Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 166 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Кукина Гора 20.08.04.
|
Зап Соловьев Л.Г. Самойлова Е.В. |
Исп.: Трофимова Лидия Алексеевна, 1926 г.р., род. - д. Гусево Карповского с\с
Трофимов Владимир Александрович, 1930 г.р., род. – д. Кукина Гора Ухтомьярского с\с
1. |
При Божьем престоле, Богу молитца. Сниться ей страшный-престрашный сон: Стоит Иисус Христос Руки-ноги скованы Голова пробита и т.д.
(«Сон Пресвятой Богородицы») - внач. комм.: во время войны, мама детям говорила, чтобы читали молитву - комм.: дети читали молитву и под бомбежкой остались живы; сама читает, когда идет в лес или куда-нибудь едет
|
Апокрифическая молитва |
2. |
Господь со мной, Иисуса встречу.
- внач. комм.: когда из дома выходит
|
Апокрифическая молитва |
3. |
- здесь в деревне женщины умеют причитать - в каждой ситуации – свои причёты: когда умрет, положат на лавку, кладут в гроб, провожают, в могилу опускают, в поминальные дни на могиле - на 20 дней, сорочины, год ходят на кладбище - когда идут на кладбище, начинают причитать недалеко от могилы
|
репортаж |
4. |
Ой, иду я, горюшиночка, По нахоженой дороженьке, По натоптаной тропиночке.
(сюжет: «Расколисе мать-сыра земелюшка») - внач. комм.: причитала по зятю; начинает причитать, пока еще не дошла до могилки
|
Поминальное причитание |
5. |
Мы идём да горюшиночки По нахоженной дороженьке По натоптанной тропиночьке
- фр. текста - на кладбище ходили родственники, причитали – кто умеет, родственники женщины; причитали громко
|
Поминальное причитание |
6. |
- маленьких детей лечили от золотухи - корова была потная, сырая, женщина ее лечила - женщина делала, чтобы потерявшаяся скотина приходила домой - корову водил хозяин-лесной - хозяин есть в избе, во дворе, в лесу - в доме – домовой-хозяин, его просят: «Хозяин-батюшко, хозяюшка-матушка» - сама хозяина не видит, «а на уме-то ведь есть» - в избе и на дворе разные хозяева - самому дворовой показался во сне человеком – «в голову п?ло, что это хозяин двора» - в поле есть хозяин
|
репортаж |
7. |
Мы помылись в баёнке и малые детки, И вы помойтесь.
- внач. комм.: нужно сказать, когда помоешься - комм.: должен сказать последний человек перед уходом
|
Приговор баеннику |
8. |
Хозяюшка-матушка, Спасибо за баёнку
|
Приговор баеннику |
9. |
Хозяин, хозяюшка и малые детки, Любите моёво милово живота.
- внач. комм.: когда подъезжаешь на лошади к любому дому, лошадь нужно заводить во двор самому и просить - комм.: сам это делает – лошадь всегда сухая и сытая
|
Приговор дворовому |
10. |
- первый раз скотину выгоняли только в Егорий (6 мая) - пастух пас 19 лет – ни одна животина не пропала – пас с обходом; - перед пастьбой пастух брал литр вина и шел договариваться с лесовым-хозяином; предлагал и другим сходить вместе с ним; лесовой выглядел обычным мужиком – пил вино с пастухом, разговаривал - пастух мог взять обход на ремень; когда выгоняет – ремень завязан на себе, когда пригоняет на пастьбу – ремень развязывает, и коровы расходятся, ходят одни целый день, а вечером снова завязывал, и коровы приходили - обход мог быть взять на жену, потому что если взят обход, нельзя было пить вина - если пастух переспит с женой, нужно окатиться водой – выходить чистому - если нарушишь обход – стадо не придет или животина погибнет
|
репортаж |
11. |
(Влад. Алекс.)
- комм.: в лесу аукались, имя могли не называть - повтор
|
Ауканье
|
12. |
(Лидия Алекс.)
- комм.: имя кричат; чем громче кричишь, тем дальше слышно; рукой помогали - повтор (с накачиванием рукой) - комм.: некоторые хлопают рукой по лицу, «чтобы звонч?е было»; если кричишь по ветру – слышно, против ветра – может быть не слышно
|
Ауканье |
13. |
- в праздники за столом пели протяжные песни
|
Репортаж |
14. |
- своих коров звали по именам
|
Закликание коров |
Белозерский район, Панинский с/с д. Кукина Гора 20.08.04. |
Зап Соловьев Л.Г. Самойлова Е.В. |
Исп.: Трофимова Анна Васильевна 1922 г.р. род. - д. Варомей Перкумзского с\с
15. |
- сватами приходили жених с родителями - саму самоходкой пытались увезти - когда сватали, спрашивали согласия невесты, когда соглашалась, зажигали свечку - когда просватают, ехали смотреть место – хозяйство жениха - если невеста согласилась, ее оставляли дома на месяц – шила дары; приходили девушки, пели песни - когда отправляли замуж, девушки пели песню - пели «Отставала лебедушка» - на девишнике причитала специальная девушка, невеста только плакала - невесту одевали в старинную вышитую рубашку, голову перевязывали вышитой лентой, - в церкви после венчания молодой надевали венчальный «капарок» (капор): чёрный, вышитой с завязками - на свадьбе невеста дарила мужу рубаху, свекрови – сарафан, деверьям – полотенца или рубахи, золовкам – платья; не подарить родню жениха считалось позором
|
Репортаж |
16. |
Всё бы я девушка с Пахомушком жила, Ой, день с утра до вечера улочку мела. Мела-мела улочку, роспахивала, Кофеюшку гречново с месяц не пила.
- текст - комм.: пели на свадьбе за столом; «это песня жениху и невесте, штобы жили хорошо» - повтор - напев
|
Поздняя лирическая |
17. |
- после сватовства до свадьбы невесте сидит месяц - на девишнике девушки пели невесте песни - девишник проходил за 2-3 дня до свадьбы - на девишник приходили парни, девушки, женщины; жених приходит на девишник в последний вечер - на девишнике невесте причитали, она отпричитывалась - девушки причитали все вместе - «за столам» пели «Ты река ли моя, реченька» - когда невесту отправляли, пели «красоту» - невесте пели: «Как уж лебёдушка, ты отлетала от дому от свое↻, она плакала - девушки все вместе причитали: «Жись как не понравитце, да и место не полюбитце, красота-то твоя спадёт» - «Кирилл Ефимович, (там) Анна Васильевна, как и живите да, друг-то друга любите» - пели - в свадебный день близкая подруга снимала с невесты красот‰ невесты и подавала в руки жениху - невесте одевали ленту, она в ней сидела весь девишник и свадьбу; красоту украшали «золотинками» (золотым шитьем) - косу расплетали, когда невеста уже вышла замуж - за невестой приезжали жених с кучером, - когда невесту везли, могли заложить дорогу – кучер должен был выкупить невесту - перед отправлением родители благословляли жениха с невестой: поцелуют, перекрестят, на дорогу выйдут, посадят зимой – на сани, летом – на телегу
|
Репортаж |
18. |
- были знахари – невесту могли испортить - колдун мог невесту с женихом испортить, ему; чтобы обратно все вернуть, ему нужно было залезть в калёную печь, тогда невеста с женихом будут жить и не будут болеть; этот колдун предсказывал будущее, его предсказания сбываются - сейчас делают, что человек может выйти на улицу и после этого заболеть, такие болезни сама умеет лечить
|
репортаж |
19. |
- после венчания молодых встречали родители жениха с караваем хлеба на полотенце, невеста к ним подходит, называет: «папа», «мама» |
репортаж |
|
Продолжение репортажа о свадебном обряде:
- когда жених везет невесту, их могли остановить, нужно было платить выкуп - до венчания девушки пели «У стола, стола дубового» - на свадьбе жених с невестой сидят «за первым столом», рядом с ними – сват, а родители угощают гостей - во время девишника жених приезжал проведывать невесту, сидел рядом с ней
|
|
20. |
- караводом ходили по деревне, и пели коротенькие песни – частушки - когда жали, пели коротенькие песни, но не так, как по деревне - сначала жали жито, потом пшеницу, рожь, овес – последний - когда жали, пели громко – «ревишь песни»
|
репортаж |
21. |
Подойду я, горюшиночка, Ко могилушке глубокую, На оградушку широкую
- текст
|
Поминальное причитание |
22. |
Подойду я, горюшиночка Ко тебе да, дочка милая, Ко тебе, дочка любимая.
(сюжет «Пороздуйтесь-ко, буйны ветры») - внач. комм.: причитают, когда идут хоронить - текст - этот причет исполнялся перед тем, как умершего опускали в могилу
|
Похоронное причитание |
23. |
Я иду да, горюшиночка, Как бы я без милой да без доченьки Вы садитесь, добры молодцы, За столы вы за дубовые.
- внач комм.: когда садились за столы - текст - комм.: причёты все разные
|
Похоронное причитание |
24. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- причитать начинали, когда покойник лежал на столе - раньше покойника «валили» на столы, сейчас кладут на лавку - обмывать приглашали если женщина – старушку, если мужчина – старичка - когда покойник лежал в доме, причитали родственники или жена «будила», приглашала пить чай - покойник лежал в доме три ночи - воду после обмывания выливали на улицу в сторону «церкви-матушки» - одежду и постель после умершего сжигали после похорон до 9 дня; платье сжигали в огороде - щепки от гроба сжигали в поле «засл?д» за покойником: если дым пойдет в сторону деревни, до 40 дня еще кто-то умрёт – «это уж первая примета» - покойника моют на матрасе, на котором он умер - в гроб клали березовые листья, подушку делали из березовых листьев; гроб застилали белым полотном, и таким же полотном покрывали покойника - в гроб клали мыло и тряпочку, которыми обмывали, полотенце, которым вытирали - пока покойник лежал на столе, руки и ноги у него были связаны - возле головы зажигали свечи из церкви - когда покойник лежит, его три раза обходили и окуривали березовым листиком с веника - пока покойник лежал, лицо у него было открыто, когда выносили на улицу – закрывали, а когда везли на кладбище – снова открывали – «он уж смотрит» - сейчас покойника с машины несут на руках, раньше выносили и несли на полотенцах; эти полотенца отдавали тем, кто копает могилу и «гробовщикам» - сейчас эти полотенца опускают в могилу, а могильщиков и гробовщиков (тех, кто обмывал) дарят одеждой умершего - гроб несут 4 человека, сначала несут покойника, а потом крышку - сейчас в могилу гроб опускали на ткани или на веревках - раньше гроб ставили в могиле на землю, сейчас делают столбики, на которые ставят гроб, а над гробом делали потолок, чтобы землю не класть прямо на гроб - раньше гроб не околачивали, сейчас околачивают или обжигают паяльной лампой - когда покойник лежит в доме, окна, зеркала, телевизор завешивались тряпочками, «штобы не ударял свет ёму»; эти тряпочки выносили вслед за покойником, потом сжигали - на поминках покойнику оставляли место за столом в переднем углу - если умер муж, хозяйка за стол не подает, сидит «возле нево», потом сидит родня, потом – остальные; ближние садятся за первый стол - умершему клали на блюдечко то, что есть на столе, наливали чай, водку - у самой муж не пил водку, велел не ходить с водкой на могилу, просил носить чаю, молока, сока, поэтому носит водку только для людей, чтобы поминали - на поминки пекли пироги: рыбный, творожный, ягодный
|
Репортаж |
25. |
Как повыйду горюшиночка Как поспушшу я жисён свой голос Во леса да во гремучие (сюжет: «Ты иди во парну баенку»)
- внач. комм.: на 9, 20, 40 дни, полгода, год топили баню: наливали умершему воду, распаривали веник, вешали одежду и звали умершего - текст - комм.: после того, как покойника позовут, «он уж там моетцы», в баню в это время не заходят; потом воду выливают, одежду, веник и тазик выносят до следующего раза, и идут мыться остальные; одежда, которую носят в баню, лежит до года, потом отдают родственникам на память
|
Поминальное причитание |
26. |
Уж как подойду я, сиротиночка, Подойду я, горюшиночка, Как ко тибе, да мила ладушка, Ко тибе, моё межонное Мине тоской да стосковалоси Много время показалось
- внач. комм.: причитают, когда к могиле подходят - текст
|
Поминальное причитание |
27. |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:
- в баню после умершего ходят через полчаса - баню топили специально для умершего, поэтому сами мыться ходили не всегда - баню топили накануне урочных дней - самой снится умерший муж, она просит взять к себе, муж не берет; во сне «прямо въявь покажетцы» - умерший муж явился во сне, зашел в дом, жена попросилась к нему жить, он ответил, что ей еще не время и велел уезжать из дома; поехала с ним по озеру на лодке, потом предложил поехать с ним, а когда она отказалась, высадил ее на берегу и уехал один - в могилу бросают деньги: умерший муж приснился и сказал, что серебряные монеты «там не нужно, а только нужно пятаки – старинные деньги», они покупают там только на пятаки, там в магазине дают только на медные деньги - накануне урочных дней до 12 часов ночи двери не закрывают - если в могиле сыро, под гроб кладут еловую хвою; гроб на землю не кладут, ставят на перекладины - раньше крестов не было, ниже головы на могилу ставили палочку - в 40-й день прощались причитанием - до 40 дней для умершего стояла стопка водки и блюде с едой, потом выливали на передний угол – «птички поминают» - у самой муж водки не пил, поэтому ставила ему чай, в урочные дни во время поминок на тарелочку подкладывали угощение - на передний угол поминок выливали через левую руку - раньше в 40 день выносили на улицу стол, ставили кисель, водку, пироги – все выходили из-за стола и поминали, потом снова шли в дом и садились за стол, сейчас не выносят - на могилы ходили в Ильин день, Успенье, Троицу - в Троицу поминать ходят в субботу, сама Троица – «это уж не поминальный день, а гулянка» - Соловецкие – поминальный день, в него могут и на кладбище ходить, могут и дома поминать - в Пасху ходят поминать - на Троицу на могилку носили и ставили веточку березы
|
Репортаж |
28. |
- в Пасху красили луковой шелухой или краской, березовыми листьями яйца, в Троицу – не красили - домотканое полотно красили ольховой корой - в Пасху по домам ходил священник, в каждом доме читал молитвы, его угощали - на Пасху пекли особый пирог – «паска» - в Великий четверг пекли хлеб, его «басили» стаканом - каляду просили под окном «Каледа-то Каледа, накануне-то Рожества», колядовщикам выносили мяса, пирогов - колядовать ходили взрослые – наряжались в старинное: длинные балахоны, лицо закрывали, чтобы не узнали, из газеты или бересты вырезали маски, маски накрашивали карандашом, голос меняли - на беседы приходил ряженый «медведем»: катал девок, мазал сажей - наряжались «журавлем»: долбил девок «клювом»; мужик любил наряжаться «журавлем», его за это прозвали «Петухом» - в белое рядились, как покойник – пугали на улице, у «покойника» в руках было полотенце; «покойник» выбегал со стороны кладбища |
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |