|
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Митрошкина Н.А.
Кулева Н. |
Исп.: Федосова Мария Васильевна, 1918 г.р.,
род. в д. Бояснова Гора (Бочково) бывш. Низовского с/с, сейчас
Саминский с/с
|
|
О календарных обрядах и праздниках:
- праздновали
Троицу, Рождество, Пасху, ходили в часовенку
- в Троицу, в Вознесенье ходили на могилки; брали с собой еду
(пирожки), пивцо (сами варили), на могилках кушали
- в Троицу в могилки втыкали березовые веточки
|
Репортаж |
Вытегорский р-н,
Макачёвский с/с
д. Макачёво
17.08.2006 |
|
Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Теленкова Д.Н. |
Исп.: Столбова София Григорьевна, 1925 г.р., род. в г. Череповец,
здесь живет с 1942 г.
|
|
О скотоводческих обрядах:
- ЕГОРИЙ: дети 7-8
лет ходили по деревне, бегали вокруг домов, где держали скот; за это
хозяева домов угощали детей конфетами и др.
|
Репортаж |
|
Хозяюшка и хозяин,
Дома ли у вас овечки, да коровушка, да лошадка?
- снач. комм.: дети
бегали вокруг дома днем, приговаривали, желали добра
- текст
- комм.: кричали громко, чтобы было слышно
- повтор текста
- комм.: хозяйка выходила из дома и угощали детишек; вокруг дома
бегали несколько раз
|
Приговор в Егорьев
день |
|
О скотоводческих обрядах:
- ЕГОРИЙ: хозяйка в
хлеве с иконой обходила скотину, потом выпускала скотину из дома
- когда первый раз «спускали» скотину и «сдавали» ее пастуху (поряжался
по договору), то пастуху приносили «выгонное» (яйца, деньги)
- потом за каждый месяц расплачивались с пастухом (деньгами,
картошкой и др.); пастух мог договориться, что будет «по дням
ходить» - т.е. по очереди ходил в те дома, где держали коров, его
кормили утром, в обед и вечером
- хозяйка обходила скотину с молитвой и с иконой; на дворе в общий
загон выпускали всю скотину и обходили ее с иконой, читали молитву;
обходили по солнышку
- первый раз скотину выпускают на улицу с хлебом, чтобы каждому
животному дать по кусочку; коровам все лето дают хлеб, когда хозяйка
пойдет доить
- в хлеве в пороге лежал старый топор, он был спрятан, прикрыт
навозом, чтобы никто не видел; наверное, это помогало от лесных
животных
- до Троицы пастух должен был обойти в лесу свое стадо
- пастухи ездили к определенным людям, брали «отпуска», которые
нельзя было нарушить; пастухам что-то давали, они должны это где-то
положить
- здешние пастухи ходили за «отпусками» в Девятины, в Белый Ручей
- были старушки, когда могли узнать, где находится пропавшая
скотина; старушка вечером при закате солнца ходила в лес на росстани
(перекресток лесных дорог), обращались к хозяину леса; потом
старушки говорили пастухам, где найти скотину
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- когда гадали,
ходили слушать на росстани, которые были в деревне
|
Репортаж |
|
О скотоводческих обрядах:
- до начала пастьбы
каждая хозяйка выпускает скотину у себя, а потом скотину «сдают»
пастуху; в лес без пастуха скотину не отпускали; пока пастуха не
порядят, хозяйки по очереди пасли скотину в поле
|
Репортаж |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕРБНОЕ
ВОСКРЕСЕНЬЕ: рвали вербушки, приносили домой
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- поминальные дни:
9-й, 20-й, 40-й дни; ходят на кладбище
- после похорон на могиле расстилают салфетку, раскладывают еду,
вино, и все, кто пришел, поминают; каждый, кто пришел, должен
что-нибудь съесть с могилы, чтобы помянуть
- сверху могилу закрывают еловыми лапками, а на них расстилают
салфетку (скатерть);
- на похоронах обязательно должен быть пирог с рыбой (крупная рыба –
судак, лосось)
- считалось, что щукой поминать нельзя, потому что это хищная рыба
- раньше без лосося на похоронах не обходились
- раньше лосося солили целыми ушатами
- пирог с рыбой был закрытый, его потом резали на кусочки; рыбу
запекали целиком, потом корочку с пирога «вскрывают» и едят вилками
- полотенце, которое на похоронах расстилали на могиле, его же потом
приносили на кладбище во все поминальные дни до 40-го дня; потом его
стирали и им могли пользоваться в хозяйстве
- по дороге от дома до кладбища с машины кидают еловые ветки, потом
могилу застилали хвоей (еловыми ветками), а сверху застилали
салфеткой (полотенцем), хвоя лежала на могиле до 40-го дня, в 40-й
день хвою снимали и выносили с кладбища в кучу
|
Репортаж |
|
О представлениях, верованиях:
- говорят, что до
40-го дня душа ходит
- ночью могло послышаться, что душа колотится в дверь
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
на похоронах
какая-нибудь знающая старушка могла насыпать песочек с могилы за
воротник кому-нибудь из родственников умершего; она говорила
какие-то слова, чтобы человек не тосковал
- когда покойник в доме, то зеркала завешивали, чтобы «там не
казалось»
- когда человек умрет, то сразу открывают трубу, чтобы «душа
полетела»; пришедшие посторонние люди могли спросить: «Трубу-ту
открыли?», им отвечали: «Открыли»
- рассказ о том, как хоронили в Замошье украинца
- здесь, когда хоронили, то покойнику говорили: «Ну, теперь ты
будешь дежурить до следущево»
- раньше тех, кто задавится или повесится, хоронили на окраине
кладбища, в сторонке, от остальных; утопленников не разделяли со
всеми
- хоронят рядом с родственниками
- считается, что умершие на том свете встречаются
- сейчас, когда приходят на кладбище, то к другим могилкам не ходят,
а стоят только у могилы последнего покойного, т.к. считается, что
все покойники приходят сюда, тоже хоронят, «там [на том свете] их
дома нету»
- раньше могли во время похорон проведывать свои могилки
- раньше, после войны, делали «футляры» из досок, в футляр опускали
гроб и сверху его заколачивали досками; на гроб раньше стелили
тканую дорожку [половик]
- в могилу бросают деньги (мелочь, раньше медные деньги), считается,
что «окупают место»
- когда гроб опустят, то в могилу голой рукой кидают землю, также
стараются взять лопату и несколько лопат земли бросить в могилу
- копать могилу могут свои, родственники, а выносить гроб свои не
должны; выносить зовут деревенских жителей, соседей
- в доме покойник лежит на столе ногами в передний угол, потом,
перед выносом, поворачивают и выносят ногами вперед; стол, на
котором лежит покойник, стоит наискосок, чтобы покойник ногами был
направлен в угол; стол был покрыт белой тканью; если стола в длину
не хватало, то подставляли еще что-нибудь
- в гроб клали стружки и листья от веника, сверху покрывали «вётхим»
материалом (новое не клали)
- случай из жизни: у бабушки было приготовлено «на смерть»: длинное
платье «как саван», домотканая рубашка, платок, чулки, тапочки;
внучка это утащила и нарядилась «окрутником»; потом это постирали и
снова положили храниться до смерти
- саван был длинный как мужская рубашка, свободного кроя, бледный;
саван шили сами женщины для себя
- когда шили рюшки к гробам, то нельзя было делать узелки; подушечки
с ватой шили также
- в гроб клали листья от веников и стружки, в подушку клали вату |
Репортаж |
|
|
|
|
Продолжение
репортажа:
- в гроб клали
мужику расческу, женщине – гребенку; клали очки, палку (клюшку),
курящему мужику – пачку папирос и спички; мужику клали кепку, ее не
надевали, а клали рядом
- на ноги надевали тапочки или полуботинки
- на поминки приглашать не принято, могут приходить все, после
поминок «спасибо» не говорят
- 9-й и 40-й день считаются от дня смерти, день смерти считается
первым; хоронят на третий день после смерти
|
|
|
О представлениях, верованиях:
- говорят, что
покойник слышит все; душа витает где-то около покойника
- ночью на Пасху (с субботы на воскресенье) все умершие приходят
домой; кто боится, то закрывают двери с молитвой и крестят, чтобы
никто не показался
|
Репортаж |
|
О похоронно-поминальных обрядах:
- до 40-го дня для
души ставят чашку чаю; наливают чай сразу же, как человек умрет,
кладут булочку или конфетку; ставят рядом с покойником; считается,
что душеньку «поят чаем»
- каждый день наливают свежий чай, старый выливают; в 40-й день один
человек выносит чай и еду за дорогу
- раньше причитали; когда покойник лежал в доме, могла приходить
старушка и причитать; на поминках не причитали
- родительские поминки: после Пасхи вторник через неделю, этот день
называется «родительская поми?нка»; все ходят на кладбище, поминают
- по праздникам ходят на кладбище поминать: Петров день, Вознесенье,
Троица; раньше не все ходили на кладбище по праздникам – кто ходит,
кто – нет; здесь в основном все ходили в Троицу, в Андоме – в
Вознесенье, в Мегре – в Смоленскую
- на следующий день после похорон утром (в 10 часов) все ходят на
кладбище, поминают те из родственников, которые уезжают; поминальную
еду оставляют на могиле
- раньше сразу после похорон ничего на могилу ставили, деревянный
крест ставили позже, когда сделают
|
Репортаж |
|
О престольных праздниках:
- в дд. Макачёво,
Желвачёво, Перевоз – был деревенский праздник Зв?женье
(Воздвиженье)
- в д. Сидорово – праздник «Скорбящая», в д. Усадище – Александров
день; в Шлобино и в Верховье (за рекой Андомой) – Фролов день; в
Подгородье – Спас (29 августа), в Цимино – Петров день (12 июля)
- в деревенский праздник собирались и шли пешком в гости; молодежь
со всей округи приходили в деревню, где был праздник; плясали на
гумне под гармошку; ходили по деревне, пели частушки; на гумне
плясали кадриль, «Русского»
- в каждом доме были гости; варили пиво, праздновали
- на гумне вешали фонарь («летучая мышь»), молодежь «орудовала»; те,
кто не плясал, ходили по улице, пели частушки
|
Репортаж |
|
О плясках:
- кадриль плясали
на 4 – 5 пар; в кадрили среди пляшущих был командир; команды: первая
«Наша на вашу, ваша на нашу», «с притопом», «с частушками», «барышня
благодарит своего кавалера», «кавалер [благодарит] барышню»; девушка
могла быть командиром, она кричала, как плясать, какой порядок
фигур; без командира могли разодраться – кому плясать; парни тоже
бывали командирами; музыкант играл ту музыку, которая должна быть в
той или иной фигуре
- была такая пляска (и фигура в кадрили): «Болвана» или «Русского»,
парни и девки плясали по кругу и каждый «показывает свои крендели»
- на кадриль собирались парами, говорили друг другу: «А пойдёмте
кадриль»
- в конце пляски топали, когда «отчитывались», «благодарили»; когда
«Русского» сходят (последняя фигура кадрили), начинали благодарить
друг друга (кто с кем плясал) – топали, руку давали, кланялись;
командир командовал: «Каждой девушке отчитаться перед своим
кавалером»; потом все «ручейком» подходили, благодарили гармониста,
кланялись ему, топали и могли поплясать перед гармонистом
- «ланца» раньше плясали. слышала об этом, но после войны ее уже не
плясали
|
Репортаж |
|
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки,
- Что ели? – Кашку,
- Что пили? – Бражку.
- интонированный
текст
|
Детская пестушка |
|
Сорока-ворона,
Кашку варила,
Деток кормила,
Этому на ложечку.
Этому на поварёжечку,
Этому в горшочек.
- текст
|
Детская пестушка |
|
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: было
прощеное воскресенье; детей катали на лошадях
- был Чистый понедельник, Великий пост
- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: в этот день нельзя было никому ничего давать
- ПАСХА: к Пасхе готовились, все мыли, стирали, чтобы не осталось ни
одной грязной тряпочки; медные самовары чистили клюквой, натирали
кирпичом, чтобы самовар блестел
- ЗВИЖЕНЬЕ (27 сентября): был деревенский праздник, тоже все должно
было быть выстирано, домотканые матрасы стирали и набивали свежей
соломой; праздновали в каждом доме
- примета: в Звиженье не ходят в лес, потому что там «свадебничают
звери»; все в кучу собираются – волки, змеи; все «сдвигаются»;
раньше было много медведей, лосей
- ИЛЬИН ДЕНЬ: отмечали в Самино (за Андомой)
|
Репортаж |
|
О полевых обрядах:
- с Ильи начиналась
уборка урожая, начинали убирать первую рожь
- в колхозе, когда кончались все полевые работы, все было убрано,
делали «отжинаху», собирали колхозный праздник, варили свежую кашу «отжинаху»
(из свежего урожая, на своих жерновах мололи зерно); делали столы в
помещении; каша была густая с маслом со сметаной с молоком; кашу
делали из ячменя (из жита)
(далее слабый уровень записи – брак)
- женщины пели частушки во время работы, и на жниве, и на сенокосе
- на «отжинахе» праздновали, пели, плясали
|
Репортаж |
|
Об исполнении песен:
- была песня «Лучше
бы я, девушка»
- раньше в основном запевали женщины, мужики подтягивали «сзади или
впереди»
- раньше праздновали дружно, пели вместе и плясали
|
Репортаж |
|
О детском воспитании:
- сказки
рассказывали
- дети боялись цыган; они ездили, ставили кибитки; сама ничем детей
не пугала
- далее (до конца пленки) нет уровня записи |
Репортаж |
|
|
|
|
|