Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 178 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04.
|
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А.В, |
Исп.: Лазарева Анна Ивановна, 1921 г.р., род. - д. Анхимово Мартыновского с\с
Касьяненко Иван Федорович, 1942 г.р., род. - д. Тарасовская Харовского р-на
1. |
Разбушеваласе река, На берегу у синя моря Сидит Тамара – холст бледна
На руках у ней ребёнок Прижалсе к матери груди, В объятья слёзы проливает, Она ребёнку говорит
- текст, напев - комм.: это старая песня, ее пели на беседах за работой
|
Романс |
2. |
Да не ложисе на краю. Придёт серенький волчок, Схватит сына за бочок
- текст, напев
|
Колыбельная |
3. |
Спит сынок без баюшки. Без байканья, Да без люльканья
- текст, напев
|
Колыбельная |
4. |
На родителей пенять
Зачем родили, не сгубили, Теперь заставили страдать
- напев жнивной
|
Частушка |
5. |
Броси девушку ругать,
Подойдёшь к моей постеле, Будет неково будить
- комм.: на жниве пели с вытяжкой
|
Частушка |
6. |
Пойдём на < …> гулять Вспомним прежние гуляночки, Заплачем обе вдруг
- комм.: «эти ранешные», так пели, когда гуляли по деревне
|
Частушка |
7. |
Гуси серые литят, Про измену гуси серые Резово говорят
|
Частушка |
8. |
Гуси сероватые
- фр. текста
|
Частушка |
9. |
Рано и молоденька, Расцвела да и завяла, Как в саду смородинка
- комм.: по деревне пели - повтор - комм.: частушки пели все время: на беседах, когда пряли
|
Частушка |
10. |
У вас дорожка не туда, У вас дорожка бережком До Череповца пешком
- текст - комм.: так пели, когда провожали рекрутов - повтор. напев
|
Частушка |
11. |
- в Масленицу гуляли дома, пили пиво и вино, костров не жгли - в Великий четверг гадали: на картах, девушки узнавали, выйдут или нет замуж - гадали на женихов – ложились на печь, снимали один валенок и звали суженого снять второй - в Святки девушки ходили в овин, гадать, спрашивали овинника, какой будет муж - в Святки ходили «кудесам» - (Ан. Ив.) «кудесам ходили с 1 по 19 января) - (Ив. Фёд) – начинали ходить «кудесам» с Рождества – 7 января - в Святки стаскивали все дровни и дровешки под гору - основные Святки считались с 13 января
|
Репортаж |
12. |
Я, раб Иван принимаю стадо скота, Беру в руки топор, нож замок и яйца, чтобы спасти скот От медведя, от медведицы, От волка, от волчихи, От росцомана и росцомахи
- текст - повтор - комм.: отец замок кидал на двери, веревку натягивал, топором работал, одно яйцо клал в муравейник, а другое бросал в воду, потом веревку складывал на двери, через веревку – замок - барабан никому в руки не давал - веревка всегда была натянута - когда лето заканчивалось, скотину нужно было распустить, для этого развязывали веревку, открывали замок
|
Заговор |
13. |
- на Егория скотину обходили дома, первой шла бабушка – самая старая, она несла в руках вербу, отец шел с решетом, в котором лежал хлеб, яйца, крюк и банные клещи - когда обходили все стадо в поле ставили 2 столбика, чтобы прогнать через них всех коров - отец за коровами не ходил, барабанил в барабан, и коровы везде ходили сами
|
Репортаж |
14. |
Покажи свой кус(т)
- внач. комм.: когда шли в лес, крестились и говорили слова - (Ан. Ив.)
|
Приговор |
15. |
Пусти меня в лесок Подари мне ягодку или грибок
- внач. комм.: говорит, когда заходит в лес - комм.: выходя из леса, нужно сказать «спасибо» (Ив. Фед.)
|
Приговор |
16. |
Хозяин, хозяюшка, милые детушки, Дайте грибов, ягод, всёй благодати Егорий пресвятой, Очисти вперёд себя бродячих, ходячих и ползучих
- внач. комм.: «заходишь в лес – поклон ложишь» - комм.: говорили, чтобы змей не видеть - ходячие – волки, звери, ползучие – змеи
|
Заговор |
17. |
Спасибо за дар, хозяин, хозяюшка
- внач. комм.: когда выходили из леса, нужно было поблагодарить - комм.: когда заходили или выходили из леса, нужно было молится
|
Приговор |
18. |
Спасибо, хозяин, хозяюшка, милые детушки, За пар, за воду, я намыласи, отдыхайте с Богом и вы
- внач. комм.: «баенник и есь баенник» - банника сама видела – выскочил из бани, забежал в колодец, потом снова в баню – серый, покрыт шерстью, размером больше кошки, шел на двух ногах; из этого колодца больше не пила воду - в четвертый жар опасно в баню ходить
|
Приговор |
19. |
О представлениях и верованиях:
- в новый дом сначала пускают кошку - домовой не дал жить в новом доме, ночью снился сон: маленькую девочку терзал когтями черт и говорил: «уходи отсюда»
|
Репортаж |
20. |
- когда строили хлев, было «обложное» - когда клали первый ряд, приносили хлеб, закуску, бутылку вина и хозяйка про себя говорила, чтобы все то, что она принесла, у нее в доме всегда было, а все принесенное отдавали плотникам
|
Репортаж |
21. |
Вот вам сороки и вороны ужин и обед, А до другого скота – дела нет
- внач. комм.: если умер на дворе ягненок, то его нельзя выносить через двери, а нужно выкидывать через окно, чтобы больше скотина не умирала - повтор. зап.
|
Приговор |
22. |
- послед после отела зарывали на дворе в навоз
|
Репортаж |
23. |
О родильно-крестильных обрядах:
- послед после родов зарывала в бане под полком бабушка, которая «бабила» (принимала роды)
|
Репортаж |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04.
|
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А.В, |
Исп.: Петрова Елизавета Изосимовна, 1926 г.р., род. - д. Михалёво Ухтомерского с\с
24. |
- причеты слышала от тетки - какое горе такой и причет - когда покойник лежит в доме – причитают о том, что скоро его вынесут и похоронят
|
Репортаж |
|
25. |
Во свою да светлу свитлицу Во свою белу хороминку Ты садись, премилый муж, За столы да за дубовые За скатерки да за браные
- текст - внач комм.: в поминальные дни умершего приводили домой, где его встречали родственники
|
Поминальное причитание |
|
26. |
Отправляем сына (мужа, брата) На широкую на улицу На вечный покой
- текст - внач. комм.: провожали в последний раз в урочный день - комм.: так делали на 9, 20, 40 день - на улицу провожают на 40 день
|
Поминальное причитание |
|
27. |
Всё для вас припашоно Всё для вас приготовлено
- текст - комм.: такими словами приглашали с кладбища домой
|
Поминальное причитание |
|
28. |
Прироспарили шёлков веничек Бельё да всё согрелоси. Бельё да всё сменилоси
- текст - внач. комм.: накануне урочных дней топили баню для умершего - комм.: в баню все собирали и приносили
|
Поминальное причитание |
|
29. |
- на Егория выгоняли скотину, свекровь брала каравай хлеба, яйца, сахар для пастуха, бутылку вина и шла выгонять - после обхода, те, кто выгоняли, собирались вместе и выпивали – в основном старушки
|
Репортаж |
|
30. |
- когда гремел первый гром, нужно было кувыркаться, чтобы спина не болела
|
Репортаж |
|
31. |
- дети на улице играли в мяч и в городки
|
Репортаж |
|
32. |
- старушки носили сарафаны, сшитые из домотканого крашеного полотна - ткали клетчатую ткань - раньше не ходили с непокрытой головой
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А.В, |
||
|
|
|
|
Исп.: Трошичева Людмила Павловна, 1935 г.р., род. - д. Андопол Карповского с\с
Трошичев Владимир Васильевич, 1931 г.р., род. – д. Гусево карповского с\с
33. |
ПРАЗДНИКИ - гуляли на Успенье – 28 августа и в Кириловскую - в Успенье гуляли несколько дней, ходили из деревни в деревню - по улице ходили с гармонью - Покров гуляли в д. Карпово БЕСЕДЫ - на беседы ходили по очереди во все дома или к тем у кого был большой дом - ходили к одинокой женщине, жившей в большом доме, за то, что она пускала молодежь на беседы, ей помогали по хозяйству - беседы были зимой и осенью, летом гуляли на улице - на беседах плясали «русского» и «ланчика» - «ланчик» плясали на 6 пар - описание пляски - в конце пляски девушки пели частушки гармонисту ПЛЯСКА - когда был маленький, видел, как пожилые мужчины плясали «чижа» - ходили кругом под гармонь - женщины могли плясать «под язык», если не было гармони ДРАКИ - дрались деревня на деревню - ходили партия на партию, гармонист шел впереди, когда начиналась драка, бросал назад через себя гармонь - был специальный наигрыш «под драку» - был кто-то, кто заводил драку, обычно старший - перед дракой парни пели хулиганские частушки - дрались поленьями, кольями, тростями – металлическими прутьями с загнутым концом, длиной около метра - парни носили с собой гайки на веревочках - подростки помогали взрослым, подносили камни - заранее о драках не договаривались - на Покров случались большие драки, когда собиралось много народу - драки обычно начинались в первый день праздника ПРАЗДНИКИ - в праздники приходили из разных деревень родственники - парни на праздники приглашали своих знакомых и угощали их - пиво варили, гнали самогон из картошки
|
Репортаж |
|
34. |
- на Егория выпускали скотину, пастух обходил стадо - говорили, что пастух брал у колдуна «обход» и с этим «обходом» пас, и тогда с коровами ничего не случалось - пастух мог целый день быт дома, только вечером давал сигнал и коровы сами шли домой
|
Репортаж |
|
35. |
- внач. комм.: когда пасла овец, стучала на барабанке - комм.: овец пасли по очереди (Людм.Павл.) - барабанка делалась из ели, палочки были круглые, из крепкого дерева - у всех, кто пас овец, были свои барабаны – небольшие, а у пастуха, который пас коров – большой - барабанили утром, в лесу на пастбище и вечером, когда домой гнали - пастух, который пас коров, свой барабан не давал никому - с пастухом рассчитывались в конце сезона деньгами или продуктами
|
Наигрыш на барабанке |
|
36. |
Примите моего живота, Чтобы все было хорошо и здорово
- внач. комм.: когда ставили на двор новую скотину, нужно было пройти по всем углам и сказать слова
|
Приговор |
|
37. |
- первый раз скотину выгоняли ветками вербы
|
Репортаж |
|
38. |
- в Святки ходили «кудесам» (ряжеными) – смешно одевались, выворачивали наизнанку фуфайки - «кудеса» приходили в дома, там плясали, их могли раздеть, побить - «кудеса» ходили в другие деревни, чтобы не узнали, закрывали лицо платком, меняли голос - наряжались «медведем» - выворачивали наизнанку тулуп - «медведь» катал девушек - девушки наряжались парнями, а парни – девушками - если наряжались в хорошую одежду, то назывались «красивые» или «баские» - наряжались «белыми бабками» - во все белое и пугали всех, лицо закрывали - привозили «покойника», ставили на лавке посреди пола - маленьких детей наряжали «курицей» - в Святки стаскивали в одну кучу санки, бросали в колодец дровни и дровешки
|
Репортаж |
|
39. |
Дай перога, А не дашь перога – Тибе кошка в окошко, Гнилые глаза
- текст - внач. комм.: пели под окном - комм.: ходили вечером накануне Рождества под окнами и кричали, в дом не заходили, за это давали пироги - после того, как обойдут всю деревню, собирались в одном месте и все собранное ели
|
Колядка |
|
40. |
- перед Рождеством пекли «рогульки» - сочни с картофельной начинкой - на праздники пекли пироги - в Пасху и в Троицу красили яйца луковой шелухой - подростки бились яйцами, у кого крепче, чье яйцо разбили – тот проиграл - подростки ходили к одинокой старушке, у которой было много кур, и она давала им яйца - раньше в Пасху по домам ходил священник, ему давали яйца – так рассказывала мать
|
Репортаж |
|
41. |
Сидит барин на краю
- фр. текста
|
Колыбельная |
|
42. |
- во время поста не варили мясные щи - в Великий четверг ходили в лес за мутовками
|
Репортаж |
|
43. |
- внач. комм.: кричал бригадир
|
Выкрик на сплаве |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А.В, |
||
|
|
|
|
Исп.: Ферапонтова Анна Егоровна, 1921 г.р., род. - д. Орлово Ковжского с\с
44. |
- праздновали Николу – зимой, Казанскую – летом - праздновали по 2-3 дня, приходили в гости родственники - в праздники в каждый дом приходили священник, и служил, за это ему давали яйца - в Пасху красили яйца - в Троицу яйца не красили, просто варили и носили на кладбище
|
Репортаж |
|
45. |
- раньше строили «скотни», где варили пищу для скотины - «скотня» соединялась с крыльцом длинной крышей, и под крышей хранились сани, дровни, телеги и розвальни
|
Репортаж |
|
46. |
- раньше делали много разных рыболовных снастей - «курмы» - небольшие снасти, связанные из льняной нитки - «руси», «переметы» - ловили лещей, язей, ершей , вашкалов, судаков, снетка - разную рыбу ловили в разное время - уху варили из ершей и окуней, чтобы навар был лучше - рыбные пироги - первая еда за столом - на зиму мелкую рыбу сушили – делали «сущик» - на воде около берега делали «хибить» - специальная постройка, куда ставили лодку, в «хибити» стояло 10 печей, в которых сушили мелкую рыбу. Печи протапливали, из лодки выкидывали рыбу и периодически шевелили узкой деревянной лопаткой, чтобы рыба лучше сохла ,после того, как рыба высохнет, ее пересыпали в лари и хранили в кладовой, зимой сушеную рыбу возили продавать туда, где рыбы не было - рыбник пекли на поминки и на все праздники
|
Репортаж |
|
47. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в урочные дни для умершего топили баню, приносили туда одежду, готовили мыло, мочалку, потом ходили мыться сами, после того, как помоется покойник - урочные дни – день смерти, 9, 20, 40, - в 40 день после застолья покойника провожали – брали со стола выпивку, закуску, выходили на улицу, кланялись и бросали на дорогу, то, что взяли, бросали в сторону кладбища - в урочные дни покойного приглашали на поминки, раньше – с причитаниями - в урочные дни, приходя на кладбище, покойному кланяются и приглашают домой, для других умерших родственников на могилах оставляют конфеты, булочки, рыбу - баню топят накануне урочного дня, и выйдя на дорогу, приглашают покойного - как только человек умирает, его сразу моют на полу, потом кладут на стол, родственникам нельзя мыть покойника, поэтому моет кто-нибудь чужой, ему за это потом что-то дарят - мыло и мочалку, которыми мыли покойного, кладут в гроб, в руки покойному кладут носовой платок, в руки ставят свечу - в подушку и в гроб кладут сухие листья от березовых веников, оставшиеся прутья относят от дома и там сжигают - покойник лежит в доме 2 ночи, с покойником сидят все время родственники просто знакомые - перед тем, как выносить гроб, его окуривают - выносят покойника ногами вперед - выносить гроб и копать могилу должны чужие люди, родственникам нельзя - в могиле, над гробом делают потолок из досок - раньше на могилу, посередине ставили столбик или крест, а теперь - памятник - над крестом могли делать крышу - в Троицу на могилу втыкают березовые веточки - после того, как вынесут гроб, весь дом моют, начиная с того места, где лежал покойник – к дверям, при этом переворачивают стулья - после похорон душа покойного приходит - через год после смерти собирают стол и покойного приглашают, но баню для него уже не топят - в урочные дни, когда собирают стол, покойному оставляют место
|
Репортаж |
|
48. |
- мужчинам шили брюки из домотканого полотна которое красили в синий или черный цвет - мать носила парочки – юбки с кофтами - носили сарафаны и платья, на талии делали сборки - на голове носили платки или «капорочки» - когда ходили в церковь, старались одеться как можно лучше
|
Репортаж |
|
49. |
- девочки из тряпочек делали кукол и карандашом рисовали лицо - мальчики делали деревянные ружья - для маленьких детей делали погремушки - делали «бегунки» - на столб прибивали металлический набалдашник и к нему привязывали веревки - делали качели, когда на них качались, пели песни
|
Репортаж |
|
50. |
- в лесу, на месте дойки коров что-то загораживали - когда первый раз выгоняли скотину, пастуху несли угощение
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д. Зубово 18.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А.В, |
||
|
|
|
|
Исп.: Хмельникова Татьяна Дмитриевна, 1915 г.р., род. - д. Базега Шольского с\с
51 |
- престольный праздник – Успенье - в праздник варили пиво, покупали вино и гуляли по 5 дней - ходили друг к другу в гости - мужики компаниями ходили по домам все 5 дней, а женщины гуляли только 1 день, потом расходились по домам - по деревне ходили с гармонью, пели песни - впереди шли парни, а за ними – девушки - плясали «русского» и «ланчика»
|
Репортаж |
52 |
Барышни – к окошку, мужички – к дверям
- внач. комм.: на беседах плясали «ланчика» - комм.: так кричали, и кто с кем плясал должны были поцеловаться
|
Выкрик в пляске |
53 |
Девушки – к окошку, кавалеры – к порожку
- комм.: в конце пляски все расходились по команде, а потом целовались, на этом пляска заканчивалась
|
Выкрик в пляске |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |