Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 236

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Енинский с/с
п. Белый Ручей
18.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Автушин Леонид Павлович, 1931 г.р., род. - д. Филяево Зарецкого с\с
Автушина Римма Александровна, 1933 г.р., род. – д. Екимово Артюшинского с\с
 

01

Затопляй-ко, мама печку,
Будут ли дрова гореть,
Вышла взамуж за любово,
Нечево миня жалеть

- текст
- комм.: так пела женщина, которая поздно выходила замуж
 

Частушка

02

Затопляй-ко, мама печку,
Будут ли дрова гореть,
Вышла взамуж за любово,
Нечево миня жалеть

- текст
 

 

03

О свадебном обряде:

- бабушка рассказывала о своей свадьбе, одета она была в длинное платье, на голове – цветы
- рассказывала о каравае на полотенце, о том, что родители благословляли с иконой
- благословляли до свадьбы
 

Репортаж

04

О похоронно-поминальных обрядах:

- сразу после смерти покойного кладут на доски, положенные на две табуретки, головой к иконам, вдоль половиц
 

Репортаж

05

Яко с нами Бох

- снач. комм.: бабушка учила, что перед тем, как пойти куда-то из дома нужно перекреститься и произнести молитву
 

Молитва

06

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда умерла бабушка, то приходила какая-то женщина и причитала, но не причетом, а словами о том, что подруга ушла, ее закопают в землю
- когда гроб опустили в могилу, то сверху бросали медные деньги и землю горстями
- сама с сестрой сильно плакала, и кто-то отобрал у них заплаканные платки и бросил в могилу
- на второй день родственники ходили на кладбище
- когда покойного везут на кладбище, то впереди всей процессии идет женщина и бросает перловую крупу
- в конце поселка машина с покойным останавливается, в этом месте сжигают то, чем мыли покойного, прутья от веников, при этом смотрят, если ветер дует на поселок, то будет еще покойник
- когда хоронили бабушку, то гроб несли на руках до самого кладбища, при этом говорили: «она нас любит и по этому не тяжелая»
- если покойный кого-то не любил при жизни, то этому человеку будет тяжело нести гроб
- покойного поминают на 9, 20 день, на полгода и каждый год в день смерти
- в 40 день делают поминальный стол
- на поминках покойному оставляют место за столом
- мать и бабушка при жизни не выпивали, и по этому на поминки им не наливали вина; мать перед смертью просила вина на поминки ей не наливать и вымыть самой, без посторонних
- мать сама себе сшила платье на смерть
- наволочку на подушку для покойного шьют по-особому, не так, как обычно
- в гроб покойному кладут листья от веников, этими же листьями набивают подушку
- прутья оставшиеся от веников  сжигали в день смерти
- когда человек умирает, то до похорон около него должен кто-то быть – сидеть с покойником
- когда умерла мать, с ней целую ночь сидел внук, а после похорон он говорил, что бабушка приходила, хвалила его и гладила по руке своей холодной рукой
- тетка говорила, что душа до тех пор будет с живыми, пока в могилу во время похорон не бросят земли и не принесут на могилу земли из церкви
- когда умерла мать, то самой многие говорили о том, что мать все видит и слышит, до тех пор, пока тело не предано земле
- в 9 день ходят на кладбище, так же, как и в 20, а на 40 день делают большие поминки ,собирают стол
- на кладбище нужно ходить до обеда
- в 40 день покойника встречают дома с тарелкой еды и выпивкой, потом покойного садят за стол, кладут еду, а потом провожают и бросают еду на улицу
- когда в 40 день встречали мать, то одна женщина причитала
- на похороны и на поминки пекут пироги и варят кисель
 

Репортаж

07

Волк и семеро козлят

- коза уходила и оставляла дома козлят, а потом пришел волк, обманул козлят тонким голосом и съел всех, кроме одного, потом коза нашла волка, обманула его и вернула своих козлят
 

Сказка

08

{Дождик, лей, дождик,} лей,
На миня и на людей,
На миня не крошки,
На людей по ложке

- текст
 

Закличка на дождь

09

Дожжик, лей, лей, лей,
На миня и на людей,
На миня по крошке,
На людей по ложке

- текст
- снач. комм.:  дети кричали
- комм.: дети босиком бегали под дождем и кричали
 

Закличка на дождь

10

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в арестан,
Богу молицы,
Царю поклоницы

- фр. текст
- снач. комм.: так пели, чтобы перестал идти дождик
 

Закличка на дождь

11

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в арестан,
Богу молицы,
Царю поклоницы

- фр. текст
 

Закличка на дождь

12

Радуга-дуга,
Розгони облака

- фр. текста
 

Закличка на радугу

13

Радуга-дуга,
Не давай дожжя,
Давай солнышка
Из-под брёвнышка

- текст
- снач. комм.: дети кричали, как только на небе появлялась радуга
 

Закличка на радугу

14

Радуга-дуга,
Не давай дожжя,
Давай солнышка
Из-под брёвнышка

- текст
 

Закличка на радугу

15

О детских играх:

- раньше девочки играли в «клете»
- парни играли в городки,
- в какой-то праздник весили в ови не качели и качались на них, во время качания более старшие пели песни
 

Репортаж

16

О пастушеских обрядах:

- пастух пас коров с барабанкой, коровы знали ее сигнал и подчинялись
- пастух барабанил утром и вечером
- пастух пас с обходом, который нужно было у кого-то брать
- в день первого выгона всех коров собирали в одном месте, и пастух их обходил, если какая-то корова не попала в круг, то она не будет ходить со стадом, а будет убегать
- пастух обходил коров с иконкой, что-то говорил, но никому об этом не рассказывал
- когда не стало пастуха, хозяева стали пасти коров сами по очереди, при этом каждый, кто пас играл на барабанке, но сама не умеет

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Енинский с/с
п. Белый Ручей
18.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Макеева Антонина Николаевна, 1934 г.р., род. - д. Китова Горка Раменского с\с (ныне Енинский с\с) 

17

О пастушеских обрядах:

- пастух в день первого выгона собирал весь скот в круг и обходил с иконкой, солью, караваем хлеба и яйцами, положенными в решето
- хозяева при этом не присутствовали, стояли вне круга
- хлеб пастух раздавал скотине
- яйца и каравай пастуху давал кто-то из хозяек
- пастух играл на барабанке, на которую он брал обход
- барабанку пастух берег весь сезон пастьбы, а на зиму убирал, чтобы на следующий год снова взять на нее обход
- когда сама ходила подпаском, то пастух ей говорил, что за коровами ходить не нужно, они придут сами, услышав сигнал барабанки
- если пастух потеряет барабанку, то все стадо может потеряться, или коров раздерет волк
- когда в стадо приходил волк, то пастух запрещал подпаскам кричать и говорил, что волк уйдет сам и никого не тронет, потому, что скотина волку кажется пеньками
 

Репортаж

18

Пастушеский сигнал

- внач. ком.: сама научилась играть на барабанке в детстве, когда мать делала барабанку из доски специально для детей
 

Имитация игры на барабанке

19

О еде в голодные годы:

- собирали листья липы, сушили, мололи и пекли лепешки
- ели пелёву
- могли есть мясо павших лошадей
 

Репортаж

20

О родинах:

- сама детей рожала дома
- раньше рожали в натопленной бане, если роды были тяжелыми
 

Репортаж

21

Баю, баюшки, баю,
Спать я Машу повалю,
Спать укладываю,
Уговариваю,

Спи-ко, Маша,
Бох с тобой,
Богородица с тобой

- текст
- снач. комм.: ребенка качали в зыбке, сделанной из сосновой дранки; зыбку подвешивали к потолку на веревке, которую привязывали к двум согнутым в дугу черемуховым прутьям, прикрепленным ук зыбке
- когда ребенка качали, пели песни

 

Колыбельная

22

Баю, баюшки, баю,
Живёт барин на краю,
Он не может, не богат,
У нево много ребят

- текст
 

Колыбельная

23

Баю, баюшки, баю,
Уж я Машу укладу,
Укладу я Машу спать
На пуховую кровать,

Спи-ко Маша, посыпай,
Глазки крепче зажимаю,
Баю, баюшки, баю,

Придёт серенькой волчок
Машу хватит забочок
Бай, бай, баюшки, баю,
Баю матушку мою

- текст
- напев
 

Колыбельная

24.

Баю, баюшки, баю,
Спать я Машу повалю,
Повалю я Машу спать,
Я сама буду качать.

Бай, бай, бай,
Бай, бай, бай,

Живёт барин на краю,
Он не нужен, не богат,
У ево много ребят

- текст
- напев
- комм.: если ребенок не спокойный или болен, то приходилось целыми ночами что-то петь, чтобы самой не уснуть
 

Колыдельная

25

О детских играх:

- в детстве играли тряпичными куклами
- играли в городки: в ряд ставили по 10 чурбачков, которые гнали по дороге вдоль всей деревни; когда оставался последний чурбачок, водящий его брал и бежал, а остальные – за ним с криком «Гали, гали»; если водящий «зага
?лился» первым, то он водить не будет
- водящего выбирали по считалке
 

Репортаж

26

Ворона, ворона
Кашку варила,
На тын скакала,
На берег скликала

- текст, напев
- снач. комм.: с маленькими детьми играли, водили пальцем по ладони 
 

Потешка

27

Сорока-ворона
По берегу ходила,
На тын скакала,
Детей скликала

- текст
 

Потешка

28

О детских играх и забавах:

- маленьких детей носили на плечах, отец катал на спине
- делали деревянное колесо, прибивали его к палке, и дети катали
 

Репортаж

29

О свадебном обряде:

- на свадьбу раньше приглашали только родственников
- варили пиво, гнали самогон, готовили много угощений
- сама вышла замуж за парня, который пришел из армии; когда он предлагал выйти замуж, то поставила ему условие – не работать в колхозе
- сама вышла замуж со сватовством
- сватать пришел жених со своей матерью и дядькой
- первым зашел жених, потом дядька, который сразу прошел к печке и молча стал рыться в печурке, когда мать спросила его о том, зачем он роется в углях, он ответил, что пришел свататься и нужно ставить самовар
- мать замуж идти не уговаривала, а жених уговорил, сама согласилась
- когда договорились, пригласили крестных родителей и устроили пропивание, во время пропивания жених с невестой сидели в окружении крестных родителей, дальше сидели родители и родственники; на пропивании родственники давали советы и наставления
- первый день свадьбы гуляли в доме жениха, а на второй день – «отводы», в доме невесты
- саму мать благословляла, а жениха – его дядька, благословляли  иконой
- молодых поставили на одеяло и подушки, и вокруг головы обвели иконой, молодые при этом склонялись друг к другу
- когда невесту привезли на «отв†ды», мать встречала ее на крыльце с вином и пшеничным караваем, смотрели, кто из молодых больше от каравая откусит
- на второй день свадьбы невесте давали веник, на который она навязывала новый платок и дарила свекрови, а перед этим разбивали об пол горшок, наполненный сенной трухой и бросали деньги;  невеста должна была все это мести на совок и складывать ведро; гости на свадьбе в это время плясали, топтали мусор и деньги, мешали невесте подметать
- после того, как невесту просватали, жених остался ночевать в ее доме
- на свадьбе жених с невестой сидели под иконами, рядом с ними сидели матери
- на свадьбе наливали пиво в деревянные двуручные ковши «скобар
?»
- сама хотела сделать девишник, но мать запретила
- девишник – собираются подружки невесты, невеста пела песни плакала, пела о том, что нужно прощаться с вольной молодой жизнью и привыкать к новой, семейной
- сама шила сарафан с лентами и специальный головной убор, но надеть не довелось, так как мать запретила делать девишник
- когда невеста причитала, девушки должны были петь, но песен сама не помнит
- кроме невесты и подружек на девишнике никого быть не должно, в конце девишника должен придти жених и снять с невесты «красоту» – тот самый головной убор, который шила невеста
- на девишнике невеста должна была ходить по полу плакать и прощаться со всеми подругами по очереди, потом невеста садилась на стул, а вставали девушки и пели свою песню, после этого приходил жених и снимал с невесты «красоту»
- на девишнике девушки должны были петь песню со словами: «отставала лебёдушка от лебединого стада»
- когда молодые ехали по дороге, то их могли не пропускать, загораживали дорогу и пропускали только за выкуп ,но раньше так не делали
- на свадьбе гости пели много песен и плясали
 

Репортаж

30

Не с тобой ли мы, товарочка,
Ходили по полям,
Не одну ли думу думали,
Делили пополам

- текст
- напев
 

Частушка

31

Милка в армию пошёл,
Остановился в отводу,
Дожидайся дорогая
Через три года приду

- текст
- напев
 

Частушка

32

Сероглазый паренёк,
Двуф не уговаривай,
Серым глазкам не моргай,
Мазурик, не омманывай

- текст
- напев
 

Частушка

33

Вот она и заиграла
На отлогом берегу,
Глазки серые забыла,
Голубые не могу

- текст
- напев
 

Частушка

34

Выходи плясать, подруга,
На траву зелёную,
Семерых минене надэ
За тибя весёлую

- текст
- напев
 

Частушка

35

Давай, товарочка, сошьём
По саорафану алому,
Не тибе и не мине
Не гуливать по-старому

- текст
- напев
 

Частушка

36

Всё прошло и прокатилось
Времечко весёлоё,
А теперя наступаёт
Самоё тяжёлоё

- текст
- напев
 

Частушка

37

Под пляску
 

Наигрыш под язык

38

Под пляску 

Поиграй повеселее,
Поиграй и поиграй,
Я тибе понапеваю,
Ты залётке передай

Выходи плясать, подруга,
На траву зелёную,
Семерых минене надэ
За тибя весёлую 

За весёлое играниицо
Спасибо говорю,
За почёт, за уваженьицо,
За вежливость твою
 

Наигрыш под язык с частушками и  пляской

39

{Не с тобой ли} мы, товарочка,
Ходили по полям,
Не одну ли думу думали,
Делили пополам

- текст
- напев
 

Частушка

40

Дорогой, дорог-то  много
Ты пошёл и я пойду,
Дорогой, любыф-то много,
Ты нашёл, и я найду

- текст
- напев
 

Частушка

41

Задушевная моя,
Убей у милово коня,
Штобы он сюда не ездил,
Не росстраивал миня

- текст
- напев
 

Частушка

42

А вересовые кусточки
Буду садом называть,
А помогите, вересовые,
Залётку забывать

- текст
- напев
 

Частушка

43

О календарных обрядах:

СВЯТКИ
- брали большие дровни и катались на них с горы
- по домам ходили «кудеса
?м», плясали
- ходили на дорогу и зачерчивались сковородником – гадали на судьбу
 

Репортаж

44

Биси, биситесь,
Сама Сотона,
Бисись выше небес

- снач. комм.: в полночь сковородником колотили по матице, а потом шли на кресты и скликали
- комм.: один человек зачерчивался и слушал, с какой стороны и какой звук послышится
- обязательно нужно было расчертиться, тем же сковородником, но в обратную сторону
- матицу просили, чтобы она пошла вместе с людьми на кресты
- кресты – когда пересекаются три дороги
 

Приговор

45

О календарных обрядах:

- в Святки судьбу загадывать могли по-разному
- девушки насыпали по кучке зерна каждая и смотрели, из чьей кучки петух будет клевать, та и замуж выйдет; предварительно петуха раскручивали; возле каждой кучки зерна ставили плошку с водой, если петух попьёт, то муж будет пьяницей, а если прокукарекает – муж будет песни петь
- жгли бумагу на сковороде и смотрели на тень, оставляемую пеплом, так делали в полночь
- в час ночи смотрели в зеркало – ставили 2 зеркала, становились между ними и смотрели через левое плечо так, чтобы видно было противоположное зеркало; загадывали, если выйдет замуж, то покажется жених, мог показаться и гроб
- могли вертеть блюдечко
- девушки ставили поленья, чьё полено наутро упало, та из дому уедет
 

Репортаж

46

Суженой, ряженой,
Приходи коня поить и невесту гледить

- снач. комм.: из спичек делали «колодчик», клали его под подушку и говорили слова
 

Приговор на галание

47

Суженой, ряженой,
Приходи коня поить и невесту гледить

- комм.: должен был присниться сон
 

Приговор на гадание

48

Каледа, каледа,
Накануне Рождества
Хто даст пирога,
Тому двор живота,
Хто не даст пирога,
Тому несцясьё

- текст
- снач. комм.: ходили по деревне и пели под окнами, но сама не ходила
 

Колядка

49

Каледа, каледа,
Накануне Рождества
Хто даст пирога,
Тому двор живота,
Хто не даст пирогп,
Тому несцясьё

- напев
- комм.: пели на мосту, хозяин выходил и чем-то угощал
 

Колядка

 

50

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника клали головой в передний угол
- из дома покойного выносили и везли на кладбище вперед ногами
- в могиле покойника клали головой в церкви, а ногами на дорогу, чтобы он мог пойти
- в доме покойник лежит 2 ночи
- до того, как сделают гроб покойник лежит на досках, положенных на стулья, стол убирают, гасят свет и закрывают зеркала
- по покойнику причитают, причитать можно в любое время
- когда умерла мать, сама причитала, причитала, когда приехали родственники на похороны, когда покойную выносили из дома, когда хоронили
- когда причитаешь, слова приходят сами
 

Репортаж

51

Оставил ты миня да горемычную,
Со своим да малым детушкам,
Со своим да малым крошечкам,
Было гнёздышко у нас да свито накрепко,
А теперь розлителосе,
Всё развязалось, розлителосе
Улител, да милый пташечка,
Моя глава да милая,
Ты оставил миня одну, да одинёшеньку

-  интонируемый текст
- снач. комм.:  причитала, когда хоронила мужа
- комм.: «своё выпричитываешь»
 

Похоронное причитание

52

Собирайтеся дети милые
Ко своёй да родной матушке,
Она последние да минуточки,
Она последние да секундочки,
Мама с нами разговаривает,
Мама с нами сидит
Вы прошшайтесь с родной матушкой
Не видать-то да больше не видывать

- снач. комм.: причитала по матери
 

Похоронное причитание

53

Полетела мила пташечка,
Со своего да родна домика,
По своей, да по дороженьке,
По дороженьке по большой да по широкой
Во широкую дороженьку,
Во могилушку глубокую

- текст
- снач. комм.: причитала, когда покойного выносили из дома
 

Похоронное причитание

54

О похоронно-поминальных обрядах:

- на кладбище тоже причитают, сама причитала и приглашала родственников попрощаться
- в могилу бросают медные деньги – выкупают место у Бога, потом опускают гроб, а сверху делают потолок на 6 брусьях
- в могилу гроб опускают на веревках, потом их уносят домой
- когда приходят на кладбище поминать умершего около могилки посыпают рисом, если посыпать рис на могилку, то птички будут клевать тело умершего, а так они просто поминают
- на кладбище причитать нужно перед тем, как гроб опустят в могилу
 

Репортаж

55

Собирайтесь дети милые,
Собирайтесь внуки, правнуки,
И прошшайтесь с милой бабушкой

- фр. текст
- снач. комм.: когда причитала на кладбище, приглашала всех родственников проститься с умершей
 

Похоронное причитание

56

Я даю тибе наказ,
Разышши да моево да ладу милую,
Росскажи да про моё житьё-бытьё,

- фр. текст
- снач. комм.: так причитала матери , когда прощалась с ней на кладбище
- комм.: покойнику можно передать наказ с другим покойником, так мог передать любой человек
- внуки просили у бабушки прощения
 

Похоронное причитание

57

О похоронно-поминальных обрядах:

- в день похорон топят баню, и по возвращении с кладбища все моются и только потом садятся за стол
- после похорон в доме все стирают; вещи покойного стирают и прибирают или сжигают, чтобы покойному «легче было лежать»
- для поминального стола готовят много блюд
- на поминках у матери было много людей, стояло 4 стола, но мать перед смертью просила пышных поминок с выпивкой не устраивать, а поскольку народу было много, то получилось большое застолье, и как только за столом зашумели, погас свет, после того, как перешли в другой дом, произошло тоже самое; мать при жизни не любила пьяных и по этому не хотела, чтобы было шумное застолье
- перед смертью матери сама ее просила дать знак после смерти; после 40 дня ночью стало казаться, что кто-то ходит по избе, потом стали брякать ухваты, когда разбудила мужа, тот вышел на крыльцо и сказал: «ходить ходи, а пугать, не пугай» ,и она ходить перестала
- священник говорил, что покойники ходят только до полуночи, а потом ходит Сатана
- на поминках покойному оставляют за столом место, ставят чай, выпивку и закуску, это стоит до 40 дня, а в 40 день, когда покойного провожают, все это выливают на дорогу
- утром 40 дня покойного приглашают домой с кладбища, а в полдень провожают обратно
- встречают покойного с тарелочкой, на которой положены конфеты, кусок пирога
 

Репортаж

58

Вы розвейтесь ветры буйные,
Рознеси пески да жёлтые,
Ты откройся доска да дубовая,
Ты проснись да родна матушка

- текст
- снач. комм.: мать приглашала с кладбища словами, не причитала
 

Поминальное причитание

59

О похоронно-поминальных обрядах:

- на поминальном столе обязательными были кисель и кутья
- кисель хлебают ложками из тарелок
- кутью делают из риса с сахаром
- на поминки пекут пироги
- в Троицу ходят на кладбище и приносят пироги
- однажды приснилась мать, которая сказала, что ей нечего есть и на утро сама поехала на кладбище и привезла черного хлеба с солью и вареную картошину, так наказывала мать
- на кладбище нужно носить то, что покойный любил при жизни
- говорят, что после смерти есть другая жизнь
 

Репортаж

60

О представлениях и верованиях:

- у самой было высокое давление, и сильно болела голова, в таком состоянии однажды показалось, что в комнате очень много мужчин одинаково одетых

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298