Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 244

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Георгиевский с/с
д. Георгиевское
24.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

 Исп.: Евгеньева Антонина Николаевна, 1919 г.р., род. - д. Великое Село Гришкинского с/с 

01

О календарных обрядах:

- зимой ходили «кудеса?ми», одевались смешно, ходили по домам, одевались в старинную одежду
 

Репортаж

02

Каледа, каледа,
Накануне Рождества,
Кто не даст пирога,
Тому черт на рога,
Кто даст пирога,
Тому двор живота

- текст
- снач. комм.: взрослые ходили, спрашивали «каледу»,
ходили с сумочками
- комм.: ходили и пели, кто как мог
 

Колядка

03

Каледа, каледа,
Накануне Рождества,
Кто даст пирога,
Тому двор живота
Кто не даст пирога,
Тому черт на рога,

- интонированный текст
 

Колядка

04

О календарных обрядах:

ГАДАНИЯ
- в Святки девушки гадали, слушали у двора, если лошадь заржет, то девушка выйдет замуж, если корова замычит – будет богатая жизнь
- слушали под окном, о чем в доме говорят, такая жизнь будет
- ходили на кресты, зачерчивались палкой и слушали, чтобы уйти, нужно было расчертиться, слушали вдвоем, зачерчивались сковородником
ПРАЗДНИКИ
- в своей деревне праздновали Заговенье– самый большой праздник
- в какой-то день обходили скотину, приглашали священника
- вечерами молодежь собиралась в середине деревни под липами
- священник кропил скотину в какой-то специальный день
- Егория празднуют в д. Георгиевское
- свекор обходил дома скот, для этого он брал решето, в которое клал иконку яйца и пирог, он обходил не только дом, а все постройки и огород, произносил какую-то молитву
- Великий четверг – особый день
- праздновали Пасху, пекли специальный украшенный пирог, красили яйца
- в Пасху катали по лотку яйца, катать могли все, кто хотел, старушки, мужчины, потом все собирались в одной избе, праздновали Пасху
- в Заговенье тоже катали яйца
- Троица – праздник в д. Георгиевское, Ванютино
ЖАТВА
- первой начинали жать рожь
- первый сноп приносили домой, ставили в угол
 

Репортаж

05

О похоронно-поминальных обрядах:

- отмечают 9 дней – «деветины», 20 – «полусорочины», 40 –«сорочины», теперь отмечают годовщину и полгода
- на похоронах раньше причитали
- одна женщина причитала так, что окружающие плакали
- причитают тогда, когда человек умер
- причитают накануне урочного дня и призывают покойника
- в урочные дни топят баню, приносят белье и приглашают покойного
- в день похорон, после того, как покойного увозят на кладбище, кто-то остается дома прибирает и топит баню, люди, вернувшиеся с кладбища, моются, а потом садятся за поминальный стол
- говорят, что покойник приходит, стукает
- вечером накануне урочного дня после бани сидят
- пока покойник находится в доме, его одного не оставляют, обязательно кто-то с ним сидит, обязательно горит свет или свечи
- на урочные дни, кто помнит, тот приходит сам, но может пригласить ближайший родственник покойного
- 40 день – последняя дата, собираются родственники издалека, ходят на кладбище
- в 9, 20, 40 день ходят на кладбище, зовут покойного домой, и идут по той дороге, по которой покойного везли на кладбище, при этом заходить в другие дома нельзя, только к себе, потому что с ними идет покойник
- когда возвращаются с кладбища после похорон, то кто-то должен встречать и в дом заходить первым, а потом все остальные
- за столом для покойного оставляют место и угощение, так же делают и в урочные дни
- 9 и 40 день отмечают обязательно, а 20 день – не такой важный, раньше его отмечали не все
- угощение, оставленное за столом для покойного не выбрасывают
- в 40 день покойного зовут домой с кладбища, дома за столом поминают, а в полдень все выходят из-за стола, идут по дороге, по которой покойного везли на кладбище, а потом возвращаются домой – покойника проводили до определенного места
- на поминках последнее блюдо – кисель, обязательное блюдо – оладьи, могут быть пироги, вино и закуска
 

Репортаж

06

Земля тибе пухом

- снач. комм.: когда гроб опущен в могилу, сверху горстями бросают на гроб землю и говорят
 

