Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 162

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Панинская

24.08.04.

 

Зап Кулев А. В.

Пак Е. В.

Богачева А. К.

 

Исп.: Степанова Анна Степановна, 1931 г.р., род. - д. Сюрнем Карповского с\с

 

01

О своей жизни, о детстве

- в игры играли

- беседы проводили до утра, потом сразу шли на работу

 

репортаж

02.

Уговаривал на совесть,

Оказалося – на смех,

У ево такая совесть –

Уговаривает всех

(напев плясовой)

 

Частушка

03

У залётки, у залётки,

У залётки трепача,

Розвязалася верёвочка,

Не дёржица моча

(напев плясовой)

 

- комм.: частушки пели, когда плясали с подружкой

 

Частушка

04

Об исполнении частушек

 

- могли вызвать на пляску супостатку и петь ей плохие частушки

- частушки пели не как попало, а по ситуации

- в лесу частушки петь не нужно; «в лесу некрасиво петь»

 

репортаж

05

Курочка гнёздышко не вьёт, а девушка косы не плетёт

 

- комм.: так говорили в Благовещенье, если курица свила гнездо, то всё лето будет яйца терять, а если девушка заплела косу, то замуж не выйдет

 

Поговорка

06

О календарных обрядах:

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- на улицу выносили помело и втыкали его в землю, для того, чтобы ястреб не уносил кур

- брали обруч от кадушки, насыпали туда зерно и кормили куриц, чтобы они не расходились

- считали деньги, чтобы деньги в доме водились

- из сметаны взбивали масло, чтобы весь год жить с маслом

- утром по насту бегали в лес за мутовками, ломали новое помело

- на мутовке должно быть нечетное количество сучьев

 

Репортаж

07

О приготовлении пищи:

 

- раньше сами ткали, пряли, бельё катали катком

- мутовки делали только из сосны, из ёлки не делали

- со стенок квашни соскабливали ножом остатки теста, заливали водой и мешали мутовкой, потом насыпали муку и заливали водой, а утром мутовку вынимали и месили тесто руками, из такого теста пекли хлеб

- свекровь из такого теста пекла караваи на поду в течении 2 часов, хлеб получался очень вкусный

ПРАЗДНИЧНАЯ ПИЩА

- в праздники первое блюдо - «под холодное» – в большом блюде крошили вареную картошку, луковицу и холодец, добавляли сметану и квас и ели с хлебом и с «опарниками» – из пшеничной муки

- на второе блюдо был мясной суп

- на третье – «тушёнка» – тушеная картошка с мясом

- затем «запарная каша» – крутая каша из овсяной крупы со шкварками

- блины, присыпанные манной крупой с творогом

- оладьи на сале

- последним блюдом был кисель овсяный и клюквенный

- к чаю подавали ватрушки, крендели ягодные и слоёные пироги

- раньше пекли мясные пироги, пироги с медом

- пекли сочни с гороховым тестом, из житной муки

- в праздники пекли овсяные блины, их ели с молоком, со сметаной, с грибами, пекли на 2 сковородах, для того чтобы они соскальзывали со сковороды, по середине хлопали и края блина загибались, с овсяными блинами ели суп

- в пост ели постный суп из крупы и «кислины» – кислой капусты

- кашу варили на воде, молока не ели

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Артюшинский с/с

д. Чирок

24.08.04.

Зап Кулев А. В.

Пак Е. В.

Богачева А. К.

 

 

 

 

 

Исп.: Зубкова Мария Дмитриевна, 1925 г.р., род. - д. Лохта

 

08

О календарных обрядах:

- наряжались «кудесам», ходили по домам, хозяева угощал пивом или вином

 

Репортаж

09

О представлениях и верованиях:

 

- нельзя ругаться, выходя из дома или выгоняя скотину

- если сказать вслед скотине «лешой неси», то она потеряется

- леший – лесной

- одна женщина в лесу выругалась, и леший захлопал в ладоши, закричал

- саму кто-то проклял, в лесу показался муж, когда пошла за ним, пришла к болоту и заблудилась, потом нашла мужа

 

Репортаж

10

У животного (имя) опухоль пропади и змея пропади

 

- внач. комм.: если корову кусала змея, то нужно было говорить слова, так научила одна женщина

- комм.: сказав слова нужно было 3 раза плюнуть

 

Заговор

11

Я не лыко деру, змею бью, веки веков, аминь

 

- внач. комм.: если у коровы молоко с кровью, то нужно его выливать на землю со словами

- комм.: выдоенным молоком нужно было подмыть корову

 

Заговор

12.

