Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 239

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Орлово
20.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

 Исп.: Овчинникова Мария Федоровна, 1926 г.р., род. - д. Трунино Гулинского с\с 

01

О свадебном обряде:

- невеста переодевалась в середине девишника, потом в конце девишника перед беседой
- молодых встречали после венца с караваем, смотрели, кто из молодых больше откусит, тот и будет хозяином
 

Репортаж

02

О календарных обрядах:

- праздновали Рождество, Родионьев день, 10-ю пятницу
- раньше праздновали Масленицу, катались на лошадях, ездили в гости
- в великий четверг ходили в хлев и что-то делали
- в Крещенье делали из лучины крестики и ставили дома и в хлеву
- крестики рисовали углем на дверях со словами «храни Господь»
- на Пасху варили яйца, красили, на улице катали
- в Яичное заговенье тоже катали яйца
- летом ходили на горушки
- жатву начинали в Ильин день – 2 августа
- первый сноп приносили домой, ставили в передний угол, в сноп втыкали серп
- слышала, что женщины кувыркались на поле во время жатвы
 

Репортаж

03

<…> рожь густа,
Густа, не обмолотиста,
А моя милая толста,
Толста не поворотиста

- напев жнивной
- внач. комм.: во время жатвы женщины пели частушки, некоторые растягивали
 

Частушка

04

А рожку жала, торопилась,
Думала, што не дожать,
А полюбила, полюбила,
Дак не буду уважать
(напев жнивной)
 

Частушка

05

Ой, рожь, колосись,
И овёс, колосись,
А полюбила некрасивово,
Дак ты не заносись
(напев жнивной)
 

Частушка

06

О календарных обрядах:

- первый сноп стоял в переднем углу до окончания жатвы
- после окончания жатвы оставшиеся колоски собирали
 

Репортаж

07

О пастушеских обрядах:

- в Егорьев день женщина обходила вокруг скотины и что—то говорила; эта женщина давала пастухам «огород»
- пастух играл на барабанке
- когда пасли по очереди, то на барабанке играли все
- «огород» давали знающие люди
- у самой муж пас коров и ходил брать «огород», но ничего не рассказывал, это было запрещено
- если пасти с «огородом», то коровы не расходятся, а если без него, то могут потеряться
- для пастухов, имеющих «огород» существовали запреты: нельзя ничего выносить из леса
- если у пастуха был «огород», то даже волк коров не трогал
 

Репортаж

08

О свадебном обряде:

- раньше невесту нужно было сватать
- если парень высватал девушку, то увозил ее с собой, потом родители договаривались о времени свадьбы
- невеста должна была дарить подарки родне жениха
- свекрови дарили платье
 

Репортаж

09

Ой, дубинушка, ухнём,
Ой, любимая, ухнём,
Ой, пошла да идёт,
Ой, сама пойдёт

- интонируемый текст
- снач. комм.: дубинушку пели на сплаве
 

Трудовая припевка

10

О календарных обрядах:

- осенью делали праздник и каждая бригада варила пиво и собирала стол
- на этих праздниках пели длинные песни
 

Репортаж

11

О свадебном обряде:

- когда молодых встречают с караваем, то все стоящие бросают деньги, чтобы молодые богато жили
- на свадьбе молодые сидели на застеленной половиком лавке
 

Репортаж

12

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника хоронят на второй или на третий день после смерти
- раньше умершего клали на лавки, а теперь – на столы
- лавки ставили немного наискосок, чтобы покойного положить головой в передний угол
- раньше в гроб клали стружки, подушку тоже набивали стружками и шили «вперед иголкой»
- покойному в гроб клали расческу, которой его расчесывали
- считается, что родственникам нельзя обмывать покойника, но сама обмывала мать, свекровь и мужа
- когда покойника везли из дома, то кто-нибудь брал посуду, из которой покойного обмывали, клал туда стружки от гроба и сжигал за деревней, при этом смотрели, в какую сторону дым, оттуда будет следующий покойник
- когда покойного несли на кладбище, то кто-то должен идти впереди и сеять зерно, потом несли венки, затем крест, и только потом самого покойного
- крест на могиле ставят «против грудины»
- в могилу на похоронах бросают медные деньги, чтобы выкупить место и носовые платки, которыми вытирают слезы, чтобы оставить их (слезы) в могиле
- гроб в могилу опускают на полотенцах или на веревках
- раньше полотенца бросали в могилу или отдавали бедным
- сейчас над гробом делают потолок из досок, а раньше этого не делали
- когда сделают могилу, посыпают вокруг нее зерно, чтобы птички поминали
- покойного поминают на 9, 20, 40 день
- раньше поминали на Троицу, а теперь могут и накануне
- бывают специальные поминальные субботы
- раньше по покойному причитали, кто умеет, причитают и сейчас
- по покойному причитают тогда, когда выносят из дома гроб, можно причитать на кладбище
- после похорон делают горячий обед, на котором сначала подают суп или щи, а последним блюдом - кисель
- до 40 дня для покойного оставляют выпивку и закуску, в 40 день доливают, а в полдень стопку и тарелку с закуской бросают под передний угол дома – провожают покойного
- до 40 дней душа покойного летает и залетает в дом, а после 40 дня ее нужно проводить
- покойному могли дать наказ повидаться с кем-то ранее умершим
 

Репортаж

13

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в оростань,
Богу молитца,
Кресту поклоница

- текст
- напев
- комм.: кричали, чтобы дождь перестал лить
 

Закличка на дождь

14

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в оростань,
Богу молитца,
Кресту поклоница

- текст
- напев
 

Закличка на дождь

15

Радуга, дуга, дуга,
Не давай дожжя,
Давай солнышка
Колоколнышка
 

Закличка на радугу

16

О представлениях и верованиях:

- когда сильная гроза, то выходил на улицу держа в руках сковороду на сковороднике

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Рощино
20.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Карпуничева Александра Васильевнавна, 1923 г.р., род. - д. Трунино Гулинского с\с 

17

О свадебном обряде:

- раньше молодые венчались в церкви
- накануне свадьбы был девишник, на котором собирались родственники и подруги; невеста причитала, ей дарили подарки, а она за это пела песню
- один день свадьбы гуляли у жениха, а второй –у невесты
- на левишник приходило много людей – посмотреть
- рядом с невестой сидела причетальница
 

Репортаж

18

О календарных обрядах:

- в 10-ю пятницу гуляли 3 дня, сначала в д. Трунино, потом в д. Орлово, а на 3 день ходили на Карповский мост
- в каждом сельсовете были свои праздники
 

Репортаж

19

О свадебном обряде:

- невесте на голову надевали корону и фату
- невеста благодарила за подарок причетом
- подарки дарили крестные родители, родственники, подарить могли полотенца, платки и деньги
- на девишник приходили парни и жених
- невесту приглашали в баню песней
 

Репортаж

20

Рассказ о себе
 

Репортаж

21

О родинах:

- из 9 детей 8 родила дома
- раньше были бабушки, которые умели принимать роды, помогать роженицам
- мать рожала детей в бане
- детей сразу после рождения моют
 

Репортаж

22

О воспитании детей:

- детей качали в плетеной зыбке или в «пя?льцах», когда натягивали на деревянную раму холст
 

Репортаж

23

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Тибя серенький волчок,
Придет, хватит за бочок

- текст
 

Колыбельная

24

Под пляску

- фрагмент
- комм.: сама играет, а правнук пляшет
 

Наигрыш под язык

25

Под пляску

А ты, Сеня, попляши,
У тя ножки хороши
 

Наигрыш под язык с песней

26

Под пляску

И ты, Сеня, попляши,
У тя ножки хороши
 

Наигрыш под язык с песней

27

<Сорока, ворона,
Кашу> варила,
Детей кормила,
Подьте-ко дети
Каши ести.

- текст
 

Пестушка

28

Кашку, воронку
Кашу варила,
Детей кормила,
Подьте-ко дети
Кашу ести

- текст
- снач. комм.: нужно поплевать на ладошку и водить пальчиком
 

Пестушка

29

Сорока, ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Подьте-ко дети
Кашу ести
 

Пестушка

30

Сорока, ворона
Кашу варила,
Детей кормила,
Подьте-ко дети
Кашу поести
 

Пестушка

 

31

От трёхглазово,
От трёхгубово,
От трёхзубово,
От трёхъязыково
Во веки веков
Аминь, аминь, аминь

- комм.: так делали, когда дети неспокойные, клали в воду угольки, наговаривали на воду, окатывали ребенка, потом посудину с водой закрывали, переворачивали
 

Заговор

32

С гуся вода, с тибя вся худоба.
Во веки веков, аминь

- снач. комм.: ребенка умывали со скобки – брали воду в рот, трижды пропускали через дверную скобу, каждый раз умывая ребенка, а потом остатки воды выплевывали за дверь
 

Заговор

33

О знахарстве:

- если у маленького мальчика разные яички (грыжа), то их закусывали ,для этого брали ложку отца и платок с головы матери; закусывали произнеся молитвы
 

Репортаж

34

О свадебном обряде:

- после венчания ехали в дом жениха и там гуляли свадьбу, а на второй день -  в доме невесты
- сама слышала, что перед молодыми разметали дорожку
- после венца молодых встречают родители жениха с хлебом и солью
- молодые кусали каравай, кто больше откусит, тот и будет хозяином
- на свадьбе невеста не плачет, все веселятся и плачут
- на девишнике не плясали, невеста плакала и «спасала» – благодарила за подарки
- жених приезжал к концу девишника
- парни дарили невесте деньги, парням припевали девушек
- невеста что-то кидала, на кого из девушек упадет, иа первая замуж выйдет
- что-то пели про «кра
сну красоту»
- невеста сидела на шубе и под ногами у нее была шуба
- перед свадьбой невесту благословляли
 

Репортаж

35

О календарных обрядах:

- в праздники пили пиво, вина пили очень мало – одна бутылка на всех
- праздновали Рождество и новый год
- раньше гадали, старухи пели «подблюдные песни»; что-то слушали в бане
 

Репортаж

36

Зарождалась каледа
Накануне Рождества,
Вот пришла каледа
Ко Ивану в дом,

- снач. комм.: накануне нового года ходили «с каледой»
- комм.: давали сахару
 

Колядка

37

О календарных обрядах:

- гадать нужно в полночь
- подблюдные песни пела бабушка
- ходили «кудесам», одевались так, чтобы не узнали
 

Репортаж

38

Я об масленцу каталсё,
Трои сани издержал,
Сивогривово замучил
И в солдаты не попал

- текст
- комм.:  в масленицу ездили на лошадях, парни катали девушек
 

Частушка

39

О календарных обрядах:

- в Масленицу жгли чучело, маленькие дети катались на санках
- в Великий четверг петуха кормили горохом, чтобы лучше топтал кур; куриц кормили в круглом колесе
- Пасху праздновали – ночью стояли в церкви на службе, варили яйца, яйцами колотились, говорили «Христос воскресе»
- до Троицы березу не ломали, после Троицы можно заготавливать веники
- в яичное заговенье катали яйца – ставили их в ряд и выбивали мячом
- яйца красили луком
- первой жали рожь, а потом всё остальное, жали серпами
- в колхозной конторе ставили льняной сноп
- кто-то приносил сноп домой
- на жатве и при дерганье льна пели частушки
 

Репортаж

40

Поиграй повеселее,
Веселее, веселей,
Штобы это скушно времечко
Катилось поскорей

- текст
 

Частушка

41

Поиграй повеселее,
Хорошо играите,
Вашо серце не болит,
А про моё не знаите

- текст
 

Частушка

42

О пастушеских обрядах:

- пастухи играли на барабанках, некоторые играли так, что можно было плясать
- когда хозяева пасли по очереди, то каждый стучал в барабанку
- пастухи брали «огород» у знающих старушек
- если пастух пас с «огородом», то коровы у него не расходились
- в день первого выгона коров пастух обходил всех коров
 

Репортаж

43

О представлениях и верованиях:

- слышала, что есть какой-то «лесовик»
- если сильная гроза, то крестили окна
- если шёл сильный град ,то на улицу выбрасывали сковороду, чтобы быстрее прекратился
- если горел дом, то его три раза обходили с иконой и с молитвой

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Гулинский с/с
д. Лундино
20.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Мехнецов А. А.

Исп.: Поляков Владимир Яковлевич, 1929 г.р., род. – с. Мегра  

44

Копия записи игры Н. Трофимова

 

Наигрыш на гармони

Вологодская область,
Белозерский район,
Антушевский с/с
д. Антушево
21.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Дудинкина Лидия Петровна, 1923 г.р., род. – д. Енино Енинский с\с  

45

О календарных обрядах:

- праздновали Троицу
- годовые праздники – Успеньё, Никола Вешний
- праздники распределялись по церквям
- Николу гуляли 4 дня в разных деревнях
- в праздники приходили в гости родственники, молодёжь гуляла по всем деревням
- на праздник варили пиво, ржаные кисели, которые были последним блюдом за столом, кисель ели с молоком или с суслом
- в праздники случались драки, парни бегали с кольями
- по деревне ходили «караводом» – парни с гармонистом, а позади – девушки по 5-6 в ряд, пели песни, могли остановиться и поплясать
 

Репортаж

46

Мы с товаркой сговорились
Двух товарищей любить,
А они тоже догадались,
Стали парочкой ходить

- текст
 

Частушка

47

А не придёт севодня дроля,
Я ево и не виню,
А не пошёл ево товарищ,
Не удобно одному

- текст
 

Частушка

48

А говорят, што боевая,
А и правда атаман,
А на горячий камень встану,
А залётку не отдам

- интонируемый текст
 

Частушка

49

А гармониста уважала,
И гармошку от души,
А говорила гармонисту,
Не губи моей души

- интонируемый текст
 

Частушка

50

А гармониста уважала,
Гармониста тешила,
А гармонисту на плечо,
Сама гармошку вешала

- интонируемый текст
 

Частушка

51

А говорил, не поиграю
И баянчика не дам,
Дак я тепере не нуждаюсь
Не баянчиком, не вам

