Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 256

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Анхимовский с/с
с. Анхимово
23.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.,
Кулева Н.

 
Исп.: Опарина Анна Алексеевна, 1915 г.р.,

род. в д. Филиппово Анхимовского с/с (сейчас нет)

 

01

О престольных праздниках:

- ФРОЛОВ ДЕНЬ: ходили по избам, батюшка служил
 

Репортаж

02

О календарных обрядах и праздниках:

- в Пасху ходили по избам с крестами, с иконами, батюшка служил, дьякон ходил, люди помогали нести иконы
- КРЕЩЕНЬЕ: невест выбирали; невесты и другой народ стояли, парни (женихи) катались на санях до двух часов, выбирали невест; жених останавливал лошадь, садил в сани невесту, которая ему понравилась, катал ее (два раза провозил по Анхимову), потом останавливал и выпускал ее; если парень посадил девку в сани, значит, хочет ее сватать; как только колокол на колокольне ударит, все разъезжаются и расходятся

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Анхимовский с/с
с. Анхимово
23.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.,
Кулева Н.

 
Исп.: Доронина Анна Васильевна, 1915 г.р.,

род. в д. Казаково Палтогского с/с (здесь живет с 30-х годов)

 

03

О похоронно-поминальных обрядах:

- когда свекровь померла, приходила соседка и причитывала у нее
- в 1946 году батюшка отвевал свекровь и на кладбище хоронили тоже с батюшкой
- старушки из деревни приходили, положили умершую на пол (на одеяло) и обмывали тряпочкой с водичкой, потом причесали и стали одевать; раньше покойника «валили» на столах, ставили два стола, стелили соломку, сверху простынь (или скатерть) и клали покойника
- покойника раньше закрывали коленкором
- «покойницкую водичку» после обмывания выливали за двор на угол дома (в другое место выливать нельзя); могли выливать воду на угол на лицевой стороне дома (передний угол)
- тряпочку и мыло после обмывания убирали, а потом сжигали
- раньше гроб делали дома, стружки от гроба жгли на огороде, чтобы после покойника не осталось ни досок, ни стружек
- когда муж А.В. умирал, то просил ее, чтобы, когда он умрет, она никого не звала мыть его, а помыла сама
- одежду и постельные принадлежности, оставшиеся после умершего, раздавали нищим старушкам
- в гроб клали вату, подушку (перьевую); обивали снаружи красным, а внутри белым материалом, клали простынь
- когда умерла бабушка, то в гроб клали листья от березовых веников, а сверху застилали простынкой; подушку с ватой шили сами
- приглашали старушку, она читала молитвы «по покойнику»; стояла всю ночь около головы покойника и читала
- когда гроб с покойником выносят из дома, то сзади гроба брызгают водичкой – «сле
?ды смывают», чтобы покойник не вернулся; брызгают в доме до улицы
- когда увезут хоронить, до в доме остаются люди, все моют (полы), собирают столы
- летом после похорон на улицу выносят воду, поливают на руки тем, кто вернулся с кладбища; зимой после похорон руки мыли в доме
- в поминальные дни ходили на кладбище, поминали: второй день (после похорон), 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни
- в 40-й день на поминки специально стелят скатерть; после поминок, когда все пообедают, выносят скатерть и кутью, выходят на дорогу, провожают покойника и на дороге поминают – едят по ложечке кутьи, остальное вытряхивают, скатерть тоже вытряхивают
- кутью варили из риса; раньше, когда не было риса, варили перловую или ячневую крупу (любую домашнюю); надо обязательно поминать «с крупой»
- кутьей поминают и за столом (дома), и на кладбище
- на кладбище брали стакан с кутьей и ложечку, все брали по ложечке кутьи; одну ложечку кутьи стряхивали на могилку, затем каждый клал себе на ладошку по ложечке кутьи и с ладошки ел; остатки кутьи из стакана вытряхивали на могилу
- когда в 40-й день провожали душу, то тоже каждый клал по ложке кутьи себе на ладошку, а остатки вытряхивали на обочину дороги – «пусть птички поминают», прилетали птички
- когда на кладбище оставляли еду, то тоже сразу прилетали птички, говорили: «ну, птички прилетели, поминают»
- детские воспоминания (когда А.В. была еще маленькой): когда умер дедушка, то против 40-го дня приглашали покойника, на скамейку клали простынку и подушку, чтобы он «пришел»; это было , когда А.В. жила еще в Палтоге
 

