Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 247

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Марино
15.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
 Маркова Л.Ф.,
Кулева Н.

 
Исп.: Федоскова Вера Константиновна, 1921 г.р., род. в д. Климово
 

01

О свадебном обряде:

- сватать приходили отец, жених
- ездили в церковь венчаться
- старушки с песнями водили невесту в баню (путает, говорит, что после венца); петь песни приходили родственницы (тетушки), соседки; сваха и крестная мать вели невесту в баню и мыли ее; старушки стояли у бани и пели старинные песни
- старинные песни: «Кругом, кругом обсиротало», «В  двенадцеть часиков пробило», «Ни зимой, ни летом раннею порою»
 

Репортаж

02

О скотоводческих обрядах:

- когда покупали новую скотинку, то ее заводили в хлев со словами
 

Репортаж

03

Встану благословясь,
Пойду перекрестясь,
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота.
Выйду в чисто полё,
В чистом поле 
Сидит дедушко – божественный человек.

- снач. комм.: когда «клюнет» (укусит)  змея
- текст
- комм.: брали лыко и завязывали им укус, или брали из бани «чурватой камешок» и бросали, чтобы змеиный яд расходился
 

Заговор от укуса змеи

04

Встану благословясь,
Пойду перекрестясь,
Из дверей в двери,
Из ворот в ворота.
Выйду в чисто полё,
В чистом поле 
Едет Адам на вороном коне,
Режет мёртвоё тело.

- снач. комм.: если порежешь руку
- текст
- комм.: если у заговорщицы нет зубов, то обязательно надо иметь на шее крестик, тогда «слова подходят»; надо говорить и водить указательным пальцем кругом ранки, тогда кровь остановится
 

Заговор при порезе «на кровь»

05

О лечении:

- от укуса змеи надо брать из бани (с каменки) «черватой камешок», его надо бросить назад «наисп?ашку»; также надо водить лыком (от дуба) вокруг укушенного места
- фрагмент текста заговора (уточнение слов); щипота должна уйти в камень, а болезнь – в лыко
- раньше полы не красили, кололи чуру (камень с каменки) и им шаркали пол
- была старушка, она научила Веру Константиновну этим словам
 

Репортаж

06

Хозяин и хозяюшка,
Вот вам коровушка,
Пойте и гладьте,
На меня, на хозяйку, не надейтесь.

- снач. комм.: когда заводят в хлев новую скотину
- текст
- комм.: когда заводят в хлев, надо погладить корову три раза по спине, взять кромочку (горбушку) от буханки хлеба и положить в ясли под сено, чтобы зимой корова спокойно стояла в хлеве и не «меряндала» (не мычала); в конце надо говорить: «Тьфу, аминь»
 

Приговор на новую корову

07

О представлениях, верованиях:

- в лесу есть лесовик, в доме – домовой, он снится во сне; в хлеве есть хозяйка
 

Репортаж

08

О том, как хозяйка с длинными волосами пришла на двор и показалась мужчине
 

Быличка

09

О представлениях, верованиях:

- в реке есть водяной
 

Репортаж

10

Благослови меня, Господи,
Хозяин и хозяюшка,
И домовой.

- снач. комм.: когда ложится спать, сама себя благословит
- текст
- комм.: это все божественное, «Богом д
?ано»
 

Приговор перед сном

11

Об обрядах перехода в новый дом:

- когда заходили в новый дом, то просились у хозяйки
- накануне перехода в новый дом вечером в дом запускали петуха (на ночь) или от дверей бросали буханку хлеба на печку
- считается, что в новом доме уже есть хозяин
- знающая старушка заводила в дом молодую хозяйку, говорила какие-то слова, потом пускала хозяйку
- если «заведут» в дом хорошо, то и жить будешь хорошо
 

Репортаж

12

О колдунах:

- был мужчина-колдун, которого звали на все свадьбы; однажды его забыли пригласить на свадьбу, и он испортил свадьбу (жених казался невесте змеей), потом сходили за этим мужчиной и он все «наладил»
- была старушка-колдунья, «много греха принимала на себя», портила людей; перед смертью она не захотела передать свои «слова» (надо передать человеку или наговорить на осиново полено), поэтому она умирала тяжело
 

Репортаж

13

О лечении:

- если ребенок спит беспокойно, то его надо мыть в бане со словами (старушки знали), после этого ребенок спал спокойно
 

Репортаж

14

О колдунах:

- старушка перед смертью передавала свои «слова» на осиновое полено,  «выплюевала слова» из себя, слюну выплевывала на полено и слова передавались
- потом это полено (эти «слова») старушка должна была уничтожить (закопать в землю или др.), чтобы никто не нашел
 

Репортаж

15

О представлениях, верованиях:

- водяной показывался – как будто на берегу сидит женщина с распущенными волосами и моется; когда Она увидит человека, то сразу ныряет в воду; когда вечером солнце садится, нельзя ходить к реке, потому что Она может выйти
- в колодце хозяев нет
- лесовой показывается старичком
 

Репортаж

16

О том, как корова не вернулась из леса (хозяйка отпустила ее без слов), попросили старушку, она сходила к лесовому на три «росстани», клала там яйца, разговаривала с лесовым, потом пришла и сказала, где ее искать; хозяева потом нашли корову
 

Быличка

17

О скотоводческих обрядах:

- старушки давали пастухам «отпуск?» (чтобы отпускать скотину)
- старушка дала мужу «отпуск» на шести листиках (там написано все «божественное»), при выпуске скотины надо было читать «отпуск»
- на рябиновом батожке делали такое количество «рубежков» (зарубок), сколько коров было в стаде, потом этот батожок до осени отпускали в воду, чтобы у коров было много молока, потом батожок вынимали
- у мужа был такой «отпуск», что пастуху нельзя было читать;
- «отпуска» были разные (разные запреты); например, мог быть такой «отпуск», что лесовику надо было отдать одну «животину» (т.е. медведь мог завалить одну животину)
- в конце «отпуска» было написано, какой запрет налагался на пастуха
- когда нетелка первый раз отелится, ее надо «ставить»; можно «ставить» на молоко, на «очистку» или на «вожжи» (научили разные старушки)
 

Репортаж

18

Как крепко это молоко на копытах лёжит,
Так бы крепко моя Мусенька стояла,
Ножкамы не лягала,
Хвостиком не мигала,
Головкой не мотала,
Мухи не бояласе.
Во веки веков аминь.

- снач. комм.: приговаривали, когда доили молоко
- текст
 

Приговор после первого отела

19

Как крепко вожжи œты конюшко дёржат,
Так бы крепко моя коровушка
Под подойничком стояла,
Ножкамы не лягала,
Хвостиком не мигала,
Головкой ни мотала,
Мухи ни [бояласе].

- снач. комм.: приговор на вожжи
- текст
- комм.: после этого корова стоит спокойно; когда корова телится, надо вожжами обвести ее ноги кругом
 

Приговор после первого отела

20

О скотоводческих обрядах:

- «очистка» – послед; когда корова отелится, «очистку» кладут назад, на крестец корове, и говорят такие же слова
- корову (нетелку) «ставили» после первого отела, чтобы она спокойно стояла и не лягалась
- если «ставили» на молоко, то во время доения, лили молоко на копыто задней ноги
- если «ставили» на вожжи, то все четыре ноги обводили вожжами кругом
- если «ставили» на «очистку», то ее клали на крестец корове и три раза говорили слова
- «ставить» надо было шесть раз, т.е. совершать выше указанные действия во время первых шести удоев после первого отела; после этого молоко можно было пить
- рябиновый батожок, который отпускали в воду при первом отпуске, потом вынимали из воды и он поле этого считался не действительным
- раньше были пастухи-«ваганы» (не местные), они после отпуска замыкали замок и опускали его в воду (в «ручей»), потом осенью замок вынимали; пастух «замыкал» скотину, чтобы она не разбегалась
 

Репортаж

21

О престольных праздниках:

- КАЗАНСКАЯ (21 июля): в д. Климово была большая часовня, приходили женщины, старушки и купались в «иордане», отдавали грехи;
- «иордан» - место на реке, огороженное тесом
- старушки купались в платьях
- мужчины и женщины выносили иконы из часовни
- Спасов день (19 августа) тоже праздновали в Климово
- делали гулянки
- в Троицу была гулянка в Андоме; делали карусель с тремя «зыбками»; пани катали девок, с которыми гуляли
 

Репортаж

22

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: дети ходили в церковь с вербушками, батюшка их освящал, потом дети приносили вербушки домой и клали на стол
- ВОЗНЕСЕНЬЕ: приносили на кладбище березовые веточки и клали на могилки; поминали на могилках, еду с собой не брали
- в Троицу на кладбище не ходили, а ходили в Андому на гулянку
- в Вознесенье приходил батюшка, служил на могилках (кто пригласит)
- ПОСЛЕ ПАСХИ батюшка ходил служить службу в каждой деревне; с батюшкой ходили дьякон и монашка; хозяева клали на стол решето ячменя, пироги, яйца; после службы батюшка все это забирал себе; - у каждой деревни был свой день, в который после Пасхи батюшка приходил в эту деревню служить
- на второй день ПОСЛЕ ТРОИЦЫ (в понедельник) была «родительская пом
?нка»; на могилки приносили еду, но сами не ели, считалось, что родители сами поминают
 

Репортаж

23

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминальные дни: 9. 20, 40 дни (в некоторых местах вместо 40 дня ходят в 30 день); поминают также в полгода
- когда человек умрет, то до 40 дня кладут на стол на тарелке пироги, яйца (для женщин)
- в 40 день ходили на кладбище, потом сидели дома, поминали; после этого еду, которая оставлялась для покойника в течение 40 дней, выбрасывали за сарай или через дорогу 

Репортаж

 

- еду, которую выставляли для покойника до 40 дней, в 40-й день выбрасывали через дорогу, чтобы дома долго не было нового покойника
- считается, что до 40-го дня покойник находится дома, для него каждый день меняли чай в чашке (для женщины), в стакане (для мужчины); потом эту еду выносили
 

 

24

О представлениях, верованиях:

- считается, что до 40-го дня умершие ранее родственники с покойником не встречаются, а потом встречаются; пожилые люди говорили, что умершие продолжают «там» жить
- проверяли зеркалом, жив человек или нет, запотеет зеркало или нет
- случай из жизни: одна женщина долго была в забытьи, потом проснулась и рассказала, что если умрет девушка, то на том свете вокруг нее все сидят «веселые и хорошие»; кто на этом свете сплетничает, того на том свете бросают в смоляную бочку; больше ей «ничего не велели рассказывать»
- если покойник снится и во сне пьет и ест, то, значит, он кого-нибудь из живых «уведет» (предвещается смерть), а если спокойно уйдет, то, значит, долго проживешь
 

Репортаж

25

О похоронно-поминальных обрядах:

- если человек умрет, то батюшку могли привозить домой, чтобы он отпел; потом стали возить в церковь
- раньше в 9, 20 дни не ходили на кладбище поминать; похоронят человека, а потом только в Вознесенье ходили на кладбище поминать
- когда покойника помоют, то мыло и мочалку потом выкидывали за двор или в туалет
- одежду, оставшуюся после покойника, отдавали родственникам после 40-го дня
- когда умершего обмоют, то его клали на стол, так он лежал три дня; сначала клали ногами к иконам, а потом перед выносом поворачивали ногами к выходу
- раньше прощались с покойником дома. потом сразу же везли на кладбище, а теперь прощаются на улице (около дома)
- в гроб клали стружки от гроба и «сморкали» листья от веников
- делали подушку, в нее могли положить тоже стружки
- одежду для покойников готовили заранее: для женщины сорочка, платье или длинная юбка, шерстяной платок
- женщине в гроб клали гребенку, мужчине – расческу и кепку
- раньше гроб до кладбища несли на руках или везли на лошади
- в могилу гроб отпускали на веревках; позже могилу стали выстилать досками
- в могилу бросали «медные» монетки, когда прощались с умершим
- на кладбище прощаться ходят все; раньше на кладбище ходили только родственники
- приходили в дом прощаться – «посидят и уходят»
 

Репортаж

26

О родильно-крестильных обрядах:

- роды принимали старушки; рожали дома
 

Репортаж

27

О детском воспитании:

- в семьях было по 7-8 детей
- отец научил детей всему – плужить, боронить; сестра в 13 лет возила дрова из леса
 

Репортаж

28

О престольных праздниках:

- было вино – «казёнка»
- варили пиво
- в д. Климово были Казанская и Спасов день; в другие праздники ходили к родне в другие деревни
- пиво варили в деревянных «бачках» (по 5 и более литров)
 

Репортаж

29

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: от Рождества до Крещенья ходили «наряжёныма», «окрутниками», три-четыре девушки «скрутятся», закрывали марлей лицо, ходили по избам, им что-нибудь давали; надевали длинные юбки или заворачивались в длинный материал; «окрутники» в избе плясали, пели частушки
- «окрутниками» могли ходить девушки, пожилые женщины, парни; парни наряжались в девушку или в женщину
 

Репортаж

30

О беседах:

- делали «вечера», плясали кадриль
- на кадриль каждый парень приглашал свою девушку; плясали на шесть пар (вставали три пары напротив других трех пар); плясали под гармонь
- было шесть фигур, последняя фигура – каждый парень вертел каждую девушку
- первая фигура – все пары идут навстречу друг другу
- был парень, который объявлял, что делать в какой фигуре, командовал, руководил (не все в этом понимали)
- раньше кадрили плясали под песни (были песни «Сени, мои сени», «Из-за лесику»)
- зимой вечера устраивали в домах или собирались на гумно; летом гуляли на улице
- раньше девушки собирались с «прялицами», пряли и пели песни
 

Репортаж

31

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: с Рождества до Крещенья ходили «слух?ть»; знающая старушка водила девушек, слушали, где собачка залает (в какой стороне), туда девушка выйдет замуж; «слухать» ходили на перекресток или за двор, за хлев
- ИВАНОВ ДЕНЬ: девушки топили баню, в полях собирали цветы, делали из них «веник»; мылись в бане, потом «веники» из цветов бросали в воду и смотрели, куда комлем (корнем) понесет, туда девушка выйдет замуж
- все девушки мылись в одной бане, потом купались в речке
- в этот день кроме девушек никто в бане больше не мылся
- из цветов делали букетик («веник») и перевязывали его
 

Репортаж

32

Об играх:

- ребята играли в рюхи, в «хлопту» мячиком
 

Репортаж

33

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: по «вечерам» не ходили, потому что считалось грехом
- МАСЛЕНИЦА: каждый парень катал девушку на лошади (путает со святками?)
- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРЁК: нельзя было никому давать молоко, чтобы у коровы не пропадало молоко
 

Репортаж

34

О лечении:

- если человек записал слова, то, значит, ему передали их, и он может пользоваться ими
- от укуса змеи надо говорить слова «на укус» - над укушенным местом (например, на вымя у коровы)
- на любую болезнь есть разные слова
 

Репортаж

35

Как этот сучок на месте засыхает,
Так бы у тебя на месте этот чирей засыхал,
Во веки веков аминь.

- снач. комм.: если у человека нарыв, то надо найти на полу или на дереве сучок, водить около сучка и говорить
- текст
- комм.: надо водить кругом сучка и кругом чирья (нарыва)
- повтор текста (с продолжением текста)
 

Приговор от нарыва

36

О лечении:

- когда ребенок родится, то сразу надо заговаривать зубы

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Марино
15.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
 Маркова Л.Ф.,
Кулева Н.

 
Исп.: Никитина Ольга Константиновна, 1924 г.р., род. в д. Гонево
 

37

О детском воспитании:

- свекровь «пестовала» детей
- была зыбка: в потолке было кольцо, в нем висела березовая палка, а на палке – зыбка
 

Репортаж

38

Бай, бай, бай да люли,
А хоть севодни помр
и,
Завтра похороны.
Поторописсе помрёшь,
Много слез наделаешь.

- текст
- комм.: байкаем, дак рады хоть чего напеть; от этого слова дети не умрут
 

Колыбельная

39

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку,
Что пили? – Бражку.

- текст
- комм.: учили детей хлопать в ладоши
 

Детская пестушка

40

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей дожидала,
Долго гости не пришли,
Ребятка кашку рознесли.

- текст (+)
- комм.: «пень» (трогают запястье), «колода», «косая огорода» (под локтем), «холодный родничок» (щекотят под пазухой)
 

Детская пестушка

41

О престольных праздниках:

- в Гоневе праздновали Михайлов день (в ноябре), Сесентий (в Гоневе, в Опальной, в Сорочьем поле); были большие гулянки

 

         

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298