Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 250

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Андомский с/с
д. Трошигино
16.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Митрошкина Н.А.
Кулева Н.

 
Исп.: Федосова Мария Васильевна, 1918 г.р.,
род. в д. Бояснова Гора (Бочково) бывш. Низовского с/с, сейчас Саминский с/с

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

- праздновали Троицу, Рождество, Пасху, ходили в часовенку
- в Троицу, в Вознесенье ходили на могилки; брали с собой еду (пирожки), пивцо (сами варили), на могилках кушали
- в Троицу в могилки втыкали березовые веточки

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Макачёвский с/с
д. Макачёво
17.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Теленкова Д.Н.

 
Исп.: Столбова София Григорьевна, 1925 г.р., род. в г. Череповец, здесь живет с 1942 г.
 

02

О скотоводческих  обрядах:

- ЕГОРИЙ: дети 7-8 лет ходили по деревне, бегали вокруг домов, где держали скот; за это хозяева домов угощали детей конфетами и др.
 

Репортаж

03

Хозяюшка и хозяин,
Дома ли у вас овечки, да коровушка, да лошадка?

- снач. комм.: дети бегали вокруг дома днем, приговаривали, желали добра
- текст
- комм.: кричали громко, чтобы было слышно
- повтор текста
- комм.: хозяйка выходила из дома и угощали детишек; вокруг дома бегали несколько раз
 

Приговор в Егорьев день

04

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ: хозяйка в хлеве с иконой обходила скотину, потом выпускала скотину из дома
- когда первый раз «спускали» скотину и «сдавали» ее пастуху (поряжался по договору), то пастуху приносили «выгонное» (яйца, деньги)
- потом за каждый месяц расплачивались с пастухом (деньгами, картошкой и др.); пастух мог договориться, что будет «по дням ходить» - т.е. по очереди ходил в те дома, где держали коров, его кормили утром, в обед и вечером
- хозяйка обходила скотину с молитвой и с иконой; на дворе в общий загон выпускали всю скотину и обходили ее с иконой, читали молитву; обходили по солнышку
- первый раз скотину выпускают на улицу с хлебом, чтобы каждому животному дать по кусочку; коровам все лето дают хлеб, когда хозяйка пойдет доить
- в хлеве в пороге лежал старый топор, он был спрятан, прикрыт навозом, чтобы никто не видел; наверное, это помогало от лесных животных
- до Троицы пастух должен был обойти в лесу свое стадо
- пастухи ездили к определенным людям, брали «отпуска», которые нельзя было нарушить; пастухам что-то давали, они должны это где-то положить
- здешние пастухи ходили за «отпусками» в Девятины, в Белый Ручей
- были старушки, когда могли узнать, где находится пропавшая скотина; старушка вечером при закате солнца ходила в лес на росстани (перекресток лесных дорог), обращались к хозяину леса; потом старушки говорили пастухам, где найти скотину
 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

- когда гадали, ходили слушать на росстани, которые были в деревне
 

Репортаж

06

О скотоводческих обрядах:

- до начала пастьбы каждая хозяйка выпускает скотину у себя, а потом скотину «сдают» пастуху; в лес без пастуха скотину не отпускали; пока пастуха не порядят, хозяйки по очереди пасли скотину в поле
 

Репортаж

07

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: рвали вербушки, приносили домой
 

Репортаж

08

О похоронно-поминальных обрядах:

- поминальные дни: 9-й, 20-й, 40-й дни; ходят на кладбище
- после похорон на могиле расстилают салфетку, раскладывают еду, вино, и все, кто пришел, поминают; каждый, кто пришел, должен что-нибудь съесть с могилы, чтобы помянуть
- сверху могилу закрывают еловыми лапками, а на них расстилают салфетку (скатерть);
- на похоронах обязательно должен быть пирог с рыбой (крупная рыба – судак, лосось)
- считалось, что щукой поминать нельзя, потому что это хищная рыба
- раньше без лосося на похоронах не обходились
- раньше лосося солили целыми ушатами
- пирог с рыбой был закрытый, его потом резали на кусочки; рыбу запекали целиком, потом корочку с пирога «вскрывают» и едят вилками
- полотенце, которое на похоронах расстилали на могиле, его же потом приносили на кладбище во все поминальные дни до 40-го дня; потом его стирали и им могли пользоваться в хозяйстве
- по дороге от дома до кладбища с машины кидают еловые ветки, потом могилу застилали хвоей (еловыми ветками), а сверху застилали салфеткой (полотенцем), хвоя лежала на могиле до 40-го дня, в 40-й день хвою снимали и выносили с кладбища в кучу
 

Репортаж

09

О представлениях, верованиях:

- говорят, что до 40-го дня душа ходит
- ночью могло послышаться, что душа колотится в дверь
 

Репортаж

10

О похоронно-поминальных обрядах:

на похоронах какая-нибудь знающая старушка могла насыпать песочек с могилы за воротник кому-нибудь из родственников умершего; она говорила какие-то слова, чтобы человек не тосковал
- когда покойник в доме, то зеркала завешивали, чтобы «там не казалось»
- когда человек умрет, то сразу открывают трубу, чтобы «душа полетела»; пришедшие посторонние люди могли спросить: «Трубу-ту открыли?», им отвечали: «Открыли»
- рассказ о том, как хоронили в Замошье украинца
- здесь, когда хоронили, то покойнику говорили: «Ну, теперь ты будешь дежурить до следущево»
- раньше тех, кто задавится или повесится, хоронили на окраине кладбища, в сторонке, от остальных; утопленников не разделяли со всеми
- хоронят рядом с родственниками
- считается, что умершие на том свете встречаются
- сейчас, когда приходят на кладбище, то к другим могилкам не ходят, а стоят только у могилы последнего покойного, т.к. считается, что все покойники приходят сюда, тоже хоронят, «там [на том свете] их дома нету»
- раньше могли во время похорон проведывать свои могилки
- раньше, после войны, делали «футляры» из досок, в футляр опускали гроб и сверху его заколачивали досками; на гроб раньше стелили тканую дорожку [половик]
- в могилу бросают деньги (мелочь, раньше медные деньги), считается, что «окупают место»
- когда гроб опустят, то в могилу голой рукой кидают землю, также  стараются взять лопату и несколько лопат земли бросить в могилу
- копать могилу могут свои, родственники, а выносить гроб свои не должны; выносить зовут деревенских жителей, соседей
- в доме покойник лежит на столе ногами в передний угол, потом, перед выносом, поворачивают и выносят ногами вперед; стол, на котором лежит покойник, стоит наискосок, чтобы покойник ногами был направлен в угол; стол был покрыт белой тканью; если стола в длину не хватало, то подставляли еще что-нибудь
- в гроб клали стружки и листья от веника, сверху покрывали «вётхим» материалом (новое не клали)
- случай из жизни: у бабушки было приготовлено «на смерть»: длинное платье «как саван», домотканая рубашка, платок, чулки, тапочки; внучка это утащила и нарядилась «окрутником»; потом это постирали и снова положили храниться до смерти
- саван был длинный как мужская рубашка, свободного кроя, бледный; саван шили сами женщины для себя
- когда шили рюшки к гробам, то нельзя было делать узелки; подушечки с ватой шили также
- в гроб клали листья от веников и стружки, в подушку клали вату  

Репортаж

 

 

 

 

Продолжение репортажа:

- в гроб клали мужику расческу, женщине – гребенку; клали очки, палку (клюшку), курящему мужику – пачку папирос и спички; мужику клали кепку, ее не надевали, а клали рядом
- на ноги надевали тапочки или полуботинки
- на поминки приглашать не принято, могут приходить все, после поминок «спасибо» не говорят
- 9-й и 40-й день считаются от дня смерти, день смерти считается первым; хоронят на третий день после смерти
 

 

11

О представлениях, верованиях:

- говорят, что покойник слышит все; душа витает где-то около покойника
- ночью на Пасху (с субботы на воскресенье) все умершие приходят домой; кто боится, то закрывают двери с молитвой и крестят, чтобы никто не показался
 

Репортаж

12

О похоронно-поминальных обрядах:

- до 40-го дня для души ставят чашку чаю; наливают чай сразу же, как человек умрет, кладут булочку или конфетку; ставят рядом с покойником; считается, что душеньку «поят чаем»
- каждый день наливают свежий чай, старый выливают; в 40-й день один человек выносит чай и еду за дорогу
- раньше причитали; когда покойник лежал в доме, могла приходить старушка и причитать; на поминках не причитали
- родительские поминки: после Пасхи вторник через неделю, этот день называется «родительская поми
?нка»;  все ходят на кладбище, поминают
- по праздникам ходят на кладбище поминать: Петров день, Вознесенье, Троица; раньше не все ходили на кладбище по праздникам – кто ходит, кто – нет; здесь в основном все ходили в Троицу, в Андоме – в Вознесенье, в Мегре – в Смоленскую
- на следующий день после похорон утром (в 10 часов) все ходят на кладбище, поминают те из родственников, которые уезжают; поминальную еду оставляют на могиле
- раньше сразу после похорон ничего на могилу ставили, деревянный крест ставили позже, когда сделают
 

Репортаж

13

О престольных праздниках:

- в дд. Макачёво, Желвачёво, Перевоз – был деревенский праздник Зв?женье (Воздвиженье)
- в д. Сидорово – праздник «Скорбящая», в д. Усадище – Александров день; в Шлобино и в Верховье (за рекой Андомой) – Фролов день; в Подгородье – Спас (29 августа), в Цимино – Петров день (12 июля)
- в деревенский праздник собирались и шли пешком в гости; молодежь со всей округи приходили в деревню, где был праздник; плясали на гумне под гармошку; ходили по деревне, пели частушки; на гумне плясали кадриль, «Русского»
- в каждом доме были гости; варили пиво, праздновали
- на гумне вешали фонарь («летучая мышь»), молодежь «орудовала»; те, кто не плясал, ходили по улице, пели частушки
 

Репортаж

14

О плясках:

- кадриль плясали на 4 – 5 пар; в кадрили среди пляшущих был командир; команды: первая «Наша на вашу, ваша на нашу», «с притопом», «с частушками», «барышня благодарит своего кавалера», «кавалер [благодарит] барышню»; девушка могла быть командиром, она кричала, как  плясать, какой порядок фигур; без командира могли разодраться – кому плясать; парни тоже бывали командирами; музыкант играл ту музыку, которая должна быть в той или иной фигуре
- была такая пляска (и фигура в кадрили): «Болвана» или «Русского», парни и девки плясали по кругу и каждый «показывает свои крендели»
- на кадриль собирались парами, говорили друг другу: «А пойдёмте кадриль»
- в конце пляски топали, когда «отчитывались», «благодарили»; когда «Русского» сходят (последняя фигура кадрили), начинали благодарить друг друга (кто с кем плясал) – топали, руку давали, кланялись; командир командовал: «Каждой девушке отчитаться перед своим кавалером»; потом все «ручейком» подходили, благодарили гармониста, кланялись ему, топали и могли поплясать перед гармонистом
- «ланца» раньше плясали. слышала об этом, но после войны ее уже не плясали
 

Репортаж

15

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки,
- Что ели? – Кашку,
- Что пили? – Бражку.

- интонированный текст
 

Детская пестушка

16

Сорока-ворона,
Кашку варила,
Деток кормила,
Этому на ложечку.
Этому на поварёжечку,
Этому в горшочек.

- текст
 

Детская пестушка

17

О календарных обрядах и праздниках:

- МАСЛЕНИЦА: было прощеное воскресенье; детей катали на лошадях
- был Чистый понедельник, Великий пост
- ВЕЛИКОДЁННЫЙ ЧЕТВЕРГ: в этот день нельзя было никому ничего давать
- ПАСХА: к Пасхе готовились, все мыли, стирали, чтобы не осталось ни одной грязной тряпочки; медные самовары чистили клюквой, натирали кирпичом, чтобы самовар блестел
- ЗВИЖЕНЬЕ (27 сентября): был деревенский праздник, тоже все должно было быть выстирано, домотканые матрасы стирали и набивали свежей соломой; праздновали в каждом доме
- примета: в Звиженье не ходят в лес, потому что там «свадебничают звери»; все в кучу собираются – волки, змеи; все «сдвигаются»; раньше было много медведей, лосей
- ИЛЬИН ДЕНЬ: отмечали в Самино (за Андомой)
 

Репортаж

18

О полевых обрядах:

- с Ильи начиналась уборка урожая, начинали убирать первую рожь
- в колхозе, когда кончались все полевые работы, все было убрано, делали «отжинаху», собирали колхозный праздник, варили свежую кашу «отжинаху» (из свежего урожая, на своих жерновах мололи зерно); делали столы в помещении; каша была густая с маслом со сметаной с молоком; кашу делали из ячменя (из жита)
(далее слабый уровень записи – брак)
- женщины пели частушки во время работы, и на жниве, и на сенокосе
- на «отжинахе» праздновали, пели, плясали
 

Репортаж

19

Об исполнении песен:

- была песня «Лучше бы я, девушка»
- раньше в основном запевали женщины, мужики подтягивали «сзади или впереди»
- раньше праздновали дружно, пели вместе и плясали
 

Репортаж

20

О детском воспитании:

- сказки рассказывали
- дети боялись цыган; они ездили, ставили кибитки; сама ничем детей не пугала
- далее (до конца пленки) нет уровня записи 

Репортаж

         

 Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298