Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 127 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Митрохово 23.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Суворова Л.М. |
||
Исп.: Скородумова Фаина Федоровна, 1924 г.р., род. в д. Алексино
|
||||
01 |
- рядом с домом качели сделали сыновья лет десять назад - раньше качели были повыше - «верёвчатые», натянуты веревки, внизу дощечка - молодежь собирались в деревни и качались на качелях; зимой не качались, только «по летам» качались - на качелях пели песни, по деревни ходили – тоже пели песни - когда собиралось много молодежи, качались по очереди; ребята, молодые мужчины качали девушек, качали «колам» - «подхрястывали»
|
Репортаж |
||
02 |
- беседы собирались в каждой деревне по воскресеньям, иногда на неделе - были «весёлые» - на них собиралось много молодежи с разных деревень; весёлые были перед масленицей, в пост не было - «весёлую» назначали в какой-либо деревне, приглашали молодежь со всех деревень и все приходили - приход назывался Согожа – сюда собирались - девушки, которые дружили, «перегащивались» - одна одну приглашает, а потом – наоборот - «весёлая» - идет с вечера ночью и до света, на другой день немного продолжается, приглашенные девушки оставались ночевать - на беседу собиралось не так много народу – только свои деревенские, ребята же могли приходить и из других деревень - девушкам «наказывали» - приходить в назначенный день на «весёлую» - для «весёлой» выбирали дом побольше, попросторней, «засветят не одну лампу»; с хозяевами расплачивались кто чем может – мыли в избе, помогали поработать, денег давали - на «весёлых» играли кадриль, Ленчика, плясали; Ленчик – «игра такая», на четыре или на две пары; девушки плясали «Русского» - были игры, когда девушка выбирала парня или наоборот, потом сидели вместе; на виду не целовались - если девушка гуляла с одним парнем, а стала гулять с другим, парни дрались - во время войны разгуливать было некогда
|
Репортаж |
||
03 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: ряжеными ходили, наряжались парни в девушек, девушки – в парней - «Каляда» ходила по деревне» - собирали, кто что подаст - МАСЛЕНИЦА: костер устраивали и жгли; дрова собирали по деревне, просили; чучело делали, жгли на поле - когда Масленица горела, что-то кричали, в хоровод вставали – кругом Масленицы бегали - собиралась вся деревня, молодежь, молодые мужчины - потом наступал Великий пост - ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: яйца варили, считалось, что они для здоровья; красили яйца - ПАСХА, ТРОИЦА – самые большие праздники - ПАСХА: с вечера ходили в церковь
|
Репортаж |
||
04 |
- когда церковь «зорили», колокола били, много народу собралось; мальчику осколком от колокола ранило глаз - примерно в 1935 году церковь закрыли
|
Репортаж |
||
05 |
- с посиденки ушла замуж самоходкой - к старшей сестре (на 4 года старше) приходили сваты, сватали; сваты что-то «выговаривали» (договаривались о приданом)
|
Репортаж |
||
06 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда человек умрет, его обмывают, гроб делают, свечки ставят «в головах» покойного - есть человек, который всегда ходит обмывать покойников, его приглашали; обмывали на полу, потом клали на скамейку, пока гроб не сделали, потом перекладывали в гроб - когда муж умер, он лежал на скамейке вдоль половиц головой к иконам - мыло, мочалку, горшок, из которого мыли, выкидывали - расческу клали в гроб - когда похоронят, все собираются, делают поминки, на сороковой день и в год поминают - на похороны собираются родня и все, кто придет; на сорочины приглашают - в Троицу ходят на кладбище, наливают стопочку (для мужчин), кладут конфеты, печенье; яички носят, крошат или так целиком кладут
|
Репортаж |
||
07 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПАСХА: на Пасху ломали вербу и приносили в избу
|
Репортаж |
||
08 |
- пастух куда-то ходил, ему «делали» [наговаривали] на какую-то корову, эта корова была «стадоводница» - куда она, туда и стадо
|
Репортаж |
||
09 |
О детском воспитании:
- в зыбочке качали ребенка, «окали», баюкали
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Аксёново 23.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Суворова Л.М. |
||
Исп.: Милютин Федор Алексеевич, 1922 г.р., зд., Милютина Аполлинария Васильевна, 1925 г.р., род. в д. Екимцево
|
||||
10 |
- раньше сватунья была, найдет жениха и ходила сватала - мать сосватали – сказали, если выйдешь за этого, отдадим землю
|
Репортаж |
||
11 |
- еще до колхозов: если перепашешь, хвост у лошади рубили - коров уводили и приводили
|
Репортаж |
||
12 |
О календарных обрядах и праздниках:
- когда лен мяли и трепали, были помочи – помогали друг другу; мыли в избах - раньше занавесок на окнах не было - ПАСХА: прибирались в избах, говорят: «в Пасху щепочка на щепочку и та умывает»; «Христов день справляли раньше люто» - ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: мать наряжала вербочки, святили - ТРОИЦА – престольный праздник - ПАСХА: ходили с иконами, батюшке давали десяток яиц, всем давали по яичку или по два
|
Репортаж |
||
13 |
- в Аксенове престольный праздник - Иван постный (11 сентября), в Максимцево – Иванов день (7 июля) - в престольные праздники праздновали – «перег?щивали», ходили в гости из другой деревни
|
Репортаж |
||
14 |
- «по скотине» был праздник «Игитрия» (Одигитрия, 11 августа) - ЕГОРЬЕВ ДЕНЬ: скотину обходят на дворе с иконой в Егорьев день, когда отпускают [в поле] - раньше специально пекли хлеб (может быть, назывался «перепечи») - обходят с иконой, говорят молитву, дают хлебца - другие обходят, когда выпускают
|
Репортаж |
||
15 |
Спаси и сохрани и помилуй мою скотинку От скорьби Божьей, От беды-напастей, От злых людей.
- текст - повтор текста - комм.: всякая беда бывает – объедается скот, однажды волк приходил, «закатал» двух коров
|
Приговор при обходе скотины в Егорьев день |
||
16 |
О представлениях и верованиях:
- соседка ушла в лес, ее искали, посылали к старушкам; потом ее нашли мертвую – это ее «смерть повела»; поговорка (старухи говорили): «что на роду написано, [д]ак не обо[й]тти, не объехать»
|
Репортаж |
||
17 |
Дайтё хлеба-пирога, Чайку-сахарку На напоичку! Не режь, не ломай, Подай весь коровай!
- снач. комм.: приходили дети Каледой - текст - комм. к тексту: «на напоичку» - значит, чтобы напиться чайку - комм.: заходили в дом, кричали не громко, проговаривали - повтор текста - комм.: ребятишек угощали; сейчас тоже ходят, угощают конфетами; ходят, балуют
|
Колядка |
||
18 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: воровали, трубы заваливали одиноким людям, дверь подливали, чтобы замерзла; баловали, чудили - гадали на суженого-ряженого, как-то с квашонками - ряженые: на беседу тащили на веревке «черта из болота», все выстудили; шубу вывернули, рога от скотины приделывали
|
Репортаж |
||
19 |
- девишник был, причитали над невестой - «елочку» наряжали - девушки приходили с причетами
|
Репортаж |
||
20 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: Масленица – неделю (две недели – путает), с нее начинается Великий пост - загуливали со среды - делали «отгостки» для молодых (кто только что поженился); молодая делала «вечерок» - катались с гор - жгли Масленицу, ребятишки таскали дрова - на лето готовили мясо вяленое, капусту вяленую, крупа была своя - ЗАГОВЕНЬЕ ОСЁННОЁ справляли, у девок начинались «весёлые», молодежь перегащивались
|
Репортаж |
||
|
|
|
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Юроченский с/с, д. Кузьминское 24.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Громова А.Н. |
||
Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р., Ражина Валентина Алексеевна, 1914 г.р., род. в д. Любовицы Сямженского р-на (участвует фрагментарно)
|
||||
21 |
- замуж выходила «хорошо – сватом», приезжали сваты, сватали - сваты – дядя и жених: дядя встал середи полу, а жених прошел из дверей на «лицевую» лавку и сел - сват сказал: «Я приехал знаю к кому и привез знаю кого» - замуж вышла в 23 года - сват стал говорить, что у жениха корову доить некому, что надо его пожалеть, «вот жалость сделала – пошла да и всё» - раньше были девишники: девки приходили со специальными песнями, «причётальниця» сидела у плеча у невесты, «упричитывала» - если не было родителей, уговаривала, что родители не знают, что ты замуж вышла; невеста ревит – «уливается»; были невесты, которые не плакали, только говорили «ой-ой-ой»; невесту закрывали шалью - в Сямженском районе девушки-подружки водили невесту под руки; невеста-сирота ходила встречать умерших родителей, причитальщица причитала вместе с ней; когда шли обратно, доходили до часовни, стлали большой платок, невеста вставала на колени и молилась Богу; все ходили за невестой – и ребятишки, и большие, все плакали (Ражина В.А.) - поговорка: «Сколько поривишь за столом, дак не наривиссе за столбом» (Тихомирова А.Т.) - в Сямженском районе причитальница причитала и стучала камнями, которые лежали в переднем углу (Ражина В.А.) - невеста хлесталась; которая не хлещется, та ревит, когда выйдет замуж (Тихомирова А.Т.) - после сватовства невеста сидела «в замолёнках» - приданое «ладила» - в свадьбу еще до отъезда к венцу привозили «именьё» невесты - трясли из сундуков, говорили: «Невеста не гуляла, не спала, а всё трудилась, навязала эвон сколько, да нашила эвон сколько»; всё приданое показывали народу - мать говорила дочери: «В чужие люди пойдешь, девичий ум дома оставляй, на родине, не бери с собой»; в замужестве вести себя надо по-другому, что муж велит, то и делаешь - за неделю или за две до свадьбы девки приходили к невесте опричитывать – девки пели песни, а причитальщица причитала, а невеста ревела что мочи есть
|
Репортаж |
||
22 |
- раскулачивали; бедные вошли в колхоз, когда приходили на торги, почти задаром набирали вещи, забранные у кулаков; кулаки говорили: «Пока вы беритё, а потом будёт времё – мы вас будем с голоду морить»; так народ переговаривал - кулаков высылали далеко за Мурман - в войну на руках разносили на поля навоз; скотине корм носили руками
|
Репортаж |
||
23 |
- когда жнут, чтобы спина не болела, пережинали солому крест-накрест над спиной («прям спины»); так делали родители своим детям; потом эти колосья кладут в сноп - последний сноп (из ярового – овес, пшеница или ячмень) несут в передний угол и стоит до Покрова; в Покров закармливают этим снопиком скотинку – каждой животинке по горсточке, чтобы скотина была сытая всю зиму - последний сноп называли «пожинальниця» - когда стлали лен: «с[т]лищё» постелешь, в этом «с[т]лище» делали два или три месяца – из снопов расстилали, приговаривали
|
Репортаж |
||
24 |
Будь удачной, Чтобы брали хорошо, Улёжал хорошо, Обробатывали хорошо. Лён, будь удачной.
- текст
|
Приговор на расстилание льна |
||
25 |
- бывало, что в деревне ни у кого нет пшеницы, а один хозяин насеял, колдуны во многих местах «перестригали» - когда у кого-нибудь рожь хорошая, тоже «перестригали» крест-накрест - колдуны «беса тешили», они бисей просят; воровали – спорынью [урожай] «оберут» себе - колдуны ездили на помеле и приговаривали, чтобы доход забрать себе от других хозяев - так делали в ночь против [накануне] Иванова дня - у кого хорошая полоса стоит – колос хороший, колдуны крест-накрест снимают и «оберают»: «Будь у мня, а у хозяина – ничего» - помело волокут дорогой - раньше в Ивановскую ночь колдунам не спалось – колдунам не терпится, им надо колдовать, их подтыкает – «идите по полям» - у колдунов все равно спорыньи не было
|
Репортаж |
||
26 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: умывались с серебра; «заметка» была – если серебро не потускнет, то будут хорошо жить, и наоборот
|
Репортаж |
||
27 |
- ЕГОРИЙ: обрезали хвосты у всякой скотины; пекли «кулыбаш», в него запекали яйцо, потом этот «кулыбаш» скармливали всей скотине; яйцо съедали хозяева – разговлялись - обстриженную от животных шерсть клали «на место» (за сарай к стенке), заваливали земелькой, чтобы птица не растащила - примета – нельзя спать в Егорьев день; А.Т. Тихомирова уснула в Егорьев день, когда проснулась, сказала: «Ох, сегодня Егорий – всю скотинку проспала»; после этого теленок убегал в лес, отставал от стада, овца в лесу ночевала - в Егорий скотину с иконой обходят на дворе – овец, корову, коней; после этого обхода зверь «не видит» скотинку
|
Репортаж |
||
28 |
Спаси и сохрани Моего скота и живота (назвать как зовут корову)
- текст - комм.: надо обойти три раза, дать кусочек хлеба, снова обойти три раза
|
Приговор при обходе скота в Егорьев день |
||
29 |
Егорей мислос[т]ливой, Тибе я на лето сдаю на руки и на поруки, Ты мою скотинушку спаси и сохрани, и помилуй.
- текст - комм.: Егорий скотинушку спасает и сохраняет
|
Приговор при обходе скота в Егорьев день |
||
30 |
- ЕГОРИЙ: в деревне трое женщин «проспали» скотинку в Егорьев день, у всех скотина отставала от стада, у всех по разным местам отставала - при обходе скотину закармливают «кулабышком» (хлебом), после этого «звирь» не тронет скотинку - ПОКРОВ: скотинке скармливают снопик из переднего угла
|
Репортаж |
||
31 |
Скотинушку покрой, И спаси, и сохрани, и помилуй на зиму.
- текст - комм.: в Покров приговаривают на зиму на дворе, а в Егорий скотину обходят «на воле» - в полях
|
Приговор в Покров при закармливании скотины |
||
32 |
О представлениях и верованиях:
- дворовой все видит и слышит, но его не просят – «не задевают» - когда в лесу «водит»: если есть на тебе крест, то далеко не «уведет»; надо перевернуть на себе на левую сторону, если мужчина – рубаху, если женщина – кофту или платье; после этого сразу на дорогу выйдешь - теленка «увело»: две недели не приходил домой (в лесу ходил), хозяйке «не казался», она пошла к старушке, рассказала ей об этом, та велела взять горшок из-под щей и «кувырнуть» его кверху дном и сказать: «Хозяин-батюшко, покажи мне моего скота и живота (назвать теленочка)»; она три раза так сделала, сразу теленок показался и пастухи привели ей теленка домой - «всё слову покорялось» - попросила Господа добро, Господь и дает; хозяин-батюшко спасает, и Господь спасает - горшок надо «кувырнуть» три раза дома на столе и сказать: «Благослови Господи, Егорей-батюшко милос[т]ливой, я пошла по телёночка»; пошла в дуброву (где пасутся коровы) и увидела его у коров - овца была с ягнятами – три «вишняговые» (весенние) и три «осинтиговые» (осенние)
|
Репортаж |
||
33 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВОЗНЕСЕНЬЕ: В Сямженском районе пекли «преснушки», чтобы Иисус Христос поднимался на небеса (Ражина В.А.) - здесь пекут «рогушки» и «крайчики» защипывают – «Господь Иисус Христос полит?л на небес?, дак вот ему лесёнка-ступеньки»; он по лесенке и «политит»; как люди живут, так Господь «слитит и чувствуёт, как люди живут и как почитают Господа Бога» (Тихомирова А.Т.) - ПАСХА: в Христов день Господь слетает на землю, Его встречают - Иисуса Христа «хороняют» в пятницу вечером, а в воскресенье утром «встречают» в церкви или дома – яиц наварят, щей мясных наварят, все молочное поставят на стол, берут ложку и говорят три раза: «Христос воскресей», потом «схлебнешь»; считается, что «Христос воскресей слетел»
|
Репортаж |
||
34 |
О том, как в Христов день мужик встретил Николу Милостливого:
- Отец, когда умирал, наказывал сыну: «Милой сын, подойдет Христов день, дак ты <…> наровись милостину подать, это в Христов день помянуть Иисуса Христа, что он слитит на землю с небес». Сыну в Христов день (светать начинало или еще до свету) пришлось идти в сарай по сено (раньше сараи далеко от двора были), он увидел, что рядом с тропкой сидит мужчина, сын оставил кузов, не пошел за кормом, подошел и сказал: «Дяденька, пойдем со мной», тот ответил: «Мне не со[й]тти, у мня ножёк нету», сын взял его «на закукры», принес его, посадил за стол и сказал жене: «На стол собрано? Я гостя принес». Гость разговаривал с ним, пил и ел, хорошо Христов день встретил за столом. Напились, наелись. Кузов стоял на тропке, сын пошел скотине давать корм, жена вышла или в свой угол «пирожной», или на мост. Когда пришли в дом – дядьки нету, дядька куда-то ушел. Когда сын пришел, сказал жене: «Ведь это Никола милос[т]ливой был-то. Никола милос[т]ливой был, дак он не спрашивает нашего ничего. Иисус Христос [его]послал». Раз родитель ему наказал, чтобы он встретил праздник «настояшшо», сын и исполнил [родительский наказ].
|
Легенда |
||
35 |
О представлениях и верованиях:
- Никола милос[т]ливой то же все «творит»: просили, чтобы он спас животинку, чтобы себе было полегче |
репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |