Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 166

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Кукина Гора

20.08.04.

 

Зап Соловьев Л.Г.

Самойлова Е.В.

Исп.: Трофимова Лидия Алексеевна, 1926 г.р., род. -  д. Гусево Карповского с\с

Трофимов Владимир Александрович, 1930 г.р., род.  – д. Кукина Гора Ухтомьярского с\с

 

1.

Стоит Божья Матерь

При Божьем престоле,

Богу молитца.

Сниться ей страшный-престрашный сон:

Стоит Иисус Христос

Руки-ноги скованы

Голова пробита и т.д.

 

(«Сон Пресвятой Богородицы»)

- внач. комм.: во время войны, мама детям говорила, чтобы читали молитву

- комм.: дети читали молитву и под бомбежкой остались живы; сама читает, когда идет в лес или куда-нибудь едет

 

Апокрифическая молитва

2.

Господи Боже благослови,

Господь со мной,

Иисуса встречу.

 

- внач. комм.: когда из дома выходит

 

Апокрифическая молитва

3.

О похоронных причетах:

 

- здесь в деревне женщины умеют причитать

- в каждой ситуации – свои причёты: когда умрет, положат на лавку, кладут в гроб, провожают, в могилу опускают, в поминальные дни на могиле

- на 20 дней, сорочины, год ходят на кладбище

- когда идут на кладбище, начинают причитать недалеко от могилы

 

репортаж

4.

Ой, иду я, сиротиноцька,

Ой, иду я, горюшиночка,

По нахоженой дороженьке,

По натоптаной тропиночке.

 

(сюжет: «Расколисе мать-сыра земелюшка»)

- внач. комм.: причитала по зятю; начинает причитать, пока еще не дошла до могилки

 

Поминальное причитание

5.

Иду да сиротиноцька,

Мы идём да горюшиночки

По нахоженной дороженьке

По натоптанной тропиночьке

 

- фр. текста

- на кладбище ходили родственники, причитали – кто умеет, родственники женщины; причитали громко

 

Поминальное причитание

6.

О представлениях, верованиях:

 

- маленьких детей лечили от золотухи

- корова была потная, сырая, женщина ее лечила

- женщина делала, чтобы потерявшаяся скотина приходила домой

- корову водил хозяин-лесной

- хозяин есть в избе, во дворе, в лесу

- в доме – домовой-хозяин, его просят: «Хозяин-батюшко, хозяюшка-матушка»

- сама хозяина не видит, «а на уме-то ведь есть»

- в избе и на дворе разные хозяева

- самому дворовой показался во сне человеком – «в голову п?ло, что это хозяин двора»

- в поле есть хозяин

 

репортаж

7.

Хозяин, хозяюшка,

Мы помылись в баёнке и малые детки,

И вы помойтесь.

 

- внач. комм.: нужно сказать, когда помоешься

- комм.: должен сказать последний человек перед уходом

 

Приговор баеннику

8.

Хозяин-батюшко,

Хозяюшка-матушка,

Спасибо за баёнку

 

Приговор баеннику

9.

Хозяин, хозяюшка и малые детки,

Любите моёво милово живота.

 

- внач. комм.: когда подъезжаешь на лошади к любому дому, лошадь нужно заводить во двор самому и просить

- комм.: сам это делает – лошадь всегда сухая и сытая

 

Приговор дворовому

10.

О пастушеских обрядах:

 

- первый раз скотину выгоняли только в Егорий (6 мая)

- пастух пас 19 лет – ни одна животина не пропала – пас с обходом;

- перед пастьбой пастух брал литр вина и шел договариваться с лесовым-хозяином; предлагал и другим сходить вместе с ним; лесовой выглядел обычным мужиком – пил вино с пастухом, разговаривал

- пастух мог взять обход на ремень; когда выгоняет – ремень завязан на себе, когда пригоняет на пастьбу – ремень развязывает, и коровы расходятся, ходят одни целый день, а вечером снова завязывал, и коровы приходили

- обход мог быть взять на жену, потому что если взят обход, нельзя было пить вина

- если пастух переспит с женой, нужно окатиться водой – выходить чистому

- если нарушишь обход – стадо не придет или животина погибнет

 

репортаж

11.

У-у!

(Влад. Алекс.)

 

- комм.: в лесу аукались, имя могли не называть

- повтор

 

Ауканье

 

12.

Ау!

(Лидия Алекс.)

 

- комм.: имя кричат; чем громче кричишь, тем дальше слышно; рукой помогали

- повтор (с накачиванием рукой)

- комм.: некоторые хлопают рукой по лицу, «чтобы звонч?е было»; если кричишь по ветру – слышно, против ветра – может быть не слышно

 

Ауканье

13.

О календарных обрядах:

 

- в праздники за столом пели протяжные песни

 

Репортаж

14.

Малинка, Малинка, Малинка

 

- своих коров звали по именам

 

Закликание коров

 

Белозерский район,

 Панинский с/с

д. Кукина Гора

20.08.04.

Зап Соловьев Л.Г.

Самойлова Е.В.

 

Исп.: Трофимова Анна Васильевна 1922 г.р. род. - д. Варомей Перкумзского с\с

 

15.

О свадебном обряде:

 

- сватами приходили жених с родителями

- саму самоходкой пытались увезти

- когда сватали, спрашивали согласия невесты, когда соглашалась, зажигали свечку

- когда просватают, ехали смотреть место – хозяйство жениха

- если невеста согласилась, ее оставляли дома на месяц – шила дары; приходили девушки, пели песни

- когда отправляли замуж, девушки пели песню

- пели «Отставала лебедушка»

- на девишнике причитала специальная девушка, невеста только плакала

- невесту одевали в старинную вышитую рубашку, голову перевязывали вышитой лентой,

- в церкви после венчания молодой надевали венчальный «капарок» (капор): чёрный, вышитой с завязками

- на свадьбе невеста дарила мужу рубаху, свекрови – сарафан, деверьям – полотенца или рубахи, золовкам – платья; не подарить родню жениха считалось позором

 

Репортаж

16.

Всё бы я девушка с Пахомушком жила,

Ой, день с утра до вечера улочку мела.

Мела-мела улочку, роспахивала,

Кофеюшку гречново с месяц не пила.

 

- текст

- комм.: пели на свадьбе за столом; «это песня жениху и невесте, штобы жили хорошо»

- повтор - напев

 

Поздняя лирическая

17.

О свадебном обряде:

 

- после сватовства до свадьбы невесте сидит месяц

- на девишнике девушки пели невесте песни

- девишник проходил за 2-3 дня до свадьбы

- на девишник приходили парни, девушки, женщины; жених приходит на девишник в последний вечер

- на девишнике невесте причитали, она отпричитывалась

- девушки причитали все вместе

- «за столам» пели «Ты река ли моя, реченька»

- когда невесту отправляли, пели «красоту»

- невесте пели: «Как уж лебёдушка, ты отлетала от дому от свое↻, она плакала

- девушки все вместе причитали: «Жись как не понравитце, да и место не полюбитце, красота-то твоя спадёт»

- «Кирилл Ефимович, (там) Анна Васильевна, как и живите да, друг-то друга любите» - пели

- в свадебный день близкая подруга снимала с невесты красот‰ невесты и подавала в руки жениху

- невесте одевали ленту, она в ней сидела весь девишник и свадьбу; красоту украшали «золотинками» (золотым шитьем)

- косу расплетали, когда невеста уже вышла замуж

- за невестой приезжали жених с кучером,

- когда невесту везли, могли заложить дорогу – кучер должен был выкупить невесту

- перед отправлением родители благословляли жениха с невестой: поцелуют, перекрестят, на дорогу выйдут, посадят зимой – на сани, летом – на телегу

 

Репортаж

18.

О колдунах, знахарстве:

 

- были знахари – невесту могли испортить

 - колдун мог невесту с женихом испортить, ему; чтобы обратно все вернуть, ему нужно было залезть в калёную печь, тогда невеста с женихом будут жить и не будут болеть; этот колдун предсказывал будущее, его предсказания сбываются

- сейчас делают, что человек может выйти на улицу и после этого заболеть, такие болезни сама умеет лечить

 

репортаж

19.

О свадебном обряде:

 

- после венчания молодых встречали родители жениха с караваем хлеба на полотенце, невеста к ним подходит, называет: «папа», «мама»

репортаж

 

 

Продолжение репортажа о свадебном обряде:

 

- когда жених везет невесту, их могли остановить, нужно было платить выкуп

- до венчания девушки пели «У стола, стола дубового»

- на свадьбе жених с невестой сидят «за первым столом», рядом с ними – сват, а родители угощают гостей

- во время девишника жених приезжал проведывать невесту, сидел рядом с ней

 

 

20.

О календарных обрядах:

 

- караводом ходили по деревне, и пели коротенькие песни – частушки 

- когда жали, пели коротенькие песни, но не так, как по деревне

- сначала жали жито, потом пшеницу, рожь, овес – последний

- когда жали, пели громко – «ревишь песни»

 

репортаж

21.

Подойду я, сиротиночка,

Подойду я, горюшиночка,

Ко могилушке глубокую,

На оградушку широкую

 

- текст

  

Поминальное причитание

22.

Подойду я, сиротиночка,

Подойду я, горюшиночка

Ко тебе да, дочка милая,

Ко тебе, дочка любимая.

 

(сюжет «Пороздуйтесь-ко, буйны ветры»)

- внач. комм.: причитают, когда идут хоронить

- текст

- этот причет исполнялся перед тем, как умершего опускали в могилу

 

Похоронное  причитание

23.

Я иду да, сиротиночка,

Я иду да, горюшиночка,

Как бы я без милой да без доченьки

Вы садитесь, добры молодцы,

За столы вы за дубовые.

 

- внач комм.: когда садились за столы

- текст

- комм.: причёты все разные

 

Похоронное причитание

24.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- причитать начинали, когда покойник лежал на столе

- раньше покойника «валили» на столы, сейчас кладут на лавку

- обмывать приглашали если женщина – старушку, если мужчина – старичка

- когда покойник лежал в доме, причитали родственники или жена «будила», приглашала пить чай

- покойник лежал в доме три ночи

- воду после обмывания выливали на улицу в сторону «церкви-матушки»

- одежду и постель после умершего сжигали после похорон до 9 дня; платье сжигали в огороде

- щепки от гроба сжигали в поле «засл?д» за покойником: если дым пойдет в сторону деревни, до 40 дня еще кто-то умрёт – «это уж первая примета»

- покойника моют на матрасе, на котором он умер

- в гроб клали березовые листья, подушку делали из березовых листьев; гроб застилали белым полотном, и таким же полотном покрывали покойника

- в гроб клали мыло и тряпочку, которыми обмывали, полотенце, которым вытирали

- пока покойник лежал на столе, руки и ноги у него были связаны

- возле головы зажигали свечи из церкви

- когда покойник лежит, его три раза обходили и окуривали березовым листиком с веника

- пока покойник лежал, лицо у него было открыто, когда выносили на улицу – закрывали, а когда везли на кладбище – снова открывали – «он уж смотрит»

- сейчас покойника с машины несут на руках, раньше выносили и несли на полотенцах; эти полотенца отдавали тем, кто копает могилу и «гробовщикам»

- сейчас эти полотенца опускают в могилу, а могильщиков и гробовщиков (тех, кто обмывал) дарят одеждой умершего

- гроб несут 4 человека, сначала несут покойника, а потом крышку

- сейчас в могилу гроб опускали на ткани или на веревках

- раньше гроб ставили в могиле на землю, сейчас делают столбики, на которые ставят гроб, а над гробом делали потолок, чтобы землю не класть прямо на гроб

- раньше гроб не околачивали, сейчас околачивают или обжигают паяльной лампой

- когда покойник лежит в доме, окна, зеркала, телевизор завешивались тряпочками, «штобы не ударял свет ёму»; эти тряпочки выносили вслед за покойником, потом сжигали

- на поминках покойнику оставляли место за столом в переднем углу

- если умер муж, хозяйка за стол не подает, сидит «возле нево», потом сидит родня, потом – остальные; ближние садятся за первый стол

- умершему клали на блюдечко то, что есть на столе, наливали чай, водку

- у самой муж не пил водку, велел не ходить с водкой на могилу, просил носить чаю, молока, сока, поэтому носит водку только для людей, чтобы поминали

- на поминки пекли пироги: рыбный, творожный, ягодный

 

Репортаж

25.

Как повыйду сиротиночка

Как повыйду горюшиночка

Как поспушшу я жисён свой голос

Во леса да во гремучие

(сюжет: «Ты иди во парну баенку»)

 

- внач. комм.: на 9, 20, 40 дни, полгода, год топили баню: наливали умершему воду, распаривали веник, вешали одежду и звали умершего

- текст

-  комм.: после того, как покойника позовут, «он уж там моетцы», в баню в это время не заходят; потом воду выливают, одежду, веник и тазик выносят до следующего раза, и идут мыться остальные; одежда, которую носят в баню, лежит до года, потом отдают родственникам на память

 

Поминальное причитание

26.

Уж как подойду я, сиротиночка,

Подойду я, горюшиночка,

Как ко тибе, да мила ладушка,

Ко тибе, моё межонное

Мине тоской да стосковалоси

Много время показалось

 

- внач. комм.: причитают, когда к могиле подходят

- текст

 

Поминальное причитание

27.

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

 

- в баню после умершего ходят через полчаса

- баню топили специально для умершего, поэтому сами мыться ходили не всегда

- баню топили накануне урочных дней

- самой снится умерший муж, она просит взять к себе, муж не берет; во сне «прямо въявь покажетцы»

- умерший муж явился во сне, зашел в дом, жена попросилась к нему жить, он ответил, что ей еще не время и велел уезжать из дома; поехала с ним по озеру на лодке, потом предложил поехать с ним, а когда она отказалась, высадил ее на берегу и уехал один

- в могилу бросают деньги: умерший муж приснился и сказал, что серебряные монеты «там не нужно, а только нужно пятаки – старинные деньги», они покупают там только на пятаки, там в магазине дают только на медные деньги

- накануне урочных дней до 12 часов ночи двери не закрывают

- если в могиле сыро, под гроб кладут еловую хвою; гроб на землю не кладут, ставят на перекладины

- раньше крестов не было, ниже головы на могилу ставили палочку

- в 40-й день прощались причитанием

- до 40 дней для умершего стояла стопка водки и блюде с едой, потом выливали на передний угол – «птички поминают»

- у самой муж водки не пил, поэтому ставила ему чай, в урочные дни во время поминок на тарелочку подкладывали угощение

- на передний угол поминок выливали через левую руку

- раньше в 40 день выносили на улицу стол, ставили кисель, водку, пироги – все выходили из-за стола и поминали, потом снова шли в дом и садились за стол, сейчас не выносят

- на могилы ходили в Ильин день, Успенье, Троицу

- в Троицу поминать ходят в субботу, сама Троица – «это уж не поминальный день, а гулянка»

- Соловецкие – поминальный день, в него могут и на кладбище ходить, могут и дома поминать

- в Пасху ходят поминать

- на Троицу на могилку носили и ставили веточку березы

 

Репортаж

28.

О календарных обрядах:

 

- в Пасху красили луковой шелухой или краской, березовыми листьями яйца, в Троицу – не красили

- домотканое полотно красили ольховой корой

- в Пасху по домам ходил священник, в каждом доме читал молитвы, его угощали

- на Пасху пекли особый пирог – «паска»

- в Великий четверг пекли хлеб, его «басили» стаканом

- каляду просили под окном  «Каледа-то Каледа, накануне-то Рожества», колядовщикам выносили мяса, пирогов

- колядовать ходили взрослые – наряжались в старинное: длинные балахоны, лицо закрывали, чтобы не узнали, из газеты или бересты вырезали маски, маски накрашивали карандашом, голос меняли

- на беседы приходил ряженый «медведем»: катал девок, мазал сажей

- наряжались «журавлем»: долбил девок «клювом»; мужик любил наряжаться «журавлем», его за это прозвали «Петухом»

- в белое рядились, как покойник – пугали на улице, у «покойника» в руках было полотенце; «покойник» выбегал со стороны кладбища

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198