Репортаж

04

О свадебном обряде:

- в 40-м замуж уходили «самоходкой»: уходили «к ночи»
 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: девушки пошли слушать на «крестовую» дорогу – «выбирать женихов»; взяли с собой крюк; одна девушка не по шла с ними, надела на себя белую простынь, и напугала их
- сама ходила наряженной: завернулась в занавеску, надела большой плат (как у цыганки), взяла котелок и пошла к соседке; «сокрутилась цыганкой»; лицо закрыла марлей
 

Репортаж

06

Об исполнении песен:

- когда в колхозе работали, шли на работу и с работы «с п?сенкамы»; пели старинные протяжные песни («Раскрасавица Анюта» и др.)
 

Репортаж

07

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ: бабушка сказала, что надо «полагать» крюк [кочергу] через порог [за порогом], чтобы корова, когда будет выходить, перешагнула через него
- бабушка обходила коровушку и всю свою скотинку с иконкой Егория, с хлебушком и с зерном; хлебушек и зерно потом скармливали скотинке
- этот хлебушек после обхода давали понюхать своей коровушке и чужой, чтобы «дружно жили» и ходили вместе
 

Репортаж

08

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ходили в лес за вербушками, ходили с ними на кладбище, ставили на могилке; приносили вербушки домой
 

Репортаж

09

Как эта водичка текёт,
Так и коровушка шшобы домой текла.

- снач. комм.: с вербушками, принесенными в Вербное воскресенье, выпускали скотинку; после выгона вербушки спускали в воду
- текст
- комм.: запомнила с детства, когда жила в Палтоге
 

Приговор в  Егорьев день

10

О детском воспитании:

- когда жила на Палтоге, наливали водичку в колокол (коровий), и давали попить детям, которые плохо говорили
 

Репортаж

11

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: ребята руками шевелили золу в жальнике (отверстие в печке, в которое сгребали угольки), чтобы летом найти птичьи яйца; летом дети ходили в лес, искали птичьи яйца
- ПАСХА: маленьким ребятам делали качели («зыбели») – к деревянному корыту привязывали веревки, дети качались
- варили яйца, красили; бились яичками, у кого яичко разбилось, тот отдавал другому
 

Репортаж

12

О детском воспитании:

- детей качали в зыбках; зыбку подвешивали к кольцу, которое висело на очепе (на березовой жерди)
- делали деревянные кроватки-качалки для детей
- качали в зыбке и припевали «лю, лю, лю»; пока хозяйка (мать) управлялась с работой во дворе, зыбку качал старик
- кукол шили из тряпок
- в больницу детей не возила; когда болели, дед делал винный компресс

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Коштугский с/с
д. Милуково
24.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Теленкова Д.Н.

 
Исп.: Калюкова Анна Федоровна, 1922 г.р., род. в д. Новая Шимозерского с/с
 

13

О похоронно-поминальных обрядах:

- причитывали по покойнику
- когда умрет, обмывали, клали на скамейки головой в угол, ногами к выходу; покойника держали в доме две ночи
- гроб делали мужчины; стружки сжигали  (сама жгла в печке)
- воду после обмывания выливали на улицу
- мужчины мыли умершего мужчину; женщины – женщину
- поминали: ходили за кладбище, потом поминали за столом; для поминок стряпали пироги варили «красный» кисель
- говорили, что душа ходит
- вечером в канун последней поминки (накануне 40-го дня) ходили на кладбище, приглашали умершего, утром на следующий день собирали стол, поминали и провожали душеньку
- 40-й день – последняя поминка
- кто умеет, могли причитывать на кладбище, когда приглашали душеньку
- в 40-й день все приходили сами на поминки, специально не приглашали
- провожать душу выходили на улицу, некоторые (один-два человека) ходили провожать до кладбища
 

Репортаж

14

О престольных праздниках:

- в Шимозере праздновали Егорий (зимний), Петров день; приходили гости, гостили, выпивали; на праздник родня съезжалась с разных мест
- раньше пели старинные песни, гуляли по улице с гармошкой
- ПЕТРОВ ДЕНЬ: «своя родовая» приходила в гости, гуляли
- здесь праздновали Спасов день: ходят к часовне, берут водичку, купаются в «ердане» (часовня в лесу, 4 км отсюда)

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Коштугский с/с
д. Васюковская
24.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Теленкова Д.Н.

 
Исп.: Петухова Вера Леонтьевна, 1921 г.р., род. в д. Верховье Мегорского с/с
 

15

О похоронно-поминальных обрядах:

- муж умер, а «сзади его не пойдешь ведь» (поговорка)
- поминальные дни: 9-й, 20-й, 30-й, 40-й дни
- вечером накануне поминальных дней приходят соседи «посид
?ть», на следующий день ездят на кладбище, потом собирают стол
- на кладбище ездят только «свои»
 

Репортаж

16

О календарных обрядах и праздниках:

- ТРОИЦА: ломают ветки берез, приносят домой; ходят на кладбище, «кладовают» на могилу веточки, берут шкалик водки, льют на могилку

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Коштугский с/с
д. Павловская (Конец)
24.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Теленкова Д.Н.

 
Исп.: Еремина Вера Федоровна, 1925 г.р., род. в д. Пустошь Коштугского с/с
 

17

О календарных обрядах и праздниках:

- ТРОИЦА: ветки березок «кладовают» к иконам; ходят на кладбище, втыкают в могилку березовые веточки
- березовые веточки прибивали гвоздиками к окнам на внешней стороне дома, потом (через неделю) их уносили в реку, спускали в воду
- березки, которые втыкали в могилку, потом убирали за могилу, выбрасывали
 

Репортаж

18

О  скотоводческих обрядах:

- пастух барабанил по груди, на груди была повешена барабанка
- пастух что-то опускал в реку, чтобы у коров было молоко
- коров выгоняли с «вербушкам», вербушки потом специально носили и  спускали в реку
 

Репортаж

19

[Дубинушка] ухнем,
Эх, кудрявая, сама пойдёт, пойдёт.

- фрагмент текста
 

Припевка на сплаву

20

О скотоводческих обрядах:

- скотину ставили на зиму и весной выпускали с какими-то словами
- на зиму ставили, когда снег выпадет; пастух пас до первого снега
- пастуха поряжали «до первого снега»; платили пастуху тем, что он «рядил» (как договаривался), например, могли давать молоком, если у пастуха не было коровы, хлебом; некоторые пастухи договаривались только на деньги
- собирались на собрание, приглашали пастуха, договаривались с ним об оплате и сроках пастьбы
 

Репортаж

21

О роднике:

- здесь (в д. Конец) есть «ердан» (родник), в нем чистая вода
- в праздники ходили на ердан, в ердане вода считалась святой
- святую воду пили, полоскали рот; воду брали с собой, кропили в избе, «чтобы здоровье было»
 

Репортаж

22

О престольных праздниках:

- в д. Пустошь праздновали Хролов день, там была часовня, при часовне был служка; по праздникам приходил батюшка

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Алмозерский с/с
п. Волоков мост
25.08.2006

 

Зап.: Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.,
Кулиганов В.А.

 
Исп.: Нефагина Наталья Николаевна, 1925 г.р., род. в д. Веретье Низовского с/с

(недалеко от п. Мирный), в п. Волоков мост переехала в 1937 г.

 

23

Об окказиональных обрядах:

- при пожаре старушка обходила горящий дом три раза с иконой Казанской Богоматери, что-то говорила, икону держала перед собой; после обхода дом горел «как свечка» и огонь не мог перекинуться на другие дома
 

Репортаж

24

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ «для скота»: бывает весной 6-го мая, когда «обхаживают» скот, и зимой (9 декабря); оба дня считаются для кота – зимний, чтобы скот хорошо стоял во дворах, а весенний – чтобы «на воле» ходил
 

Репортаж

25

[Красуля], как послед в тебе крепко лежал,
Так чтобы и ты, Красуля,
Стояла крепко во время доения,
Ногам не лягала,
Головой не мотала,
Хвостом не махала.
Амин, амин, амин.

- снач. комм.: чтобы коровушка хорошо стояла во время дойки, то  во время отела у коровы брали послед, его заворачивали в тряпку и с ним обходили коровушку
- текст
- комм.: Н.Н. научила мать,. и она ходила ко многим женщинам, помогала им после отела
- повтор текста
- комм.: надо обойти вокруг коровушки три раза с этим приговором,
 

Приговор после отела коровы

26

Тут хвост,
Тут голова,
Красуля, тут твоя сторона.

- снач. комм.: после обхода надо отрезать немного шерсти на голове и у хвоста, и положить эту шерсть под потолок (под матицу на дворе)
- текст
- комм.: так говорят, чтобы корова вовремя ходила домой, чтобы у нее все было в порядке; обходят коровушку и говорят приговоры сразу же, как только она отелится, и у нее выйдет послед
 

Приговор после отела коровы

27

О скотоводческих обрядах:

- когда корова отелится, то первые три дня (девять удоев) молоко дают теленку, потом коровушку «обмливают» - моют ей голову, рога, прыскают святой водой по хребту, моют хвост, вымя; после этого можно пить молоко людям
- когда корову моют, в подойник кладут ножницы, 10 копеек, чтобы коровушка была здорова, и чтобы у нее было молоко; этими ножницами потом будут обстригать корове щерсть
- как только корова первый раз отелится, сначала ее обходят с последом в тряпочке и с приговором (см. № 25)
- потом последом обводят корову по хребту, начиная от головы до хвоста; потом послед закапывают под порог в хлеве
- эти обряды совершают только тогда, когда корова (нетель) отелится первый раз, после этого она «стоит спокойно и свободно»; при других отелах уже ничего делать не нужно
- когда послед закопают, коровушку начинают доить; потом после девяти удоев коровушку «обмаливают» (обмывают святой водой); когда «обмаливают», то срезают шерстку между рогами и с хвоста; подстригать шерстку можно один раз – или когда обходят с последом, или во время «обмаливания»
 

Репортаж

28

Хозяин с хозяюшкой,
С милыми детками,
Примитё Красулю,
Пойте-кормите,
Чисто водите,
Чтоб дом знала,
Двор знала
И хозяйку знала. Амин.

- снач. комм.: когда коровушку купят, чтобы она хорошо стояла и никуда не убегала, перед тем как заходить с ней в хлев, надо перекреститься во все четыре угла (по солнышку) и просить
- текст
- комм.: после этих слов можно новую коровушку заводить в хлев
 

Приговор перед тем, как новую корову заводят в хлев

29

Чтобы [Красуля] дом знала и домой ходила

- снач. комм.: когда корова заходит в хлев, надо брать землю из ее следов (где она ступила) и бросать через корову вперед, чтобы она все время тут жила, и никуда не убегала; так надо сделать четыре раза – бросить землю из четырех  следочков (от каждой ноги коровы)
- текст
 

Приговор, когда новая корова заходит в хлев

30

О скотоводческих обрядах:

- если хозяйка не знает приговоры и «не делает» обряды, то корова может домой не ходить
- Н.Н. ходила к молодым хозяевам, которые держали коров, помогала им
- есть слова, с которыми пастух должен был обходить стадо, чтобы медведь коров не тронул
- когда первый день выпускают коров в стадо, то на березе листочек должен быть размером не больше 5 копеек; после этого пастух может пасти, и стадо у него будет в порядке
- у Н.Н. есть бумажка со словами пастушьего заговора (позже она выслала его нам почтой, текст находится в рукописном фонде); Н.Н. записала его со слов старичка, у которого зять был пастухом
- пастух должен был один раз обойти стадо перед началом пастьбы, потом бумажку с заговором пастух где-то хранил; Н.Н. давала переписать текст заговора пастуху Оничеву
- когда Н.Н. вместе с братом в детстве пасла стадо, то они знали текст заговора наизусть
- слова заговора были такие, что медведю скот казался «пе
?ньем и кореньем», зверь проходил мимо скота; раньше коров пасли в лесу (только в поселке было 214 коров), потому что траву берегли для сенокоса
- в Егорий рано отпускать коров, пастух обходил коров примерно 20 мая, чтобы к этому времени на березе лист был не больше 5 копеек; день первого выгона пастух назначал сам, примечал по размеру березового листа
- в Егорий хозяйка выгоняла первый раз свой скот на улицу, чтобы он походил у дома
 

Репортаж

31

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: бросали в умывальник серебряную монетку и мылись, чтобы на лице не было прыщей
- коровам хвосты подрезали, кур считали
- золу в печке (внизу в поддувале) трогали («повыгребают»), чтобы деньги водились
- коровам хвосты подрезают три раза: когда она первый раз отелится, в Егорий и в Великий четверг
 

Репортаж

32

Тут хвост, тут голова, тут родная сторона.

- снач. комм.: в Великий четверг шерсть подстригают на лбу и у хвоста
- текст
- комм.: так делают, чтобы корова всегда приходила домой; у Н.Н. была старая бабушка (мамина мама), она Н.Н. всему научила (приговорам и обрядам)
 

Приговор в Великий четверг

33

Как сажа липнет,
Так чтобы и корова (имя) липла ко мне,
Дом знала и хозяй[ку] знала,
И вовремя домой приходила,
И приплод сохранила.
Аминь, аминь, аминь.

- снач. комм. (читает по своим записям): в Егорий или в Великий четверг надо взять образок, буханку хлеба, замочить, вымазать сажей и сказать
- текст
- комм.: надо говорить три раза; сажей надо помазать хлеб и дать коровушке
 

Приговор в Егорий или в Великий четверг

34

О престольных праздниках:

- в д. Талица (1,5 км отсюда), куда Н.Н. вышла замуж, была церковь и праздновали праздник Егорий, собиралось много народу; отмечали два Егория – весенний и осенний
 

Репортаж

35

О скотоводческих обрядах:

- когда коровы в стаде поедят и лягут спать, в это время пастух обходит стадо, читает слова, приговаривает, чтобы коровы зверю казались «пнём-колодой»
- пастух для обхода брал икону и хлеб, с собой их носил; обходил по солнышку три раза
- когда Н.Н. с братом в детстве пасли стадо, они тоже делали обход; дети были подпасками у старого пастуха, он детьми руководил; в обходе дети ходили вместе с пастухом
- после обхода зверь не трогал коров
- в Вербное воскресенье хозяйки выламывают вербушку, сушат ее и во время первого выгона этой вербой гонят коров к пастуху; потом каждая хозяюшка кидала вербушку в реку, чтобы у коровы было молоко
 

Репортаж

36

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: чтобы гнать коровушку, выламывали веточку побольше, а за иконы ставили маленькие веточки
- ТРОИЦА: ломали березовую веточку и втыкали ее в могилку, веточка стояла на могилке до следующего раза, когда придут на могилу, то веточку убирали
- к окнам с наружной стороны ставили березовые веточки (втыкали в щелки); веточки стояли, пока не высохнут, потом их убирали
- из березовой ветки делали «троицкое колечко»; потом, когда у коровушки вымя заболит (или мастит, или «гад клюнет»), то ее доили через это колечко (видеозапись); «троицкое колечко» подставляли по солнышку под каждый сосочек, чтобы через него протекло молоко; после этого корова должна поправиться; «троицкое кольцо» висит на гвоздике над дверью
- березовую веточку прикрепляют в избе над дверью и снраужи перед окном
 

Репортаж

37

Святки, святочки, святые вечерочки

- фрагмент текста
 

Плясовая (?)

38

О календарных обрядах и праздниках:

- СВЯТКИ: святки были с Рождества до Крещенья
- в святки вечерами долго гуляли, ходили «по избушкам», ходили кудеса
- кудеса наряжались: цыганкой, лесорубом, мартышкой, петухом
- наряжались медведем: выворачивали овчинную шубу на левую сторону, надевали шубу на ноги и на руки; медведя приводили на поводке, он плясал, так ходили два парня – они «блажа
?т» (шалят); тот, кто приводил медведя (назвался маскированным), приказывал «медведю» – плясать, встать на две лапы (на передние, на задние); если хозяйка плохо встретит кудесов (заругается), то ей могли на пол натрясти углей и растоптать; угли носили с собой; приходили со своей гармонью и с балалайкой
- кудеса ходили по домам; бесед в их деревне не было, в Скачкове молодежь собирались в клубе
- катали девок и парней на дровнях: выворачивали оглобли у саней и спускали дровни под гору
- двери закрывали: положат к двери дров или поставят дровни
 

Репортаж

39

Святки, святочки, святые вечерочки

- фрагмент текста (1 строка)
- комм.: плясали и припевали
- повтор фрагмента текста 

Плясовая (?)

         

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298