Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 172 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Панинская 22.08.04.
|
Зап. Соловьев Л. Г. Богачева А.К. |
Исп.: Барулина Валентина Александровна, 1930 г.р., род. - д. Слободка Конецслободского с\с
1. |
Господи благослови, Пресвятая Богородица, скажи мне сушшую правду, как я должна дальше прожить и што мне покажеца? Если уж весело будет, так будете смеяца, а если уж невесело – будете плакать - внач. комм.: накануне Рождества ходили в лес слушать, в овины, по одному, сама слушала и услышала смех - комм.: сама слышала, что смеялись, значит жить будет хорошо и весело, некоторым слышался плач, другим – как будто деревья рубят - если плачут – к плохой жизни - прежде чем сказать, нужно было закреститься и прочитать молитву - ходили в лес в возрасте около 18 лет?
|
Приговор
|
2. |
Зародилась накануне Рождества. Кто даст перога – Тому скот живота, Кто не даст перога – Тому кошка в окошко, Гнилые глаза
- интонируемый текст - внач. комм.: дети ходили под окнами и просили каледу - комм.: после этого хозяева выносили яйца, пироги, картошку, потом все собранное приносили в один дом, варили и ели все вместе
|
Колядка |
3. |
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ - в Святки гадали на картах - ходили слушать, что говорят в домах, если весело говорят, смеются, то и жизнь будет веселая, а если плачут – плохая, в дом не заходили, подслушивали
|
Репортаж |
4. |
- носили юбки «красики», их шили из домотканого полотна, нитки для которого красили «охрой» – краской из ольховой коры - надевали кофту с оборками, на голову – платок, на ноги – то, что было, иногда лапти - ботинки и туфли были только у богатых
|
Репортаж |
5. |
- в Святки ходили «кудесам», надевали старую одежду, которую брали у старух или закрывали лицо, «кудесам» нельзя было показывать лицо, чтобы не узнали, меняли голос, приходили «цыганкой» или «бедным»
|
Репортаж |
6. |
Эй, батюшко, помилуй тя господи, дай милостину (с изменением голоса)
- комм.: так ходили
|
Выкрик ряженых на Святки |
7. |
- внач. комм.: цыганки приходили - комм.: по-цыгански говорили - ряженые ходили в дома и на беседы, раньше для бесед в праздник «корчевали» - выкупали за деньги дома
|
Выкрик ряженых на Святки |
8. |
Помилуй вас господи, батюшко, матушка, дайте милостину, пожалуста, у меня детушки маленькие, с голоду умерают 96 - внач. комм.: стучались в двери и заходили в дом - комм.: давали брюкву, картошку, яйца - ряженые на руку весили корзинку, одевались плохо, как бедные, говорили, кто что придумает
|
Выкрик ряженых на Святки |
9. |
захожу в добрый час, в добрую минуту, подайте пожалуста милостину для малых детушок, в господний празник
- внач. комм.: заходили и обязательно молились - комм.: говорили с закрытым лицом и меняли голос, чтобы не узнали, лицо закрывали платком, на голову одевали «капар»
|
Выкрик ряженых на Святки |
10. |
Хозяин, хозяюшка, как поживаете? Подай милостину малым детушкам. Хасиям мара
- внач комм.: «цыганам» ходили – одевались в «цыганскую» одежду – длинные сарафаны «штобы по пятам шшолк?ли», которые брали у старух - комм.: цыганского языка не знали, подражали
|
Выкрик ряженых на Святки |
11. |
Давай погадаю, хоть милостину дадите малым детушкам, вон сидят в санях замёрзли все. Ночевать не пустишь, матушка. Тебе даст господь здоровья, хорошая ты, женшина.
- внач. комм.: заходят в двери, молятся - комм.: так говорили, ходили с картами, «врали» - обещали хорошую жизнь, хорошего мужа, много детей, «пива выпьёшь так и мелёшь»
|
Выкрик ряженых на Святки |
12. |
- на беседу мужики приносили «покойника», в гробу заносили в дом, «покойник» был закрыт полотном, лицо мазали пудрой или белой мазью, над покойником причитали старухи, отпевали - наряжались «медведем» - надевали шубу наизнанку, черные валенки, рукавицы; наряжался обычно мужчина, приходил на беседу и «комкал» девок, девки убегали, иногда медведя водили на цепи - Святки начинались с Рождества и шли 2 недели, все это время ходили «кудесам» - девушки гадали, пели песни, собирали кольца и деньги, гадали на картах - наряжались «цыганками» и рассказывали судьбу, за это просили денег - в Спасов день брали святую воду, в церкви «сделали завет», чтобы в этот день (19 августа) ходили в церковь, на кладбище, поминали родителей, вечером дома садились за стол, пили пиво и вино
|
Репортаж |
13. |
О представлениях и верованиях:
- раньше в деревне была церковь и часовня, церковь распилили на дрова, а часовню разобрали и из бревен построили дом одинокой старушке, в этом доме ей все время "чудилось" – казалось, что кто-то плачет или причитает - когда часовня стояла, под ней протекал ручей со святой водой, вода никогда не портилась, в ручей кидали деньги,
|
Репортаж |
14. |
мой дом, моих малых детушок, мою скотинку.
- внач. комм.: водой из ручья в Спасов день кропили дом, двор, хлев от пожара, от злых людей - комм.: говорили чтобы Господь спас
|
Молитва |
15. |
милых животов, милых детушок, всю семью
- внач. комм.: приходили из часовни, наливали в блюдо святую воду и березовым веником кропили в доме, на дворе и в хлеву, чтобы никто не болел - комм. делалось это для того, чтобы никто не болел, чтобы со скотиной все было хорошо, чтобы Господь защитил от пожаров, от злых людей; так делали каждый год в Спас
|
Молитва |
16. |
Помени, Господи, желанных родителей.
- внач. комм.: в Спас ходили на кладбище поминать умерших родственников, ходили с 10 часов утра и до обеда, после обеда этого делать было нельзя - комм.: кто-то просто сидел возле могил, кто-то плакал, а если недавно кого-то похоронили, то и причитали
|
Молитва |
17. |
Она меня да сиротиночку. Подойду я сиротиночка Ко тебе, родитель-мамонька
- интонируемый текст - внач. комм.: сама причитала, когда умерла мать - комм.: так поговорили, потом покойника несли на кладбище - в Спас не причитали
|
Похоронное причитание |
18. |
- в каждой деревне был свой «годовой» праздник, в этой деревне – Спас, в этот день обходили скотину – ставили в решето иконку, клали кусок хлеба и яйцо и обходили все постройки, которые есть в хозяйстве с молитвой и с хорошими словами, скотину в этот день не выпускали - постройки обходили, чтобы не было пожара - обходили «по солнцу», «против солнца» обходить было нельзя - начинали обход от крыльца, делать это должна была хозяйка, которая обряжает скотину
|
Репортаж |
19. |
Выходит раб божий Валентина Александровна, обходит свою скотинку в великий праздник Спасов день. Дай Господи, штобы скотинка проходила бы лето всё хорошо, было бы всё хорошо и здорово, от злых людей, от лютых зверей
- комм.: так говорили, чтобы скотина проходила всё лето - раньше волки и медведи рвали скотину, зверей было много - хлеб на другой день после обхода скармливали скотине, когда вечером она приходила домой
|
Молитва |
20. |
- когда скотину утром выпускали, обязательно крестили и говорили: «Господи, благослови в добрый час. подите с Богом» или «Господи, благослови. Спаси вас господи от злых людей, от лютых зверей», так делали каждый день
|
Репортаж |
21. |
- в Спас обязательно пекли пирог с рыбой, творожники и булочки, носили на кладбище - в Святки славили Христа и пели коляду
|
Репортаж |
22. |
Зародилась накануне Рождества. Кто даст перога – Тому скот живота, Кто не даст перога – Тому кошка в окошко, Гнилые глаза
- интонируемый текст - комм.: все давали - повтор, напев
|
Колядка |
23. |
- в Спас во второй половине дня, когда возвращались с кладбища – пели частушки, плясали и играли на гармони - по вечерам ходили по деревне с песнями, взявшись под руки по 4 пары
|
Репортаж |
24. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- раньше, когда человек умирал, его обязательно отпевал священник - обмыть умершего мог любой человек - одевали покойника в обычную одежду, но обязательно в новую - одежду на смерть готовили заранее - сначала покойника клали на стол, на который были положены 2 доски, покрытые чистым, новым полотном, сверху покойника закрывали «калинкором» - белым материалом - покойника клали на веники в передний угол, ногами к дверям, в переднем углу висела икона - причитать начинали после того, как покойника вымоют, потом причитали, когда выносили
|
Репортаж |
25. |
Ко тебе, да, мила ладушка, Ко тебе, да, моя милоё, Не видать больше мине тебя не видывать, Голоску твоего не слыхивать,
- текст - внач. комм.: так причитала, когда умер муж - все по-разному причитали - иногда причитают так, что невозможно сдерживать слезы
|
Похоронное причитание |
26. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- могилу копали после того, как покойника обмыли, умерший лежит 2 ночи, на третий день хоронили - покойника перекладывали в гроб, в тот день, когда везли хоронить - в гроб клали листья от веников, подушку тоже набивали листьями - возле покойника сбоку клали мыло и мочалку, которыми его обмывали - если умер мужчина – клали расческу, если женщина – гребенку - раньше старикам рубашку завязывали поясом с кисточками - пока покойник лежал в гробу, руки и ноги у него были связаны, развязывали их на кладбище, а веревочки оставляли в гробу - причитали, когда покойника клали в гроб
|
Репортаж |
27. |
Не видать больше, не видывать, Не услышу сиротиночка Шороху да топовитово, Голосу да громковитово
- текст - внач. комм.: причитала, когда положили в гроб и повезли
|
Похоронное причитание |
28. |
Тебя на плошшадь на широкую, Во могилушку глубокую, Не роскинёшь белы рученьки, Не протопчут резвы ноженьки
- текст - внач. комм.: причитали, когда выносили - комм. : потом похоронят
|
Похоронное причитание |
29. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- покойника выносили чужие мужики, обязательно ногами вперед - до кладбища везут на машине, а раньше возили на лошадях, впереди несли крышку гроба - могли нести друзья, родственники или чужие люди - когда везли до кладбища – дорогу посыпали зерном (овсом или пшеницей), делали это для того, чтобы не было голода и живым было хорошо - умерший муж во сне после 40 дня приснился и тащил за ноги - умершего после 40 дня называли «покойной» своего умершего мужа называет «Мишенька-покойной» - причитала, когда гроб с умершим привезли на кладбище, а раньше старухи начинали причитать подходя ко кладбищу
|
Репортаж |
30. |
Тебя на плошшадь на широкую, Похоронят-то нашо милоё Во могилушку глубокую
- текст - внач. комм.: причитали, когда привезут на кладбище - комм.: говорили о том, что «уж ёму оттуда не вытти», причитали, когда похоронят
|
Похоронное причитание |
31. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- гроб в могилу опускали на веревках, в могиле его ставили не на землю, а на балочки, чтобы можно было вытащить веревки, которые потом приносили домой, в могиле не осталяли, - перед тем, как закрыть крышку гроба с покойником прощались, иногда причитали
|
Репортаж |
32. |
Не видать больше, не видывать, Голоску твово не слыхивать, Не придёшь да к сиротиночке, Не протопчут резвы ноженьки
- текст - внач. комм.: сама поцеловала мужа и причитала
|
Похоронное причитание |
33. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- перед тем, как опустить гроб, кидали деньги – выкупали могилу - кидали только медные деньги, старые люди специально для этого откладывали медяки - над гробом делали потолок – клали столбики, на них – перекладину, а сверху – планки, затем засыпали землей, так делали всегда - на могилу ставили крест, иногда – столбик, в который вставляли фотографию, фотографию могли вставить и в крест - вокруг могилы посыпали зерно, чтобы «птички помянули»
|
Репортаж |
34. |
- внач. комм.: на кладбище птички чивкают - повтор. - комм.: птицы кричат к дождю, а поют – к хорошему, скворец и соловей весело поют
|
Подрахание птицам |
35. |
У меня у сиротиночки. Не придёт да мила ладушка, Не протопчут резвы ноженьки Не оставит да следу великово У миня, у сиротиночки,
- текст - внач. комм.: причитала, когда пришла домой после похорон мужа - комм.: причитала, и все плакали, потом садились за столы и поминали вином - раньше поминали пивом - варили холодец, мясной суп, «тушонку» - картошку с мясом, а напоследок – кисель из клюквы и крахмала, раньше кисель варили во все праздники, еще варили ржаной кисель, который ели с суслом
|
Поминальное причитание |
36. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- поминали на 9 дней, 3 недели, 40 дней и год, в эти дни обязательно нужно сделать поминки - утром поминального дня пекли пироги и шли на кладбище, взяв с собой пирог с рыбой и бутылку вина или пива, на кладбище всех обносили и наливали стопку покойному, насыпали зерно - в поминальные дни могли причитать
|
Репортаж |
37. |
Ко тибе, да, мило ладушка, Прошло времечка немношечко, Мне так долго показклоси Без тебя да , моё милоё,
- текст - внач. комм.: на 40 день причитала
|
Поминальное причитание |
38. |
О похоронно-поминальных обрядах, представлениях:
- душа не заходит в землю, а ходит по воздуху, душа выходит, когда человек умирает, открывали двери, чтобы ее выпустить, душа уйдет и больше не приходит, а муж снился во сне - человек умер – душа ушла и пропала - если причитают, к покойнику обращаются по имени
|
Репортаж |
39. |
Дак(ы) у миня у сиротиноцьки Дак(ы) уж(ы) у миня у горькой матушки Ой, ноне уидёшь да, моё милоё Дак уж ты на веки вековешные
- текст, напев - внач. комм.: причитали на 40 день, все гости сидят за столом
|
Поминальное причитание |
40. |
- в Святки ходили «кудесам», Святки кончались, и все заканчивалось - накануне Рождества пели «коледу» - в Крещение ходили слушать в лес, в поле, под окна, зачерчивались углем - углем рисовали кресты на дверях - в Соцельник, если что-то во дворе было не убрано, «кудеса» скидывали в колодец - в Крещение вечером молодежь на полях жгла костры - в Старый Новый год мужики катались на лошадях по деревне - в Масленицу раньше катались на лошадях - в Соцœльник стаскивали все дровешки в одну кучу, дети катались с гор, - Соцельник был накануне Старого Нового года - в Великий пост не давали молока и не варили мясных щей, варили картошку и постные щи, не давали сахару к чаю и пшеничного хлеба, в пост не было бесед - весной, когда прилетали жаворонки, говорили, что скоро будет тепло - обращались к солнцу: «красно солнышко выкатилось, пригревает красно солнышко» ПАСХА - накануне Пасхи обязательно ходили в баню, чтобы в Пасху чистыми идти на кладбище - варили яйца, пекли пироги с рыбой - бились яйцами, некоторые мужики выбивали по целому решету яиц, потом пили вино и закусывали этими яйцами - старухи сами всех угощали яйцами - яйца красили луковой шелухой - молодежь качалась на качелях в овинах, пели песни
|
Репортаж |
41. |
Под качуленькой вода, Белу юбку оммочила, Мама трёпочку дала
- текст, напев плясовой
|
Частушка |
42 |
Я-та прозевала На мосту пробегала, Корзинку проискала
- напев плясовой - комм.: смешные песни пели, когда на качелях качались
|
Частушка |
43. |
- в Пасху готовили из сдобного теста «паску», ее пекли на большой сковороде и украшали крестами, после молебна ее разрезали и пили с чаем
|
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |