Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 241

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Антушево
21.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

 Исп.: Мошнина Анна Максимовна, 1925 г.р., род. – д. Поленовская Хлопузовский с\с  

01

О свадебном обряде:

- на пол бросали угли

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Антушево
21.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Степанова Анна Михайловна, 1914 г.р., род. - д. Мыс Антушевского с\с 

02

О свадебном обряде:

- раньше был девишник, там собирались девушки, плакали
- девишник был вечером, его собирала невеста
- невеста на девишнике ходила, плакала, причитала
- сама причитала
- невеста сидела в переднем углу на стуле
- на девишнике невесте родственники и подруги дарили подарки, чаще всего – полотенца, подарки невеста складывала в сундук
- на девишник приглашали причитальницу – специальную женщину, которая знала причеты
- девишник продолжался целый день
- вечером невесту бож
?тко (крестный отец) приглашал в баню
- на девишник приезжал жених
- невеста с причетом отдавала подружке «волю»
- на голову невесте надевали цветы
- подруг невеста на девишник приглашала
- «волю» невеста отдавала до того, как пойдет в баню, после бани приезжал жених
- «волю» подружка отдавала жениху, который оставался ночевать в доме невесты
- на свадьбу варили пиво
- после девишника жених спал вместе с невестой
- на другой день после девишника была свадьба
- первый день свадьбы гуляли в доме жениха, а потом – в доме невесты
- на второй день молодые ездили в церковь
- в доме жениха молодых встречали родственники жениха
- на свадьбу пекли каравай
- на свадьбе пели песни, дарили подарки
- мать сорила(?)
- на свадьбе невеста должна была мести пол
 

Репортаж

03

Шшо у м?сеца рога золоты,
Шшо у солнышка луны ясные,
Луны ясные <…>

- фр. текста
- напев
- комм.: припевали какого-нибудь парня
 

Свадебная

04

О свадебных песнях:

- пели песню «Кудрявчик», «Что во поле, во роздолье», пели на свадьбе
- «По сеням, по сеночкам» – пели на свадьбе
- жениху какую-то песню пела невеста
 

Репортаж

05

О календарных обрядах:

- в Святки ходили по деревне «кудесами»
- парни девок могли катать, хлопать лопатой
- в Масленицу катались на лошадях
- был праздник Яичное заговенье, варили пиво, катали яйца
- первый сноп приносили домой, ставили в передний угол, в сноп втыкали серп
 

Репортаж

06

О свадебном обряде:

- божатко – крестная
- после девишника плясали «ланчик»
- сама невеста «ланчик» не плясала
- готовить приданое невесте помогала мать

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Глушковский с/с
д. Малая Краснова
22.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Трескина Александра Федоровна, 1917 г.р., род. - зд. 

07

О календарных обрядах:

- праздновали Спасов день – 14 августа, Покров и Рождество
- Рождество раньше праздновали везде, варили пиво, водки было мало
- пиво варили из ржаного солода
- в рождество пели «каледу», но видела это в Молдавии
СВЯТКИ
- ходили «кудесами», одевались так, чтобы не быть узнанными, закрывали лица, но узнать могли по пляске
- раньше были беседы, куда собиралась молодежь; играли, плясали, ходили «ланчика», могли плясать «русского», «Семеновну», «Кроковяк»
- «кудеса» и «маскированные» – одно и то же
- парни делали из «чунок» мельницу, что-то крутилось, и сыпался пепел
- на улице парни могли толкать девок в снег
- Святки начинались с Рождества и длились 2 недели
- парни могли подстерегать девок, несущих воду и опрокидывали ведра СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
- девушки раньше гадали: ставили 2 зеркала одно напротив другого и смотрели, показывалась  «судьба»; одной девушке показалась кровать и все белое, через некоторое время она ударилась головой о камень и умерла
- сама увидела парня в серой шапке и рубашке в клетку, потом за него вышла замуж
- гадали в полночь, как-то гадали – решето «ходило»
- ходили слушать на кресты, слушали с какой стороны что послышится
- слушали около конюшни
- на крестах чертили палкой вокруг себя круг
- слышала, что как-то гадают с кольцом, смотрят в него и видят судьбу
- под подушку клали замок, а парень должен был придти и попросить ключ
- на праздник пекли «налитушечки», рогульки с картофельной начинкой
- Святки заканчивались в Крещение, «маскированными» ходить уже было нельзя, одна старушка сказала, что в этот день ходили с корзинкой, просили куски, то всю жизнь придется так ходить, но это не сбылось
БЕСЕДЫ
- на беседы парни и девушки собирались в одном доме, плясали «ланчик», пели частушки
- «ланчика» ходили на 4 пары, если позволяло место, то могли ходить 6 пар; последняя фигура – «перебор»
МАСЛЕНИЦА
- катались на лошадях, могли привязать корыто и кого-нибудь посадить в него
- парни катали на лошадях девушек
- родственники могли поехать в гости
- молодые пары могли наравне с молодежью плясать «ланчика»
ПАСХА
- ходили в церковь ко всенощной
- парни бились яйцами 

Репортаж

 + Исп.: Стряпухина Мария Дмитриевна, 1925 г.р., род. - д. Потеряево Третьяковского с\с (ныне Глушковский с\с) 

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

- на Пасху пекли «паску» (Стряпухина)
- крашеные яйца носили в церковь, где всю ночь стояли службу
- яйцами бились
- весной весили в овине качели
- Троица – «широкий» праздник, праздновали везде, ходили в церковь
- детей ругали за то, что они в праздники ходили в церковь
- на Пасху по домам ходил священник
- на сенях делали кресты
СВЯТКИ
- молодежь проказничала, однажды затащили на сосну сани, могли стащить все дровешки и сани в одну кучу и составить в шалаш
- на Святки были беседы, куда приходили «маскированные», один мужчина, раздевшись донага, вымазался в саже, надел тулуп и плясал
- парни на беседу принесли «мельницу», из которой сыпался пепел
- на беседу могли принести ряженого «покойника», завернутого в простыню
- на Троицу приносили к крыльцу березки
- жать начинали на Казанскую (Стряпухина)
 

Репортаж

08

Иванушка – в дом, мухи – вон

- снач. комм.: последний овсяный сноп приносили домой со словами
- комм.: сноп ставили в передний угол и говорили слова
- в сноп втыкали маленький березовый веничек (Трескина)
 

Приговор на последний сноп

09

О календарных обрядах:

- когда молотили колхозную рожь, воровали
- в Рождество вставали рано, чтобы топить печь, выметали мусор и с ним бежали по деревне, именем первого попавшего навстречу мужчины будет зваться жених, если попалась женщина, то ее именем будет зваться свекровь                                
 

Репортаж

10

Задушевная таварка,
Дролечки женилися,
Говорят, што похудели,
Мы не изменилися
(напев жнивной)

- снач. комм.: на жатве пели частушки, по-особому растягивая слова
- комм.: так пели на жатве
(Трескина)
 

Частушка

11

Стоит Краснова деревенька,
Стоит на блюдичке,
Ребята модные примодные,
У всех по милушке
(напев жнивной)
(Трескина)
 

Частушка

12

Задушевная таварка,
Дролечки женилися,
Говорят, што похудели,
Мы не изменилися
(напев жнивной)
(Трескина)
 

Частушка

13

Говорят в колхозе худо,
А в колхозе хорошо,
По килограмму хлеба дали,
Говорят, дадим ещё
(напев жнивной)
(Трескина)
 

Частушка

14

<…>
Мне не надо милова,
У миня из-за ево
Не будет не единова
(напев жнивной)
(Стряпухина)
 

Частушка

15

Во своёй деревне дроля,
Во своём и во краю,
Часто я ево видаю,
Только редко говорю
(напев жнивной)
(Стряпухина)
 

Частушка

16

О свадебном обряде:

- у самой был девишник, плакала, чтобы появились слезы, к глазам подносила лук
(Стряпухина)
 

Репортаж

17

Мне начесь молодешиньке
Мне во сне много снилося
Мне приснился привиделся
Не хорош сон, не радошной

- снач. комм.: самой пели на девишнике
- фр. текста
- напев
- комм.: пели песню, а невеста плакала
(Стряпухина)
 

Свадебная

18

Мне начеесь молодешиньке
Мне малым мало сп
алося
Мне малым мало сп
алося
Мне во сне много снилося

- фр. текста
- напев
- продолжение текст
- комм.: дальше припевали жениха
(Стряпухина)
 

Свадебная

19

Вьюн на воде
Извиваетца, извиваетца,
У ворот кавалер
Собираетца

- фр. текста
- напев
(Стряпухина)
 

Свадебная

20

Зачем ты, безумная, губишь
Тово, кто увлёкся табой,
Неужели миня ты не любишь,
Не любишь, так Боже табой

- фр. текста
- напев
(Трескина)
 

Поздняя

21

О свадебном обряде:

- на девишник пекли большой каравай, из теста делали уточек, которых насаживали на палочки и втыкали их в каравай, уточек украшали цветными нитками и тряпочками
- собирались девушки, пели песню и брали себе уточек с каравая
- когда невеста плакала, пели протяжные песни
- девишник начинался вечером, приходило много народу
- жених сидел на кровати за печью
- у самой отец умер, и она ходила встречать его к дверям, плакала, а женщины пели
- когда за невестой приезжал жених, то девушки к его саням привязывали клубки ниток
- невесту встречали выстрелами из ружья
- вместе с невестой в санях везли приданое, ехали родственники
- девушки привязывали клубки ниток, чтобы посмотреть, чей клубок быстрее размотается или сорвется, та из девушек раньше выйдет замуж
 

Репортаж

22

О пастушеских обрядах:

- раньше коров пас пастух, а потом стали пасти сами хозяева по очереди
- пастух играл на дудке, сделанной из березовой коры
 

Репортаж

23

Хозяюшки, выгоняйте коров, хозяюшки, выгоняйте коров!

- комм.: пастух «рычал в дудку»
(Стряпухина)
 

Имитация голосом игры на рожке

24

Хозяюшки, выгоняйте коров, хозяюшки, выгоняйте коров

- комм.: после этого сигнала все хозяйки выгоняли коров
(Стряпухина)
 

Имитация голосом игры на рожке

25

Тык-тык-тык-тык

- снач. комм.: пастух играл на «стукотальне»
(Трескина)
 

Имитация голосом игры на барабанке

26

Старый месяц на исходе,
Новой нарождаетца,
Кто работает в колхозе,
Хлебом не нуждается

- интонированный текст
- снач. комм.: пастух пел частушку
(Стряпухина)
 

Частушка

27

О пастушеских обрядах:

- для защиты от зверей пастух брал «огород», который был записан на бумажке, ее пастух всегда держал при себе
- у одного пастуха «огород» был на погонялке, которую он никому брать не разрешал
- «огород» – божественные слова
- «огород» мог быть взят на что угодно, на любую вещь
- то место где пастух пас скотину, сначала он обходил
 

Репортаж

28

Хозяин дворовой,
Хозяин полевой,
Спаси скот мой,
Напои, накорми,
Да хозяйке Олександре
Домой пригони

- снач. комм.: каждая хозяйка дома обходила свою скотину со словами
 

Приговор на первый выгон скота

29

Хозяин дворовой,
Хозяин полевой,
Хозяин милый мой,
Спаси скот мой,
Напоите, накормите,
И хозяйке Олександре
На двор загоните

- комм.: когда скотина не слушается, домой не идёт, то эти слова помогают
- эти слова произносятся перед первым выгоном, когда скотина стоит в хлеве, при этом хозяйка трижды обходит вокруг скотины, вокруг каждого животного отдельно
 

Приговор на первый выгон скота

30

С чем пришла – остави дома

- снач. комм.: одна женщина продавала скотину, овец и коров, но у новых хозяев скотина не жила, т.к. женщина была колдуньей, тогда сама при покупке коровы сказала слова, и скотина прижилась
- комм.: после этих слов, сказанных трижды, скотина стала послушной
 

Приговор

31

О представлениях и верованиях:

- есть полевой хозяин, есть – дворовой, в доме – домовой
- домовой есть в каждом доме, но его никто не видит
- у домового есть семья
 

Репортаж

32

Господи, благослови, во имя Отца и Сына и Святово Духа.
Аминь, аминь, аминь
 

Молитва

33

О представлениях и верованиях:

- сама, собирая бруснику, попала на след лешего и сбилась с дороги
- одну старушку леший так долго водил, что она потеряла рассудок
- леший может увести так, что человек теряется навсегда
- некоторые люди знают молитвы, которые помогают найти дорогу
- сама лешего не видела, но другие люди видели; одна женщина видела его – очень высокого роста
- одного мужчину леший позвал с собой, а сам пошел по озеру ,когда мужчина это заметил, то выругался и побежал обратно, а леший засмеялся и захлопал в ладоши
- дворовой хозяин никому не показывается
- есть и дьявол, и сатана, и Бог
- одна женщина больше недели ходила по кругу, потеряла сапоги и ягоды, не могла выйти, а потом, когда ее нашли, она прожила очень недолго
- девушка ходила белить холсты, домой пришла по снегу совершенно раздетая, потом отец стал водить ее в школу, т.у. сама боялась ходить, когда привыкла, отпустили одну, и в этот же день она сказала, что хозяин за ней снова пришел; он был одет в белый халат и колпак, как повар, когда первый раз ее увел, то оставил на болоте после того, как девушка вспомнила Бога
- пастух свои слова запоминал или зарывал в землю
- пропал бык, а кладовщик, который на нем ездил, попросил саму (Трескину) сходить в Белозерск к знающей старушке за помощью, принесла с собой пирог; старушка отрезала от пирога 2 кусочка и велела один кусок положить под матицу на дворе, а второй – под куст, но сама старушке не сказала, что бык пропал за рекой, когда нашли, то бык через реку не пошел
- одной женщине старушка помогла найти телушку, но потом эта телушка околела и старушка сказала, что виновата сама хозяйка, которая ничего не дала хозяину, и он за это телушку загнал до смерти; старушка вызывала хозяина за большие деньги, а хозяйка телушки не посчитала нужным заплатить; когда старушка вызывала хозяина, то из-за двери слышались странные звуки
- когда сама заблудилась, то лешего не видела, но как прошла длинный путь не помнит
 

Репортаж

34

Баюшки, баю, баю
Сидит барин на краю,
Он играёт во трубу,
Во серебряную

- текст
- снач. комм.: детей раньше качали в деревянной зыбке, подвешенной на очепе, при этом пели песни
(Трескина)
 

Колыбельная

35

Баюшки, баю, баю
Сидит барин на краю,
Он играёт во трубу,
Во серебреную
(Трескина)
 

Колыбельная

36

Бай, бай, бай, бай,
Кутя серая, не лай,
Кутя серая придёт

- фр.
- интонированный текст
(Трескина)
 

Колыбельная

37

Баюшки, баю, баю, да
Сидит барин на краю, да
Он играёт во трубу, да
Во серебреную

- интонированный текст
(Трескина)
 

Колыбельная

38

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойного поминают на 9, 40 день, в годовщину смерти, ходят на кладбище
- раньше причитать умели
- по родственнику причитала женщина, слов было не разобрать
- когда причитают, говорят о том, что человек рано умер
- причитают тогда, когда покойного собираются везти на кладбище, когда выносят из дома
- в гроб раньше клали листья из березовых веников, подушку тоже набивали листьями, теперь кладут одеяла и перьевые подушки
- подушку шьют не обычным швом, а наоборот, «не в пятку»
- иногда в гроб кладут стружку
- прутья от веников сжигают в печи, стружки от гроба сжигают на улице в тот же день когда похоронили, доски на которых лежал покойник перед тем, как его положат в гроб, а так же одежду сжигают за деревней
- когда гроб несут на кладбище, то впереди идет человек и бросает зерно
- в могилу бросают медные деньги, а когда везут гроб, то через голову на покойного бросают землю, для того, чтобы покойник не беспокоил
- у одной женщины муж после смерти долгое время приходил и стучал костылем
- у самой вечером после похорон мужа что-то стукнуло, все решили, что это приходил муж (Стряпухина)
- в д. Никиткино у женщины после смерти муж долго ходил и не давал покоя, она попросила Трескину придти ночевать и та слышала, что ночью сыпались деньги, а больше ничего, а хозяйка говорила, что на кухне грохотало, было много шума
- после смерти покойники могут приходить
- муж почтальонки, которого в лесу убило деревом, долго не давал покоя
- женщине умершая свекровь являлась каждую ночь, и для того чтобы ее отвадить, женщина разбрасывала ветки рябины, покойники боятся рябины
- душа покойного улетает на небеса
- муж умер в Мурманске в день рождения самой, утром слышала, как кто-то зашел в дом и поцеловал в щеку; это приходила душа умершего мужа
- когда покойного хоронят, то в могилу бросают платки, которыми утирают слезы
- после смерти матери казалось, что мать сидит на стуле возле дивана
- после похорон моются в бане
- когда покойного поминают, ставят для покойного рюмку с водкой и закуску, зажигают свечу, выпивка и закуска стоит до 40 дня
 

Репортаж

39

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в верестань,
Богу молитца,
Христу поклонитца

- текст
(Стряпухина)
 

Закличка на дождь

40

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в верестань,
Богу молитца,
Христу поклонитца

- снач. комм.: когда были маленькими, кричали дождику
(Стряпухина)
 

Закличка на дождь

41

Дожжик, лей, дожжик, лей,
На миня и на людей,
На молоденькую девушку
Ишшо горазже лей

- интонированный текст
(Трескина)
 

Закличка на дождь

42

Радуга, дуга,
Не давай дожа,
Давай солнышка,
Давай ведрышка

- интонированный текст
- снач. комм.: когда на небе появлялась радуга, кричали
- комм.: радуга набирает воду из реки
- когда кричали, скакали
 

Закличка на радугу

43

Радуга, дуга, дуга,
Не давай дожа,
Давай солнышка,
Давай ведрышка

- интонированный текст
- снач. комм.: сначала кричали, чтобы перестал дождь, а когда появлялась радуга – радуге
- комм.: кричали и прыгали
 

Закличка на радугу

44

Сказка о петушке и лисе

Лиса пела песенку:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выглени на улку,
Дам тибе рогульку
Масленую,
Перемасленую
Петушок выглядывал, а лиса его утаскивала, а он звал курочку на помощь:
Понесла миня лиса
За темные леса,
За тёмные,
За огромные
(Стряпухина)
 

Сказка

45

Петушок жил с курочкой. Курочка уходила, а петушку наказывала никуда не выглядывать. Приходила лиса и пела песню:

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выглени на улку,
Дам тибе рогульку
Масленую,
Перемасленую
Петушок выглядывал, а лиса его хватала. Петушок звал на помощь курочку:
Понесла миня лиса
За темные леса,
За тёмные,
За огромные
Курочка прибегала и спасала петушка.
(Стряпухина)
 

Сказка

46

Ба?сёнка, ла?сёнка,
По лесу ходила

- фр. текста
(Трескина)

 

Приговорка

47

 - Бабушка, росскажи сказку.
 - Про п…ду-пучеглазку?

- комм.: дальше есть еще, но много матюгов
(Стряпухина)
 

Присказка

48

Сказка о лисе, которая обманула старика
(сюжет Лиса и Волк)
(Стряпухина)
 

Сказка

 

49

Сказка о рыбаке и рыбке
(пересказ)
(Стряпухина)

- комм.: сказки рассказывали, когда детей укладывали спать
 

Сказка

50

Сорока-ворона
Кашу варила,
На тын скакала,
Детей скликала

- текст
(Стряпухина)
 

Пестушка

51

Сорока-ворона
На тын скакала,
Детей скликала
Подьте, дети
Кашу ести

- интонированный текст
(Стряпухина)

 

Пестушка

52

Баюшки, баю, баю,
Сидит ворон на краю

- фр. текста
(Стряпухина)
 

Колыбельная

53

Баююшки, баю, баю,
Сидит ворон на краю

- фр. текста
- напев
(Стряпухина) 

Колыбельная

 

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298