Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 252

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Тудозерский с/с
д. Климовская
18.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Маркова Л.Ф.

 
Исп.: Киселёва Анна Николаевна, 1926 г.р., род. в д. Павликовская
 

01

Об исполнении песен на сенокосе:

- когда шли с работы домой, пели песни; косы оставляли на сенокосе
 

Репортаж

02

Не тесна угл?амы, а тесна ум?амы

- комм.: про избу; [значит, что много людей может поместиться в избе – см. тетрадь Марковой Л.Ф.]
 

Поговорка

03

О престольных праздниках:

- варили пиво; если после праздника оставалось пиво, то делали складч?ину; женщины собирались со старыми бабками, пели песни
- в д. Павликовская праздновали Казанскую (21 июля); резали барана, мужики покупали песок, варили пиво; гуляли три дня
- после праздника на складчину приносили у кого что осталось; собирались в одно место и пили «остатки»
- складчину делали на четвертый день после праздника или в выходной после праздника; «кто что заберег
?ет» , из этого и делали складчину
- складчину делали на улице
 

Репортаж

04

О представлениях, верованиях:

- сажёные деревья (те, которые кто-то посадил) пилить нельзя; те, которые выросли сами, можно пилить
- дед спилил сажёное дерево и заболел
- узнала об этом в Петрозаводске от карел
 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

- праздновали Рождество
- Медосей (31 декабря) праздновали в д. Ольковой
- на праздники собиралось много гостей
- в Рождество: пекли пышки (из дрожжевого теста, муку мололи сами из пшеницы)
- днем в Рождество начинали ходить «окрутники», потом ходили две недели до Крещенья; «окрутникам» что-нибудь давали, они плясали
 

Репортаж

06

Коледа, коледа,
В ваши (как
?-то) ворота,
Открывай, запускай.

- фрагмент текста
 

Колядка

07

О календарных обрядах и праздниках:

- окрутники «голоса не показывали», меняли голос, чтобы их не узнали; своих деревенских узнавали, а окрутников из чужих деревень не могли узнать
- позже окрутники стали ходить на вечера в клуб
- в клубе плясали кругом и пели «Коляду»
- во второй день Рождества ходили к учительнице, там пели песни по «п
?сельнику»
- окрутников угощали, у кого что есть; угощали сахаром; конфет раньше не было
- сами для себя пекли колобки из гороховой муки с водой
- гадали, что-то клали [под подушку?], говорили: «Суженой-ряженой, приходи сегодня»; какой показался, за такого и вышла
 

Репортаж

08

О приметах, связанных с рыбной ловлей:

- когда в бане коптили сетки, то «в дым» клали гадью шкуру (специально искали змеиную кожу, которую змеи сбрасывают), чтобы «рыло попадало» (?); так делали, чтобы рыба попадала в сети
- на поминки щуку подавать нельзя, потому что она считается хищной рыбой; гостям щуку тоже не подают; ели сами в своей семье
- щучью голову не ели, сразу выкидывали; головы других рыб ели, а щучью – нет
- о ветрах: направление ветра определяли по дому, с какой стороны «веет»; например, если северо-западный ветер, то дует в определенный угол дома, если «прямо», то  - «запад», еще определяли «север», «юго-запад», «восток»
- если «зав
?ет восток» и тихо, и сетки недалеко, то едут проверять сети, а если сети далеко, то не поедут, т.к. далеко «вал идет большой»
- когда небольшой ветер, то ездят «и по западу, и по северо-западу»
- бывают «лёгонькие» ветра
- названия ветров: «осин
?ец», «се?верик» - северный, ночью не веет, южный, «меж?нец» - северо-восток, значит, «на рек? делать нечего», худой ветер
- в озере есть свой хозяин; отец учил сына: когда сын приезжал из города домой, то отец давал ему мелочи и велел кинуть в Онего; сын теперь, после смерти отца, сам всегда, когда приезжает домой, бросает деньги (мелочь) в озеро
- есть водяные, у дома тоже есть хозяин
- жены ходили на берег встречать рыбаков после ловли (было место у бани); уху, оставшуюся после ловли, рыбаки выливали в Онего, или привозили, отдавали бабам
- женщины могли помогать рыбакам вытаскивать лодку; провожать рыбаков не ходили
- говорят, что какой-то краб завелся, теперь рыбы не будет
 

Репортаж

09

О драках:

- на реке собирались заготовлять лес белозёра, черепане (с Череповца); они приходили сюда на праздник [Казанская ?], дрались, черепане всегда били местных
 

Репортаж

10

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Троицу ходят поминать, «сидят» на своих могилках
- могли сами обмывать покойника или приглашали других людей (были старые бабки)
- раньше старые бабки причитали, приговаривали словами
- считается, что покойник в первые дни все слышит
- когда человек умирал, сразу открывали трубу, и держали ее «полую», пока он лежал в доме

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Тудозерский с/с
д. Павликовская
18.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Маркова Л.Ф.

 
Исп.: Сергина Антонина Ивановна, 1918 г.р., род. в д. Сухарево Кондушского с/с

(здесь проживала с 1939 года, сейчас живет в г. Вытегра)

 

11

О свадебном обряде:

- впереди перед молодыми шла молоденькая девушка, разметала дорогу метелочкой и приговаривала какие-то приговорки
- после бани встречали невесту
- жениха и невесту провожали от своих домов, выходили родители, приговаривали, наставляли, как жить
- до свадьбы невеста собирала подруг в кружок, пели песни; невеста сдавала «девичью волюшку»
- невесте косу заплетали и расплетали, невеста призывала подружку, чтобы «росплест
?и да заплести вольню волюшку»
- невесту водили по полу, в одну сторону и в другую, когда «волюшку» сдавала
 

Репортаж

12

О календарных обрядах и праздниках, о престольных праздниках:

- Христов Воскресение, Рождество Христово, Казанская
- в Казанскую приходили гости, приглашали гостей
- была «Скорбяшча» (в ноябре)
- церковь была в Кондушах
 

Репортаж

13

Как мне сести, горюше горькою,
Сяду я да возле ретивого сердецюшка, да
Стану я выбаивать, да
В громком сне да разговаривать да.
Куда ты снарядиласе, да
Куда ты сподобиласе.

- снач. комм.: причитали: приходили, садились к голове умершего, и все «выкладывали»
- фрагмент текста
- комм.: самой не приходилось причитать
 

Похоронное причитание

14

Сяду я, горюша горькая,
Возле ретивого сердечушка,
Уж мне стать было выб
?ивать,
В крепком сне да разговаривать,
Ты куды ты снарядиласи, да
Куда ты [сподобиласе],
В какую путь-дороженьку.

- фрагмент текста
- продолжение текста (в пересказе)
- комм.: причитали про свое горе, посылали свое горе на тот свет, «этому покойнику мертвому»; сначала жалели покойника, потом просили передать привет
- продолжение текста:

Может ув?диссе да встр?тиссе
На путях да на дорожиньках да
На маленьких на тропоцьках
Со моим мужем любимыим, дак
Попрошу тибя, голубушка…

- комм.: рассказывает свое горе, о своем житье и просит передать умершему мужу; раньше не стыдились «этых гор?ей», не стыдно было при всех рассказывать в причитании о своем горе
 

Похоронное причитание

15

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда выносили покойника, тоже причитали, сзади гроба шла женщина и «поливала» святой водой – рукой брызгала из посудинки
- считалось, что на том свете душа «оживает»
- кто что заслужил, тот «по тым делам и иде
?т» - к ангелам или нет
- на могилках садились и причитали, высказывали свое горе, про свою жизнь
- «урошные» дни: 9-й, 20-й, 30-й, 40-й; в эти дни ходили на кладбище и приглашали душеньку, в доме накрывали столы
 

Репортаж

16

Ести столики-то новые да дуб†выи, да
Накрыты-то салф
?ткамы (так?ома-то), да
И приходите в гости.

- фрагмент текста
- комм.: до 40-го дня (в 9-й, 20-й дни) приглашают умерших «с того свету»; в 40-й день – последняя поминка, отправляют; приглашали умершего, говорили, что все для него приготовлено
 

Поминальное причитание

17

О полевых обрядах:

- «отжин?ху» справляли: когда все с полей уберут, тогда и праздновали «отжинаху»; раньше (до советской власти) носили в дом снопик, его ставили в уголок под иконку на пол
- оставляли «бородку», говорили какие-то слова; «бородка» - несколько колосков от снопа завязывали и клали за иконку
 

Репортаж

18

О календарных обрядах и праздниках:

- ИВАНОВ ДЕНЬ: ломали березовые ветки; несколько веток клали к иконам (возможно, в Троицу, точно не помнит)
- венки спускали в ручейках
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: приносили вербушки, клали к иконке, читали «Отче наш», воскресную молитву
 

Репортаж

19

Не я бью, а верб?а бьет

- снач. комм.: в бане хлестали веточками, приговаривали
- текст
- повтор текста
- комм.: хлестали молоденьких девочек (подростков)
 

Приговор в Вербное воскресенье

20

О скотоводческих обрядах:

- вербушкой, принесенной в Вербное воскресенье, провожали скотинку (когда выгоняли в первый раз)
 

Репортаж

21

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ (?): хозяйка обходила вокруг дома с иконкой, что-то говорила; за хозяйкой могли идти подростки
- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ – праздник по скотине

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Алмозерский с/с
п. Волоков Мост
21.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.

 
Исп.: Орешкина Зоя Ивановна, 1934 г.р.,  род. в д. Пахомово Рубежского с/с
 

22

О полевых обрядах:

- когда все уберут (сено, хлеб с полей), делали складч?ину, собирали яички, маслице, делали «колотуху», старушки приносили что-то выпить, пели плясали
- для «колотухи» каждый приносил по пять яиц, потом все яйца жарили на большой сковороде, добавляли молоко, сметану, масло, все перемешивали; ели прямо со сковороды
- варили крупяные каши; на жёрнове мололи пшеницу, делали муку и крупу (из крупных остатков); из крупы делали кашу и за
?спяные колобы (замачивали крупу в простокваше, потом на кислом тесте пекли колобы с начинкой), колобы были похожи на калитки; колобы могли быть овсяные, ржаные
- после того, как все уберут, делали праздник, назывался «отжин
?иха»
- сноп приносили в дом, за икону клали колосья (пшеница, рожь), их берегли до какого-то праздника; колоски перевязывали колоском
- снопик ставили в доме с приметами, наверное, для того, чтобы «хлеб водился»; возможно, хранили до следующего урожая
 

Репортаж

23

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ: коровушку выпускали; если было холодно, то выпускали рядом с домом, чтобы побегала около крылечка; разным коровушкам (и чужим в том числе) давали понюхать кусочек хлеба, чтобы они «друг друга держались», чтобы «поодинке не ходили»; потом этот кусочек хлеба уносили в хлев, совали под досочки
 

Репортаж

24

Хозяин-батюшко,
Хозяйка-матушка,
Малые детушки,
Гости приезжие,
Отпустите мою скотинушку
На волюшку,
Во широких во полях,
Во зелёных во лугах,
Во лесах дремучих,
Во реках глубоких,
Чтобы от лютово зверя,
От лихово человека,
От змея жгучево,
От напрасной смерти.

- снач. комм.: старушка научила, как выпускать коровушку; надо положить в четыре угла по 1 копейке или по 5 копеек, чтобы «хозяин скотинушку выпустил хорошо»; надо просить «хозяина»
- текст
- комм.: приговору научила старушка Александра Тимофеевна; в конце говорили «аминь»; так говорят, когда первый день выпускают скотинушку; монетки кладут в четыре угла – это «откуп хозяину-батюшке, хозяйке-матушке»
 

Приговор на первый выгон скота

25

Как бы эти мураши велись, расплождались,
Так бы моя скотинушка велась во хлеве.

- снач. комм.: в Покров, когда скотинку закрывали, брали мурашей из муравейника и бросали в четыре угла по пясточке
- текст
- комм.: ходили к муравейнику, собирали мурашей в мешочек; в Покров скотину «закрывали на зиму»; после Покрова в огороде еще могли выпускать скотинку погулять, пастух пас только до Покрова
 

Приговор в Покров

26

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда человек умирал, его мыли, привозили гроб, клали покойника в гроб; хоронили на третий день
- на кладбище близкие родственники ездили после похорон на следующий день (2-й день), в 9-й день; в 20-й день на кладбище не ездили, поминали дома; в 40-й день собиралось много людей (родственники и знакомые)
- на поминки не зовут, могут все приходить; в основном, на поминки ходят близкие родственники
- в полгода ездят на кладбище и поминают дома
- до 40-го дня ставят чашку с чаем, печенье, мужчине – стопочку; потом (в 40-й день) все это уносят на росстани (четыре дороги), что-то надо было говорить;
- в 40-й день, когда после поминок все уйдут, то брали все остатки с поминального стола и то, что ставили для умершего, выносили на росстани, клали под кустик
- чай, который ставили до 40-го дня, меняли каждый день на свежий
- в 40-й день раздавали одежду, которая осталась после умершего
- постельное (одеяло, тюфяк, простынь) сжигали
- стружки, оставшиеся от гроба, сжигали на огороде
- веники «смонули» - листья от веников клали в гроб, вички, оставшиеся от веников сжигали
- когда жгли, то примечали, на какую избу пойдет дым, значит будет покойник из этого дома; случай из жизни
- листья от веников клали в гроб, чтобы мягче было
- старушка припасала веники заранее, чтобы, когда умрет, ей положили листья в гроб
- теперь в гроб кладут вату
- подушечку шили руками, большими «стегами», подушечку набивали ватой и клали в гроб
- «в гроб лишнего не ложат»
- покойника могли мыть три старушки, разговаривали с покойником; например, если не могли надеть тапки, то «уговаривали» умершую, чтобы «помогла» надеть тапочки
- считается, что до 40-го дня душа летает, все слышит, поэтому  с покойником надо говорить
- с 40- го дня душа «успокаивается», и надо поминать «за упокой»
 

Репортаж

27

Помяни, Господи (имярек)
Помяни тебя Господи,
Упокой твою душеньку грешную.

- текст 

Поминальная молитва после 40-го дня

         

28

Помяни, Господи

- снач. комм.: до 40- го дня поминают просто
- текст
- комм.: кто как умеет, так и поминают
 

Поминальная молитва до 40-го дня

29

О похоронно-поминальных обрядах:

- считается, что душа прилетает, поэтому ставят для нее чай и еду, приговаривают: «Пей чай со мной»; чай меняют каждый день, наливают свежий; кладут то, с чем умерший любил пить чай (печенье, сахар); старый чай выливают в помойное ведро
- воду после обмывания выливали на улицу; мыло и тряпочку, которыми мыли покойника, старушки клали в гроб; сильно не мочили, только обтирали влажной тряпочкой, потом обтирали сухой тряпочку, ее тоже клали в гроб
- когда обмоют покойника, если гроб был не готов, клали на скамейку или на доски, положенные на табуретки; клали ногами к выходу; пока лежал в доме, к сложенным рукам ставили маленькую иконку; потом, перед похоронами иконку из гроба убирали
- пока покойник лежит в доме, печку не топят (?); печку затопляют, когда после выноса покойника, в доме остаются люди хозяйничать, готовиться к поминкам
- те, кто оставался дома хозяйничать, встречали на улице всех людей, которые приехали с кладбища; встречали с водой и полотенцем, чтобы все могли помыть руки и прийти в дом с чистыми руками; поливали людям на руки; так делали, чтобы не мыть руки в умывальнике дома
- после того, как покойника вынесут, женщина, оставшаяся в доме хозяйничать, все прыскает в доме крещенской святой водой, для этого берет две еловые веточки
- когда покойника начинают выносить из дома, то женщина двумя еловыми веточками спрыскивает все в доме, начиная от того места, где он лежал, и до тех пор, пока его не положат на машину; веточки она потом выбрасывает или кладет на машину
- когда вынесут из дома, то у дома ставят гроб на табуретки, и все прощаются около гроба; потом, когда гроб ставят на машину, табуретки опрокидывают; иногда табуретки берут на кладбище, чтобы там посидеть
- на кладбище над могилой устанавливают планки, гроб ставят на планки, потом под гроб подсовывают веревки, прощаются и опускают
- сейчас гроб опускают на полотенцах, а раньше – на веревках
- родственники причитают, ревят; читают молитвы
 

Репортаж

30

Ушёл, Владимир Фёдорович,
Ушёл ты от нас,
Дак больше ты к нам ни ворочайся,
И нас не беспокой.

- снач. комм.: приглашали женщину, которая причитала
- фрагмент текста
 

Похоронное причитание

31

О представлениях, верованиях:

- считается, что душа ходит; просят, чтобы душа не ходила и не беспокоила, не стращала
- если умерший человек снится, то считается, что он приходит
- нельзя, чтобы умерший снился часто 
- самой З.И. умерший муж снился каждый день, она очень тосковала, потом рассказала об этом женщинам, и, наверное, они что-то «поделали», чтобы он перестал сниться, а она перестала реветь
- если покойник снится, а кто-то из живых по нему много плачет, то считается, что покойник может увести человека с собой
- З.И. плакала полгода по своей умершей невестке, после которой остались двое маленьких детей; умершая невестка во сне затопала ногами и закричала: «Хватит тебе кричать, перестань»
- когда снился умерший муж, то сама ходила целый день радостная, т.к. ночью с ним во сне разговаривала; а когда муж перестал не сниться после 40-го дня, то ходила расстроенная; до 40-го дня муж снился каждую ночь, потом перестал сниться; З.И. считает, что старушки что-то сделали, чтобы он не снился
- нельзя плакать, т.к. покойнику тяжело

 

Репортаж

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298