Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 219

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Георгиевский с/с
д. Георгиевское
23.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.

 

 Исп.: Теричева Парасковья Епифановна, 1922 г.р., род. - зд. 

01

О пастушеских обрядах:

- пастух обходил все стадо
- пастух обходил скотину с барабаном, к которому никому кроме него нельзя было дотрагиваться
- был случай, когда пастух напился и с барабаном пошел другой человек, у самой деревни на коров напал медведь и многих задрал
- пастух брал «обход» на барабан у тех стариков, которые знались с «вольным»
 

Репортаж

02

О представлениях и верованиях:

- старики знались с «вольным», вызывали его и разговаривали
- в д. Прокино жил старик, который давал обходы всем пастухам
- старичок выходил и свистел, после этого к нему приходил «вольный»; когда он шел, качался лес
- «вольный» показывался только знающим
- душа не показывается, ее не видно
- когда покойного приглашают в дом, то не говорят, что это пришла душа
 

Репортаж

03

О календарных обрядах:

- праздновали Егория
- в другой деревне праздновали Ильин день
- Пасху и Заговенье праздновали везде – большие праздники
- после Пасхи заговляются и настает пост
- Заговенье праздновали дома, а молодежь собиралась на гулянье
- раньше было много молодежи
- ходили хороводом
- плясали «ланчик»
- Рождество отмечали в семье
- с Рождества до Крещения были Святки, в это время делали «поседки», где собиралась молодежь, девушки приходили без работы; для этого просили дом
- в Святки ходили «кудеса»
- ходили с каледой
 

Репортаж

04

Зародилась каледа
Накануне Рождества,
Кто не даст пирога

- фр. текста
- комм.:  подростки подходили к домам и кричали, им что-нибудь давали; собирались в одном доме и съедали
 

Колядка

05

Бывали дни весёлые,
Гулял я молодец,
Не знал тоски-кручинушки,
Как вольный удалец.

Бывало вспашешь пашенку,
Лошадок уберёшь,
А сам тропой знакомою
В заветный сад пойдёшь

-  напев
- комм.: научилась от матери
 

Поздняя

06

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника сначала клали на лавку, а потом перекладывали в гроб
- гроб освящали святой водой
- раньше покойного сначала везли в церковь, где священник отпевал и предавал земле, после этого перед могилой гроб уже не открывали, все прощались с покойным в церкви
- чтобы не тосковать по умершему что-то делали
- сама на похоронах мужа потеряла сознание и какая-то старушка спрыснула водой, после этого сама боялась выходить из дома до 40 дня
- после 40 дня бояться перестала
- после того как гроб увезут на кладбище, в доме нужно все вымыть, повесить чистые занавески
- накануне урочных дней топят баню и моют в доме
- в 40 день после того как проводят душу, накрывают стол на улице, чтобы все проходящие могли помянуть умершего
- после похорон стол накрывают дома
- все, кто был на кладбище, моются в бане илиумываются на улице
 

Репортаж

07

Ух, нету, не боюся!

- снач. комм.: те кто боялся покойника, открывали отдушину у печи и в нее кричали
 

Выкрик, чтобы не боятся покойного

08

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда увозили покойного, кто-нибудь собирал стружки о  гроба, выносил в поле и сжигал, при этом примечали, если дым идет на деревню, то будет еще покойник
- одежду с покойного тоже могли сжигать вместе с тем постельным бельем, на котором умер человек
- раньше одежду покойного не сжигали, а отдавали нищим после 40 дня
- после 40 дня рассчитывались с теми, кто копал могилу и обмывал покойного

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
д. Сафроново
23.08.2005.

Зап. Кулев А. В.
Щупак Г. Н.

 

       

 Исп.: Иванова Мира Афанасьевна, 1927 г.р., род. - д. Кыргада Георгиевского с/с 

09

О календарных обрядах:

- праздновали Пречистую – 21 сентября, потом Егорий – 9 декабря, Троицу
- в Пасху и Вознесение не праздновали, но не работали
- в праздник работать – грех
- сама однажды метала стог в Казанскую, тогда поднялась сильная гроза
- на праздники раньше варили пиво, гнали самогон

+ исп.: Шестова Анна Семеновна, 1930 г.р.

- приходили гости, собиралось много народу, в каждом доме был стол с угощениями
-  в каждой деревне был свой праздник, гуляли по 2 дня
- молодежь гуляла в праздники днем и ночью
- гостей угощали пивом из «гусака» (ковша)
ЖАТВА
- раньше последний сжатый сноп приносили домой и ставили в передний угол, вместе с ним ставили березовый веничек
- последний сноп назывался «пож
?нки»
- молодые девушки жали до темна
 

Репортаж

10

О представлениях и верованиях:

- одна женщина жала, будучи в положении, ее одну не оставляли, т.к. боялись, что ее найдет медведь, а медведь пришел ночью на ее полосу и раскидал все снопы; медведь не любит беременных
- мужики привезли убитого медведя в деревню, на него сажали или клали маленьких детей, которые плохо спали; считается, поскольку медведь зимой спит, то если посадить на него ребенка, то, он лучше будет спать
 

Репортаж

11

О знахарстве:

- знающие старухи знали заговоры, могли лечить детей
- у самой мать знала слова, лечила людей (Шестова)
- от золотухи мать лечила маслом или водой, на которую наговаривала
- злые люди могли что-то сделать на скотину: коровы переставали слушаться, плохо доились
- могли насадить «ки
лы», самой насадил сосед, а другой старик наговорил что-то на дрожжи, помакал больные места и все прошло
- знающие могли наговаривать на красное вино
- одна женщина просто написала на бумажке слова и сказала, как их нужно читать и корова стала смирной
- слова можно передавать
- знающие могли находить потерявшихся животных
 

Репортаж

12

О скотоводческих обрядах:

- в Егория обходили скотину и дом
- обойти нужно было рано утром три раза вокруг дома с пирогом и со святой водой
- пирог должен быть со щукой, с которой не соскоблена чешуя ,потом этот пирог отдавался скотине
- в Великий четверг подстригали хвостики у4у скотины и пихали их на дворе под матицу, это делалось для того, чтобы скотина домой возвращалась и не терялась
 

Репортаж

13

О календарных обрядах:

- в Великий четверг клали в печурку соль, прямо в пепел, она лежала там до Вознесения 

Репортаж

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

- соль лежала в печурке, обгорала и твердела, а потом этой солью посыпали скотину в день первого выгона, сыпали на двор через дверь
 

 

14

О скотоводческих обрядах:

- чтобы скотина хорошо ходила домой, в день первого выгона закидывали через себя руками на двор навоз, на который корова наступила при выходе со двора
 

Репортаж

15

О частушках:

- когда ходили по деревне, частушки пели протяжным голосом
- на жниве пели тоже протяжно, но по другому
 

Репортаж

16

О музыкальных инструментах:

- раньше было много гармонистов, они играли на кирилловских гармонях
- были балайки
- очень давно были «вятки»
- «запряги да выпряги» – плохая игра
 

Репортаж

17

О календарных обрядах:

- на беседы собирались со всех крестных деревень
- летом собирались в одном месте на улице, около качелей
- на качелях качались по 4 человека, стоя, парни прыгали со всего размаху
СВЯТКИ
- с Николы зимнего и до Крещения были Святки
- в Святки ходили «кудеса», приходили на беседу и плясали
- наряжались «долбачом», «медведем»
- «медведь» надевал вывернутую шубу, падал на пол, а парни заставляли девушек поднимать «медведя»; если «медведю « девушка не нравилась, то он не вставал, а девушку в это время хлестали, а если нравилась, то вставал быстро
- «долба
ч» надевал на себя пологи брал палку, которой долбил девок
- приходили «рваные» и «баские»
- наряжались в старинную одежду, в которой ходили старухи
- парни могли принести «покойника», и девушек заставляли его целовать
 

Репортаж

18

Каледа, каледа,
Накануне Рождества,
Кто не даст пирога,
Тому кошечья нога

- текст
- снач. комм.: под Рождество дети ходили по домам, пели каледу
- комм.: маленьких детей угощали пирогами
 

Колядка

19

Каледа, каледа,
Накануне Рождества,
Кто не даст пирога,
Тому кошечья нога
А кто даст пирога,
Тому двор живота

- текст
- комм.: после обхода всех домов дети собирались в одном доме, ставили самовар и ели угощение, которое насобирали
- из яиц делали яичницу «колотиху»
- хозяева колядовщиков всегда угощали, за это им желали добра
 

Колядка

20

О календарных обрядах:

СВЯТКИ
- в Святки подростки по ночам стаскивали со дворов дровни, могли залить водой замок
- дровешки свозили в одно место, связывали
ГАДАНИЯ
- ходили слушать под окна, к лошадям
- девушки брали по пучку сена и шли к лошади, из чьих рук лошадь возьмет сено, та девушка первой выйдет замуж
- путали у колхозных коров рога – завязывали соломенной вязкой, а потом смотрели, в какую сторону головой корова ляжет, туда девушка замуж выйдет – это сбывалось
- перед петухом ставили зерно, воду, соль и бумагу и смотрели, если петух подошел к воде, значит муж будет пьяницей
- ходили слушать на кресты, рассказывали, что раньше чудилось, кому-то показалось, что катилась копна сена
КРЕЩЕНИЕ
- на Крещение рисовали на дверях кресты, брали крещенскую воду, которая может долго стоять и не портиться
- кресты рисуют для того, чтобы нечистая сила не могла войти в дом
 

Репортаж

21

О представлениях и верованиях:

- «вольный» может показаться знакомым человеком и увести
- «вольный» и «лессовой» - одно и то же
- однажды во время сенокоса пошел такой ветер, что под небо подняло все сено, ветер двигался в определенном направлении – это была нечистая сила, которая может двигаться как ветер
- есть такие места, где человек обязательно заблудится
- однажды видела, как в луже воду подняло на 3 метра ,когда такое видишь, нужно трижды говорить «аминь» и креститься
- нечистая сила ходит вихрем
 

Репортаж

22

О календарных обрядах:

- после Рождества – межговинье, которое заканчивается в Масленицу
- в Масленицу собирали дрова, веники и жгли, провожали масленицу
- костер жгли в поле вечером
- на костер собирали веники, дрова, солому
- полы раньше были некрашеные, их подметали распаренными голиками, оставшимися от бани
- стены и потолки были не клееные, перед Пасхой их мыли с песком добела, девочки собирались вместе и мыли по очереди в каждом доме
- на Пасху ходили в церковь, когда возвращались, то мать дома уже пекла рогульки
- рогульки пекут на Пасху и, обязательно, на Вознесение; Христос по защипам на рогульках поднимается на небо
- рогульки пекли с творогом или с картошкой
- в сочни заворачивали на одну сторону и клали в них разную начинку
- «хролки» пекли из особого теста со сметаной и маслом, их ели с топленым молоком
- на праздник варили ржаные кисели, которые ели с суслом или с молоком
 

Репортаж

23

О похоронно-поминальных обрядах:

- на поминальный стол обязательно готовят кисель и кутью
- кисель едят первым блюдом и последним
- обязательно должны быть блины и оладьи
- поминают покойных на 9, 20, 40 день, на полгода и год
- раньше на похоронах причитали, а теперь никто не умеют
- в причетах высказывали свое горе
- поминают покойник в Троицу, в родительские дни – через неделю после Пасхи во вторник, осенью – после Покрова
- на 9, 20 и 40 день ходят на кладбище и приглашают душу домой
- ее не видно, но она, наверное, приходит
- накануне урочных дней топят баню и в нее приглашают покойного
- приглашать можно с причетом, а можно просто словами с поклоном
- в баню носят белье для покойного 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298