Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 121

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Сизьменский с/с

д. Телибаново

01.08.2003.

 

Зап: Кузьмина Т. А.,

Громова А.Н.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Уличева Римма Николаевна, 1925 г.р., зд.

 

01

Как три брата огонек добывали.

 

- комм.: эту сказку рассказывал тятя вечером; раньше вечером в сумерки свет гасили и забирались на печь или на полати, это называлось «сум?рничать»; рассказывали сказки, загадки

 

Сказка

02

Сказка про медведя и лису-повитуху.

 

Сказка

03

Жил на хуторе жилець,

У ево шесть овець,

Се[дь]мой жеребець.

 

- фрагмент текста

- повтор

 

Сказка

04

Как мужик передал просьбу нечистой силы

 

Ехал мужик с дровами, а недалеко стоял стог, из-за стога вышла баба и сказала: «Скажи бабушке Кутёне, что бабушка Подстожная умерла». У мужика в доме чудилось. Он сказал, что бабушка Кутёна умерла. После этого в доме что-то «взревело» и чудиться перестало 

 

 

Быличка

Вологодская область,

Шекснинский район,

Сизьменский с/с

д. Телибаново

01.08.2003.

Зап: Кузьмина Т. А.,

Громова А.Н.,

Кукушкин А.В.

 

 

 

 

Исп.: Егорова Елизавета Александровна 1927 г.р., род. в д. Покровскаое

 

                                                                                                        ЗАПИСЬ ИСПОРЧЕНА трек13-18

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Сиземский с/с

д. Артемьево

01.08.2003.

Зап: Кузьмина Т. А.,

Громова А.Н.,

Кукушкин А.В.

 

Исп.: Голубева Ангелина Петровна, 1922 г.р., род. в д. Давыдково

 

05

О плясках:

 

- раньше «Семечко» плясали мелкими частыми шажками в круге («помаленькю-помаленькю»),  плясали «поодинке»

- раньше играли «Кадрилью», «Шестерой», «Восьмерой»  

- «куцям» не плясали

 

Репортаж

06

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: - страшной Читверг Великой, он был перед Христовым днем

- раньше в этот день бывали «чудеса»

- сюжет из Библии: на Четверг Иисус созвал на вечерню своих учеников и сказал, что Его схватят, а Иуде сказал, что он предатель. Когда Иисуса убили, то Иуде дали 20 серебряников. Иуда пришел к ученикам и сознался в своей вине, а деньги отдал на погребение «иностранных». Поэтому существует такой обычай кидать деньги в могилу, т. е. выкупают землю у Бога        

 

Репортаж

07

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- перед погребением в могилу кидают «серебрушки», «медяшки»

- одна женщина приезжала хоронить бабушку, сказала, что надо только по пяточку в каждый угол положить

- деньги кидают в могилу – это выкупают землю

 

Репортаж

08

Клюшка, клюшка-кочерга,

От Великого четверга

До Христова денькя

Остаются два дни, два денькя.

 

- снач. комм.: раньше в Великий четверг вечером приходила «клюшка-кочерга» и кричала

- текст

- комм.: когда кричат, то стукают по окошку; так оббегают всю деревню вечером

 

Выкрик в Великий Четверг

09

О календарных обрядах и праздниках:

 

- раньше все ждали Христова дня, потому что до Христова дня ели все постное

- детям до шести лет могли дать в пост молока, яиц

 

Репортаж

10

Клюшка, клюшка-кочергя,

От Великого четвергя

До Христова денькя

Остаются два дни, два денькя.

 

- текст

 

Выкрик в Великий четверг

11

Кукушка пришла,

Принесла молока,

Принесла яиць.

 

- снач. комм.: если в доме не было коров или куриц

- текст

- комм.: накануне Христова дня обязательно в такие дома приносили молока и яиц, так говорили

 

Приговор накануне Пасхи

12

Ворона, ворона, я раньше тибя встала.

 

- снач. комм.: в Великий Четверг надо было рано утром до солнышка босиком выбежать на улицу и кричать

- текст

- повтор текста

- комм.: босиком бегали для того, чтобы пятки не «щелились», и,  чтобы легко было рано вставать; выбегали босиком, даже если был на улице снег; надо было так крикнуть три раза; все надо было делать три раза; три – особое число, это Святая Троица; эти слова кричали про себя, не громко

- повтор текста

- повтор текста

 

Выкрик в Великий четверг

13

Великий четверг, великое дело.

Создай, Господи, чистоё тело,

 

- текст

- комм.: чтобы на теле не было «пупырей», «серебрушку» кладут в воду в рукомойник и говорят

- повтор текста

- комм.: после сказанных слов умываются этой водой; так делали до солнышка, чтобы было чистое тело

 

Приговор в Великий четверг

14

Бог даст, дак в окно подаст.

 

- снач. комм.: один мужчина сел на помело и поехал вокруг дома, когда ехал, то говорил слова

- текст

- комм.: когда обошел вокруг дома, ему отворили окно и что-то подали (кусок хлеба), а он туда подал помело; это он делал для того, чтобы Бог давал; так он обходил один раз

 

Приговор в Великий четверг

15

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: наливали в кастрюлю или в тазик воду, бросали в нее «серебрушку», и все умывались этой водой, чтобы было чистое тело; раньше серебро опускал отец

- надо деньги считать, чтобы деньги всегда в кошельке водились; это делали до солнышка; если денег было мало, то их при счете могли прибавить

 

Репортаж

16

О полевых обрядах:

 

- когда во время жатвы находили «спорыньи» (соломинка с двумя колосками), то приносили ее домой, вешали в щелку в переднем уголу; ее приносили, чтобы Бог «спорил хлебу»

 

Репортаж

17

О представлениях, верованиях:

 

- были колдуны, они вредили другим, могли сделать плохое; знания передавали из поколения в поколение – от матери к дочери, передавали «яз˜ком»

- в лесу есть свой хозяин

 

Репортаж

18

Хозяин с хозяюшкой,

Со своими детушками,

Розрешите затти в лес,

И домой благополучно вытти.

 

- снач. комм.: когда заходишь в лес, у хозяина обязательно надо попроситься

- текст

- комм.: у хозяина есть хозяюшка и детушки

 

Приговор при входе в лес

19

Хозяин-батюшко,

Пойдём со мной на другое место.

 

- снч. комм.: в доме тоже есть хозяин с хозяюшкой; когда сама переезжала в новый дом, то звала своего хозяина из старого дома

- текст

 

Приговор при переходе в новый дом

20

Хозяин с хозяюшкой,

Со своими детушками,

Розрешитё пожить притти.  

 

- снач. комм.: когда переходили в новый дом, то говорили хозяину нового дома

- текст

- комм.: домовой из старого и нового дома сами разберутся, кому уходить; один из домовых уйдет

 

Приговор при входе в новый дом

 

21

Вот вам милова живота,

Пойтё, кормитё,

На любоё место спать давайтё.

 

- снач. комм.: когда приводили на двор новую скотину, то говорили хозяину

- текст

- комм.: если хозяин не примет скотину, то не даст ей спать, будет «гонять»  

 

Приговор при покупке скотины

22

О представлениях, верованиях:

 

- когда в баню заходишь, обязательно надо спросить разрешения у хозяина

 

Репортаж

23

Как мужика в бане беси задавили

 

Один мужчина ушел мыться в баню, а когда за ним пришли, то он лежал под лавкой с пеной во рту; пришли «беси» и начали плясать, потом сунули мужика под лавку и начали пинать; это «баннюшко» привел «бесей».

 

Бывальщина

24

В баню-пару пуститё попариться.

 

- текст

- повтор текста

 

Приговор при входе в баню

25

Спасибо баньке

На парку, на жарку,

Тибе на долгоё стоеньё,

Мине на доброё здоровьё.

 

- текст

- комм.: в баню без спроса не ходят; надо мыться, благословясь

 

Приговор при выходе из бани

26

О представлениях, верованиях:

 

- надо в любое место заходить, благословясь, говорить: «Благослови, Господи»

- в поле есть хозяин полевой

- раньше все видели лешего, а сейчас никто не видит; раньше леший жил

 

Репортаж

27

Как леший приходил покупать вино

 

Леший раньше приходил в «казёнку» (где вино продают), покупал вино; но он брал не пол-литра, а четвертную, поэтому его там уже узнавали. Леший выпивал вино и выходил уже с песнями     

 

Быличка

28

Как леший унес девочку:

 

Мать разозлилась на девочку и сказала: «Неси тя, лешой». Леший подхватил девочку и унес. Потом все селенье искало девочку в лесу, услышали, что что-то пищит в «выскирьё» (упавшие стволы обгоревших деревьев), увидели, что леший держит девочку. Люди стали его упрашивать, чтобы отпустил девочку, а он разозлился и спрятал ее

 

Бывальщина

29

О представлениях, верованиях:

 

- если в лесу на след лешего наступишь, то он подхватывает и уносит с собой

- недавно старушка пошла гулять в лес и заблудилась, долго жила в лесу, питалась только лесными растениями; потом ее нашли, она недолго прожила

- чтобы леший не утащил к себе, надо обязательно заходить в лес, благословясь; надо «со следа сымать» - идти к гадалкам

- если заблудилась в лесу, надо переодеть всю одежду на левую сторону, только тогда выйдешь

 

Репортаж

30

Хозяин леса,

С хозяюшкой и со своими детушками,

Розрешитё в лес затти,

Благополучно домой вытти.

 

- снач. комм.: перед входом в лес надо проситься у хозяина

- текст

- комм.: можно креститься перед входом в лес

 

Приговор при входе в лес

31

Как в лесу Божьем полно кустов,

Так бы в моём кузову полно будёт грибов.

Аминь, аминь, аминь

 

- снач. комм.: эту «молитву» читали, чтобы прийти из леса с грибами

- текст

 

Приговор в лесу

32

Святыё, идитё,

Мине помогитё,

Ягоду наберите,

Всю мине подаритё.

Аминь, аминь, аминь.

 

- снач. комм.: эту молитву читали, чтобы прийти из леса с ягодами

- текст

- комм.: сама эти заговоры переписала из книги

 

Приговор в лесу

33

[Как в лесу Божьем полно] кустов,

Так бы в моём кузову полно будёт грибов

Аминь, аминь, аминь.

 

- текст

 

Приговор в лесу

34

Святые, идитё,

Мене помогитё,

Ягоду наберитё,

Всю мине подаритё.

Аминь, аминь, аминь.

 

- текст

 

Приговор в лесу

35

О лешем

 

Одна женщина 9 раз была у лешего за то, что ее матка проклянула; один раз увидела много народу, они сидели на кочках, но друг с другом не разговаривали; леший ей казался то зайчиком, то другой зверюшкой, ходил вокруг них. Если люди начинали искать заблудившуюся, то он их отгонял, становился злым. Он редко казался человеком, обычно все зверюшками

 

Бывальщина

 

36

О представлениях, верованиях:

 

- этой же женщине на огороде показался заяц, она подошла к нему, а заяц взял ее и бросил за огород

- леший мог в дом зайти: если в доме благословились, то он залезал под лавку и не знал, как выйти из дома; если люди не благословились, то леший мог и к человеку в постель залезть

- осина – проклятое дерево, но целебное; если спина болит, то нужно положить осиновый чурбак под кровать или под шею 

- осиновую досочку прикладывали к больному зубу (это прочитала)

- в прошлом году стоял стог под окошком, «пришел» чёрт и унес весь стог; говорят, что у него силы, как у лешего, говорят: «силён чёрт, да воли нет»; чёрт боится Бога

 

Репортаж

37

О свадебном обряде

 

- у невесты было красивое полотенце («утиральник»), она им столовые приборы вытирала

- свадьбы была у жениха, а «гостьба» у невесты

- раньше договаривались, сколько человек будет на свадьбе, столько будет и на «гостьбе»

- на свадьбе была невестина родня, а на «гостьбе» - женихова

- раньше невеста дарила дары; невеста больше дарила «платовьё» (длинные полотенца); она дарила дары в доме жениха после венца

- когда молодых встречали с караваем, невеста клала на каравай полотенце

- когда приезжали венчаться, то на иконы в церкви вешали полотенца, это был подарок для Бога

- мать жениха встречает молодых со своим караваем, а невеста ей на каравай кладет дары

- на свадьбе молодые сидели на передней лавке

- на «девишнике» девки пели песни, чтобы невеста поплакала; если невеста на девичнике поплачет, тогда замужем не будет реветь

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Мачево

02.08.2003.

Зап: Кулев А.В.,

Мехнецов А.М.,

Кузьмина Т. А.,

Гуреева В.В.

 

 

 

 

Исп.: Смирнова Милия Ивановна, 1923 г.р., зд.

Миронова Тамара Николаевна, 1929 г.р., род. в д. Глядково

 

38

Пить да гулять –

Это наше дело;

На работушку идти –

Брюхо заболело.

 

Частушка

39

О престольных праздниках:

 

- на первый день престольного праздника гости ходят вечером по домам, а на второй день гуляют по деревне: ходили в край и по кругу; на третий день одни женщины собирались и гуляли, могли позвать гармониста  

- на свои дни рождения только женщины собирались в одной избе, могли пригласить гармониста

 

Репортаж

40

Мы с товарочкой на свадебке

Любили пировать,

Пировали да и думали:

Самим не миновать.

 

- текст

- повтор текста

 

Частушка

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Юроченский с/с

д. Мачево

02.08.2003.

Зап: Кулев А.В.,

Мехнецов А.М.,

Кузьмина Т. А.,

Гуреева В.В.

 

Исп.: Смирнова Милия Ивановна, 1923 г.р., зд.

Миронова Анна Николаевна, 1929 г.р., род. в д. Глядково

Иванова Юлия Александровна, 1927 г.р.,

Ухова Галина Михайловна, 1928 г.р.

Смирнова Мария Степановна, 1930 г.р., зд.

Рыжов Вениамин Андреевич, 1937 г.р. (гармонист)

Рыжова Людмила Ивановна, 1932 г.р., род. в Согоже

 

41

Под пляску с частушками

 

Ой, пить будём

И гулять будём,

А смерть подойдёт,

Дак умирать будём

<нрзб.>

 

А мы из Мачёво деревёнки

Четыре, как одна.

Некоторая не выдаст

Ни товарочка, ни я.

 

Ой, ни по-нашёму играют,

Ни по-нашёму поют,

<>

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

Наигрыш на гармони с частушками

42

Пляска «Ленчик» с частушками

 

<нрзб.>

 

Ой, задушевная товарочка,

Не плачь и не горюй,

Привезет машина дролечку

На станцию на Буй

 

<нрзб.>

Раньше было – сердце ныло,

А теперя неко½да

 

<нрзб.>

 

А задушевная ты Дуся,

Извени меня, подруся,

<нрзб.>

 

<нрзб.>

<нрзб.>

 

Раньше было запою –

Калина закачается,

А тепере запою –

Не то и получается

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

<нрзб.>

 

Наигрыш на гармони с частушками

43

О плясках:

 

- в «Кадрель» играют по 8 пар: четыре пары вставали против четырех

- в «Ленчика» играют по 4 пары

 

Репортаж

44

Пляска «Ленчик» с частушками

 

Задушевная подруга,

Заиграла девушка я,

Не чужая заиграла,

Наша деревенская.

 

Ой, хорошо игрок играет,

Только, девушки, не нам,

А голосок евонной веночки

Розносит по волнам. 

 

Ох, поиграй повеселее,

Венка знакомытая

Игроку была знакома,

А теперь забытая.

 

- Ох, подпою я в утешенье

<нрзб.>

Вот только выйду на крылечко,

Погляжу на тёмной лес.

 

Ой, мы с товарочкой дружили,

Люди дивовалися,

Она в избе, а я на улице,

И то спевалися.

 

<…>

Хоть и женится залётка,

Будет думать обо мне.

 

Ой, я сегодня веселюсь,

А завтра буду помирать,

А задушевная товарочка,

Приди в последний раз.

 

Ой, вот прошло и прокатилось

Времечко весёлоё,

А теперя наступило

Самоё тяжёлоё.

 

А я умру, не вспоминайте,

Девушки за упокой,

А лучше «Ленчика» сыграйтё

На могиле на моёй. Ух!

 

Ой, хорошо игрок играёт,

Но не как залётка мой,

Мой залётка заиграет

<…>

 

А мы с товарочкой дружили,

Ой, люто, люто, люто;

Одного любили дролю

<…>

 

Мы с товарочкой на парочку

Заваривали чай, дак

Об отчаянном залёточке

Подружка, не скучай.

 

Ох, мы из Мачёво деревёнки

Четыре, как одна

Никоторая не выдаст

Не товарочка, не я

 

Ой, пить будём

И гулять будём,

А смерть подойдёт, дак

Помирать будём.

 

Наигрыш на

гармони с частушками

45

Под пляску с частушками

 

<нрзб.>

 

Наигрыш на гармони с частушками

46

Под пляску с частушками

 

<нрзб.>

 

Ой, хорошо, подруга, пл¿шёшь,

Научиться бы мене,

Мы бы начали наяривать

На Северной Двине

 

Хорошо игрок играет,

Игрока бы полюбить;

Только совести не хватит

<нрзб.>

 

Хорошо игрок играет,

Играчок из-за реки,

А ты, милая товарочка,

Возьми да завлеки.

 

Посадила огурцы

На твоёй на грядке,

Почему не поплясать

На восьмом десятке.

 

Я пошла бы поплясала,

Да игрок-от молодой;

Наверно, рученьки устали

У тибя, мой дорогой

 

Ой, Мачево - деревня,

Можно городом назвать:

Четыре дома, два колодца,

Ну, и город, ети мать.

<нрзб.>

 

- комм.: раньше все «поодинке» на беседе плясали, дробили; кто не хотел плясать, могли ремнем стегать

 

Наигрыш на гармони с частушками

47

Под пляску с частушками

 

<нрзб.>

- комм.: о беседах

 

Наигрыш на гармони с частушками

48

Под пляску с частушками

 

А ты играй повеселее,

Говори, что не устал;

Тибе милка изменила,

Говори, что сам отстал.

 

Ой, ты играй, играй, товарищ,

Говори, что не устал;

<нрзб.>

 

Ты пляши, пляши, товарищ,

Дроби выколачивай,

На мою сударушку

Глаза не выворачивай.

 

Наигрыш на гармони с частушками

49

О беседах:

 

- на весёлой в «Горё» сидели, могли долго сидеть

- «весёлые» беседы отличались от бесед тем, что на них приводили гостей из других деревень

- на весёлых сидели до утра, бывало, что и в 5 утра приходили домой

- когда в «Горе» приходила другая пара, то она говорила тем, кто там сидел: «Чистка горя»

- в «Горе» парни невест обнимали

 

Репортаж

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198