Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 154 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с, д.Сосновый Бор 19.08.04 Продолжение 2 стороны; запись наложена на следующий репортаж |
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.
01 |
- если нет печки, то у плиты «слова» можно говорить - задвижка у трубы должна быть закрыта - все «слова» шепчутся - сама маленьким от грыжи делает на молоко; грудному ребенку – на грудное молоко, если грудью не кормят – дает своего; детская смесь – «не действительна»
|
репортаж |
02 |
Встану я, раба Божья Зоя, благословясь, Пойду перекрестясь Из дверей в двери, Из ворот в ворота, В чистоё поле, Из чистово поля к синему морю, В синем море есть щука зубастая, Зубы железные, щёки булатные, Она грызёт, режет все двенадцать грыж и т.д.
- комм.: детям нашептывают на молоко, взрослым – на водку продолжение на кассете № 155 |
Заговор от грыжи |
Белозерский район, Шольский с/с, д. Митино 18.08.04 |
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Подпорочная Анна Прокопьевна, 1919 г.р.
03 |
- раньше на праздниках пели: «По муромской дороге», «Ямщик» - вышивали – из ткани выдергивали ниточки, получалась, как канва, по ней наносили узор - в кроснах ткали салфетки узорами, нитки красили ольховой корой; - выткали «серпенкам» - клеточки разного цвета - нитки красили отваром из ольховой коры - на полотенца самые тонкие нитки брали, для кухни – нитки потолще; полотенце ткали только изо льна; на одежду в основу брали лён, затыкали пачесями - салфетки забирали в лостины - в детстве просили мать, чтобы научила шить, она отвечала: «Учись, матушка, сама» - надо, чтобы сама научилась - прясть учила бабушка; учились прясть на отрепьях - у детей были свои маленькие прялочки
|
репортаж |
04 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше покойника клали на столы, теперь кладут на стулья на настилы; - раньше священника приглашали, он отпевал; если церковь близко, перед погребением отпевали в церкви - на похоронах причитали
|
репортаж |
05 |
- в свадьбу, если невеста не умела причитать, маму одевали невестой, и она ходила причитать вместо невесты
|
Репортаж |
06 |
О похоронно-поминальном обряде:
- для покойника стол ставили наискосок к переднему углу - на похороны собирались все родственники - покойник дома лежит не в гробу, в гроб перекладывают перед тем, как везти на кладбище - под покойника стелили белую скатерть, потом, если хорошая – стирали, плохая – сжигали - после покойника всё сжигали после того, как его увозят хоронить - когда покойника уносят, в доме оставались люди, готовят, моют окна, столы, пол, коридор, собирают на столы - пол мыли вдоль половиц - когда покойника вынесут, стулья, лавки переворачивают - пока покойник лежит в доме, на стол ставят тарелку – кто приходит к покойнику, кладет в нее деньги, приносит угощенье; когда покойника везут на кладбище, несут и это угощение, раскладывают по всем могилкам; деньги несут в церковь - прощаются с покойником: если холодно – в доме, или на улице; - по деревне покойника несли на руках - не родственники провожали только по деревне, делали земной поклон, свои и близкие соседи ходили на кладбище |
|
Белозерский район, Шольский с/с, д. Митино 18.08.04
|
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Шлепакова Таисья Константиновна, 1928 г.р.
Розина Александра Васильевна, 1923 г.р., род. с Городища
07 |
О своей жизни: (Шлепакова)
- до войны праздники делали; после войны мужиков не стало – «всё решилось» - в войну на себе пахали - для проведения бесед просились к какой-нибудь старушке или ходили по-очереди - сама шерсть пряла, вязала
|
Репортаж |
08 |
О календарных обрядах (осн.исп. Розина):
- Рождество отмечали - с прялками на беседы ходили те, кто постарше СВЯТКИ - ходили к озеру: вставали вокруг проруби, слушали, с какой стороны приедут сваты - вокруг стола гадали – стол двигался - на картах гадали - раньше мужики в карты играли – корову могли проиграть - летом дети играли в городки, мячик - на елку делали кукол из соломы, фонарики, флажки
|
Репортаж |
09 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- сразу после смерти тело обмывали, одевали, «валили» на стол; сейчас на стол не валят, кладут на стулья, скамейки - скатерть, на которой покойник лежал, стирали - после покойника могли все постирать или сжечь - стол, на котором стоял гроб, стоял в переднем углу, напротив икон - покойнику-мужику одевали шляпу, женщинам – платок - деньги кладут покойнику, когда везут хоронить, эти деньги отдают в церковь - деньгами землю у Бога выкупали - на похоронах кто умел причитали - когда покойника намоют, оденут, уложат – «не вытерпеть, чтобы не причитать» - когда выносят, когда увозят, на кладбище, на поминках – разные причёты - поминают на 9, 20, 40 дни
|
Репортаж |
10 |
<Нрзб «Разнесите пески жёлтые» (?)> Пороскройся мать-сыра земля Ты откройся, гробова доска Приоткрой ты очи ясные (Розина)
- фр. текста
|
Поминальное причитание |
11. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в 40-й день умершего зовут в гости, причитают, как дома подготовились - после поминанья в 12 часов надо провожать покойника, причитают: «Может ты да приостанешши» - «Пороздуйтесь, ветры буйные» причитают на кладбище на поминках на 9 день, в 3, 6 недель
|
Репортаж |
12 |
Пороздуйтесь вы, ветры буйные, Вы со всех да четырёх сторон, Рознесите пески жёлтые, Росколисе, мать сыра земля, Ты откройсе, гробова доска.
