Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 103

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Фоминский с/с,

д. Ефимово

22.07.2003

 

Зап. Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Кулева М. А.

 

Исп.: Смирнова Юлия Дмитриевна, 1912 г.р., род. в д. Деревягино Беседновского с/с

 

01

О престольных праздниках:

 

- ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ: в д. Городские праздновали Михайлов день, Вздвиженьев день (Воздвиженье), Ивана Сенокосного (7 июля)

- Ивана Сенокосного: по деревням носили иконы

- в праздники гуляли, ходили по улице

 

Репортаж

02

О беседах:

 

- в праздники собирались в избах на беседы, приходили девки, ребята, до сорока человек

- на беседах плясали, пели, «играли» «Восьмёрку», «Ленчика», «Кадрель»

- на праздники самогонку гнали, пиво варили

- на гуляниях пели частушки

- беседу делали в праздник, если приходило много ребят; если ребят не было, то беседу не делали

- раньше девки собирались, плели кружева, ребята приходили и  сидели у дверей, потом девки «пяльца» отставляли и начинали играть

- маленькие дети 10-12 лет ходили смотреть беседы, сидели на скамеечке у дверей

- «играли» «Восьмёрку», «Кадрель»

- пели разные частушки

 

Репортаж

03

У! У! У!

 

- снач. комм.: в лесу «рычали»

- показ ауканья

- комм.: девушки «скликались» - «укнёшь, она мне отукнётся»

- повтор

- комм.: кричали «люто, люто»

 

Ауканье в лесу

04

Дайте дров, дайте дров!

 

- снач. комм.: костры делали в Масленицу, дети бегали по деревне, искали дрова для костра

- интонированный текст

- комм.: если дров детям не давали, то они могли и своровать

 

Выкрик при сборе дров на Масленицу

05

У, дайте мине дров, на Масленку!

 

- интонируемый текст

- комм.: выкидывали [давали] дрова, если дров не давали, то их воровали

 

Выкрик при сборе дров на Масленицу

06

У! Дайте дров!

Дайте нам дров на Масленку!

 

- интонируемый текст

 

Выкрик при сборе дров на Масленицу

07

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: девчонки собирали дрова или воровали, а потом несли дрова ребятам, которые «строили» костер;

- для костра детям могли дать «кузов» (в котором носили сено для коров), кузов вешали на Масленку; кто что даст для костра, то и жгли

- дрова собирали или воровали днем, а Масленку жгли вечером

 

Репортаж

08

Ой, ты миня не трогай!

Ой, ты миня тронул!

Не кидай снег-от!

 

- снач. комм.: «рычали», валяли друг друга

- интонируемый текст

 

Выкрик на Масленицу у костра

09

Ой, молоко всё сгорело!

Ой, всё молоко сгорело!

 

- снач. комм.: «рычали», когда Масленка горела

- интонируемый текст

- комм.: раньше матери в пост не давали детям молока, поэтому говорили, что молоко сгорело на Масленке; «рычали» девчонки

- повтор выкрика

 

Выкрик на Масленицу у костра

10

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: у костра валяли друг друга в снегу

- после того как Масленка сгорит, ее «розвалят», «побалуют», собираются в избу на беседу

- на беседе рассаживались по лавкам, приходили ребята с гармонями, начиналась пляска; «играли» до утра

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: утром в Чистый понедельник не давали молока

- примета: «Если в Чистый понедельник идет снег, то летом будет много грибов», если «чисто», то не будет грибов

- в пост не давали молока

- бесед не было, собирались с пяльцами, плели кружева, песни не пели 

- ПАСХА: в Пасху веселились

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: одевались в чистое, ходили на улицу, разрешали петь песни

- ходили за вербами

- «колачи» пекли, «кресты» делали в пост: тесто месили, «сучили», потом нарезали и делали крестики, в каждый крестик что-нибудь запекали – печинку (к печали), палку (к смерти), копейку, уголь (худо); выбирали кресты и смотрели, кому что достанется

 

Репортаж

 

11

Христос воскресе!

Христос воскресе!

Воистину воскресе!

 

- снач. комм.: дети собирали яйца и кричали

- интонируемый текст

- комм.: дети в дома заходили, им давали яйцо, пирог

 

Выкрик на Пасху

12

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ТРОИЦА: ходили гулять в д. Мартьяново, с собой брали пироги, яйца и дарили ребятам; молодежь собирались в сарае, парни просили девушек, чтобы те их покормили, девушки парней угощали

- ходили гулять сначала в д. Мартьяново, потом в д. Ларионово, гуляли на улице

- молодежь собирались в пустом сарае, угощались, ели, потом надевали «хорошие платья» и шли гулять

- гуляли по деревне

 

Репортаж

13

Задушевная товарочкя,

Куда попали-то?

Незнакомая деревня -

Сроду не бывали-то.

 

- текст

- повтор текста

- напев

 

Частушка

14

Мы с подружкой уговаривались

Замуж не итти.

Подружка в слове не верна, 

Одну оставила миня.

 

Частушка

15

Ягодиночкя убит,

Пилоточкя валяетцо.

Не дожжатьца мине,

Когда он из армии придёт.

 

- проба напева

- повтор (проба)

- комм.: по деревне с такими песнями ходили

 

Частушка

16

 <…> уваженья

От меня не ожидай.

Я найду без уваженья,

Не ходи, не досажай.

 

Частушка

17

Ягодинка снегу белова,

Лицо румянова.

Не товарочкя, не я,

Не видывали пьянова.

 

Частушка

18

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ряженые собирались, одевались, запрягали лошадь или две лошади и ехали в д. Попушино; там ходили по домам, плясали

- ряженые наряжались, закрывались, чтобы не узнали; ряженые (девки) заходили с ребятами в дом: девки плясали, а ребята в гармонь играли; попляшут и в другой дом пойдут

- потом ряженые собирались в один дом, раздевались и начиналась беседа; играли, плясали; после беседы опять одевались в «худое» и ехали домой

- ряженые надевали «худое» - пальтишко, что-нибудь теплое на голову, в «худом» плясали только ряженые; одевались в «худое», чтобы теплее было ехать на лошади

- «курицей» наряжались: надевали фуфайку, садились на пол, руки пихали в рукава; «курица» ползала по полу; «курицей» наряжался мальчик или девочка; лицо не прятали, делали хвост; курица по полу «куулялась», клевалась, лезла к людям под ноги

- мама рядилась «покойником»: надевала бабушкину «смёртную» рубашку, ее водила старая дева; они стучались в дом, им отпирали, а покойник «лезет»

- случай: мужчина ехал с мельницы, встретил ряженого «покойника», напугался

- смертная рубашка – саван, лицо закрывали платком; говорили: «Ой! Марья Ефимовна идёт! Марья Ефимовна идёт! Покойником!»

- «покойника» за руку водила женщина, она стучала в дверь, когда открывали, «покойник» лез в избу, все охали, «рычали», что покойник пришел, покойник молчал

 

Репортаж

19

У! У! Покойник! У! Покойник!

Ой, Ой! Покойник, покойник!

 

- интонируемый текст

- комм.: девушки кричали и хлопали руками; ряженый «покойник» по беседам не ходил, ходил только по домам; когда «покойник» заходил в дом, все разбегались по сторонам, «покойник» руками водил, молчал

 

Святочный выкрик девушек

20

Ой, ой, умёр, ой, умёр, а пришёу,

Умёр, а пришёу, умёр, а пришёу!

 

- интонируемый текст

- комм.: люди «рычат»

 

Святочное причитание ряженых 

21

Ой, покойник, ой, покойник!

Пришёу покойник,

Ой, покойник пришёу, ой, ой, ой!

 

- интонируемый текст

- комм.: поохают, «покойник» уйдет в другую избу

 

Святочное причитание ряженых 

22

Каледа, Каледа!

Дай пирога,

Тварожничкя!

 

- снач. комм.: ребятишки бегали, «Каледу» просили

- интонируемый текст

- повтор текста

- повтор

- комм.: ребятишкам выносили угощение – у кого, что есть;  бегали с «Каледой» в Масленицу (?) и в Святки

 

Колядка

23

О свадебном обряде:

 

- раньше венчались

- молодежь знакомились на беседе

- «самоходкой» уходили: на беседе парень с девкой сговаривались,  потом парень девку приводил домой, говорил: «Вот я женился», это грехом не считалось; на второй день молодые приходили к родителям невесты, «покорялись» (жених просил прощенья за то, что забрал девку), невеста оставалась в доме родителей, жених уходил к себе домой; потом «сватовь¿» договаривались о дне свадьбы

- молодые ездили венчаться на лошадях (могли запрягать 7-9 лошадей)   

 

Репортаж

24

На винчанье бегут, на винчанье бегут!

Молодых везут, молодых везут!

 

- снач. комм.: когда молодых возили на венчанье, девки кричали

- интонируемый текст

- комм.: кричали девки

- повтор выкрика

 

Свадебный выкрик девушек

25

О свадебном обряде:

 

- девушкам давали «кроёнова» - бросали в снег пряники; женщины и старушки из другой деревни прибегали за «кроёным» (печенье, конфеты)

- первая лошадь приезжала с «гостинцам», гостинцы бросали в снег, все прибегали и хватали, кому достанется

- гостинцы бросал дружка; дружка был опоясан полотенцем крест-накрест; «кроёное» бросали, когда молодые ехали к венцу

- до венчанья был девичник: девки причитали в избе, ходили с «п?сням» к невесте

 

Репортаж

26

Отворитё-ко двери, отворитё-ко двери!

 

- снач. комм.: когда девки шли к невесте в дом, то «рычали»

- интонируемый текст

- комм.: девкам «двери на пяту» открывали, они заходили к невесте с песнями

 

Свадебный выкрик девушек

27

О свадебном обряде:

 

- на девичнике девки пели невесте песни

- невеста на девичнике была закрыта платком

- когда все песни споют, то снимали с невесты платок; потом все усаживались за стол, и невеста угощала гостей

- подружка невесты закрывала и открывала ее

- невеста сидела напротив дверей, лицом к дверям

- девушки заходили с песнями; после того, как споют, садились за стол, угощались, потом уходили по домам 

- на венчанье невесту одевали в «хорошее» платье, «уваль» (вуаль) на голову, косу ленточками заплетали

- молодежь бегали смотреть на венчание

- на венчании: свахи стояли рядом с молодыми, молодым стелили под ноги на пол платок, смотрели, кто из молодых вперед встанет на платок, тот «большим» в семье будет; когда поп уводил невесту, псаломщик обирал платок в карман

- после того как «овенчают», водили «круг налою»

- после венца ехали к жениху, садились за стол

- раздевались, снимали «оболочку», молодые садились за стол вперед

- перед венчанием родители благословляли молодых, те наклоняли головы, их крестили иконкой, приговаривали: «С Богом живите»

- у невесты были «отгостки», собирались; «зайчика» наряжали, ставили его на тарелочке напротив невесты с женихом, надо было осеребрить «зайчика» - кто сколько денег положит

- «зайчик» белый, «наряжён, убашон», «зайчика» делали из «тряпков», делали ему ушки, ротик, носик; после того, как «зайчика осеребрят», девки забирали деньги с тарелочки и покупали себе вино, делали гулянку

- «зайчика» делали из курточки, белым коленкором обделывали, мордочку рисовали

- «осеребряли зайчика» все, кто за столом сидит, «зайчик» стоял на одном месте около невесты, все гости подавали деньги на тарелочку

- невеста дарила дары подружкам, жених дарил дары матери невесты, а невеста – его родителям; невеста дарила полотенца, рубашки

- дарили дары сразу, как садились за стол

- на свадьбе командовал «какой-то дядька»

- на второй день свадьбы деньги (серебро) кидали на пол, топтали и плясали на них, раскидывали деньги

- невесту после свадьбы называли «молодухой»

 

Репортаж

28

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: примета, если ворона «огаркает», то это худо

- умывались с золотым колечком или с серебряной монетой, клали в умывальник (дочь)

- в огороде пели частушки (?)

- ТРОИЦА: собирались одни женщины, без мужиков, пели, плясали

 

Репортаж

29

Под пляску

 

- снач. комм.: «ротовку» пели, если не было гармони, когда собирались одни женщины 

- фрагмент

- повтор (фрагмент)

- повтор

- комм.: плясали и пели

- повтор

 

Наигрыш «под язык»

Вологодская область,

Шекснинский район,

Фоминский с/с

д. Ефимово

22.07.2003.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кулева М. А.

 

 

 

 

Исп.: Круписчатых Александр Федорович, 1930 г.р., зд.

 

30

Под пляску

 

- комм.: это «деревенская», плясовая игра; играли на гулянках, плясали девки и парни

 

Наигрыш на гармони

31

По деревне

 

- снач. комм.: когда ходили по деревне, играли «длинные», медленно, под девок, под песни

- комм.: это под парней

 

Наигрыш на гармони

32

По деревне

 

- снач. комм.: это под девок

- комм.: перебор не меняли, только играли медленней, с «выдержкой», гармонист вставал между девками и играл, они пели

- повтор наигрыша

- когда зимой шли в деревню, гармошку несли за плечами, потом ставили ее на печку, чтобы оттаяла; зимой играть на улице нельзя, можно совать голос; летом, когда шли от деревни до деревни, на гармони не играли, начинали играть метров за пятьсот до деревни

 

Наигрыш на гармони

33

По деревне («Хулиганская»)

 

Где окошка распашные,

Там богатые живут,

Где старухи долгозубые,

Хреновины грызут.

 

- снач. комм.: под «Хулиганскую» поют «страшные» частушки

- проба напева

- повтор текста

 

Наигрыш на гармони с частушками

34

Трактор пашет десятину,

Хрен повешал на осину.

Девки бегают бегом,

Хрен сшибают бодагом.

 

- текст

 

Частушка

35

Батька кузницу поставил,

Говорит, што: «Милка, куй!»

Девки минку заказали

На двенадцать …

 

- текст

 

Частушка

36

Я милашку провожал

Ельничком-березничком,

У милашки <нрзб.>

Сарафан с передничком

 

- текст

 

Частушка

37

Из-за тёмненьким лесику

<нрзб.> махали тесаком

Дроля маленького ростику

Ревел голоском.

 

- текст

 

Частушка

38

О драках:

 

- сам раньше ходил с кастетом

- случай: на празднике гулянку сделали, окно разбили, шкаф сломали, председателя колхоза ткнули ножиком; парней согнали в сарай

 

Репортаж

39

Под драку

 

- комм.: сам не дрался, но получал

 

Наигрыш на гармони

 

40

Не под то сапожки шиты,

Штобы в шкапике лёжать.

Не под то мы зародились,

Штоб от каждого дрожать.

 

- текст

- комм.: парень запел, значит должна быть драка

 

Частушка «под драку»

41

О гармонях:

 

- была тальянка: небольшой «гребешок», железные лады, в левой руке были «бухары», в правой – «басы»

 

Репортаж

42

Под пляску

 

- фрагмент

 

Наигрыш на гармони

 

43

О гармонях:

 

- были гармони «вятки»: шесть мехов было, маленькие гармошки

 

Репортаж

44

Под пляску

 

- комм.: дядя научил играть по трафарету (из картона, нарисованы «кружки»), написал, каким пальцем что играть и сколько раз

- повтор (фрагмент)

- комм.: самого в армию провожали девчата с балалайками, гитарой, гармонями; все плясали, женщины ревели

- повтор (фрагмент)

 

Наигрыш на гармони

 

45

Дорогая милая подружка,

Давай сядём, посидим

Развесёлый переборчик

Для меня играет сын.

 

- снач. комм.: женщины плясали «Семеновну», «Русского»; мать сочинила частушку и спела на свадьбе

- текст

 

Частушка

46

Под пляску

 

- комм.: плясали «Восьмерку»

 

Наигрыш на гармони

 

47

О свадебном обряде:

 

- в святки сваты ходили к невестам, брали разные предметы, невесты должны были их угадать: если угадает – значит, суженая 

- раньше жениться разрешали только с Рождества Христова, в «мёжговинье»; сам женился на третий день Рождества; в это время надо было сватам ходить: к родителям девушки посылали кого-нибудь из родных со стороны жениха, мать девушки загадывала ей, что у нее в кармане, невеста должна была отгадать, если не отгадывала, значит не суженая 

- в межговинье молодых на лошадях катали

- жених стучался в окно к теще и спрашивал: «Суженая нравится или не нравится?»; невеста стучалась в окно к родителям жениха; если родители отвечали, что нравится, то звали в дом

- если невеста угадывала загадку сватов, то запрягали лошадь и катали жениха с невестой; на следующий день ехали расписываться; молодых вез к венцу сват

 

Репортаж

 

48

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «покойником» рядились: приносили во всем белом, в рот лампочку вставляли, а в карман - батарейку

- «ужище пропустят» от деревни Ефимово до Певушино (2 км) - «чёрта» тащили на посиденку из одной деревни в другую 

- на беседу приходила «нагая баба», обмотанная цепями

- «козой» рядились: козью шкуру надевали на ноги, на руки – рукавицы

- нагая женщина плясала, цепи брякали, все парни убежали с беседы

- случай из жизни: «чудная» женщина забралась на плотину, когда ехала мимо машина, она вышла, заголилась и спросила: «Ну, как, мужики, цветной телевизор у миня хороший или худой?»

- женщина нарядилась парнем, сделала «пояс» из ниток, морковь привязала, пошла плясать – морковь поднялась, запела песню

 

Репортаж

49

Эти сани с вырезами

И зелёная дуга.

В эти саночки садилась

Сероглазая моя

 

- текст

 

Частушка

50

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «чёрта» за веревку тянули; потом говорили: «Чёрт перегрыз веревку и убежал»; так делали, чтобы выстудить избу

- гадали: в таз с водой клали ложки, на которых были написаны имена парней; смотрели - какая ложка к краю пристанет, кому какой парень достанется

- лили олово, бумагу жгли и на ее тень смотрели; одной девке вышла «ограда», она умерла

- МАСЛЕНИЦА: «зажигали» молоко - жгли дрова и солому

- молодежь загадывали: пучок соломин в снег вставляли, делали метку, поджигали и смотрели: если все сгорит, то у тещи или свекрови «творожников не едать», а если не догорит, то будешь есть творожники после поста у тещи или у свекрови

- для костра дрова собирали по деревне, возили на дровнях; парни запрягались в дровни; собирали все – парни, девки, подростки

- хозяин дома сам выходил и говорил, чтобы брали дрова для костра

 

Репортаж

51

О своей жизни:

 

- из семьи великих купцов и торговцев

- прапрадед был поляком

 

Репортаж

52

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: колядовать ходили в последнюю неделю святок, за два – три дня перед Крещением (19 января)

- МАСЛЕНИЦА: кричали: «Масленица, подвела нас к посту, на тяпушку (т. е. на голодуху)»; в пост ни яиц, ни молока, ни мяса не давали; говорили: «Масленица, ты уходишь от нас,  унесла молоко и мясо, перевела нас на тяпушку»; в пост из толокна делали тяпушку

 

Репортаж

53

О том, как купить на 100 рублей 100 животных

 

Загадка

54

На воле – горбушкой, а в избе – омутком

 

- текст

- комм.: ответ: «стена»; загадкам мать учила

 

Загадка

55

О плясках:

 

- «Монастырянку» плясали: сначала парни в кругу ходили, а девки на местах стояли, потом парни переходили, а девки плясали

- плясали «Монастырянку» под наигрыш «Русского»

- «Монастырянку» в Троицу, Александров день в деревне Спас Лом Череповецкого района на улице плясали

 

Репортаж

56

Русского

 

- комм.: это здешняя игра

 

Наигрыш на гармони

 

57

Где мои 17 лет,

Куда они девалися?

В цистом поле на загоне

Погибать осталися

 

- текст

 

Частушка

58

О представлениях, верованиях:

 

- хозяйка за день до переезда в новый дом сначала пускала кошку, сажала ее на печку и ставила ей молоко, чтобы она оплескала молоком все вокруг; потом заносили иконы: сначала Иисуса Христа, затем Святую Богородицу; самое главное – заносила кошку, все иконы, потом заходила сама

- хозяйка заходила в новый дом с чашей зерна и раскидывала его по всем углам

- когда строили дом, хозяйка клала  под углы деньги – серебро под каждый венец, чтобы жизнь в новом доме была богатой

- мусор от строительства дома надо было обязательно сжечь подальше от дома, чтобы люди «все богатство не истоптали»

- первые помои выливали под углы, чтобы богатство из дома не ушло

 

Репортаж

59

Пусти, хозяюшко, с добром

 

- текст

- комм.: говорят, когда в новый дом заходят, так мать учила

 

Приговор при входе в новый дом

60

Иисус Христос, спаси, сохрани и помилуй

 

- снач. комм.: говорят, когда выходят из дома 

- текст

 

Приговор при выходе из дома

61

О представлениях, верованиях:

 

- когда из дома уходили, двери закрещивали крест-накрест и три раза говорили «аминь»

- в баню икону вешали и когда заходили, то икону целовали, считалось, что Господь всегда в бане примет

- в лесу есть хозяин

 

Репортаж

62

Благослови и помилуй от всех негодностей и призраков

 

- снач. комм.: говорят, когда в лесу тропу пересекают или переходят из куста в куст

 

Приговор в лесу

63

О представлениях, верованиях:

 

- когда на лошади работаешь, может нечистый перейти дорогу, и лошадь отказывается идти дальше, надо дорогу два раза кнутом перехлестнуть крест- накрест

 

Репортаж

64

Мужик упал в канаву, стал ругаться, вспомнил черта; черт появился, сел ему на плечи, тот его до деревни на себе тащил, весь вспотел

 

Бывальщина

Вологодская область,

Шекснинский район,

Фоминский с/с

д. Ефимово

23.07.2003.

Зап. Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Кулева М. А.

 

 

 

 

Исп.: Круписчатых Александр Федорович, 1930 г.р., зд.

 

65

О процессе изготовления дегтя:

 

- деготь делали из бересты (береста должна быть чистой, мягкой и свежей); бересту рвали, прессовали в корчаги, заливали водой и кипятили, потом остужали в холодной воде

 

Репортаж

66

О скотоводческих обрядах:

 

- пастухи были свои, деревенские

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: обходили скотину с иконой; брали свечку, крест, пекли «коровашик», солили его побольше, резали хлеб на столько частей, сколько было скотины; потом с иконой и хлебом на тарелке обходили корову, начиная с головы, потом давали ей хлеб, гладили, приговаривали

 

Репортаж

67

Ходи, коровушка, по двору,

Дой по целому ведру.

За твоё здоровьё.

 

- текст

- комм.: на последних словах приговора крестились; также обходили овец; скотину обходила хозяйка

 

Приговор при обходе скотины

68

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: когда обходили корову, свечку прилепляли воском к кресту или иконе Егория Многомилосливого, свечку зажигали; в левой руке держали тарелку с иконой, свечкой и хлебом, для обхода у хозяйки была специальная тарелка; правой рукой крестились

- корову обходили один раз, начиная от головы, и подходя в конце к голове, скармливали хлеб и гладили корову

 

Репортаж

69

Ходи, коровушка, по двору,

Дой по целому ведру.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: гладили корову от головы до хвоста, обхватывали и гладили вымя

 

Приговор при обходе скотины

70

О представлениях, верованиях:

 

- если корова теряла удой, то брали воду с трех «крестовых» колодцев, воду смешивали и спрыскивали корову спереди и до хвоста, «чтобы коровушка взяла удой свой себе»

- когда корова пасется в лесу, то может попасть на тропу, где нечистая сила забирает удой

 

Репортаж

71

Старушка заблудилась в лесу, ее искали три дня всей деревней. Когда ее нашли, она рассказала, что была на празднике у нечистой силы, все были нарядные, веселились, плясали, угощали ее, не велели никому рассказывать. В лесу нашли утоптанное место; она все утоптала

 

Бывальщина

72

О скотоводческих обрядах:

 

- на пол-лета делали «провод» на одну корову, а со второй половины лета «перекладывали» на вторую корову

- один мужчина делал «привод»: что-то наговаривал, потом велел снести заговоренный хлеб и уголь и положить под «двенадцатую или шестую пару» (колья, которыми огораживался огород), мог сказать, чтобы положили «привод» под сосну; так делали, чтобы корова приводила за собой все стадо к этому месту в определенное время

- «привод» делали на самую крепкую корову, т.к. это тяжело для корову, корова за собой все стадо вела

- потом мужчина «перекладывал привод» на другую корову; он велел хлеб и уголь положить под другую пару или сосну; пастух сообщал этому мужчине как зовут корову, сколько ей лет, сколько у нее отелов

- пастух коров не пас, все стадо корова приводила вечером на место

- «привод» делали только на колхозных коров, а на частных не делали; до колхозов «приводов» не делали, т.к. был свой пастух

- за «привод» мужчина брал 25 рублей

- пастух барабанил на «барабанке» (доска и «стукоталки»), скотина сама паслась

- на овец не делали привод, потому что они не могут выдержать

- если скотина в «обход» попадала, то ее выводили колдуны

- с ВЕРБНОГО ВОСКРЕСЕНЬЯ вербушки держали в киоте до Егорьева дня; на ЕГОРИЙ этими вербами выгоняли скотину, после чего вербы втыкали в землю «на повал» - по краям того места, где ходила (паслась) скотина

- бывало, что скотина была «не ко двору - по масти шерсти»

- кошки не могли жить в доме, потому что «хозяюшко» их не любил, кошки пропадали

 

Репортаж

73

О пастушеских обрядах:

 

- здесь рожков у пастухов не было; рожки были в Чебсаре

- была барабанка: тонкая деревянная доска 60х40 см; углы срезали, делали дырочки, к кольцам ремень привязывали

- пастух играл на барабанке только утром, барабанил и шел к выгону

- барабанку делали из осины, чтобы легкая была, палочки делали из вереса, чтобы хорошо брякали; коклюшки тоже делали из вереса

 

Репортаж

74

О бытовых обрядах:

 

- чтобы кадушка не текла, в нее замачивали верес, заливали водой, стояла 2-3 дня 

- верес ломали, наколачивали на стену избы снаружи зимой, делали для красоты

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198