Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 110

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Анкимарово

30.07.2003.

Зап.: Каданцева О. А.,

 Каданцев А. Ф.,

 Суворова Л. М.

 

Исп.: Груздева Александра Афанасьевна, 1912 г. р., род. в д. Чаговка

 

01

О крестильных обрядах:

 

- раньше дома крестили

- звали домой батюшку, с ним расплачивались; надо, чтобы батюшка крестил, «это надежнее»

- «батюшка – не Бог»

 

Репортаж

02

О колдунах:

 

- у соседки был дед – колдун, наверно, он ей «передал»

- сила колдунов от черта, колдунам человека не жалко

- как сама с колдуном повстречалась; он всю картошку унес из «ямы» и «родник отравил», чтобы скотину не поить

 

Репортаж

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- раньше свадьбы были с Рождества до Масленицы

- с Масленицы начинался Великий пост 

- на праздники всегда пекли пироги с рыбой, «налитушки» с творогом, с яйцами, рогульки

- МАСЛЕНИЦА: пекли блины и шаньги

- когда жгли Масленицу, все прыгали вокруг костра

- после Масленицы нельзя печь блины и шаньги – начался Великий пост

- Масленицу делали из веников, худых кузовков

 

Репортаж

04

Прошшайте, блины и шаньги!

 

- снач. комм.: дети скакали вокруг Масленичного костра и кричали, когда летели искры

- текст

 

Выкрик на Масленицу

05

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в пост пекли овсяные блины

- на Масленицу прощали друг друга

 

Репортаж

06

О свадебном обряде:

 

- четыре месяца молодица не давала мужу дотронуться до нее, сказала, что вышла замуж не для «этого», а из-за работы

- раньше сватались

- матери своим сыновьям невест-рукодельниц искали

- раньше девки сами себе приданое готовили

- богатые женихи выбирали богатых невест

 

Репортаж

07

О календарных обрядах:

 

- на беседы могли с прялками ходить

- СВЯТКИ: раньше двери заваливали; приходили парни из другой деревни и заваливали

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Анкимарово

30.07.2003.

Зап.: Каданцева О. А.,
Каданцев А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Андреева Таисия Сергеевна, 1922 г. р., род. в д. Погорелка Ершовского с/с

 

08

О беседах:

 

- девушки всем объявляли о «весёлой» беседе, сколько вечеров будет проходить; со всех деревень приходили молодежь в одну избу 

- на «весёлых» плясали, ходили в «Горе» - это была отдельная комната, мальчик вызывал в эту комнату девушку; если парню не нравилась девушка, то он говорил: «Пора «Горе» сменить!»; в «Горе» целовались

- плясали «Русскова»

- работники сельсовета танцевали «Светит месяц», «Коробочку», вальсы

- старушки плясали «Семечко», «дробили потихоньку»

 

Репортаж

09

Об обрядах перехода в новый дом:

 

- два мужчины делали «подруб»

- когда в новый дом переезжали, первой запускали кошку, потому что  кошка – «хозяйка» дома

 

Репортаж

10

Хозяин-батюшко,

Хозяйка-матушка,

Пустите милово живота

На житьё, на бытьё, на долгие годы.

 

- снач. комм.: когда хотели купить новую корову, то надо было обязательно спросить у хозяина

- текст

- комм.: просили на дворе

 

Приговор хозяину

11

О скотоводческих обрядах:

 

- на дворе держат икону Георгия Победоносца; она должна висеть над дверями; когда скотинку выгоняешь из двора в поле, он ее «провожает»

 

Репортаж

12

Георгий Победоносец, ты победил эдакова змея,

Победи мои боли, [дай мне здоровья].

 

- снач. комм.: сама молится Георгию, потому что болеет 

- текст

- комм.: когда на двор за дровами, проходит мимо иконы Георгия и молится

- повтор текста

 

Молитва Георгию Победоносцу

13

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ ВЕШНОЙ (6 мая): обходили скотинку и первый раз выпускали

- стадо со всей деревни обходили старшие женщины или пастушок, говорили какие-то слова; когда все стадо соберется, пастуху подавали икону Георгия Победоносца или Николы, он с этой иконой обходил стадо

 

Репортаж

14

Егорий Многомилостливый,

Спаси и сохрани, и помилуй всю скотинушку-матушку мою.

 

- снач. комм.: дома тоже с иконой обходили свою скотинку; ломали в решето куски хлеба, соль, ставили зажженную свечку и обходили корову, овец 

- текст

 

Приговор в Егорьев день

15

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: когда обходили скотинку дома, в решето клали целый каравай хлеба, соль, круглое яйцо, чтобы и скотинка была «круглая» (сытая), свечку зажигали и ставили в стакан; в решето еще клали замок, т.к. считалось, что «скотинку на все лето запираешь», ключик вставляли в замок

- каравай должен быть круглым, специально пекли не большой «коровашек»

 

Репортаж

16

Какое яицо круглое, такая бы  скотинка круглая была

 

- текст

 

Приговор в Егорьев день

17

Как топор за пояс кладу,

Так бы и скотинка была за хозяином,

Хозяина знала.

 

- снач. комм.: топор затыкали за пояс; так говорили, когда затыкали за пояс топор

- фрагменты текста

- повтор текста

 

Приговор в Егорьев день

18

Какое яичко круглоё, такая бы и скотинка была круглая.

 

- снач. комм.: говорили, когда клали яйцо в решето

- текст

 

Приговор в Егорьев день

19

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: яйцо клали в решето вареное или сырое, не крашеное, его потом отдавали пастуху, он яйцо съедал

- когда обходили скотинку, то от коровы и от овечек обрезали немного шерсти, эту шерсть потом клали под «переводину» (матицу) на дворе, чтобы скотинка знала свой дом 

 

Репортаж

20

Во имя Отца, Сына и Святово Духа.

 

- снач. комм.: в Христов день водичкой, которой вымоют все иконки, плескали на каждый уголок и говорили

- текст

- комм: прыскали на все уголки в доме и на дворе, чтобы Бог спас  и скотинку, и двор, и дом; пьяный сын бросал окурки, загорелось кресло, но Бог спас дом, ничего не сгорело, т.к. все уголки были опрысканы водой

 

Молитва на Пасху

21

Никита-Великомученик,

Спаси и сохрани от пожара

Благодатной домик и всё строеньице наше.

 

- снач. комм.: если в деревне был пожар, то старушки обходили дом с иконой Никиты-Великомученика и просили

- текст

 

Молитва от пожара

22

Об окказиональных обрядах:

 

- случай из жизни: когда в деревне горел дом, то старушка обошла его с иконой, и ветер сразу повернул в другую сторону

 

Репортаж

23

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ломали вербушки и ставили к иконе

- ЕГОРИЙ: скотинку выгоняли вербушками

 

Репортаж

24

О представлениях, верованиях:

 

- корова могла не понравиться хозяину двора; если это случалось, то он мог задушить ее

- если рождался теленок, то говорили: «Господи, благослови»

 

Репортаж

25

Клюшка, клюшка-кочерга,

Долго ли до Христова денька?

До Христова денька

Остаются три денька.

 

- текст

- комм.: говорили в Великий Четверг

- повтор текста

- комм.: это говорила хозяйка или хозяин; она стучала клюшкой в избе или на мосту по полу и говорила

 

Приговор в Великий Четверг

26

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: перед Христовым днем была страшная суббота; в эту субботу все молились; в эту ночь молились дома или в церкви 

 

Репортаж

27

Клюшка, клюшка-кочерга,

Долго ли до Христова денька?

До Христова денька

Остаются два денька. [Аминь].

 

- текст

- комм.: брали клюшку, которой шевелили в печке или клюшку для полосканья белья

- повтор текста со стуком клюшкой

- повтор текста

- комм.: когда спрашивают, смотрят на иконы, как будто спрашиваешь у Бога

 

Приговор в Великий Четверг

28

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА: в страстную субботу в 12 часов ночи воскресает Иисус Христос

- МАСЛЕНИЦА: ребятишки собирали для костра кузовки, веники, чтобы сжечь

- последний день Масленицы – прощальное воскресенье; в этот день жгли Масленицу; у костра бегали, катались  

- в «Прошшальноё» воскресенье надо было друг у друга просить прощенья за грехи

 

Репортаж

29

Дай, Бог, тебе здоровья, терпенья,

И прости меня, великую грешницу,

А тебя Бог простит.

Дай, Бог, тебе зиму прожить хорошо и вернуться домой.

 

- снач. комм.: когда провожает старушку зимовать в другую деревню, то прощается с ней 

- текст

 

Приговор при прощании

30

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: в д. Ершово и в д. Погорелка мужчины, парни, женщины на конях катались 

- на высокую жердь вешали кузов и жгли; днем на украшенных конях кавалеры катали барышень вдоль деревни; а вечером жгли Масленицу  

- барышни были нарядные; лошадей бантиками украшали те, кто жил получше

- ПЕРЕЛОМ ПОСТА: пост был семь недель; после трех с половиной недели пост «ломается», это считался «перелом поста»

 

Репортаж

31

Крещеньё – девушкам решеньё

 

- текст

- повтор

- комм.: с Крещенья выходили замуж

 

Поговорка

32

Девушку маннят, дак и без шапочки стоят.

 

- текст

- комм.: то есть уговаривают идти замуж  

 

Поговорка

 

33

Крещенье - девушкам решенье

 

- комм.: парни в КРЕЩЕНИЕ уговаривали девушек выходит за них замуж; то есть с Крещенья можно было замуж выходить

 

Поговорка

34

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в Заговенье нельзя было замуж выходить

- СВЯТКИ: «сдоблялись кудесам»; «кудеса» закутывались платком, чтобы нельзя было узнать, кто пляшет и песни поет; бывает, что отпевает песни лиходейка, и чтобы не узнали, закутывалась платком    

 

Репортаж

35

Лиходеечка намазалась,

Красняе всяких роз;

Привораживала дролечку –

Давала папирос.

 

- снач. комм.: лиходейки пели друг другу

- текст

 

Частушка

36

Спала Мати Мария

На горе на Осияне,

У церкви да во соборе,

У соборной, во престольной,

В алтаре да и Христовом. 

Приснился ей сон страшный, ужасный 

Про своево да Сына милова,

Про Христа да и Небесного.

Как бы пришли к ёй три серафима,

Взяли Христа под святые руки,

Повели Христа на злобное место

Ко пилатовским воротам.

Пилат ходит, неправду судит,

Христа изодергавши,

Копьём тело пробудивши,

На три древа распинаши:

Первое древо Июни (?),

Второе древо Буяны,

И третье древо Кипарис.

Приходили две жены да мироносицы,

Уж они плакали и рыдали,

И к святой гробнице припадали,

А Иисус Христос сказал:

- Вы не плачьте, две жены-мироносицы,

Я во первый день да воскресну,

Во второй-то день да вознесусь на небеса,

У железных ворот поломавши,

Вас во светлый рай да пропускавши.

Кто эту молитву вспомнит,

На каждый день переговорит,

Тот будет спасен от огня, от грома-молнии, спасаши. Аминь.

 

- текст

- комм.: эту молитву читали от грома и от грозы

- повтор

- комм.: говорили эту молитву, глядя на образа; сама каждое утро молится Богу за каждого человека в родне, чтобы Он всех спас и помиловал; «Отче Наш» - это самая главная молитва

 

Молитва при грозе

37

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МИКОЛА ВЁШНАЯ – 22 мая; если на Егорьев день холодно, то скотинку первый раз выпускают в Миколу (22 мая)

- МИКОЛА ЗИМНЯЯ - 19 декабря

- какие деревни какой праздник берут, тот и празднуют; в их стороне празднуют КИРИЛЛОВСКУЮ Божью Матерь (22 …): один день гуляют в одной деревне, другой день – в другой, так праздновали всю неделю

- ПАСХА: целую пасхальную неделю поп обходил все деревни, собирал «дань»

- ТРОИЦА: красили яйца

 

Репортаж

38

Присвятая Троица, помилуй нас.

Господи, очисти грехи наши;

Владыко, прости беззаконие наше;

Господи, освяти и посети немощи наши

Имени ради Твоего. Аминь.

 

- комм.: эту молитву читали на Троицу

 

Молитва

39

Присвятая Мать Богородица Дева Мария,

Ты наше яркое солнышко,

Ты встаёшь в тиши над храмом святым.

Благословенная Богородица,

Сердце мое благодатью напитай.

 

- текст

 

Молитва

40

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в ЗАГОВЕНЬЕ заговляются, Петров пост был две недели, до Петрова дня

- яйца красили только в Христов день и в Троицу

- СВЯТКИ: ходили «кудесам»; объявлялась в какой-нибудь деревне беседа на три дня, из других деревень шли все в эту деревню; на беседе плясали, гасили лампу и начиналась драка; потом в другой деревне объявляли беседу

- РОЖДЕСТВО: от Рождества начиналось мёжговиньё, по мёжговинью смотрели, когда будет Пасха 

- Заговенье на Филиппов пост – это осеннее заговенье

- СВЯТКИ: «кудеса» сдобились: три женщины нарядились, закутались платками, чтобы их не узнали; они плясали и песни пели

 

Репортаж

41

Батька курицу зарезал,

Ой, какую тушу-то.

Дайте, девушки, пошарить,

Отвести хоть душу-то

 

- снач. комм.: женщина нарядилась и спела

- текст

- комм.: она взяла за плечо сетку с курицей; курица была мертвая

 

Частушка

42

Бабы – дуры, бабы – дуры,

Бабы – бешеной народ.

Они придут на беседушку,

Стоят как огород.

 

- снач. комм.: женщины приходили на беседу, стояли в заднем углу, обсуждали девушек, как они пляшут

- текст

- комм.: женщины обсуждали невест, выбирали их для своих сыновей

 

Частушка

43

О лечении:

 

- от «озыка» делали водичку; водичку делали от людей, которые «озыкуют»; «озык» - это сглаз

 

Репортаж

44

Из чего родилось, тем бы и стезилось.

 

- снач. комм.: мама научила заговаривать; безымянным пальцем надо достать своей «сырости» и приложить к тому месту, где грыжа

- текст

- комм.: надо три раза обвести это место и три раза сказать; это помогает, если ребенок очень маленький (до года)

 

Заговор от грыжи

45

О лечении:

 

- на плечиках и на спинке может быть «волос»; от этого скатывали из дрожжей шарик и катают больное место, чтобы шерстинки выходили; это делали в бане; катали больное место со словами

- «озык» - это сглаз; «хитрые женщины или старушки» могли сделать на любого человека

- была старушка, которая умела лечить «озык», делала водичку

- «родимоё» могло быть: это когда умирал ребенок, то выступали пятна на теле; про это говорили, что у ребенка «родимоё» было; «родимоё» могли вылечит заговорами

- заговоры надо делать с божьей помощью

- были колдуны

 

Репортаж

46

Ангел мой, будь всегда со мной!

Иди впереди, а я позади.

 

- снач. комм.: говорит, когда идет в лес

- текст

- комм.: если эти слова скажешь, то никогда не заблудишься – «ангел выведет»

 

Молитва в лесу

47

Как женщина послала мужика к лешему

 

В д. Левенской один мужчина разругался с женщиной, она сказала ему: «Неси тебя, леший!»; он взял топор и пошел в лес, не сказав: «Господи, благослови и помилуй». его неделю водило, через неделю леший привел его домой и сказал: «Выходи, да знай, чего говорить»

 

Бывальщина

48

Господи, благослови. Господь с тобой!

 

- снач. комм.: когда выпускаешь скотинку, всегда надо говорить

- текст

 

Приговор на выгон скотины

49

Иди гуляй да дом свой знай!

 

- снач. комм: говорили, когда выгоняли скотину

- текст

 

Приговор на выгон скотины

50

О представлениях, верованиях:

 

- женщина без благословения выпустила телку, она убежала, ее никак поймать не могли

- пастух веровал Богу, поэтому у него скотинка была в порядке

- если человека «водил» леший, то ему нельзя про это рассказывать, леший ему запрещал; если человек рассказывал, то леший мог его еще раз «водить»

- леший может показаться любым знакомым человеком

- один мужчина рассказывал, что видел, как леший песни поет

- всегда надо уходить «с Богом»

 

Репортаж

51

О лечении:

 

- когда сын был маленький, то кто-то наговорил ему «нарыв»; на Раменье был мужчина, который умел заговаривать; он на масло наговорил молитвы; сама намазала больное место у ребенка этим маслом, и все прошло

- когда несешь «наговоренное», нельзя ни с кем разговаривать

 

Репортаж

52

О представлениях, верованиях:

 

- у одной женщины умер муж; после смерти он к ней часто ходил; она к кровати поставила святую воду, икону, но он все равно ходил

 

Репортаж

53

Аминь, аминь трубе,

Всем дверям, щелям, окошкам

И всем подвальным бревёшкам.

 

- текст

- комм.: так делали, чтобы покойник не приходил

 

Приговор от покойного

54

О представлениях, верованиях:

 

- нечистая сила может в любую щель пролезть

- это не сам покойник ходит, а нечистая сила

- если правильно похоронить человека, то никто не будет приходить; надо все «законы» знать, чтобы похоронить

 

Репортаж

55

О похоронно-поминальном обряде:


- надо обязательно тряпочку повесить; душа после смерти прилетает вытираться  

- надо было хоронить с молитвами

- земельку надо было отпеть в церкви, и ей посыпать в могилу и на покойного со словами

- до сорокового дня душе покойного ставили дома святую воду и стопку вина

- душа сорок дней прилетает «слезы вытирать», это время она «на свободе»; после сорокового дня она уходила в то место, за какое заработала и больше не выйдет из него

- сама с мужем жгла ветки; когда они жгли, то душа умершего брата прилетала с ней прощаться, и «лютым» голосом окала (показ) 

 

Репортаж

56

Погостил, и хватит

 

- снач. комм.: когда после сорокового дня приходят с кладбища, то стопку и воду выносили и говорили

- текст

 

Приговор на покойника

57

О похоронно-поминальном обряде:

 

- сорок дней душа гостила дома

- после сорокового дня воду и стопку выносили на улицу, выливали подальше от дома

- в сороковой день обязательно ходили на кладбище и ставили поминальные свечи

- не надо на кладбище приносить вино; покойнику не требуются венки – они как хомут на покойнике – это прочитала в книге

- чем венки покупать, лучше подать деньги в церковь на литургию

- в сороковой день тряпочку снимали, и сжигали; другие закапывали тряпочку в ямку на могиле

- Господь не знает некрещеного человека; плохо некрещеного человека хоронить; некрещеный человек – «что есть, что нету»

- кто в раю находится, те видят, что делается на земле; есть огненная река, ад – это в книжке прочитала; в ад попадает тот, у кого грехов много было

- человек должен окреститься

- если покойный не снится, значит, он всем доволен

 

Репортаж

58

Иоанн Богослов созерцал у престола –

Агницы Божьи, великое  множество людей,

Облеченные в белые ризы –

Это те, кто пришел от великой скорби,

Они радостно служат день и ночь Богу,

И Бог обитает с ним, и не коснется их мука.

Иисусе, прости раба Божьего Михаила;

На земле он много страдал и томился.

Господи Иисусе, дай ему на небе отраду.

Иисусе, услади его от источников живой воды;

Иисусе, отыми всяку слезу от раба Божьего Михаила.

Иисусе, всемилостливая рая сладость способи раба Михаила.

 

- снач. комм.: эту молитву надо читать утром сорок дней после смерти человека и сорок «утров» надо говорить до годины

- текст

- комм.: этот отрывок из книги читали для умершего; это читается на погосте

 

Молитва за усопшего

59

О похоронно-поминальном обряде:

 

- были бабушки, которые умели причитать; причитали так, что слезами заливались

 

Репортаж

60

Помяни, Господи, убиенную душу Николая и Володину.

Царство Небесное, рай пресветлый ихным душенькам.

 

- текст

- комм.: так говорила каждый день

 

Молитва за усопших

61

О другой вере:

 

- одна женщина связалась с сектой, построила дом, не успела его еще застраховать, как он сгорел

- в секте другая вера

- у староверов другая вера

- у каждого старовера была своя чашка, ложка; они их никому не давали; они верят другому Богу; у них не православная вера; у них не было своих церквей, они ходили в православную церковь; у них были другие молитвы

 

Репортаж

62

Аминь всем дверям и щелям.

Аминь всем дверям и щелям,

Трубе, окошкам и всем подвальным бревёшкам.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. 

 

- текст

- комм.: когда говорили трубе, то выходили на улицу, говорили эти слова, закрещивали и «зааминивали»; каждую дверь и окошко закрещивали и «зааминивали»; так говорили, чтобы покойный не приходил

 

Приговор от покойного

63

О представлениях, верованиях:

 

У одной женщины умер муж. Он приходил к ней и звенел в звоночек не как человек, а тихонечко; так ходил до сорокового дня

 

Репортаж

64

Аминь окошку.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа (3 раза)

 

- текст

- комм.: на левую руку- Дух, а на правую – Святой; так же делают дверям

- повтор

- комм.: так надо говорить по 3 раза: 1-ый – Отец, 2-ой-Сын, 3-ий-Святой Дух

 

Приговор от покойного

65

Аминь трубе.

Во имя Отца, Сына и Святого Духа (3 раза)

 

- снач. комм.: так говорили на улице, потому что с улицы нечистая сила через трубу попадает в дом

- текст

 

Приговор от покойного

66

О похоронно-поминальном обряде:

 

- сразу после похорон заказывали в церкви сорокоуст, чтобы в церкви поминали умершего

- сама хотела, чтобы муж приснился, но он никогда не снился; люди сказали, что он всем доволен

 

Репортаж

67

О святых местах:

 

- есть недалеко святое место: раньше здесь за рекой на горе была церковь, ее разрушили; позднее на это место поставили деревянный крест; считается, что это святое место; туда ходят молиться

 

Репортаж

68

Егорий Победоносец, ты победитель,

Победи мои боли, у великой грешницы Таисьи. Аминь.

 

- текст

- комм.: после этого набирает  дров во дворе

 

Молитва Егорию Победоносцу

69

Никола Чудотворец Святитель.

Ты Божий помощник,

Ты Божий помощник в поле, в доме,

В пути-дороге, на земле и на небесах.

Прошу тебя, великий угодник Николай,

Дай здоровья великой грешнице Таисье

И всем моим милым детям.

 

- текст

- комм.: эту молитву надо говорить каждое утро и вечер; утром надо говорить, чтобы день хорошо прожить, а вечером, чтобы ночь хорошо спали 

 

Молитва Николаю Чудотворцу

70

Слава Тебе, Господи,

Слава Тебе, Господи,

Слава Тебе, Боже наш.

Слава на веки Тебе, слава,

Слава Святому Духу,

Всем святым, небу и земли слава.

 

- снач. комм.: как только проснешься, надо подойти к иконе и сказать эти слова; сама это прочитала в книге   

- текст

 

Утренняя молитва

71

Какое яйцо круглое, такая бы была скотинка круглая

 

- снач. комм.: брали яйцо для скотины и приговаривали

- текст

 

Приговор в Егорьев день

72

Соль и хлеб кладу, так бы и скотинка хозяина знала

 

- снач. комм.: когда брали соль для скотины

- текст

- комм.: брали свечку, замок, чтобы скотинка была летом в покое, как заперта; свечку зажигали; это все ставили в решето; брали топор, опоясывались   

 

Приговор в Егорьев день

 

 

 

<<< предыдущий

 следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198