- текст - комм.: причитают протяжным голосом
|
Поминальное причитание |
13 |
Тело бело замаралоси Бельё да запылилоси.
- внач. комм.: к 6 неделям (40 дню) топили баню и звали умершего – на кладбище не ходили, в 40 день ходили на кладбище - фр. текста
|
репортаж |
14 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в 40 день на кладбище идут – справляют поминки - накануне 40 дня зовут в баню, умерший моется и остается дома ночевать, утром идут на кладбище – зовут тело; «душа – дома, а тело не пришло» - когда зовут на кладбище – причитают, - с кладбища приходят, садят умершего за стол
|
Репортаж |
15 |
Всё уж наготовлено, Всё на столах положено
- фр. текста
|
Поминальное причитание |
16 |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:
- на поминках первую рюмку выпивают стоя, потом не встают - после поминок душу провожают на кладбище - к самой умерший дедушка приходил накануне 6 недель: рано утром заскрипел стол; вскипятила ему чай, зажгла поминальную свечку и снесла чай, пироги, конфеты в ту половину избы, где умер, поставила там свечку; - потом еще раз приходил: спать легла благословясь, попросила дедушку, чтобы не пугал; прошёл с костылём тем местом, которым обычно ходил; свечку зажгла, поставила ему чаю - умершая мама пришла, на руки подула, сказала: «Как руки-то застыли»
|
Репортаж |
17 |
- в праздники пиво варили в шанах; в шане 2 ушатов, каждый ушат – 5 вёдер |
Репортаж
|
|
Продолжение репортажа о приготовлении пива:
- пиво варили каменьями на берегу озера - каждый варил сам себе - на колхозный праздник варили в одном шану; солод для пива растили старухи - проращивали рожь – в озеро замачивали мешок, потом разваливали, в куте прела и разносили по домам – сушили на печах; когда высохнет – мололи - чтобы вода кипела – в шан кидали раскаленные каменья - когда пиво сварится, разливали по ушатам, клали дрожжи, хмель – оно ходило - из оставшейся дробины делали квас
|
|
18 |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:
- если умерший приходит, ему зажигают свечку, ставят чай; он не показывается - на поминках умершему место дают в переднем углу, ставят стакан, кладут ложку - дети видят умерших - на кладбище ходят на полгода, год; если горе большое, каждый раз причитают - на кладбище ходят в поминальные праздники: Покровскую субботу, после Пасхи, в Троицу или накануне Троицы - после умершего всю одежду, постель сжигают, раньше говорили, что «Всё сожгёшь, дак легко жить там будет ёму» - щепки от гроба и все после покойника сжигают сразу, как покойника увозят; раньше в печке не жгли, сейчас сжигают в печке - в гроб раньше клали венички, теперь – вату; сама выщипала в гроб два веничка, положила на них одеяло, подушку, на которой спал - одежду на смерть готовили заранее - мыть надо тёплого покойника - раньше хоронили родственники, сейчас считается, что молодым хоронить нельзя – умрут - умершему топили баню, оставляли там веник, мыло, мочалку, воду; потом могут сами мыться; сама пошла мыться, сказала: «Дедушко, я иду с тобой мытцы»; водой и веником после умершего не пользуются; веник и мочалку сжигают в печке, мыло выбрасывают - раньше после похорон все мылись в бане, сейчас у крылечка руки моют; после бани садились за стол - когда гроб вынесут, стол, стулья опрокидывали, все мыли; - пол раньше всегда мыли с переднего угла – «там Господь-батюшко сидит»
|
Репортаж |
19 |
- отец, когда за стол садился и из-за стола вставал – молился, ПАСХА - к Пасхе готовились всю ночь: пекли рогульки, тоболки, сочни - тоболки – в сочни клали толокно, смешанное со сметаной, маслом, и загибали - рогульки делали с картошкой, пшеном, ячневой крупой, творогом - церковь разрушили, сделали в ней клуб; когда церковь разрушали, все плакали; в церкви на стенах «богушки» были нарисованы
|
репортаж |
Белозерский район, Шольский с/с, д.Сосновый Бор 19.08.04 |
Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В., Воротникова Н.С. |
Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.
20 |
- родители замуж выдавали за того, кто им понравится - девушку отец выдал замуж: девушка не любила жениха – во время венчания сказала священнику, что не согласна, все-равно обвенчали; когда приехали, у крыльца женщина предложила выпить молока, невеста выпила, посмотрела на жениха – понравился, пока свадьба шла – «как влюбилась в первый раз»; потом эта женщина справляла все религиозные праздники – пекла, «што положено в этот праздник»; на молоко было наговорено
|
Репортаж |
21 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в святое воскресенье нельзя делать грязную домашнюю работу; можно только казенную работу выполнять - сама знает Пасху, Рождество, Михайлов день, Покров - женщина на Пасху делала специальный пирог СВЯТКИ - в святки ходили кудесами; - сама наряжалась солдатом; - наряжались в старинные юбки, цыганами, лицо закрывали маской - когда кудеса пляшут, кидают на пол уголь и растаптывают – «так положено» - дрова раскатывали - недавно в Зубове женщины раскатили дрова у женщины, она заявила в милицию, женщин оштрафовали - кудесами ходили с 25 декабря до Рождества - «цыгане» плясали, пели частушки
|
Репортаж |
22 |
Правда – бойковатая, Вся семья моя такая, Я не виноватая
- текст
|
Частушка |
23 |
По гордому ответила: - С этим дролечкой гулять Я в плане не наметила
- текст
|
частушка |
24
|
Только веники вязать А проводил меня до дому, Не сумел поцеловать Я хотела <нрзб> По шее надавать
- напев плясовой
|
Частушка |
25
|
Только обещаетца, А любовь ведь в поцелуях Строго воспрещаетца.
- интонир. текст
|
Частушка |
26 |
За походку быструю, Станет милый трактористом, А я трактористкою.
- интонир. текст
|
частушка |
27 |
Дорогой, который час, Дорогая, не часы – Одна цепочка для красы
- интонир. текст - комм.: «это всё ранешние, старомодные»
|
Частушка |
28 |
Иду – не спотыкаюся, Я люблю тибя, люблю, Люблю – не отпираюся
- интонир. текст
|
частушка |
29 |
Встану и подумаю: Раньше я ево любила, А теперь – не думаю.
- интонир. текст
|
Частушка |
30 |
Встану и подумаю: У нево жена и дети, А я, дура, думаю
- интонир. текст
|
Частушка |
31
|
Ты пошёл, и я пошла, Дорогой, народу много – Ты нашёл, и я нашла
- интонир. текст
|
Частушка |
32 |
Гуляю изменённая, От измены не завяну – Не трава зелёная
- интонир.текст
|
Частушка |
33 |
Мать у ягодиночки Сына ставит высоко, Меня – ниже травиноцьки
- интонир.текст
|
Частушка |
34 |
И не буду вашею Не приду, не назову Твою мать мамашею.
- интонир.текст
|
Частушка |
35 |
Ключевой водицы пить, А я не буду тибя, милый, Повторительно любить
- интонир.текст
|
Частушка |
36 |
Милой набиваетца, Ну, а я ему скажу: Любовь не повторяетца.
- интонир.текст
|
Частушка |
37
|
На льду валяютца, Милой, слушай эти песенки – Тебя касаютца
- интонир.текст
|
Частушка |
38 |
Я упала перед ним Ох, зачем я падаю Перед такою падалью
- интонир.текст
|
Частушка |
39 |
Я сказала: Ох ты, У тебя одна рубаха, Да и та из кофты
- интонир.текст
|
Частушка |
40 |
- раньше ходили на беседы по очереди в каждый дом; после беседы мыли пол, прибирали - на беседах пели, плясали, «Ланчика» ходили
|
Репортаж |
41 |
А я шляпу не ношу, Одену белую косыночку – Её перефоршу.
- интонир.текст
|
Частушка |
42 |
Головкой не качай, Ты сама за ним гоняешься, Меня не примечай.
- интонир.текст
|
Частушка |
43 |
Меня хотела осмеять, Я девчоночка на ю – Её скорее осмею.
- интонир.текст - комм.: пели девушке, которая отбила парня
|
Частушка |
44 |
Встану я, раба Божия Зоя, благословясь Пойду перекрестясь Из дверей в двери, Из ворот в ворота, В чистоё поле, Из чистово поля к синему морю, У синёво моря стоит золочёный стул, На золочёном стуле сидит красная девица Склянки разбирает, лекарство разливает и т.д.
- продолжение: второй раз - «белая девица», третий раз – «чёрная девица»
|
Заговор |
45 |
- от нарывов лечатся по луне, нашептывают на синюю нитку и перевязывают нарыв - от рака настаивают месяц ложку змеевика на 400 гр водки или 200 гр спирта
|
Репортаж |
46 |
- к собственным детям оговор, сглаз привязывались, лечила сама: подносила к дверной скобке, спрыскивала водой на лицо, остальную воду со словами выливала и плевала через левое плечо
|
Заговор |
47 |
От бабы повитухи, От буйных ветров. Аминь. Аминь. Аминь
- для успокоения ребенка брали три баночки, в каждую клали по три угля; на каждый уголь приговаривали; потом этой водой купали ребенка через дуршлаг, в который было положено по 6 ложек и вилок и нож; после купания ребенка не обтирали, сразу клали спать - показ – дубль видео продолжение на 1 стороне |
Заговор |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |