Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 114 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Глядково 24.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Гуреева В. В.
|
Исп. Смирнова Мария Ивановна, 1918 г. р., зд.
Смирнов Юрий Николаевич, 1932 г. р., зд
Смирнов Африкан Юрьевич, 1953 г. р., зд. (№ 6)
01 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: по домам ходили ряженые «цыганками», ничего не просили, им так подавали
|
Репортаж |
|
02 |
Из Нова-города, Она спрашивала Усударцева двора.
- текст - комм.: как заходили в избу, так и запевали Каледу - повтор текста - проба напева (дочь) - комм.: с Каледой ходили, одевались так же, как и дома, ходили с корзинкой, им «куски» подавали
|
Коляда |
|
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- НОВЫЙ ГОД: колядовать ходили; девки ходили «цыганками», а ребята «Каледой»; ребята с девками ходили «порозь» - СВЯТКИ: раньше девушки бегали гадать, зачеркивались - смотрелись в зеркало - зачеркивались на «крестах» на дороге, слушали, с какой стороны «сваты приедут»; зачеркивались сковородником - девушки гадали у ворот конюшни, слушали, если лошади «заскулят», дак хорошо жить будешь - когда в зеркало смотрели, клали в стакан кольцо, смотрели, кто покажется - когда слушали на «крестах», то ложились на снег; зачеркивались сковородником, слушали, откуда «сваты поедут», в ту сторону замуж выйдешь
|
Репортаж |
|
04 |
- принимать роды приходила акушерка из Юрочкино, мыла ребенка; рожали дома - когда маленьких ребятишек укладывали спать, то им рассказывали сказки; ребятишки сами друг другу рассказывали сказки - когда детей укладывали спать, то «байкали», «гачали»
|
Репортаж |
|
05 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ: ходили за вербами в церковь, их держали до Егория - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: когда погонят коров, вербу опускали в воду
|
Репортаж |
|
06 |
- играли на гармони «Хулиганского», «Вышибаловку»; под эти два наигрыша плясали и дрались - когда сам учился играть, то сидел перед зеркалом - раньше постоянно дрались; перед тем, как дрались, «хоркали»; «хоркал» перед дракой тот, кто считался главным
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Юроченский с/с д. Мачево 24.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кукушкин А. В. Гуреева В. В.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Ухова Галина Михайловна, 1928 г. р., зд.
07 |
- в д. Мачево Ильин день считался главным праздником, еще отмечались праздники Михайлов день и «обещанный» праздник Скорбящей Божьей матери (на пятый день Пасхи) - на праздники собирались гости, песни пели, плясали под гармошку
|
Репортаж |
|
08 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: начинались с Рождества - ходили «загадывать» - рядились: сноха одевалась «военным человеком» (это было в войну); ряженые ходили по беседам и по «весёлым»; у снохи (когда она наряжалась) «песня песню родит» - загадывали перед Рождеством и Крещеньем; ходили на «середокрёстную дорогу» (перекресток дорог), в гуме нник, делали, чтобы «блюдечко ходило» - на перекрестке слушали, откуда приедет суженый-ряженый, в какой стороне послышится колокольчик
|
Репортаж |
|
09 |
Покажи милова дом
- снач. комм.: сама клала таракана в коробок под подушку и загадывала - текст - комм.: какой дом приснился, в том и жила
|
Приговор на святочное гадание |
|
10 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: когда гадали на перекрестке, одна «припадала» к земле, остальные девушки смеялись; зачерчивались сковородником, «делали черту»
|
Репортаж |
|
11 |
Прикована коляска К ситу, шиту, к бриту.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
|
12 |
Придёт серенькой волчок, Уташшит во лесок.
- снач. комм.: раньше «байкали» - фрагмент текста
|
Колыбельная |
|
13 |
О календарных обрядах и праздниках:
- мама пекла «кресты», в них запекала копейку, уголь, «доску»; если попадалась копейка, то жить будешь богато, если «доска», то умрешь; «крестик» был в толщину пальца; эти кресты съедали - ПАСХА: ребятишки ходили с сумками по домам и собирали яйца; это было «положено» - дать «дите» яйцо
|
Репортаж
|
|
14 |
Не боялась высоты. Милый выхватил гребёлочку Из русыи косы.
- текст
|
Частушка |
|
15 |
- на беседы девушки брали с собой прялку; за вечер надо было напрясть «кубышку» льна
|
Репортаж |
|
16 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: собирали жерди, ставили их «костром» («шалашом»), сверху привязывали веник; Масленицу жгли у пруда на середине деревни; жгли в последний день – в воскресенье - ребята бегали вокруг костра, мазались сажей, кричали
|
Репортаж |
|
17 |
- снач. комм.: у масленичного костра ребята кричали - текст - комм.: дети и ребята, которые были у костра, все кричали
|
Выкрик на Масленицу |
|
18 |
Не ложися на краю. А придёт серенькой волчок, Схватит Лёшу за бочок И уташшит во лесок.
- повтор напева
|
Колыбельная |
|
19 |
Я поеду в …
- фрагмент текста - комм.: бегали по лужам и кричали
|
Закличка на дождь |
|
20 |
- комм.: аукались в лесу, имя не называли, т.к. знали по голосу, кто кричит
|
Ауканье в лесу |
|
21 |
Не боялась высоты. Милый выхватил гребёлочку Из русые косы.
|
Частушка |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с с. Чуровское 25.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кулева М. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Кондратюк Евдокия Кузьминична, 1917 г. р., род. в д. Ложково Чуровского с/с
22 |
- в с. Чуровское Фролов день («Фролы», 31 августа) – престольный праздник; на праздники собирался народ, варили пиво, пекли пироги, приезжали гости; - с утра «обряжались», начинали готовиться к празднику, пекли пироги, а вечером собирались на гулянку; - девки с парнями гуляли парочками кругом деревни; ходили с гармошками, балалайками; девушки и парни гуляли вместе - на праздники в других деревнях варили кисель; в первую очередь подавали кисель с суслом - мама на Фролов день варила из солода пиво в корчагах, пекли пироги
|
Репортаж |
|
23 |
- на венчание ездили на лошадях; лошади были украшены колокольчиками; ехало несколько лошадей, на первой лошади ехали молодые - молодым загораживали дорогу, заваливали; молодые должны были что-нибудь дать, чтобы их пропустили; давали бутылку, пироги
|
Репортаж
|
|
24 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили ряжеными; наряжались «старушкой», «старичком»; ряжеными ходила молодежь; ряженые ходили по домам, плясали, им за это давали подарки - Святки были с Нового Года (1 января) до Рождества (7 января); ходили «сдоблёными» каждый день; - рядились «парнем», «девчонкой», «старушкой» с клюшкой; «старушки» надевали старые сарафаны, кофты, платочки - ряженые приходили в дома, плясали, «выплясывали» подарки; могли приходить с гармошкой; подарки складывали в передники; ряженым подавали сахар, конфеты, пряники, хлеб - «сдоблёными» рядились молодежь – девчонки и прани; ходили вечером, утром никто не ходил ряжеными; ходили не только по своей деревне, но и в чужие деревни - кричали: «Пойдёмте колядовать!»; ходили на перекрестки гадать на суженого-ряженого - МАСЛЕНИЦА: катались на саночках; в течение масленичной недели каждый день в какой-то одной деревне было «каталишшо», съезжались на лошадях из разных деревень, женихи катали своих невест, молодежь катались кругом деревни «по кругу» - лошадей украшали ленточками, колокольчиками - пекли блины - ребятишки катались с горы на «корёжках», «корёжки «подливали» [замораживали] , делали из выдолбленного бревна; катались на санках - жгли Масленицу; собирали колеса, все ненужное и свозили в одну кучу, вечеров (около семи часов) поджигали; жгли Масленицу за деревней, в поле - на костер ребятишки собирали по деревне лом, дрова, колеса; все в деревне уже знали, что надо что-нибудь дать на Масленицу - когда горел костер, прыгали через него, т.к. «надо все грехи сжечь»; прыгали взрослые и дети - БЛАГОВЕЩЕНИЕ: старушки праздновали этот день - ПАСХА: ребята дарили девушкам яйца, а девушки – ребятам; они встречались «на сходе»
|
Репортаж |
|
25 |
- ЕГОРИЙ (6 мая): выпускали коров, обходили скотину с иконой, приглашали батюшку, пастуха не было
|
Репортаж |
|
26 |
- дети собирались в одной избе, играли в игры
|
Репортаж |
|
27 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойника одного не оставляли, старушки всю ночь читали молитвы; оставлять покойника одного считалось большим грехом - обмывать покойника звали старушек, у которых не было мужа (кто с мужем живет, тому грех обмывать) - воду, которой обмывали покойника, выплескивали на угол, а посуду, в которой была вода, били на улице - когда покойника обмоют, сразу клали в гроб или на «дощечку»; покойника одевали заранее приготовленную новую одежду - в гроб клали белую простынь; мама перед смертью боялась мороза, просила одеть ее не в одну кофту; когда ее хоронили, то разложили перья по гробу, чтобы было теплее; подушку для покойного набивали ватой, а раньше – куделью - гроб ставили в правый угол, где иконы, клали головой к иконе, а ногами к двери - хоронили на 3-й день; вся деревня провожала покойника до кладбища; когда хоронили покойника, кого-нибудь оставляли дома, накрывали на стол, мыли пол - после похорон все приходили на поминки; покойнику наливали стопку водки и держали ее до 40-го дня; на 40-й день приносили эту стопку на кладбище и ставили ее на могилку - «покойник выпивал»; до 40-го дня эту стопку накрывали хлебом и ставили на шкаф - на 40-й день звали людей поминать, приносили им конфеты, печенье и звали на поминки - перед поминками в дверях избы стоял человек с миской кутьи и с ложкой, и каждый, пришедший на поминки, ел по ложке кутьи - годовщину справляли по покойнику - накануне 40-го дня обносили жителей деревни угощением и звали на поминки - когда похоронят покойника, ставили крест деревянный, потом его меняли на памятник - вывешивали рушник; считалось, что покойник до 40-го дня будет приходить, плакать и вытирать слезы рушником
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с с. Чуровское 25.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кулева М. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Быстров Алексей Александрович, 1925 г. р.,
род. в д. Дураково Никольского с/с (бывш. Пришекснинского р-на ?)
Быстрова Зинаида Яковлевна, 1924 г.р., род. д. Заречная Сосновского с/с
28 |
- ИВАН ПОСТНЫЙ (11 сентября) отмечали в д. Покраево (?) и в д. Дураково; смотрели, в какой деревне было больше народу на гулянии, в ту деревню шли гулять - в праздник гуляли, парни выбирали себе невест - Иван Постный – это престольный праздник; гуляли, ходили по деревням, приезжали на лошадях гости, собирали застолье, гуляли по деревне, плясали; девушки и женщины плясали в одном «краю», а мужчины в другом «краю», могли и все вместе плясать - молодежь по 5-6 человек взявшись под руки, ходили по деревне; где гармошка заиграет, там все и собирались
|
Репортаж |
|
29 |
- была «Хулиганская» игра - парни на гулянках дрались, девчонки их разнимали - парни ходили партия на партию: одна партия была с одного прихода, вторая – с другого прихода («пришли девушек завлекать»); раньше был Чуровский приход и «Запогосье» – второй приход (Шексна вторая, там была церковь); они дрались друг с другом, свои парни прогоняли чужих с праздника, когда местные приходили на праздник в чужой приход, то и их тоже оттуда прогоняли - если были друзья в разных приходах, то они ходили на праздник друг к другу в гости - если на праздник приходили парни из чужого прихода, это означало, что обязательно будет драка; сначала гуляли, плясали, веселились, потом начинали драться - в каждой партии были «отпетые», им было «всё нипочём», у них была железная трость или ножик; дрались также кольями - одного парня в Покров избили насмерть так, что у него глаза вылетели - когда драка начиналась, нужно было, чтобы гармошку было далеко слышно, гармонист «резонно берёт, на все клавиши» - когда парни шли гулять, то договаривались, победят они или нет; если договаривались о победе, то в драке стояли до последнего, «на смерть» - в каждой партии был свой «глава, как хозяин»; в драке все его слушались; парни договаривались, куда идти гулять; никто не шел против слова главаря - в драке гармошка начинала играть «порезоннее», гармонист жал на все лады, «чтобы душу розжигало у людей», чтобы никто не убегал, чтобы «довести дело до конца» - если парень в драке «хоркал», это значило, что он считал себя «лютым»
|
Репортаж |
|
30 |
- девушки договаривались с хозяином об избе; парни на посиделках могли лампу разбить и завести драку - в темном месте заводили «Горе», там сидели парами; одна пара посидит, потом уступает место другой паре - посиделки делали зимой после Пречистой (21 сентября) - девушки договаривались, в какой деревне и в какой день будет посиделка - раньше на посиделках девушки пряли; парни над ними подшучивали; если парню не понравилось, что девушка долго сидела в «Горе» с другим, он мог сжечь у нее кужель
|
Репортаж |
|
31 |
- снач. комм.: так говорили, если парень с девкой в «Горе» долго просидели - текст - комм.: некоторые пары уже готовились к свадьбе и сидели долго, договаривались в «Горе»
|
Выкрик на беседе |
|
32 |
- снач. комм.: если девушка парню изменила в «Горе», то ей кричали - текст - комм.: когда кричали, то стучали по трубе, по заслонке
|
Выкрик на беседе |
|
33 |
- на посиделках устраивали «любовные» игры, играли в «Заиньку» (6-8 человек) - если не было балалайки и гармошки, то плясали под «Семечко», т. е. «под язык» - она скороговоркой говорила какие-то слова; «под язык» могли плясать как девушки, так и парни - «весёлые» беседы устраивались в большие праздники (например, Рождество); девушки звали своих подруг из других деревень, они оставались у них ночевать - на «весёлой» девушки пряли и пели песни протяжные песни; девушку дома хвалили, если она много напряла - на беседах пряли на прялках, а на «весёлых» - на самопрялках - девушки на «весёлую» приходили со снарядом, за «весёлую» меняли несколько снарядов - на праздники звали родных в гости - на беседах парни с девками знакомились
|
Репортаж |
|
34 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: после Рождества, перед Новым годом наряжались «сдоблёными»
|
|
|
35 |
- летом работали, заготовляли хлеб, картошку, а зимой ездили по праздникам; - зимой также работали, мужики ездили в лес за бревнами для тех, кто строился; если люди женились, им нужно было обязательно построить свой дом - женщины зимой пряли, а мужики строили дома
|
Репортаж |
|
36 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: наряжались смешно, ходили по домам, им подавали пироги, пиво - «сдоблёные» наряжались «парнями»: выворачивали ватные штаны и полушубок на левую сторону, на голову накидывали половик, чтобы лица было не видно; ходили с гармонистом по домам, плясали; могли приходить в чужие деревни - могли безобразничать: разваливали поленницы дров, затыкали трубу; делали «брекотушку» - кто-нибудь разматывал катушку с нитками и привязывал к двери, а сам из-за дерева бренчал – как будто в дом стучались; ставили дровни к дверям дома, когда дом открывали, то дровни валились; утаскивали сани и катались на них - «сдоблёными» ходили перед Рождеством или перед Новым годом; ходили по вечерам - МАСЛЕНИЦА: была перед Великим постом - когда жгут Масленицу, ребятишки кричали, что «молоко горит», что молока не будет семь недель - во время Великого поста хозяева копили сметану, творог; нельзя было есть мясное и молочное - ребятишки с утра начинали собирать на масленичный костер солому, дрова, все это приносили на место около леса, там рубили елки и делали костер; зажигали Масленицу вечером; ребятишки бегали у костра и кричали, что «молоко сгорело»; елки ставили, как «шалаш» - на следующий день молока уже не давали
|
Репортаж |
|
37 |
Не жалей! Не жалей!
- снач. комм.: когда ребятишки собирали на масленичный костер, ходили по деревне и просили у хозяина - текст - комм.: если хозяин не давал дров и сена, то у него все равно воровали
|
Выкрик на Масленицу |
|
38 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: пекли разные фигурки из теста: птичек, лошадок, свистульки; их пекли, чтобы ребятишки не просили молочного и мясного
|
Репортаж |
|
39 |
В Чистой понедельник.
- фрагмент текста
|
Частушка |
|
40 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: узнавали погоду – если погода ясная, то грибов и ягод не будет; если «валит снег», значит будут - МАСЛЕНИЦА: перед Масленицей зятья ездили к теще в гости; когда зятя спрашивали, куда он поехал, то он отвечал: «К теще, надо барана доести, а то завтра не дадут»; теща делала варила целый чугун баранины, надо было перед постом доесть, чтобы не испортилось
|
Репортаж |
|
41 |
Прикована коляска Блин толстом…
- снач. комм.: могли петь «ростяжным» голосом и качать люльку - фрагмент текста - комм.: пели протяжные песни, укачивали ребятишек
|
Детская потешка |
|
42 |
- у староверов был «свой обряд жизни»; они не давали никому из своей чашки пить, ложку, миску всегда носили с собой - у них были молитвы на «другой лад», не как в обычной церкви - у каждой деревне, где жили староверы, была своя моленная – часовня
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с с. Чуровское 25.07.2003. |
Зап.: Кузьмина Т. А. Кулева М. А.
|
||
|
|
|
|
Исп. Леушева Галина Михайловна, 1931 г. р., род. зд.
43 |
- на массовые гуляния собирались молодежь, молодые женщины, старушки, все гуляли; массовые гуляния были по воскресеньям летом; - зимой проводили беседы, посиденки; на них собиралась молодежь; комсомольцам запрещали ходить на беседы
|
Репортаж |
44 |
- зимой собирали для колхоза золу - в гуменниках колотили лен; ноги заваливали горячим льном, чтобы было не холодно - когда околачивали зерно, то сажали на лошадей ребят и гоняли лошадей по снопам - раньше околачивали сено «погудалами», они были как кнуты; стелили ряд снопов и молотили
|
Репортаж |
45 |
- раньше праздновали Пречистую Божью Матерь по всему округу; старушки в этот праздник ничего не делали
|
Репортаж |
46 |
- зимой были посиделки, они назывались «веселые»; начинались с осени, когда снег выпадал («по мелкому снегу»); играли на гармошке; собирались вечерами в разных деревнях - сходились как на массовое гуляние
|
Репортаж |
47 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ начинались с Рождества - одевались «сдоблёными»; женщины (по 40-50 лет) надевали домотканую одежду (юбки, кофты, фартуки), завязывались полотенцами, у полотенец были вышитые концы (у мамы было полотенце, на котором было вышито «Анна»); полотенца повязывали на пояс - на все праздники украшали иконы полотенцами - раньше на кофты были «в талию», на них было много пуговиц, юбки носили расклешенные, ботинки были на шнурках - «сдоблёные» ходили по деревням, заходили в дома, плясали; ходили с корзинками, им что-нибудь давали – яйца, пирогов - с Рождества до Крещения ходили «сдоблёными», наряжались так, чтобы нельзя было узнать - ряженые назывались «коляди» (?) - МАСЛЕНИЦА: делали высокую Масленицу и жгли костер; ездили на лошадях, катали маленьких ребятишек; лошади были украшенные колокольчиками - делали ярмарку; девушки со своими женихами катались на лошадях - собирались ребята и девушки и делали масленичный костер: парни рубили деревья на костер - на костре «сгорали все грехи»; прыгали через костер - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: маленьких детей пугали: «Клюшка сейчас кочерга придёт, дак застукает всех», дети боялись
|
Репортаж |
48 |
Вёдра ли дожжа? Лити на небеса, Там твои детки Кушают конфетки.
- текст - повтор текста - комм.: когда сами маленькими играли, если поймают божью коровку, то кричали - повтор текста - повтор текста
|
Закличка божьей коровке |
49 |
На меня и на людей! На меня по крошке, А на людей по ложке.
- текст
|
Закличка на дождь |
50 |
Я поеду в Арестань.
- фрагмент текста
|
Закличка на дождь |
51 |
На меня и на людей! На меня по крошке, А на людей по ложке.
- фрагмент текста - повтор текста
|
Закличка на дождь |
52 |
Я поеду в Арестань.
- фрагмент текста
|
Закличка на дождь |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |