Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 233

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Бечевинка
16.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Костыгова Анисья Васильевна, 1911г.р., род. - д. Гришино Хлопузовского с\с
Абабкова Валентина Владимировна 1940 г.р., род. – д. Остюнино Бечевинского с\с
 

01

Новая новинка в старую брюшинку

- комм.: так говорили, когда ели что-то новое, когда поспевала новая рожь
 

Приговор

02

О календарных обрядах:

- когда поспевала первая рожь, варили из нее кашу, которую называли «повалиха»
- лен старались послать в августе, чтобы на него попали августовские росы
- когда сеяли лен, то говорили : «расти ленок долог, крепок да волокнист
- когда стелили лен, то говорили: «выляживайся, ленок»
 

Репортаж

03

Мине милый говорил,
Пресь куделю не велел,
Не пряди, милая, льну
На четыреста найму
(напев плясовой)
 

Частушка

04

Миленькой ухаживал,
На село указывал
Вона, милая, село,
Без тебя не весело
(напев плясовой)
 

Частушка

05

Об  играх:

- в детстве играли в прятки
- посредине деревне стояли качели, на которых качались и пели песни
- водящего выбирали с помощью палки ,брались за нее руками, и тот, чья рука оказывалась сверху, становился водящим
- играли мячом – водящий должен был попасть в кого-то из играющих
- дети более старшего возраста играли в «лунки», бросали мяч
 

Репортаж

06


По широким полосам,
<…> тибя увижу
По кудрявым волосам
(напев плясовой)
 

Частушка

07

Я любила Шурочку
За одну тужурочку
Тужурка износилася,
Любов наша решилася
(напев плясовой)
 

Частушка

08

Дождик, лей, лей, лей
На себя и на людей

- внач. комм.: так кричали дети, чтобы пошел дождь
 

Закличка на дождь

09

О календарных обрядах:

- в Великий четверг бегали босиком по проталинкам
 

Репортаж

10

О похоронно-поминальных обрядах:

- раньше, когда умирал человек, приглашали причетальниц, которые причитали так, что все остальные плакали
- покойник находится в доме две ночи, с ним сидят и свет не гасят
- когда в доме находится покойник, завешивают зеркала
- прежде чем покойника положить в передний угол, его обмывают
- покойного одевают в новую, заранее припасенную одежду
- после похорон топят баню, и все, кто был на кладбище – моются и только после этого садятся за поминальный стол
- возле покойного всегда должен кто-то быть
- раньше по покойному причитали сразу после смерти, потом, когда клали в гроб и перед тем, как выносить из дома
- могли причитать на кладбище
- когда покойного отвозят на кладбище ,в доме обязательно кто-то остаётся и моет пол, переворачивая все скамейки и стулья
- когда покойного везли на кладбище, бросали перед ним зерно, теперь бросают крупу, считается что птицы клюют зерно и поминают покойного
- перед тем, как гроб опустят в могилу, все присутствующие бросают в могилу медные деньги – выкупают землю
- стружки, оставшиеся после изготовления гроба складывают в корзинку, выносят за деревню и там сжигают, при этом смотрят, если дым идет в сторону деревни, то будет еще покойник
- если в деревне умирает один за другим два человека, то вскоре умрет кто-то еще, до 40 дня
- раньше в гроб стелили листья от сухих березовых веников, а теперь кладут старые одеяла
- голик, который оставался, тоже сжигали вместе со стружками
- в гроб покойному кладут расческу или гребешок
- раньше для покойного шили специальную подушку, которую набивали листьями, шили «вперёд иголкой» и узелки не завязывали
- ткань, которой укрывают покойника, не подрубают
- на поминках покойному наливают вино, ставят закуску, а потом убирают на шкаф
- раньше после похорон все мылись в бане, а теперь просто моют руки на улице, а потом садятся за стол
- моются, чтобы «тяжесть с души снять»
- раньше для поминок готовили горячий обед: шти, тушенку (тушеную картошку с мясом), теперь так не делают
- на поминки в 40 день варили кисель и пекли блины
- накануне 40 дня не запирали дверей и ночь не спали, ждали, что придет дух покойного
- утром 40 дня покойного с кладбища звали домой причетом, оставляли ему за столом место, ставили выпивку и закуску
- когда время подходило к 12 часам дня, все выходили из-за стола на улицу и с причетом провожали
- закуску и выпивку бросали на дорогу
 

Репортаж

11

А ты зачем миня омманывал,
До дому приводил,
Из-за тибя, из-за мазурика
Другой не подходил
(напев плясовой)
 

Частушка

12

У мня миленький мазурик,
Из мазуриков мазур,
За им девушки гоняюца,
Омманывает дур
(напев плясовой)
 

Частушка

13

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойного поминают на следующий день после похорон, потом на 9, 20 и 40 день
- потом поминать ходят в определенные дни – «поминальные субботы»
- в 9 и 20 дни поминают на кладбище, а дома стол не собирают; раньше приходили «на беседу», посидеть, вспомнить покойного
- у самой умерла племянница, которая незадолго до смерти развелась с мужем и очень не хотела, чтобы он присутствовал на ее похоронах, но бывший муж помогал родственникам при подготовке к похоронам и поминкам, и во время поминок, сначала лопнула лампочка, а потом упала фотография умершей; родственники сказали, что это покойной не нравилось присутствие бывшего мужа
- говорят, что тело покойного зарывают в землю, а душа улетает 

Репортаж

+ Исп.: Абабков Александр Никифорович 1941 г.р., род. – д.Катилово Бечевинского с\с 

14

Игра на левой клавиатуре

- снач. комм.: игра обеих рук должна согласовываться; сама учился играть  - подбирал
 

Наигрыш на гармони

15

Под пляску

- комм.: под такую игру плясали женщины
 

Наигрыш на гармони

16

Под пляску «Русского»
 

Наигрыш на гармони

17

Хулиганская

- снач. комм.: игра для парней
- комм.: эта игра резче, «хулиганистей»
 

Наигрыш на гармони

18

По деревне

- снач. комм.: игра, как хулиганская, только резче
- комм.: играется «почаще», мех движется быстрее, при такой игре не нужно широко разводить мех
 

Наигрыш на гармони

19

Хулиганская (на басах)

- комм.: басы играются парами
- раньше басы называли «храповики»
 

Показ наигрыша на гармони

20

На басах
 

Показ

21

О драках:

- когда начиналась драка, гармонист старался играть во всю мощь гармони, чтобы было как можно громче
- если намечалась драка, то парни просили играть порезче, и начинали плясать особым образом
- драка могла начаться, когда встречались две партии и никто не хотел уступать дорогу
- гармониста в драке не трогали
- гармонисты разных партий старались переиграть друг друга
 

Репортаж

22

Под пляску

- снач. комм.: некоторые женщины просят играть «поплавнее»
- комм.: гармонист подыгрывается под плясуна
 

Наигрыш на гармони

23

Хулиганская

- снач. комм.: в этой игре играются переборы вниз по клавиатуре
- комм.: играть можно «аккордом»
 

Наигрыш на гармони

24

Простая игра

- снач. комм.: учиться играть нужно с простых элементов, не с переборов
- комм.: музыку нужно держать в голове
 

Наигрыш на гармони

25

Под пляску

- снач. комм.: у самого все мужчины в семье играли на гармони, играли все по-разному
- комм.: так играл один мужчина в деревне – Иван Егоров
 

Наигрыш на гармони

26

Под пляску

- комм.: играл Анатолий Александров из д. Зарецкая
- в деревне было много гармонистов, но никогда игра одного не совпадала с игрой другого, каждый играл по-своему
 

Наигрыш на гармони

27

Под пляску
(на другой гармони)

- комм.: хулиганскую лучше играть на кирилловской гармони
 

Наигрыш на гармони

28

Об игре на музыкальных инструментах:

- учился играть сам, никто не показывал
- когда пошел в школу уже умел играть
- отец играл на «русской гармони», но сам не слышал
- были «вятки»
- в семье была балалайка, на которой играли сестры, но сам не умеет
- гармонистов уважали, сажали на почетное место
 

Репортаж

29

О рекрутских обрядах:

- когда парней провожали в армию, то играли на гармони, пели песни, плясали
- рекруты гуляли по деревням
- у военкомата гуляли все парни, плясали , пели особые частушки
 

Репортаж

30

Об игре на гармони:

- если девушке под пляску заиграть хулиганскую игру, то это считалось оскорблением
- если девушка плясала плохо, то гармонист старался ей подыграть, чтобы она могла научиться, старался играть под ногу
 

Репортаж

31

О календарных обрядах:

БЕСЕДЫ
- на беседах плясали «ланчика»
- молодежь играла в игры
- бросали на пол ремень и говорили  чьё-то имя, если называли парня, то девушка, с которой он гулял ремень должна поднять, если она этого не сделала, то ее могли нахлестать 
- парень и девушка садились на разные концы скамейки и по команде поворачивались лицом друг к другу ,если они повернулись в одну сторону, то целовались
- играли в «ручеек», в это время гармонист играл, но могли петь песни
 

Репортаж

32

Хулиганская
 

Наигрыш на гармони

33

Вступление к хулиганской игре

- внач. комм.: у наигрыша всегда есть начало и конец
 

Показ

34

Окончание

- комм.: наигрыш нельзя начать играть с середины, его нужно подготовить
 

Показ

35

Перебор

- комм.: если плясун дробит, то лучше играть перебор, чтобы было под ногу,
- игра должна «складываться» с пляской
 

Показ

36

Я пляшу, у мня не стукает
Подшитый каблучок,
А я сама не подпляшуся,
Подыграйся, игрочок

- текст
 

Частушка

37

Поигрыш

- комм.: игра для себя, но иногда под такую игру пляшут
 

Наигрыш на гармони

38

Игра для себя
(Сибирская подгорная с переходом на Семеновну)

 

Наигрыш на гармони

39

На сопках Манчжурии
 

Наигрыш на гармони

40

Па-де-спань
 

 

Фрагмент наигрыша

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Бечевинка
16.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Гоголева Евгения Николаевна, 1931г.р., род. - д. Марково
Иванова Александра Васильевна, 1932 г.р., род. – д. Остюнино Бечевинского с\с
 

41

О календарных обрядах:

- в праздники парни и девушки ходили по деревне
 

Репортаж

42

О рекрутских обрядах:

- раньше парни до армии вина не пили
- в армию некрутов провожала вся округа, устраивали гулянья, пели песни под гармонь
 

Репортаж

43

Ты, сударушка, не сохни,
Цветочик аленькой не вянь,
Тибе дано слово верное
Не будет на обман

- текст
 

Частушка

44

Милка, в армию поедешь,
На перёд не становись,
Пожалей меня девчоночку
И сам поберегись

- текст
 

Частушка

45

Ты, сударушка моя,
Сорока белобокая,
Раньше я к тебе ходил,
Теперь гора высокая

- текст
- комм.: парни и девушки ходили по деревне и пели такие частушки
 

Частушка

46

О календарных обрядах:

БЕСЕДЫ
- по вечерам молодежь устраивала беседы
- на беседах плясали «ланчика», если плясали «долгого ланчика», то каждый парень должен был крутить всех девушек поочереди
- в ланчике командовали парни
- когда плясать выходили парни, то шатался пол в доме
- девушки могли плясать по одной, сами просили гармониста поиграть
- беседы собирались в разных деревнях, собиралась вся окрестная молодежь
- первыми на беседу приходили девушки, они могли плясать ланчика «девичьего», без парней
- праздновали деревенские праздники: Егория – 9 декабря, Ильинскую – 28 июля (Иванова)
- в д. Марково праздновали Казанские (Гоголева)
- Ильинскую праздновали 3 дня в разных деревнях
 

Репортаж

47

Изменил миня милаша,
Он за это молодец
Выбирал себе хорошую
И выбрал наконец

- текст
 

Частушка

48

О календарных обрядах:

- на беседы ходили с работой, мать отпускала только с прялкой
- на беседах сидели с лучиной
- одному парню на беседе сделали изо льна бороду и подожгли, после этого сочинили частушку «што у Ваньки у Петрова загорелась борода, Коля выскочил и крикнул; Опросиньюшка – беда»
- в праздники ходили в гости
- в праздники готовили блины, жарен
?ну – запеченную в печке кашу на молоке, пиво варили, кисель
СВЯТКИ
- в Святки ходили кудес
?м, закрывали лицо, чтобы никто не узнал, но многих узнавали по пляске
- кудеса заходили в дома, плясали
 

Репортаж

49

Под пляску

- комм.: если не было гармони, то кудеса плясали под язык
 

Наигрыш под язык

50

О календарных обрядах:

- мужик нарядился покойником, а другой его принес на руках на беседу, он был одет в длинную рубаху; все убежали, испугавшись
- могли нарядиться «журавлем», клюв которого был сделан из швейки, журавль клевал девок
- в Святки закладывали двери так, что хозяева наутро не могли выйти
- праздновали Масленицу – ходили по гостям
- в Заговенье мужики по дороге катали яйца, кто в яйцо попадал – выигрывал
- в Масленицу дети катались с горы, валялись в снегу
- в Пасху пекли «паску» – круглый пирог, украшенный буквами
- в какой-то день приносили домой ветки вербы и ставили на стол
- до Троицы нельзя ломать березу, веники начинали заготавливать после Троицы
- жать начинали в августе, первой жали овес
- во время жатвы женщины пели длинные частушки – на длинный голос
 

Репортаж

51

Милка в армию поехал
Строго мне наказывал
Хоть какая скука будёт,
Виду не оказывай
(напев жнивной(?))
 

Частушка

52

Ты, таварочка моя,
Таварочка любимая,
Не у тибя не у миня
Севодни нету милова
(напев жнивной)
 

Частушка

53

Милка в армию поехал
Строго мне наказывал
Хоть какая скука будёт,
Виду не оказывай
(напев жнивной)
 

Частушка

54

О календарных обрядах:

- сжатые снопы ставили в круг по 9, а десятым прикрывали сверху, чтобы не промочило дождём
- молотить начиная ранним утром
- некоторые хозяйки приносили в дом сноп овса и ставили его в передний угол
 

Репортаж

55

О свадебном обряде:

- первый день свадьбы гуляли в доме жениха, а второй – в доме невесты
- раньше родители жениха ездили к родителям невесты свататься
- если невесту просватают, то жених забирал ее и увозил к себе домой
- перед свадьбой был девишник, где невеста причитала, вместе с невестой причитала специальная женщина
- на девишник приходили соседи, родители
- невеста причитала и плакала – «ревела», потом могла посидеть и снова начинала плакать
- жених на девишнике не присутствовал
- когда молодых встречали в доме жениха, то выносили на полотенце каравай хлеба и заставляли молодых от него откусывать, при этом смотрели, сколько откусила невеста: если она кусала много, значит, будет хорошей работницей
- молодых благословляли иконой
- молодых возили в церковь венчать, но сама этого не застала
- когда везли молодых, то загораживали дорогу, просили у жениха выкуп за невесту; дорогу могли загородить веревкой или жердью
- на свадьбе невесту заставляли мести пол, при этом гости по полу разбрасывали деньги, мусор, сено; жениху не давали помогать
- за столом на свадьбе пели песни
 

Репортаж

56

О календарных обрядах:

- на беседы иногда приходили парни
 

Репортаж

57

Об играх:

- в детстве играли в прятки
 

Репортаж

58

О календарных обрядах:

- девушки раньше гадали: разметали подолом снег и слушали, с какой стороны залает собака – в ту сторону и замуж выходить, гадания сбывались
- из конюшни выводили лошадь, водили по кругу, в какую, сторону лошадь фыркнет, туда и замуж
- гадали в Святки
 

Репортаж

59

Дожжик, ддожжик, перестань

- фр. текста
 

Закличка на дождь

60

О скотоводческих обрядах:

- скотину нельзя выгонять в понедельник, т.к. это постный день
 

Репортаж

61

Под пляску
 

Наигрыш под язык

62

О пастушеских обрядах:

- один пастух очень хорошо играл на балалайке
- пастухи играли на барабанке утром, чтобы хозяева выгоняли коров
 

Репортаж

63

У-у-у-у. Ау-у-у

- снач. комм.: в лесу аукались
 

Ауканье

64

О похоронно-поминальных обрядах:

- после смерти покойник находился в доме 2-3 ночи
- покойника клали на доски, положенные на 2 табуретки, вдоль половиц, головой в передний угол
- у самой мать причитала по покойнику
- причитали сразу после смерти, тогда, когда покойника клали в гроб, и когда выносили из дома
 

Репортаж

65

Ты ушёл от миня
На веки-то вековешные,
На годы да бесконешные
Больше мне тебя да не видывать,
Голоску твоево да не слыхивать,
Мине и ждать, да не дождатися,
Мине гледить, да не доглядитися
Из которые да сторонушки,
Не с тяжёлые да роботушки

- текст
 

Похоронное причитание

66

Как ты оставил да сиротиночку,
Как ты оставил да бедну-горькую,
Со своим-то да милым детушкам

- фр. текста
- напев
 

Похоронное причитание по мужу

67

Ой, как ты на веки, да вековишние,
Ты на годы ды бесконешные,
Ой, уж век да мине не видывать,
Голоску да твоево не слыхивать,
Мине и ждать да не дождатися
Мине гледить-то не догледитися
Не с которые да сторонушки,
Не с тяжёлые да роботушки

- напев

 

Похоронное причитание

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298