Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 169

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Панинская

23.08.04.

Зап. Соловьев Л. Г.

Гончарова Н. В..

 

Исп.: Славицкая Валентина Сергеевна, 1923 г.р., род. - д. Конец Слободка Конецслободского с\с

 

 

1.

О свадебном обряде:

 

-  родители жениха приезжали сватать невесту весной, если договаривались – увозили, назначали срок свадьбы, а не договаривались – расходились

- на девичнике пели короткие и долгие песни, играли

- невесту привозили к жениху, она что-то дарила

 

Репортаж

2.

О календарных обрядах:

 

- последний сноп приносили домой, и ставили в передний угол, туда же клали серп

- во время жатвы пели песни

 

Репортаж

3.

<> залёточка,

Прости меня одну,

Чево я таково сделала

Сердечку твоему?

 

- интонируемый текст

- комм.: пели, кто как мог, «голосом», длинные песни и частушки

 

Частушка

4.

Ой, Господи, перестал бы ты, да надоел

- внач. комм.: говорили, если идет дождь

 

Приговор

 

 

5.

Со<л>нце, ты, батюшко, дай хорошую погодку

 

- внач. комм.: говорили, когда выходило солнце, при этом крестились

 

Приговор

6.

Дожжик, лей, дожжик, лей

На меня и на людей

 

- фр. текста

 

Закличка

7.

О календарных обрядах:

 

- в Рождество взрослые гуляли, а дети бегали, играли

- дети приходили под окно и пели песни

 

Репортаж

8.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше причитали, а теперь просто поминают с вином

 

Репортаж

9.

О пляске:

 

- плясать учились друг у друга

- раньше дробили, а не танцевали, под гармонь плясали и пели песни

 

Репортаж

10.

О календарных обрядах:

 

- на Хролы ходили друг к другу в гости

- в Троицу с одной и с другой стороны крыльца ставили по березке

- на Пасху красили яйца, в Троицу крашеными яйцами на кладбище поминали умерших

- накануне Рождества бегали и пели «каледу», одевались в длинную, рваную одежду

- парни ходили с «погонялкой» для лошади – палкой, с привязанной к ней веревкой и пели какую-то песню

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Артюшинский с/с

д. Устье

23.08.04.

Зап. Соловьев Л. Г.

Гончарова Н. В.

 

Исп.: Андреев Алексей Андреевич 1934 г.р. зд.

 

11.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

12.

Показ, как играл в детстве

 

- внач.комм.; играть начал, когда еще не ходил в школу, в 5-6 лет

 

Наигрыш на гармони

13.

О гармони:

 

- старший брат после войны привез немецкую гармонь, на разжим меха звучал один строй, а на сжим – другой, еще был «воздушный клапан, чтобы переходить с одного строя на другой

- с 14-15 лет играл на гармони «25 на 25», которую привезли из Москвы, ходили по деревне «хороводом» и пели песни

- «25 на 25» называли «полная хромка», а кирилловскую гармонь – «полухромка», «полную хромку» называли «полу баян»

- гармони продавались в магазинах, но предпочитали заказывать или покупать гармони ручной работы в г. Кириллов

- сам на кирилловской  гармони начал играть после возвращения из армии

- первая гармонь была немецкая

- впервые держал гармонь в руках в детстве, когда старшие братья приносили от соседей

- играть на гармони учился сам, сначала научился играть на «басовиках» - на левой клавиатуре

 

Репортаж

14.

Под пляску

(на басах)

 

Наигрыш на гармони

15.

Под пляску

(аккордами на правой клавиатуре)

 

Наигрыш на гармони

16.

Под пляску

 

- внач. комм.:  «потом делаешь сливание»

комм. :  «сливание» – игра обеими руками с переборами 

 

Наигрыш на гармони

17.

О гармони:

 

- клавиши на левой клавиатуре – «басовики», а на правой – «клапана»

- «клапана» насажены на «ось», а «ось» - в «гребне»

- «голоса» – стальная пластинка в медных планках, у фабричных инструментов планки из алюминия, а у самодельных – медные

- раньше стремились купить гармонь с медными планками

 

Репортаж

18.

Под пляску

 

- комм.:  «наподобие барыньки»

- повтор

 

Наигрыш на гармони

19.

О гармони:

 

- старшие братья играли на гармони, но учился сам, братья не помогали,

- отец играл на «вятке», а гармонь в руки не брал, у «вятки» был один ряд клавиш, на ней не сделать «сливания»

- «вятка» была громкая и мать поэтому ругалась

- кроме «вяток», еще были «полухромки», «полные хромки», а после войны появились трофейные аккордеоны, но больше всего играли на «полухромках», потому что они легче, меньше и дешевле

- у заводских инструментов строй грубее, но быстро «приигрывается»

- во время игры пальцы высоко поднимать не нужно

- играть учился сам, слушал, как играют другие, подбирал по слуху

- играл, как получится, получилось хорошо – «прихватывал» – запоминал

   

Репортаж

20.

Под пляску

 

- комм.: на левой клавиатуре, играл, когда была сломана рука 

 

Наигрыш на гармони

21.

О гармони:

 

- на кирилловской гармони 2 ряда клавиш и басы не на одном ряду, а на полной хромке – 3 ряда и басы на одном ряду

 

Репортаж

22.

О наигрышах:

 

- некоторые играли одно и то же, а сам играл по разному, подыгрывался

- «деревенская» игра включала в себя «барыньку», «под драку» – игра  «порезчае»

- раньше в праздники были драки, дрались «партия на партию»,палками и ножами

- во время игры не нужно широко разводить мех, у хорошего гармониста не заметно, как ходят меха, иногда в наигрыше нужно помогать мехом

 

Репортаж

23.

Под пляску

(андозерская игра)

 

 - внач. комм.: мех разводится по-другому, чаще и резче

- повтор

- комм. некоторым под пляску нужно было играть «андозерскую игру», под другую плясать не могли

- чаще под такую игру плясали девушки, но могли и парни

- у девушек были свои частушки про милёночка, а у парней свои про сударушку

- девушки плясали частым шагом, с дробями под каждый перебор

 

Наигрыш на гармони

24.

О наигрышах:

 

- перебор – перебирают пальцами клавиши для «увязки голосов»

- наигрыш без переборов – «как по доске колотишь»

- наигрыш должен подходить под пляску, если дробят, то иногда нужно подождать

- плохо, когда пляска и пение не совпадают – «не подстроица»,

- на гармони играть полезно, развиваются руки, происходит умственное развитие

 

Репортаж

 

 

Продолжение репортажа о наигрышах:

 

- если песню играешь, важно не наврать

 

 

25.

О пляске:

 

- мужики плясали «русского»

- плясали «ланчика» 4 или 6 пар, пляска длинная, когда одни пляшут, другие ждут

- для мужчин играли резче

 

Репортаж

26.

О календарных обрядах:

 

ДРАКИ

- дрались хорошими палочками, бросались поленьями, в детстве самому попало поленом, бросались камнями, могли ударить ножом

- чтобы удар кулаком был сильнее, брали в руку камень, носили песок в мешочке,

- отец рассказывал, что однажды в праздник ходили в другую деревню, когда начали плясать, им стали запрещать плясать на земле хозяев, в ответ на это один из гостей высыпал под ноги землю из мешочка и сказал, что они пляшут на своей земле

- носили кастеты, они одевались на 3 пальца

КАЧЕЛИ

- вкапывали бревно. На него весили жердь и качались

- за рекой была качель с 4-мя лавками, вечерами на ней качались, пели песни под гармонь, длинных песен не пели, а пели частушки

 

Репортаж

27.

Об играх:

 

- взрослые мужчины играли в «телепень» – в  «городки», гнали «телепень» по всей деревне

 

Репортаж

28.

Под пляску

(для мужчин)

 

- комм.: когда играли девушкам, старались «подноровить», для парней так не старались

 

Наигрыш на гармони

29.

О наигрышах:

 

- как пляшут, так и играли, хорошему плясуну старались играть хорошо

- перебор – переход с аккорда на аккорд

 

Репортаж

30.

Под пляску «ланчик»

 

- внач. комм.: под «ланчик» играли, как и «русского», еще была кадриль

- комм.: чтобы остановиться играли с «закруглением»

 

Наигрыш на гармони

31

Под пляску

(со вступлением)

 

- комм.: под такой наигрыш плясали и ходили  по деревне

 

Наигрыш на гармони

32.

Под пляску

(с переходом в другую тональность)

 

- внач. комм.: играли с «переходом на басовике»

- комм.: сначала делали переход сверху вниз, потом играли в противоположную сторону

 

Наигрыш на гармони

33.

Под пляску

(показ перехода «с верхних на нижние»)

 

- комм.: с перебора на перебор тоже делают переходы, для ребят делают переходы со средних на нижние, а девушкам – на средних

 

Наигрыш на гармони

34.

Андозерская   

(под пляску)

 

- фрагмент

- внач. комм.: играли почаще, иногда добавляли переборы, «на ростяжку не разведешь»

- повтор

 

Наигрыш на гармони

35.

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

36.

Под драку

 

- внач. комм.: «порежшœе дёргать»

- комм.:  - раньше, чтобы завести драку, во время пляски ударяли по гармони тех с кем хотели подраться, у чужого гармониста могли выбить гармонь из рук,

 

Наигрыш на гармони

37.

Под песни по деревне

 

- внач. комм.: ходили по деревне, играли пореже, пели песни

 - комм.: ходили «хараводом» по 8-10 человек

- девушки шли, держась под руки, парни ходили толпой

- вперед мог выскакивать  парень и петь «матерные» частушки, его называли «атаман»

 

Наигрыш на гармони

38.

О драках:

 

- если кто-то начинал драку, а потом убегал, говорили «драку розведёт, а сам отойдёт»

- говорили «забузел» про быка и про парня, который отступал от общепринятых норм поведения

 

Репортаж

39.

Меня вызвали плясать,

Хотели выходку узнать,

Вот и я, вот и я,

Вот и выходка моя

 

- текст

- внач. комм.: плясали все по-разному, девушки обычно ходили по кругу, парни по кругу ходили не всегда, все стремились себя показать

- комм.: у каждого была своя выходка, парни в пляске могли хлопать в ладоши и по пяткам, щелкали пальцами

 

Частушка

40.

О наигрышах:

 

- играть стал для интереса, сам получает от этого удовольствие

- «деревенская игра» – самый  распространенный наигрыш

 

Репортаж

41.

О беседах:

 

- раньше были «беседы», собирались в домах, приглашали из других деревень, потом стали называть «вечер»

- для беседы старались найти дом побольше, иногда на беседу пускали одинокие старушки, за это им помогали по хозяйству: носили дрова, воду

- на беседах плясали «ланчика», «русского»

- плясать собирались в овинах, иногда плясали до утра

- на беседах играли, качались на качелях, гуляли

- в игре нужно было что-то угадать

- была игра, похожая на цепочку

- играли в «болвана», гармонист переставал играть и кто-то оставался, оставшийся кого-то вызывал на пляску сначала одного человека, потом другого, так набиралось определенное количество человек, ,потом кого-нибудь вызывал после этого все становились  в круг, а тот, кто начинал – шел плясать, затем вызывал другого, а потом гармонист снова прекращал играть и кто-то оставался «болваном»

- на беседах плясали «ланчик», состоящий из нескольких фигур

- выходили 2 пары, парни шли к чужим девушкам называлось «ходить по чужим»

- другой элемент – «перебором»

 

Репортаж

42.

Мальчики, ланца, ланца,

Потом и перебора-то,

Пала шишка с воронца

Прямо на Егора-то

 

- текст

- комм.: пели такую частушку

 

Частушка

43.

О пляске:

 

- доходили по кругу до своей пары и кружились с ней

- «ланчик» организовывали парни, начинали пляску «дольники», потом шли «поперечники», то, что делали «дольники», делали и «поперечники»

- если плясали «длинного», то парень выходил со своей девушкой в круг, пел частушку и шел к следующей девушке, а оставшуюся девушку кружил другой, так все парни переходили, а девушки оставались на месте

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198