|
|
Зап.: Самойлова
Е.В.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Широкова Мария Павловна, 1927 г.р., род. – хутор Федюниха
(замуж вышла в д.Деряжница)
|
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- в родительскую
субботу ходили на кладбище поминать, во вторник
- в Пасху не ходят на кладбище
- поминали на 9 день, в сорочины, год отмечали
- две ночи покойник в доме лежит
- в гроб клали опилки, полотно подстилали, листья от берёзовых
веников бруснут
- веник рядом с гробом лежал, те, кто приходил поминать, листочки от
веника в гроб клали, чтобы не бояться покойника
- в гроб клали подушку, постель, мыло, которым обмывали покойника,
полотенце
- водичку, которой покойника обмывали, надо вылить на передний угол
- зеркала и окна в доме завешивали
- около покойника сидели родственники
- до сорочин душа «ходит» домой
- самой никогда покойники не снятся, потому что каждый день поминает
- сама поминает покойников с утра, когда встаёт, умывается, всем
здоровья молит, потом поминает покойников
- здоровья молит со словами: «Дай, Господи, здоровья моим детям» и
все имена перечисляет, а поминает со словами: «Помяни, Господи,
усопших»- после похорон обед делали, приходят все, кому хочется
помянуть- покойнику ставили тарелочку и вино, наливали первую стопку
и кусок клали, стояло это до сорочин
- замечали, что вино должно высохнуть до сорочин, стопку вина хлебом
закрывали
- первым блюдом подавали кутью из риса, суп варили
- на сорочины приходили только свои, много народа не приглашали
- до сорочин говорили: «Пусть земля ему будет пухом», а после
сорочин: «Царствие небесное»
- если приглашали к чужим на сорочины, то надо было на кладбище
сходить, и помянуть
- хоронят после обеда, выносят после 13 часов, а на кладбище надо
ходить до обеда
- сейчас платок в могилу бросают, раньше землю в могилу бросали
- сама на кладбище заходит, перекрещивается
- на могиле с мужем разговаривает
|
Репортаж |
|
О будничной и обрядовой пище:
- в Вознесенье надо
печь рогульки, чтобы Иисус Христос поднялся по щипулькам на небеса
- овсяный кисель варили густым, сама варила кисель на закваске от
пирогов, процеживали через мелкое решето
- сама кладёт три горсти овса и блюдце муки
- мел делали, как дрожжи
- свекровь, когда хлеб пекла, закваски немного оставляла
- закваска – немного оставляли ход?лого
текста
- хмель заливали кипятком, он ходил
- кисель делали на закваске от дрожжей
|
Репортаж |
Харовский р-н,
Харовский с/с
д. Никольское
2.02.2007 |
|
Зап.: Самойлова
Е.В.,
Кулиганов В.А. |
Исп.: Лебедева Софья Константиновна, 1923 г.р., род. –
д.Дешинское
|
|
О свадебном обряде:
- маленькими ходили
на свадьбы смотреть
- раньше даже если был ухажёр у девушки, родители могли за него не
отдать
- сватался жених и не из своей местности
- ездили к жениху смотреть, понравиться ли родителям место
- приданое просили, когда сватали
- если соглашались, то смотрины были – приезжал к невесте жених, чай
пил
- девушка до свадьбы считалась запорученной
- накануне свадьбы было плаканье, девушка плакала вечером
- все подружки собирались на плаканье, пели что-то, невеста плакала
- на плаканье все приходили, даже мужчины, жених не приходил
- невеста, стоя у стола плакала
- если родителей у невесты нет, то её водили «встречать родителей»,
до дверей доводили, невеста что-то приговаривала
- венчаться жених с невестой ездили врозь, не на одной лошади, целый
поезд был, много лошадей было запряжено, с санями, узды у лошадей
были украшены
- когда невеста плакала, её покрывали чёрным платком
- после венца молодые ехали вместе
- жених приезжал утром забирать невесту, был специальный пов†зник,
жених в дом заходил
- после венца садились за столы, свадьба была у жениха, т.к. он взял
себе невесту
- молодые сидели у стены к переднему углу, рядом с невестой сидела
крёстная
- молодым клали подушки, чтобы они повыше сидели
- невеста дарила подарки родителям жениха, дарили полотенце, платок
- именье невесты возили накануне свадьбы – это называлось – «им?енье»
- одежда, постель, свои возили
- чашку и ложку невеста тоже с собой привозила, для жениха - стакан
- накануне свадьбы привозили постель от невесты, возили на санях на
лошади
- венчаться ездили зимой на санях, летом – на тарантасе (4 колеса,
зад как у саней)
- запорученная невеста на гулянки не ходила, к ней приходили
подружки
- сватать могли послать и женщину, но больше ходили чужие мужчины,
заходили в избу и спрашивали, не пойдёт ли невеста замуж
- сваты заходили в дом и садились на лавку против матницы, чтобы
высватать
- когда высватают, молодые пили чай
- с того момента, как высватают, согласятся обе стороны, невеста
считалась запорученной
- мать благословляла жениха и невесту, когда венчаться поедут, они
рядом становились, мать иконой обносила, что-то шёпотом говорила
- на свадьбе песни пели, плясали
- жених и невеста всё время сидели, почти не выходили
- плясали на свадьбе кругом, все выходили, плясали кругом в одну
сторону, разворачивались и плясали в другую, гармонист играл
«Русского»
- на второй день свадьбы ездили к невесте, ездили только молодые,
без родителей
- молодые первую ночь спали на «воле», не в комнате, на сарае был
сенник, там и спали
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- в перелом Говинья
били корчаги, горшки бросали, ходили по домам, отворяли двери и
кидали корчагу, это утром было
- кидали, чтобы все знали, что сегодня перелом Говинья
- кресты пекли на Говинье и что-нибудь запекали, могли лучину запечь
- кресты пекли из пшеничной муки, не ходелые, как колачи?
|
Репортаж |
|
О свадебном обряде:
- тёща приезжала к
зятю погостить
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Масленица:
- молодых в гости привозили, привозили в среду, они всю Масленицу
гостили, пироги, блины пекли
- раньше блины пекли из овсяной муки
- дети с утра начинали ходить по домам, собирали, кто что даст,
вечером Масленку жгли
- собирали, просили: «Дайте, чего-нибудь на Масленку», если ничего
не было, то давали дрова (3-4 полена)
- в субботу перед Масленицей посиденка была, собиралась молодёжь, в
воскресенье днём и вечером были тоже посиденки
|
Репортаж |
|
Масленка – б…
Не дала нам погулять
- снач. комм.: кричали
- текст
- комм.: все орали, сколько силы есть кричали
- текст
- комм.: Говинье потом будет 7 недель после Масленицы, детям не
давали молочного есть, поэтому и кричали такое
|
Выкрик на Масленицу |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- Чистый
понедельник собиралась молодёжь и девок в снегу мели
- Великий четверг бывает на последней неделе, вся неделя перед
Пасхой страшная
|
Репортаж |
|
О приметах:
- замечали, Если в
Великий Четверг замёрзнет, то ещё 40 утренников будет
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- раньше в избах
было не поклеено, потому на страшной неделе перед Пасхой всё мыли,
потолок, стены, мыли после Великого четверга, в пятницу
- на Пасху не работали, пекли получше пироги, у молодёжи посиденки
были, собирались, гуляли
- поутру в Пасху все ходили на колокольню звонить, по очереди
звонили
- сама один раз видела, как в Пасху солнышко «прыгало»
- яйца луковым пером красили
- в Троицу и в Заговинье красили яйца
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше очень
редко ходили на кладбище
- в Троицу ходят на кладбище, суббота перед Троицей – родительская,
ходили на кладбище
- в Троицу ходили в церковь и заодно на кладбище, а специально не
ходили
|
Репортаж |
|
Царствие небесное,
Светлое место,
Земля пухом
- снач. комм.: сама
приходит, молит
- комм.: у самой на кладбище родители, дочь и зять похоронены на
кладбище
|
Поминальный
приговор |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- раньше на Троицу
на кладбище носили берёзки, в землю втыкали, а сейчас только под
окна прутышки ставят
- после праздника дети по деревне таскали берёзки
- в Вербное воскресенье вербы приносят в дом, раньше из церкви
приносили, к иконе ставили
Святки:
- ряженым ходили, одевали на голову шляпу, одевали отшитую рубаху,
полотенцем подвязывались
- Святки длились от Рождества до Крещенья (19 января)
- ряжеными ходили в другие деревни, ходили за 8 км., ходили туда,
кто пускал плясать
- сама парнем одевалась на Святки, надо, чтобы было 4 парня, чтобы
Буравецкого плясать, девушки, ряженые парнем, пели парничьи песни
- Буравецкого надо было обязательно поплясать
- ряженые в каждую деревню приворачивали
- не бывало такого, чтобы в деревне не пустили ряженых
- ряженых со своим гармонистом ходили
- все парни с девушками ряжеными ходили
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- все 4 деревни
назывались Якшино, в одной деревне был праздником Петров день,
батюшко приходил, в часовне служил, вечером было гулянье, молодёжь
собиралась, много гостей приезжало
- в августе был Преображеньев день
- 5 деревень было, в каждой был свой праздник
- Петров день был только в д.Дешинское
- в д.Филипово, Останинском, Мартыновском Кузьмов день был 14 ноября
- в д.Новгородово – Преображеньев день и Прасковия
- праздники справляли, не работали
- молодёжь гуляла, из других деревень приходили, по деревне ходили с
песнями, девушки песни пели
- в Кузьмов день были посиденки, не работали
- Кузьмов день, пестро день – это пивные праздники
- Иванов день праздновали в деревне за 3 км., туда ходили гулять
- Иванов день в д.Сибла 3 июля праздновали
|
Репортаж |
|
Коледа, ты коледа,
Всё ходила коледа
- снач. комм.: в Рождество коляду пели, чтобы что-нибудь подали,
кусок пирога
- фр. текста
- комм.: подавали, когда споют, в дом заходили петь
|
Колядка |
|
О календарных обрядах и праздниках:
Святки:
- безобразили, бегали по деревням, дрова валили
- куклу из соломы делали, привязывали
- в зеркало смотрели, жениха выглядывали вечером
- одна девушка из деревни гуляла с парнем, его забрали в армию
осенью, она в Святки в зеркало смотрела, ей показалась могила,
парень из армии не пришёл, погиб
- бегали на кресты
Масленица:
- парни девок катали в Масленицу, молодые катались
- в каждую деревню заезжали, кругом её объезжали и ехали в другую
- ребятишек тоже катали
|
Репортаж |
|
О жатвенных обрядах:
- сама ещё серпом
жала, молотила молотилом, мама ещё маленькой повела жать
- последним приносили домой овёс |
Репортаж
|
|
|
|
|
|