Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 19 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 234

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298

 

 

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Бечевинка
16.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Иванова Александра Васильевна, 1932 г.р., род. – д. Остюнино Бечевинского с\с 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

- до 40 дня покойник ходит домой, ему оставляли выпивку и закуску
- за поминальным столом покойному оставляют место, кладут приборы
- на поминки обязательно варят кисель
- первое блюдо – суп, обязательно пекут блины
- поминают покойника на 9, 20, 40 день, полгода и год
- обязательно поминают в Троицу
- в 40 день ходят на кладбище, на могилке поминают
- на кладбище покойного приглашают домой, дома встречают и заводят домой, в полдень провожают, выпивку и закуску, оставленную для покойного выливают на дорогу и кланяются
- до 40 дня приходит душа покойного
- до 40 дня душа в раю, а потом уходит в могилу к покойному

 

Репортаж

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Гридино
17.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Васильев Александр Анатольевич, 1930г.р., род. - д. Курягино Зарецкого с\с
Мигунова Валентина Николаевна, 1931 г.р., род. - х. Другово Бечевинского с\с
 

02

О календарных обрядах:

- праздновали Троицу, Покров, Успенье, Спасов день
- на Троицу гулять ходили в д. Бечевинка
- ходили по деревне, пели, плясали под гармонь
- девушки по деревне ходили держась под руки
 

Репортаж

03

А, задушевные товарищи,
Здорово живет
е,
А с нашим девкам не гуляете,
Ково же любите

- текст
(Васильев)
 

Частушка

04

А, задушевные товарищи,
Здорово живете,
А с нашим девкам не гуляете,
Ково же любите

- интонируемый текст
 (Васильев)
 

 

05

Мама венички ломала,
Я земляночку брала,
Кинарейка песни пела,
Я у ней переняла

- текст
(Васильев)
 

Частушка

06

О календарных обрядах:

ДРАКИ

- парни по праздникам дрались с парнями из Агашинского сельского совета
- агашинские иногда приходили с ружьями
- парни дрались «тросками», сделанными из железных прутьев
- длинна «троски» составляла около метра, один конец её был загнут, чтобы удобно было держать рукой
- в драке были атаманы – самые сильные и крепкие
- если во время драки свои побежали, то атаман мог их остановить и побить за трусость
- в Агашинском с\с атаманом был Алексей Козлов
- одному парню во время драки ударили по голове кирпичом, и он после этого умер
- участковый милиционер, разгоняя драку, случайно застрелил двоих человек
- перед началом драки противники старались друг друга разозлить или обидеть, могли петь придирчивые (обидные) частушки
- парни «хоркали» – издавали ртом неприличные звуки
- когда партия шла по деревне с гармонистом, то вперед выбегал один парень и плясал, а остальные пели хулиганские частушки
- чужих парней из своей деревни старались выгнать, тем и заканчивалась драка
- в Зарецком с\с атаманом был Д. Якунов, который ходил с топором
- перед дракой гармонист играл особую игру «на розвал», «во всю гармонью»
ПРАЗДНИКИ
- до Троицы березу не ломали
- на Троицу резали барана, делали брагу, самогон, варили пиво
- пиво варил каждый хозяин
- в праздник блюда выставлялись на стол в определенном порядке: щи, потом суп, жаренину из разных круп, затем пироги с морковью, оладьи, блины, последним блюдом обязательно был кисель
- пиво к столу подавали литровыми кружками или в ковше
- в колхозный праздник варили общее пиво
- жаренину делали из помолотой на ручном жернове крупы, перед тем, как подавать на стол клали в нее сливочное масло
- на Троицу и на Покров обязательно пекли рыбные пироги, на стол подавали целиком, рыбу из пирога ели вилками
- через неделю после Троицы было Заговенье, в этот день бились яйцами
- на большие праздники мужики уезжали на берег ручья и тайно варили самогон
- в Заговенье мужики яйцами бились, а женщины катали, выбивая маленьким резиновым мячиком в избе; мужчины тоже могли яйца катать
- в Заговенье не пили
- после Троицы нельзя ничего делать на земле – грех
СВЯТКИ
- с 7 по 19 января ходили «кудесам», заходили в дома
 

Репортаж

07

Каляда, кадяда,
Зарождалясь каляда
Накануне Рождества,
И пошла каледа
По святым дворам,
Што Антонов двор
На семи столбаф
На восьми верстаф
Если даст пёрога –
Полный двор живота
А кто не даст пёрога,
Тому чёрт в ворота

- снач. комм.: вечером накануне Рождества девушки под окнами пели каледу, хозяева за это угощали пирогами
- комм: хозяева одаривали пирогами, если кто-то не угощал, ему желали «чёрта в ворота»
(Васильев)
 

Колядка

08

О календарных обрядах:

- в Святки ходили «кудеса», одевались в старую, рваную одежду, закрывали лица платком и приходили в дома
 

Репортаж

09

Под пляску

- комм.: кудеса приходили в дом и плясали под такую игру, при этом пели частушки, но старались изменить голос, чтобы не быть узнанными
(Мигунова)
 

Наигрыш под язык

10

О календарных обрядах:

СВЯТКИ
- кудеса могли нарядиться «лошадью», два человека надевали полог, передний брал в руки сноп, изображавший лошадиную голову, а задний лягал ногами
- делали «гуся»: швейку брали вместо клюва, «гусь» приходил в дом стучал «клювом» об пол, мог клевать девушек
- зимой делали беседы, на которые собиралась молодежь со всей округи
 

Репортаж

11

У Платоши на беседе
Было покущеньицо,
Валились девки вверх ногами,
Было погаленьицо

- текст
- комм.: такую частушку сочинили, когда во время беседы в доме провалился пол
 

Частушка

12

Ездил Ваня, похвалялся;
Я давно с полей убрался,
Пришли бабы молотить,
С овинов нечево валить

- текст
- комм.: сочинили частушку про нерадивого председателя колхоза
 

Частушка

13

Платоша скопишшо пускала,
Было нарушеньицо,
Валились девки вверх ногам,
Было погаленьицо

- текст
 

Частушка

14

Мы к деревенке подходим,
Телеграмму подаём,
Убирайте бабы девок,
Нет, дак всех их уведём

- интонируемый текст
 

Частушка

15

Задушевные товаришши,
Здорово живите,
С нашим девкам не гуляеете,
Ково жо любите

- интонируемый текст
- снач. комм.: во время пляски «ланчик», парни кружили девок и пели частушки
- комм.: каждый парень крутил всех девушек поочереди
 

Частушка

16

О календарных обрядах:

МАСЛЕНИЦА
- в Масленицу вечером катались на санках и на лыжах с горы
- молодежь из каждого дома приносили дрова и старые веники и вечером разжигали костер, вокруг которого бегали, катались на лыжах, что-то кричали, бросали с горы горящие головешки
- молодые мужчины катались по деревням на лошадях, запряженных в хорошие сани, украшенные цветными тряпками, на лошадей надевали праздничную упряжь
- костер на Масленицу жгли дети и подростки
ПАСХА
- Пасху праздновали, но не выпивали
- Пасха – всеобщий праздник
- на Пасху пекли пироги, «паску», которую украшали узорами из теста
- на Пасху красили яйца, ими играли
 

Репортаж

17

О детских играх:

- дети качались на качелях, которые стояли постоянно, на зиму не убирались
 

Репортаж

18

О календарных обрядах:

ГАДАНИЯ
- девушки гадали, ходили «полоть снег», при этом что-то приговаривали
- девушки ходили на кресты – на перекресток дорог и «загадывали судьбу»
- парни с девушками гадать не ходили, но сам (Васильев) будучи маленьким ребенком, ходил вместе с ними
ЖАТВА
- жать начинали в конце июля - начале августа
- первой жали рожь, затем ячмень, пшеницу и овес
- во время жатвы женщины пели песни
ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ
- это не праздник, но есть какие-то приметы на этот день
- подстригали курам хвосты
 

Репортаж

19

О свадебном обряде:

- двоюродная сестра выходила замуж и делала девишник
- на девишнике невесте положено было плакать, если слез не было, то луком терли глаза и щеки
- невесте бросали на пол деньги, а она за это пела песни, сам тоже бросил горсть мелочи и сестра ему припела девушку
- на девишник приходило много народу, невеста сидела и плакала, а все присутствующие бросали деньги
- парням невеста припевала девушек
- на время девишника стол из избы убирали, оставались одни лавки
- родители невесты на девишник приходили, а жених до свадьбы не появлялся
- на голове у невесты было подобие фаты, волосы были гладко причесаны и собраны в пучок
- на голове у невесты была надета «карона», сделанная из картона и украшенная цветами
- в конце девишника невеста отдавала «карону» кому-то из подружек
- на девишнике угощения не было, а когда в день свадьбы ждали жениха, то встречали его с караваем хлеба, положенным на полотенце
- жених должен был откусить от каравая, при этом примечали, «какой на еду, такой и на работу», невеста тоже должна была кусать каравай
- жениху закрывали дорогу и пропускали за выкуп, требовали водку и закуску
- на свадьбе невесту могли украсть, и просили с жениха выкуп
- жениха сватали: приезжали вечером на лошади жених и кучер, который не садился в доме девушки, пока  не уговорит невесту и ее родителей
- после того, как невесту сосватали, жених увозил ее к себе домой
- сам ездил с парнем сватать его в Рыбницкий с\с
 

