Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 24 >>> Вытегорский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 253

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская обл.,
Вытегорский р-н,
Андозерский с/п.
Волоков Мост
21.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.

 
Исп.: Орешкина Зоя Ивановна, 1934 г.р.,  род. в д. Пахомово Рубежского с/с
 

01

О представлениях, верованиях:

- жена долго тосковала по умершему мужу, муж часто снился ей, потом старушка ей сказала, что нельзя тосковать, потому что так можно умереть самой
- во сне приснилось, что умерший муж ведет ее с собой, а она во сне одумалась и не пошла с ним, сказала ему: «Иди своей дорогой»
 

Репортаж

02

О похоронно-поминальных обрядах:

- сначала ставят деревянный крест, потом – памятник
- сейчас в день рождения умершего человека собираются, могут на кладбище ездить
- настоящая родительская «поминка» в субботу перед Троицей, много народу ходит и в Троицу; на кладбище несут березовые веточки; когда приходят на кладбище и уходят с кладбища, по могилке (кругом) машут носовым платочком или веточкой; когда уходят с могилы, говорят: «Давай оставайся»; машут по могиле три раза (круговое движение по солнышку)
- в Троицу на кладбище носят крашеные яички (красят березовыми листиками с марганцовкой), крупу (добавляет в крупу ложечку чаю), конфеты; все это сыплют между могилами, когда уходят с кладбища; сейчас еду оставляют на столе; так делают, чтобы птички поминали; считается, что в виде птички может прилетать человеческая душенька
- на могилку крошат еду «для покойника», могут вылить стопку вина или водки
- летом в 40-й день могилу обкладывали дерном; крест на могилу ставили сразу
 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

- ПАСХА, ТРОИЦА: яйца красили в чугунке с березовыми листьями и луковой шелухой
- ПАСХА: дети радовались крашеному яичку
- Пасхе очень радовались, ждали ее; человеку говорят: «Ждали тебя, как Христова дня» (пословица)
- к Пасхе берегли муку, зерно; дети сами мололи на жернове муку, потом мама высевала муку в решете; покрупнее муку - «высевки» - оставляли для похлебки; более мелкую муку оставляла для «колобов»;
- делали овсяное толокно: в печке парили овес с водой, солили, потом сушили; потом дети мололи; делали отруби (для скотины), толокно (дети ели с молоком)
- из толокна пекли пироги; замешивали на масле толокно; из теста «ск
?ли ск?анцы», в середину клали толокно, потом защипывали и «пряжили» в масле (жарили на сковороде)
- в Пасху детям могли давать по шесть яиц, дети бегали с яичками по деревне, считали яички, хвастались, у кого больше, бились яичками и выбивали (у кого яичко разобьют, тот должен был отдать)
 

Репортаж

04

О детском воспитании:

- раньше дети много гуляли на улице, катались с гор
- зимой дети ходили в валенках, в фуфайке
- брат в 11 лет уже боронил, работал в колхозе
- раньше старшие дети нянчили младших
- были зыбки; в кольцо вставляли березовую жердь (оцап), к ней была привязана зыбка, зыбку завешивали пологом; качали и пели песни
 

Репортаж

05

Баюшки-баю,
Отец ушёл за рыбою,
Матушка коров доить,
Дедко воду кипятить.

- текст
- проба напева
- комм.: приговаривала внукам: «Заюшки, спите, спите»
 

Колыбельная

06

Бай, бай, бай,
Иди, Бука, на сарай.
На сарае тукац
?,
Буке некуда лягц
?и.
 

Колыбельная

07

О детском воспитании:

- с рождения и до тех пор, пока не прорежутся зубки, в зыбку клали ножницы
 

Репортаж

08

Сорока-ворона
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей кликала,
Гостей не видать,
Кому кашку розд
?ать?

- снач. комм.: играли с ручкой
- текст
- комм.: перечисляют имена родственников
- продолжение текста

А ты, мышка-коротышка,
По полю ходила,
Ницё не делала,
Тиб
?е пень, колода,
Косая огорода.

- комм.: в конце щекотали подмышкой
 

Детская пестушка

09

Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки,
- Что ели? – Кашку,
- Что пили? – Бражку.
Скок на головушку
Орешки клевать.

- снач. комм.: хлопали ручками ребенка
 

Детская пестушка

10

О лечении:

- новорожденного ребенка мыли сначала  в доме в деревянном корыте, потом мыли в бане
- старухи новорожденным заговаривали грыжу ( мальчикам обязательно)
- боялись сглаза
- мать «одумала» ребенка: увидела, что идет старуха с «худым» глазом, испугалась и спрятала от нее ребенка; после этого ребенок стал все время кричать; позвали бабушку, она что-то пошептала, велела четыре дня подряд топить баню, старушка мыла ребенка в бане четыре дня, что-то говорила; после этого ребенок стал спать
- «одумать» - значит испугаться за ребенка; мать не должна пугаться за ребенка и думать, что с ним может случиться что-нибудь плохое
- после того, как ребенка бабушка заговорила от сглаза, больше старуха не могла его сглазить
- ребенку от сглаза помогает крестик, помогает, если помазать за ухом сажей от печки
 

Репортаж

11

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: скотине обрезают хвост, трут солью место между рогами, во дворе в четыре угла кладут хлеб и копеечки для хозяев двора
 

Репортаж

12

Хозяин-батюшко,
С хозяйкой-матушкой,
С малыми детушками,
Гости при
?ежжие,
Вот я вам принесла подарочки,
Берегите, стерегите мою скотинушку
В тёмных лесах,
В зелёных лугах,
В реках глубоких,
От лютово зверя,
От лихово человека,
От змея жгучево.

- текст
- комм.: говорят в Великий четверг
 

Приговор в Великий четверг

13

Вот я вам принесла,
Хозяин-батюшко,
Хозяйка-матушка,
Малые детушки,
Гости приезжие,
Вот я вам привезла д
?енешок,
Купите гостинца.

- снач. комм.: когда в лес идешь, надо под кустик бросить денежек
- текст
- комм.: вместо денежек можно положить под кустик конфеты, хлеб; это делают для того, чтобы хозяин («лесовые») показал ягодки и не напугал в лесу
 

Приговор при входе в лес

14

О том, как девочка с мальчиком пошла в лес, сказала, что сходит «недолочко», а сама заблудилась; бабушка ходила на росстани, «выручала» их; в лесу хохотало, матюгалось, началась гроза, дети не могли выйти из леса; потом мальчик вспомнил, что надо креститься, дети стали креститься, молиться, хохот кончился, и дети услышали голос своей бабушки; когда уходите из дома, нельзя говорить слово «недолго»;
- когда своих внуков отправляет, говорит «Подите с Богом»
 

Быличка

15

О скотоводческих обрядах:

- у пастуха есть «отпуск», он куда-то кладет его; «отпуска» бывают связаны с разными запретами – не бриться все лето, или не есть ягод
 

Репортаж

16

О представлениях, верованиях:

- в лес или в другое место надо уходить благословясь, надо говорить: «Господи, благослови»
- была молитва «Сон Богородицы» (упоминание слов «Встану благословясь, пойду перекрестясь»), Зою Ивановну ей научила бабушка в больнице
 

Репортаж

17

Хозяин-батюшко,
Хозяйка-матушка,
Малые детушки,
Гости приежжие,
Помогите мин
? ягодок набрать,
Да и не напугайте миня.

- снач. комм.: когда идут в лес, несут хозяевам гостинец и говорят
- текст
- комм.: надо перекреститься три раза 

Приговор при входе в лес

 

 

 

18

Мойтесь, хозяин-батюшко,
Хозяйка-матушка,
Малые детушки,
И гости приежжие, <…>
Мойтесь первые.

- снач. комм.: в бане тоже есть хозяин; когда сделают новую баню, то говорят
- текст
- комм.: когда первый раз истопят баню, то так говорят перед тем, как мыться самим
- повтор текста
- комм.: когда «скроют» трубу, баню вымоют, приглашают «хозяев» помыться первыми: «Мойтесь, идите, первые мойтесь вы»
 

Приговор в новой бане

19

Хозяин-батюшко,
Хозяйка-матушка,
Извините на холодную воду,
Воды у меня нет,
Вото идите к соседям,
За водичкой сбегайте.

