Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 115 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с д. Плешаково 26.07.2003. |
Зап. Кузьмина Т.А., Громова А.Н., Суворова Л. М. |
Исп.: Полетаева Клавдия Михайловна, 1914 г.р., род. в д. Курья
01 |
- сама гадала у цыганки, цыганка правду нагадала - раньше привораживали, отвораживали; где-то есть «ворожеи» - есть болезни, неизлечимые врачами (например, золотуха), люди ездят лечиться к «ворожеям» - случай из жизни: парень женился на девушке, которая не нравилась его матери; мать на него и на его жену наворожила, они заболели - саму в лесу «водило», после этого в лес больше не ходила - боится грозы, т.к. от молнии может загореться дом и пожар перекинется на дом соседей; просит Бога отвести грозу от дома, указывает Богу, куда отвести тучи
|
Репортаж |
02 |
- в д. Плешаково была церковь, туда по праздникам привозили попа «из Чуровских» - в д. Курья была часовня, в первой день, когда выпускали коров, провожали их с попом, привозили попа
|
Репортаж |
03 |
Тучи-то грозовые от нас. Отведи, отведи За высокие горы, В далёкие страны, За дремучие леса, За широкие степи.
- снач. комм.: так говорит, когда гроза собирается - текст, окончание текста – пересказ
|
Приговор от грозы |
04 |
Помилуй ты нас грешных От грозы да от молнии.
- текст - комм.: Святой Отец – это главный бог, он всем ведает
|
Приговор от грозы |
05 |
Тучи отведи от нас. Боже, тучи грозовые Сохрани нам, Боже, Нивы трудовые.
- снач. комм.: стихотворение в школе учили - текст
|
Стихотворение |
06 |
- когда весной выгоняли на пастбище коров, то привозили попа в часовню; пастбище раньше называли «в˜городом»; в общем прогоне выгоняли коров; поп с иконой провожал коров за деревню - до колхозов в деревне у всех были отдельные «выгороды» для скота, например, у трех братьев своя «выгорода», у других родственников другая и т.д. - поп провожал коров с иконой за деревню, а там хозяева коров разделяли и загоняли в свои «выгороды»; поп благословлял коров - позже (во время колхозов) стали «поряжать» пастуха, он пас всю скотину
|
Репортаж |
07 |
- в 1929 году раскулачивали - был лозунг: «ликвидировать кулачество как класс на базе сплошной коллективизации» - в это же время началась коллективизация - были бедняки, средняки и кулаки; среднякам давали задание больше, чем беднякам, чтобы они не могли с ним справиться - люди прятали лен на «карнизах» на чердаках, чтобы не сдавать, у них приходили и находили
|
Репортаж |
08 |
- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ (6 мая): коров выпускали, старались выпускать, когда начинала зеленеть трава, тогда привозили попа
|
Репортаж |
09 |
Так Никола придёт с травой.
- текст - комм.: иногда эта примета совпадает; коров чаще выпускали в Николу, когда трава появится
|
Примета |
10 |
- мать родила одиннадцать детей - ребятишек раньше качали в зыбках, они пружинили; пятилетнюю девочку будили рано, чтобы она качала малыша в зыбке, та ложилась под зыбку, брала петлю от зыбки в руку и качала - дети все рожались погодки, поэтому после года ребенка уже отучали от груди - была сказка про козу-дерезу о том, как коза «скормила козлят волку»
|
Репортаж |
11 |
Лубяные глаза, Где ты была? - Коня пасла. - Где твой конь? - Миколкё увёл. - Где Миколкё? - В клетку ушел.
- снач. комм.: сказка про Фиму-козу - текст - комм.: эту «сказку» не пели, рассказывали - повтор фрагмента текста - комм.: была песенка
|
Детская потешка |
12 |
Выше города плетень
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
13 |
- у староверской веры был поп; у них на Курье была своя «богодельня» - в лесу была «пустыня», там жили староверы (как монахи) - ходили в лес в «пустыню» на праздник «Марьино стояние», целую ночь стояли и молились - в «пустыне» у староверов было хозяйство, была скотина, было много строений, домов; молодые женщины были староверами - девочку староверский поп крестил в новой лохани (бочка на трех ножках); старушки раньше тоже крестили детей
|
Репортаж |
14 |
Потерял мужик […]
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
15 |
Была беседа.
- фрагмент текста
|
Детская потешка |
16 |
- СВЯТКИ: ходили «сдоблёными, снаряжёными»; одевались «цыганами», в одном доме варили кашу, плясали; «маскировались» -надевали маски, чтобы никто не узнал - саму «насдобили бесом»»: вставляла из брюквы зубы, шкуру надела на левую сторону, хвост приделывали, маску с рогами надевали - маска была сделана из бумаги, раскрашенная, рога приделывали
|
Репортаж |
17 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- случай из жизни: бабушка насмотрелась на «снаряженную бесом» внучку, долго смеялась, а потом заболела и умерла; говорила, что это ее Бог наказал за то, что она так смеялась - бабушка умирала очень тяжело, мама спрыскивала на нее с березовых углей, чтобы легче было
|
Репортаж |
18 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ были целую неделю; «снаряженными» ходили в любой день - наряжались «бесом», он был один
|
Репортаж |
19 |
- раньше пуговиц не было, вместо пуговиц делали деревянные «бадожк?» (палочки) с резьбой в середине - раньше ходили во всем тканом
|
Репортаж |
20 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: наряженный «бес» не плясал, только приходил в избу; дети очень боялись «беса» - «снаряженные» ходили только вечером - наряженные «цыганками» ходили всегда днем; когда рядились «цыганками» марали лицо; «цыганки» ходили по домам, просили еду; им подавали крупу, горох, которые «цыгане» потом варили
|
Репортаж |
21 |
Дайте, ради Бога, милостину, чево можете.
- снач. комм.: ряженые «цыганками» ходили по домам, просили милостыню; раньше «пожалуйста» не говорили - текст - комм.: угощение цыганки складывали в передники, которые были загнуты и приколоты так, чтобы в них можно было складывать
|
Святочный приговор ряженых |
22 |
- СВЯТКИ: «цыганками» рядились девушки и парни; одевались по-цыгански – длинную, широкую одежду - большие парни в Святки озорничали: двери обливали водой и замораживали, ставили чурку дров к дверям, дровни увозили к пруду и замораживали, трубу затыкали, и дым шел в дом - гадали в сочельники – в рождественский и крещенский - девки ходили в Крещение на «крестовую» дорогу (перекресток), вставали на комочек; парни подкараулили девок, взяли косу, «насдобились» в белую одежду (в простынь) и показались «смертью»; девки перепугались и убежали - на перекрестках девушки вставали на комочек снега: если раздавится, то девка не выйдет замуж; а если выскользнет из-под ноги, то выйдет замуж - в бане гадали; бумагу жгли; ставили поленья, смотрели, упадет или нет полено - ИВАНОВ ДЕНЬ: обязательно надо было искупаться в реке - этот день в честь святого Иоанна - МАСЛЕНИЦА: когда кончится масленичная неделя, то на поле (далеко от деревни) делали костер: парни ставили жердь и сверху вешали высокую корзину, в которой носили сено на двор скотине; эту корзину поджигали факелом; так сжигали Масленицу - у костра надо было что-то говорить - в течение масленичной недели в определенный день в каждой деревне в округе было «каталишшо», например, в д. Медвежье ездили во вторник; парни катали девок «взад-вперед», а девки пели песни
|
Репортаж |
23 |
Городите огороды, Штобы кони не скакали, Наши травы не шшипали.
- снач. комм.: девки не любили д. Плешаково, поэтому когда парни катали девок в этой деревне, то они пели песни, а местные девки выходили на крыльцо и дразнили - текст
|
Частушка |
24 |
Ровно мыший городок, Нет ни ложки, ни мутовки, Ровно леший уволок.
- текст
|
Частушка |
25 |
Удивительной народ – То кривые, то слепые, У ково болит живот.
- текст - комм.: в этой деревне действительно были такие люди, как о них пели
|
Частушка |
26 |
Об исполнении частушек, о прозвищах:
- в д. Плешаково были хромые, кривые, слепые люди, все были бедные, поэтому девушки не любили эту деревню и сочиняли про нее песни (частушки) - наоборот, д. Курья была «на славе», ее жители были нормальные, «исправные» - раньше были прозвища; одна женщина любили всем давать прозвища, у нее была такая «мода» - всех называть по прозвищам
|
Репортаж |
27 |
- на «девишнике» девки по невесте причитали, жалели, причитали со слезами, «как по покойнику»
|
Репортаж |
28 |
- раньше по покойнику причитали - до 40-го дня из дому нельзя было никуда уходить, потому что, по поверьям, душа живет в доме и должна все видеть; нельзя закрывать дом на замок - 40-й день так называется, потому что на том свете есть лестница в 40 ступенек, эти ступеньки душа должна пройти; на каждой ступени душу останавливают и допрашивают; святые духи допрашивают «своё», и злые духи спрашивают «своё» - в 40-й день душа должна проститься, идти; надо, чтобы родные ее встретили и проводили; душе в 40-й день определяется место – рай или ад; она должна сказать родным: «Вы узнаете потом, чево мине дадут, и вам это должно быть, всем одинаково: што мине, што вам, одинаково присудят: заслужила я рай, дак рай определят, заслужила если грехи, значит – в ад, вы узнаете, сегодня последний день»; душа просила помолиться за нее; это было «святое стихотворение» - в 40-й день все приходят на кладбище и говорят, что пришли проведать и проститься
|
Репортаж |
29 |
- играли в «бую», «по-за кругу» - парни играли в «городки», ходили на ходулях, бегали вперегонку - игра в «бую»: бросали мяч и отталкивали «лопаткой» (?) - играли в камешки, в деньги, в «лодыжки», в «черту» - чертили черту на земле - «лодыжки» метали, смотрели, какой стороной встанет, каждая сторона имела свое название («тол», «сальдо») - собирали травы – «петушков», «заячью капусту», играли в шалашах, «варили суп», играли с черепками от разбитой посуды; шалаши делали рядом с домом из досок
|
Репортаж |
30 |
Кукушка, кукушка, скажи, много ли я годов проживу?
- снач. комм.: спрашивали в лесу кукушку - текст - комм.: надо было считать, сколько раз прокукует; когда посчитаешь, потом «по-за кукушке» живешь; кукушке кричали - повтор текста
|
Выкрик на кукушку |
31 |
- пекли «намятыши»: надо было очистить картошку и натереть на терке; в «тесто» клали растительное масло, немного муки, сахар, соль, потом делают как колбасу, потом нарезают ножом и рассекают рукой круглые «намятыши», сверху намазывали сметану с манной крупой, можно мазать чем угодно; после того как вынет из печки, посыпает песком
|
Репортаж |
32 |
Кокушка, кокушка, скажи, много ли я годов проживу?
- текст |
Выкрик на кукушку |
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с д. Селецкая 26.07.2003. |
Зап. Кузьмина Т.А., Громова А.Н., Суворова Л. М. |
Исп.: Веселова Анна Григорьевна, 1914 г.р., род. в д. Кусты Полежаевского с/с
33 |
- в д. Вилы Покров был «обещаным» праздником; родственники приезжали в гости; по домам не ходили, в деревне не гуляли - 6 июля праздновали Владимирскую, делали в деревне гуляние; раньше был «ключ» со срубом, у него ставили березки, привозили батюшку с иконами, иконы держали ребята - в д. Селецкая Иванов день (7 июля) был «обешш?ным» праздником - «ключ» был в д. Вилы, теперь ни «ключа» нет, ни деревни нет - где были часовни, там вешали полотенца - во Владимирскую раньше весь скот (коровы, кони, телята) прогоняли возле часовен, а батюшка опрыскивал каждую «животинину»; после этого скот загоняли в общую «выгороду»; в этот день до совершения обряда скот в общую «выгороду» не загоняли; ребятишки стояли и смотрели; после опрыскивания люди заходили в часовню, крестились и ехали праздновать праздник в другие деревни
|
Репортаж |
34 |
- рассказывали, что раньше невеста причитала, к ней приходили «с песням» - сначала «сватам ходили», после этого расписывались
|
Репортаж |
35 |
- собиралась молодежь, провожали солдата; накануне, перед отправкой делали вечерок, а на следующий день с утра рекрут уезжал
|
Репортаж |
36 |
И полная тележка уж снегу навалило.
- снач. комм.: вставали утром в Покров и говорили - текст - комм.: в Покров снег выпадал
|
Поговорка в Покров |
37 |
- раньше детишек мыли в печке, а впервой бане ребеночка мыла свекровь - когда язык у детей белый, значит, «мол†шник» - от «щетинника» на меду из белой муки делают «катышок» и водят против волоса («против шерсти»)
|
Репортаж |
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с д. Селецкая 26.07.2003. |
Зап. Кузьмина Т. А. Громова А. Н. Суворова Л. М. |
Исп.: Ведрова Наталья Ивановна, 1922 г.р., зд.
38 |
- в д. Селецкая праздновали Иванов день; в каждой деревне был свой праздник; на праздники собирались со всех деревень - на праздниках бывали драки - ИВАНОВ ДЕНЬ: посередине деревни ставили березки, приходил поп; березки ставили в два ряда, и между ними проходила вся деревня, после этого подходили к попу, целовали крестик, поп прыскал на них водой
|
Репортаж |
|
39 |
«Под песни на долгий голос» с частушками
Раньше было запою – Рибина закацается; А теперя запою, Тово не получается.
А я была какая Девушка развитая, да А теперь моя головушка Не тем забитая.
Интересную историю Подруге расскажу, да Был хороший ягодиночка, да Лучше нахожу.
|
Наигрыш на балалайке с частушками |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чуровский с/с п. Береговой 27.07.2003. |
Зап. Глушкова Т. Н. Кукушкин А. В. Кулева М. А. |
||
|
|
|
|
Исп.: Разумеева Капитолина Васильевна, 1931 г.р., род. в д. Рублево Чуровского с/с
Разумеев Николай Иванович, 1928 г. р., род. в д. Мокрица Чуровского с/с (с № 50)
Кудряшова Тамара Сергеевна, 1940 г. р., род. в д. Мокрица
40 |
- был девишник, к невесте собирались родственники - мама вышла «самоходкой»
|
Репортаж |
41 |
- раньше беседы были; «чулан» (теперь кухня) закрывали занавеской, там в темноте сидели парень с девушкой, обнимались, целовались, это называлось «ходить в Горё»; в «Горё» звали парня или девушку - на беседах плясали «Русского» - беседы делали в праздники, в Николу зимнего (19 декабря) обязательно делали беседу; молодежь знали, когда и в какой избе будет беседа; для беседы выбирали избу побольше
|
Репортаж |
42 |
- текст - комм.: если парень изменял девке в «Горе», то ей кричали «трубу» - интонированный текст - комм.: человек выходил из «Горя» и кричал, что труба, его спрашивали «С кем»
|
Выкрик на беседе |
43 |
- плясали «Русского», «поодинке» - парни могли на беседах подраться, разбить лампу - на беседе только плясали, не работали; звали девушек «в Горе» - пели песни, частушки - беседы делали только вечером - были другие беседы, на которых девушки пряли - «Русского» плясали и мужчины, и женщины
|
Репортаж |
44 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: были с Рождества (7 января) до Крещения (19 января) - приходили в избы, пели «Коляду», за это давали конфеты, печенье - ходили ряжеными; рядились «старухой», «стариком», «мальчиком»; рядились и парни, и девушки; обязательно закрывали лицо, чтобы не узнали наряженного; ряженые приходили на беседу, плясали - рядились «цыганами» - ПАСХА: ребятишки ходили по домам, говорили: «Христос воскресе!»; им отвечали: «Воистину воскресе!», им подавали крашеные яйца - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ходили за вербами
|
Репортаж |
45 |
До Христова два денька.
- снач. комм.: в Великий четверг приходила «клюшка-кочерга» - текст - повтор текста - комм.: стучали по дверям и кричали - повтор текста - повтор текста - комм.: стучали по окну или по стене; дети слышали этот стук и боялись
|
Выкрик в Великий Четверг |
46 |
О календарных обрядах и праздниках:
- неделя перед Пасхой – страшная неделя - МАСЛЕНИЦА: жгли Масленицу вечером; дети собирали тряпки, резину на костер; Масленицу делали высокую; за деревней делали высокий костер - после Масленицы был пост - в Масленицу в деревнях катались на конях - в д. Рублево «об?щанными» праздниками был Богослов, Никола, Кузьмодемьян
|
Репортаж |
47 |
Прикована коляска К ситу, к бриту, К новому корыту.
- фрагмент текста - повтор (фрагмент текста)
|
Детская потешка |
48 |
Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Схватит тебя за бочок.
- проба напева - комм.: сама с 10 лет в няньках была и пела
|
Колыбельная |
49 |
Где были? - У бабушки.
- интонированный текст - повтор (интонир. текст) - повтор (интонир. текст)
|
Пестушка |
50 |
- на беседе ходили в «Горе» - игры: «попа гоняли»: кидали биты; «по-за кругу» - «зубарем» играли: втыкали в землю палку и вытаскивали ее зубами; парни бросали нож в землю «со всех частей тела», определяли, кому вытаскивать палку - играли в «городки»: было шесть «стуличков», они ставились по-разному («Картошка», «Змея», «Паравоз», «Пушка»), надо было ударить так, чтобы вышибить все «стулички» из квадрата - играли в «ремень»: кидали ремень и говорили: «Валя тонет!», тот, кому нравилась эта девушка, должен был поднять ремень; если никто ремень не поднимал, то того человека, у которого выкрикнули имя, бьют ремнем - в «лодыжки» играли: бросали косточки, если лодыжка упала кверху ямкой – значит «горе», по-другому – «масло», стоя с одной стороны – «сало», с другой – «тол», после этого выбивали одинаковые «лодыжки»; сколько «лодыжек» человек проиграет, столько «стреканов» получит
|
Репортаж |
51 |
- раньше на гуляниях драки были; все стояли в кругу, парень выходил и пел задорную частушку, другой парень мог его пихнуть и начинал перепевать, так и начиналась драка - дрались кастетами, палками, тростями; деревянные трости украшали «змейкой», «шашечкой»; вырезали узор, потом обжигали на костре - гармонист играл «Под драку» задорно, громко - на посиделках могли разбить лампу - летом дрались партия на партию, т. е. деревня на деревню |
Репортаж |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |