Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 183

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Артюшинский с/с

д. Устье

23.08.04.

 

Зап. Каданцев А.Ф.

Каданцева О. А.

 

Исп.: Блинова Евстолия Симеёновна, 1926 г.р., род. – д. Мегра Мегринского с\с

 

1.

О календарных обрядах:

 

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу теща угощала зятя яичницей на молоке

- в праздники приходили в гости родственники

- молодым было положено проехать через костер на лошади

- на большие праздники варили пиво

- праздники праздновали 1,5 дня – первый день с обеда и второй день полностью

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- в Великий четверг ходили за вересом

- ветками вереса окуривали избу, деревянные кадушки

- в лесу куст вереса перешагивали, чтобы спина не болела

- прибирались в избе, брали соль и хранили ее в  мешочке для того, чтобы лечить  заболевшую скотину

- коровам подрезали хвосты, а срезанную шерсть хранили в хлеву под потолком, чтобы скотина домой ходила

- считали деньги и перебирали другое имущество, чтобы все это в доме водилось

 

Репортаж

2.

Бурёнка дома? – все дома!

 

- комм.: в Великий четверг 3 раза в трубу кричали скотину, чтобы она ходила домой

- повтор

- комм.: потом трубу закрывали

 

Выкрик

3.

О календарных обрядах:

 

- в Великий четверг за вересом нужно было ходить рано утром

-  куст вереса перешагивали

- принесенным вересом окуривали кадушки перед засолкой огурцов

ПАСХА

- на Светлой неделе по домам ходил священник и освещал зерно – овёс, насыпанный в решето, священника угощали яйцами

- на Пасху пекли «паску» - круглый хлеб, украшенный крестом и просвирками

- бились крашенными яйцами, чьё крепче

РАДУНИЦА

- через неделю после Пасхи было «радушное воскресенье», а после него вторник – поминальный день (Радуница), в этот день ходили на кладбище, приносили туда яйцо и угощение, читали тропарь

- в Иванов день – 7 июля собирали цветы, в это время они имели особую силу

СВЯТКИ

- в Святки молодежь гадала

- Святки начинались с Рождества и продолжались до Крещения

- накануне Рождества – «соцэльник» – канун кануна

- перед Крещением тоже бывает сочельник

- в Рождественский и Крещенский сочельник парни стаскивали всю утварь, которую находили во дворах подальше от деревни, замораживали или заваливали дровами двери, чтобы утром было не выйти

- на второй день после Рождества пели «каледу», стояли на крыльце и кричали, за это хозяева что-то выносили, если долго не выносили, то колядовщики ругались

- коляду пели молодые мужики рано утром

РЯЖЕНЫЕ

- ряженых называли «кудеса»

- девушки одевались в мужскую одежду, надевали шубу на левую сторону и приходили на беседу, меняли голос, чтобы никто не узнал, плясали

- сестра «лепетала по-цыгански»

- один мужик привязывал веники, приходил и плясал

- могли одеться во все белое, на голове – простыня,

КРЕЩЕНИЕ

- в Крещение рано утром ходили за водой, считалось, что вся вода святая, она очень долго стоит и не портится, этой водой кропили дом, сами пили

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ

- в каждой деревне был большой праздник, приходили гости из других деревень, чаще всего молодежь

 

Репортаж

4.

О рекрутских обрядах:

 

- рекруты раньше катались по деревне на лошадях

- собирали стол

- мать благословляла рекрута иконой

- девушки пели песни

- рекруты завязывали ветки березы ленточками, тряпочками или носовым платком, чтобы домой вернуться

 

Репортаж

5.

О снах:

 

- к чему-то плохому снится мясо, картошка, капуста

- если этот сон не забыть, то он сбудется

- к добру снятся сладости – песок, конфеты

 

Репортаж

6.

О приметах:

 

- ворона каркает – к чему-то плохому

- птица – к вестям

 

Репортаж

7.

О представлениях и верованиях:

 

- везде есть свой хозяин: в доме – домовой, на дворе – дворовой, в бане – баенный, в лесу и в поле – лесовой 

- одна старушка зналась с лешим, когда у женщины пропала корова, то старушка сказала ей куда идти, но велела не оглядываться, женщина нашла корову и когда шла домой – оглянулась, тогда лес очень сильно зашумел, а женщина испугалась и домой прибежала бегом

- девушка заблудилась в лесу, и ее не смогли найти

- когда начинается ледоход, нужно бросать на лед кусочек хлеба

- в лодку садиться нужно благословясь

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Борок

23.08.04.

Зап. Каданцев А.Ф.

Каданцева О. А.

 

 

 

 

 

Исп.: Кирикова Мария Тимофеевна, 1921 г.р., род. – д. Борок Андозерского с\с

 

 

8.

О календарных обрядах:

 

- 28 августа – Успенье, гуляли 1 день

- приносили домой последний сноп, ставили в передний угол

- выгоняли мух березовым веником, потом этот веник оставляли для того, чтобы подметать пол

БЕСЕДЫ, ПЛЯСКИ

- на беседах девушки сидели со своими кавалерами

- плясали «ланчик», последняя фигура – «перебора», после нее пляска заканчивалась

- плясали «болван» – все стояли кругом, а один человек плясал, потом вызывал кого-нибудь другого

- «русского» плясали по одному

РЯЖЕНЫЕ

- всю зиму ходили «кудесам» – наряжались «по-другому»

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Борок

23.08.04.

Зап. Каданцев А.Ф.

Каданцева О. А.

Тимофеева Я. Б.

 

 

 

 

Исп.: Демичева Устинья Леонтьевна, 1915 г.р., род. – д. Борок Панинского с\с

 

9.

Во новой во горёнке

Столики стоят,

Ой, столики стоят

Да на столиках сткатёрки

Браные лёжат,

Ой, браные лёжат

 

- фр. текста, напев

- внач. комм.: пели, когда невеста к столу подходила

 

Свадебная песня

10.

Из-под пястенькой конь-от бежал,

Из-под пястенькой серенькой

 

- фр.текста, напев

- комм.: пели на свадьбе за столом

 

Свадебная песня

11.

Не шёлкова ленточка к стенке льнёт,

Ой, к стенке льнёт

Что Иван-от Манюшку к сер<д>цу жмёт,

Ой к сер<д>цу жмёт

 

- фр.текста, напев

- комм.: песню пели за столом

 

Свадебная песня

12.

О свадебном обряде:

 

- невеста ходила по полу и причитала

- «красота» – на  голове у невесты лента, «как блюдо», вся украшенная «серебринками»

- ёлочка была украшена серебристыми ленточками

- причётчица брала невесту под руки, ходила с ней по полу и причитала

- на девичнике невеста причитала

- невеста прощалась с родными

- невеста во время свадьбы свекрови и свекру дарила полотенца

 

Репортаж

13.

Во новой во горёнке столики стоят,

Ой, столики стоят,

Да на столиках сткатёрки браные лёжат,

Ой, браные лёжат

 

- фр. текста, напев

- комм.: пели, когда молодые сидели за столом

 

Свадебная песня

14.

Из-под лесёнки конь-от бежал,

Из-под частенькой серенькой

Ты беги, беги мой конь булатной

 

- фр. текста, напев

- комм.: все подхватывали, пели за столом

 

Свадебная песня

15.

О свадебном обряде:

 

- красота была сделана, как ёлочка и украшена серебринками

- у невесты была лента с кружевом и маленькими цветными ленточками

- лента одевалась на голову, как капор

- колдунья вытаскивала серебринки из ленты и колдовала от грыжи, от золотухи и других болезней

- невеста одевалась в длинное платье и рубашку с «кататам», на руках – перчатки, на шее – бусы

- молодых встречали с караваем, украшенным ямками, завитушками

- на второй день свадьбы били об пол горшки, кидали деньги, а невеста должна была их подбирать

 

Репортаж

16.

О календарных обрядах:

 

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу катались на лошадях

- зять ездил в гости к теще

- молодых катали по деревне и заставляли целоваться

СОЧЕЛЬНИК

- в «соцœльник» стаскивали дровни на реку в одну кучу и связывали веревками, могли водой залить

 

Репортаж

17.

Каледа, каляда,

Зародилась каляда

Накануне Рожества,

Мы ходили, искали

Каляду святую,

Мы нашли каляду

У святово двора,

Святой-от двор –

Жалезной тын,

Посреди двора

Стоит двор живота

 

- фр. текст, напев

- внач. комм.: пели вечером накануне Рождества

 

Колядка

18.

Розреши-ко нас хозяин

Под окошко стать,

Каледу россказать.

Каледа, маледа

Хто даст перога

Тому двор живота,

Хто не даст перога,

Тому курица одна

 

- текст, напев

 

Колядка

19.

Зародилась каляда

Накануне Рожества,

Мы ходили, искать

Каляду святую

 

- текст, напев

 

Колядка

20.

Розреши-ко нас хозяин

Под окошко стать,

Каледу россказать

Каледа, маледа

 

- текст, напев

- комм.: ходили взрослые и дети

 

Колядка

21.

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- после Рождества ходили «цыгане» и продавали «поросят» – сажали в дровни детей

- в Святки таскали, могли оторвать подошву от валенка

- две женщины нарядились «пастухами» и пришли искать скотину, у одной из них был барабан

- «кудес?» (ряженые) – вредительство

- наряжались «белой бабкой», во всё белое

- рядились «кузнецом», «кузнецы» могли непонравившейся девке даже подошвы от валенок оторвать

 

Репортаж

22.

Жала, жала, убежала

Из поля в поляночку,

Цё ты, дроля, не играешь

В новую тальяночку

 

- текст

- комм. : на жатве пели долгие песни

- повтор

- напев жнивной

 

Частушка

23.

О календарных обрядах:

 

- по окончанию жатвы последний сноп приносили домой, ставили в передний угол

 

Репортаж

24.

Зоря, зоряница,

Красная девица,

Как зоря

 

- фр. текста

- внач. комм.: кричала на улице утром, когда у одной старушки заболел живот

- повтор

- комм.: так проговорила и старушка встала

 

Заговор

25.

О календарных обрядах:

 

- в Великий четверг ходил в лес за вересом, и ломали сосновое помело

 

Репортаж

26.

У-у-у

 

- комм.: в лесу кричали, чтобы друг с другом не потеряться

 

Ауканье

27.

О пастушеских обрядах:

 

- пастухи делали обходы, обходы должны быть честными

- плохого пастуха лесовой к скотине не пускал

- с обходом пастухи и сейчас пасут

- обход нужно было у кого-то брать, он был написан на бумаге

- когда выгоняли коров в первый раз, пастух обходил стадо с барабаном, с решетом, обойдя 3 раза, пастух ставил решето на землю и начинал барабанить, потом старухи угощали пастуха «б?йниками» – пирогами, хлебом, яйцами

 

Репортаж

28.

О скотоводческих обрядах:

 

- перед первым выгоном клали клещи и крюк перед хлевом, и корова должна была перешагнуть, тогда она будет ходить домой

- на Егория отец под кушак совал топор, брал в руки решето и на дворе обходил корову 3 раза, потом заходил в дом, топор втыкал в стену и крестился

- в д. Борок в пятницу (?) пастух прогонял коров к реке, и они ее переходили поперек, а в д. Панинская в праздник Смоленской Божьей Матери прогоняли лошадей

 

Репортаж

29.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на могилах ставили кресты

 

Репортаж

30.

Посогрета ключева вода,

Пороспарен шёлкой виничок,

Приходи да, мила ладушка,

Тибе всё да приготовлено

 

- текст

- комм.: причитали, когда покойного звали в баню

.

Поминальное причитание

31.

Ой, дорогая, да, доч(и)ка милая,

Заходи да дорогой госьёй,

Ой, про тибя да всё сготовлёно

Столики да уж накрытые

 

- текст, напев

- комм.: причитали, когда покойника приглашали за стол

 

Поминальное причитание

32.

Прилитела дочка милая

Со дальнёй со дороженьки,

Прилетела птичка пташечка

Она ко мне да уж к окошечку

Принесла да она весточку

Принесла родимой матушке

 

- текст

 

Поминальное причитание

33.

О рекрутских обрядах:

 

- когда провожали рекрутов, могли причитать

 

Репортаж

34.

Я встречаю милово племянничка,

Заходи, милой племянницёк,

Тибе всё да приготовлено

Столики уж накрытые

Ты пришёл да из сырой земли

 

- текст

- внач. комм.: причитали, когда встречали покойника на 40 день

 

Поминальное причитание

35.

Захожу я, дочка милая

 

- фр. текста

- внач комм.: причитали на кладбище

 

Поминальное причитание

36.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- причитали на год после смерти, на 40 дней, делали поминки, могли застолье не делать, просто попить чаю,

- покойнику на кладбище ставили стопку

 

Репортаж

37.

Баю, баю, побаю,

Живёт барин на краю,

Он не нужон, не богат,

У ево много робят

 

- текст, напев

- комм.: так пели маленьким детям

- детей качали и пели короткие или долгие колыбельные песни

 

Колыбельная

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Борок

23.08.04.

Зап. Каданцев А.Ф.

Каданцева О. А.

 

 

 

 

 

Исп.: Дюкова Лина Николаевна, 1938 г.р., род. – д. Горбуша Панинского с\с

 

38.

О себе, о лечении:

 

- экстрасенсы обнаружили дар

- имеет дар гипноза, обладает сильным биополем

- умеет лечить грыжу закусом, но делиться этим нельзя

- определяет по человеку, что у него болит

- людей находит, пользуясь книгой «Оракул»

- умеет снимать порчу – когда человек болеет, а врачи определить не могут – наговаривает воду

- килы – нарывы, их 12, а порчей – 47

- тоску снимает наговорной водой

- воспитывал дед, сама с братом пасли коров12 лет, дед замечал, что внучка необычная

 

Репортаж

39.

О пастушеских обядах:

 

- пастушеский обход – возможность знаться с лесовым, у него свои люди пасут коров

- дед разговаривал с кем-то, кого сама не видела, но дед сказал, что это такие же люди

- дед говорил, что если в лесу попасть на след лесового, то место покажется чужим, тогда нужно вернуться назад или идти вперед и ругать лесового, но назад вернуться нельзя, лесовой не пустит

ОБХОД

- дед брал обход на пирог или на яйца, обходил коров с иконой, а потом обход зарывал в муравейник, чтобы никто не знал

- в землю обход зарывать нельзя

- дед запрещал ломать ветки и разорять гнёзда, нельзя было ни с кем заговаривать первым, сама однажды заговорила со стариком, а это оказался лесовой, он захлопал, захохотал и засвистел

- с братом хотели набрать птичьих яиц, но как только стала их набирать, вся скотина заревела, а потом оказалось – сколько яиц взяла, столько коров разорвал медведь

- запреты, данные пастуху, нельзя нарушать никому из членов семьи

БАРАБАН

- дед, будучи пастухом, барабанил на барабане

- в барабане были просверлены 4 отверстия, чтобы лучше барабанил

- обход брался на барабан, и дома барабан убирался под матицу на дворе

ОБХОД

- дед давал обходы другим пастухам и себе брал – договаривался с лесовым на самую лучшую корову из стада, по окончанию сезона пастьбы эта корова пропадала

- лесовой просто так коров пасти не будет

- однажды корова пропала у одинокой женщины, та пришла к деду и сказала об этом, дед выругался на лесового, за то, что взял именно эту корову, пошел в лес и в полночь эту корову вернул

- если пастух нарушал обход, то обход снимался, и дальше приходилось пасти без обхода, а новый обход в этом году уже не брался

- обход пастух делал с иконкой в решете и с топором за поясом, в решете лежал хлеб, пироги, принесенные хозяйками коров

- если стадо было смешаным, то дед просил хозяек состричь с каждой коровы по клочку шерсти, потом эта шерсть запекалась в каравай хлеба, это делалось для того, чтобы коровы держались вместе; у одной или нескольких коров шерсть не брали, а скармливали им хлеб с запеченной шерстью других коров, и эти коровы становились вожаками стада

 

Репортаж

40.

О скотоводческих обрядах:

 

- чтобы корова ходила домой, брали землю из ее следа и бросали на двор

 

Репортаж

41.

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки,

Бабушка и дедушко,

Примите моих милых животов

Спасите и сохраните,

Допойте и докормите

 

- внач. комм.: так говорила, когда отправляла коров

 

Приговор

42.

О представлениях и верованиях:

 

- однажды пошла доить корову позже обычного времени, когда открыла дверь, то увидела вместо коровы женщину в белом с цветами платье, испугалась и ушла, но спустя некоторое время вернулась обратно, корова была на месте – после полуночи нельзя ходить на двор, т.к. там свои хозяева

- с полуночи до 6 часов утра время хозяев двора

- муж,  будучи пьяным начал шуметь и пришлось уйти ночью в баню, легла там на полок и уснула, а потом ее кто-то начал толкать и просить подвинуться – в бане тоже есть хозяин

 

Репортаж

43.

Хозяин, хозяюшка,

Малые детушки

Спасибо на парной баенке

 

- внач. комм.: говорит, когда помоется в бане

- комм.: когда говорит, 3 раза крестится, и крест в бане не снимает

 

Приговор

44.

О представлениях и верованиях:

 

- хозяин в бане не считается нечистым, нечистый только в лесу

- у домового можно что-нибудь спрашивать, он может помочь

СНЫ

- плохо тому, кому сны не сняться

- бывают вещие сны

- приснилось, как сама сидит в лодке, полной рыбы,  а муж тащит лодку по снегу через огород, а на другой день трактор раздавил брата

- лодка снится к покойнику, рыба – к крику

- умерший муж долго после смерти приходил, а однажды во сне приснилась Богородица и сказала, что не нужно ходить в церковь до 40 дня, а после 40 дня нужно съездить в соборную церковь, сама съездила и приняла крещение, после чего муж перестал приходить и только снится во сне

- до 40 дня ходит не сам покойник, а его душа

- если в минуты смерти подставить руку, то можно почувствовать, как уходит душа из тела, так было, когда умирал муж – изо рта выходила холодная струйка

 

Репортаж

45.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- полотенце и мыло, которым обмывали покойного, кладутся ему в гроб

- покойника кладут обязательно вдоль половиц

- когда покойника увозят на кладбище, в доме переворачивают все, что можно перевернуть моют пол

- когда покойного поминают, за столом ему оставляют место и кладут еду

- поминают покойного на 9, 20, 40 день, после 40 дня покойного провожают, потом поминают в годовщину смерти

- вещи покойного, которые он приготовил себе при жизни (одежду), нельзя никому отдавать, лучше сжечь

- покойному можно что-то передать с другим покойником, если во сне он попросит

- возвращаясь с кладбища нельзя оборачиваться

- если у самой чешется переносица, то в деревне кто-то умрет

- щепки от гроба сжигают, после того, как покойника увезут на кладбище, при этом смотрят, куда дым от щепок, там будет покойник

 

Репортаж

46.

О представлениях и верованиях:

 

- самоубийцы после смерти оказываются не там, где обычные покойники

- умерший муж во сне водил к себе в гости через темный коридор, а потом вывел обратно

- дед после смерти приснился весь в муке и сказал, что работает на мельнице

- на том свете жить лучше, чем здесь

- на том свете бывшие супруги не встречаются, а создают новые семьи

- люди не умирают, а воскресают на том свете

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Зарецкая

24.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Кадацев А. Ф.

 

 

 

 

Исп.: Смирнова Мария Александровна, 1925 г.р., род. - д. …

 

47.

Ой, выхожу я сиротиночка

На широкую дороженьку

Ой, повстречаю да мужа милова

Со широково да кладбишша

 

- текст, напев

- комм.: такими словами провожала мужа на кладбище

- «когда причитаешь – своё горе высказываешь»

 

Поминальное причитание

48.

Вы розвейтесь, ветры буйныё,

Рознесите пес(ы)ки жёлтые,

Ой, ты откройсе, гробова доска,

Ты возьми сибя вниманьицо

 

- текст, напев

- внач. комм.: причитает на кладбище, когда ходит поминать

- комм.: сама слова складывает

 

Поминальное причитание

49.

Ты пойдём, да, моё милоё

Во свою, да светлу горницу

Тибе здесь да понаскучило

Ты поёдём, да, моё милоё.

 

- текст

- внач. комм.: в урочные дни покойного приглашают

- комм.: дома кто-то должен встречать покойного

 

Поминальное причитание

50.

Тибе истоплена тёпла баенка,

Ты приходи да запожалуста,

Намоешши, напаришши,

Во своей да тёплой баёнке

 

- текст

- внач. комм.: в урочные дни покойника приглашают в баню

- комм.: в баню приносят одежду покойного

 

Поминальное причитание

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198