Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 172

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Панинская

22.08.04.

 

Зап. Соловьев Л. Г.

Богачева А.К.

Исп.: Барулина Валентина Александровна, 1930 г.р., род. - д. Слободка Конецслободского с\с

 

 

1.

Господи благослови, Пресвятая Богородица,

скажи мне сушшую правду, как я должна дальше прожить и што мне покажеца? Если уж весело будет, так будете смеяца, а если уж невесело – будете плакать

- внач. комм.: накануне Рождества ходили в лес слушать, в овины, по одному, сама слушала и услышала смех

- комм.: сама слышала, что смеялись, значит жить будет хорошо и весело, некоторым слышался плач, другим – как будто деревья рубят

-  если плачут – к плохой жизни

- прежде чем сказать, нужно было закреститься и прочитать молитву

- ходили в лес в возрасте около 18 лет?

 

Приговор

 

2.

Коледа, Моледа,

Зародилась накануне Рождества.

Кто даст перога –

Тому скот живота,

Кто не даст перога –

Тому кошка в окошко,

Гнилые глаза

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: дети ходили под окнами и просили каледу

- комм.: после этого хозяева выносили яйца, пироги, картошку, потом все собранное приносили в один дом, варили и ели все вместе

 

Колядка

3.

О календарных обрядах:

 

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

- в Святки гадали на картах

- ходили слушать, что говорят в домах, если весело говорят, смеются, то и жизнь будет веселая, а если плачут – плохая, в дом не заходили, подслушивали

 

Репортаж

4.

О традиционной одежде:

 

- носили юбки «красики», их шили из домотканого полотна, нитки для которого красили «охрой» – краской из ольховой коры

- надевали кофту с оборками, на голову – платок, на ноги – то, что было, иногда лапти

- ботинки и туфли были только у богатых

 

Репортаж

5.

О календарных обрядах:

 

- в Святки ходили «кудесам», надевали старую одежду, которую брали у старух или закрывали лицо, «кудесам» нельзя было показывать лицо, чтобы не узнали, меняли голос, приходили «цыганкой» или «бедным»

 

Репортаж

6.

Эй, батюшко, помилуй тя господи, дай милостину

(с изменением голоса)

 

- комм.: так ходили

 

Выкрик ряженых на Святки

7.

Хасиям мара

 

- внач. комм.: цыганки приходили

- комм.:  по-цыгански говорили

- ряженые ходили в дома и на беседы, раньше для бесед в праздник «корчевали» - выкупали за деньги дома

 

Выкрик ряженых на Святки

8.

Помилуй вас господи, батюшко, матушка,

дайте милостину, пожалуста, у меня детушки маленькие, с голоду умерают

96

- внач. комм.: стучались в двери и заходили в дом

- комм.: давали брюкву, картошку, яйца

- ряженые на руку весили корзинку, одевались плохо, как бедные, говорили, кто что придумает

 

Выкрик ряженых на Святки

9.

Господи, Боже, благослови,

захожу в добрый час, в добрую минуту, подайте пожалуста милостину для малых детушок, в господний празник

 

- внач. комм.: заходили и обязательно молились

- комм.: говорили с закрытым лицом и меняли голос, чтобы не узнали, лицо закрывали платком, на голову одевали «капар»

 

Выкрик ряженых на Святки

10.

Хозяин, хозяюшка, как поживаете?

Подай милостину малым детушкам. Хасиям мара

 

- внач комм.:  «цыганам» ходили – одевались в «цыганскую» одежду – длинные сарафаны «штобы по пятам шшолк?ли», которые брали у старух

- комм.: цыганского языка не знали, подражали

 

Выкрик ряженых на Святки

11.

Можно, хозяюшка затти-то?

Давай погадаю, хоть милостину дадите малым детушкам, вон сидят в санях замёрзли все. Ночевать не пустишь, матушка. Тебе даст господь здоровья, хорошая ты, женшина.

 

- внач. комм.: заходят в двери, молятся

- комм.: так говорили, ходили с картами, «врали» - обещали хорошую жизнь, хорошего мужа, много детей, «пива выпьёшь так и мелёшь»

 

Выкрик ряженых на Святки

12.

О календарных обрядах:

 

 - на беседу мужики приносили «покойника», в гробу заносили в дом, «покойник» был закрыт полотном, лицо мазали пудрой или белой мазью, над покойником причитали старухи, отпевали

- наряжались «медведем» - надевали шубу наизнанку, черные валенки, рукавицы; наряжался обычно мужчина, приходил на беседу и «комкал» девок, девки убегали, иногда медведя водили на цепи

- Святки начинались с Рождества и шли 2 недели, все это время ходили «кудесам»

- девушки гадали, пели песни, собирали кольца и деньги, гадали на картах

 - наряжались «цыганками» и рассказывали судьбу, за это просили денег

- в Спасов день брали святую воду, в церкви «сделали завет», чтобы в этот день (19 августа)  ходили в церковь, на кладбище, поминали родителей, вечером дома садились за стол, пили пиво и вино

 

Репортаж

13.

О представлениях и верованиях:

 

- раньше в деревне была церковь и часовня, церковь распилили на дрова, а часовню разобрали и из бревен построили дом одинокой старушке, в этом доме ей все время "чудилось" – казалось,  что кто-то плачет или причитает

- когда часовня стояла, под ней протекал ручей со святой водой, вода никогда не портилась, в ручей кидали деньги,

 

Репортаж

14.

Спаси и сохрани, Господь,

мой дом, моих малых детушок, мою скотинку.

 

- внач. комм.: водой из ручья в Спасов день кропили дом, двор, хлев от пожара, от злых людей

- комм.: говорили чтобы Господь спас

 

Молитва

15.

Спаси и сохрани, Господь,

милых животов, милых детушок, всю семью

 

- внач. комм.: приходили из часовни, наливали в блюдо святую воду и березовым веником кропили в доме, на дворе и в хлеву, чтобы никто не болел

- комм. делалось это для того, чтобы никто не болел, чтобы со скотиной все было хорошо, чтобы Господь защитил от пожаров, от злых людей; так делали каждый год в Спас

 

Молитва

16.

Помени, Господи, желанных родителей.

 

- внач. комм.:  в Спас ходили на кладбище поминать умерших родственников, ходили с 10 часов утра и до обеда, после обеда этого делать было нельзя

- комм.: кто-то просто сидел возле могил, кто-то плакал, а если недавно кого-то похоронили, то и причитали

 

Молитва

17.

Не встречает родна матушка,

Она меня да сиротиночку.

Подойду я сиротиночка

Ко тебе, родитель-мамонька

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: сама причитала, когда умерла мать

- комм.: так поговорили, потом покойника несли на кладбище

- в Спас не причитали

 

Похоронное причитание

18.

О календарных обрядах:

 

- в каждой деревне был свой «годовой» праздник, в этой деревне – Спас, в этот день обходили скотину – ставили в решето иконку, клали кусок хлеба и яйцо и обходили все постройки, которые есть в хозяйстве с молитвой и с хорошими словами, скотину в этот день не выпускали

- постройки обходили, чтобы не было пожара

- обходили «по солнцу», «против солнца» обходить было нельзя

- начинали обход от крыльца, делать это должна была хозяйка, которая обряжает скотину

 

Репортаж

19.

Господи, благослови.

Выходит раб божий Валентина Александровна, обходит свою скотинку в великий праздник Спасов день. Дай Господи, штобы скотинка проходила бы лето всё хорошо, было бы всё хорошо и здорово, от злых людей, от лютых зверей

 

- комм.: так говорили, чтобы скотина проходила всё лето

- раньше волки и медведи рвали скотину, зверей было много

- хлеб на другой день после обхода скармливали скотине, когда вечером она приходила домой

 

Молитва

20.

О скотоводческих обрядах:

 

- когда скотину утром выпускали, обязательно крестили и говорили: «Господи, благослови в добрый час. подите с Богом» или «Господи, благослови. Спаси вас господи от злых людей, от лютых зверей», так делали каждый день

 

Репортаж

21.

О календарных обрядах:

 

- в Спас обязательно пекли пирог с рыбой, творожники и булочки, носили на кладбище

- в Святки славили Христа и пели коляду

 

Репортаж

22.

Коледа, Моледа,

Зародилась накануне Рождества.

Кто даст перога –

Тому скот живота,

Кто не даст перога –

Тому кошка в окошко,

Гнилые глаза

 

- интонируемый текст

- комм.: все давали

- повтор, напев

 

Колядка

23.

О календарных обрядах:

 

- в Спас во второй половине дня, когда возвращались с кладбища – пели частушки, плясали и играли на гармони

- по вечерам ходили по деревне с песнями, взявшись под руки  по 4 пары

 

Репортаж

24.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше, когда человек умирал, его обязательно отпевал священник

- обмыть умершего мог любой человек

- одевали покойника в обычную одежду, но обязательно в новую

- одежду на смерть готовили заранее

- сначала покойника клали на стол, на который были положены 2 доски, покрытые чистым, новым полотном, сверху покойника закрывали «калинкором» - белым материалом

-  покойника клали на веники в передний угол, ногами к дверям, в переднем углу висела икона

- причитать начинали после того, как покойника вымоют, потом причитали, когда выносили

 

Репортаж

25.

Подойду да сиротиночка

Ко тебе, да, мила ладушка,

Ко тебе, да, моя милоё,

Не видать больше мине тебя не видывать,

Голоску твоего не слыхивать,

 

- текст

- внач. комм.: так причитала, когда умер муж

- все по-разному причитали

- иногда причитают так, что невозможно сдерживать слезы

 

Похоронное причитание

26.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- могилу копали после того, как покойника обмыли, умерший лежит 2 ночи, на третий день хоронили

- покойника перекладывали в гроб, в тот день, когда везли хоронить

- в гроб клали листья от веников, подушку тоже набивали листьями

- возле покойника сбоку клали мыло и мочалку, которыми его обмывали

- если умер мужчина – клали расческу, если женщина – гребенку

- раньше старикам рубашку завязывали поясом с кисточками

- пока покойник лежал в гробу, руки и ноги у него были связаны, развязывали их на кладбище, а веревочки оставляли в гробу

- причитали, когда покойника клали в гроб

 

Репортаж

27.

Ты прошшай да, моё милоё,

Не видать больше, не видывать,

Не услышу сиротиночка

Шороху да топовитово,

Голосу да громковитово

 

- текст

- внач. комм.: причитала, когда положили в гроб и повезли

 

Похоронное причитание

28.

Увезут да тебя, милоё,

Тебя на плошшадь на широкую,

Во могилушку глубокую,

Не роскинёшь белы рученьки,

Не протопчут резвы ноженьки

 

- текст

- внач. комм.: причитали, когда выносили

- комм. : потом похоронят

 

Похоронное причитание

29.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- покойника выносили чужие мужики, обязательно ногами вперед

- до кладбища везут на машине, а раньше возили на лошадях, впереди несли крышку гроба

- могли нести друзья, родственники или чужие люди

- когда везли до кладбища – дорогу посыпали зерном (овсом или пшеницей), делали это для того, чтобы не было голода и живым было хорошо

- умерший муж во сне после 40 дня приснился и тащил за ноги

- умершего после 40 дня называли «покойной» своего умершего мужа называет «Мишенька-покойной»

- причитала, когда гроб с умершим привезли на кладбище, а раньше старухи начинали причитать подходя ко кладбищу

 

Репортаж

30.

Привезли тебя да, милоё,

Тебя на плошшадь на широкую,

Похоронят-то нашо милоё

Во могилушку глубокую

 

- текст

- внач. комм.: причитали, когда привезут на кладбище

- комм.: говорили о том, что «уж ёму оттуда не вытти», причитали, когда похоронят

 

Похоронное причитание

31.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- гроб в могилу опускали на веревках, в могиле его ставили не на землю, а на балочки, чтобы можно было вытащить веревки, которые потом приносили домой, в могиле не осталяли,

- перед тем, как закрыть крышку гроба с покойником прощались, иногда причитали

 

Репортаж

32.

Ты прошшай да, моё милоё,

Не видать больше, не видывать,

Голоску твово не слыхивать,

Не придёшь да к сиротиночке,

Не протопчут резвы ноженьки

 

- текст

- внач. комм.: сама поцеловала мужа и причитала

 

Похоронное причитание

33.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- перед тем, как опустить гроб, кидали деньги – выкупали могилу

- кидали только медные деньги, старые люди специально для этого откладывали медяки

- над гробом делали потолок – клали столбики, на них – перекладину, а сверху – планки, затем засыпали землей, так делали всегда

- на могилу ставили крест, иногда – столбик, в который вставляли фотографию, фотографию могли вставить и в крест

- вокруг могилы посыпали зерно, чтобы «птички помянули»

 

Репортаж

34.

Чиу, чиу, чиу, чиу

 

- внач. комм.: на кладбище птички чивкают

- повтор.

- комм.: птицы кричат к дождю, а поют – к хорошему, скворец и соловей весело поют

 

Подрахание птицам

35.

Опустела светла горница

У меня у сиротиночки.

Не придёт да мила ладушка,

Не протопчут резвы ноженьки

Не оставит да следу великово

У миня, у сиротиночки,

 

- текст

- внач. комм.: причитала, когда пришла домой после похорон мужа

- комм.:  причитала,  и все плакали, потом садились за столы и поминали вином

- раньше поминали пивом

- варили холодец, мясной суп, «тушонку» - картошку с мясом, а напоследок – кисель из клюквы и крахмала, раньше кисель варили во все праздники, еще варили ржаной кисель, который ели с суслом

 

Поминальное причитание

36.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминали на 9 дней, 3 недели, 40 дней и год, в эти дни обязательно нужно сделать поминки

- утром поминального дня пекли пироги и шли на кладбище, взяв с собой пирог с рыбой и бутылку вина или пива, на кладбище всех обносили и наливали стопку покойному, насыпали зерно

- в поминальные дни могли причитать

 

Репортаж

37.

Подойду я сиротиночка

Ко тибе, да, мило ладушка,

Прошло времечка немношечко,

Мне так долго показклоси

Без тебя да , моё милоё,

 

- текст

- внач. комм.: на 40 день причитала

 

Поминальное причитание

38.

О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:

 

- душа не заходит в землю, а ходит по воздуху, душа выходит, когда человек умирает, открывали двери, чтобы ее выпустить, душа уйдет и больше не приходит, а муж снился во сне

- человек умер – душа ушла и пропала

- если причитают, к покойнику обращаются по имени

 

Репортаж

39.

Ой погостите-то, гости милые,

Дак(ы) у миня у сиротиноцьки

Дак(ы) уж(ы) у миня у горькой матушки

Ой, ноне уидёшь да, моё милоё

Дак уж ты на веки вековешные

 

- текст, напев

- внач. комм.: причитали на 40 день, все гости сидят за столом

 

Поминальное причитание

40.

О календарных обрядах:

 

- в Святки ходили «кудесам», Святки кончались, и все заканчивалось

- накануне Рождества пели «коледу»

- в Крещение ходили слушать в лес, в поле, под окна, зачерчивались углем

- углем рисовали кресты на дверях

- в Соцельник, если что-то во дворе было не убрано, «кудеса» скидывали в колодец

- в Крещение вечером молодежь на полях жгла костры

- в Старый Новый год мужики катались на лошадях по деревне

- в Масленицу раньше катались на лошадях

- в Соцœльник стаскивали все дровешки в одну кучу, дети катались с гор,

- Соцельник был накануне Старого Нового года

- в Великий пост не давали молока и не варили мясных щей, варили картошку и постные щи, не давали сахару к чаю и пшеничного хлеба, в пост не было бесед

- весной, когда прилетали жаворонки, говорили, что скоро будет тепло

- обращались к солнцу: «красно солнышко выкатилось, пригревает красно солнышко»

ПАСХА

- накануне Пасхи обязательно ходили в баню, чтобы в Пасху чистыми идти на кладбище

- варили яйца, пекли пироги с рыбой

- бились яйцами, некоторые мужики выбивали по целому решету яиц, потом пили вино и закусывали этими яйцами

- старухи сами всех угощали яйцами

- яйца красили луковой шелухой

- молодежь качалась на качелях в овинах, пели песни

 

Репортаж

41.

На качуленьке качалась,

Под качуленькой вода,

Белу юбку оммочила,

Мама трёпочку дала

 

- текст, напев плясовой

 

Частушка

42

Милый по миру пошёл,

Я-та прозевала

На мосту пробегала,

Корзинку проискала

 

- напев плясовой

- комм.: смешные песни пели, когда на качелях качались

 

Частушка

43.

О календарных обрядах:

 

- в Пасху готовили из сдобного теста «паску», ее пекли на большой сковороде и украшали крестами, после молебна ее разрезали и пили с чаем

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198