Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 158 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с, д.Юрино 21.08.04 |
Зап. Кулев А.В., Воротникова Н.С., Пак Е.В. |
Исп.: Васичева Нина Александровна, 1913 г.р., род. с д. Курино
01 |
- замуж выдавали родители - на девишнике невеста ходила по полу, причитала - девишник – это «свадьба у невесты», на 2-й день едут к жениху - на девишник приезжает вся женихова родня - родня сидит за столами, деревенские прихожане стоят у порога - парни с девками стукали друг другу по голове - свадебьянам пели свадебные песни, они отплачивали деньгами - невеста закрытая сидела около ёлочки - у невесты на голове была красота – ее снимали - когда невеста сидела с ёлочкой, приходили девушки, пели ей песни - после того, как посватают, невеста готовила приданое, девушки приходили помогать - к сестре ездило много сватов, она всем отказывала
|
Репортаж |
02 |
О календарных обрядах и праздниках:
- по всей округе справляли Соловецкие (10 октября): варили пиво, готовили закуски; 1 день праздновали на Юрине – приходили гости со всей округи; накануне вечером была служба в церкви - справляли Ильин день, Пасху МАСЛЕНИЦА - масленицу гуляли целую неделю с понедельника до понедельника - с понедельника начинался Великий пост, что осталось от масленицы, не ели - в масленицу катались по деревне на конях: парни катали девок - в масленицу парни покупали девушкам конфеты, девушки дарили их в Пасху яйцами - в Пост не ели мясного, молочного - последняя неделя поста называлась Страшной ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ - ходили в лес, рубили сосновые веточки для помёлов – заметать в печке - в лес ходили по насту, укались «У-у»
|
Репортаж |
03 |
- перед выпуском у коров подстригали хвосты, кидали в навоз - когда выпускали скотину, пастух обходил стадо на поле с иконой, пирогом со щукой: «щука зубастая – от зверя … зубы вострые»; щука была запечена в пироге, а зубы торчали - пастух делал обход, чтобы зверь скотину не трогал
|
Репортаж |
04 |
О календарных обрядах, хозяйственных работах:
- летом на полях работали: - жали сначала рожь, потом жито, пшеницу, последним жали овёс, теребили лён - если хорошая погода – жали, а если плохая – теребили лён - рожь начинали с Ильина дня - к Ильину дню бедные могли уже пожать и помолотить - последний сноп приносили домой, ставили в передний угол, - когда приносили сноп, выгоняли мух – махали снопом, приговаривали, чтобы мухи улетели
|
Репортаж |
05 |
- на похоронах причитают: все говорят разные слова - причитают, когда покойник лежит дома, на могиле не причитают, только плачут |
Репортаж |
Белозерский район, Панинский с/с, д.Юрино 21.08.04 |
Зап. Кулев А.В., Воротникова Н.С., Пак Е.В. |
Исп. Федичева Анна Дмитриевна, 1937 г.р.
06 |
О календарных обрядах, праздниках:
- здесь раньше была Ухтомьярская волость, потом сельсовет – Ильин день здесь «самолучший праздник» - со всех деревень и соседних волостей сюда приезжали гулять - 1 день гуляли на Юрине, 2-й – в Бошонборе (?), 3-й – на Курино, потом в Герасимово, Домне, Михалёво; было 8 деревень, в каждой деревне по одному дню гуляли – в очередь; 6-7 дней гуляли - гуляли с гармонями, было много драк – дрались камнями, ножиками, раньше в драках убивали - Соловецкие 10 октября – «здесь праздник самолучшей»: пиво варили – на берегу озера делали костер, варили каменьями; - пиво каждый хозяин варил от себя; - гости приходили к своей родне - гости оставались ночевать - раньше жили бедно, но весело - раньше жали вручную, молотили - когда жали – пели песни
|
Репортаж |
07 |
Еврей цыганочку провёз Еврей не белово лица, Цыганка – раскрасавица.
|
Жнивная частушка |
08 |
Говорила волнам: «Да» Волны девушку не принели, Сказали: «Молода».
- комм.: жали и пели друг перед дружкой: «только песни колютцы по полю-то, кто какую можёт»; каждая свою песню пела |
Жнивная частушка |
Белозерский район, Панинский с/с, д.Юрино 21.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Воротникова Н.С., Пак Е.В. |
Исп.: Федичева Зоя Фёдоровна, 1927 г.р.
09 |
СВЯТКИ - в святки ходили наряжёными; наряжались в хорошее и плохом, рваном, лицо должно быть закрыто - ряженые приходили на вечеринки, ходили по домам МАСЛЕНИЦА - дома что-нибудь готовили сами для себя, знали что масленица, но не гуляли СВЯТКИ - закрывали двери, дровешки связывали за веревочки |
Репортаж |
Белозерский район, Панинский с/с, д. Большой Двор 21.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Воротникова Н.С., Пак Е.В. |
Исп.: Никитина Александра Фёдоровна, 1933 г.р.
10 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- к покойнику приходят все прощаться, - ночью у покойника сидят - когда приходят к покойнику, кладут деньги на отпевание в церковь - у самой отец уходил к покойнику сидеть на всю ночь; когда сидели, вели разговоры; раньше, когда церковь была, старушки читали у покойника молитвы, покойников возили отпевать - по покойнику раньше причитали и сейчас причитают
|
Репортаж |
11 |
- в святки учительница нарядилась цыганкой, а саму нарядила цыганенком – парнем, вниз привязала морковку, продернула в рукава ниточки, научила, подойти к девушкам и поднять руки – морковка поднималась - родители давали детям задание: воды, дров наносить, в огороде прополоть, если не сделают, наказывали - в святки мужчина одевался «журавлём»: одевал на голову телогрейку и привязывал веретено с гвоздиком – клюв, к телогрейке прикреплял настоящие журавлиные крылья; он одевался «журавлем» и «медведем» - в масленицу катались на конях: могли запрячь от одного до трех коней; их украшали лентами, привешивали колокольчики, сани были красивые - на озере в лёд забивали жердь, на нее надевали тележное колесо, к колесу прикрепляли палки, ребятишки привязывали к ним санки и раскручивали – так катались всю зиму - в масленицу катали ребятишек на лошадях - по всей округе справляли Ильин день, а здесь справляли Соловецкие - к Соловецким варили пиво: варили на берегах, ездили на острова; пиво варили камнями - в озере есть остров Пивовар – на нем варили пиво - пиво сливали в 20-литровые кувшины – каждая семья варила по 5-6 кувшинов - на остров всё для варки пива возили на лодках - пиво варили мужики - хмель срезал отец, а детей заставлял щипать головки
- на могилки ставили столбик с крестиком
|
Репортаж |
Белозерский район, Панинский с/с, д. Борок 22.08.04 |
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Маркова Л.Ф.
|
Бобкичева Наталья Васильевна, 1917 г.р., род. с д.Гусево Карповского с/с
12 |
- на девишнике причитали и невеста, и подруги - «Коровушку по рогу выбирают, а девушку – по роду» - если родители хорошие, то и девушка должна быть хорошая - девушки могли сами уходить замуж – самоходкой - свататься ходили жених с товарищем или с родителями - самоходкой – если парень увел с гулянки, девушка у родителей не спрашивалась
|
Репортаж |
13 |
За дубовые столы, На головушку оденут Бело-розовы цветы
- текст - комм.: невесте одевали на голову цветы
|
Частушка |
14 |
- если девушка ушла самоходкой, родители потом не жалели, если муж бил - невесту водили по полу – подружка причитала - родители благословляли невесту иконой - самоходкой называлось, если парень увел девушку с гулянки домой – «это он женилсы» - жених с родителями или с товарищем приезжали сватать невесту - невесту и жениха выбирали богатых - раньше носили льняную одежду – «тканинное»; невесту выбирали, чтобы у нее было много тканины; невеста выбирала, чтобы у жениха был богатый дом - если не знали о достатке жениха, ездили смотреть место
|
репортаж |
15 |
Раба Божья на сёднешной Господёй день
- внач. комм.: «Без господа Бога не до порога»; когда выходишь из дома, даже если не перекрестишься, в уме нужно попросить
|
Приговор на выход из дома |
16 |
«<Родительское благословление> на воде не тонет и на огне не горит»
|
Поговорка |
17 |
О календарных обрядах, праздниках:
- раньше на праздниках пили из рюмочки; мужики за столом обсуждали хозяйственные заботы - на родине, в д.Гусево справляли Митров день (4 октября), Успеньё (8 августа), Кирилловскую годину (16 февраля ) - здесь справляют Хролы, Егорий, Иванов день - на праздниках драк не было - раньше скотину обходили - в д. Карпово справляли Покров: пиво варили - стадо обходил выбранный пожилой человек (инф. – сын)
|
Репортаж |
18 |
О похоронно-поминальных обрядах
- сама родителей поминает за кусочком, за чаем – крестится и приговаривает: «Помяни, Господи, мамоньку, помяни, Господи, отца» - «Не обязательно за вином поминать – поминать надо за кусочком» - утром умываются, садятся за еду и поминают отца, мать, всех сродственников - на кладбище положено ходить в субботу перед 7 ноября: «Господом Богом положёно в субботу ходить на кладбишшо» - в Радошной вторник ходят на кладбище, поминают родителей - раньше с вином на могилки не ходили – пекли пирожок, варили кутью из пшеницы, клюквенный кисель - сейчас стопочки с вином на могилках оставляют, а «бандиты» выпивают – так нельзя, нельзя ходить на чужую могилу - что не доешь на могилке, можно уносить обратно - раньше на кладбище не было столиков, раскладывались на могилке; сейчас у всех могилок столики, но сродственникам кусочек кладут на могилку – «птицьки-пташечьки помянут ли там собака съест, дак это хорошо» - сродственникам на могилках оставляют кусочки - пиво можно на могилку брать, вино – не брали - в пост не ели молока и мяса, а в Пасху поп и богоносцы ходили с «богушкам», хозяева пекли пасху, варили яйца, выставляли на стол - в Радошное вторник на кладбище ходят с яичком – сами едят и на могилке крошат: живые разговляются в Пасху, а родители – в Радошной вторник - женщина перед смертью просила приносить ей на могилу яблоки из своего сада
|
Репортаж |
19 |
- в передний угол должна быть поставлена икона, телевизор стоит – не положено - на Святой неделе икону обтирают святой водой, потом воду выливают на передний угол дома, на святое место – так старушки учили
|
Репортаж |
20 |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях
- на поминках мальчика посадили в передний угол за погибшего дедушку, рядом с ним посадили не родного внука – икона лопнула - умершему отцу на поминках поставили не свой чайный прибор – чашка лопнула - умерший на поминках сидит в переднем углу; - на поминках пока сидят за столом, причётщицы причитают, потом идут провожать - на поминках ребенка посадили вместо погибшего отца, туда же посадили не родного внука – икона лопнула - тело опускают в могилу, а душа до 40 дня летает - сестра послала посылку на 40 день, сама предложила умершему мужу угощаться этими конфетками – на столе оказалась бумажка от конфетки - в 40 день после смерти матери двери оказались открытыми - мать перед смертью сказала, что ее не надо бояться, не тронет, придет и будет невидимо стоять в уголке, видеть дочь; если ее дочь будет бояться, будет бросать скотине корм в ноги, и скотина умрет - самой послышалось, как умершая мать шла – по стене руками шарила - умершему нельзя показаться – живые могут испугаться - у женщины умер муж, она плакала, он стал к ней ходить; женщину предупредили, что ходит нечистая сила и ее задавит; она надела на себя крестик, он сказал: «Но догадаласи, сёдни тибе бы смерть» - сама если не может что-нибудь делать, просит мать, чтобы подсобила – поминает; мать помогает, а на тот свет «не оберает»: самой 85 лет – считает, что чужой век живёт, лучше умереть в 70 лет - умирать лучше летом; сама слепая, когда повезут хоронить, глаза бы открылись, и посмотрела бы на белый свет
|
Репортаж |
21 |
О хозяйственных работах, обрядах:
- сама церпам жала - родители научили косить, молотить - отец не заходил в колхоз, когда стали уводить корову, ушел в лес, чтобы не броситься с топором на тех, кто раскулачивал - отец «на обухе рожь молотит, а зерёнышка не уронит» - когда отец умер, в колхозе подошва для молотьбы была со щелями, отец если бы увидел, бросился бы на народ и на председателя – был «скрутной» - пока в единоличном жили – голода не знали - родители не дали закончить даже первый класс – надо было прясть - девочек учили прясть: когда первый клубок напряла, мать бросила клубок в печку, а ей велела бежать на улицу и голым задом сесть на землю – «штобы научило прясть»
|
Репортаж |
22 |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:
- девочка увидела умершего отца: подошел к ней и сказал: «Милая ты моя доченька» - мужа поминает за столом: «Помяни, £осподи, милово мужа Ивана Сергеевича» - на кладбище кусочки кладут на крестики, на могилку сыплют кутью – птички съедят
|
Репортаж |
23 |
- в армию провожать надо божественно, со словами: «Спаси, Господь, и сохрани, Господь» и перекрестить - «Родительское слово на огне не горит и в воде не тонет» - когда в армию провожали, делали небольшой праздник - если родители умерли, перед уходом в армию надо сходить на могилку, «к родителю поклонитцы» - провожали в армию с иконкой - перед уходом в армию вешают ленточку; в д. Гусево парень перед уходом в армию привязал в саду на яблоню ленточку, когда погиб, мать причитала на эту ленточку
|
Репортаж |
24 |
Малину не едать, Боле с девушкам не гуливать И дома не бывать
- текст |
Рекрутская частушка |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |