Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 243

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
п. Визьма
23.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

 Исп.: Никанорова Мария Никандровна, 1919 г.р., род. - д. Губа Кукшевского с/с 

01

Рассказ о себе:

- в п. Визьма приехала в 1940 году после окончания педагогического училища, на месте поселка стояло 2 барака и 1 дом
 

Репортаж

02

О воспитании детей:

- раньше рассказывали старинки про Бабушку Ягу
- рассказывали про волка и про других зверей
 

Репортаж

03

<…>
Маслена головушка,
Сахарна бородушка,
Петушок рано встаёт,
Да детям спать не даёт

- фр. текста
- комм.: раньше интересно рассказывали
 

Потешка

04

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Сахарна бородушка,
(напев колыбельной)

- комм.: маленькие дети слушали и засыпали
 

Потешка

05

Баю, ба?юшки, ба?ю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок

- комм.: так «байкали» маленьких детей
 

Колыбельная

06

О свадебном обряде:

- перед свадьбой невеста готовила приданое: полотенца, скатерти, невесте помогали подруги, мать, сестры
- приданое начинали готовить после того, как девушку сосватают
- накануне свадьбы делали девишник, невеста сидела в переднем углу, а возле нее – подружки
- на девишник приглашали женщин, которые пели свадебные песни про жениха и невесту
- невеста вставала и ходила по кругу, пела песню, потом приезжал жених
- после девишника забирали невесту и приданое
- свадьбу сначала гуляли у жениха, потом – у невесты
- невесте все дарят подарки, а она готовит подарки родне жениха
- свекру невеста дарила рубаху, свекрови – платье, кофту, платок
- невеста подарки, которые дарили ей, складывала в сундук
- на свадьбу невесту одевали в светлое платье
- во время девишника у невесты на голове был веночек, который она снимала в конце девишника, потом молодежь веселилась
 

Репортаж

07

Не шей мине, мамонька,
Красный сарафан,
Не входи, родимая.
Попусту в изъян

- фр. текста
- напев
- снач. комм.: пели на свадьбе
 

Поздняя (лит. происхождения)

08

О свадебном обряде:

- когда жених приезжал за невестой, то родители их благословляли иконой
- когда ехали молодые, то им загораживали дорожку, чтобы получить какое-либо угощение
- на свадьбе невеста подметала пол, на котором были разбросаны деньги, ей помогал жених, это делалось для того, чтобы у молодых в доме водились деньги
- на свадьбу пекли каравай, украшенный фигурками, которым угощали всех гостей
 

Репортаж

09

О календарных обрядах:

- в д. Губа праздновали второй Спас – Преображение, приходило много народу, гуляли по улице с гармонями, балалайками
- парни приглашали своих друзей, а девушки – своих подруг
- в округе была Преображенская церковь
- в праздник продавали и раздавали яблоки, т.к. был Яблочный Спас
- с Рождества начинались Святки, делали «вечера»; каждая девушка по очереди устраивала вечер в своём доме, приходили парни с гармонью, плясали «ланчик», «русского»
- «ланчик» могли плясать на 4 или 8 пар
- ходили «кудеса» или «маскированные», наряжались «цыганами», «бабой ягой», могли принести «покойника», с которым заставляли целоваться девушек; покойника отпевал «батюшка»
- приходила «баба яга» в маске, страшная, как-то шутила
- парни подстерегали эту «бабу» и могли вывалять ее в снегу
- приходили посмотреть взрослые, а дети сидели на полатях и смотрели
- могли привести «медведя»
- приносили «поросят»: раздетых маленьких детей приносили в кузове, вываливали на пол, а те визжали, прыгали
- ряженый «медведь» валял девок
- делали «лошадь», которая могла кого-то катать
- раньше молодежь умела придумывать
 

Репортаж

10

Об играх:

- парни могли соревноваться, кто сильнее, перетягивали веревку
- загадывали загадки
 

Репортаж

11

Каледа, каледа,
Зародилась накануне Рождества

- фр. текста
- снач. комм.:пели в Рождество, подходя под окно каждого дома
 

Колядка

12

Каледа, каледа,
Зародилась накануне Рождества
Кто хлеб даёт

- фр. текста
- напев
- комм.: кто подавал, тому желали достатка в доме
- «кто не дарил, тому курица одна»
- могли дать пирогов, сахару
- петь могли дети и взрослые
 

