Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 128

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Кузьминское

24.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Громова А.Н.

 

Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р.,

Ражина Валентина Алексеевна, 1914 г.р.,

род. в д. Любовицы Сямженского р-на (участвует фрагментарно, № 01)

 

01

О свадебном обряде:

 

- когда молодые садятся первый раз за стол «в гостях» (у тестя с тещей), им ставят яичницу; примечали, как зять будет есть – если из середины, значит, невеста нечестная, если с крайчику – значит, честная

- на второй день свадьбы устраивали «шутки»: приносили такой «кряж», что одному не выволочить, а надо было вывозить невесте, ей помогал жених

- кидали деньги и «хлам», жених помогал невесте выносить

- в Сямженском районе наряжали «ёлочку» (Ражина В.А.)

- «меч брать»: собирали деньги с гостей, за невесту давали кто литру, кто два, кто три (Тихомирова А.Т.)

- напротив тарелки молодых ставили «зайчика», его надо было выкупать – давали деньги; спрашивали: «Сколько невеста стоит – два литра ли, три ли?», смотрели по невесте и жениху – богатые или бедные; зайчика делали – шили из тряпков, «набантят», всего навешают, делали красиво, чтобы было что выкупить;

- сколько свадеб есть, все этот «зайчик» и «ходит, деньги и вымарщиваёт»; зайчика «набантят» – украшали тряпками и бусами

- пели песню-частушку – «золотой венец наденут на головушку мою» (фрагмент текста)

 

Репортаж

02

 О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: молодые катались по деревне [на лошадях] на подушках, подушки и наволочки «именные» - имена были вышиты нитками, простынь с вышитыми «мысами» раскидывали на «беседку»; к дуге привязывали колоколец

- в субботу ездили кататься в Бекарево, в воскресенье было катанье по большой дороге – в Григорьевском

- парни катали на лошадях своих невест три-четыре раза по деревне

- ПАСХА: в Христов день девушки красили парочку или две [парочки] яиц разными красками, и дарили на колокольне парням (своим женихам) за масленичное катание

- ДЕВЯТАЯ [ПЯТНИЦА]: парни накупали в магазинах и на ярмарках всяких гостинцев, завязывали в носовик и дарили своим невестам (девушкам) за яйца, которые девушки подарили парням в Пасху; покупали «конфеты с кистям», «суропные» пряники, печенье; специально для этого парни покупали белые носовики

 

Репортаж

03

Носовой платок не дорог,

Не велики денежки.

Отдадут его в солдаты –

Выкупим за денежки

 

- текст

 

Частушка

04

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ были в Филипповки [филипповский пост]– шесть недель; заговлялись с Михайлова дня, а разговленье – в Рождество

- Святки были также в Петровки [Петровский пост]; Святки – это пост (???)

- четыре поста было: Великой пост семь недель, Филипповки шесть недель, перед Успеньем днем две недели, перед Петровым днем когда как, около пяти недель; все ели постное

- ФИЛИППОВКИ – пряли, ходили на беседы

- «хитрушки» делали [гадали], чтобы замуж выходить: глядели в стакан, выглядят кого-нибудь, говорили: «Ой, вон моя судьба»; если за «розженю» (?), то никто не покажется, если за разведенного мужика, то покажется маленький [ребенок, т.к. у разведенного есть ребенок]; это называется – «загадки загадывали»

- девки ходили к овинам в гуменник, там на овин забирались ребята, ребята что-нибудь зажигали и выкидывали из окошка, а девки думали, что «глумитце» и кричали

- «кружки делали»: обводили чертой, нельзя было вылезать из черты, потому что тут все «с бесом»; в черте [в кругу] лежали несколько невест [девушек, которым надо было замуж выходить] и слушали, что послышится – если в колокольню зазвонят или песню запоют, значит, не выйдешь замуж, если на лошади поедут, значит, сваты приедут; когда было слышно, что едут рядом, девушки кричали: «Давай, давай росч?рчивай, задавят!»; это едет нечистой, боялись что он в черту [круг] заедет; так слушали «на крестах» [на перекрестке дорог]; круг чертили сковородником, которым блины пекут; говорили какой-то приговор, чтобы [нечистый] выпустил девок живых

- так гадали в Филипповки в любой день

- везде делали по-разному – «где какая обыча»

- ФИЛИППОВО ЗАГОВЕНЬЕ: если «настояшшо» (??) заговеются, то в Филипповки приедут сваты к девке, если «не насто¿шшо» заговеются, то не приедут сваты

- СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД: Каледу пели, стояли за дверьми; кто не даст пирога, тому ничего не споют, а кто даст пирога, тому припевали «двор живота», чтобы стоял целый двор живота; сначала были слова «Каледа-меледа»; так пели ребятишки

- МИХАЙЛОВ ДЕНЬ – начинались беседы

 

Репортаж

05

Не дождатьце этих дён,

Когда отреплют девки лён,

Сделают куделюшку,

Сберуются на беседушку.

 

- текст

 

Частушка

06

О беседах:

 

- беседы начинались с КАЗАНСКИЕ ОСЁННЫЕ, когда отреплют лен и сделают куделю

- девки собирались разного возраста; на беседу «пристают припушш†нки» - так назывались молоденькие девки, потому что они «припускаются» к старой беседе

- беседа была только у взрослых; в некоторых деревнях делали «весёлые» для маленьких

- ВЕСЁЛЫЕ: за зиму могли сделать три «весёлые»: в Николу (19 декабря), «на серёдке» мёжговинья (если «долгое» мёжговинье), перед масленой неделей

- на «весёлых» было весело: приходили «чужаки» [парни из других деревень], «гос[т]ьей [девушек из других деревень] наведём»

- «весёлая» - значит собирают много девок из других деревень, ребята приходили со всей округи;

- ребята приходили трезвые, в «пальтав-то в лисьев» с «отворотками» из лисы; они сначала раздевались, сидели, а потом «в перепляску пойдут» - ребята ребят выручают плясать; потом плясали девки; «Ленчика» плясали все время

- приходило много народу - «велик дом [«где проходили весёлые»], а весь вот до п?реду напрут»; все приходили глядеть на «весёлые» - и молодые, и старые

- девки переодевались: если было три «вечера», то каждой девке надо было иметь шесть «платьей» - два платья «в вечор переодеть», потому что «невеста ежели славная, дак у ие снаряду много»

- поговорка: «у ие снаряду много – всё посли покойников»; если девка переодевалась слишком часто, то про нее говорили

- ряженые ходили на «весёлые» беседы и по праздникам – только зимой, летом ходить было некогда – работы хватало

 

Репортаж

07

О «пивных» праздниках:

 

- на Пронине было три «пивные» праздника»: «Парасковею» праздновали, Николу (зимнюю), Крещенье или Рождество

- «пиво уходит»: бывало, что летом на Девятую [пятницу] «наварят» пива, а так как погода была теплая, пиво «втулки толкаёт, ходит», мама кричала: «пиво-то ушло, ушло пиво-то, иди скоряя!», придут – пиво течет ручьями по повити

- пиво варили «каменьями» в кадушке, получалось две или три бочки, надо было все пиво «выпоить добрым людям» - гостям и посторонним

- «СОБИРАТЬ С ДРОЖЖЕЙ»: на третий день праздника в деревню из других деревень приходили посторонние [не приглашенные] люди – «у ково чево есть выпить», это называлось «собирать с дрожжей» [остатки пива]; приходили знакомые люди, совсем чужие не ходили; для гостей готовили хорошее пиво, для посторонних оставался «второй сорт»

 

Репортаж

08

О беседах:

 

- на беседах парни выбирали себе невест

- играли – «в горе сидят»; парень с девушкой познакомятся «в горе», а потом начинали гулять, если согласятся: «Ты со мной будешь гулять, а я с тобой буду…»

- в основном в других деревнях устраивали по одной «весёлой» за зиму, а в деревне, откуда родом А.Т., было много молодежи, поэтому «поболе делали» (три «весёлых»); деревня была весёлая – магазин, сельсовет был, народу много - «веселяя было»

- для «весёлой» избу покупали – сколько попросит хозяин за три или за два вечера; нужен был большой дом; нужно было, чтобы в доме был хозяин, чтобы парни не устраивали драки

 

Репортаж

09

Некрута гуляют в полё,
Одоляёт скука их.

Они родины лишаются,

Сударушок своих.

 

- текст

- комм.: парни песни «всё хорошие» пели, плясали

 

Частушка

10

О молодежных гуляньях, драках:

 

- ДЕВЯТАЯ: если парни придут «с эту сторону», пока они одни, то гуляют «ничего», а когда придут парни «с ту сторону» («кнешшана» да «верхота»), говорили: «Нинка, ну-ко давай, сыграй под драку»

- девка научилась играть на гармони, сначала, еще в детстве, играла на игрушечной гармошке; играла хорошо, играла своим парням «под драку», когда играла, ее никто не трогал; когда драка начиналась, она садилась у магазина, закрывала гармошку и не играла – «деритесь, гоняйтё друг дружку»

- во время драки «кнешшана» гонит сюда, в одну сторону, а их противники гонят к «кнешшане»

- в д. Панфилово праздновали Девятую на третий день, было «хорошее гуляние», парни договаривались, говорили: «В Панфилово не ходитё». Когда парни «с ту сторону» приходили к речке (к «вылазке»), посылали «маленького подростка», велели: «Иди, роспознай, какие там робята<…> драки ес[т]ь ли, нет ли»; подросток узнавал, возвращался и сообщал: «Да нет, нету». В деревне кто-нибудь маленький сообщал, что «там робята сидят, пронинскиё, они сидят на берегу, на вылазке». Взрослый приходил и звал их: «Ну, робята, заходитё, нету лиход?ёв, дак заходитё». Тогда ребята заходили в деревню, гуляли, но перед вечером уходили, т.к. должны были прийти «лиходеи». Чтобы не было драки, им наказывали: «Не ходитё»

- бывало, что убивали во время драк

- дрались парни и мужики, если «люто напьются» и если были свои (родственники – сыновья, племянники и др.) - «пристача» – те, кто пристают [т.е. помогают]; но мужики им говорили: «Отход?тё, без вас розберёмся. Роздерёмся и розберёмся».

- дрались «ни из-за чего» - «пьяные, дак захотят выхвалку сделать сами для сибя дак»

- гуляли с тростями на руках, а когда начинали драться, то «эти трости в ходу – тростям вот жилезным и хвошшут по головам»

 

Репортаж

11

О беседах:

 

- играли «Ленчика», «Зайчика», плясали – девок вызывали; пляска была и «в будень»

- в те дни, когда прялки не велели брать, то собирались специально, чтобы играть и плясать

- когда собирались с прялками, надо было напрясть две «кубышки»; матери ругали, если дочери приходили с пустыми веретёнами

- «чужаки» приходили и на простые беседы, тогда девки прялки «оберали» в чулан; «чужаки»  - парни из чужих деревень – «верьхота», «шалимовськии», «глядковськие»; когда все приходили – «эдакая полная беседа», сразу убирали прялки, т.к. если не уберешь прялку, парни могли откусить у веретён «пятки»; фрагмент текста частушки: «Чем «пятки» кусать, лучше прялки обрать»

 

Репортаж

12

Верьхота гуляёт в полё,

Одоляёт скука иф.

Они родины лишаются,

Сударушок своих.

 

- снач. комм.: когда на беседу приходили «верховськие» парни, пели

- текст

 

Частушка

13

О беседах:

 

- «верхота» - куст деревень: Старики, Шалимово, Дьяконово, Фоминское; «верьховськие» - это деревни от Стариков - «кузнецёвские», «ермин?новськие» - это «верьхота», еще с Жарков, Маленькую  и Большую Шорманку «забирали» и шли сюда на беседу

- когда девкам делать было нечего – «чужаков» не было, свои парни уходили на беседу, «Ленчика» «по сухой» [без парней] играть не хотелось, тогда играли «в овёс»

- «в овёс» - назад руки заводили и хлестали по рукам

- если девки досадят чем-то своим парням, они говорили: «Сидите одни» и уходили на чужую беседу; бывало, что свои парни уйдут, а к девкам придут «чужие» парни – гуляли как на «весёлой», до утра

- приходили два брата на беседу, если «на беседе чего не в духов [не в духе] он?», один из них садился в передний угол и указывал носом другому, когда надо стекло бить; девки знали, что парни бьют стекла, и лампы стеклянные не вешали, только жестяные; когда станут играть «Ленчика», парень поведет носом, стекло разобьют, а девки думают: «Слава тебе, Господи, вас прах унесёт, а к нам другиф принесёт»

- «верьхота» приходили – «парень к парню» со своей гармошкой

- на беседу приходили ряженые, плясали, песни пели

 

Репортаж

14

У миня любые два – оба и Ивана.

Одного Ваню – в солдаты,

За другого не пойду.

 

- снач. комм.: если на беседе были «женихи», пели песню

- фрагмент текста

- комм.: «невесты» отпевают «женихам»

 

Вечорочная припевка (?)

15

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: костер делали посреди деревни, зажигали;

- те, кто «постаряя», выходили, прощались, говорили: «Прости миня, грешную, (Марья ли, Дарья ли, Олёксандра ли, хто ли). Простите миня, грешную, на семь нидель пост. Чово я нагрешила».

 

Репортаж

16

Масленица-катунья,

Прости миня, грешную.

Масленица-катунья,

Прости миня, грешную.

На семь нидель поста прости миня.

 

- снач. комм.: когда собирались уходить домой, прощались с Масленицей

- текст

- комм.: так прощались старые

 

Выкрик при прощании с Масленицей

17

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: молодежь гуляли до утра – «Ленчика» играли, на следующий день родители «воли не дадут»

- ВЕЛИКИЙ ПОСТ: в течение всего поста молодежь могли собираться только по воскресеньям днем, кто близко живет, могли поразговаривать; бесед не было, песен не пели, не плясали

- Великий пост - «эти семь нидиль как за одну нидилю с Масленици и до Христова дня»

- в Благовещенье и в Вербное воскресенье разрешается вина и елея; в другие дни ничего не разрешается

- молока нельзя было хлебать

- считалось, что в Масленицу сгорело молоко и яйца

- ПАСХА: когда А.Т. была маленькая, напротив окон их дома был большой сад, было слышно колокольный звон в Пасху, мать говорила детям: «Девчонки, садитесь на окошко, сейчас молоцько прилитит, и яиця прилитят, и мяса часть прилитит. Вот и прилитит с берёз». После этого варили яйца, мясо.

- к Христову дню мыли в избах, одной женщине было не вымыть, надо было «двух роботников», поэтому ходили «наёмки»; перед Пасхой вечером попоздней и с утра пораньше садили картошку, а среди дня мыли в избах  

Репортаж

 

 

 

 

 

 

- ПЕРЕЛОМ ПОСТА: пекли кресты, запекали деревянные лучинки, если попадет крест с лучинкой, значит, этот человек умрет; много крестов пекли, рассучивали тесто, делали крест-накрест и ставили в печку

- ПАСХА: ребятишки бегали, собирали яйца, говорили: «Христос воскресе»; варили яиц по пять десятков

- батюшка ходил с Божьей Матерью, с ним ходил псаломщик и собирал яйца и напеченные пасхи – клали на стол три-четыре пасхи и блюдо яиц, все это псаломщик клал в мешок и сумку; батюшка служил; если семья большая, то давали поменьше пасок и яиц

- Божья Матерь неделю «ходит», если придет в субботу, значит, к субботе намоют пол и значит, что батюшка весь округ прошел – все деревни этого прихода

- ребятишкам подавали яичко и говорили: «Христос воскресей», ребенок мог ответить: «Воистину воскресе»

- когда говорят: «Христос воскресей» при сборе яиц, значит, «выкупают имя Христово»; «Христос воскресей слез с небеси, Святая ниделя должна яица маленьким давать»

- ПАСХА, ЕГОРИЙ: у кого не было яиц в Пасху, могли дать детям конфет или печенья и говорили: «По яица приходитё в Егорей»; дети приходили за яйцами в Егорий, для этого специально их красили и давали детям – «этот пай всё ровно отдаёшь; это в Пасху не отдал, дак в Егорей отдаси»

- ПАСХА: сколько детей придет, каждому давали, дети ходили с «мешечком»; надо детям обязательно давать яйца, потому что так хозяйка «выкупает Христово имя»

- дома дети играли, бились яйцами; Александре Тимофеевне говорили на гулянии: «Шура, твоё яицё вот не розбилось…», она отвечала: «У миня Иисус Христос тут на яичке-то написан», ей говорят: «А нету бууков», она отвечала: «Я потайным делаю, на воле нету» ; это только для детушек такой «отговор»

- играли на лотке – яйца выигрывали, кто заденет яйцо, тот забирает яйцо другого

- МАСЛЕНИЦА: яичницей заговлялись, а за неделю до Заговенья заговлялись мясом; яичницу делали еще до костра, с костра «молод¿тина» поздно приходила – в 1-2 часа ночи

- ФИЛИППОВКИ: заваливали двери, «лазейку» дровами; в Чистый понедельник (?) караулишь, чтобы кто-нибудь отвалил; раньше заваливали только дома, где были девки или ребята

- МАСЛЕНИЦА: гуляли, пили, ели; набирали полное лукошко сельдей, всю масленичную неделю сельди кипели на сковородке

 

 

18

Маслинця-катунья,

Прости миня, грешную,

На весь пост, на семь нидель.

Маслинця-катунья,

Прости миня, грешную,

На весь пост, Маслинця-катунья.

 

- текст

- комм.: с Масленицей прощались, потому что всю неделю катались

 

Выкрик при прощании с Масленицей

19

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: когда соберутся уходить домой, прощались друг с другом на весь пост: «Простите миня грешную»; это так «грехам росшитываются», чтобы весь пост грехов не делать, «роспростятся на божьей воле, при всём народе»; когда прощаются, крестятся и кланяются; отвечают: «Тибя Бог простит»

 

Репортаж

20

Маслинця-катунья,

Прости миня грешную.

Маслинця-катунья,

Прости миня грешную, недостойную.

 

- снач. комм.: сколько голоса есть, так и кричали

- интонируемый текст

 

Выкрик при прощании с Масленицей

21

Молоцко сгорело, мясо сгорело!

 

- снач. комм.: маленькие кричали

- текст

 

Выкрик на Масленицу

22

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: говорили, что молочко, яица и мяско прилетели – кокушка принесла на березку, «на суцецке»

 

Репортаж

23

Молочко сгурело!

Топерь молочко сгорело!

Молочко и мяско,

Сгорело всё – и иицка,

Топерь сгорели на семь нидиль!

А потом Господь пошлёт, Господь пошлёт.

На Христов день Господь пошлёт

И иичок, и мяска, и молоцка,

На берёзку принесёт, на сучечик повешаёт.

 

- интонируемый текст

- комм.: дети кричали вместе – голоса четыре-пять; так кричали маленькие дети пяти-шести лет

 

Выкрик на Масленицу

24

Прости миня, грешную,

Масленица-катунья,

Прости миня, грешную,

(Парасковья ли, Анна ли, хто ли).

На весь пост Христов,

На семь нидель.

 

- снач. комм.: взрослые, когда пойдут домой, прощались друг с другом и Масленицей

- текст

 

Приговор при прощании с Масленицей

25

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: взрослые ребята – молодежь – на костре не были, только приходили показывались и уходили в клуб или в избу; молодежь собирали дрова для костра «с обед», поставят костер, зажгут, когда разгорится, девки и ребята уходят – «им ништо Масленица, им ништо прошшаться», они «в свои игры играют»

- в пост молодежь или дома сидят, или выйдут к магазину с гармошкой

- ребята громко просили дров на Масленицу: «Дров на Масленицю даси?», хозяйка отвечает: «Дам»; если дров не давали, то уносили «воровськи»

- ТРОИЦА: ломали «венички» и тыкали «вички» под каждым окошком; раньше «добыча» такая была, чтобы на Троицу везде – у ворот, у «лазейки», у окошек – принести и навтыкать вичек, это так «по-раннему» полагалось для Троицы

- ЯРМАРКИ: в Троицу раньше была «ярманка» в монастыре, а в Девятую была «ярманка» «у Успенья»; на ярманку приезжали со всех деревень

- делали «ряды» – на столбах делали крыши и столики

- продавали на одном ряду – конфеты, печенье, пряники «суропные», во втором ряду – «обутка» (туфли, тапочки), третий ряд – «с сапогам», четвертый ряд – «с ситцем, с платкам»

- раньше «ситцов» не было, ткали сами «тканины клетчатые», шили из них платья; девочки в тканых платьях босиком бегали «к Успенье» на ярмарку

- ТРОИЦА: ходят на кладбище [раньше не ходили]

- ПАСХА: на кладбище ходили только те, поднимался на колокольню; в деревнях на кладбище в Пасху не ходили

- РОДИТЕЛЬСКИЕ ДНИ: Р?дошное (во вторник на второй недели после Христова дня) – «родители» разговляются и яйцами, и мясом; мы разговляемся в Христов день, а «родители» - в Радошное, делают поминки

- если умер молодой, а молодая осталась, дак плачут, причитают; по старым сейчас не причитают

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Кузьминское

25.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Громова А.Н.

 

Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р.,

 

26

О представлениях и верованиях:

 

- сон человеку «враг» показывает, бес; бывает, что сны исполняются, им надо верить

- А.Т. приснилось, что корова «запердела» - это значит, что заболеет; так и случилось – корова заболела и ее свели на бойню

 

Репортаж

27

Хозяин-батюшко,

Я вот животноё купила и веду на двор,

Дак возьми ты – корьми, и пой, и ходи за ёй.

 

- снач. комм.: при переводе новой коровы на двор в дом солят хлеб, входят в ворота и приговаривают

- текст

- комм.: надо проговорить три раза и соленый хлеб три раза подать корове; после этого «хозяин» примет коровушку как свою; если привести корову без приговора, она будет болеть

 

Приговор при переводе новой скотины на двор

28

О представлениях и верованиях:

 

- если хозяина попросишь, он и «ходит» за скотиной

- соломой кормишь, а скотина сытая, потому что хозяин ее гладит

- всего у А.Т. за жизнь было семь коров; держала корову, чтобы давать бедным молоко, а они помолятся за нее и за коровушку

 

Репортаж

29

О родильно-крестильных обрядах:

 

- носила ребенка крестить за 50 км «ко Спасу на лом»

- брали в крестные, например, соседку, говорили: «В крестные пойдешь?»

- как только ребеночек начинал ходить по улице, крестные  давали ему яйца; пока маленький был, ему крестные покупали подарки – платьице, платочек

- яичко крестнику давали в Пасху и Егорьев день

- крестили, миром мазали

- когда приедут после крестин, «ребеночка оммоют» - по стопочке выпьют; окрестили – значит, в веру крещеную ввели

- пока ребенок не крещеный, ангел не подходит к нему рядом

- если ребенок был долго не крещеный (неделю или больше), он все «здр˜гивал», как будто пугался; когда окрестишь, он лежит спокойный, потому что «ангел с ним»

- крестили на второй или третий день после рождения; чтобы если умрет, дак крещеный был

- если ребенок умрет не крещеный, на родителях – грех

- если ребенок был крещен не в церкви, а бабушкой, считается, что все равно ему защита у Господа есть («бабушка крестит, как и батюшка, только миру нету помазать лобик»)

 

Репортаж

30

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- не крещеных детей нельзя было хоронить в одну могилу с крещеными; если дети умирали крещеными, и места на кладбище было мало, их могли похоронить в одну могилу – ставили гробик на гробик

- умерших не своей смертью хоронят вместе со всеми, но не поминают; есть один день в году, когда их можно поминать, но про этот день никто не знает

 

Репортаж

31

О родильно-крестильных обрядах:

 

- раньше рожали дома, бабки помогали

- если ребенок «худо идет», то «руки прикладывали – там поросшатают, дак и пойдёт»

- раньше «носили» [рожали] по десять-двенадцать детей, мало у кого восемь было

- когда рождался, обрезали пупочек и перевязывали «пряжной» ниткой

- послед выносят к навозу

- ребенка заворачивали в пеленку, поясом (специально сшитым) завязывали руки и ноги, чтобы ему было теплее; пояс шириной поуже ладошки сшит из «тряпков»; завязывали поверх пеленки; завязывали слабо, чтобы пеленка не развязывалась и чтобы он мог дышать; ручки и ножки делали прямо

- сначала, пока ребенок был очень маленький, его клали на кровать; потом клали в зыбку или в «кобылялку» на ножках; сначала с младенцем спала мать, чтобы ему не было холодно

Репортаж

 

 

 

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198