Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 133

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Камешниковский с/с,

п. Киргоды

29.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Глушкова Т.Н.

 

Исп.: Нестерова Александра Павловна, 1922 г.р., род. в д. Березник

 

01

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше после похорон надо было мыться в бане; сначала в баню ходили женщины, потом мужчины; по-настоящему не мылись, только споласкивались, чтобы  «отметиться»

 

Репортаж

02

О представлениях и верованиях:

 

- в бане есть «банник»

 

Репортаж

03

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда хоронят, все, кто есть на кладбище, кидают в могилу и на гроб земельку, платочки, медные денежки; землю кидают голой рукой

- под гроб в могилу хвою кладут

- на могилу сразу ставят крест; когда везут покойника на кладбище, сразу и крест везут

- в Березнике, когда брат помер, сноха делала кутью и обносила по ложечке всем, кто сидел за столом

- пекли сладкое печенье

- после похорон по деревне ходит человек и обносит всех конфетами и печеньем; также обносят в 20-й и 40-й дни; раньше так обносили всех, заходили в каждый дом, а теперь ходят только по соседям

- раньше пекли шаньги и их разносили по домам для помина; заходили в каждый дом и клали на стол одну шаньгу; так ходил родственник умершего, как правило, женщина, она говорила: «Помяните Ивана»

- сначала разносили помин (шаньги) в день похорон, когда другие ехали на кладбище хоронить покойника; потом также делали в 20-й и 40-й дни; для шанег с вечера творили тесто, а утром их пекли на сковороде (как оладьи)

- стружки от гроба клали в гроб, а потом, когда умершего похоронят, их сжигали

- в гроб клали веники, вату

- раньше гроб и внутри его не околачивали

 

Репортаж

04

О календарных обрядах и праздниках:

 

- веники заготовляют летом после Троицы; раньше до Троицы веники считаются серные – не хорошие

- ТРОИЦА – большой праздник; в Троицу гуляли в Каликино (на стой стороне реки); много людей ходило и сейчас ходит на кладбище; все сидят у могилок, выпивают, закусывают; раньше ходили к церкви и на кладбище

- старушки раньше причитали на могилках

 

Репортаж

05

О полевых работах:

 

- при единоличном хозяйстве каждый обрабатывал свою землю – садили, пахали

- сеяли мужчины; если их не было, то сеяли женщины

- жали женщины

- последний снопик приносили домой

 

Репортаж

06

Девушка пошла за грибами с братьями и пропала, не могли найти. Через неделю она сама вышла. Лето было сырое, а она вышла вся сухая. Родителям сказали, что девушка должна выйти на то место, где пропала. Сказала, что ела морошку и чернику

 

Быличка

07

О представлениях и верованиях:

 

- когда человек заблудится, то это его кто-то впереди зовет, кажется, что человек, а на самом деле – нет

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Камешниковский с/с,

п. Киргоды

29.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Глушкова Т.Н.                   

 

Исп.: Харитонова Галина Николаевна, 1932 г.р., зд. (гармонь «нотка»)

 

08

Под пляску

 

- фрагмент

- продолжение (играет долго)

- комм.: это игра под пляску для девушек, для парней играли «Хулигана», они плясали

 

Наигрыш на гармони

09

Хулигана

 

- проба

 

Наигрыш на гармони

10

«По песням»

 

- фрагмент, проба

 

Наигрыш на гармони

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Ребячьево

31.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Кукушкин А.В.

 

Исп.: Соколова Александра Михайловна, 1914 г.р., род. – д. Чернеево

Шанбирова Людмила Ивановна, 1929 г.р., род. – д. Чернеево

 

11

О беседах:

 

- откупали избу, гуляли вечер; за избу немного платили

- днем работали, а вечером гуляли; летом ходили гулять в другие деревни, гуляли на улице

- зимой были «посиденки», девушки не пряли

 

Репортаж

12

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили ряжеными; надевали «прежнее» (брали у матери), чтобы было смешнее; ходили из дома в дом; ряженых угощали; ряженые плясали

 

Репортаж

13

О детском воспитании:

 

- с 9 лет дети работали, ходили с косой на сенокос, детям писали половину нормы (в колхозе); жили в сарае; варили горох, суп

- утром с солнышком будили

- детей кормили лепешками и молоком

 

Репортаж

14

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: пекли каравай для скотины, солили и всем животным давали

 

Репортаж

 

 

 

15

О представлениях и верованиях:

 

- был дед, который знал, где находится заблудившаяся корова; помогал ее найти

- в лесах корова могла попасть «на круг» (не могла выйти из леса), этот дед тоже ее находил и «снимал с круга»

- человек или животные могли попасть на такой «круг» и ходили все время по нему, а выйти не могли, когда их находили, то по кругу была вытоптана вся трава

- дед наговаривал на кусок хлеба, давал его хозяину потерявшейся коровы, велел положить кусочек к зав†ру, а утром корова приходила; этот дед не говорил никому слова, которые он наговаривал, т.к. если их сказать, то ничего не получится; ему немного платили

- были пастушки, их учили старички, они сгоняли скотину в лес и уходили, и знали, что все потом придут

 

Репортаж

16

О скотоводческих обрядах:

 

- в ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ скотина считалась именинницей

- раньше коров гоняли в лес пастись; затворяли «отводок», скотину подзывали к «отводку», а поп обрызгивал всю скотину святой водой, что-то говорил; потом скотину отпускали в лес, и вся скотинка была целая, в лесу волки не трогали

- в разных деревнях были разные праздники, когда так окропляли скотину; например, в другой деревне был Петров день, когда поп святил коров

 

Репортаж

17

О престольных праздниках:

 

- в одной деревне был Спасов день, на Чернееве был праздник Купин?, в Ребячьеве был Покров

- ИЛЬИН ДЕНЬ – праздник, когда никто не должен был работать; сосед решил дометать стог вечером в Ильин день, когда дошел до дому, то стог сгорел (от молнии); «Илья – праздник очень грозной», такого праздника больше нет

- в Ильин день одну женщину убило «стрелой», которая прилетела в дом и облетела вокруг печки и женщина упала; может быть, она чего-нибудь погрешила

- случай из жизни: залетала в комнату «стрела» через стекло, потом обратно вылетела, а стекло осталось целое

- Ильин день – грозный праздник, в этот день всегда дожди и гром

- с Ильина дня начинали жать рожь; яровое убирали позднее

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Чернеево

31.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Кукушкин А.В.

Исп.: Солодунова Капитолина Павловна, 1930 г.р.,

род. в д. Шатрец Ниловицкого с/с Кирилловского р-на

 

18

Русского («Плясовая»)

 

- фрагмент

- продолжение

- комм.: простая плясовая игра

- повтор

- комм.: все плясали – и мужчины, и старушки, и девушки; мужчины плясали под игру «почаще»

- фрагмент

- продолжение

- комм.: делают переборы; на другой гармошке («Ивановской») лучше получается

 

Наигрыш на гармони

19

Переборы (наигрыш тот же «Русского»)

 

- проба

- комм.: переборы - «лишними» пальцами надо перебирать, тогда игра получается лучше

- повтор фрагмента

 

Наигрыш на гармони

20

Об исполнении на гармони:

 

- когда игрок хороший, то он по всем клавишам может играть

- раньше играли на гармошке вместе с братом в деревне в Кирилловском районе

 

Репортаж

21

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ходили ряженые

- раньше делали беседы в одном доме; молодежь «подрядят» большую избу, платили за нее; приходили гармонисты, были пляски – Русского, Кадриль; пожилые женщины приходили смотреть на своих детей

- ряженые приходили на беседу и ходили по домам, собирали – кто что даст, давали яйца вареные, пироги; ходили и молодежь, и пожилые

- колядовали – «собирали» песни «вроде частушек»

- ряженые ходят только неделю после Нового года (с 14 января)

- парни «наваракосят» - закрывают двери, чтобы было не выйти из дома

- БЕСЧИНСТВА МОЛОДЕЖИ: на улице раскатывали поленницы; трубу на крыше закрывали, чтобы печка не топилась; сани большие увозили от конюшни к реке и катались на них, там их оставляли; хозяева потом ходили и все собирали; люди не обижались на молодежь

- «вредным» старушкам молодежь заливали двери, чтобы они за ночь «пристыли» и было не открыть

- «варакосили» после 12 часов ночи под утро, когда все спят

- гадали: забирались в баню, чтобы женихи показались; парни могли насмеяться над девками

- МАСЛЕНИЦА: жгли костры, таскали дрова; делали из соломы чучело («вроде человека»), наряжали его [современная информация]

- подростки таскали дрова для костра прямо из поленниц без разрешения хозяев

 

Репортаж

22

Об исполнении на гармони:

 

- дядюшка научил брата играть на гармони; К.П. сама научилась от брата

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Домшинский с/с,

д. Дьяконица

31.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Кукушкин А.В.

 

Исп.: Садков Дмитрий Иванович, 1929 г.р., зд.

 

23

Русского (под пляску)

 

- проба

- повтор фрагмента

- повтор

- повтор

- комм.: плясали и мужчины, и женщины

 

Наигрыш на гармони

24

Хулиганская

 

- фрагмент

- комм.: плясали парни, когда выпьют и гуляли

 

Наигрыш на гармони

25

По деревне

 

- снач. комм.: шли по деревне и пели под гармонь песни отрывисто

- комм.: гармонист играет, а рядом с ним идут и поют; когда драка, то эту же игру играли; учился играть у брата, брат играл хорошо

 

Наигрыш на гармони

26

Под пляску (для женщин, на «нижних» клавишах)

 

- снач. комм.: для девушек играют на «нижних» клавишах, для мужчин – на «верхних»

 

Наигрыш на гармони

27

Об исполнении на гармони:

 

- перебор – это, когда идешь по всей «гребенке» туда-сюда; после «женской» игры можно с помощью перебора перейти на «мужскую»

- раньше, когда плясали старушки, была игра «Притычка» (проба показа)

- когда провожали в некруты, собирали застолье, игра на гармони была такая же, как и обычно – «под пляску»

 

Репортаж

28

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в этой деревне отмечают праздник Ильин день

- СВЯТКИ: раньше ходили ряженые, когда приходил ряженый гармонист, то его могли узнать по игре; ряженые закрывались, чтобы их не узнали; люди потом гадали – кто приходил ряженым; гармонист играл, а другие ряженые плясали; лицо завешивали платком

- «святошники» выворачивали шубы мехом кверху, снаряжались всяко; «святошники» ходили и в своей деревне, и в другие деревни

- колядуют: стучат под окном, в домне заходят

 

Репортаж

29

Об исполнении на гармони:

 

- учился играть сам по слуху; от брата учился

- у Д.И. вместе с братом было две гармони

 

Репортаж

30

О беседах:

 

- в деревне было две беседы: «веселая» для взрослых и «маленькая» для маленьких детей (школьники); старший брат ходил на взрослую беседу, а Д.И. – на маленькую, поэтому им надо было две гармони, и для них приобрели вторую гармонь

- на маленькой беседе девочки тоже плясали

- в «Горе» на беседах больше играли на Угле

 

Репортаж

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198