Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 249

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298


 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Князево
16.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Митрошкина Н.А.
Кулева Н.

 
Исп.: Нестерова Мария Александровна, 1931 г.р.,
род. в д. Сидорово бывш. Верховского с/с (сейчас – Макачевский с/с)
 

01

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: с 7 до 18 января бегали «наряжёныма»
- муж нарядился «дояром»
- если хозяева ругались на «наряжённых» (подростков), то они могли набросать в коридоре углей
- в Святки можно было делать все
- гадали: жгли бумагу
 

Репортаж

02

Богосуженой-богоряженой, покажись!

- снач. комм.: под подушку клали «колодец» из спичек, чтобы во сне приснился суженый, приговаривали слова
- текст
 

Приговор при святочном гадании

03

О календарных обрядах и праздниках:

-  родители парня или девушки незаметно клали под подушку ключ от замка, чтобы родителям во сне показался жених или невеста
- в 12часов жгли бумагу
 

Репортаж

04

Богосуженой-богоряженой, приди!

- снач. комм.: мать клала дочери под подушку ключ, чтобы узнать, какой у нее будет жених
- текст
- комм.: жених должен был присниться матери
 

Приговор при святочном гадании

05

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: ходили на росстань слушать, где собачка залает, туда девушка выйдет замуж; очерчивали круг, стояли и ждали, что покажется
 

Репортаж

06

О скотоводческих обрядах:

- старушка «пускала» скот на росстанях
- пастух пасли скот с «отпуском»
- когда выгоняли скот в первый раз, то знающая старушка приходила и «отправляла их с Богом»
- знающая старушка (Евстолия) знает, как надо «ставить скот»; когда покупаешь новую скотину, она со словами заводит ее в дом, чтобы скотина жила 

Репортаж

         

07

О родильно-крестильных обрядах:

- когда ребенок рождается, то приглашают старушку
- однажды к ребенку пригласили старушку из соседней деревни, но ему не подошли (не помогали) ее слова – «не по крови слов
?», потом приехала другая женщина, и она помогла ребенку – ото всего заговорила его
- детей заговаривают от грыжи, от родимца
- от родимца ребенок может умереть
- тетка брала вилку с ножиком и заговаривала
 

Репортаж

08

О представлениях, верованиях:

- случай из жизни: в семье умер дедушка, внук его очень любил, и не хотел жить после его смерти, очень тосковал, тогда сходили к бабушке, она дала две конфетки, ребенок съел и успокоился
 

Репортаж

09

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище ходят на 9-й, 20-й и 40-й дни, там поминают; на кладбище надо сходить до 12часов, чтобы в 12 часов начать поминать дома
- считается, что до 40-го дня душа ходит домой, в 40-й день (в «последнюю поми
?нку») его провожают: один человек берет еду и со всей родней выходит на улицу, провожают душу на большую дорогу, еду с тарелки разбрасывают через дорогу
- умершему до 40-го дня каждый день ставят свежую еду и чай; чай могли менять (наливать свежий) три раза в день
 

Репортаж

10

О представлениях, верованиях:

- перед девятым днем показалось, что пришел к кровати умерший муж, сама сказала: «Господи, благослови»
 

Репортаж

11

О похоронно-поминальных обрядах:

- до 40- го дня для умершего оставляют его постель, после 40-го дня все жгут «на рассаднике» (на огороде)
- в печке после покойника ничего не жгут
- раньше в гроб «сморкали» листья с веников, ветки, оставшиеся от веника, потом сжигают
- при покойнике нельзя подметать пол в избе,  иначе он будет сам ходить и подметать («пахать») пол до 40-го дня
- зеркала и окна завешивают, т.к. если не завесить, то покойник (его лицо) может остаться в зеркале
 

Репортаж

12

О представлениях, верованиях:

- один раз сын вечером не переменил умершему отцу чай, и тот ночью не давал сыну спать, стучал по стакану
- во сне кажется, что приходит умерший
- муж умер и потом трех мужиков из д. Марино за собой «увел», они после него умерли
- считается, что умершие с того света помогают живым
- примета: если покойник во сне что-нибудь дает живым, то это хорошо (умерший отец во сне дал дочери денег, значит, что его хорошо похоронили, он доволен), а если покойник что-нибудь просит, то это значит, что онможет кого-нибудь с собой увести
- поговорка: «человек рождается на смерть, а умирает на жизнь»
- считается, что душа улетает в небеса
- одна женщина была в забытьи (в летаргическом сне?), и потом она говорила, что ее время обедать приходит, когда она услышит, как зазвонят колокола; на том свете ей сказали, что всего, что она увидела на том свете, рассказывать нельзя; рассказывала, что кто уносит жерди с изгороди, того на том свете заставят принести все обратно, кто воровал при жизни яйца, того заставят вставать на яичную гору
- кто как себя ведет при жизни, хорошо или плохо, после смерти туда и попадает – в ад или в рай; считается, что в аду – воля, а в раю надо «самого себя вести»
- считается, что покойник встречается с умершими родственниками на том свете после 40-го дня; до 40-го дня он еще находится дома
- когда человек умирает, то открывают трубу, чтобы душа улетела
 

Репортаж

13

О похоронно-поминальных обрядах:

- в Вытегре гроб в могилу опускают на полотенцах, а здесь делают деревянные носилки и опускают на веревках

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Князево
16.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Митрошкина Н.А.
Кулева Н.


Исп.: Нестерова Мария Александровна, 1931 г.р.,
род. в д. Сидорово бывш. Верховского с/с (сейчас – Макачевский с/с)
Никитина Ольга Константиновна, 1924 г.р., род. в д. Гонево
Демидова Евстолия Федоровна, 1927 г.р.,
род. в д. Слобода бывш. Слободского  с/с (сейчас – Саминский с/с)
Басова Нина Петровна, 1927 г.р., зд. (не поет)
 

14

Экой Ваня да разудала голова, да
Разудалая головушка, Ваня, твоя.

Разудалая головушка твоя да
Сколь далёко уезжаешь, ой, да от меня.

- напев (не очень уверенно)
- комм.: песню можно петь на два голоса
- повтор

- комм.: раньше песни пели за столом; еще пели в катовалке (в цехах) во время работы, когда катали валенки 

Лирическая

         

15

Лучче бы я, девушка, у батюшка жила, ой,
Ден(и) с ут(ы)ра до вечера улицу мела.

День с утра до вечера улицу мела, ой,
Мела, мела улицу, распахивала.

- комм.: за столом раньше могли петь вместе женщина и мужчины
 

Поздняя лирическая

16

Птичка-пташка, кинарейка, расскажи горё моё.
Расскажи горё моё… да
Мое горе всем известно, мил уехал далеко. 
 

Лирическая

 

- комм.: о продолжении песни
 

 

17

Ой, ты зимушка, зима,
Ой, холодна, морозливая.

- снач. комм.: приходили окрутники и пели
- проба напева (фрагмент – Демидова Е.Ф.)
- комм.: пели и плясали под эту песню
 

Плясовая

18

Сени мои, сени, сени новые мои,
Сени новые кленовые решетчатые

- фрагмент текста
 

Плясовая

19

Ой, ты зимушка, зима,
Ой, холодна, морозливая.

- проба напева (фрагмент – Демидова Е.Ф.)
- комм.: когда приходили наряженные, пели старушки
 

Плясовая

20

О календарных обрядах и праздниках:

- ИВАНОВ ДЕНЬ: собирали огоньки (святлячков); плели «вьюнки», пускали их в воду; в роднике был сделан «ердан» (купальня), туда спускали «вьюнки»
 

Репортаж

21

Как ветки пали, так с меня – все болезни

- снач. комм.: до 12 часов надо было истопить баню, сходить к березе, сорвать 12 веточек, выпариться этими веточками, отнести эти веточки обратно и сказать
- текст (Митрошкина Н.А. со слов Басовой Н.П.)
- комм.: ивановскую баню топили жарко, ходили девушки вместе; веточки после бани надо снести к тому дереву, где их наломали
 

Приговор в Иванов день после бани

22

Как с дерева ветки пали, так с меня пусть спадут болезни все
- текст (Митрошкина Н.А. со слов Басовой Н.П.)
 

Приговор в Иванов день после бани

23

О представлениях, верованиях:

- когда гремит гром, нельзя топить печку, т.к. может залететь молния, надо закрывать трубу
- если что-нибудь загорится от молнии, то надо заливать молоком, т.к. водой не залить
 

Репортаж

24

О полевых обрядах:

- при первом громе выходили на улицу и кувыркались три раза через голову, чтобы спина не болела
- на жатве пели частушки
 

Репортаж

25

Задушевной мой товарищ,
Ты дошла и я дошла,
Хлеба нет, картошки нет,
Зато <нрзб.>  хорош
?.

- текст
 

Частушка

26

Об исполнении песен:

- ходили в лес, дрова заготовляли, когда шли с работы, то пели песни длинные и частушки
 

Репортаж

27

Ау! Где ты там?

- текст
 

Ауканье

28

О том, как в лесу заблудились

- ягод набрали и не могли выйти на дорогу, потом платья перевернули наизнанку и вышли
 

Быличка

29

Вербушка, верьби?сь,
Куричка, кладись.

- снач. комм.: в Вербное воскресенье вербой хлестали куриц, чтобы они лучше несли яйца
- текст
- комм.: тихонько хлопали по курочке и приговаривали
- повтор текста
 

Приговор в Вербное воскресенье

30

- Дома ли коровы, дома ли тилята, (дома ли овци, дома ли жеребята), дома ли робята?
- Дома, дома. 

- снач. комм.: мама давала детям «колок†л» и велела им пробежать вокруг избы, подбежать к кухонному окну и спросить у матери, мать отвечала
- текст
- потом должны были зачерпнуть в колокол воды, снова пробежать и у окна говорить те же слова
- повтор текста
- комм.: мать заставляла детей так бегать три раза, потом воду из колокола мать выпаивала корове; воду в колокол надо было набрать перед тем, как бежать вокруг дома в третий (последний) раз; брали большой «колок†л», который привязывали коровам; так делали дети 8-9 лет
 

Приговор в Егорьев день

31

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: нельзя трогать золу, чтобы потом не увидеть «гадовьев» (змей)
- никому ничего нельзя было давать из дома (ни денег, ни соли, ни хлеба)
- считали деньги, чтобы «деньги водились»
 

Репортаж

32

Берёзка – свято дерево,
Сосна – свято дерево,
Осина – свято дерево,
Ольха – свято дерево,
А ферёса – нет.

- снач. комм.: когда первый раз в лес заходишь, надо говорить
- текст
- комм.: так надо говорить, чтобы не видеть «гада» (змей); «ферёса» - можжевельник; когда женщина первый раз заходит в лес, то говорит
- повтор текста
- комм.: после слов надо покреститься
 

Приговор в лесу

33

С крыши – вода, с тибя – худоба.

- снач. комм.: когда в бане обливаются, надо говорить
- текст
 

Приговор в бане

34

О похоронно-поминальных обрядах:

- в доме было по два стола; на одном столе лежал покойник, на другом – ели
- на стол стелили солому, позже – одеяло, потом клали покойника; после покойника стол мыли, и потом им пользовались
- если был гроб (готовый, в современное время), то сразу клали гроб
- сначала покойника клали ногами в угол, потом, при выносе, разворачивали ногами к дверям
 

Репортаж

35

Дождик, лей, лей,
На миня и на людей,
На моего милёноцька,
С целого видёроцька.

- текст (Евстолия Федоровна)
- проба напева (Никитина О.К.)
 

Закличка на дождик

36

Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Дай солнышка,
Высоколнышка.

- текст
- повтор текста
 

Закличка на радугу

37

О сборе грибов в лесу:

- бросали корзинку и замечали, как упадет; если на ручку, то полную наберешь, если на бок, то половину
 

Репортаж

38

О лечении:

- когда родимчик, то ребенка трясет, и он много плачет; у бабушки были написаны слова от родимца, мать прочитала слова, ребенок заснул, и все прошло
- родимец есть у каждого, это такая болезнь; если родимец заговорить, то больше его не будет
- маленьких детей моют и заговаривают от родимца, от грыжи
 

Репортаж

39

Кровь бура, корова бура,
Корова, встань и, кровь, встань.

- текст
- повтор текста
- комм.: если порезал палец, то слова надо говорить над порезом и перекреститься
- повтор текста
 

Приговор на кровь

40

Кукиш, кукиш, вот те кукиш (3)

- снач. комм.: от нарыва заговаривают если «сядет сосок» (ячмень), то заговаривают
- текст
- комм.: надо сделать пальцами кукиш (фигу), показывать на ячмень и говорить три раза
- повтор текста ( с показом)
 

Приговор от ячменя

41

О лечении:

- слова заговоров говорить нельзя, т.к. если «отдашь» слова, то у тебя они не будут действовать
- когда человек «не заможет», то может передать слова
- для лечения у заговорщика должны быть зубы целыми
- когда заговаривают, говорят тихо, чтобы не слышали другие
- М. Плащицына лечит с вилкой
- если зуб «не тянутой», т.е. если нет ни одного удаленного зуба, то можно заговаривать зубы, иначе не поможет
- зубы ходят заговаривать до трех раз
- мальчику бабушка заговорила диатез, у него все прошло, потом она умерла, и через сорок дней после ее смерти, у мальчика вернулся диатез
- пока человек живет, то  его заговор действует, а после смерти перестает действовать
 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Порог
16.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Митрошкина Н.А.

 

 
Исп.: Кузнецова Анна Ивановна, 1920 г.р., род. в д. Пытручей Андомского с/с
 

42

О свадебном обряде:

- женихи ездили сватать; у самой трое сватов было, за третьего вышла замуж
- в сваты приглашали кого-нибудь из своих, приезжали, говорили: «У вас невеста, у нас женишок, нельзя ли будет взять»
- невесте пели песни, невеста плакала
- раньше были свадьба, когда мама А.И. выходила замуж, а позже стали выходить самоходками
 

Репортаж

43

Ехали солдаты со службы домой, ох,
На плечах погоны, на грудях кресты.
Едут по дорожки, родительский дом, эх,
Здорово, папаша, здорово, сынок.

 

Поздняя лирическая

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Трошигино
16.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Митрошкина Н.А.
Кулева Н.

 
Исп.: Федосова Мария Васильевна, 1918 г.р.,

род. в д. Бояснова Гора (Бочково) бывш. Низовского с/с, сейчас Саминский с/с

 

44

О беседах:

- беседы проходили по субботам
 

Репортаж

45

О свадебном обряде:

- приходили сваты и родители жениха, договаривались о свадьбе
- раньше невеста причитала, ходила в доме, плакала; приходили соседи, сидели с родителями, невеста в это время плакала
 

Репортаж

46

О календарных обрядах и праздниках:

- праздновали Троицу, Покров, Пасху, Рождество
- в д. Бояснова Гора была часовенка, в нее ходили
 

Репортаж

47

О деревенском укладе жизни:

- деревня была бедная, был только один кулак
- только у трех домов в деревне крыши были покрыты тесом, а у остальных крыши были покрыты соломой
- раньше у окна были только два верхних стекла, остальное (низ окна) было закрыто досками и сеном; утром маленькие дети вставали и дули на замерзшие стекла, чтобы «увидеть свет»
- мать ходила работать к богатым людям, брала с собой детей, чтобы после работы богатые хозяева их накормили, детям давали по тонкому кусочку хлеба
- мать ходила на сенокос, жали, молотили зерно
- более богатые люди назывались средняки, они матери за работу могли дать для детей ношеную одежду
- в Андоме была красивая церковь
- бедные дети ходили с корзиночкой, собирали кусочки; сама с семи лет ходила, собирала, заходила в дом, здоровалась, молилась, крестилась и говорила: «Тётенька или дяденька, нет ли ми
лостиньки Христа ради»; у кого было, обязательно что-нибудь давали детям
- деревня была из 12 домов, в ней был один кулак, кроме него были середняки, которые жили получше, их было 5-6 хозяйств, остальные были бедняки
- в каких семьях был отец, в тех пахали землю и могли держать несколько коров, поэтому они жили лучше
 

Репортаж

48

О престольных праздниках:

- праздновали Покров, все собирались в часовне, приходили родственники, отмечали
- кто жил бедно, к тем мало гостей приходило
- были застолья, пели старинные песни
- раньше водки не было, в бочечках варили пиво 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298