминальных обрядах:

- на поминальном столе в 40 день обязательно должен быть кисель, оладьи и блины, если этого нет, то покойник снится родственникам и обижается
- самое главное на поминках – кисель, сваренный из зерна, его ели с суслом
- за столом покойному оставляют место в переднем углу, ставят стопку вина и угощение ,потом, когда его провожают, это выливают
- покойный может приходить или сниться во сне
- покойник сам придти не может, т.к. зарыт в землю
- покойного кладут на лавку, все приходящие приносят покойному деньги, которые кладут на блюдечко, стоящее на груди у покойного; эти деньги потом относят в церковь
- в гроб бросают листья от веников
- когда покойного кладут в гроб, то связывают ему ноги
- покойника обмывают на полу
- одежду с покойного нужно сжечь
- покойных можно поминать в любой день, перед иконой или перед едой
- покойных поминают в Троицу, ездят на кладбище и на могилу кладут угощение, и обратно его не забирают, поминать могут птицы или собаки, кто съел, то и помянул
 

Репортаж

36

О календарных обрядах:

- на Троицу ставили к окнам домов березы, которые приносили из леса
 

Репортаж

37

О рекрутских обрядах:

- к Троицкой березке парни, отправляющиеся в армию привязывают ленточки, чтобы к этой березке вернуться
- рекруты устраивали прощальный вечер
- могли кататься на лошадях накануне отправки
 

Репортаж

38

О календарных обрядах:

- в Пасху раньше катали яйца по лотку, а потом собирались в одном доме и ели яйца, не работали, пекли пироги
- Пасха – всеобщий праздник
 

Репортаж

39

Взлай, взлай, кобелек,
Взлай серенький,
В какой деревне
Мой миленький

- снач. комм.: в Святки «загадывали загадки» (гадали): подходили к нетопленной бане и говорили
- комм.: после этого слышался собачий лай
- ходили на кресты, там чертили круг, вставали в него говорили слова и слушали; мог забрякать колокольчик или залаять собака
 

Приговор на гадание

40

Калядошницьки,
Малядошницьки,
Кто даст перога,
Там двор живота,
Кто не даст перога

- фр. текста
 

Колядка

41

Зародилась каляда,
Запоём каледу
У Михаила в дому,
Кто даст перога,
Тому двор живота

- текст
- снач. комм.: заходили в дом и пели, хозяева могли вынести угощение, а могли облить водой
- комм.: выносили пирога или обливали водой
 

Колядка

42

Калядошницки,
Малядошницки,
Зародилась каляда,
У Михаила у двора

- текст
- комм.: хозяева принимали по-разному, могли угостить, а могли и водой облить 

Колядка

 

 

 

 предыдущий <<<

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298