Приговор на похоронах

07

О похоронно-поминальных обрядах

- в гроб покойному кладут цветы, гребень, можно положить вещи, которые покойник любил при жизни. награды
- когда в могилу опускают гроб, то бросают медные деньги, можно бросить платки, которыми вытирают слезы
- раньше сухие березовые листья с веников бросали в гроб, а потом покрывали, подушку тоже набивали сухими листьями о веников
- стружки от гроба выносят впереди покойника и на дороге сжигают
- дома покойный лежит двое суток ,кладут его вдоль половиц, головой под иконы
 

Репортаж

08

Баю, баюшки, баю,
Уж ты, Толя, засыпай,
Крепче глазки зажимай

- фр. текста
- напев
- снач. комм.: детей качали в зыбке, подвешенной на очепе, при этом пели песни
 

Колыбельная

09

Сорока-ворона,
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала

- снач. комм.: детям рассказывали, чертили пальцем на руке
 

Пестушка

10

Радуга-дуга,
Разнеси облака

- комм.: кричали, чтобы не было дождя
 

Закличка на радугу

11

Радуга-дуга,
Разнеси облака
Штобы не было дождя
 

Закличка на радугу

12

О детских играх:

- раньше дети играли в «пятнашки», «третий лишний»
- был какой-то «вьюн», все стояли кругом, а водящий ходил с платком на плече и что-то пел, потом выбирал другого водящего
- была игра «журавлик» (ручеек)
 

Репортаж

13

А мы просо сеяли, сеяли,
А мы просо сеяли, сеяли

- фр. текста
- снач. комм.: что пели, то показывали
 

Хороводная игра

14

Гуси-лебеди, домой,
Серый волк под горой
Вам нельзя идти домой,

- фр текста
- снач. комм.: играли – звали домой гусей
 

Игра

15

О свадебном обряде:

- молодых возили на лошади с украшенной лентами дугой

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Георгиевский с/с

д. Акинино

24.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Михайлова Евдокия Васильевна, 1918 г.р., род. - д. Зверьево Георгиевского с/с
Кузнецова Галина Николаевна, 1929 г.р., род. - д. Миросла Георгиевского с/с
Максимова Анна Михайловна, 1922 г.р., род. - с. Федоровское Георгиевского с/с
 

16

О гаданиях:

- в Святки ходили со сковородником на кресты, крестились и слушали, во время войны часто слышались взрывы и стук досок
- на кресты ходили втроем
(Михайлова)
 

Репортаж

17

Чур-то, полно

- комм.: так говорили, чтобы уйти с крестов, расчерчивались
(Михайлова)
 

Приговор на гадание

18

О гаданиях:

- для того, чтобы узнать выйдет ли девушка замуж, надевали хомут в пустом срубе, одна девушка так сделала и увидела гроб, через некоторое время у нее умер отец
- сама увидела своего будущего мужа
(Михайлова)
 

Репортаж

19

Суженой, ряженой,
Приходи миня вытряхивать

- снач. комм.: набирали снег в заднее полотнище юбки и говорили слова, это называлось «полоть снег»
- комм.: мог подскочить парень
(Михайлова)
 

Приговор на гадание

20

О гаданиях:

- девушки гадали с блюдечком, с кольцом
- под подушку клали мотушки – моток пряжи
(Михайлова)
 

Репортаж

21

Тряпка, сведи миня к суженому ряженому

- снач. комм.: если ночевали не в своем доме, то под подушку клали тряпку и говорили слова
(Михайлова)
 

Приговор на гадание

22

Суженой ряженой, приходи, бери мотушку, ростягивай и миня выт?ягивай

- снач. комм.: когда под подушку клали мотушку, то произносили такие слова
(Михайлова)
 

Приговор на гадание

23

О календарных обрядах:

- ходили «кудеса», выворачивали наизнанку одежду, мазались сажей (Михайлова)
- одевались «покойником», во все белое, зубы делали из редьки ,покойника приносили парни и заставляли девушек его целовать –прощаться (Максимова)
- приходил «медведь», катал девок (Максимова)
- парни могли привести «лошадь» (Кузнецова)
- мужики привели в избу жеребенка, напоили его пивом, накормили пирогами (Максимова)
- парни наряжались «лошадью», все пугались
 

Репортаж

24

Зародилась каледа
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому двор живота

- фр. текста
- снач. комм.: ходили по домам, пели «каледу»
(Кузнецова)
 

Колядка

25

Зародилась каледа
Накануне Рождества
Кто даст пирога,
Тому двор живота,
А кто не даст пирога,
Тому курица одна

- текст
- комм.: за «каледу» чем-нибудь угощали
(Кузнецова)
 

Колядка

26

О календарных обрядах:

МАСЛЕНИЦА
- катались на лошадях, катали детей
- в четверг звали в гости зятя, а потом теща ездила к зятю
- молодежь собиралась, зажигали солому, веники, весь народ собирался
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- в Великий четверг пекли пироги
 

Репортаж

27

Как у тибя крепко матица стоит,
Так у миня крепко и спинка стоит

- снач. комм.: в Великий четверг мать до солнышка отправляла под овин и велела шаркаться об матицу и говорить
- комм.: так говорили, чтобы спина не болела во время жатвы
 

Заговор

28

О представлениях и верованиях:

- верес и береза – самые святые деревья
 

Репортаж

29

О календарных обрядах:

- ночь накануне Пасхи не спали, пекли пироги
- пели «Христос воскресе»
- когда долго не было дождя, священник обходил всю деревню с иконой и молитвами
- в Пасху священник и дьячок обходили все дома в деревне и служили молебен
- на Пасху красили яйца
- на Троицу, Вознесение, Егория катали яйца по лотку
- по праздникам плясали «ланчик»
- в Великий четверг до солнца ходили в лес, ломали ветку вереса и пели, чтобы был хороший голос
- Заговенье – через неделю после Троицы
- Троица и Пасха – заветные праздники, праздновали широко
- на Троицу рубили в лесу березы и приносили к дому, ставили под окна
 

Репортаж

30

|Рожку жала, не дожала|
Резала по колоску,
Узнавай миня милаша
Вечером по голоску

- текст
(Максимова)
 

Частушка

31

О календарных обрядах:

- когда дожинали, то последний овсяный сноп приносили домой, вместе с ним приносили веничек и серп
- сноп и веничек ставили в передний угол, в сноп втыкали столько серпов, сколько человек жали
- сноп стоял неделю, потом его скармливали скотине, разделив на всех животных
 

Репортаж

32

Жнива, ты, жнива,
Подай мине силу
На зиму студену

- снач. комм.: когда сноп приносили домой, катались по полу со словами
(Максимова)
 

Приговор

33

Нива, нива,
Подай мою силу обратно

- снач. комм.: каталась в поле, после того, как сжала последний сноп и выломала веничек (Кузнецова)
- комм.: говорили так, чтобы не болела от работы спина
 

Приговор на жатве

34

Мухи, мухи,
Улетайте на зи
?му студену,
А мне дайте на крепкую з
?иму спокой

- снач. комм.: последним снопом выгоняли из избы мух
- комм.: последний сноп скармливали корове на Покров, когда заканчивался сезон летней пастьбы
(Михайлова)
 

Приговор на последний сноп

35

О календарных обрядах:

- в Кузьмы варили кашу, ходили в овин на садило есть кашу
 

Репортаж

36

Господи, благослови,
Дай мине, Господи,
Урожая крепково
И святой Царице Небесной

- снач. комм.: один дед пошел в овин есть кашу, а один парень над ним пошутил и пришел раньше, когда дед приготовился есть, то парень потянул кашу к себе
- комм.: дед потом сказал, что жить ему осталось один год и урожая на следующий год не будет
- кашу варили овсяную на воде
(Михайлова)
 

Молитва

37

О свадебном обряде:

- сама (Михайлова) ушла самоходкой и мать потом 2 недели не пускала домой
- раньше были девишники
 

Репортаж

38

Ба-а-а-ай
Глазки крепче закрывай,
Богородица, ты мать,
Уклади Павлена спать

- текст
- напев
- снач. комм.: детей раньше качали в зыбке, могли прясть и одновременно качать ногой за петлю привязанную к зыбке
(Михайлова)

 

Колыбельная

39

Ба-а-а-ай
Уклади Павлена спать,
Богородица, ты мать,
Уклади Павлена спать

- текст
- напев
(Михайлова)
 

Колыбельная

40

ОЧеп скрып, очеп скрып,
Крепко Паленька у миня,
Крепко спит

- фр. текста
(Михайлова)
 

Колыбельная

41

Очеп скрып, очеп скрып,
У мня Паля крепко спит,
Очеп-от берёзовый,
У мня Паля цветик розовый

- текст
- напев
(Михайлова)
 

Колыбельная

42

О воспитании детей:

- дети бегали босиком, ноги были исцарапаны, а дедушка шутил «ворона сапожки дала»

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Георгиевский с/с
д. Прокино
24.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Крылова Анна Антоновна, 1917 г.р., род. - д. Драницыно Георгиевского с/с 

43

О календарных обрядах:

ЖАТВА
- жать начинали рожь, затем ячмень, а последним – овес
- последний сноп приносили домой, ставили в угол, а осенью этим снопом закармливали скотину
- в последний сноп втыкали серпы
- сноп назывался «пожинальный»
 

Репортаж

44

Нива, нива, отдавай мою силу,
Нива, нива, подай мою силу

- снач. комм.: когда пожинались, катались и говорили слова
- комм.: последний сноп собирали из отдельных горстей
- приносили хлеб и соль
- валялись в поле
 

Приговор на пожинки

45

Нива, жнива, отдай мою силу,
Нива, жнива, отдай мою силу,
 

Приговор на пожинки

46

О календарных обрядах:

- приносили на пожинки хлеб с солью, последние колосья овса заплетали в косу, клали под нее хлеб с солью и прикрывали соломой, косу приваливали
- изо ржи варили «загусту», ели ее со свежими лесными ягодами
 

Репортаж

47

О свадебном обряде:

- на девишнике причитали, могла причитать невеста или подруги
- сама не причитала, но на девишниках была
- молодых встречали с караваем и смотрели, кто больше откусит, тот и будет в доме хозяином
- на свадьбе невесту заставляли подметать пол, на который бросали деньги и мусор
 

Репортаж

48

О календарных обрядах:

РЯЖЕНЫЕ
- в Святки ходили ряженые –старик со старухой, приходил в дома, на гулянки

- на беседы могли привести «медведя», его боялись ,медведь» валял девок

- приходил «белой дедко»
- приводили «лошадь» у которой делали страшную морду
ГАДАНИЯ
- девушки ходили на кресты и слушали, если топор застучит – плохо
- когда ходили слушать, говорили какие-то слова; уходя нужно было расчертиться ,чтобы потом ничего не чудилось
- пели «каледу»
МАСЛЕНИЦА
- масленицу праздновали целую неделю
- зятя привозили в гости к теще, а в чистый понедельник отвозили домой
- накануне чистого понедельника жгли костер, через него прыгали
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- перед Пасхой – Великий четверг
- примечали, если мороз, то потом еще будут заморозки
- старались беречь «четверговую» воду, ею потом лечились
- в «катальные праздники» катали яйца – на Троицу, Духов день
 

Репортаж

49

О скотоводческих обрядах:

- на Егория – 6 мая выгоняли скотину, если был снег, то выгоняли на проталину и там делали обход
- обход брали пастухи для того, чтобы зверь не трогал скотину
- в д. Георгиевское есть пастух по фамилии Делов
 

Репортаж

50

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминают покойных в Троицу или накануне – в субботу
- в субботу – лучше, ходили к могилам и поминали
- пить на кладбище не положено
- когда приходят поминать, посыпают возле могил зерно, на могилы сыпать нельзя – птицы выклюют у покойного глаза
- поминать покойных нужно в субботу, во вторник
- после смерти поминают в 9, 20, 40 день, отмечают годовщину смерти
- в 40 день собирают стол, родителей приводят с кладбища, ставят им угощение за столом в переднем углу
- по покойному причитают, кто умеет
- в похороны и на поминки разные причеты
 

Репортаж

51

Не берет да зелена вина,
Не берет да хлеба ситнево
Угошшай да своево да ладу милова

- фр. текста
- снач. комм.: в 40 день  покойного угощают

 

Поминальное причитание

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
д. Глебово
25.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.
Кулев А. В. 

Исп.: Павлова Мария Ивановна, 1933 г.р., род. - д. Гористая Глебовского с/с
 Комлев Иван Терентьевич
 

52

О календарных обрядах:

- праздновали Пречистую, Кузьмы, Хролы – 31 августа
- на Хролы убирали с полей урожай
- первой жали рожь
- на праздники варили пиво, пекли пироги, оладьи, блины
КАТАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
- Заговенье, Троица: катали по лотку яйца, пекли рогульки
- после войны соблюдали старинные обычаи, в праздники не работали
 

Репортаж

53

О рекрутских обрядах:

- рекруты катались по деревне на самых лучших лошадях
- на березках девушки завязывали ленточки из ситца, когда уезжали некрута
- когда некрута гуляли, то украшали конскую упряжь
- раньше парни в армию шли охотно
- рекрутам можно было погулять и выпить, за несколько дней до отправки парни могли не работать – «некрут
?ились»
 

Репортаж

54

О календарных обрядах:

- в Святки приходили «кудеса»
- приходила «белая бабка», которая всех пугала, «медведь» катал девок
 

Репортаж

55

Суженой-ряженой, откликнись

- снач. комм.: девушки гадали, слушали
- комм.: могла залаять собака или еще какой-нибудь звук
 

Приговор на гадание

56

Суженый-ряженый, покажись

- снач. комм.: девушки ходили на кресты, брали с собой сковородник, крестились и говорили слова
- комм.: когда что-то слышали и собирались уходить, то снова крестились и говорили «амин»
 

Приговор на гадание

57

О свадебном обряде:

- прабабушку отдавали замуж поневоле за вдовца с тремя детьми
- на свадьбе причитали, плакали
- отец стегал прабабку погонялкой, за то, что та пыталась убежать от мужа
 

Репортаж

58

О похоронно-поминальных обрядах:

- на похоронах причитают не так, как на свадьбе
- на разные моменты были разные причеты, на похоронах свои причеты, на поминках – свои
- у самой умер сын, а через некоторое время (в течении 20 дней) – муж
 

Репортаж

59

Б?енка натоплена

- фр. текста
- снач. комм.: приглашала мужа и сына в баню в урочные дни
- комм.: сама не причитала, только говорила словами, причитать умела мать
 

Поминальное причитание

60

Б?ёнка натоплена,
Веничек распарен,
Водичка накипечёна
Приходите мои родители

- текст
- снач. комм.: мать наказывала после ее смерти приглашать в баню такими словами
- комм.: мать хорошо причитала
- приглашали не одного покойного, а со всеми родственниками «со всей роднёй-природушкой»
- на все урочные дни топят баню и сразу мыться не идут, сначала моются родители
 

Поминальное причитание

61

О похоронно-поминальных обрядах:

- в день похорон ,все кто ездил на кладбище, обязательно моются в бане
- на Троицу обязательно топят баню, чтобы к родителям на кладбище идти чистыми; родителей тоже приглашают 

Репортаж

+ Исп.: Комлева Валентина Тимофеевна, 1930 г.р., род. - зд. 

 

- всегда, когда топит баню, приглашает родителей
- сразу в баню мыться не идут, ждут какое-то время
- в урочные дни носят в баню одежду для покойного, распаривают веник, наливают воду
- когда родители ходят – не страшно, «дают приметку»
- в первую ночь после смерти в доме стучало, но покойного попросили не беспокоить, и он больше не стучал
 

Репортаж

62

Рассказ о том, как умер муж
(Комлева)
 

Репортаж

63

О представлениях и верованиях:

- перед тем, как умрет человек, снятся сны, которые предупреждают о смерти
- одной женщине приснилось, что в дом к Павловой носят много теса, после этого умер сын, а через двадцать дней - муж
- самой показалось, что мать на дворе у коровы, а та оказалась в подполье, через некоторое время – умерла (Павлова)
 

Репортаж

64

Хозяин, хозяюшка,
Пойдёмте с нам,
С милым животам,
Спасите и сохраните
За кажный день,
За кажный час,
За кажную минуту

- снач. комм.: в доме есть хозяин и на дворе есть хозяин с хозяйкой
- комм.: так говорят, когда прогоняют утром скот, при этом крестятся
 

Приговор хозяину

65

Спаси, сохрани и помилуй милых животов

- снач. комм.: когда выпускают коров в поле, то говорят и крестят
- комм.: в этих словах есть сила
 

Приговор

66

О похоронно-поминальных обрядах:

- в урочные дни и накануне  - после бани в дом, где был покойник ходят родственники, соседи, хозяева накрывают стол; сидят обычно до полуночи
- на столе обязательно должен быть кисель и вареные яйца
- в урочные дни ставят вино
- в урочные дни, особенно в 40 день ходят на кладбище, а потом незадолго до полудня покойного провожают
- в полдень над ним будет суд, и поэтому он должен успеть уйти до 12 часов
- в 40 день покойного провожают до того места где в день похорон сжигали стружки оставшиеся после изготовления гроба
- вместе со стружками нужно сжечь прутья от веников, листья которых бросали на дно гроба, посуду, из которой покойного обмывали, а мыло кладут в гроб, вместе с расческой; в гроб кладут нитку, которой измеряли покойного
- когда жгут костер, то смотрят, если дым идет на деревню, то будет еще покойник 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298