- интонируемый текст
 

Частушка

52

А говорил, не поиграю,
Не попляшешь, милая,
Дак я нарошно поплясала,
Где ево увидела

- интонируемый текст
 

Частушка

53

О музыкальных инструментах:

- раньше играли на гармонях и балалайках
 

Репортаж

54

О календарных обрядах:

БЕСЕ:ДЫ
- зимой молодежь собиралась в избах, могли «кортомить» – выкупать одну избу, или ходили по очереди в те дома, в которых жили девушки
- в Святки «кортомили» избу и собирали «скопища», куда собиралась молодежь из окрестных деревень
- ходили «маскированные», наряжались «медведем», «лошадью»
- «лошадь приходила в избу, лягалось, девушки визжали
- голову «лошади» делали из валенка, а гриву и хвост – изо льна, ее приводил хозяин
- «медведя» тоже приводил человек, «медведь» плясал ,пожимал руки
- приходили «кудеса» с закрытыми платками лицами, плясали
- на скопищах плясали, играли – парень и девушка садились в отдельной комнате спиной к спине и разговаривали
- играли в «ручеек»
ПРАЗДНИКИ
- Святки начинались с 19 декабря – с Николы, до Крещенья
- на Николу зять ездил к теще в гости
- Николу праздновали с пятницы до понедельника, в понедельник топили баню и мылись, так же праздновали Масленицу
- в праздники варили пиво
- в Масленицу катались на лошадях, катали детей
- на Масленицу теща угощала зятя блинами
 

Репортаж

55

Зародилась каледа
Накануне Рождества,
Кто даст пирожка,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога

- фр. текст
- снач. комм.: молодежь на Рождество ходила  и пела песню
- комм.: до сих пор так ходят и поют, под окном, хозяева угощали пирогами или рогульками
 

Колядка

56

Зародилась каледа
Накануне Рождества,
Кто даст пирожка,
Тому двор живота,
Кто не даст пирожка
Тому горе и тоска

- текст
 

Колядка

57.

Зародилась каледа
Накануне Рождества,
Кто даст пирожка,
Тому двор живота,
Кто не даст пирога
Тому горе и тоска

- напев
 

колядка

58

О календарных обрядах:

- молодежь могла ночью завалить снегом ворота
- хозяева старались прятать сани и дровни, т.к. молодежь могла их укатить
- Святки заканчивались в Крещение – 20 января
- в Святки мужики играли в карты, собирались в каком-нибудь доме  и могли играть до утра
ГАДАНИЯ
- девушки гадали: спрашивали под окном»как судьбу зовут», а в доме что-нибудь отвечали
- ходили слушать на конюшню
- ходили на кресты, по очереди зачерчивались сковородником и слушали, с какой стороны послышится какой-либо звук
- жгли бумагу на сковороде и смотрели, какая фигура покажется из пепла
- на Пасху красили яйца
 

Репортаж

59

Верба ты верба,
Кстися, молися,
За сем дней
До Христова дня

- текст
- комм.: так говорили в Вербное воскресенье в д. Рослятино Бабушкинского р-на; молодежь в овине делала качель и качались один день
- вербу приносили домой ,носили в церковь святить, потом ставили дома на божницу; этой вербой святили корову, когда та отелиться
 

Приговор на вербное воскресенье

60

О пастушеских обрядах:

- в Егория первый раз выгоняли скотину
- пастух обходил всю скотину с решетом, в котором лежали яйца
- у пастуха был «огород»
- пастух не пускал никого в лес, где паслась скотина, не разрешал ломать деревья, запрещал выгонять скотину босиком и без головного убора
- пастух играл на барабанке каждое утро, давал сигнал, чтобы хозяйки выгоняли коров
- пастух играл на барабанке так, что можно было плясать
 

Репортаж

61

Сватья, соли, соли, соли.
Сватья, соли, соли, соли

- снач. комм.: коров раньше пасли в лесу, и пастух, для того, чтобы их собрать рассыпал на поляне соль, ударял палкой по дереву и кричал
- комм.: коровы приходили на поляну и отдыхали, а какая-нибудь корова стояла и «следила ха порядком»
 

Выкрик пастуха

62

О пастушеских обрядах:

- когда пастух обходил на Егория скотину, то нес с собой решето, в котором помимо яиц стоял крестик
- телят хозяйки приводили на полотенце
- пастух обходил скотину со словами, которые произносил про себя, старался обойти всех сразу
- пастух обходил скотину один раз против солнца
- пастух питался и ночевал в каждом ломе по очереди, барабанку всегда носил с собой, ее никто не трогал
- на зиму барабанку пастух оставлял в том доме, где ночевал в последний раз

 

Репортаж

 

 <<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298