Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 110 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Анкимарово 30.07.2003. |
Зап.: Каданцева О. А., Каданцев А. Ф., Суворова Л. М. |
Исп.: Груздева Александра Афанасьевна, 1912 г. р., род. в д. Чаговка
01 |
- раньше дома крестили - звали домой батюшку, с ним расплачивались; надо, чтобы батюшка крестил, «это надежнее» - «батюшка – не Бог»
|
Репортаж |
|
02 |
- у соседки был дед – колдун, наверно, он ей «передал» - сила колдунов от черта, колдунам человека не жалко - как сама с колдуном повстречалась; он всю картошку унес из «ямы» и «родник отравил», чтобы скотину не поить
|
Репортаж |
|
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- раньше свадьбы были с Рождества до Масленицы - с Масленицы начинался Великий пост - на праздники всегда пекли пироги с рыбой, «налитушки» с творогом, с яйцами, рогульки - МАСЛЕНИЦА: пекли блины и шаньги - когда жгли Масленицу, все прыгали вокруг костра - после Масленицы нельзя печь блины и шаньги – начался Великий пост - Масленицу делали из веников, худых кузовков
|
Репортаж |
|
04 |
- снач. комм.: дети скакали вокруг Масленичного костра и кричали, когда летели искры - текст
|
Выкрик на Масленицу |
|
05 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в пост пекли овсяные блины - на Масленицу прощали друг друга
|
Репортаж |
|
06 |
- четыре месяца молодица не давала мужу дотронуться до нее, сказала, что вышла замуж не для «этого», а из-за работы - раньше сватались - матери своим сыновьям невест-рукодельниц искали - раньше девки сами себе приданое готовили - богатые женихи выбирали богатых невест
|
Репортаж |
|
07 |
- на беседы могли с прялками ходить - СВЯТКИ: раньше двери заваливали; приходили парни из другой деревни и заваливали
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Раменский с/с д. Анкимарово 30.07.2003. |
Зап.: Каданцева О. А., Суворова Л. М. |
||
|
|
|
|
Исп.: Андреева Таисия Сергеевна, 1922 г. р., род. в д. Погорелка Ершовского с/с
08 |
- девушки всем объявляли о «весёлой» беседе, сколько вечеров будет проходить; со всех деревень приходили молодежь в одну избу - на «весёлых» плясали, ходили в «Горе» - это была отдельная комната, мальчик вызывал в эту комнату девушку; если парню не нравилась девушка, то он говорил: «Пора «Горе» сменить!»; в «Горе» целовались - плясали «Русскова» - работники сельсовета танцевали «Светит месяц», «Коробочку», вальсы - старушки плясали «Семечко», «дробили потихоньку»
|
Репортаж |
09 |
Об обрядах перехода в новый дом:
- два мужчины делали «подруб» - когда в новый дом переезжали, первой запускали кошку, потому что кошка – «хозяйка» дома
|
Репортаж |
10 |
Хозяйка-матушка, Пустите милово живота На житьё, на бытьё, на долгие годы.
- снач. комм.: когда хотели купить новую корову, то надо было обязательно спросить у хозяина - текст - комм.: просили на дворе
|
Приговор хозяину |
11 |
- на дворе держат икону Георгия Победоносца; она должна висеть над дверями; когда скотинку выгоняешь из двора в поле, он ее «провожает»
|
Репортаж |
12 |
Георгий Победоносец, ты победил эдакова змея, Победи мои боли, [дай мне здоровья].
- снач. комм.: сама молится Георгию, потому что болеет - текст - комм.: когда на двор за дровами, проходит мимо иконы Георгия и молится - повтор текста
|
Молитва Георгию Победоносцу |
13 |
- ЕГОРИЙ ВЕШНОЙ (6 мая): обходили скотинку и первый раз выпускали - стадо со всей деревни обходили старшие женщины или пастушок, говорили какие-то слова; когда все стадо соберется, пастуху подавали икону Георгия Победоносца или Николы, он с этой иконой обходил стадо
|
Репортаж |
14 |
Спаси и сохрани, и помилуй всю скотинушку-матушку мою.
- снач. комм.: дома тоже с иконой обходили свою скотинку; ломали в решето куски хлеба, соль, ставили зажженную свечку и обходили корову, овец - текст
|
Приговор в Егорьев день |
15 |
- ЕГОРИЙ: когда обходили скотинку дома, в решето клали целый каравай хлеба, соль, круглое яйцо, чтобы и скотинка была «круглая» (сытая), свечку зажигали и ставили в стакан; в решето еще клали замок, т.к. считалось, что «скотинку на все лето запираешь», ключик вставляли в замок - каравай должен быть круглым, специально пекли не большой «коровашек»
|
Репортаж |
16 |
Какое яицо круглое, такая бы скотинка круглая была
- текст
|
Приговор в Егорьев день |
17 |
Так бы и скотинка была за хозяином, Хозяина знала.
- снач. комм.: топор затыкали за пояс; так говорили, когда затыкали за пояс топор - фрагменты текста - повтор текста
|
Приговор в Егорьев день |
18 |
Какое яичко круглоё, такая бы и скотинка была круглая.
- снач. комм.: говорили, когда клали яйцо в решето - текст
|
Приговор в Егорьев день |
19 |
- ЕГОРИЙ: яйцо клали в решето вареное или сырое, не крашеное, его потом отдавали пастуху, он яйцо съедал - когда обходили скотинку, то от коровы и от овечек обрезали немного шерсти, эту шерсть потом клали под «переводину» (матицу) на дворе, чтобы скотинка знала свой дом
|
Репортаж |
20 |
Во имя Отца, Сына и Святово Духа.
- снач. комм.: в Христов день водичкой, которой вымоют все иконки, плескали на каждый уголок и говорили - текст - комм: прыскали на все уголки в доме и на дворе, чтобы Бог спас и скотинку, и двор, и дом; пьяный сын бросал окурки, загорелось кресло, но Бог спас дом, ничего не сгорело, т.к. все уголки были опрысканы водой
|
Молитва на Пасху |
21 |
Спаси и сохрани от пожара Благодатной домик и всё строеньице наше.
- снач. комм.: если в деревне был пожар, то старушки обходили дом с иконой Никиты-Великомученика и просили - текст
|
Молитва от пожара |
22 |
- случай из жизни: когда в деревне горел дом, то старушка обошла его с иконой, и ветер сразу повернул в другую сторону
|
Репортаж |
23 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: ломали вербушки и ставили к иконе - ЕГОРИЙ: скотинку выгоняли вербушками
|
Репортаж |
24 |
- корова могла не понравиться хозяину двора; если это случалось, то он мог задушить ее - если рождался теленок, то говорили: «Господи, благослови»
|
Репортаж |
25 |
Долго ли до Христова денька? До Христова денька Остаются три денька.
- текст - комм.: говорили в Великий Четверг - повтор текста - комм.: это говорила хозяйка или хозяин; она стучала клюшкой в избе или на мосту по полу и говорила
|
Приговор в Великий Четверг |
26 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: перед Христовым днем была страшная суббота; в эту субботу все молились; в эту ночь молились дома или в церкви
|
Репортаж |
27 |
Долго ли до Христова денька? До Христова денька Остаются два денька. [Аминь].
- текст - комм.: брали клюшку, которой шевелили в печке или клюшку для полосканья белья - повтор текста со стуком клюшкой - повтор текста - комм.: когда спрашивают, смотрят на иконы, как будто спрашиваешь у Бога
|
Приговор в Великий Четверг |
28 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: в страстную субботу в 12 часов ночи воскресает Иисус Христос - МАСЛЕНИЦА: ребятишки собирали для костра кузовки, веники, чтобы сжечь - последний день Масленицы – прощальное воскресенье; в этот день жгли Масленицу; у костра бегали, катались - в «Прошшальноё» воскресенье надо было друг у друга просить прощенья за грехи
|
Репортаж |
29 |
Дай, Бог, тебе здоровья, терпенья, И прости меня, великую грешницу, А тебя Бог простит. Дай, Бог, тебе зиму прожить хорошо и вернуться домой.
- снач. комм.: когда провожает старушку зимовать в другую деревню, то прощается с ней - текст
|
Приговор при прощании |
30 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: в д. Ершово и в д. Погорелка мужчины, парни, женщины на конях катались - на высокую жердь вешали кузов и жгли; днем на украшенных конях кавалеры катали барышень вдоль деревни; а вечером жгли Масленицу - барышни были нарядные; лошадей бантиками украшали те, кто жил получше - ПЕРЕЛОМ ПОСТА: пост был семь недель; после трех с половиной недели пост «ломается», это считался «перелом поста»
|
Репортаж |
31 |
- текст - повтор - комм.: с Крещенья выходили замуж
|
Поговорка |
32 |
Девушку маннят, дак и без шапочки стоят.
- текст - комм.: то есть уговаривают идти замуж
|
Поговорка
|
33 |
- комм.: парни в КРЕЩЕНИЕ уговаривали девушек выходит за них замуж; то есть с Крещенья можно было замуж выходить
|
Поговорка |
34 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в Заговенье нельзя было замуж выходить - СВЯТКИ: «сдоблялись кудесам»; «кудеса» закутывались платком, чтобы нельзя было узнать, кто пляшет и песни поет; бывает, что отпевает песни лиходейка, и чтобы не узнали, закутывалась платком
|
Репортаж |
35 |
Красняе всяких роз; Привораживала дролечку – Давала папирос.
- снач. комм.: лиходейки пели друг другу - текст
|
Частушка |
36 |
На горе на Осияне, У церкви да во соборе, У соборной, во престольной, В алтаре да и Христовом. Приснился ей сон страшный, ужасный Про своево да Сына милова, Про Христа да и Небесного. Как бы пришли к ёй три серафима, Взяли Христа под святые руки, Повели Христа на злобное место Ко пилатовским воротам. Пилат ходит, неправду судит, Христа изодергавши, Копьём тело пробудивши, На три древа распинаши: Первое древо Июни (?), Второе древо Буяны, И третье древо Кипарис. Приходили две жены да мироносицы, Уж они плакали и рыдали, И к святой гробнице припадали, А Иисус Христос сказал: - Вы не плачьте, две жены-мироносицы, Я во первый день да воскресну, Во второй-то день да вознесусь на небеса, У железных ворот поломавши, Вас во светлый рай да пропускавши. Кто эту молитву вспомнит, На каждый день переговорит, Тот будет спасен от огня, от грома-молнии, спасаши. Аминь.
- текст - комм.: эту молитву читали от грома и от грозы - повтор - комм.: говорили эту молитву, глядя на образа; сама каждое утро молится Богу за каждого человека в родне, чтобы Он всех спас и помиловал; «Отче Наш» - это самая главная молитва
|
Молитва при грозе |
37 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МИКОЛА ВЁШНАЯ – 22 мая; если на Егорьев день холодно, то скотинку первый раз выпускают в Миколу (22 мая) - МИКОЛА ЗИМНЯЯ - 19 декабря - какие деревни какой праздник берут, тот и празднуют; в их стороне празднуют КИРИЛЛОВСКУЮ Божью Матерь (22 …): один день гуляют в одной деревне, другой день – в другой, так праздновали всю неделю - ПАСХА: целую пасхальную неделю поп обходил все деревни, собирал «дань» - ТРОИЦА: красили яйца
|
Репортаж |
38 |
Присвятая Троица, помилуй нас. Господи, очисти грехи наши; Владыко, прости беззаконие наше; Господи, освяти и посети немощи наши Имени ради Твоего. Аминь.
- комм.: эту молитву читали на Троицу
|
Молитва |
39 |
Присвятая Мать Богородица Дева Мария, Ты наше яркое солнышко, Ты встаёшь в тиши над храмом святым. Благословенная Богородица, Сердце мое благодатью напитай.
- текст
|
Молитва |
40 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в ЗАГОВЕНЬЕ заговляются, Петров пост был две недели, до Петрова дня - яйца красили только в Христов день и в Троицу - СВЯТКИ: ходили «кудесам»; объявлялась в какой-нибудь деревне беседа на три дня, из других деревень шли все в эту деревню; на беседе плясали, гасили лампу и начиналась драка; потом в другой деревне объявляли беседу - РОЖДЕСТВО: от Рождества начиналось мёжговиньё, по мёжговинью смотрели, когда будет Пасха - Заговенье на Филиппов пост – это осеннее заговенье - СВЯТКИ: «кудеса» сдобились: три женщины нарядились, закутались платками, чтобы их не узнали; они плясали и песни пели
|
Репортаж |
41 |
Ой, какую тушу-то. Дайте, девушки, пошарить, Отвести хоть душу-то
- снач. комм.: женщина нарядилась и спела - текст - комм.: она взяла за плечо сетку с курицей; курица была мертвая
|
Частушка |
42 |
Бабы – бешеной народ. Они придут на беседушку, Стоят как огород.
- снач. комм.: женщины приходили на беседу, стояли в заднем углу, обсуждали девушек, как они пляшут - текст - комм.: женщины обсуждали невест, выбирали их для своих сыновей
|
Частушка |
43 |
- от «озыка» делали водичку; водичку делали от людей, которые «озыкуют»; «озык» - это сглаз
|
Репортаж |
44 |
Из чего родилось, тем бы и стезилось.
- снач. комм.: мама научила заговаривать; безымянным пальцем надо достать своей «сырости» и приложить к тому месту, где грыжа - текст - комм.: надо три раза обвести это место и три раза сказать; это помогает, если ребенок очень маленький (до года)
|
Заговор от грыжи |
45 |
- на плечиках и на спинке может быть «волос»; от этого скатывали из дрожжей шарик и катают больное место, чтобы шерстинки выходили; это делали в бане; катали больное место со словами - «озык» - это сглаз; «хитрые женщины или старушки» могли сделать на любого человека - была старушка, которая умела лечить «озык», делала водичку - «родимоё» могло быть: это когда умирал ребенок, то выступали пятна на теле; про это говорили, что у ребенка «родимоё» было; «родимоё» могли вылечит заговорами - заговоры надо делать с божьей помощью - были колдуны
|
Репортаж |
46 |
Ангел мой, будь всегда со мной! Иди впереди, а я позади.
- снач. комм.: говорит, когда идет в лес - текст - комм.: если эти слова скажешь, то никогда не заблудишься – «ангел выведет»
|
Молитва в лесу |
47 |
Как женщина послала мужика к лешему
В д. Левенской один мужчина разругался с женщиной, она сказала ему: «Неси тебя, леший!»; он взял топор и пошел в лес, не сказав: «Господи, благослови и помилуй». его неделю водило, через неделю леший привел его домой и сказал: «Выходи, да знай, чего говорить»
|
Бывальщина |
48 |
Господи, благослови. Господь с тобой!
- снач. комм.: когда выпускаешь скотинку, всегда надо говорить - текст
|
Приговор на выгон скотины |
49 |
- снач. комм: говорили, когда выгоняли скотину - текст
|
Приговор на выгон скотины |
50 |
- женщина без благословения выпустила телку, она убежала, ее никак поймать не могли - пастух веровал Богу, поэтому у него скотинка была в порядке - если человека «водил» леший, то ему нельзя про это рассказывать, леший ему запрещал; если человек рассказывал, то леший мог его еще раз «водить» - леший может показаться любым знакомым человеком - один мужчина рассказывал, что видел, как леший песни поет - всегда надо уходить «с Богом»
|
Репортаж |
51 |
- когда сын был маленький, то кто-то наговорил ему «нарыв»; на Раменье был мужчина, который умел заговаривать; он на масло наговорил молитвы; сама намазала больное место у ребенка этим маслом, и все прошло - когда несешь «наговоренное», нельзя ни с кем разговаривать
|
Репортаж |
52 |
- у одной женщины умер муж; после смерти он к ней часто ходил; она к кровати поставила святую воду, икону, но он все равно ходил
|
Репортаж |
53 |
Всем дверям, щелям, окошкам И всем подвальным бревёшкам.
- текст - комм.: так делали, чтобы покойник не приходил
|
Приговор от покойного |
54 |
- нечистая сила может в любую щель пролезть - это не сам покойник ходит, а нечистая сила - если правильно похоронить человека, то никто не будет приходить; надо все «законы» знать, чтобы похоронить
|
Репортаж |
55 |
О похоронно-поминальном обряде:
- надо было хоронить с молитвами - земельку надо было отпеть в церкви, и ей посыпать в могилу и на покойного со словами - до сорокового дня душе покойного ставили дома святую воду и стопку вина - душа сорок дней прилетает «слезы вытирать», это время она «на свободе»; после сорокового дня она уходила в то место, за какое заработала и больше не выйдет из него - сама с мужем жгла ветки; когда они жгли, то душа умершего брата прилетала с ней прощаться, и «лютым» голосом окала (показ)
|
Репортаж |
56 |
- снач. комм.: когда после сорокового дня приходят с кладбища, то стопку и воду выносили и говорили - текст
|
Приговор на покойника |
57 |
О похоронно-поминальном обряде:
- сорок дней душа гостила дома - после сорокового дня воду и стопку выносили на улицу, выливали подальше от дома - в сороковой день обязательно ходили на кладбище и ставили поминальные свечи - не надо на кладбище приносить вино; покойнику не требуются венки – они как хомут на покойнике – это прочитала в книге - чем венки покупать, лучше подать деньги в церковь на литургию - в сороковой день тряпочку снимали, и сжигали; другие закапывали тряпочку в ямку на могиле - Господь не знает некрещеного человека; плохо некрещеного человека хоронить; некрещеный человек – «что есть, что нету» - кто в раю находится, те видят, что делается на земле; есть огненная река, ад – это в книжке прочитала; в ад попадает тот, у кого грехов много было - человек должен окреститься - если покойный не снится, значит, он всем доволен
|
Репортаж |
58 |
Иоанн Богослов созерцал у престола – Агницы Божьи, великое множество людей, Облеченные в белые ризы – Это те, кто пришел от великой скорби, Они радостно служат день и ночь Богу, И Бог обитает с ним, и не коснется их мука. Иисусе, прости раба Божьего Михаила; На земле он много страдал и томился. Господи Иисусе, дай ему на небе отраду. Иисусе, услади его от источников живой воды; Иисусе, отыми всяку слезу от раба Божьего Михаила. Иисусе, всемилостливая рая сладость способи раба Михаила.
- снач. комм.: эту молитву надо читать утром сорок дней после смерти человека и сорок «утров» надо говорить до годины - текст - комм.: этот отрывок из книги читали для умершего; это читается на погосте
|
Молитва за усопшего |
59 |
О похоронно-поминальном обряде:
- были бабушки, которые умели причитать; причитали так, что слезами заливались
|
Репортаж |
60 |
Помяни, Господи, убиенную душу Николая и Володину. Царство Небесное, рай пресветлый ихным душенькам.
- текст - комм.: так говорила каждый день
|
Молитва за усопших |
61 |
- одна женщина связалась с сектой, построила дом, не успела его еще застраховать, как он сгорел - в секте другая вера - у староверов другая вера - у каждого старовера была своя чашка, ложка; они их никому не давали; они верят другому Богу; у них не православная вера; у них не было своих церквей, они ходили в православную церковь; у них были другие молитвы
|
Репортаж |
62 |
Аминь всем дверям и щелям, Трубе, окошкам и всем подвальным бревёшкам. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
- текст - комм.: когда говорили трубе, то выходили на улицу, говорили эти слова, закрещивали и «зааминивали»; каждую дверь и окошко закрещивали и «зааминивали»; так говорили, чтобы покойный не приходил
|
Приговор от покойного |
63 |
У одной женщины умер муж. Он приходил к ней и звенел в звоночек не как человек, а тихонечко; так ходил до сорокового дня
|
Репортаж |
64 |
Во имя Отца, Сына и Святого Духа (3 раза)
- текст - комм.: на левую руку- Дух, а на правую – Святой; так же делают дверям - повтор - комм.: так надо говорить по 3 раза: 1-ый – Отец, 2-ой-Сын, 3-ий-Святой Дух
|
Приговор от покойного |
65 |
Во имя Отца, Сына и Святого Духа (3 раза)
- снач. комм.: так говорили на улице, потому что с улицы нечистая сила через трубу попадает в дом - текст
|
Приговор от покойного |
66 |
О похоронно-поминальном обряде:
- сразу после похорон заказывали в церкви сорокоуст, чтобы в церкви поминали умершего - сама хотела, чтобы муж приснился, но он никогда не снился; люди сказали, что он всем доволен
|
Репортаж |
67 |
- есть недалеко святое место: раньше здесь за рекой на горе была церковь, ее разрушили; позднее на это место поставили деревянный крест; считается, что это святое место; туда ходят молиться
|
Репортаж |
68 |
Егорий Победоносец, ты победитель, Победи мои боли, у великой грешницы Таисьи. Аминь.
- текст - комм.: после этого набирает дров во дворе
|
Молитва Егорию Победоносцу |
69 |
Ты Божий помощник, Ты Божий помощник в поле, в доме, В пути-дороге, на земле и на небесах. Прошу тебя, великий угодник Николай, Дай здоровья великой грешнице Таисье И всем моим милым детям.
- текст - комм.: эту молитву надо говорить каждое утро и вечер; утром надо говорить, чтобы день хорошо прожить, а вечером, чтобы ночь хорошо спали
|
Молитва Николаю Чудотворцу |
70 |
Слава Тебе, Господи, Слава Тебе, Боже наш. Слава на веки Тебе, слава, Слава Святому Духу, Всем святым, небу и земли слава.
- снач. комм.: как только проснешься, надо подойти к иконе и сказать эти слова; сама это прочитала в книге - текст
|
Утренняя молитва |
71 |
Какое яйцо круглое, такая бы была скотинка круглая
- снач. комм.: брали яйцо для скотины и приговаривали - текст
|
Приговор в Егорьев день |
72 |
Соль и хлеб кладу, так бы и скотинка хозяина знала
- снач. комм.: когда брали соль для скотины - текст - комм.: брали свечку, замок, чтобы скотинка была летом в покое, как заперта; свечку зажигали; это все ставили в решето; брали топор, опоясывались
|
Приговор в Егорьев день |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |