Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации 

АФ 178

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

 

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А.В, 

Исп.: Лазарева Анна Ивановна, 1921 г.р., род. - д. Анхимово Мартыновского с\с

Касьяненко Иван Федорович, 1942 г.р., род. -  д. Тарасовская Харовского р-на

 

1.

Разбушеваласе погода,

Разбушеваласе река,

На берегу у синя моря

Сидит Тамара – холст бледна

 

На руках у ней ребёнок

Прижалсе к матери груди,

В объятья слёзы проливает,

Она ребёнку говорит

 

- текст, напев

- комм.: это старая песня, ее пели на беседах за работой

 

Романс

2.

Бай-люли, бай-люли,

Да не ложисе на краю.

Придёт серенький волчок,

Схватит сына за бочок

 

- текст, напев

 

Колыбельная

3.

Баю, баю, баюшки,

Спит сынок без баюшки.

Без байканья,

Да без люльканья

 

- текст, напев

 

Колыбельная

4.

Плачу я и плакать буду,

На родителей пенять

 

Зачем родили, не сгубили,

Теперь заставили страдать

 

- напев жнивной

 

Частушка

5.

Дорогая моя мама,

Броси девушку ругать,

 

Подойдёшь к моей постеле,

Будет неково будить

 

- комм.: на жниве пели с вытяжкой

 

Частушка

6.

Задушевная товарочка,

Пойдём на < …> гулять

Вспомним прежние гуляночки,

Заплачем обе вдруг

 

- комм.: «эти ранешные», так пели, когда гуляли по деревне

 

Частушка

7.

Я иду, мине на(в)стречу

Гуси серые литят,

Про измену гуси серые

Резово говорят

 

Частушка

8.

Гуси серы, гуси серы,

Гуси сероватые

 

- фр. текста

 

Частушка

9.

Молодая замуж вышла,

Рано и молоденька,

Расцвела да и завяла,

Как в саду смородинка

 

- комм.: по деревне пели

- повтор

- комм.: частушки пели все время: на беседах, когда пряли

 

Частушка

10.

Некрута, вы, некрута,

У вас дорожка не туда,

У вас дорожка бережком

До Череповца пешком

 

- текст

- комм.: так пели, когда провожали рекрутов

- повтор. напев

 

Частушка

11.

О календарных обрядах:

 

- в Масленицу гуляли дома, пили пиво и вино, костров не жгли

- в Великий четверг гадали: на картах, девушки узнавали, выйдут или нет замуж

- гадали на женихов – ложились на печь, снимали один валенок и звали суженого снять второй

- в Святки девушки ходили в овин, гадать, спрашивали овинника,  какой будет муж

- в Святки ходили «кудесам»

- (Ан. Ив.)  «кудесам ходили с 1 по 19 января)

- (Ив. Фёд) – начинали ходить «кудесам» с Рождества – 7 января

- в Святки стаскивали все дровни и дровешки под гору

- основные Святки считались с 13 января

 

Репортаж

12.

Я, раб Иван принимаю стадо скота,

Беру в руки топор, нож замок и яйца, чтобы спасти скот

От медведя, от медведицы,

От волка, от волчихи,

От росцомана и росцомахи

 

- текст

- повтор

- комм.: отец замок кидал на двери, веревку натягивал, топором работал, одно яйцо клал в муравейник, а другое бросал в воду, потом веревку складывал на двери, через веревку – замок

- барабан никому в руки не давал

- веревка всегда была натянута

- когда лето заканчивалось, скотину нужно было распустить, для этого развязывали веревку, открывали замок

 

Заговор

13.

О скотоводческих обрядах:

 

- на Егория скотину обходили дома, первой шла бабушка – самая старая, она несла в руках вербу, отец шел с решетом, в котором лежал  хлеб, яйца, крюк и банные клещи

- когда обходили все стадо в поле ставили 2 столбика, чтобы прогнать через них всех коров

- отец за коровами не ходил, барабанил в барабан,  и коровы везде ходили сами

 

Репортаж

14.

Хозяин, хозяюшка,

Покажи свой кус(т)

 

- внач. комм.: когда шли в лес, крестились и говорили слова

- (Ан. Ив.)

 

Приговор

15.

Старичок-лесовичок,

Пусти меня в лесок

Подари мне ягодку или грибок

 

- внач. комм.: говорит, когда заходит в лес

- комм.: выходя из леса, нужно сказать «спасибо»

 (Ив. Фед.)

 

Приговор

16.

Хозяин, хозяюшка, милые детушки,

Дайте грибов, ягод, всёй благодати

Егорий пресвятой,

Очисти вперёд себя бродячих, ходячих и ползучих

 

- внач. комм.: «заходишь в лес – поклон ложишь»

- комм.: говорили, чтобы змей не видеть

- ходячие – волки, звери, ползучие – змеи

 

Заговор

17.

Спасибо за дар, хозяин, хозяюшка

 

- внач. комм.: когда выходили из леса, нужно было поблагодарить

- комм.: когда заходили или выходили из леса, нужно было молится

 

Приговор

18.

Спасибо, хозяин, хозяюшка, милые детушки,

За пар, за воду, я намыласи, отдыхайте с Богом и вы

 

- внач. комм.: «баенник и есь баенник»

- банника сама видела – выскочил из бани, забежал в колодец, потом снова в баню – серый, покрыт шерстью, размером больше кошки, шел на двух ногах; из этого колодца больше не пила воду

- в четвертый жар опасно в баню ходить

 

Приговор

19.

О представлениях и верованиях:

 

- в новый дом сначала пускают кошку

- домовой не дал жить в новом доме, ночью снился сон: маленькую девочку терзал когтями черт и говорил: «уходи отсюда»

 

Репортаж

20.

О строительных обрядах:

 

- когда строили хлев, было «обложное» - когда клали первый ряд, приносили хлеб, закуску, бутылку вина и хозяйка про себя говорила, чтобы все то, что она принесла, у нее в доме всегда было, а все принесенное отдавали плотникам

 

Репортаж

21.

Вот вам сороки и вороны ужин и обед,

А до другого скота – дела нет

 

- внач. комм.: если умер на дворе ягненок, то его нельзя выносить через двери, а нужно выкидывать через окно, чтобы больше скотина не умирала

- повтор. зап.

 

Приговор

22.

О скотоводческих обрядах:

 

- послед после отела зарывали на дворе в навоз

 

Репортаж

23.

О родильно-крестильных обрядах:

 

- послед после родов зарывала в бане под полком бабушка, которая «бабила» (принимала роды)

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

 

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А.В, 

Исп.: Петрова Елизавета Изосимовна, 1926 г.р., род. - д. Михалёво Ухтомерского с\с

 

24.

О похоронных причетах:

 

- причеты слышала от тетки

- какое горе такой и причет

- когда покойник лежит  в доме – причитают о том, что скоро его вынесут и похоронят

 

Репортаж

25.

Завожу я мужа милово

Во свою да светлу свитлицу

Во свою белу хороминку

Ты садись, премилый муж,

За столы да за дубовые

За скатерки да за браные

 

- текст

- внач комм.: в поминальные дни умершего приводили домой, где его встречали родственники

 

Поминальное причитание

26.

Приоткрываем двери белые

Отправляем сына (мужа, брата)

На широкую на улицу

На вечный покой

 

- текст

- внач. комм.: провожали в последний раз в урочный день

- комм.: так делали на 9, 20, 40 день

- на улицу провожают на 40 день

 

Поминальное причитание

27.

Пойдёмте домой

Всё для вас припашоно

Всё для вас приготовлено

 

- текст

- комм.:  такими словами приглашали с кладбища домой

 

Поминальное причитание

28.

Натопили парну баёнку

Прироспарили шёлков веничек

Бельё да всё согрелоси.

Бельё да всё сменилоси

 

- текст

- внач. комм.: накануне урочных дней топили баню для умершего

- комм.: в баню все собирали и приносили

 

Поминальное причитание

29.

О скотоводческих обрядах:

 

- на Егория выгоняли скотину, свекровь брала каравай хлеба, яйца, сахар для пастуха, бутылку вина и шла выгонять

- после обхода, те, кто выгоняли, собирались вместе и выпивали – в основном старушки 

 

Репортаж

30.

О календарных обрядах:

 

- когда гремел первый гром, нужно было кувыркаться, чтобы спина не болела

 

Репортаж

31.

Об играх:

 

- дети на улице играли в мяч и в городки

 

Репортаж

32.

Об одежде:

 

- старушки носили сарафаны, сшитые из домотканого крашеного полотна

- ткали клетчатую ткань

- раньше не ходили с непокрытой головой

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А.В, 

 

 

 

 

Исп.: Трошичева Людмила Павловна, 1935 г.р., род. - д. Андопол  Карповского с\с

Трошичев Владимир Васильевич, 1931 г.р., род. – д. Гусево карповского с\с

 

 

33.

О календарных обрядах:

 

ПРАЗДНИКИ

- гуляли на Успенье – 28 августа и в Кириловскую

- в Успенье гуляли несколько дней, ходили из деревни в деревню

- по улице ходили с гармонью

- Покров гуляли в д. Карпово

БЕСЕДЫ

- на беседы ходили по очереди во все дома или к тем у кого был большой дом

- ходили к одинокой женщине, жившей в большом доме, за то, что она пускала молодежь на беседы, ей помогали по хозяйству

- беседы были зимой и осенью, летом гуляли на улице

- на беседах плясали «русского» и «ланчика»

- «ланчик» плясали на 6 пар

- описание пляски

- в конце пляски девушки пели частушки гармонисту

ПЛЯСКА

- когда был маленький, видел, как пожилые мужчины плясали «чижа» - ходили кругом под гармонь

- женщины могли плясать «под язык», если не было гармони

ДРАКИ

- дрались деревня на деревню

- ходили партия на партию, гармонист шел впереди, когда начиналась драка, бросал назад через себя гармонь

- был специальный наигрыш «под драку»

- был кто-то, кто заводил драку, обычно старший

- перед дракой парни пели хулиганские частушки

- дрались поленьями, кольями, тростями – металлическими прутьями с загнутым концом, длиной около метра

- парни носили с собой гайки на веревочках

- подростки помогали взрослым, подносили камни

- заранее о драках не договаривались

- на Покров случались большие драки, когда собиралось много народу

- драки обычно начинались в первый день праздника

ПРАЗДНИКИ

- в праздники приходили из разных деревень родственники

- парни на праздники приглашали своих знакомых и угощали их

- пиво варили, гнали самогон из картошки

 

Репортаж

34.

О пастушеских обрядах:

 

- на Егория выпускали скотину, пастух обходил стадо

- говорили, что пастух брал у колдуна «обход» и с этим «обходом» пас, и тогда с коровами ничего не случалось

- пастух мог целый день быт дома, только вечером давал сигнал и коровы сами шли домой

 

Репортаж

35.

Сигнал

 

- внач. комм.: когда пасла овец, стучала на барабанке

- комм.: овец пасли по очереди

(Людм.Павл.)

- барабанка делалась из ели, палочки были круглые, из крепкого дерева

- у всех, кто пас овец, были свои барабаны – небольшие, а у пастуха, который пас коров – большой

- барабанили утром, в лесу на пастбище и вечером, когда домой гнали

- пастух, который пас коров, свой барабан не давал никому

- с пастухом рассчитывались в конце сезона деньгами или продуктами

 

Наигрыш на барабанке

36.

Хозяин, хозяюшка,

Примите моего живота,

Чтобы все было хорошо и здорово

 

- внач. комм.: когда ставили на двор новую скотину, нужно было пройти по всем углам  и сказать слова

 

Приговор

37.

О скотоводческих обрядах:

 

- первый раз скотину выгоняли ветками вербы

 

Репортаж

38.

О календарных обрядах:

 

- в Святки ходили «кудесам» (ряжеными) – смешно одевались, выворачивали наизнанку фуфайки

- «кудеса» приходили в дома, там плясали, их могли раздеть, побить

- «кудеса» ходили в другие деревни, чтобы не узнали, закрывали лицо платком, меняли голос

- наряжались «медведем» - выворачивали наизнанку тулуп

- «медведь» катал девушек

- девушки наряжались парнями, а парни – девушками

- если наряжались в хорошую одежду, то назывались «красивые» или «баские»

- наряжались «белыми бабками» - во все белое и пугали всех, лицо закрывали

- привозили «покойника», ставили на лавке посреди пола

- маленьких детей наряжали «курицей»

- в Святки стаскивали в одну кучу санки, бросали в колодец дровни и дровешки

 

Репортаж

39.

Каледа, каледа,

Дай перога,

А не дашь перога –

Тибе кошка в окошко,

Гнилые глаза

 

- текст

- внач. комм.: пели под окном

- комм.: ходили вечером накануне Рождества под окнами и кричали, в дом не заходили, за это давали пироги

- после того, как обойдут всю деревню, собирались в одном месте и все собранное ели

 

Колядка

40.

О календарных обрядах:

 

- перед Рождеством пекли «рогульки» - сочни с картофельной начинкой

- на праздники пекли пироги

- в Пасху и в Троицу красили яйца луковой шелухой

- подростки бились яйцами, у кого крепче, чье яйцо разбили – тот проиграл

- подростки ходили к одинокой старушке, у которой было много кур, и она давала им яйца

- раньше в Пасху по домам ходил священник, ему давали яйца – так рассказывала мать

 

Репортаж

41.

Баюшки, баю,

Сидит барин на краю

 

- фр. текста

 

Колыбельная

42.

О календарных обрядах:

 

- во время поста не варили мясные щи

- в Великий четверг ходили в лес за мутовками

 

Репортаж

43.

Раз, два, взяли!

 

- внач. комм.: кричал бригадир

 

Выкрик на сплаве

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А.В, 

 

 

 

 

Исп.: Ферапонтова Анна Егоровна, 1921 г.р., род. - д. Орлово  Ковжского с\с

 

44.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Николу – зимой, Казанскую – летом

- праздновали по 2-3 дня, приходили в гости родственники

- в праздники в каждый дом приходили священник, и служил, за  это ему давали яйца

- в Пасху красили яйца

- в Троицу яйца не красили, просто варили и носили на кладбище

 

Репортаж

45.

О строительстве:

 

- раньше строили «скотни», где варили пищу для скотины

- «скотня» соединялась с крыльцом длинной крышей,  и под крышей хранились сани, дровни, телеги и розвальни

 

Репортаж

46.

О рыболовстве:

 

- раньше делали много разных рыболовных снастей

- «курмы» - небольшие снасти, связанные из льняной нитки

- «руси», «переметы»

- ловили лещей, язей, ершей , вашкалов, судаков, снетка

- разную рыбу ловили в разное время

- уху варили из ершей и окуней, чтобы навар был лучше

- рыбные пироги  - первая еда за столом

- на зиму мелкую рыбу сушили – делали «сущик»

- на воде около берега делали «хибить» - специальная постройка, куда ставили лодку, в «хибити» стояло 10 печей, в которых сушили мелкую рыбу. Печи протапливали, из лодки выкидывали рыбу и периодически шевелили узкой деревянной лопаткой, чтобы  рыба лучше сохла ,после того, как рыба высохнет, ее пересыпали в лари и хранили в кладовой, зимой сушеную рыбу возили продавать туда, где рыбы не было

- рыбник пекли на поминки и на все праздники

 

Репортаж

47.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

-  в урочные дни для умершего топили баню, приносили туда одежду, готовили мыло, мочалку, потом ходили мыться сами, после того, как помоется покойник

- урочные дни – день смерти, 9, 20, 40,

- в 40 день после застолья покойника провожали – брали со стола выпивку, закуску, выходили на улицу, кланялись и бросали на дорогу, то, что взяли, бросали в сторону кладбища

- в урочные дни покойного приглашали на поминки, раньше – с причитаниями

- в урочные дни, приходя на кладбище, покойному кланяются и приглашают домой, для других умерших родственников на могилах оставляют конфеты, булочки, рыбу

- баню топят накануне урочного дня, и выйдя на дорогу, приглашают покойного

- как только человек умирает, его сразу моют на полу, потом кладут на стол, родственникам нельзя мыть покойника, поэтому моет кто-нибудь чужой, ему за это потом что-то дарят

- мыло и мочалку, которыми мыли покойного, кладут в гроб, в руки покойному кладут носовой платок, в руки ставят свечу

- в подушку и в гроб кладут сухие листья от березовых веников, оставшиеся прутья относят от дома и там сжигают

- покойник лежит в доме 2 ночи, с покойником сидят все время родственники просто знакомые

- перед тем, как выносить гроб, его окуривают

- выносят покойника ногами вперед

- выносить гроб и копать могилу должны чужие люди, родственникам нельзя

- в могиле, над гробом делают потолок из досок

- раньше на могилу, посередине ставили столбик или крест, а теперь - памятник

- над крестом могли делать крышу

- в Троицу на могилу втыкают березовые веточки

- после того, как вынесут гроб, весь дом моют, начиная с того места, где лежал покойник – к дверям, при этом переворачивают стулья

- после похорон душа покойного приходит

- через год после смерти собирают стол и покойного приглашают, но баню для него уже не топят

- в урочные дни, когда собирают стол, покойному оставляют место

 

Репортаж

48.

Об одежде:

 

- мужчинам шили брюки из домотканого полотна которое красили в синий или черный цвет

- мать носила парочки – юбки с кофтами

- носили сарафаны и платья, на талии делали сборки

- на голове носили платки или «капорочки»

- когда ходили в церковь, старались одеться как можно лучше

 

Репортаж

49.

Об игрушках:

 

-  девочки из тряпочек делали кукол и карандашом рисовали лицо

- мальчики делали деревянные ружья

- для маленьких детей делали погремушки

- делали «бегунки» - на столб прибивали металлический набалдашник и к нему привязывали веревки

- делали качели, когда на них качались, пели песни

 

Репортаж

50.

О скотоводческих обрядах:

 

- в лесу, на месте дойки коров что-то загораживали

- когда первый раз выгоняли скотину, пастуху несли угощение

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

 Шольский с/с

д. Зубово

18.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А.В, 

 

 

 

 

Исп.: Хмельникова Татьяна Дмитриевна, 1915 г.р., род. - д. Базега  Шольского с\с

 

51

О календарных обрядах:

 

- престольный праздник – Успенье

- в праздник варили пиво, покупали вино и гуляли по 5 дней

- ходили друг к другу в гости

- мужики компаниями ходили по домам все 5 дней, а женщины гуляли только 1 день, потом расходились по домам

- по деревне ходили с гармонью, пели песни

- впереди шли парни, а за ними – девушки

- плясали «русского» и «ланчика»

 

Репортаж

52

Барышни – к окошку, мужички – к дверям

 

- внач. комм.: на беседах плясали «ланчика»

- комм.: так кричали, и кто с кем плясал должны были поцеловаться

 

Выкрик в пляске

53

Девушки – к окошку, кавалеры – к порожку

 

- комм.: в конце пляски все расходились по команде, а потом целовались, на этом пляска заканчивалась

 

Выкрик в пляске

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198