Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 18 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 203

 

<<< предыдущий

следующий >>>

 

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская обл.,
Шекснинский р-н,
Сиземская с/а,
д. Кузьминское
25.07.2005

 

Зап.: Кулев А.В.
Кулева С.Р.
Кулева Настя

 

Исп.: Муджири (Смирнова) Зинаида Арсентьевна, 1928 г.р., зд. (проживает в г. Вологде)
 

01

Карка-воронка
По бережку скакала,
Гостей собирала,
Гости шли,
Гостинца несли.

- интонированный текст
 

Пестушка

02

Ехали бояре,
Мух собирали,
На пень клали,
Обухом били,
Кашу варили,
Попа накормили.

- текст
- комм.: была тетя – старая дева, она лежала с детьми на печке и пела
- повтор (напев)
 

Потешка

03

Баба съела редьку да
Родила Петьку
Петька гуляёт,
Куриц гоняёт.

- текст
- комм.: припевали детям
 

Потешка

04

По деревне вечером староста идет
Сапоги-то новые – мера ржи войдёт.

- снач. комм.: старик из Чаромского пел старинную песню
- текст
 

Романс

05

Баба съела редьку,
И родила Федьку,
Федька гуляёт,
Куриц гоняёт.
 

Потешка

06

Ладушки, ладушки,
Где были? - У бабушки.
- Чево ели? – Кашку.
- Чево пили? - Бражку.

- комм.: хлопали в ладошки 

Пестушка

         

07

Сказка-приказка
Прикована коляска
И к стулу, и к блюду,
И к золоту корыту.

- текст
 - повтор
 

Потешка

08

Сима-коза,
Где ты была?

- текст (неуверенно начало)
- комм.: «мотив у всех один»
 

Потешка

09

Посеяли репу…
Воры не чужие,
А свои родные,
Тесть да тёща,
Меня прогнали в рощу

- текст (неуверенно начало)
- повтор  (неуверенно начало), продолжение – «Сима-коза» (видимо, путает)
 

Потешка

10

О детском воспитании:

- раньше детей «копили»: старшей было 13 лет, а всего было шесть детей в семье З.А. Смирновой
 

Репортаж

11

Ты помой, милашка, ножки,
Одевай полусапожки,
Еще белые чулки,
Пойдём гулять за ручейки.

- текст
 

Частушка

12

Об  исполнении частушек:

-  когда шли с сенокоса, песни «орали на весь лес, только верхушки качаются»
- пели по очереди
- пели громко, чтобы в деревне слышали – «кончилась работа у девок, ползут домой»
 

Репортаж

13

Наелась картошки,
Улегся спать,
А на утро проснулся –
Картошка опять.

- текст
 

Частушка

14

Я косила сенокос,
А пришёл милой на покос:
- Погляди-ко, батюшка,
Какой красивой зятюшка.

- текст
- комм.: «мотива» не было; в деревне было 60 девок
 

Частушка

15

О сенокосе:

- были колхозные полосы, «заполоски»; между полосами была «чаща»
- во время работы было не до песен
- утром не пели, «неохота, роса холодная»; пели только вечером, когда «наработались до упада»
- утром девок на сенокос мама будила
- длинную песню пели хором, а частушки пели по одной
 

Репортаж

16

О свадебном обряде:

- самоходка – невеста, которая «сама идёт», за ней ехать не надо
- сватались
 

Репортаж

17

Дорогая самоходочка,
Красивоё лицо,
Ты садилась, не стыдилась,
Забирайся на крыльцо.

- текст
 

Частушка

18

На крылечко забралися,
У ворот колотимся,
Дорогая самоходка,
Значит, не воротимся.

- текст
 

Частушка

19

Отперла ворота мати,
Словом не приветила,
Самоходчку мою
С караваём встретила.

- текст
 

Частушка

20

А на полатях в решете
Кошка улыбнулася,
Самоходочка моя
Родным не поглянулася.

- текст
 

Частушка

21

Не поставили родители
Бутылочку вина.
А батька с печи отвечаёт:
- Ты зачем привёл говно?

- текст
 

Частушка

22

Поглядел на родну матушку,
Послушался отца,
Покатила самоходка,
Роскрасавица с крыльца.

- текст
- комм.: значит, ушла
 

Частушка

23

Ох, родители мои,
Не подумали небось
Ведь я на саночках старался
И пожить не удалось.

- текст
- комм.: парень плясать пойдет, поет эту «длинную частушку» [про самоходку]; или когда едет на лошадях с сенокоса, везет косы, поет
 

Частушка

24

Приходила вечер свахонька,
Нахвалила чужу сторону,
Как на нашей-то сторонушке,
А все и белые воронушки.

- проба напева
- окончание – текст (вспоминает)
- комм.: такие песни пели «до нас», пожилые вспоминали, как они пели
 

Свадебная

25

Боярышни, боярышни, мы к вам пришли,
Молодые, молодые, мы к вам пришли.

Бояра, бояра, вы зачем пришли,
Молодые, молодые, вы зачем пришли?

- снач. комм.: на посиденке стоит «отряд» парней и «отряд» девок, подходят друг к другу, поют

У нас-то ли в полке убыло, убыло,
А у нас-то в полку прибыло, прибыло.

- комм.: девки «причитают», что у них в полку убыло; на посиденке в избе парни (3-4) и девки (5-6) стояли;
 

Хороводная

26

О беседах:

- когда гармошка была, то плясали
- на посиденке вязали, пряли шерсть
- мать говорила: «Ты, Зинушка, сегодня ничего не напряла, поди целой вечер проплясала, только валенки зря рвёшь, не ходи больше на посиденку»
 

Репортаж

27

О календарных обрядах и праздниках:

- ТРОИЦА: была гулянка на малой Сизьме, в духов день ходили в Павловское
- большая гулянка была в Чаромском; туфли брали в руки, шли босиком, на гулянке надевали туфли
- приносили березки, «садили» (втыкали) перед домом, варили пиво из солода (на каждый праздник)
 

Репортаж

28

О колхозах

Репортаж 

 

Вологодская обл.,
Шекснинский р-н,
Сиземская с/а,
д. Кузьминское
26.07.2005

 

Зап.: Кулева С.Р.

 


Исп.: Муджири (Смирнова) Зинаида Арсентьевна, 1928 г.р., зд. (проживает в г. Вологде)
 

29

У бабушки у Нины
Полный двор скотины,
Полный двор скотины,
И всем было имя.

- проба напева
- комм.: тетка (сестра отца) пела детям, всегда была дома и водилась с детьми; тетю звали «бобой»; тетка была 1894 года рождения
- повтор
 

Потешка

30

Жил я тёщи в Сиверском,
Ел я олашки с семечком,
Била меня тёща веником,
По рукам, по ногам сковородником.

- комм.: пели детям
 

Потешка

31

Круг заводи, да круг заводи,
Круг заводи гуляла да
Соколяну видяла.
Соколяна, соколяна,
Соколяна подбочись, подбочись,
Кому надо поклонись, поклонись.

- комм.: девки ходили кругом, без парней; в кругу стояла «соколяна», она в конце кланялась, потом ставили другую девочку
 

Хороводная

32

О праздниках:

- девушки играли в поле, а дети говорили: «Пойдём, сбегаем, там «Соколяну играют»;
- в «Соколяну» играли летом в воскресенье в поле
- в праздники ходили к церкве в Соловарку или в Сизьму
- по воскресеньям девушки ходили играть в поле, маленькие дети (4-5 лет) бегали смотреть; могли приходить парни с балалайкой
- в «Соколяну» играли до тех пор, пока все не постоят в кругу 

 

Репортаж

33

Круг заводи,
Круг заводи гуляла да
Круг заводи гуляла.
Соколяну, соколяну,
Соколяну видяла,
Соколяну видяла.

- проба напева
- комм.: на словах «подбочись» ставит руки «в боки»
- «заводью» называли свой кружок – они его «заводят»
- повтор (напев)
- комм.: раньше каждый клочок поля берегли, играли в «Соколяну» только в том месте, где косить было нельзя

 

 

хороводная

         

Вологодская обл.,
Шекснинский р-н,
Сиземская с/а,
д. Кузьминское
27.07.2005

 

Зап.: Кулев А.В.
Каданцев А.Ф., Каданцева О.А

 

Исп.: Муджири (Смирнова) Зинаида Арсентьевна, 1928 г.р., зд. (проживает в г. Вологде)
 

34     

О престольных праздниках:

- Спасов день (14 августа) – праздник в Кузьминском
- Кирики и Улиты (28 июля) – праздник в Телибаново
- Ильин день (2 августа) – в деревне Прудново (была за лесом, сейчас ее нет)
- Казанская – праздник на Еремине
- эти праздники назывались «обещанники», «обещанные праздники»; в эти праздники что-то обещались
- Егорьев день – всеобщий праздник
- Пантелиймона - на Починке, там есть источник
 

Репортаж

35      

О святом источнике Георгия Победоносца в д. Соловарка

- у старика («дедко Губа») болели ноги, он не мог ходить, ему приснился сон – пришёл маленький беленький старичок, он велел идти на то место, где сейчас источник, там был ручеек (течет из-под кладбища), помыться этой водой; дед Губа всё это выполнил, после этого поправился; дед молился Богу, чтобы встать на ноги
- этот дед был матери З.А. Муджири дальним родственником; это историю рассказала мама
- потом все стали ходить, брать эту воду
- когда берешь воду, нужно перекреститься, сказать: «Господи, благослови, помоги»
 

Легенда

36      

Мужик и Смерть (Как мужик позвал Смерть в кумы)

- комм.: тетя была старая дева, она читала книги, жила у попа в прислугах; лежала с детьми на печке и рассказывала сказки; дети тетку звали «боба Паша»
 

Сказка

37

Грозой разбило дерево
А было соловьиное на дереве гнездо.

- текст
 

Стихотворение

38

Поженившись, Парасковье
Муж имущество казал,
Есть вот стоильицо коровьё,
А коровку Бог прибрал.

- текст
 

Присказка (?)

39

Об исполнении частушек:

- за песни (частушки) в тюрьму сажали; одна женщина спела частушку «Гитлер в дудочку играет, Сталин пляшет трепака», ее посадили на три года
 

Репортаж

40

О гармонях:

- у брата была гармонь 25х25
- была вятка; небольшая, громкая; была вся блестящая
 

Репортаж

41

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: девки ходили ряжеными, наряжались стариками; брали старую вятку, в нее клали колокола («погромки») от коня, так ходили по другим деревням
- в каждой деревне была посиденка; обходили все деревни
- девки пели частушки, плясали
- ходили в Телибаново, Давыдково, потом Сыромяткино, Еремино и возвращались домой (в Кузьминское)
- наряжались нищими, цыганами, брали мешки, корзины, собирали угощение; хвалили хозяев: «Хозяюшка – купчиха белоногая…»; хозяйка чего-нибудь давала
- показ – как приходили «цыгане»; хвалили или ругали хозяйку
- «цыгане» наряжались в сарафаны, мазались сажей
- девки ходили ночью, будили всю деревню; надевали шапки, меняли голоса, приходили и говорили, что сейчас запишут и отправят в Сибирь; или спрашивали, чтобы указали дорогу на Чебсару
- всю зиму девки были на лесозаготовках, на выходные приходили домой (40 км, от Кипелово)
 

Репортаж

42

Девятая веха,
Покажи жениха

- снач. комм.: девки гадали; дороги были обставлены вехам
- текст
- комм.: подолом юбки выдергивала девятую веху и надо было бежать домой и говорить молитвы, а не то «запинит» (задушит нечистая); девушка клала веху под подушку и должен был присниться суженый 
 

Приговор при гадании

43

Круг заводи, круг заводи,
Круг заводи гуляла,
Круг заводи гуляла.
Соколяну, соколняу,
Соколяну видяла да
Соколяну видяла.

- снач. комм.: девушки ходят по кругу, держатся за руки, в середине стоит барышня
- комм.: кому поклонится, та становится в круг; на лужку играли; парни стояли кругом, смотрели
 

Хороводная

44

О плясках:

- на беседе: девки ходили кругом, плясали, пели частушки, а парень стоял в кругу «как столб»; потом парень всех девок перекружит; какая девка нравится, ту «повернет» два раза; потом этот парень садится, другой встает, и так все по очереди; потом каких девочек парни покружили два раза, те садятся к ним на колени, и выключают свет (гасят лампу); сидят парами в потемках; кому пары не хватило, тот уходит домой
 

Репортаж

45

Клюшка-кочерга,
От Великого четверга
До Христова денька
Остаютсы два денька.

- снач. комм.: в Великий четверг ходила «клюшка-кочерга», стучалась в каждый дом
- текст
- комм.: дети сидели вечером долго, ждали «кочергу»; как кочерга пришла, значит, пора спать ложиться
- повтор (напев+)
- комм.: «кочерга» уходит дальше; дети «кочергу» не смотрели, боялись, не думали, что это человек, это «кочерга»; «кочерга» не ряженая, просто пробежит по деревне, пропоет; «кочерга» объявляла, сколько дней осталось до Пасхи
 

Припевка в Великий четверг

46

Рассказать бы всё сначала,
Я на Крещенском родился,
Я по трущобам долго шлялся,
И тёмным делом занялса.

- снач. комм.: отец пел старинные песни; запевал пьяненький
- комм.: длинная песня
- продолжение (фрагмент текста)
 

Поздняя лирическая

47

Спасов денёк, зажигай огонёк

- текст
- комм.: до Спасова дня света (лампы не зажигали) в домах не бывает; девки радовались, что в Спасов день во всей деревне свет в окнах
 

Поговорка

48

О престольных праздниках:

- СПАСОВ ДЕНЬ:  приходили гости со всех деревень в д. Кузьминское; полная деревня людей собиралась и всю ночь гуляли
 

Репортаж

49

О беседах:

- на посиденке лампу или две вешали к матице; девки сидели пряли или вязали кружево, пели частушки – миленьких «упевали»
- из Телибаново в Кузьминское ходили молодцы; была мода – выломать палку из огорода; парни шли с палками, кричали, пели
 

Репортаж

50

Огороды затрещали
С Телибаново идут -
Два Петрухины братанчики
Да три Витахи тут.

- снач. комм.: сама сочинила частушку про телибановских парней
- текст
- комм.: другие парни потом спрашивали, почему про них нет слов в частушке
 

Частушка

51

О беседах:

- в Кузьминском было много девок, а в Телибаново – парней; сидели в большой избе
- приходили парни с гармошкой, начинали плясать
- мама ругала, что ничего на посиденке не наработала
- посиденки были в разных домах по очереди; посиденка каждый день, кроме субботы; в субботу – грех плясать, старики не разрешали собираться
 

Репортаж

52

Об одежде:

- домотканую одежду не носили
- зимой возили сено с покосов, З.А. надевала мамину домотканую юбку с оборкой
- раньше были сарафаны
- пестрядь – сами ткали, шили юбки
- казачки надевали ряженые, в молодости З.А. уже была не мода на казачки
 

Репортаж

53

На последнёй пятацёк
Купила лентоцёк пуцёк,
Погледи, милёноцёк,
Как я обшила казацёк.

- снач. комм.: разговор был на «ци», «цяй»
 - текст 

Частушка

 
54

О прозвищах:

- раньше были прозвища: старик «Еловой», старик «Городовик», старик Петруша Куй, старик Калич; были четыре старика, их только по прозвищам называли
- «Куй» – ковал жернова; про него мальчишка кричал: «Мама, к нам Куй идет», так пошло прозвище; когда он женился, жену звали «Куиха»
- Павел «Городовик» - сидел в заключении, у него был другой говор; жену звали «Городовиха», сына звали Саша Городовиков
- у Куя звали детей: «Колька Куёв», «Тамарка Куёва»
- у каждого была фамилия, но по фамилии никого не называли
- у Елового жену звали «Филиха», потому что она была Филипповна
- прадеда звали «дедко Ладя», бабушку звали «Дуня Ладиха»
- бабушку Анюту звали «Мякониха», у нее был дед «дюже толстой старик», его звали «Мяконёк»
- на прозвища никто не обижался
- Анна «Горюниха» - прозвище по фамилии, в девках была Горюнова, когда вышла замуж, стали звать «Горюниха»
- иногда от прозвища образовывалась фамилия; был прадед «Була», потом стала фамилия «Булычевы»
- семья З.А. были Смирновы, но их в деревне звали «Ладины», потом бабушка была «Ладиха»; звали Зинка Ладина, Нинка Ладина
- всего в деревне было 16 разных фамилий
 

Репортаж

55

Об иконе:

- у бабушки Фаины есть старая икона, с нее «обмывают»
- если человек болеет, то иконку «смывают» (льют воду на икону), примечают, если вода сбежит с иконы досуха, значит, человек умрет, если икону облили, а вода разу не сбежала, икона не обсохла, значит, будет жить
- приходят люди, берут иконку, дома обливают, потом приносят
- когда у бабушки Фаины мать болела, попросила облить икону, икона сразу обсохла, мать спрашивала, как облила икону, но дочь ей не сказала, что икона обсохла
 

Репортаж

56

О деревенских постройках, укладе жизни:

- раньше у всех домов был колодец, баня
- бывало, что если два брата рядом живут, то одна баня на два дома
- были гуменники, сеновалы, амбары
- в печках никогда не мылись
- все бани были по-черному
- соседка была родом из-под Грязовца, она говорила: «Мы были подгородчина, а вы далеко от города, у вас там сероё место»; З.А. отвечала: «Нет, у нас чистоё место, это у вас сероё; вы вот в печах мылись всю жизнь, так у вас задница была в саже»; «Что ты, дурра, врёшь?»; «Ничего не вру, попробуй вылезти из печки да не приложиться»
- в бани ходили по субботам и накануне каждого праздника
- каждое воскресенье на Соловарку ходили в церковь, надо было в церковь идти чистыми
 

Репортаж

57

О полевых обрядах:

- на ЗАЧЕТЬЕВ ДЕНЬ (в октябре) старались всё измолотить, чтобы гулять; потом по деревням три дня гуляли; председатель говорил: «Гуляйте, девки, три дня»
 

Репортаж

58

Не попрядёшь в Покровки, дак не напрядёшь в Петровки

- текст
- комм.: с Покрова начинались посиденки 
 

Поговорка

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298