Колядка

13

О календарных обрядах:

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ
- гадали, ходили на кресты слушать, стояли в кругу и говорили какие-то слова, потом нужно было расчертиться, иначе могло быть плохо
- расплавленный воск лили в воду, когда он застывал, получались разные фигурки
- гадали вечером
- как-то гадали с кольцом
МАСЛЕНИЦА
- пекли пироги
- в поле жгли Масленицу, сделанную из соломы
- кричали какие-то слова
- катались на лошадях, лошадей украшали
- в каждый дом приезжали гости
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- мать клала в умывальник серебряные деньги и заставляла детей умываться
- курицам подрезали крылья, корове – хвост, который клали «на место»
ПАСХА
- пекли куличи и пасхи с крестиком
- в церкви давали просвирки
- в Пасху по домам ходил священник с прислужником, пели молитвы, за это их угощали яйцами и пасхой
- в Пасху красили яйца в разные цвета, потом их ели или стукались – чье яйцо крепче, взрослые парни как-то катали яйца
- в яичное заговенье готовили в латке яичницу на молоке
- в Троицу приносили из леса березки и ставили под окна, украшали, ходили на кладбище и поминали покойных
- весной ходили на гору, качались на качелях, пели песни, плясали
- девушки ходили по кругу и пели частушки
 

Репортаж

14

Задушевная подружка,
Веселее запевай,
Про меня сказали – бойкая,
И ты не унывай

- снач. комм.:  во время жатвы женщины пели частушки не так как под пляску, а более продолжительно, протяжно
 

Частушка

15

Ягодиночку любила,
Да и он миня любил,
Платочик – синие каёмочки
На паметь подарил
 

Частушка

16

Платочик – синие каёмочки,
Тони, не утони,
Милаша – серые глазёночки,
Люби – не обмани
 

Частушка

17

О календарных обрядах:

- домой приносили сноп, и он долго там стоял
- околачивали сноп ячменя, а зернышки хранили в мешочке дома, потом эти зернышки высевали отдельно и следующие зерна снова хранили в доме; так делали, чтобы хорошо жилось
- из первой, свежей ржи варили кашу, ее ели с ягодами
- когда домой несли последний сноп, то в него втыкали серп, а потом вынимали; вместе со снопом приносили березовый веник
 

Репортаж

18

Баю, ба?юшки, ба?ю,
Не ложися на краю,
Придёт серенький волчок,
Тебя схватит за бочок

- снач. комм.: пели песни, чтобы ребенка успокоить
- до 10 лет нянчила чужих детей, т.о. зарабатывала
- комм.: детей качали в люльке, сделанной из дранки; березовая дранка даёт ребенку здоровье
 

Колыбельная

19

Ты, сорока-белобока,
Научи миня летать,
Не высоко, не далёко,
Штобы мамочка видать

- комм.: дети постарше сами повторяют
 

Частушка

20

Сорока-ворона
Кашу варила
По чашкам ложила
Кому ложка,
Кому две

- текст
 

Пестушка

21

Ты, сорока-белобока,
Научи миня летать,
Не высоко, не далёко,
Штобы мамочка видать

- текст
 

Частушка

22

Сорока
Кашу варила,
Своих деток кормила,
Одному ложку

- текст
 

Пестушка

23

Дождик, лей, дождик, лей,
На меня и на людей,
Штобы травка росла,
Штобы я выросла

- комм.: дети кричали и становились под дождь
 

Закличка на дождь

24

Радуга, дуга,
Давай дождя,
Штобы рожка росла,
Штобы травка росла

- текст
 

Закличка на радугу

25

Светит солнышко в окошко,
Прямо в нашу комнатку,
Мы захлопаем в лвдошки,
Очень рады солнышку

- текст
- комм.: такую песню пели в детстве
 

Детская песня (лит. происхождения)

26

О лечении:

- в детстве, когда болели, мать отправляла в лес за земляникой и велела «печь пирожки» – заворачивать ягоды в березовые листочки и есть
- березовые листья очень целебные
 

Репортаж

27

О свадебном обряде:

- мать и ее подруга знали причеты и ходили на девишники причитать, знали и пели свадебные песни

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Визьменский с/с
д. Перхлойда
23.08.2005.

Зап. Самойлова Е. В.

Исп.: Комлева Анна Никифоровна, 1922 г.р., род. - д. Глебово Визьменского с/с 

28

О названиях сторон деревни:

- один край назывался «выползень», т. к. находился в низине
 

Репортаж

29

О календарных обрядах:

- праздновали Крещенье, но не широко, женщины собирались вместе, пили брагу
- первой жать начинали рожь, потом дергали лен
- последним дожинали овес; каждая хозяйка приносила домой последний овсяный сноп, его ставили в передний угол под иконы и втыкали «ц
?ерпики» (серпы)
- в какой-то день этот сноп скармливали скотине
- если опоздали с жатвой ржи, то снопы ставили не в суслоны, а по-другому
- из ржаной муки варили «загусту» – кашу на воде и с чем-нибудь хлебали, муку заливали водой и ждали, когда она разопреет
 

Репортаж

30

Ягодиночку забрели
Не весной, а осенью,
Заросли пути-дороженьки
Зеленой озимью

- текст
- снач. комм.: во время жатвы женщины пели песни, слышно было далеко
- комм.: пели протяжно
 

Частушка

31

Ягодиночку забрели
Не весной, а осенью,
Заросли пути-дороженьки
Зеленой озимью
(напев жнивной)
 

Частушка

32

Задушевная подруга,
Ты моя, и я твоя,
Время скучное такое,
Знаешь ты, и знаю я
 

Частушка

33

Сяду я на стул дубовой
И товарку посажу,
Сяди, милая товарочка,
Всё горе расскажу
 

Частушка

34

О календарных обрядах:

- раньше в праздники пели длинные песни: «В том саду при долине», «По Дону гуляет»,  «Бывало, вспашешь пашенку»
-  в пивные праздники парни ходили по деревне с гармонью, а следом – девушки, пели коротенькие песни
 

Репортаж

 

35

На дорогу выходила,
Снегу белово брала,
В ту сторонушку смотрела,
Друга милово ждала
 

Частушка

36

Как у нашово окна
Березка уродилася,
Нещесливая у вас,
Родители, родилася

- комм.: под пляску пели также
 

Частушка

37

О сельскохозяйственных работах:

- когда женщины прибирали луга или колотили землю, то во время отдыха молодые девушки играли в лапту или плясали «под язык»
 

Репортаж

38

О календарных обрядах:

ПРАЗДНИКИ
- на пивные праздники варили пиво, гнали самогон, родственники ходили в гости
- пивные праздники: Кузьмы, Кирики, Пречистая, Казанская, Хролы, Иванов день, Купальница, Кирилова година – в разных деревнях
- на праздники каждый хозяин варил свое пиво
- по деревне ходили с гармонью, пели, могли поплясать и подраться
ПАСХА
- играли в карты на яйца
- пекли пироги
- ходили за 10 километров в церковь
- сестра видела, как в Пасху солнце «радуется»
ТРОИЦА
- раньше на Троицу приходил священник и освящал скотину, коров и лошадей
- для молебна на лужок приносили березки, кадушки с водой и столик
- к окнам домов ставили березки
- мужики катали яйца по лоткам или играли на яйца в карты
- яйца катали на Троицу, в Егория, в Вознесение
- заговенье не праздновали, но старались не работать до обеда, так же, как и в Троицу
- весной парни и девушки по вечерам ходили в рощу
- в Великий четверг не работали
- в какой-то день обрезали коровам хвосты
- в Масленицу жгли костер
 

Репортаж

39

О свадебном обряде:

- сама не застала девишники, они были раньше
- сватать ходили знакомые жениха
 

Репортаж

40

О детских играх:

- играли в лапту, в «пороха»: бросали мяч на крышу, а потом ловили, играли в «цы?бы»
- палкой или доской гоняли по деревне «колесо», отпиленное от круглого бревна
 

Репортаж

41

А, мы просо сеяли, сеяли

- фр. текста
- комм.: играли, ходили «партия на партию»
 

Хороводная игра

42

А мы просо сеяли, сеяли,
А мы просо вытопцем, вытопцем,
А как же вы вытопцете, вытопцете,
А мы коней выпустим, выпустим

- фр. текста
- комм.: как-то выбирали девушку
- на беседы приходили парни и девушки из д. Перхлойда, их называли «косые перходяна»
- «просо сеяли, сеяли» играли вечерами, но не на беседе
 

Хороводная игра

43

А мы просо сеяли, сеяли,
А мы просо вытопцем, вытопцем,

- фр. текста
- напев
 

Хороводная игра

44

О календарных обрядах:

- на беседах плясали «ланчика» на много пар
- была какая-то игра, когда парень вызывал девушку или наоборот
- зимой были беседы, на которые приходили с прялками, а в другое время просто собирались, без прялок, не собирались только во время сенокоса, т.к. вставать нужно было рано утром
- летом собирались в пустой избе, парни приносили балалайку или гармонь
 

Репортаж

45

Записалися в колхоз,
Головушка не заболит,
Не на дворе, не во хлевве
Коровушка не замычит

- комм.: до колхозов скотины было много
 

Частушка

46

О пастушеских обрядах:

- коров мог пасти пастух или сами хозяева по очереди
- пастух играл на барабане – дощечка на веревочке ,по которой ударяли палочками
- некоторые пастухи пасли с обходом, тогда волки и медведи коров как будто не видели и не трогали
- обход давали какие-то старички или старушки
- если у пастуха был обход, то ему нельзя было сломать ни дерева, ни травинки
- один пастух нарушил обход, и 7 коров потерялись, оказались на островке в озере
- когда пастуха не было, то хозяева сами барабанили в барабан
 

Репортаж

47

О скотоводческих обрядах:

- хозяева обходили свою скотину, сама ходила с отцом, он дал ей косу «горбушу», а сам опоясался ремнем, заткнул за него топор, взял решето, в котором стояла иконка, святая вода и веничек; вместе трижды обошли все постройки, потом отец перекрестил и окропил святой водой двор, после этого выпустил всю скотину и тоже окропил и дал всем по кусочку пирога; сама шла следом за отцом и тащила косу так, чтобы конец царапал по земле; после этого топор отец воткнул в косяк, косу повесил на двор
- так делали в день Егория милостливого
 

Репортаж

48

О представлениях и верованиях:

- от людей слышала, что есть какой-то хозяин в доме
- однажды сама пошла давать овцам сена и увидела, что на колоде для пойла сидит какая-то женщина с распущенными волосами, когда зашла снова через некоторое время, то никого уже не было
- домовые хозяева хорошие, созданы Богом
- если переезжать в другой дом, то нужно звать с собой хозяина с хозяйкой, иначе они обидятся
 

Репортаж

49

Хозяин-батюшко,
Хозяюшка-матушка,
Хозяйские малые детушки,
Спасите милых животов

- комм.: так нужно говорить, когда выгоняешь скотину в поле
- в доме, на дворе и в бане один хозяин
- в овине те же хозяева
 

Приговор

50

О воспитании детей:

- раньше маленьких детей качали в зыбке, сделанной из сосновой дранки; зыбку весили на гибкую жердинку, один конец которой был вставлен в кольцо, вколоченное в потолок
- когда детей в зыбке качали, то пели, «б
а?йкали»
- у самой сын ночью спал спокойно вместе с матерью около груди
 

Репортаж

51

О представлениях и верованиях:

- когда был сильный град, мать выбрасывала на улицу сковороду
- когда шли в лес, то вперед бросали корзинки и смотрели: если упадет кверху дном, то ничего не наберешь, если на дно станет – наберешь целую, а если набок – половину корзины
 

Репортаж

52

А-у-у-у-у. А-у-у-у

- снач. комм.: в лесу аукались
- за груздями нужно было ходить далеко, поэтому брали теоегу, на которой возили снопы и ездили всей деревней, для того чтобы знать, куда выходить из леса к телеге, стукали по ней палкой, и всем было слышно
- комм.: аукались протяжным голосом
 

Ауканье

53

Ми-иля, Ми-иля

- повтор
 

Закликание коровы

54

Ципы-ципы-ципы, мали-мали
 

Закликание кур

55

Мали-мали-мали

- комм.: так звали овец
 

Закликание овец

56

Ципы-ципы-ципы

- повтор
 

Закликание кур

57

Мали-мали-мали
 

Закликание овец

58

О похоронно-поминальных обрядах:

- отмечают урочные дни – годовщину смерти
отмечают «девет
?ны» – 9 день, «полусороц?ны» – 20 дней и «сороцины»
- на 9 день ходят на кладбище, а на обратном пути некуда не заходят, потому что «идёшь с родителем», собирают стол и приглашают всех жителей, кто захочет – придёт и помянет, можно выпить
- самой однажды приснился умерший муж, как будто он стоит над кроватью и говорит «ты и я», но одежда на нем была не та, в которой его похоронили, при этом слышались звуки; на вопрос о том, кто еще с ним, муж ответил: «станёшь – увидишь», когда сама поднялась с кровати, то никого не было
- покойный, может быть, приходит и не один, а с другими умершими родственниками
- умершие – святые, праведные, когда на поминках оказалась женщина с месячными, то душа умершей не смогла зайти в дом, прошла через окно, все видели, как в безветренную погоду на черемухе гнулись ветки; а потом, когда все пошли провожать покойную, по дороге пробежал вихрь, а маленький мальчик сказал, что это тетя Шура идет, потом вихрь перебежал на ту сторону дороги, по которой шел сын покойной с иконой
- покойные вихрем приходят и уходят
- покойного провожают до того места, где сжигали стружки от гроба в день похорон
- покойники могут приходить в полдень и в полночь
- накануне 40 дня после смерти мужа приходили посидеть женщины, но рано ушли, а сама легла спать до полуночи, но уснуть не могла и слышала, как стучала палка, сначала по полу, а потом по дорожке возле дома, это было в начале первого; так муж дал «приметку»
- когда человек умер, то с ним сидят до утра
- с покойным положено сидеть все время, сидят родственники или те кто пришел по своей воле
- покойного кладут на лавку в передний угол головой вдоль половиц
- когда человек умирает, то ставят рядом с ним чашку с водой, в которой душа моется после того, как покинет тело, сама видела, как сразу после смерти вода в чашке всколыхнулась
- покойный в доме лежит 2 или 3 ночи
- хоронит покойного положено на третий день
- в передний угол ставят зажженные свечи
- раньше старушки обходили гроб с покойным и окуривали его вересом
- раньше в гроб бросали листья от веников, подушку тоже набивали этими листьями
- подушку шили швом «вперед иголкой», и узелки вязать нельзя
- прутья, оставшиеся от веников сжигали вместе со стружкой от гроба, те, кто боялся покойника, перепрыгивали этот костерок
- когда покойного увозили на лошади, то нужно было посмотреть сзади под ноги лошади, это делали, чтобы не бояться покойного
- когда сжигали стружки, то смотрели, если дым от костра шел в сторону деревни, то скоро будет еще покойник
- после того, как покойного вынесут из дома, то кто-то остается накрывать стол и прибирать дом, при этом нужно перевернуть стулья и лавки вверх ногами и вымыть пол
- перед тем, как опускать гроб, в могилу бросают деньги – мелкие медные монеты
- когда покойный лежит в доме, то все приходящие кладут деньги на тарелку, на которые потом покойного отпевают в церкви и покупают свечи
- медяки в могилу бросают для того, чтобы выкупить могилу у «земельки-матушки»
- если кто-то боится покойного, то бросают в могилу горсти земли
- свежую могилу, и вокруг нее кропят святой водой
- гроб опускают в могилу на веревках, а веревки уносят домой, раньше гроб опускали на полотенцах, которые потом тоже бросали в могилу
- крест на могиле ставят сразу же
- по возвращении с кладбища ходят в баню или умываются около дома
- накануне урочных дней топят баню для покойного, в этот же день моются те, кто обмывал покойного и родственники
- до 40 дня в бане для покойного лежит чистое белье
- покойного в баню зовут причетом
- причеты знает Павлова Мария Ивановна, умеет встречать покойного в 40 день
- на все случаи разные причеты, когда покойного кладут на лавку – свои причеты, когда кладут в могилу – свои, в причетах можно передавать какие-то наказы
- в 40 день на могиле причитают – приглашают покойного, а дома с причетом встречают
- для покойного за поминальным столом оставляют место, ставят стопку вина, закуску, оставляют до 40 дня
- последнее блюдо на поминках – оладьи, а блины не подают
- обязательное блюдо за поминальным столом – кутья, раньше ее делали из распаренной пшеницы, а теперь – из риса
- другое обязательное блюдо - кисель
- проводить покойного в 40 день нужно до обеда, после обеда он уходит сам
- когда провожают покойного в 40 день, то на обратном пути поминают на улице – выносят стол
- когда человек умирает, остается душа, но какая жизнь на том свете – не знает никто
- во сне приснился муж в незнакомом месте, в рабочей одежде, сидящий по грудь в земле
- мертвый человек все видит и слышит 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298