Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 224

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Никоновская
18.08.2005

Зап. Каданцев А. Ф.
Каданцева О. А.
Соловьев Л. Г.

 

 Исп.: Куликов Алексей Борисович, 1930 г.р., род. - д. Шевинская Глазатовского с/с Кирилловского р-на  

01

Под песни

- комм.: под такую игру девушки на беседах пели частушки
 

Наигрыш на балалайке

02

Под песни

- комм.: девушки на беседах пряли, пели частушки и плясали
 

Наигрыш на балалайке

03

Об игре на балалайке:

- играть учились у старших
- сам сидел и подбирал
 

Репортаж

04

Под пляску

- снач. комм.: так играли парням
- комм.: под плясунов старался подстраиваться
 

Наигрыш на балалайке

05

Под песни

- комм.: под такую игру плясали пожилые женщины
 

Наигрыш на балалайке

06

О календарных обрядах:

- на престольные праздники собиралось много народа из окрестных деревень
- ходили по деревне с песнями, могли плясать
- ходили не быстро
 

Репортаж

07

По деревне

- комм.: под такую игру девушки могли плясать
 

Наигрыш на балалайке

08

О музыкальных инструментах:

- струны находили у стариков, расплетали плетеные шнуры(?)
- была самодельная балалайка, а потом отец купил настоящую в г. Череповце
- слышал, что раньше играли на бубне
- были гармони «вятки», у которых был длинный мех и другой строй
- «вятки» играли протяжно
 

Репортаж

09

О пляске:

- старшее поколение плясало иначе, более плавно, без дробей
- старшие плясали мелким шагом
- молодые плясали часто, а старики – редко
- иногда женщины собирались отдельным кружком и плясали «русского»
- «ланчик» плясали только в избе

- от старших слышал о хороводах
- слышал, что плясали «чижика», но сам не видел
 

Репортаж

10

Под пляску

- комм.: гармонь нужно подтряхивать коленом, чтобы голоса вибрировали
 

Наигрыш на гармони

11

Под пляску
 

Наигрыш на гармони

12

Под пляску
(девушкам)

- комм.: сам играет плохо – не гармонист
- настоящий гармонист играет хорошо, умеет подыгрываться под ногу, менять игру
- гармонисты по двое не играют
- в деревне играют «русского», раньше играли «польку»
- перебор – смена игры
- хорошие игроки умеют делать переходы на басах
- в разных районах играют по-разному
- у каждого гармониста своя игра
 

Наигрыш на гармони

13

На развал

- снач. комм.: хорошие игроки умеют играть «под драку» и «на развал»
 

Проба наигрыша на гармони

14

Об игре на гармони:

- играть учился по слуху
- когда учился, то левая рука тянулась за правой
- старался повторять игру других гармонистов
- для ребят играют «на развал»
- когда ходили по деревне, то гармонист играл для тех с кем шел
 

Репортаж

15

О календарных обрядах:

ДРАКИ
- парни ходили партией до 20 человек
- старики рассказывали, что раньше были атаманы, которые командовали драками
- могли драться ножами; был случай, когда стреляли из самодельного пистолета
- парни ходили с железными «тросками», которые делали из железного прута
- иногда делали дубинки из резины
- парни пели задиристые песни
- драка начиналась с того, что кто-то кого-то задирал
- дети и подростки подносили камни
- гармониста во время драки не трогали
ПРАЗДНИКИ
- на Успение гуляли несколько дней в разных деревнях
- собирались родственники
МАСЛЕНИЦА
- на санки ставили пивной горшок, в который клали смолье, наливали керосин, поджигали и возили по деревне
- была целая масленичная неделя
- горшок на санках возили ночью, а вечером жгли костер, дрова на который воровали
- ночью молодежь собирала дровни и делала из них пирамиду – ставили в 3 этажа
- могли закрыть трубы стеклом, заложить двери дровами
- дрова могли расставить по дороге, по которой девушка ходила на беседу
- в Масленицу молодые пары катались на лошадях, так было до войны
- на Масленицу пекли блины
СВЯТКИ
- в Святки, накануне старого Нового года ходили ряжеными
- могли принести «покойника», одетого во все белое, зубы ему делали из репы, лицо мазали мукой
- с покойником приходил ряженый «попом», который «кадил» 

Репортаж

 

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

- «покойник» вскакивал и убегал
 

 

16

О представлениях и верованиях:

- детей раньше пугали лессовым и домовым
 

Репортаж

17

О скотоводческих обрядах:

- раньше обходили скотину, но сам этим не занимался


 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Федоровская
18.08.2005

Зап. Каданцев А. Ф. 
Каданцева О. А.
Соловьев Л. Г.

 

Исп.: Яковлева Александра Кирилловна, 1933 г.р., род. - д. Горка Рыбницкого с/с  

18

О календарных обрядах:

- 19 августа был праздник
- по праздникам ходили в гости к родне
- на праздники варили пиво
- по вечерам молодежь ходила по деревне с гармонью, плясали
- девушки ходили, взявшись под руки по 4-5 человек
- пиво варили по 4 горшка
- в праздники играли на гармонях и балалайках
 

Репортаж

19

Пастушеский сигнал

- снач. комм.: пастухи играли на барабанке
- когда пасли по очереди, то барабанку передавали из дома в дом
- комм.: барабанку делал хозяин, палочки – из березы
 

Наигрыш на барабанке

20

О пастушеских обрядах:

- у пастуха был «огород», который писали на бумажке
- с «огородом» скотина не терялась
- одна старуха пасла без «огорода», и у нее зверь задрал 3 коров
- «огород» давали знающие люди
- «огород» нужно брать каждый год
- сама однажды прочитала «огород», а в нем было написано : «сам в деревне, и скот в деревне», прописано количество коров
- если пастух терял «огород», то мог потерять все стадо
- весной пастух обходил все стадо
- огород модно взять на любую вещь, но с ней пастух не должен расставаться
 

Репортаж

21

О скотоводческих обрядах:

- раньше 6 мая обходили свое хозяйство
- брали решето, в которое клали хлеб, скалку, за поясом был топор
- в решето обязательно ставили иконку
- обходили все хозяйство «по солнцу», так делал каждый хозяин, до солнца
- обходили 1 или 3 раза, для тог чтобы все хозяйство сохранить
- чтобы корова домой ходила, нужно ее призвать тайными словами
- раньше были знахари, которые умели лечить коров
- в Егорьев день скотине подрезали хвосты; Куринные хвостики клала в гнезда, для того, чтобы куры неслись дома, а хвост коровы – под матицу
 

Репортаж

22

О представлениях и верованиях:

- чтобы в хлеву был порядок, нужно призвать хозяина тайными словами и кинуть 4 кусочка хлеба в углы, стоя на одном месте и не поворачиваясь
- если корова новая, то за нее у хозяина нужно попросить
- скотину на дворе обряжает хозяин, а не люди
- при переходе в новый дом, первым делом нужно было катнуть от дверей круглый каравай: как покатится каравай – так и жизнь
- кошку первой пускать нельзя, один мужчина пустил первой кошку, а через 4 года у него сгорел дом
- первым в новый дом заходить должен тот, кто у хозяина просит
- из старого дома хозяина забирают
- на дворе и в доме – один хозяин
- сама 12 ночей ночевала в бане, и ничего не случилось
- на Покровской неделе морозят тараканов
- в полночь в бане нельзя мыться
- соседку н6очью в бане кто-то напугал
- хозяину двора нужно бросать хлеб или зерно и выходить спиной вперед
- хозяева двора или леса – от Бога
- если человек в лесу пропал, то нужно со словами идти туда, где он пропал, взяв с собой кусок хлеба – «дедушко ево выведет»
 

Репортаж

23

О пастушеских обрядах:

- пастух за «огород» должен заплатить, можно деньгами
- сейчас «огород» стоит 300-400 рублей
 

Репортаж

24

О лечении, знахарстве:

- есть такие люди, которые лечат словами
- словами лечат от «родиимца»
- у каждого человека бывает «родимец», но у некоторых проходит во сне
- «родимец» напоминает испуг
- у самой один сын умер в возрасте 9 суток, первые 3 дня спал, потом 3 дня ревел, знающая старушка вымыла его в печке, и наутро он умер
- грыжу нужно заговаривать, чем раньше, тем лучше
- если ребенок боится идти, не встает на ноги, то перед ним ножом чертят крест и страх проходит
- щетинку у ребенка убирают так: берут материнское молоко и муку и делают колобок, ребенка распаривают и катают этим колобком с детским мылом, щетинки выйдут сами; потом этот колобок нужно скормить собаке или кошке
- беременным нельзя трогать собак или кошек, чтобы у ребенка не было щетинки
 

Репортаж

25

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше по покойнику причитали, но теперь этих людей нет в живых
- кладбище называлось «онечка»
- на кладбище покойников хоронят по-разному
- на могилах нельзя сажать деревья
 

Репортаж

26

О рекрутских обрядах:

- когда парня провожают в армию, то привязывают на дерево ленту или носовой платок
 

Репортаж

27

О похоронно-поминальном обряде:

- одежду на смерть готовят заранее
- раньше старики заранее готовили для себя гробы
- причитать по покойному начинали на «мёртвой беседе» – когда сидели у покойника
- у покойного нужно сидеть целую ночь
- обмывают покойного на полу мокрой тряпкой из тазика, который потом можно сломать
- когда покойного везут на кладбище, то за деревней жгут газеты, а раньше жгли стружки, оставшиеся после изготовления гроба, при этом смотрят, в какую сторону дым – оттуда будет следующий покойник
- раньше в гроб клали стружки, а подушку набивали листьями от веников, а теперь стелют настоящее постельное белье
- тряпочку, гребень, мыло, которыми обихаживали покойного кладут в гроб
- раньше, когда не было пластмассовых тазов, покойников обмывали из глиняной посуды, которую потом можно сломать 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298