Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 119

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Квасюнино

30.07.2003.

Зап. Кузьмина Т.А.,

 Глушкова Т. Н.

 

Исп.: Полетаева Августа Васильевна, 1934 г.р., род. в д. Маршихино Кустовского с/с

 

01

О представлениях, верованиях:

 

- когда один человек хвалит другого, надо незаметно прикусить язык,  скрестить пальцы и громко хохотать, чтобы не «пристало»

- есть женщины «без лица, безликие», они могут «озычать» других людей и детей;  люди «без лица», т. е. такие, лицо которых не возможно потом вспомнить

- нельзя ребенка посылать к черту, т. к. он может заблудиться, пропасть, их черт забирает; такие случаи уже бывали

- были «славутницы» - богатые женщины, которые хорошо одевались, славились; когда они приходили на беседы, то старушки их обсуждали; они считали себя лучше всех

 

Репортаж

02

Богородица-Покров,

Покажи мою свекровь.

 

- снач. комм.: говорили в Покров (14 октября)

- текст

- комм.: так загадывали девушки и ложились спать; после сказанных слов нельзя было разговаривать; должна была присниться свекровь

 

Приговор при гадании в Покров

03

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: девушки обхватывали руками частокол и считали: «Вдовец-молодец, вдовец-молодец…», смотрели, кто попадется; обхватывали частокол передом

- девки бегали под окошками домов и спрашивали измененным голосом: «Как судьбу зовут?»; им отвечали имя жениха

- гадали перед Рождеством или перед старым Новым годом; все Святки (с Рождества до Крещенья) можно было гадать

- в Святки ходили ряжеными по домам, плясали

 

Репортаж

04

Бай, бай,

Поскорее засыпай.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

05

[- Утушка луговая,

Где же ты ночку ночевала?]

- Там, там, там на болотце,

В пригородке на заворце

Шли-прошли удалые,

Ребятушки молодые.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: называли имя ребенка, которого укладывали спать

 

Детская потешка

06

Сказка-приказка,

Прикована коляска

К ситу, к бриту,

К новому корыту. 

(продолжение: «Тень, тень, потетень…»)

 

- текст

- комм.: это присказка

 

Детская потешка

07

Про муху (как муха просила хвост у животных)

 

Сказка

08

Солнышко-пекунко!

Выгляни на улку,

Дам тибе рогульку,

Мазанную, перемазанную.

 

- текст

- комм.: так пели маленькие дети ранней весной, когда еще не было тепла

- повтор текста

 

Закличка на солнышко

09

Дождик, дождик, дождик, лей!

На меня и на людей.

На людей по ложке,

На меня по крошке,

А на Бабу-Ягу, дак

По целому ведру.

 

- текст

- комм.: ребятишки бегали  по лужам и кричали

- повтор текста

 

Закличка на дождь

10

Дождик, дождик, перестань,

Я поеду в город Стань,

Буду Богу молиться,

Царю поклониться.

 

- фрагмент текста

 

Закличка на дождь

11

Об играх:

 

- раньше маленькие дети играли в мячики, «вертели» пятками ямки («пятники»); тряпичный мячик катали, тот человек, в чью ямку закатывался мячик, должен был бросать его в других игроков; играли так же, как в лапту 

- играли в «пятнашки»

 

Репортаж

12

Гала, гала, на дому,

Не давайся никому.

Гала спать легла,

Я искать пошла.

 

- снач. комм.: играли в «Галу», кидали палку, пока водящий бегал за ней, все игроки прятались,  водящий пел песню

- текст

- комм.: продолжение описания игры

Припевка в игре «Гала»

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Квасюнино

30.07.2003.

Зап. Кузьмина Т.А.,

Глушкова Т. Н.

 

 

Исп.: Быстрова Надежда Ивановна, 1923 г.р.,

род. в д. Мокрицы Чуровского с/с (бывш. Речнососновского с/с)

 

13

О престольных праздниках:

 

- в д. Мокрицы справляли Николу

- в Николу, Христов день (Пасха), Прец?стую варили пиво

 

репортаж

14

Прецистая всё оцистила

 

поговорка

15

О престольных праздниках:

 

- Николу справляли 22 мая; в Николу не работали, праздновали два-три дня

- об изготовлении пива: замачивали рожь, проращивали, потом высушивали и мололи, получался солод; пиво варили в корчагах, ставили их в печь, кипятили; потом в корчагах открывали затычки, и сусло стекало по жёлобу; то, что оставалось в корчагах, переделывали на квас (заливали кипятком и давали перекиснуть); в сусло, которое стекло, клали дрожжи и хмель, потом это все «ходило», потом отжимали, процеживали через сито, и получалось пиво

- мужики пили пиво по очереди друг у друга

- женщины и мужчины пили отдельно; у мужиков была своя компания

 

 

репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Квасюнино

30.07.2003.

 

Зап. Кузьмина Т.А.,

Глушкова Т. Н.

 

Исп.: Зайцев Михаил Михайлович, 1927 г.р., зд.

 

16

О престольных праздниках:

 

- справляли Спасов день, Пречистую, Десятое Воскресенье,

- церковные праздники - Пасха, Рождество

- ПРЕЧИСТАЯ (21 сентября): считалось, что в этот день поля должны быть чистые, урожай убран; это «обещанный» праздник

- СПАСОВ ДЕНЬ: разрешалось начинать собирать («околачивать») яблоки

- в Ершове был праздник Десятая Пятница

- ДЕСЯТОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ - обещанный праздник здесь (в Квасюнине); это было десятое воскресенье после Пасхи

- говорили, что раньше в этот день катали яйца

- яйца красили только в Пасху

 

репортаж

17

Об играх:

 

- играли в лодыжки, каждая сторона имела свое название: «масло», «тол», «горё», «сак»; одна лодыжка была большая (главная), с нее начинали игру

- играли в лапту (партия на партию), самого старшего в игре называли «маткой»

- в лодыжки играли ребятишки и женщины зимой по вечерам, а мужики играли зимой в карты (в «дурака», «пьяницу»)

 

Репортаж

18

О календарных обрядах:

 

- СВЯТКИ: ходили «снаряжёнными» по домам; ходили большие и маленькие 

- снаряжались все по-разному; «снаряжённые» заходили в каждый дом, плясали, играли на балалайке; ходили только по своей деревне

- снаряжённые ходили в Святки (с Рождества до Крещенья)

- парни ходили «варакосили»: запирали дом, трубу затыкали, ведро с водой из колодца вытаскивали, чтобы оно замерзло, увозили сани и прятали за деревней; за это никто не ругал

- наряжённые ходили по домам, плясали под балалайку, за это хозяева угощали 

- парни наряжались в женщин

- девушки раньше гадали: привязывали таракана к ноге, «запирали колодец», бегали ночью его отпирать, в зеркало гляделись

- ИВАНОВ ДЕНЬ: справляли на Ирме

- ПАСХА: все ходили на реку, играли мячиком, на льдинах катались, на берегу жгли костры

 

Репортаж

19

О бурлаках:

 

- раньше были бурлаки, таскали баржи, об этом рассказывал отец

- позже стали таскать баржи на лошадях: лошадь шла по берегу и тащила баржу

 

Репортаж

20

О драках:

 

- раньше были драки, дрались деревня на деревню; парни из Квасюнино чаще дрались с шигоевскими

- по праздникам (Иванов день, Ильин день) парни приходили в чужую деревню, с ними начинали драться местные

- перед дракой ходили по деревне, плясали; в пляске начиналась драка, другой человек начинал плясать «наперебой»

- на гуляниях было до трех гармошек, много народу собиралось

- гармонисты играли «Хулиганского»

- гармонист не дрался, а только играл

 

Репортаж

21

О беседах:

 

- зимой ходили на беседы – по очереди в разные деревни; покупали дом,

собирали деньги с каждого человека по 20-30 копеек (всего собирали до пяти рублей), девушки должны были прибрать после беседы, вымыть полы

- ходили в «Горе»: в темном углу сидели пары, они там целовались, мальчик звал девочку, которая понравилась и наоборот

- кричали «Трубу», если кто-то кому-нибудь изменил

- кто-нибудь мог зажечь спичку и подсмотреть, кто с кем целуется

- раньше кужель поджигали

- раньше девушки на беседы ходили с прялками и самопрялками, позже этого уже не было

- плясали «Русского»

 

Репортаж

22

О драках:

 

- драка на беседе начиналась с того, что били лампу

- на улицах дрались кольями, тростками; у шигоевских парней были железные тростки, их волокли сзади

- в драке был атаман – самый заядлый «драк‰н»; он всеми командовал

- когда шли на драку, парни договаривались: «побежим или нет»

- раньше дрались «резиной» – резиновый  шланг, набитый песком; «резина» была длиной около метра; были гири (по 50-100 грамм), гири и резину носили на ремне

- атаман шел первым на драку, за ним все остальные; когда шигоевские парни шли на драку, то плясали

- если парень шел по деревне и плясал, его называли атаманом; атаман пел «дракунные» песни

 

Репортаж

23

Режь, товарищ, половину,

А другую режу я,

Если ножик не зарежет,

[…]

 

- снач. комм.: пели на драках

- текст

- комм.: было много «хулиганских», матюжных песен

 

Частушка

24

О драках:

 

- женатые мужики не дрались

- в драках «хоркали» для того, чтобы показать, что они никого не боятся  

- все парни дрались, даже если не хотели, иначе могли назвать «худым» парнем, не взять потом на гулянку

 

Репортаж

25

Крой, товарищ, половину,

А другую крою я,

Если оба не покроем,

Кроет пуля медная.

 

- текст

 

Частушка

26

О сказках:

 

 - бабушка раньше много сказок рассказывала; рассказывала про казаков-разбойников

 

Репортаж

27

О представлениях, верованиях:

 

- бабушка рассказывала детям, что леший по лесу «водит», человек не мог найти дорогу домой; леший мог водить два дня

 

Репортаж

28

О скотоводческих обрядах:

 

- у пастуха был «церковный привод»

- был пастух, который пас 30 лет, и ни одна корова у него не пропала; как только он уехал, коровы у другого пастуха начали пропадать; у него был свой «привод»

- пастух сидел на опушке леса и кричал «Оп! Оп!», коровы все собирались к нему, пастух никогда не ходил за коровами; играл в барабанку

- «привод» - это лист бумаги, на котором написаны молитвы или какие-то слова

- пастух «вешал привод» на одну корову, как-то заговаривал, потом за этой коровой шло все стадо

- ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: пастух обходил коров

- хозяева обязательно выгоняли коров; дома хозяйка обходила коров с вербушками; эти вербы освящали в церкви

 

Репортаж

29

О календарных обрядах и праздниках:

 

- говорил, что праздник «Кирика-Улиты без дожжа не бывает»

- примета: «Егорий с водой, дак Никола с травой», т.е. если в Егорьев день снег растает и будет много воды, то на Николу будет трава

- примета в какой-то день (не помнит): «если курочка напьется воды, то весна будет  ранняя, а если не напьется, то поздняя»

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Квасюнино

30.07.2003.

Зап. Кузьмина Т.А.,

 Глушкова Т. Н.

 

Исп.: Смирнов Олег Алексеевич, 1939 г.р., зд.

Смирнова Зинаида Александровна, 1936 г.р., род. в д. Жабино бывш. Еремеевского с/с

 

30

По деревне шёл туман,

Ничего не видно нам.

Нам на эдакую шатию бы

Каши с килограмм.

Мы бы драться-то не стали,

Розделили пополам

Мы наелись бы досыта,

Разошлись бы по домам.

 

- текст

- повтор текста

 

Частушка

31

Говорят: в колхозе худо,

А в колхозе хорошо,

До обед ищешь телегу,

А с обеда – колесо.

Пока за лошадью ходил,

В хомут седёлку надсадил

 

- текст

 

Частушка

32

По деревне шел туман,

Ничего не видно нам.

Нам на эдакую шатию бы

Каши с килограмм.

Мы бы драться-то не стали,

Разделили пополам

Мы наелись бы досыта,

Разошлись бы по домам.

 

- текст

 

Частушка

33

Говорят: в колхозе худо,

А в колхозе хорошо,

До обед ищешь телегу,

А с обеда колесо.

Пока за лошадью ходил,

Хомут седёлку надсадил.

 

- текст

 

Частушка

34

Он танцуёт на пороге,

И хозяев дома нет.

Она двери открывает:

«Здравствуй, добрый человек».

 

- текст

- повтор текста

- комм.: матюжная

 

Частушка

35

Сика баню затопила,

Он прикуривать пришёл,

Она крюком навернула,

Он зажмурился, ушёл.

 

- текст

- комм.: пели под гармонь

 

Частушка

36

Задушевная подруга,

Там баржа пришла с х…м,

Помоги, подруга, выбросить,

Тибе х…чик дам.

 

- текст

- комм.: такие песни пели пожилые женщины

 

Частушка

37

В том краю собака лает,

Чья-то парочка идёт:

Зинка в беленьких носочках,

Альку пьяного ведёт.

 

- текст

 

Частушка

38

- Где ты был, Саушка?

- В городе, бабушка.

- Что ты делал, Саушка?

- Да девок портил, бабушка.

 

- текст

 

Присказка

39

Иду я раз по Чёбсаре

И вижу драку ё…

Что за мать твою ети,

Нельзя по Чёбсаре протти.

 

- текст

 

Частушка

40

О сказках:

 

- раньше старухи с детьми водились, рассказывали им «страшные» сказки; старуха тихо рассказывала о том, как кому-то отрубили руку, он ходил просил «Отдай мою руку», в конце старуха громко вскрикивала, дети пугались

 

Репортаж

41

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили «кудесами», наряжались «цыганами», «бабами», надевали рваную, смешную одежду

- одевались так, чтобы нельзя было узнать

- «цыганами» наряжались во все длинное – юбку, кофту, «цыганы» просили что-нибудь

 

Репортаж

42

Разрешите поплясать,

Я давно не плясывал.

На высокой на горе

Колышки обтясывал.

 

- текст

 

Частушка

43

Разрешите сать попля,

Я давно сывал не пля,

На высокой рушке го

Лышки косовал обтя.

 

- текст

- комм.: переставляли слоги наоборот

- повтор

 

Частушка

44

Разрешите поплясать,

Я давно не плясывал.

На высокой на горе

Колышки обтясывал.

 

- текст

- комм.: мать рассказывала, как переделывали песни

 

Частушка

45

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: наряженные пели песни с «картинками»

- приносили «покойника» на беседу, девушки должны были его поцеловать

 

Репортаж

46

О беседах:

 

- ходили на гулянки и беседы в другие деревни (в Чуровское, в Шигоево, на Жабино)

- на беседах дрались, били лампы, печки разбивали; на другой день все прибирали, печку складывали обратно; дрались больше из-за девок

- на беседах сидели в «Горе», кричали «трубу» тем, кому изменят; парочки в темноте целовались; парни могли начать драку из-за измены

- играли на улице в прятки, лапту

- в клубе играли в «Соседа», в «Ремень», «Я садовником родился»

- в «Соседа» играли: если кто-то выкрикивал твое имя, то надо было бежать к нему; если не успел, то водящий стегал ремнем 

- на гуляниях тоже дрались

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Копосиха

30.07.2003.

 

Зап. Кузьмина Т.А.,

 Глушкова Т. Н.

Исп.: Смирнов Валентин Игнатьевич, 1926 г.р., зд. (гармонь)

 

47

Русского

(под пляску)

 

Наигрыш на гармони

48

Русского

(с переходом с «женской» на «мужскую»)

 

- комм.: у «мужской» игры проигрыш другой

 

Наигрыш на гармони

49

Вдоль деревни

 

- комм.: ходили по деревне и пели

 

Наигрыш на гармони

50

Хулиганская

 

- снач. комм.: для мужиков

 

Наигрыш на гармони

51

Семеновна

 

 

Наигрыш на гармони

52

Барыня

 

- комм.: «Барыню» называли еще «Рукавица да топор», такую игру чаще просили играть пьяные мужики

 

Наигрыш на гармони

53

О плясках

 

- раньше женщины плясали «Семечко», вставали в круг и ходили по кругу, дробили; руки не поднимали

- когда плясали «Семечко», подтаптывали одной ногой

 

Наигрыш на гармони

54

Подгорного

 

- комм.: пляшут по всей России, здесь не пляшут

 

Наигрыш на гармони

55

Цыганочка

 

Наигрыш на гармони

56

Яблочко

 

Наигрыш на гармони

57

Об игре на гармони:

 

- частушки пели с перерывом

- под «Хулиганскую» игру плясали пьяные мужики

- игра «под драку» была «почаще»

 

Репортаж

58

Под драку

Наигрыш на гармони

59

Об игре на гармони

 

- самого играть на гармони никто не учил;

- у отца раньше была «вятка», на ней и научился играть; отец потом «хромку» купил 

 

Репортаж

60

Под пляску (для женщин)

 

- снач. комм.: так играл для старушки

 

Наигрыш на гармони

 

61

Под пляску «для женщин» с переходом «для мужчин»

 

- снач. комм.: был «женский» и «мужской» перебор

- комм.: раньше «поодинке» плясали

 

Наигрыш на гармони

62

Попурри (по мотивам военных песен)

 

Наигрыш на гармони

63

Вдоль деревни (кирилловская хромка)

Наигрыш на гармони

64

Под пляску

Наигрыш на гармони

65

Военная песня

Наигрыш на гармони

66

О престольных праздниках:

 

- в д. Копосиха праздновали Неопалимую Купину (17 сентября) 

- ГУЛЯЩЁЁ ВОСКРЕСЕНЬЕ: отмечали во всех деревнях – в Пронино, Черневе, в домшинских деревнях, в Нестерово; одно воскресенье гуляли в одной деревне, следующее воскресенье в другой и т.д.

- гулящие воскресенья были летом: собиралась молодежь из других деревень, гуляли кругом деревни партиями; когда шли по деревне, пели песни, могли остановиться и поплясать  

- в эти праздники приходили гости из далеких деревень

- НЕОПАЛИМАЯ КУПИНА (17 сентября): ходили друг другу в гости; молодежь гуляла по улице; праздновали один день

- на праздник пекли пироги, делали выпивку, делали яичницу, варили мясной суп

- плясали пляску в восемь пар

 

Репортаж

67

О беседах:

 

- зимой девушки делали посиделки: подряжали чей-нибудь дом, приглашали на беседу; молодежь из других деревень приходили, плясали

- на беседах были драки

 

Репортаж

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198