- снач. комм.: когда не было холодной воды, то З.И. говорила «хозяину» бани
- текст
 

Приговор в бане

20

Ну, хозяин, хозяюшка,
Я намыласе,
Спасибо вам,
Помогли хоть мне.
<>
Мойтеся,
Если у вас кто не м˜лсы дак,
Мойтесь.

- снач. комм.: после мытья
- текст
- комм.: когда пойдет из бани, то говорит
 

Приговор в бане после мытья

21

Помогите вы мин
Баню-то стопить,
Хоть сами помоетесь.

- текст
 

Приговор в бане

22

О представлениях, верованиях:

- когда в лесу заблудилась в детстве, то было слышно, что высоко на дереве кто-то есть; в лесу везде казались железные решетки
- лесовой «не щадит никого»
- считается, что лесовой не любит пьяных
 

Репортаж

23

О календарных обрядах и праздниках:

- ТРОИЦА: в троицкую субботу ставят за икону троицкую березку (веточку), стоит год до следующей Троицы
 

Репортаж

24

О скотоводческих обрядах:

- ПЕРВЫЙ ВЫГОН: первый раз скотину к пастуху гнали вербушкой
- в Егорий холодно выгонять, только давали корове побегать только у крылечка
- пастух сам назначал день первого выгона, в мае, когда тепло станет
- когда хозяйка скотину выгонит, то вербушку ставила во хлев, и выгоняла ей потом до тех пор, пока она не сломается
 

Репортаж

25

Тибе – вичка,
Мне – яичко,
Тибе – вичка,
Мне – яичко,

- текст
- комм.: говорили три раза; вербушкой хлестали каждую курочку
- повтор текста
- комм.: курочка «похл
?естана»
 

Приговор в Вербное воскресенье

26

О календарных обрядах и праздниках:

- ЕГОРИЙ (?): дети бегали с колоколами, что-то приговаривали
 

Репортаж

27

На? поле пень –
До Христова дни день,
Н
? поле бочка –
Христовская ночка,
Н
? поле колода –
До Христова дни полгода,
На
? поле
?а поле кот –
До Христова дни год.]

- текст
- комм.: маленькие ребятишки выбегали на улицу, кричали в субботу перед Пасхой (не помнит точно когда); мама рассказывала, как было в ее детстве
- повтор текста
- комм.: дети припевали, кричали

 

Припевка в Пасху (+)

Вытегорский р-н,
Алмозерский с/с
п. Волоков Мост
21.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.

 
Исп.: Агеева Мария Павловна, 1915 г.р., род. в д. Николаевское
 

28

О календарных праздниках и обрядах:

- праздновали, Николу, Троицу
- собирались компанией, встречали лето (когда не помнит, возможно, 1-го мая); делали яичницу, вино пили
 

Репортаж

29

О скотоводческих обрядах:

- ЕГОРИЙ: скотинку выводили на улицу, поп святил ее святой водой
- обходили коров с иконой, когда выпускали
 

Репортаж

30

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: у коровушек подстригали хвостики; остриженную шерстку клали во двор на полочку, наверное, для того, чтобы скотинка возвращалась домой
- считается, что во дворе есть хозяин
- ПАСХА: пекли паски, паску берегли на угловом столике «перед Господом Богом», пока Пасха не кончится; когда Паха кончится (?), паску кушали
- красили яички, ставили на стол; яички дарили, часть яичек хранили «до конца Пасхи»
- дети «бились» яичками
 

Репортаж

31

О свадебном обряде:

- замуж выходила самоходкой, т.к. сама и жених были бедными, из больших семей

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Алмозерский с/с
п. Волоков Мост
21.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Зубакина Н.В.

 
Исп.: Ильина Валентина Александровна, 1928 г.р.,

род. в д. Матенжа Анхимовского с/с (сейчас нет)

 

32

О полевых обрядах:

- первый снопик приносили в дом, ставили в угол; первый снопик был ржаной
- с 13 лет работала в колхозе, с 16 лет ушла в лес на лесозаготовки
- первый сноп стоял на лавке в переднем углу; потом его в какой-то день отдавали скотине
- «ОТЖИНАХА»: когда все сожнут, то в колхозе делали праздник, гуляли всем колхозом, собирались в правлении; забивали скотину, делали суп, тушонку
- во время первой грозы «переве
?ртывались» на улице, чтобы спина не болела
- жать начинали с Ильина дня
 

Репортаж

33

Хозяин и хозяюшка, розрешите.

- снач. комм.: когда заходишь в новый дом, надо попроситься у хозяев
- текст
- комм.: так говорили, чтобы жилось хорошо; в первую очередь в новый дом хозяин заносит хлеб-соль
 

Приговор при входе в новый дом

34

Хозяин да хозяюшка,
Кормите мою милую скотинушку,
На ленивую хозяйку не надейтесь.

- снач. комм.: когда приводят во двор новую скотину, у хозяина и хозяюшки просят, чтобы они «кормили да поили» скотинушку
- текст
- комм.: скотинушке дают хлеб
 

Приговор при покупке новой скотины

35

О календарных обрядах и праздниках:

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: приносили вербушку
- ТРОИЦА: перед Троицей приносили березки, клали к «боженькам» (иконам), втыкали к двери
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: вербушку клали к «боженькам» (иконам), хлестали вербушкой курочек
 

Репортаж

36

О престольных праздниках:

- в д. Матенжа был праздник «Кочаны» (11 августа)
- в Алмозере – Ильин день (2 августа)
- на праздники приезжали гости из других деревень; гуляли; варили пиво в бочонках; пиво варили из дрожжей и сухарей
- жители деревень: сп
?ровцы, анхимовцы
- Введеньев день (4 декабря), была часовня
 

Репортаж

37

О календарных обрядах и праздниках:

- КРЕЩЕНЬЕ: был «йордан» (яма с водой), в ней купались; бросали деньги (?), брали святую воду; купались голыми, кто захочет
- СВЯТКИ: ходили «окрутники», «маскированы»; заходили в каждый дом, пели частушки, им давали конфет, печенья
 

Репортаж

38

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойника мыли, одевали, клали в гроб
- раньше могли сами для себя сделать гроб заранее, он стоял на вышке (чердак)
- хоронят на третий день
- поминальные дни: 9-й, 40-й, полугодие, годовщина; ездят на кладбище, поминают, после кладбища в доме накрывают стол

 

Репортаж

Вытегорский р-н,
Кемский с/с
п. Мирный
22.08.2006

 

Зап.: Кулев А.В.,
Кулева С.Р.,
Фокина М.Р.

 
Исп.: Кулев Василий Кириллович, 1933 г.р., род. в д. Корбозеро Низовского с/с

(кирилловская гармонь 21х12)

 

39

Русского («потихоньку»)

- комм.: под «Русского» пляшут; кто часто «ногам работает», тому играют «почаще», кто «редко» (пожилые старушки), тому играют «пореже»
 

Наигрыш на гармони

40

Об исполнении на гармони:

- о «голосах» гармони: голоса «потоньше», «погрубее»; во время пляски гармонист может переходить с одних «голосов» на другие – перебирает «голоса»
 

Репортаж

41

Показ перехода с «грубых» голосов на «тонкие»

- комм.: для перехода опускает руку «вниз»
 

Наигрыш на гармони

42

Показ «переброса» из «грубых» голосов на «тонкие»

- снач. комм.: можно без перехода «переброситься»
 

Наигрыш на гармони

43

Об обучении игре на гармони:

- играет на гармони с 15 лет
- научился играть сам, слушал, как играют другие, и потом подбирал по слуху
 

Репортаж

44

Цыганочка

- комм. о том, как заканчивать наигрыш
 

Наигрыш на гармони

45

Русского

- проба показа окончания наигрыша
 

Наигрыш на гармони

46

О престольных праздниках:

- на большой деревенский праздник собирались парни из разных деревень
-  гармонисты шли с «бригадой»
 

Репортаж

47

Под драку
 

Наигрыш на гармони

48

О драках, деревенских гуляниях:

- когда два гармонист встретятся, то «шшолнутся» («сойдутся») гармонями, потом начиналась драка – дрались батогом, гирей, кастетом
- на празднике могло быть до десяти гармоней; девки ходили по деревне с гармонистом, пели песни
- девкам играли «под песни» по деревне почти так же, как и парням
- гармонист мог остановиться, девки и парни начинали плясать 

Репортаж

         

Конец записи
Сост.: Кулева С.Р.

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298