Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 226

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Никоновская
19.08.2005

Зап. Каданцев А. Ф. 
Каданцева О. А.

 

Исп.: Воронина Мария Ивановна, 1917 г.р., род. - зд.  

01

О календарных обрядах:

БЕСЕДЫ
- девушки собирались с прялками в одну избу, пели песни
- для бесед могли выкупить избу у какой-нибудь старушки
- плясали «ланчика» на 4 или больше пар
- парни выводили девушек в середину круга и пели частушки
- в конце «ланчика», перебирали руками, идя навстречу друг другу
- во время пляски могли дробить
- на беседе девушки могли плясать по одной
- на беседы могли приходить пожилые женщины, чтобы посмотреть на молодежь
- играли в какие-то игры
- пары садились на скамейку и что-то загадывали
- на беседы, где были пляски, девушки приходили без работы
- беседы проходили по домам всех девушек по очереди
- без работы собирались в праздники или по воскресеньям
- на большие беседы могли приходить парни и девушки из других деревень
- парни на беседах присматривали себе невест
- летом были гулянья, молодежь ходила по деревне с песнями
- праздновали Дмитриев день и Николу
- молодежь вечерами в летнее время собиралась «на горушку», пели, плясали
- «на горушки» ходили в теплое время года
 

Репортаж

02

О свадебном обряде:

- к девушкам раньше ездили свататься
- сваты приезжали договариваться с родителями девушки; если договорятся, то назначали день свадьбы
- родители невесты могли собрать угощение
- в какое-то время родители невесту благословляли
- родители ездили смотреть хозяйство жениха
- невеста готовила приданое, ей помогали родители, родственники и подруги
- нужно было приготовит подарки родне жениха
ДЕВИШНИК
- перед свадьбой делали девишник, на который приглашали причитальницу
- невеста сидела и плакала
- девишник начинался утром, после него приезжал жених и вез невесту венчаться
- на девишнике пели грустные песни
- невеста подходила к подругам, плакала
- на девишнике стола не было, невеста сидела на лавку, рядом с ней – причитальница, а вокруг – подруги
- в конце девишника жених приезжал и забирал невесту
- свадьбу гуляли в доме жениха и невеста после этого оставалась в его доме
- у невесты была какая-то «красота»
- после венца молодых встречали родители и что-то им подносили
- на свадьбе молодых сажали на передние места, на лавку что-то подстилали
- на свадьбе угощались, пели песни, плясали
- невеста в какой-то момент свадьбы должна мести пол, на который гости бросали деньги
 

Репортаж

03

О детских играх:

- раньше дети играли тряпичными куклами
- подростки играли «в городки», «в прятки», «в лодыжки»
 

Репортаж

04

О календарных обрядах:

- в Масленицу катались на конях
 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Федоровская
19.08.2005

Зап. Каданцев А. Ф.
Каданцева О. А.

 

Исп.: Торицына Валентина Николаевна, 1938 г.р., род. - д. Кукозеро Антушевского с/с 

05

О календарных обрядах:

БЕСЕДЫ
- раньше, когда не было клубов, молодежь собиралась на беседы
- в большом доме жила одинокая женщина; чаще всего беседы проходили там
- могли приходить пожилые женщины
- парни приходил с гармонью
- народу было много, сидели друг у друга на коленях
- мать рассказывала, что раньше беседы называли «скопишша», которые делились по возрастам, были маленькие
- на беседах плясали по одному или парами «ланчика»
- в «ланчике» пары становили друг напротив друга
- плясали несколько разных фигур
- описание фигур
 

Репортаж

06

Походил к тибе, сударушка,
На каждый вечерок,
Не держала ночка тёмная,
Не тёмный вечерок

- снач. комм.: парни пели девушкам частушки
 

Частушка

07

Подёмте, девушки ланца,
Потом и перебора,
Што-то пало с воронца
И прямо на Егора
 

Частушка

08

О беседах:

- если плясала пара, которая гуляла, то сидящие могли «кыскать», когда эта пара выходила плясать
- на беседе играли «в ремень»
 

Репортаж

09

Продолжение репортажа о беседах:

- бросали на пол ремень и говорили, что кто-то (имя) тонет, если называли имя девушки, то парень которому она нравилась должен был поднять ремень
- играли «в отвёртыша»: ставили скамейку и туда садилась пара, если они по команде повернулись в одну сторону, то выходили вместе, а если в разные, то один уходил и садился другой
- на беседе всегда была девушка – заводила
- играли «в чистую совесть»: все играющие клали руки одна на другую, и тот, чья рука оставалась сверху должен был отвечать на вопросы «по чистой совести»
- у одной девушки парень служил в армии, и она пела частушку про военную службу
- «русского» плясали или одни девушки или одни парни
 

Репортаж

10

Хорошо, подруга, пляшошь,
Я и то так не могу,
Ты наверно научилась
На зелёном на лугу
 

Частушка

11

Вызываю, вызываю,
Вызываю-то ково,
Вызываю Нину милую
И больше никово

- снач. комм.: частушки пели о том что было на душе
- каждая девушка должна сплясать по два раза с той девушкой, которая ее вызвала
 

Репортаж

12

Хорошо, подруга, пляшошь,
Я так эдак не могу,
Ты наверно научилась
На зеленом на лугу

- комм.: две девушки попляшут и выходит другая, которая приглашает свою подругу
- девушка могла проплясать весь вечер, если ее приглашали в «ланчик», плясать по одной
- если в «ланчик» не пригласили, то это было обидно
 

Частушка

13

О пляске:

- парни плясали в таком же порядке, что и девушки
- парень с девушкой вместе не плясали
- по несколько человек сразу плясать не выходили
 

Репортаж

14

О календарных обрядах:

- если ходили на праздник в другую деревни, то всю дорогу до деревни шли босиком и только перед деревней надевали туфли
- будучи подростками ходили по деревне и смотрели, кто где пляшет
ДРАКИ
- вечером, когда уже темнело парни начинали драку
- без драки не один праздник не обходился
- в каждой деревне был парень, который начинал драку; таких парней называли «ухаре
зы»
- парни пели хулиганские частушки, выделывались
- у одного парня была гирька на цепочке, он незаметно кого-то ударял, а сам в драке не участвовал
- дрались деревня с деревней или сельсовет с сельсоветом
ГОРУШКИ
- летом молодежь ходила на косогор, собирались, пели, плясали, жгли костры
- девушки на гулянках ходили «ниточкой» с гармонистом и пели песни
- в какие-то оды стали запрещать праздники, пляски, посещение кладбища
- в клубах плясали «коробочку», «падэспань»
- на Пасху запрещали красить яйца
- на Пасху в овине делали качели из веревок, туда приходили подростки, приносили с собой крашеные яйца
- яйцами играли, но не забирали друг у друга, играли на интерес, потому что яиц было мало
- на Масленицу катались, а в Пасху качались на качелях
- на качелях пели частушки
- яйца катали на проталине; если кто-то катнул яйцо, а другой тоже, и если он пальцем может дотянуться от одного яйца до другого, то он выиграл
 

Репортаж

15

Чикилики-микилики,
Летали голубилики,
По кусту, по насту,
По лебедю укасту
Штучка, клён,
Пошёл вон
 

Считалка

16

На золотом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной,
Кто ты такой
 

Считалка

17

Цыган чёрный
В трубу пёрнул,
Дым валит,
Тибе – водить
 

Считалка

18

Об играх:

- когда играли в городки или «гоняли попа», то водящего выбирали по палке или бросали свои палки – кто кинул ближе всех, то и водит
- палку могли кидать через голову или с ноги
- описание игры в городки
- проигравшего наказывали: клали палки и катали его по ним
- играли «в пороха»: бросали мяч и называли имя, тот, кого назвали должен поймать мяч и крикнуть «стой», после чего попасть мячом в кого-либо
- наперегонки бежали в воду
- в реке ныряли с камнем
 

Репортаж

19

Мышка, мышка,
Вылей воду
На осинову
Колоду

- комм.: прыгали на одной ноге и приговаривали, когда вода попала в ухо
- повтор
 

Выкрик

20

Об играх:

- бросали в воду камешки, чтобы те отскакивали – это называлось «печь шанежки»
 

Репортаж

21

О труде:

- воду носили на коромысле
- для двоих человек коромысло называлось «клечь»
- зимой воду возили на санках в ушате
 

Репортаж

22

Ой, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Давай вёдрышка
 

Закличка на радугу

23

Дождик, дождик, лей, лей,
На миня и на людей,
На миня по крошке,
На людей по ложке

- интонированный текст
 

Закличка на дождь

24

Дождик, дождик, лей, лей,
На миня и на людей,
На людей по крошке,
На миня по ложке

- интонированный текст
 

Закличка на дождь

25

Ох, ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка
Давай вёдрышка

- интонированный текст
 

Закличка на радугу

26

Дождик, дождик, перестань,
Мы поедем в эростань,
Богу молицца,
Кресту поклоницца

- повтор
 

Закличка на дождь

27

О забавах:

- в детстве, когда шли в лес, то подбрасывали корзинки и смотрели, как они упадут, если на бок – насобираешь полкорзины, если на дно – целую, а если кверху дном – ничего не насобираешь
- кидали ближе к лесу, при этом что-то кричали

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298