Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 119 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский с/с д. Квасюнино 30.07.2003. |
Зап. Кузьмина Т.А., Глушкова Т. Н. |
Исп.: Полетаева Августа Васильевна, 1934 г.р., род. в д. Маршихино Кустовского с/с
01 |
- когда один человек хвалит другого, надо незаметно прикусить язык, скрестить пальцы и громко хохотать, чтобы не «пристало» - есть женщины «без лица, безликие», они могут «озычать» других людей и детей; люди «без лица», т. е. такие, лицо которых не возможно потом вспомнить - нельзя ребенка посылать к черту, т. к. он может заблудиться, пропасть, их черт забирает; такие случаи уже бывали - были «славутницы» - богатые женщины, которые хорошо одевались, славились; когда они приходили на беседы, то старушки их обсуждали; они считали себя лучше всех
|
Репортаж |
02 |
Покажи мою свекровь.
- снач. комм.: говорили в Покров (14 октября) - текст - комм.: так загадывали девушки и ложились спать; после сказанных слов нельзя было разговаривать; должна была присниться свекровь
|
Приговор при гадании в Покров |
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: девушки обхватывали руками частокол и считали: «Вдовец-молодец, вдовец-молодец…», смотрели, кто попадется; обхватывали частокол передом - девки бегали под окошками домов и спрашивали измененным голосом: «Как судьбу зовут?»; им отвечали имя жениха - гадали перед Рождеством или перед старым Новым годом; все Святки (с Рождества до Крещенья) можно было гадать - в Святки ходили ряжеными по домам, плясали
|
Репортаж |
04 |
Поскорее засыпай.
- фрагмент текста
|
Колыбельная |
05 |
Где же ты ночку ночевала?] - Там, там, там на болотце, В пригородке на заворце Шли-прошли удалые, Ребятушки молодые.
- текст - повтор текста - комм.: называли имя ребенка, которого укладывали спать
|
Детская потешка |
06 |
Прикована коляска К ситу, к бриту, К новому корыту. (продолжение: «Тень, тень, потетень…»)
- текст - комм.: это присказка
|
Детская потешка |
07 |
Про муху (как муха просила хвост у животных)
|
Сказка |
08 |
Выгляни на улку, Дам тибе рогульку, Мазанную, перемазанную.
- текст - комм.: так пели маленькие дети ранней весной, когда еще не было тепла - повтор текста
|
Закличка на солнышко |
09 |
На меня и на людей. На людей по ложке, На меня по крошке, А на Бабу-Ягу, дак По целому ведру.
- текст - комм.: ребятишки бегали по лужам и кричали - повтор текста
|
Закличка на дождь |
10 |
Я поеду в город Стань, Буду Богу молиться, Царю поклониться.
- фрагмент текста
|
Закличка на дождь |
11 |
- раньше маленькие дети играли в мячики, «вертели» пятками ямки («пятники»); тряпичный мячик катали, тот человек, в чью ямку закатывался мячик, должен был бросать его в других игроков; играли так же, как в лапту - играли в «пятнашки»
|
Репортаж |
12 |
Не давайся никому. Гала спать легла, Я искать пошла.
- снач. комм.: играли в «Галу», кидали палку, пока водящий бегал за ней, все игроки прятались, водящий пел песню - текст - комм.: продолжение описания игры |
Припевка в игре «Гала» |
|
Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский с/с д. Квасюнино 30.07.2003. |
Зап. Кузьмина Т.А., Глушкова Т. Н.
|
Исп.: Быстрова Надежда Ивановна, 1923 г.р.,
род. в д. Мокрицы Чуровского с/с (бывш. Речнососновского с/с)
13 |
- в д. Мокрицы справляли Николу - в Николу, Христов день (Пасха), Прец?стую варили пиво
|
репортаж |
14 |
|
поговорка |
15 |
- Николу справляли 22 мая; в Николу не работали, праздновали два-три дня - об изготовлении пива: замачивали рожь, проращивали, потом высушивали и мололи, получался солод; пиво варили в корчагах, ставили их в печь, кипятили; потом в корчагах открывали затычки, и сусло стекало по жёлобу; то, что оставалось в корчагах, переделывали на квас (заливали кипятком и давали перекиснуть); в сусло, которое стекло, клали дрожжи и хмель, потом это все «ходило», потом отжимали, процеживали через сито, и получалось пиво - мужики пили пиво по очереди друг у друга - женщины и мужчины пили отдельно; у мужиков была своя компания
|
репортаж |
Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский с/с д. Квасюнино 30.07.2003.
|
Зап. Кузьмина Т.А., Глушкова Т. Н.
|
Исп.: Зайцев Михаил Михайлович, 1927 г.р., зд.
16 |
- справляли Спасов день, Пречистую, Десятое Воскресенье, - церковные праздники - Пасха, Рождество - ПРЕЧИСТАЯ (21 сентября): считалось, что в этот день поля должны быть чистые, урожай убран; это «обещанный» праздник - СПАСОВ ДЕНЬ: разрешалось начинать собирать («околачивать») яблоки - в Ершове был праздник Десятая Пятница - ДЕСЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - обещанный праздник здесь (в Квасюнине); это было десятое воскресенье после Пасхи - говорили, что раньше в этот день катали яйца - яйца красили только в Пасху
|
репортаж |
17 |
- играли в лодыжки, каждая сторона имела свое название: «масло», «тол», «горё», «сак»; одна лодыжка была большая (главная), с нее начинали игру - играли в лапту (партия на партию), самого старшего в игре называли «маткой» - в лодыжки играли ребятишки и женщины зимой по вечерам, а мужики играли зимой в карты (в «дурака», «пьяницу»)
|
Репортаж |
18 |
- СВЯТКИ: ходили «снаряжёнными» по домам; ходили большие и маленькие - снаряжались все по-разному; «снаряжённые» заходили в каждый дом, плясали, играли на балалайке; ходили только по своей деревне - снаряжённые ходили в Святки (с Рождества до Крещенья) - парни ходили «варакосили»: запирали дом, трубу затыкали, ведро с водой из колодца вытаскивали, чтобы оно замерзло, увозили сани и прятали за деревней; за это никто не ругал - наряжённые ходили по домам, плясали под балалайку, за это хозяева угощали - парни наряжались в женщин - девушки раньше гадали: привязывали таракана к ноге, «запирали колодец», бегали ночью его отпирать, в зеркало гляделись - ИВАНОВ ДЕНЬ: справляли на Ирме - ПАСХА: все ходили на реку, играли мячиком, на льдинах катались, на берегу жгли костры
|
Репортаж |
19 |
- раньше были бурлаки, таскали баржи, об этом рассказывал отец - позже стали таскать баржи на лошадях: лошадь шла по берегу и тащила баржу
|
Репортаж |
20 |
- раньше были драки, дрались деревня на деревню; парни из Квасюнино чаще дрались с шигоевскими - по праздникам (Иванов день, Ильин день) парни приходили в чужую деревню, с ними начинали драться местные - перед дракой ходили по деревне, плясали; в пляске начиналась драка, другой человек начинал плясать «наперебой» - на гуляниях было до трех гармошек, много народу собиралось - гармонисты играли «Хулиганского» - гармонист не дрался, а только играл
|
Репортаж |
21 |
- зимой ходили на беседы – по очереди в разные деревни; покупали дом, собирали деньги с каждого человека по 20-30 копеек (всего собирали до пяти рублей), девушки должны были прибрать после беседы, вымыть полы - ходили в «Горе»: в темном углу сидели пары, они там целовались, мальчик звал девочку, которая понравилась и наоборот - кричали «Трубу», если кто-то кому-нибудь изменил - кто-нибудь мог зажечь спичку и подсмотреть, кто с кем целуется - раньше кужель поджигали - раньше девушки на беседы ходили с прялками и самопрялками, позже этого уже не было - плясали «Русского»
|
Репортаж |
22 |
- драка на беседе начиналась с того, что били лампу - на улицах дрались кольями, тростками; у шигоевских парней были железные тростки, их волокли сзади - в драке был атаман – самый заядлый «драк‰н»; он всеми командовал - когда шли на драку, парни договаривались: «побежим или нет» - раньше дрались «резиной» – резиновый шланг, набитый песком; «резина» была длиной около метра; были гири (по 50-100 грамм), гири и резину носили на ремне - атаман шел первым на драку, за ним все остальные; когда шигоевские парни шли на драку, то плясали - если парень шел по деревне и плясал, его называли атаманом; атаман пел «дракунные» песни
|
Репортаж |
23 |
А другую режу я, Если ножик не зарежет, […]
- снач. комм.: пели на драках - текст - комм.: было много «хулиганских», матюжных песен
|
Частушка |
24 |
- женатые мужики не дрались - в драках «хоркали» для того, чтобы показать, что они никого не боятся - все парни дрались, даже если не хотели, иначе могли назвать «худым» парнем, не взять потом на гулянку
|
Репортаж |
25 |
А другую крою я, Если оба не покроем, Кроет пуля медная.
- текст
|
Частушка |
26 |
- бабушка раньше много сказок рассказывала; рассказывала про казаков-разбойников
|
Репортаж |
27 |
- бабушка рассказывала детям, что леший по лесу «водит», человек не мог найти дорогу домой; леший мог водить два дня
|
Репортаж |
28 |
- у пастуха был «церковный привод» - был пастух, который пас 30 лет, и ни одна корова у него не пропала; как только он уехал, коровы у другого пастуха начали пропадать; у него был свой «привод» - пастух сидел на опушке леса и кричал «Оп! Оп!», коровы все собирались к нему, пастух никогда не ходил за коровами; играл в барабанку - «привод» - это лист бумаги, на котором написаны молитвы или какие-то слова - пастух «вешал привод» на одну корову, как-то заговаривал, потом за этой коровой шло все стадо - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: пастух обходил коров - хозяева обязательно выгоняли коров; дома хозяйка обходила коров с вербушками; эти вербы освящали в церкви
|
Репортаж |
29 |
О календарных обрядах и праздниках:
- говорил, что праздник «Кирика-Улиты без дожжа не бывает» - примета: «Егорий с водой, дак Никола с травой», т.е. если в Егорьев день снег растает и будет много воды, то на Николу будет трава - примета в какой-то день (не помнит): «если курочка напьется воды, то весна будет ранняя, а если не напьется, то поздняя»
|
Репортаж |
Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский с/с д. Квасюнино 30.07.2003. |
Зап. Кузьмина Т.А., Глушкова Т. Н. |
Исп.: Смирнов Олег Алексеевич, 1939 г.р., зд.
Смирнова Зинаида Александровна, 1936 г.р., род. в д. Жабино бывш. Еремеевского с/с
30 |
Ничего не видно нам. Нам на эдакую шатию бы Каши с килограмм. Мы бы драться-то не стали, Розделили пополам Мы наелись бы досыта, Разошлись бы по домам.
- текст - повтор текста
|
Частушка |
31 |
А в колхозе хорошо, До обед ищешь телегу, А с обеда – колесо. Пока за лошадью ходил, В хомут седёлку надсадил
- текст
|
Частушка |
32 |
Ничего не видно нам. Нам на эдакую шатию бы Каши с килограмм. Мы бы драться-то не стали, Разделили пополам Мы наелись бы досыта, Разошлись бы по домам.
- текст
|
Частушка |
33 |
А в колхозе хорошо, До обед ищешь телегу, А с обеда колесо. Пока за лошадью ходил, Хомут седёлку надсадил.
- текст
|
Частушка |
34 |
И хозяев дома нет. Она двери открывает: «Здравствуй, добрый человек».
- текст - повтор текста - комм.: матюжная
|
Частушка |
35 |
Он прикуривать пришёл, Она крюком навернула, Он зажмурился, ушёл.
- текст - комм.: пели под гармонь
|
Частушка |
36 |
Там баржа пришла с х…м, Помоги, подруга, выбросить, Тибе х…чик дам.
- текст - комм.: такие песни пели пожилые женщины
|
Частушка |
37 |
Чья-то парочка идёт: Зинка в беленьких носочках, Альку пьяного ведёт.
- текст
|
Частушка |
38 |
- В городе, бабушка. - Что ты делал, Саушка? - Да девок портил, бабушка.
- текст
|
Присказка |
39 |
И вижу драку ё… Что за мать твою ети, Нельзя по Чёбсаре протти.
- текст
|
Частушка |
40 |
- раньше старухи с детьми водились, рассказывали им «страшные» сказки; старуха тихо рассказывала о том, как кому-то отрубили руку, он ходил просил «Отдай мою руку», в конце старуха громко вскрикивала, дети пугались
|
Репортаж |
41 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ходили «кудесами», наряжались «цыганами», «бабами», надевали рваную, смешную одежду - одевались так, чтобы нельзя было узнать - «цыганами» наряжались во все длинное – юбку, кофту, «цыганы» просили что-нибудь
|
Репортаж |
42 |
Я давно не плясывал. На высокой на горе Колышки обтясывал.
- текст
|
Частушка |
43 |
Я давно сывал не пля, На высокой рушке го Лышки косовал обтя.
- текст - комм.: переставляли слоги наоборот - повтор
|
Частушка |
44 |
Я давно не плясывал. На высокой на горе Колышки обтясывал.
- текст - комм.: мать рассказывала, как переделывали песни
|
Частушка |
45 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: наряженные пели песни с «картинками» - приносили «покойника» на беседу, девушки должны были его поцеловать
|
Репортаж |
46 |
- ходили на гулянки и беседы в другие деревни (в Чуровское, в Шигоево, на Жабино) - на беседах дрались, били лампы, печки разбивали; на другой день все прибирали, печку складывали обратно; дрались больше из-за девок - на беседах сидели в «Горе», кричали «трубу» тем, кому изменят; парочки в темноте целовались; парни могли начать драку из-за измены - играли на улице в прятки, лапту - в клубе играли в «Соседа», в «Ремень», «Я садовником родился» - в «Соседа» играли: если кто-то выкрикивал твое имя, то надо было бежать к нему; если не успел, то водящий стегал ремнем - на гуляниях тоже дрались
|
Репортаж |
Вологодская область, Шекснинский район, Чаромский с/с д. Копосиха 30.07.2003.
|
Зап. Кузьмина Т.А., Глушкова Т. Н. |
Исп.: Смирнов Валентин Игнатьевич, 1926 г.р., зд. (гармонь)
47 |
(под пляску)
|
Наигрыш на гармони |
48 |
(с переходом с «женской» на «мужскую»)
- комм.: у «мужской» игры проигрыш другой
|
Наигрыш на гармони |
49 |
- комм.: ходили по деревне и пели
|
Наигрыш на гармони |
50 |
- снач. комм.: для мужиков
|
Наигрыш на гармони |
51 |
|
Наигрыш на гармони |
52 |
- комм.: «Барыню» называли еще «Рукавица да топор», такую игру чаще просили играть пьяные мужики
|
Наигрыш на гармони |
53 |
- раньше женщины плясали «Семечко», вставали в круг и ходили по кругу, дробили; руки не поднимали - когда плясали «Семечко», подтаптывали одной ногой
|
Наигрыш на гармони |
54 |
- комм.: пляшут по всей России, здесь не пляшут
|
Наигрыш на гармони |
55 |
|
Наигрыш на гармони |
56 |
|
Наигрыш на гармони |
57 |
- частушки пели с перерывом - под «Хулиганскую» игру плясали пьяные мужики - игра «под драку» была «почаще»
|
Репортаж |
58 |
Наигрыш на гармони |
|
59 |
- самого играть на гармони никто не учил; - у отца раньше была «вятка», на ней и научился играть; отец потом «хромку» купил
|
Репортаж |
60 |
- снач. комм.: так играл для старушки
|
Наигрыш на гармони
|
61 |
Под пляску «для женщин» с переходом «для мужчин»
- снач. комм.: был «женский» и «мужской» перебор - комм.: раньше «поодинке» плясали
|
Наигрыш на гармони |
62 |
Попурри (по мотивам военных песен)
|
Наигрыш на гармони |
63 |
Наигрыш на гармони |
|
64 |
Наигрыш на гармони |
|
65 |
Наигрыш на гармони |
|
66 |
- в д. Копосиха праздновали Неопалимую Купину (17 сентября) - ГУЛЯЩЁЁ ВОСКРЕСЕНЬЕ: отмечали во всех деревнях – в Пронино, Черневе, в домшинских деревнях, в Нестерово; одно воскресенье гуляли в одной деревне, следующее воскресенье в другой и т.д. - гулящие воскресенья были летом: собиралась молодежь из других деревень, гуляли кругом деревни партиями; когда шли по деревне, пели песни, могли остановиться и поплясать - в эти праздники приходили гости из далеких деревень - НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (17 сентября): ходили друг другу в гости; молодежь гуляла по улице; праздновали один день - на праздник пекли пироги, делали выпивку, делали яичницу, варили мясной суп - плясали пляску в восемь пар
|
Репортаж |
67 |
- зимой девушки делали посиделки: подряжали чей-нибудь дом, приглашали на беседу; молодежь из других деревень приходили, плясали - на беседах были драки
|
Репортаж |
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |