Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 19 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 213 |
|
||||
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Агеево 18.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
Исп.: Орелёв Анатолий Васильевич, 1929 г.р., род. - зд.
01 |
- бубен делали из собачьей кожи, на ободе - колокольчики - исполнитель шел рядом с гармонистом и играл вместе с ним - на беседах в бубны не играли - играли раньше на балалайке, чаще женщины, пели песни - по деревне с балалайкой не ходили
|
Репортаж |
|
02 |
ДРАКИ - в праздники парни дрались партия на партию - дрались железными тростями, могли резать ножами - раньше дрались не со всеми, сам старался решать все мирно - были парни – атаманы, которые собирали вокруг себя партию КУДЕСА - «кудеса» одевались так, чтобы не узнали, приходили в дома и плясали, хозяева за это угощали - «кудесам» ходили с Рождества, чаще пожилые женщины, меняли голос, чтобы не узнали - иногда с «кудесами» приходил гармонист
|
Репортаж |
|
03 |
- когда парня забирали в армию, то устраивали праздник, собирали стол - рекруты ездили по деревням, гуляли, собирали яйца – заходили в дом, а хозяйки сами угощали яйцами, т.к. знали, что гуляют рекруты - катались по деревне с гармонью - рекруты собирали яйца, а потом делали яичницу - по дороге в военкомат парни весили ленточки на деревья, за д. Сидорово было дерево, на которое все рекруты весили ленточки
|
Репортаж |
|
04 |
- в Пасху играли в городки, катали яйца –выбивали мячом - летом мужики играли в яйца, клали в кепки разное количество, а потом угадывали, кому какая кепка - яйцами могли биться - красили яйца луковой шелухой - в яйца играли на Пасху и в Заговенье, которое через неделю после Троицы - на Пасху в овинах делали качели, которые потом снимали, чтобы навести в овине порядок - перекидывали через чурбак доску и на ней качались парами
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Гулинский с/с д. Семеино 19.08.2005. |
Зап. Кулев А. В. Щупак Г. Н.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Логинова Антонина Алексеевна, 1935 г.р., род. - зд.
Васильева Нина Александровна, 1937 г.р., род. - Костромская обл.
Егерева Лидия Михайловна, 1935 г.р., род.- ?
Арсентьева Валентина Ивановна, 1937 г.р., род.- ?
05 |
- деревенские праздники – Никола зимняя и летняя, Дмитриев день - в д.Ершово –Троица, в д. Никоновская – Никола и 10-я пятница - праздновали Казанскую, но это было раньше, праздновали родители - по праздникам молодежь гуляла по деревне, пели частушки, плясали под гармонь - в праздники – готовили пиво, много угощения - пиво варили в горшках, которые ставили в печь - пекли много пирогов, делали пирог, в который запекали целую щуку - на престольные праздники готовили пшенную жаренину и холодец, варили овсяный кисель, который подавали последним блюдом - после застолья пели и плясали под гармонь и балалайку
|
Репортаж |
06 |
- комм.: «под язык» бабушки учили плясать детей, когда работали в поле, дергали лен - в поле могли петь частушки
|
Наигрыш под язык |
07 |
- плясать учились у старушек, старались их передразнивать - пляска у всех своя - «ланчик» – разные колена - с платочками женщины не плясали - у всех своя манера пляски
|
Репортаж |
08 |
- могли делать беседы, посвященные каким-то событиям – прощальные, если кто-то уезжал, или по поводу приезда - на все беседы приходила молодежь - на беседах плясали «ланчика» и «кадриль», пели частушки - у парней свои песни, а у девушек свои ЛАНЧИК - в «ланчике» было много фигур, когда все фигуры заканчивались, парни и девушки просто плясали с частушками - «ланчика» плясали на 4 или 6 пар - первыми выходили парни из противоположных пар - была фигура «звёздочка» и другие - одни парни плясали «чижик» ИГРЫ - парень и девушка садились на разные концы скамейки и по команде поворачивались, если повернулись в одну сторону, то целовались - играли в «темную», парни вызывали девок в кухню или в чулан |
Репортаж |
|
Продолжение репортажа о беседах
- супостатки соревновались в частушках - если на беседе девушку не приглашали плясать, то говорили, что она «домой корягу потащила, и у ее матери печка не растопится» - некоторые девушки сами не хотели идти плясать - девушку «с корягой» дразнили - если на беседе пляшешь, то сбрасываешь с себя тяжесть
|
|
09 |
О представлениях и верованиях:
- за д. Ершово есть какое-то место, где всех «водит» – люди теряют дорогу - на источник ходили лечиться - мать загадывала на этом источнике, брали воду, если вода шевелится, то человек будет жить, а если не шевелится – умрет; когда загадывали на больную девочку, то вода показала на смерть - в лесу людей водит какой-то старичок с бородой - в лесу нужно креститься - одного мужчину жена послала к лешему, и он два дня ходил по лесу - мать пошла жать, а перед этим поссорилась с мужем, который ей вслед крикнул «понеси леший» ,после этого до позднего вечера ходила вокруг поля и очнулась на чужой полосе в изорванной одежде, вся поцарапанная - полевой хозяин – «дедушка-полёвушка» - если возникло ощущение, что заблудился, то нужно вывернуть свою одежду наизнанку и перекреститься - многие люди, когда теряются в лесу, не могут сообразить, что нужно перекреститься и вспомнить Бога - будучи подростками, пошли на болото за морошкой и заблудились и плутали до тех пор пока не вывернули наизнанку платья, к утру вышли на людские голоса за 15 километров от своей деревни - для домового нужно на столе оставлять корочку хлеба, домовой охраняет дом и хозяев - в бане есть свой хозяин - отец пошел в баню поздно – после полуночи, и его оттуда выгнало – сначала на него выскочила вьюшка, а потом оконная рама - после полуночи нельзя мыться в бане
|
Репортаж |
10 |
- гадать ходили на прорубь, опустили туда лучинки, а потом достали и стали поджигать, у подруги лучинка загорелась а у самой – нет ,подруга в том же году вышла замуж, а сама вышла гораздо позднее - гадать нужно в полночь в Крещение
|
Репортаж |
11 |
- когда не было часов, время определяли по солнцу - можно определить время по петуху, он поет в 4 часа
|
Репортаж |
12 |
О представлениях и верованиях:
- домовой живет за печкой - домовому оставляют хлеб, чтобы он ел - если предстоит что-то плохое, то домовой об этом предупреждает - домовой не должен быть голодным - если хозяева на время уезжают из дома, то домовой остается и охраняет дом - домовой – хозяин
|
Репортаж |
13 |
- к праздникам старались прибрать в доме и вокруг него - на Пасху мыли дом: потолок, пол, стены; мыли с песком, потому что на потолке и стенах оседала копоть от печи - в доме была одна кровать на которой спали родители, остальные члены семьи спали на полу, на скамейках
|
Репортаж |
14 |
- играли в лапту, в «чижика», в «прятки»
|
Репортаж |
15 |
И не топнула я, Съела целова барана, И не лопнула я (напев плясовой)
|
Частушка |
16 |
На миня и на людей, На молоденькую девушку Ишшо побольше лей
- комм.: взрослые отправляли детей под дождь, чтобы те побольше выросли
|
Закличка на дождь |
17 |
Дай дождя
- комм.: в детстве дождику радовались, т.к. можно было не работать
|
Закличка на радугу |
18 |
Мы поедем на росстань.
Богу молицца,
|
Закличка на дождь |
19 |
- играли в «чижа» – подбрасывали палочку - чертили круг и бросали мяч в водящего, который стоял внутри круга, а он старался увернуться - мячик загоняли в лунку - играли в «квадрат», когда с двух сторон квадрата бросали мяч, а те, кто внутри, старались, чтобы в них не попали - скакали «в черту» на одной ноге
|
Репортаж |
20 |
- в Пасху качались на качелях, которые весили в овинах, когда качались, пели песни - на качелях долго не качались, т.к. веревки были нужны в хозяйстве - в Святки утаскивали с конюшни все сани - Святки начинались с Рождества - сани ставили стоймя посреди дороги - могли завалить дровами дверь так, что хозяева утром не могли открыть - Святки продолжаются до крещения –19 января - в Святки девушки гадали, ходили на перекрестки, слушали
|
Репортаж |
21 |
Биси, не беситесь, Сам Сотона, успокойся
- снач. комм.: для того, чтобы слушать на перекрестках, нужно было зачертиться, а потом расчертиться и сказать слова
|
Приговор на гадание |
22 |
Биси, не беситесь, Сам Сотона – пуще всех
- снач. комм.: зачерчиваться нужно словами
|
Приговор на гадание |
23 |
Возьми миня за руку
- снач. комм.: ходили к бане и пихали руку - комм.: часто, парни могли подслушать разговоры девушек и подшутить над ними
|
Приговор на гадание |
24 |
- девушки в проруби мочили лучинки, а потом все вместе их поджигали; чья лучинка раньше загорится, та и замуж раньше выйдет
|
Репортаж |
25 |
Биси, не беситесь, Сам Сотона – пуще всех
- снач. комм.: ходили трясти подолами снег - комм.: при этом слушали; самой послышался лай собаки, но очень далеко; получилось так, что замуж вышла в ту сторону
|
Приговор на гадание |
26 |
- раньше были девишники - невесту раньше сватали - жених мог забрать невесту и привести ее к себе в дом, это называлось «самоходкой» - бабушка рассказывала, что ее сватали за любимого, но потом муж ее бил за то, что она не хотела с ним спать
|
Репортаж |
27 |
ГОРУШКИ - молодежь собиралась на «горушки» – те же беседы, но на улице в теплое время года - собираться старались на каком-нибудь ровном месте, чтобы можно было плясать - на «горушки» могли собираться на мосту, там было хорошо плясать - иногда собирали общие для нескольких деревень «горушки» - иногда на «горушках» гармонисты учили плясать подростков
|
Репортаж |
|
|
199 | 200 | 201 | 202 | 203 | 204 | 205 | 206 | 207 | 208 | 209 | 210 | 211 | 212 | 213 | 214 | 215 | 216 | 217 | 218 | > 299 |
219 | 220 | 221 | 222 | 223 | 224 | 225 | 226 | 227 | 228 | 229 | 230 | 231 | 232 | 233 | 234 | 235 | 236 | 237 | 238 | |
229 | 240 | 241 | 242 | 243 | 244 | 245 | 246 | 247 | 248 | 249 | 250 | 251 | 252 | 253 | 254 | 255 | 256 | 257 | 258 | |
259 | 260 | 261 | 262 | 263 | 264 | 265 | 266 | 267 | 268 | 269 | 270 | 271 | 272 | 273 | 274 | 275 | 276 | 277 | 278 | |
279 | 280 | 281 | 282 | 283 | 284 | 285 | 286 | 287 | 288 | 289 | 290 | 291 | 292 | 293 | 294 | 295 | 296 | 297 | 298 |