Репортаж

20

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в Арестань
Богу молица,
Попу поклоница
 

Закличка на дождь

21

Дожжик, дожжик, перестань,
Я поеду в Арестань
Богу молица,
Попу поклоница

- комм.: дети кричали, поднимая вверх руки, прыгали
 

Закличка на дождь

22

Радуга-дуга,
Не давай дожжа,
Давай солнышка,
Колоколнышка

- текст
- комм.: просто кричали
 

Закличка на радугу

23.

Дождик, лей, дождик, лей,
На миня и на людей

- фр. текста
 

Закличка на дождь

24

Дождик, лей, дождик, лей,
На миня и на людей
На дедову пшеницу

- фр. текста
 

Закличка на дождь

25

О воспитании детей:

- детей качали в зыбке и пели какие-то песни
 

Репортаж

26

О похоронно-поминальных обрядах:

- покойного кладут на стол
- обмывают покойного на полу, подстелив солому
- после обмывания покойного одевают и кладут на стол
- кладут покойного на стол, головой в передний угол, вдоль половиц
- в доме покойник должен пролежать 2 дня, на третий день хоронят
- в первый день делают гроб
- по покойнику раньше причитали, когда умер отец, то причитала его двоюродная сестра, когда приехал сын из Архангельска, она начала причитать, но он запретил
-  в гроб покойному кладут стружки от гроба, затем стелют одеяло и кладут подушку; раньше в гроб бросали листья от веников, а оставшиеся прутья  сжигали за деревней, вместе со щепками, оставшимися от гроба
- покойного выносить из дома нужно до полудня
- старушки смотрели, куда идёт дым, если дым шел на деревню, то в деревне кто-то еще скоро умрет
- в могилу кидают серебряные и медные деньги – выкупают место
- веревки, на которых опускают гроб и палки, на которых гроб стоит над могилой, опускают в могилу и закапывают вместе с гробом
- крест на могиле ставят ближе к ногам
- могилу копают так, чтобы покойник лежал головой к деревне
- до похорон руки и ноги покойного связывают, а перед тем, как хоронить развязывают, а веревки оставляют в гробу
- когда покойного поминают и сразу, как закопают гроб, могилу посыпают крупой
- после похорон дома делают горячий обед, перед тем, как зайти в дом, после похорон все моют руки на улице перед домом
- за поминальным столом покойному оставляют место в переднем углу, для него кладут приборы и ставят стопку водки
- когда покойного провожают , то стопку водки выливают за угол
- покойного поминают на кладбище на 9, 40 день, домой покойного не приглашают
- на поминки обязательно готовят мясные блюда
 

Репортаж

27

Вечная память, слух и дух – вон

- снач. комм.: когда гроб уже опущен в могилу, все присутствующие бросают по горсти земли и говорят слова

 

Приговор

Вологодская область,
Белозерский район,
Бечевинский с/с
д. Алексино
17.08.2005.

Зап. Теленков И. С.
Самойлова Е. В.

Исп.: Касаткина Анна Ивановна, 1914г.р., род. - д. Поленовская Антушевского с\с 

28

О календарных обрядах:

- жатва начиналась после того, когда заканчивался сенокос
- раньше жали серпами
 

Репортаж

29

Жала, жала, не устала

- снач. комм.: когда сжинали последний овсяный сноп, его завязывали, втыкали в него серп, плясали и приговаривали
 

Выкрик на жатве

30

О календарных обрядах:

- последний сноп приносили домой и ставили в передний угол, осенью этим снопом закармливали скотину
- запасали тепло – клали между оконными рамами мох
 

Репортаж

31

Жала, жала, не устала

- комм.: приплясывали и говорили на жатве рядом с последними снопом
 

Выкрик на жатве

32

Жала, жала, не устала
 

Выкрик на жатве

33

О календарных обрядах:

- в Покров закармливали скотину последним снопом и клали в окна мох
 

Репортаж

34

Задушевная моя,
Товарочка любимая,
У тибя и у миня
Севодни нету милова

- снач. комм.: когда жали, пели песни, особенно хорошо голос разносился вечером
- комм.: так пели, когда жали рожь
 

Частушка

35

Я иду, а травка стелецы
Зелёная вперёд,
Говорят, милаша женице,
Товарочку берёт
(напев жнивной)
 

Частушка

36

А всё люди ростаюцы,
Роставаньё делают,
Резвы ноженьки не ходят,
Рученьки не делают
(напев жнивной)
 

Частушка

37

О календарных обрядах:

- в праздник парни с гармонью ходили по деревне
- случались драки, девушки во время драки собирали камни и приносили парням
- когда шли по деревне, то впереди шли парни и пели песни под гармонь, а следом – девушки
- на Покров варили пиво, пекли пироги с рыбой
- праздновали Николу зимнего 3 дня, варили пиво, гнали самогон, ходили по гостям
- на третий день устраивали пляски с гармонью
БЕСЕДЫ
- зимой молодёжь устраивала «скопишша», днем девушки собирались в одной избе с работой, а вечером приходили парни, тогда уже девушки сидели без работы; молодежь плясала, а взрослые женщины приходили смотреть на девушек, на их пляску
- плясали «чижика» на 4 пары, парни плясали, пели частушки, а девушки ходили
- могли плясать по одному
СВЯТКИ
- ходили «кудеса», могли одеться в старинную одежду, заходили в дома, старались закрыть чем-нибудь лицо
- на скопишше могли принести «покойника», у которого во рту были зубы из редьки, вокруг него кадили куриным помётом, девок заставляли прощаться, целовать «покойника»
ГАДАНИЯ
- в Святки девушки гадали
- в пустую избу приносили петуха, катали шарики из хлеба и смотрели, чей шарик петух склюет, та и замуж выйдет
- ходили слушать на перекресток дорог
- в Святки молодежь шалила, заваливали двери так, что хозяевам не выйти
- под окнами девушки спрашивали «как судьбу зовут?», а из дома им что-нибудь отвечали
ПАСХА
- ходили ко всенощной, утром ложились спать, а выспавшись начинали ходить по гостям
- всю светлую неделю можно было любому человеку звонить в колокол
- на Пасху красили яйца краской, луковой шелухой или листьями от березовых веников
- в Заговенье мужчины катали яйца
ТРОИЦА
- в Троицу ходили на кладбище поминать умерших
- приносили из леса и ставили к окнам березки
МАСЛЕНИЦА
- в Масленицу молодых катали на лошадях по деревне
- зятья приезжали в гости к теще
 

Репортаж

38

О свадебном обряде:

- невесту раньше сватали, приезжали родители жениха и просили отдать дочь замуж за своего сына
- родители девушки могли отказать, если жених не нравился
- парень мог забрать девушку без спроса у родителей, это называлось «самоходкой»
- через неделю парень привозил девушку обратно и договаривался с родителями невесты о свадьбе
- перед свадьбой у невесты был девишник
- невеста одевала на голову «ув
?аль» и восковые цветы
- на девишник приглашали женщину причитальницу, которая причитала вместе с невестой
- невеста причитала, когда ей кто-то что-нибудь дарил
- на девишнике присутствовали родители, которым невеста причитала
- в конце девишника невеста снимала с головы «уваль»
- невеста причитала в день свадьбы до тех пор, пока за ней не приедет жених со своими крестными родителями
- перед тем, как ехать к венчанию, мать благословляла невесту иконой
- когда везли молодых, то мать невесты разметала дорогу
- когда молодых привозили от венца, то их встречали у крыльца, молодые и их родители выпивали вина и били стаканы, после этого все садились за стол и праздновали свадьбу
- на свадьбу выносили каравай
- на свадьбе за столом пели специальные песни, припевали жениха и невесту

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

199 200 201 202 203 204 205 206 207 208 209 210 211 212 213 214 215 216 217 218 > 299
219 220 221 222 223 224 225 226 227 228 229 230 231 232 233 234 235 236 237 238
229 240 241 242 243 244 245 246 247 248 249 250 251 252 253 254 255 256 257 258
259 260 261 262 263 264 265 266 267 268 269 270 271 272 273 274 275 276 277 278
279 280 281 282 283 284 285 286 287 288 289 290 291 292 293 294 295 296 297 298