О колдунах, лечении:

 

- когда в деревне был сильный пожар, старушка обошла несколько построек, и они не сгорели

- если в лесу укусила змея, то нужно было перевязать ногу веревкой, а потом высасывать ранку и плевать на землю

- если корову ужалила змея и у нее молоко с кровью, то нужно выдоить его и помыть вымя, потом привязать к вымени глину и 2 дня корову не выпускать

 

Репортаж

13.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- перед тем, как опустить гроб кидали в могилу деньги

- гроб опускали в могилу на веревках или на полотенцах, потом их оставляли в могиле, обратно не вынимали

- деньги в могилу бросают потому, что так нужно Богу

- когда гроб был в могиле сверху бросали песок, а потом зарывали

- покойному кланялись и приговаривали: «лёхково лежанья, земелька пухом»

- покойнику в руки вкладывали платок, и под голову платок клали

- перед тем, как хоронить руки и ноги покойному развязывали, чтобы ему было легче ходить домой

- сама, когда ходит поминать мужа, приносит пирог с рыбой, вино и чай, т.к. муж ловил рыбу, любил выпить и любил пить чай

 

Репортаж

14.

О представлениях и верованиях:

 

- чтобы не тосковать по покойному что-то кричали в трубу

- самой в окно по ночам стучал покойный брат или муж, но попросила не будить рано

- когда погиб брат, матери казалось, что он ходит вокруг дома и зовет ее, тогда одна старушка брызнула ее святой водой изо рта, и матери стало легче 

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Артюшинский с/с

д. Лохта

25.08.04.

 

Зап. Кулев А. В.

Пак Е. В.

Богачева А. К.

 

Исп.: Матюкова Татьяна Яковлевна, 1921 г.р., род. - д. Зининская Визьменского с\с

 

15.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Пречистые, Троицу , Иванов день – 26 ноября

- в кругу было 8 деревень, и в каждой был свой праздник

- в своей деревне в Тихвинскую обходили скотину, в д. Фофанье – в Казанскую, в д. Аристово – в Троеручную

- в других деревнях скотину не обходили

- в дни обхода гуляний не было, приезжал священник и служил молебен; ставили столик, на котором что-то стояло

ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

- в большие праздники гуляли по 4 – 5 дней, пили пиво, водки было мало, по одной бутылке на большое застолье

- гости приезжали к родственникам, а потом ходили по домам по всей деревне

- на 4 день праздника все мужики собирались в одном доме и пили пиво

- готовили окрошку, пекли пироги с рыбой, варили холодец, готовили жаркое из рыбы с молоком и яйцами, «жаренину» – из крупы, варили кашу, пекли оладьи, варили кисель

- женщины гуляли отдельно, а мужчины отдельно

- в одном доме собирали стол для мужчин, а потом, когда они уходили – для женщин

- для женщин на стол выставляли олашки, а для мужиков главным было пиво

- женщинам подавали кисель, молоко, сусло

- молодёжь гуляла отдельно от старших

- если молодежь оставалась на ночь в чужой деревне, то ночевали на сарая

- родня из других деревень спала в доме

- в Троицу первый день гуляли в деревнях, ближних к церкви, на другой день шли в д. Аристово, а на 3 день шли в д. Лохта

 

Репортаж

16.

О свадебном обряде:

 

- старшую сестру 1906 г. р. приезжали сватать из соседней деревни

- у сестры был девичник, она ходила по полу, причитала, а у нее что-то снимали с головы

- невеста причитала о своей жизни

 

Репортаж

17.

Уж, подойду я сиротиночка,

Подойду я горюшиночка

Ко столу, да ко дубовому,

 Ко телу да к холодному.

Ты куды, да, мило дитятко,

Ты куды да снарядился

 

- текст

- комм.: причитала по умершим сыновьям

- так причитают дома

 

Похоронное причитание

18.

Я иду да сиротиночка,

Я на кладбишшо широкоё,

На круту гору высокую,

На могилушку глубокую

 

- текст

- внач. комм.: причитают на кладбище

- комм.: причитали в поминальные дни: в 9, 20, 40 дней

- в причитаниях пеняли смерти

 

Поминальное причитание

19.

Машины-то подогнаты,

Люди приготовлены,

Повезут тебя, добрый молодец,

На круту гору высокую,

Во могилушку глубокую

 

- текст

- внач комм.: причитали перед тем, как покойника вынесут из дома, прощались

- повтор

- комм.: причитали, когда выносили

 

Похоронное причитание

20.

Об обучении причитаниям:

 

- когда умер сын, стала учить  причеты по бумажке, написанной под диктовку старшей сестры – «я што стихотворение учила»

 

репортаж

21.

Я пришла, да сиротиночка

Во севоднешной, в урошной день,

Тибя звать да дозывацы

Не в первые, а во последние

Ты приходико-то, моё милоё,

За столы-то, за дубовые

 

- комм.:

 

Поминальное причитание

22

Я пришла, да сиротиночка,

Я со кладбишша широково,

Со крутой горы высокие,

Со могилушки глубокие,

Привела я сына милово

 

- текст

- внач. комм.: покойника приглашали за столы в поминальные дни, приходя с кладбища, так причитали

 

Поминальное причитание

23.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в 40 день поминки, в конце которых подавали кисель и покойного провожали насовсем

- сама причитает у чужих

- первый причет – у гроба, когда покойник лежит дома

- причитали на кладбище, когда похоронили и в урочные дни

- причитали, когда покойного из дома выносили

- причет, когда зарывают гроб, мог звучать и в урочные дни

- если умерла соседка, то причитает словами «ты моя мила соседка»

- причеты для всех одинаковые, меняется только имя

- покойника приглашали в баню причетом, приносили ему чистое белье, но сама таких причетов не знает

 

Репортаж

24.

Уж, я иду, да сиротиночка,

Я иду да горюшиночка

 

- фрагмент напева

- комм.: сама о собаке причитала

 

Поминальное причитание

25.

О похоронно-поминальных причитаниях:

 

- умершего сына просила захватить ранее умершего брата:

 

Захвати-ко ты моё милоё,

Своево, да брацца милово

- фр. текста

 

Ты пойдём-ко, милоё,

За столы да за дубовые…

 

- потом причитаешь

Ты захвати-ко братца милово

За столы да за дубовые

- когда домой приходят, причитают:

Вы садитесь, мои детки милые,

За столы да за дубовые

 

- комм.: в 40 день звала вместе с умершим сыном другого сына, умершего раньше

 

Поминальное причитание

26.

О похоронных причетах:

 

- другие женщины могли причитать долго, по 2 часа

- сам причитает и подставляет свои слова

 

Репортаж

27.

Я пришла да си… ой, да сиротиночка,

Ой, да я пришла да го… ой, да горюшиночка

Ой, да я со к(ы)лад(и)бишша, ой, да я с широково,

Ой, да привела да я сы… ой, да сына милово

 

- напев (видео: показ, как приходит с кладбища)

- комм.: таким причетом покойного усаживала за стол

- причитали не громко, не ревели

 

Поминальное причитание

28.

О календарных обрядах:

 

СВЯТОЧНЫЕ РЯЖЕНЫЕ

- Святки начинались с Николы

- ходили «кудеса», они закрывали лицо, чтобы никто не узнал    

- наряжались «медвежонком», который приходил на беседы и катал девок, «медведя» приводил вожак

- если у девушки был парень, то он ее не давал «медведю», защищал, сидел у нее на коленях

- на беседу могли принести «покойника»

- приходила «белая бабка», вся в белом, она приносила большую палку, вымазанную калом, кто схватится за нее, тот испачкается

- «белой бабой» наряжались мужики и приходили на беседы

- приходили «кудеса» в рваной одежде, плясали, привязывались к девушкам

- в Сочельник все дровни дровешки стаскивали в одну кучу, примораживали двери

- в Пасху священник обходил все окрестные деревни, заходил во все дома, с ним ходил «богоносцы», которых угощали яйцами

- Радошное воскресенье (Радуница) не праздновали

ЖАТВА

- во время жатвы девушки пели недлинные песни

- последний овсяный сноп приносили домой и ставили в передний угол, рядом клали «церпы»

Вместе со снопом приносили домой маленький березовый веник и выгоняли мух

 

Репортаж

29.

У тя ноженьки да приотрезаны,

Рученьки приопустилиси

У тя походчькя дак измениласе

И глазоньки призакрылиси

И рученьки  приопустилиси

И речь поизменилась

- фр. текста

- комм.: у сына была ампутирована нога

- у покойного «изменилась походка»

- «у старых людей так было сочинено»

Похоронное причитание

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198