Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 270

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Гонево
15.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленкова Д.Н.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Пахомкова Олимпиада Васильевна, 1927 г.р., род. - д. Великий Двор
 

01.

О свадебном обряде:

- сама с мужем просто расписались, без свадьбы
 

Репортаж

02.

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда человек умрёт, надо сразу трубу открыть, т.к. душа «ходит»
- умёршего мыли, потом клали на стол
- мужчину мыли мужчины
- протирали чистой тряпочкой, мыли, чтобы чистыми были, воду выливали
- маленькую иконку положила умершему мужу на руки
 

Репортаж

03.

О жизни в 30-е годы:

- церковь коммунисты разоряли, ночью на конях приезжали, сначала иконы увезли, потом колокола ломали
- в 1935 году церковь разрушили, потом в ней сделали колхозный склад, потом избу-читальню и клуб
- много мужиков репрессировали
- отца репрессировали, а в 60-х годах оправдали
 

Репортаж

04.

О престольных праздниках:

- 21 июля праздновали Сисентия и Михайлов день (в ноябре)
- на Сисентия старые люди в церковь ходили, пироги пекли
 

Репортаж

05.

О беседах:

- раньше на беседы с прялками собирались, пряли, собирались зимой
- девушки пряли, а парни рядом сидели
- на беседах пели растяжные песни
 

Репортаж

06.

О плясках:

- танцевали «Кадриль», первую и вторую фигуру, потом «верт?ловка» была – парни девок вертели
- вожак объявлял первую и вторую фигуры, гармонь играла
- под гармошку плясали
 

Репортаж

07.

О воспитании детей:

- своих детей бабушка нянчила
- работали долго, детей только ночью видели
- бабушка сказки детям рассказывала
 

Репортаж

08.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки:
- ряженье:
- окрутникам ходили – наряжёными, ходили с Нового до Старого Нового года (с 1 до 14 января) или с Рождества до Старого Нового года
- наряжались, стучались, потуполятся – попляшут
- колядовать раньше ходили, гадали
- могли пустить и не пустить
- страшными наряжались
- многих не пускали
- лохмотьями наряжались
 

Репортаж

09.

О родильно-крестильных обрядах:

- в Великом Дворе старушка была, помогала женщинам рожать – «ба?бничала», она нигде не работала, её кормили, одаривали
- мама её на сенокосе родила

- сама до больницы не дошла, родила у скотного двора, платок положила, на колени встала и родила
                                      

Репортаж

10.

О традиционной одежде:

- юбки были с рукавчиками, юбки носили
- нижнее бельё сами шили из своего точива - льна
- бабушка сама кальсоны кроила и шила
- одежда была белая
- праздничные наряды были отдельно
- платки надевали, чепчик были, волосы убирали, чепчик на шнурок заделывали, сначала надевали чепчик, потом надевали платок
- дом ходили только в чепчике, а на улицу надевали платок
- молодые женщины назад платок завязывали, старушки – наперёд
 

Репортаж

11.

О колхозной жизни:

- отец вступал в колхоз, отдал и лошадь и сбрую

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Гонево
15.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленкова Д.Н.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Кузнецова Екатерина Алексеевна, 1927 г.р., род. - д. Слобода
 

12.

О календарных обрядах и праздниках:

- раньше был колхоз «Активист»
- в Самино отмечали Ильин день, Макария (7 августа), в д.Куржеца отмечали Спасов день
- к празднику всё пекли, варили
- гости приходили
- вечером гуляли, ходили по деревне по дороге
- гуляли с песнями, пели весёлые и протяжные песни
- много гостей съезжалось, даже с Андомой Горы приезжали
- гулянье называлось
- гармошка обязательно была
 

Репортаж

13.

О плясках:

- «Кадрель» под гармошку плясали
- 6 или 7 наименований было в «Кадр
?ели»
- 1 фигура – кавалер брал барышню, командовал: «1 фигура»
- 6 фигура – «верт
?ловка» – за руки вертелись, потом опять 1 фигуру плясали и кончалась «Кадрель»
- 6 пар плясали
- 1 фигура – командовали: «танцуют мальчики», выходили парни, 2 фигура «танцуют девочки»
- командовал кто-то смелый, в основном ребята
- 1 фигура - «Русского» плясали парни, потом брали девушку, с ними вертелись, потом командовали «Танцуют девочки», девочки выходили
- танцы плясали «Яблочко»
- старые женщины «Русского» и «Кадрель» плясали
- парень плясал, топал, вызывал себе другого парня, или девушка плясала, потом топала, себе напарницу брала
- частушки пели
- под «Кадрель» не пели, пели под «Русского»
 

Репортаж

14.

Голубая лента с бантом
По озерышку плывёт,
Нам с тобой, товарка, в жизни
Некоторой не везёт

- текст
- комм.: под пляску
 

Частушка

15.

Выхожу и выручаю
Милую тов
?рочку

- фр. текста
 

Частушка

16.

Желаю гармонисту
Восемь дочек
И жену красивую

- фр. текста с пересказе
- комм.: на работе пели в поле, когда рожь убирали, пели частушки
 

Частушка

17.

- Ты где?
- Я здесь!
- Мы на болоте!

- снач. комм.: в лесу переукивались, кричали друг другу «Ау!»
- текст 
 

Выкрик в лесу

18.

О свадебном обряде:

- когда невесту сватали, за стол садились
- на лошадях приезжал жених, с отцом и матерью, невесту садили в сани и уезжали
 

Репортаж

19.

Ой, ты, любушка,
Ой, ты, милая,
Куда ты собрал
?се,
Куда ты уходишь от нам

- снач. комм.: мать умерла, приходила двоюродная сестра, что-то сама с собой говорила, на тоне выпевала
- текст
- комм.: причитала перед выносом, на кладбище тоже можно было причитать
 

Похоронное причитание

20.

Прощай, мой дорогой сыночек,
Я тебя больше никогда не увижу

- снач. комм.: племянника хоронили, мать сама по нему причитала
- фр. текста
 

Похоронное причитание

21.

Прощай, извини меня,
Прости меня за всё

- фр. текста в пересказе
 

Похоронное причитание

22.

О похоронно-поминальных обрядах:

- деревенские жители ходили на вынос покойника, прощались с ним, просили его передать привет кому-то из умерших родственников, говорили вслух
- клали покойника сначала на стол, потом привозили гроб, клали в гроб
- одна старушка умерла, просила из листьев веников сшить подушку
- белым каленкором закрывали
- на третий день хоронили
- гроб в комнате дома стоял
- ставили гроб на стулья, табуретки
- покойник лежал к иконам ногами, потом выносили ногами вперёд
- до сорокового дня ту кровать, на которой спал покойник, расправляли на ночь, на день заправляли, говорили, что покойник до сорокового дня «ходит домой спать»
- ворота не запирали до 40 дня, на заложку не заложи
?ли, «покойник придёт домой»
- стакан с водой оставляли, каждый день наливали свежий чай или водочку, ставили на стол, чай наливали каждый день новый
- после сорокового дня выходили на дорогу, кидали через левое плечо чашку, кружку и еду, которые стояли на столе
- чай наливали каждый день, а еда поминальная лежала с поминок
- тарелку разбивали, еду выкидывали на перекрёстке дорог
- на 40 день до 12 часов ходили на кладбище, в 12 уже поминали дома
- на могилках есть столики
- в Троицу и Радоницу тоже ходили до 12 часов
- мама говорила, что после 12 «там уже никто не ждёт»
- в похороны варили рис и каждому давали с ложки рис – это называлось «кутья», всех обходили
- когда ели, говорили: «За упокой»
- некоторые люди до 40 дня телевизор не включали
- полугодие отмечали, собирались только свои, пили чай, год отмечали
- 9 день отмечали, на 20 день только чай пили, даже на кладбище не ходили, а в 40 день были поминки
- извинялись перед покойником
- собирались вечером, сидели перед гробом
- родственники сидели всю ночь перед гробом, соседи не надолго приходили
- сначала несли крышку гроба, потом гроб несли мужчины
- на носилках гроб носили, потом их на кладбище оставляли у дерева
- гроб на верёвках отпускали
- с покойником по дороге нельзя было останавливаться
- хвою кидали всю дорогу до кладбища позади машины с покойником
- обкладывали могилу хвоёй, до 40 дня не убирали
- причитали, когда выносить будут и когда понесут
- причитали по молодым, жалко было
- недавно сгорели в машине сын, маленький мальчик и зять, когда три покойника выносили, причитали сильно
- трубу открывали, когда покойник умрёт, чтобы «душа ушла»
 

Репортаж

23.

Б?юшки-баю,
Я тебе варежку куплю

- снач. комм.: свекровь с детьми занималась, маленькому ребёнку пели
- фр. текста
- повтор
 

Колыбельная

24.

Сорока-ворона
Кашу варила
Детей кормила

- фр. текста
- повтор
- текст
- комм.: утешали
- фр. текста
 

Потешка

25.

О жатвенных обрядах:

- серпом жали
- отж
?нка – варили кашу, когда всё с поля уберут, ячмень на жерновах мололи, варили кашу дома, это в сентябре было, много народу было
- маленький снопик ставили на божницу, потом им поминали весной
 

Репортаж

26.

Два Егория подо льдом не бывают

- снач. комм.: два Егория было 9 декабря и 6 мая – Вёшный Егорий
- текст
- комм.: если 9 декабря замёрзнет, значит 6 мая уже река пойдёт
- текст
 

Примета

27.

О календарных обрядах и праздниках:

- 6 мая у коровы хвост отрезали, заматывали, клали под попер?чку в хлеву, не выкидывали
 

Репортаж

28.

Об обрядах со скотиной:

- в первый день, когда выпускали корову, обходили её в хлеву
- выпускали, как погода, на Егория не выпускали, выпускали на Николу (22 мая)
 

Репортаж

29.

Как бы эта верёвочка вил?се,
Так бы моя бурёночка домой возвращ
?ласе 

- снач. комм.: верёвочку брали, клали в придворок, чтобы корова через верёвочку прошла, снаружи порога, клали простую верёвочку
- комм.: когда выпускаешь корову, так говоришь, в тот день, когда корову выпускали, нельзя было никому ничего давать, плохо скотине будет, молоко не давали, и сейчас так делают; витую верёвочку брали
 

Приговор на выгон скота

30.

Как бы эта верёвочка вил?ась,
Так бы моя бурёночка домой плела
?сь
 

Приговор на выгон скота

31.

О пастушеских обрядах:

- здесь в деревне пастуха не было, сами пасли по очереди
- в Андоме были пастухи, только 2-3 года, как нет
- раньше пастухи на конях пасли
- раньше утром пастухи в рожок трубили
- раньше пастухи пешком пасли, колхозных коров уже пасли на конях по 2 пастуха
- пастух трубил, чтобы коров выпускали, в рожок трубил
- в лесу коров пастух собирал, тоже трубил
- отпуск был у пастуха, чтобы коровы не пропадали
- если пастух пасёт, то у него был такой отпуск, что лето нельзя было бриться, с бородой ходил, и ягод в лесу нельзя было брать
- если отпуск нарушит, то может со скотом что-то быть
- с отпуском пасли
- коровы сами домой шли, т.к. отпуск был
- не брился и ягод не брал пастух
- разные отпуска были, у одного пастуха - один, у другого – другой
 

Репортаж

32.

О ткачестве:

- мать изо льна юбку сшила и кафтан длинный на пуговицах, в этом ходила
- сорочки, полотенца сами ткали
- полотенца красным ткали
- точиво ткали, в трубы заворачивали, весной, когда начнёт таять, белили, получалось белое, тонкое полотно, из него шили и одеяла и матрацы
- тюфяк набивали соломой
- полати, скамейки были деревянные
- когда начинал таять снег, полотно раскатывали на 3 дня, переворачивали на другую сторону, потом дома стирали, полоскали и сушили, потом шили
- сама ещё в лаптях ходила, лапти плели из бересты, летом с лаптях ходила
- рубашки были разукрашенные и простые
- летом одну рубашку носили, зимой балахон ещё одевали
- красили матрацы – красили нитки, потом ткали – нитка белая, нитка красная
- нитки шли через бёрда
- какое бёрдо, такой ширины и было полотенце
- раньше аршинами мерили длину
- ни
?тяницы – толстые нитки, помогала маме шить
- стена – это дорожка длинной с длину комнаты
- если надо широкое бердо, клали широкое, если узкое – то узкое
- кивцу делали из бересты, на неё нитки наматывали
- нитки клали в челонок
- ск
?ло – это ки?вцу ткать
- нитки наматывали на мотушку на крестовине, потом с мотушки наматывали на ки
?вцу
- скатерётки шашечками ткали
- на стане были две лыжи – подножки
- шашечки тоже на двух подножках ткали, нитки подставляли
 

Репортаж

33.

О традиционной одежде:

- девушки носили платок, а бабушки носили чепчики со шнурком
- чепчики могли быть чёрными, были и красивые
- чепчики носили старушки
- на работу носили простые, не вышитые рубашки
- полотенца ткали из тонких ниток
- полотенца вышивали или ткали полосками
- пояса были, две кисточки делали, чтобы красиво было, из ниток выдёргивали, кисточки тоже красили
- пояс плели, а кисточки руками делали
- пояс был круглый, к нему две кисточки приделывали
 

Репортаж

34.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки:
- у кого что было, в то и наряжались
- телогрейку на левую сторону одевали, на глаза – платок
- одевались так, чтобы не узнавали
- один платок одевали на голову, другой – на лицо
- наряжёнок называли окрутниками
- взрослыми были уже, сокрут
?лись, мужик их остановил и стал с лица платки срывать
- когда окрутники ходят, их нельзя было трогать
- с корзинками ходили, кто что давал, даже сырую картошку клали
- наряжёнки плясали «Русского», им могли подпеть
- наряжёнки плясали, потом лица открывали и садились с хозяевами за стол с бутылочкой
- покойником нарядился мужик, пришёл в общежитие к девчонкам с кочергой, к каждой подходил, пугал
 

Репортаж

35.

Суженый – ряженый,
Приди ко мне

- снач. комм.: на ростанях гадали, кочергой вокруг себя обводили, угадывали суженого, где собака залает, с какой стороны, туда и замуж выйдешь
- комм.: куда собака залает, туда и замуж выйдешь, зимой ходили
 

Приговор при гадании

36.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки:
- гадания:
- ложились спать, что-то клали под подушку, чтобы приснился суженый-ряженый
 

Репортаж

37.

О представлениях, верованиях:

- хозяин есть, когда дом покупаешь, надо подав?аться у «хозяина» - попроситься
- в хлеву тоже должен быть хозяин
 

Репортаж

38.

Хозяин – ба?тюшко,
Храни мою коровушку,
Храни и береги

- снач. комм.: когда скотину покупали, говорили
- текст
- повтор
 

Приговор дворовому

39.

О представлениях, верованиях:

- Леший есть в лесу
- в статье было написано про то, как на Анинском мосту женщина ушла с лес, 17 дней в лесу проблудила, ей показалась мать живая во сне, она вся переоделась, взмолилась, подняла руки к небу и сказала: «Мама, покажи дорогу мне» и вышла на мужчин
- если корова домой не пришла, то ходили к старушке, она что-то делала, корова возвращалась – «отворачивало»
- мужик сказал, что телёнка сдаст вечером, а он домой не вернулся, потом в лесу только шкуру нашли
 

Репортаж

40.

Я на бочке сижу,
Слёзы капают,
Никто замуж не берёт,
Только сватают

- текст
 

Частушка

41.

О родильно-крестильных обрядах:

- об имя наречении:
- сама родилась 4 декабря, а 9 декабря был Егорий, всех называли Катеринами 
- брат родился в мае, т.к. Никола в мае, назвали Николаем
- сын родился 1 июня, т.к. Никола в мае, тоже назвали Николаем
 

Репортаж

42.

О приметах:

- 14 марта Евдокия, примечали, с какой стороны завеет ветер, такая и весна будет
 

Репортаж

43.

О родильно-крестильных обрядах:

- об имя наречении:
Евдокия была в марте, вех, кто родился в марте, называли Евдокиями
 

Репортаж

44.

О приметах:

- в Иванов день должен быть дождик
- в Петров день должно подождить, иногда был дождь, иногда – нет
- лук надо садить 20 мая, а картошку - с 22 по 25 мая
 

Репортаж

45.

О ткачестве:

- ки?вцы – став ткать, кругленькие, сделанные были из бересты, на них скали пряжу
- ск
?ло – деревянное колесо, ручку крутили и навивали пряжу

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Великий Двор
15.08.2006

 

Зап.: Щупак Г.Н.,
Теленкова Д.Н.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Аверина Мария Ильинична, 1932 г.р., род. - д.Вакулово Стерельниковского с/с Великоустюгского района (здесь живёт с 1952 г.) (№57)
Омеличева Александра Петровна, 1929 г.р., род. – д.Ухтозеро
 

46.

Собрались не на гуляьице,
С тобой на роспрощ
?ньице,
Собрались сыночки милые,
Все невестушки любимые

- снач. комм.: когда муж умер, не знала, как причитать, «само пришло»
- текст
 

Похоронное причитание

47.

Ты последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём увитом гнёздышке, да
Со своей да бедной бабушкой

- снач. комм.: утром, причитала
- текст
- комм.: мама хорошо причитала, а сама не умела, а когда надо стало, пришло в ум
 

Похоронное причитание

48.

А последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём в увитом гнёздышке, да
У своей у бедной бабушки

- текст
- комм.: когда выносили
 

Похоронное причитание

49.

Собрались не на гуляньице, да
С тобой на вечное росстав
?ньице, да
С тобой, родимой ба
?тюшко,
На вечное росстав
?ньице
- снач. комм.: когда приехали

- текст
- комм.: кто как умеет, сама громко причитала, плакала, ревела
 

Похоронное причитание

50.

Собрались не на гуляньице,
С тобой на росстав
?ньице, да
На вечное роспрощ
?ньице,
Собрались сыночки милые.

- снач. комм.: гроб заносили, ставили, сидела сама и две сватьи, все собрались, дак запричитала
- текст
- комм.: это по мужу причитала, не знала причитаний, само пришло
 

Похоронное причитание

51.

Ты, сов?етна мила ладушка, да
Уж ты белая лебёдушка

- снач. комм.: мама причитала по папе, на могилках причитала
- комм.: дочь помрёт причитала, это по молодому мужу, причитают, когда помрёт
 

Похоронное причитание

52.

Ты последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём в увитом гнёздышке, да
У своей у бедной бабушки

- снач. комм.: перед выносом причитают
- текст
- комм.: приговаривала, когда на улицу понесли, сватьи за руки держали, люди ходили кругом гроба, прощались, сама стояла, плакала; когда мама померла, не причитала, только кричала на крик
 

Похоронное причитание

53.

Ой, ты последние минуточки, да
Ты последние секундочки, да
Во своём в увитом гнёздышке, да
Со своей да бедной бабушкой
 

Похоронное причитание

54.

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище не причитали
- у покойника сидели, плакали, кто тихо приговаривал
 

Репортаж

55.

О свадебном обряде:

- свадьбу не играли, только расписались
- пели какие-то песни раньше, как просватают
 

Репортаж

56.

Ты, Германия [нрзбр.]
Поскорей кончай войну

- фр. текста
 

Частушка

57.

Гармониста не любила,
И не приход
?лосе,
А теперь в гармониста
Девушка влюб
?ласе

- снач. комм.: про гармонистов пели
- текст
 

Частушка

58.

Гармонист, гармонист,
Не гляди глазами вниз,
Гляди прямо на меня,
Завлекать буду тебя

- текст
 

Частушка

59.

Ты играй, гармошка, тише,
Спит сударушка моя,
Она на розовой подушечке
Забыла про меня

- текст
- комм.: «Русского» играли, так и пели
 

Частушка

60.

Пойдёмте, девушки, киж?
Кижа, кижа, кижёночка,
Вы побольше критикуйте
Моего милёночка

- снач. комм.: если не было гармони, были балалайки
- напев
- комм.: раньше пели языком
- текст
 

Частушка

61.

Пойдёмте, девушки, киж?,
Спляшемте по-новому,

- фр. текста
- комм.: киж
? - это круг, плясали девушки под гармонь
 

Частушка

62.

Раз портянка, два портянка,
Три, четыре да и пять,
Розреш
?те-ко, товарищи,
Портяночку сплясать

- текст
- комм.: портянка – это тоже пляска, девки и парни стояли друг перед другом и дробили, в лесу работали, так плясали, туда отовсюду приезжали, с Воронежа
 

Частушка

63.

О плясках:

- «Кадрель» - 1 фигура, 2 фигура, «Русского» плясали
- в «Кадрели» ходят парень и девка, парень девушку приглашал
- когда парень приглашает девушку, ей надо сплясать круг, сама не пошла круг плясать, сразу подошла к парню, а парень её спросил: «Ты почему пешком?», она ответила: «машины нет»
- несколько фигур ходят в «Кадрели»
- есть фигура «Прогулочка» - когда девушка отчитывается перед кавалером, или кавалер перед барышней
- есть фигура «Русского»
- была фигура «Вертиловка» - кавалер кружит всех барышень
 

Репортаж

64.

В каждой избушке свои поделушки
 

Поговорка

65.

Баюшки-баю,
Не лож
?ся на краю,
Спи, мой сын,
Спи, юз
?н

- текст
 

Колыбельная

66.

О представлениях, верованиях:

- в каждом доме должен быть домовой
- есть дома, в которых чудиться, застукает
- самой сны пожар предвещали, приснилась женщина толстая в цветном сарафане, как будто она в окошко прыгнула, говорят, что это к пожару
- приснилось в детстве, что старушка – соседка, в дом забежала, всех перещупала, по дому пробежала, стала колотиться, сказала, что это смерть пришла, на следующий день старушка умерла
- вещие сны бывают
- цветной сарафан приснился – это огонь, дом сгорел
 

Репортаж

67.

О календарных обрядах и праздниках:

- Святки:
- окрутники ходили
- шутки:
- под окном кричали девушке, что ей замуж не выйти, а парню – на ней не жениться
- закрывали в домах, лестницы разбирали, парни - у девок, а девки – у парней - на Новый год это было
- костры выкладывали, двора снашивали на крыльцо
- ряженье:
- рядились цыганами, старыми людьми
- ряженые уголь в шапку положили, плясали, а сажа сыпалась
- ведьмами, солдатами рядились
- мужикам окрутники надоели, они в подполье их спустили
- окрутники в избе плясали, пели: «Снаряд
?ишко, попляши»
- брали куклу, приходили как будто с ребёночком
- цыганом ходили  с веником, с ребёнком, просили ребёночка с печи попарить,
сами в печь воду выливали, у одной женщины на блины воду налили
- «беременная» женщина приходила, подушку к животу клала
- гробы выносили
- «журавль» приходил
- окрутники с гармонистом приходили, мог хозяин дома поиграть
- «журавль» в клуб пришёл, клюв делали, он клювом клевал
- «гроб» приносили, сзади покойника шли, плакали, причитали
- занавеской лицо завешивали, чтобы не узнали кто пришёл, платок надевали и накидку тюлевую
- взрослым окрутникам могли водку налить
- не все окрутников пускали, не пускали, где были маленькие дети, окрутники знали, куда надо идти, в  каком доме пустят 

Репортаж

         

Конец записи.
Сост.: Савинская Е.В.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298