Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 114

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Глядково

24.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Гуреева В. В.

 

 

 

Исп. Смирнова Мария Ивановна, 1918 г. р., зд.

Смирнов Юрий Николаевич, 1932 г. р., зд

Смирнов Африкан Юрьевич, 1953 г. р., зд. (№ 6)

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: по домам ходили ряженые «цыганками», ничего не просили, им так подавали

 

Репортаж

02

Шла Каледа

Из Нова-города,

Она спрашивала

Усударцева двора.

 

- текст

- комм.: как заходили в избу, так и запевали Каледу

- повтор текста

- проба напева (дочь)

- комм.: с Каледой ходили, одевались так же, как и дома, ходили с корзинкой, им «куски» подавали

 

Коляда

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- НОВЫЙ ГОД: колядовать ходили; девки ходили «цыганками», а ребята «Каледой»; ребята с девками ходили «порозь»

- СВЯТКИ: раньше девушки бегали гадать, зачеркивались

- смотрелись в зеркало

- зачеркивались на «крестах» на дороге, слушали, с какой стороны «сваты приедут»; зачеркивались сковородником 

- девушки гадали у ворот конюшни, слушали, если лошади «заскулят», дак хорошо жить будешь

- когда в зеркало смотрели, клали в стакан кольцо, смотрели, кто покажется

- когда слушали на «крестах», то ложились на снег; зачеркивались сковородником, слушали, откуда «сваты поедут», в ту сторону замуж выйдешь

 

Репортаж

04

О воспитании детей:

 

- принимать роды приходила акушерка из Юрочкино, мыла ребенка; рожали дома

- когда маленьких ребятишек укладывали спать, то им рассказывали сказки; ребятишки сами друг другу рассказывали сказки 

- когда детей укладывали спать, то «байкали», «гачали»

 

Репортаж

05

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ: ходили за вербами в церковь, их держали до Егория

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: когда погонят коров, вербу опускали в воду

 

Репортаж

06

Об игре на гармони:

 

- играли на гармони «Хулиганского», «Вышибаловку»; под эти два наигрыша плясали и дрались

- когда сам учился играть, то сидел перед зеркалом

- раньше постоянно дрались; перед тем, как дрались, «хоркали»; «хоркал» перед дракой тот, кто считался главным 

 

Репортаж

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Мачево

24.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Гуреева В. В.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Ухова Галина Михайловна, 1928 г. р., зд.

 

07

О престольных праздниках:

 

- в д. Мачево Ильин день считался главным праздником, еще отмечались праздники Михайлов день и «обещанный» праздник Скорбящей Божьей матери (на пятый день Пасхи)

- на праздники собирались гости, песни пели, плясали под гармошку

 

Репортаж

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: начинались с Рождества

- ходили «загадывать»

- рядились: сноха одевалась «военным человеком» (это было в войну); ряженые ходили по беседам и по «весёлым»; у снохи (когда она наряжалась) «песня песню родит»

- загадывали перед Рождеством и Крещеньем; ходили на «середокрёстную дорогу» (перекресток дорог), в гуме нник, делали, чтобы «блюдечко ходило»

- на перекрестке слушали, откуда приедет суженый-ряженый, в какой стороне послышится колокольчик

 

Репортаж

09

Таракан-пошёхон,

Покажи милова дом

 

- снач. комм.: сама клала таракана в коробок под подушку и загадывала

- текст

- комм.: какой дом приснился, в том и жила

 

Приговор на святочное гадание

10

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: когда гадали на перекрестке, одна «припадала» к земле, остальные девушки смеялись; зачерчивались сковородником, «делали черту»

 

Репортаж

11

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К ситу, шиту, к бриту.

 

- фрагмент текста

 

Детская потешка

12

Не ложися на краю,

Придёт серенькой волчок,

Уташшит во лесок.

 

- снач. комм.: раньше «байкали»

- фрагмент текста

 

Колыбельная

13

О календарных обрядах и праздниках:

 

- мама пекла «кресты», в них запекала копейку, уголь, «доску»; если попадалась копейка, то жить будешь богато, если «доска», то умрешь; «крестик» был в толщину пальца; эти кресты съедали  

- ПАСХА: ребятишки ходили с сумками по домам и собирали яйца; это было «положено» - дать «дите» яйцо

 

Репортаж

 

14

На гачулюшке качалась,

Не боялась высоты.

Милый выхватил гребёлочку

Из русыи косы.

 

- текст

 

Частушка

15

О беседах:

 

- на беседы девушки брали с собой прялку; за вечер надо было напрясть «кубышку» льна

 

Репортаж

16

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: собирали жерди, ставили их «костром» («шалашом»), сверху привязывали веник; Масленицу жгли у пруда на середине деревни; жгли в последний день – в воскресенье

- ребята бегали вокруг костра, мазались сажей, кричали

 

Репортаж

17

Ура! Масленица-е…унья!

 

- снач. комм.: у масленичного костра ребята кричали

- текст

- комм.: дети и ребята, которые были у костра, все кричали

 

Выкрик на Масленицу

18

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю.

А придёт серенькой волчок,

Схватит Лёшу за бочок

И уташшит во лесок.

 

- повтор напева

 

Колыбельная

19

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в …

 

- фрагмент текста

- комм.: бегали по лужам и кричали

 

Закличка на дождь

20

Ау! Ау!

 

- комм.: аукались в лесу, имя не называли, т.к. знали по голосу, кто кричит

 

Ауканье в лесу

21

На гачулюшке качалась,

Не боялась высоты.

Милый выхватил гребёлочку

Из русые косы.

 

 

Частушка

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Чуровский с/с

с. Чуровское

25.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

                             Кулева М. А.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Кондратюк Евдокия Кузьминична, 1917 г. р., род. в д. Ложково Чуровского с/с

 

22

О престольных праздниках:

 

- в с. Чуровское Фролов день («Фролы», 31 августа) – престольный праздник; на праздники собирался народ, варили пиво, пекли пироги, приезжали гости;

- с утра «обряжались», начинали готовиться к празднику, пекли пироги, а вечером собирались на гулянку;

- девки с парнями гуляли парочками кругом деревни; ходили с гармошками, балалайками; девушки и парни гуляли вместе   

- на праздники в других деревнях варили кисель; в первую очередь подавали кисель с суслом

- мама на Фролов день варила из солода пиво в корчагах, пекли пироги

 

Репортаж

23

О свадебном обряде:

 

- на венчание ездили на лошадях; лошади были украшены колокольчиками; ехало несколько лошадей, на первой лошади ехали молодые 

- молодым загораживали дорогу, заваливали; молодые должны были что-нибудь дать, чтобы их пропустили; давали бутылку, пироги

 

Репортаж

 

24

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили ряжеными; наряжались «старушкой», «старичком»; ряжеными ходила молодежь; ряженые ходили по домам, плясали, им за это давали подарки 

- Святки были с Нового Года (1 января) до Рождества (7 января); ходили «сдоблёными» каждый день;

- рядились «парнем», «девчонкой», «старушкой» с клюшкой; «старушки» надевали старые сарафаны, кофты, платочки

- ряженые приходили в дома, плясали, «выплясывали» подарки; могли приходить с гармошкой; подарки складывали в передники; ряженым подавали сахар, конфеты, пряники, хлеб 

- «сдоблёными» рядились молодежь – девчонки и прани; ходили вечером, утром никто не ходил ряжеными; ходили не только по своей деревне, но и в чужие деревни

- кричали: «Пойдёмте колядовать!»; ходили на перекрестки гадать на суженого-ряженого

- МАСЛЕНИЦА: катались на саночках;  в течение масленичной недели каждый день в какой-то одной деревне было «каталишшо», съезжались на лошадях из разных деревень, женихи катали своих невест, молодежь катались кругом деревни «по кругу»

- лошадей украшали ленточками, колокольчиками

- пекли блины

- ребятишки катались с горы на «корёжках», «корёжки «подливали» [замораживали] , делали из выдолбленного бревна; катались на санках

- жгли Масленицу; собирали колеса, все ненужное и свозили в одну кучу, вечеров (около семи часов) поджигали; жгли Масленицу за деревней, в поле

- на костер ребятишки собирали по деревне лом, дрова, колеса; все в деревне уже знали, что надо что-нибудь дать на Масленицу

- когда горел костер, прыгали через него, т.к. «надо все грехи сжечь»; прыгали взрослые и дети

- БЛАГОВЕЩЕНИЕ: старушки праздновали этот день

- ПАСХА: ребята дарили девушкам яйца, а девушки – ребятам; они встречались «на сходе»

 

Репортаж

25

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ  (6 мая): выпускали коров, обходили скотину с иконой, приглашали батюшку, пастуха не было

 

Репортаж

26

О детских играх:

 

- дети собирались в одной избе, играли в игры

 

Репортаж

27

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойника одного не оставляли, старушки всю ночь читали молитвы; оставлять покойника одного считалось большим грехом

- обмывать покойника звали старушек, у которых не было мужа (кто с мужем живет, тому грех обмывать)

- воду, которой обмывали покойника, выплескивали на угол, а посуду, в которой была вода, били на улице

- когда покойника обмоют, сразу клали в гроб или на «дощечку»; покойника одевали заранее приготовленную новую одежду

- в гроб клали белую простынь; мама перед смертью боялась мороза, просила одеть ее не в одну кофту; когда ее хоронили, то разложили перья по гробу, чтобы было теплее; подушку для покойного набивали ватой, а раньше – куделью

- гроб ставили в правый угол, где иконы, клали головой к иконе, а ногами к двери

- хоронили на 3-й день; вся деревня провожала покойника до кладбища; когда хоронили покойника, кого-нибудь оставляли дома, накрывали на стол, мыли пол

- после похорон все приходили на поминки; покойнику наливали стопку водки и держали ее до 40-го дня; на 40-й день приносили эту стопку на кладбище и ставили ее на могилку - «покойник выпивал»; до 40-го дня эту стопку накрывали хлебом и ставили на шкаф

- на 40-й день звали людей поминать, приносили им конфеты, печенье и звали на поминки 

- перед поминками в дверях избы стоял человек с миской кутьи и с ложкой, и каждый, пришедший на поминки, ел по ложке кутьи

- годовщину справляли по покойнику

- накануне 40-го дня обносили жителей деревни угощением и звали на поминки

- когда похоронят покойника, ставили крест деревянный, потом его меняли на памятник

- вывешивали рушник; считалось, что покойник до 40-го дня будет приходить, плакать и вытирать слезы рушником

 

 

Репортаж

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Чуровский с/с

с. Чуровское

25.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

                             Кулева М. А.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Быстров Алексей Александрович, 1925 г. р.,

род. в д. Дураково Никольского с/с (бывш. Пришекснинского р-на ?)

Быстрова Зинаида Яковлевна, 1924 г.р., род. д. Заречная Сосновского с/с

 

28

О престольных праздниках:

 

- ИВАН ПОСТНЫЙ (11 сентября) отмечали в д. Покраево (?) и в д. Дураково; смотрели, в какой деревне было больше народу на гулянии, в ту деревню шли гулять

- в праздник гуляли, парни выбирали себе невест

- Иван Постный – это престольный праздник; гуляли, ходили по деревням, приезжали на лошадях гости, собирали застолье, гуляли по деревне, плясали; девушки и женщины плясали в одном «краю», а мужчины в другом «краю», могли и все вместе плясать

- молодежь по 5-6 человек взявшись под руки, ходили по деревне; где гармошка заиграет, там все и собирались 

 

Репортаж

29

О драках:

 

- была «Хулиганская» игра

- парни на гулянках дрались, девчонки их разнимали

- парни ходили партия на партию: одна партия была с одного прихода, вторая – с другого прихода («пришли девушек завлекать»); раньше был Чуровский приход и «Запогосье» – второй приход (Шексна вторая, там была церковь); они дрались друг с другом, свои парни прогоняли чужих с праздника, когда местные приходили на праздник в чужой приход, то и их тоже оттуда прогоняли

- если были друзья в разных приходах, то они ходили на праздник друг к другу в гости

- если на праздник приходили парни из чужого прихода, это означало, что обязательно будет драка; сначала гуляли, плясали, веселились, потом начинали драться

- в каждой партии были «отпетые», им было «всё нипочём», у них была железная трость или ножик; дрались также кольями

- одного парня в Покров избили насмерть так, что у него глаза вылетели

- когда драка начиналась,  нужно было, чтобы гармошку было далеко слышно, гармонист «резонно берёт, на все клавиши»

- когда парни шли гулять, то договаривались, победят они или нет; если договаривались о победе, то в драке стояли до последнего, «на смерть»

- в каждой партии был свой «глава, как хозяин»; в драке все его слушались; парни договаривались, куда идти гулять; никто не шел против слова главаря

- в драке гармошка начинала играть «порезоннее», гармонист жал на все лады, «чтобы душу розжигало у людей», чтобы никто не убегал, чтобы «довести дело до конца»

- если парень в драке «хоркал», это значило, что он считал себя «лютым»

 

Репортаж

30

О беседах:

 

- девушки договаривались с хозяином об избе; парни на посиделках могли лампу разбить и завести драку

- в темном месте заводили «Горе», там сидели парами; одна пара посидит, потом уступает место другой паре

- посиделки делали зимой после Пречистой (21 сентября)

- девушки договаривались, в какой деревне и в какой день будет посиделка

- раньше на посиделках девушки пряли; парни над ними подшучивали; если парню не понравилось, что девушка долго сидела в «Горе» с другим, он мог сжечь у нее кужель

 

Репортаж

31

Пошли «Горе» чистить!

 

- снач. комм.: так говорили, если парень с девкой в «Горе» долго просидели

- текст

- комм.: некоторые пары уже готовились к свадьбе и сидели долго, договаривались в «Горе»

 

Выкрик на беседе

32

Труба! С коленом!

 

- снач. комм.: если девушка парню изменила в «Горе», то ей кричали

- текст

- комм.: когда кричали, то стучали по трубе, по заслонке

 

Выкрик на беседе

33

О беседах:

 

- на посиделках устраивали «любовные» игры, играли в «Заиньку» (6-8 человек)

- если не было балалайки и гармошки, то плясали под «Семечко», т. е. «под язык» - она скороговоркой говорила какие-то слова; «под язык» могли плясать как девушки, так и парни

- «весёлые» беседы устраивались в большие праздники (например, Рождество); девушки звали своих подруг из других деревень, они оставались у них ночевать

- на «весёлой» девушки пряли и пели песни протяжные песни; девушку дома хвалили, если она много напряла

- на беседах пряли на прялках, а на «весёлых» - на самопрялках

- девушки на «весёлую» приходили со снарядом, за «весёлую» меняли несколько снарядов

- на праздники звали родных в гости

- на беседах парни с девками знакомились

 

Репортаж

34

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: после Рождества, перед Новым годом наряжались «сдоблёными»

 

 

35

О хозяйственном укладе:

 

- летом работали, заготовляли хлеб, картошку, а зимой ездили по праздникам;

- зимой также работали, мужики ездили в лес за бревнами для тех, кто строился; если люди женились, им нужно было обязательно построить свой дом

- женщины зимой пряли, а мужики строили дома

 

Репортаж

36

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: наряжались смешно, ходили по домам, им подавали пироги, пиво

- «сдоблёные» наряжались «парнями»: выворачивали ватные штаны и полушубок на левую сторону, на голову накидывали половик, чтобы лица было не видно; ходили с гармонистом по домам, плясали; могли приходить в чужие деревни

- могли безобразничать: разваливали поленницы дров, затыкали трубу; делали «брекотушку» - кто-нибудь разматывал катушку с нитками и привязывал к двери, а сам из-за дерева бренчал – как будто в дом стучались; ставили дровни к дверям дома, когда дом открывали, то дровни валились; утаскивали сани и катались на них 

- «сдоблёными» ходили перед Рождеством или перед Новым годом; ходили по вечерам  

- МАСЛЕНИЦА: была перед Великим постом

- когда жгут Масленицу, ребятишки кричали, что «молоко горит», что молока не будет семь недель

- во время Великого поста хозяева копили сметану, творог; нельзя было есть мясное и молочное 

- ребятишки с утра начинали собирать на масленичный костер солому, дрова, все это приносили на место около леса, там рубили елки и делали костер; зажигали Масленицу вечером; ребятишки бегали у костра и кричали, что «молоко сгорело»; елки ставили, как «шалаш» 

- на следующий день молока уже не давали

 

Репортаж

37

Давай на Масленицу!

Не жалей! Не жалей!

 

- снач. комм.: когда ребятишки собирали на масленичный костер, ходили по деревне и просили у хозяина

- текст

- комм.: если хозяин не давал дров и сена, то у него все равно воровали

 

Выкрик на Масленицу

38

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: пекли разные фигурки из теста: птичек, лошадок, свистульки; их пекли, чтобы ребятишки не просили молочного и мясного

 

Репортаж

39

Не ходите, девки, взамуж

В Чистой понедельник.

 

- фрагмент текста

 

Частушка

40

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: узнавали погоду – если погода ясная, то грибов и ягод не будет; если «валит снег», значит будут

- МАСЛЕНИЦА: перед Масленицей зятья ездили к теще в гости; когда зятя спрашивали, куда он поехал, то он отвечал: «К теще, надо барана доести, а то завтра не дадут»; теща делала варила целый чугун баранины, надо было перед постом доесть, чтобы не испортилось

 

Репортаж

41

Сказка – приказка,

Прикована коляска

Блин толстом…

 

- снач. комм.: могли петь «ростяжным» голосом и качать люльку

- фрагмент текста

- комм.: пели протяжные песни, укачивали ребятишек

 

Детская потешка

42

О староверах:

 

- у староверов был «свой обряд жизни»; они не давали никому из своей чашки пить, ложку, миску всегда носили с собой

- у них были молитвы на «другой лад», не как в обычной церкви

- у каждой деревне, где жили староверы, была своя моленная – часовня

 

 

Репортаж

Вологодская область,      

Шекснинский район,

Чуровский с/с

с. Чуровское

25.07.2003.

Зап.: Кузьмина Т. А.

                             Кулева М. А.

 

 

 

 

 

 

Исп. Леушева Галина Михайловна, 1931 г. р., род. зд.

 

43

О гуляниях, беседах:

 

- на массовые гуляния собирались молодежь, молодые женщины, старушки, все гуляли; массовые гуляния были по воскресеньям летом;

- зимой проводили беседы, посиденки; на них собиралась молодежь; комсомольцам запрещали ходить на беседы

 

Репортаж

44

Об обработке льна и зерна:

 

- зимой собирали для колхоза золу

- в гуменниках колотили лен; ноги заваливали горячим льном, чтобы было не холодно

- когда околачивали зерно, то сажали на лошадей ребят и гоняли лошадей  по снопам 

- раньше околачивали сено «погудалами», они были как кнуты; стелили ряд снопов и молотили

 

Репортаж

45

О престольных праздниках:

 

- раньше праздновали Пречистую Божью Матерь по всему округу; старушки в этот праздник ничего не делали

 

Репортаж

46

О беседах:

 

- зимой были посиделки, они назывались «веселые»; начинались с осени, когда снег выпадал («по мелкому снегу»); играли на гармошке; собирались вечерами в разных деревнях

- сходились как на массовое гуляние 

 

Репортаж

47

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ начинались с Рождества

- одевались «сдоблёными»; женщины (по 40-50 лет) надевали домотканую одежду (юбки, кофты, фартуки), завязывались полотенцами, у полотенец были вышитые концы (у мамы было полотенце, на котором было вышито «Анна»); полотенца повязывали на пояс

- на все праздники украшали иконы полотенцами

- раньше на кофты были «в талию», на них было много пуговиц, юбки носили расклешенные, ботинки были на шнурках

- «сдоблёные» ходили по деревням, заходили в дома, плясали; ходили с корзинками, им что-нибудь давали – яйца, пирогов

- с Рождества до Крещения ходили «сдоблёными», наряжались так, чтобы нельзя было узнать

- ряженые назывались «коляди» (?)

- МАСЛЕНИЦА: делали высокую Масленицу и жгли костер; ездили на лошадях, катали маленьких ребятишек; лошади были украшенные колокольчиками

- делали ярмарку; девушки со своими женихами катались на лошадях

- собирались ребята и девушки и делали масленичный костер: парни рубили деревья на костер

- на костре «сгорали все грехи»; прыгали через костер

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: маленьких детей пугали: «Клюшка сейчас кочерга придёт, дак застукает всех», дети боялись

 

Репортаж

48

Богова коровушка,

Вёдра ли дожжа?

Лити на небеса,

Там твои детки

Кушают конфетки.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: когда сами маленькими играли, если поймают божью коровку, то кричали

- повтор текста

- повтор текста

 

Закличка божьей коровке

49

Дожжик, лей, лей, лей,

На меня и на людей!

На меня по крошке,

А на людей по ложке.

 

- текст

 

Закличка на дождь

50

Дожжик, дожжик, перестань!

Я поеду в Арестань.

 

- фрагмент текста

 

Закличка на дождь

51

Дожжик, лей, лей, лей,

На меня и на людей!

На меня по крошке,

А на людей по ложке.

 

- фрагмент текста

- повтор текста

 

Закличка на дождь

52

Дожик, дожик, перестань!

Я поеду в Арестань.

 

- фрагмент текста

 

Закличка на дождь

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198