Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 152

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с,

Д.Поповка

17.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

 Исп.: Штукарёва Тамара Поликарповна, 1941 г.р., зд. (осн. исп.)

Кудряшова Мария Леонтьевна 1912 г.р., зд

 

1.

О церквях:

 

- здесь праздновали Крещенье, Тихвинскую, Феодосей

- церкви закрыли в 1928 г.

- здесь деревянная церковь – Покровская, около нее похоронены Епанчины

 

репортаж

2.

О календарных обрядах:

 

- с Рождества до Крещенья ходили ряжеными по другим деревням

- ряженые в домах плясали под сковородку

- кудесничали: подпирали двери, раскатывали дрова

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ

- девушки слушали на перекрестках – кто в какую сторону замуж выйдет

- ходили к лошади слушать – задумывали: если лошадь чихнет – должно сбыться

- подслушивали под окнами: если говорят про свадьбу – выйдешь замуж

- в 12 часов ночи ходили по 2-3 человека на кресты – очерчивались по солнцу сковородником и слушали;

- блюдце держали – крутилось

- у двора загадывали и слушали: лошадь чихнет – должно сбыться

 

Репортаж

3.

О похоронно-поминальных обрядах

 

- по покойнику причитали: «своё горе выливалось в этот причёт»

- покойника обмывают, мыло и тряпочку, которой обмывают, кладут в гроб под подушку

- рядом с покойником в гроб кладут сигареты, очки, шляпу – он на том свете будет пользоваться

- воду после обмывания выливают в любое место

- душа 40 дней летает

- накануне 40 дня топят баню, кладут чистое белье и идут на кладбище

- в 40 день до 12 часов душу провожают: берут еду со стола, выходят на улицу, выбрасывают еду – считается, что душа ушла

- душа до 40 дня ходит домой

- после похорон хозяйка первая заходит в дом, проходит по всему дому и приговаривает: «Живи за горой, а я всегда с тобой»

- после 40 дня нежелательно, чтобы умерший давал о себе знать – он чем-то недоволен

- умершие могут приходить во сне, их спрашивают, как им там живётся, они отвечают: «Хорошо живётся»

- самой умерший муж и умершая жена мужчины знаки дали, чтобы они вместе жили

- на кладбище умершего поминают в 9, 20, накануне 40 дня и в сам 40 день;

- баню умершему готовят накануне 40 дня – он должен помыться

- до 40 дня умершему ставят хлеб, водку, конфеты

- на похороны и когда поминают делают кутью и блины

- в Пасху на кладбище не ходят; ходят в Радуницу, Троицу, родительские субботы

 

репортаж

4.

О календарных обрядах:

 

ТРОИЦА

- в могилки втыкают березовые веточки

- ставили под окна березки, подростки наводили на улице порядок: подметали около дворов и всю улицу, складывали дрова

- березки ставили к окнам, а веточки втыкали в наличники

ПАСХА

- на Пасху ребятишкам давали по одному яйцу

ЗИМНИЕ ОБРЯДЫ

- зимой пряли и пели колядки

ТРОИЦА

- в старину гулянье было на мосту

Репортаж

 

Белозерский район,

Шольский с/с,

Д.Мартыново

17.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Смирнова Ольга Александровна, 1923 г.р., род. – д. Поповка

 

5.

О свадебном обряде:

 

- сваха высватывала невесту

- после сватовства приходит жених, уговаривает невесту

- после сватовства невеста неделю или две готовит приданое

- молодежь собирается на девишник – гуляют, веселятся

- для причитаний нанимали женщину;

- на свадьбе старушка запевала песню, остальные подпевали, молодые и гости кидали им деньги

- дети в свадьбу сидели на печке, смотрели

- у невесты на голове были цветы

- девушкам за песни давали деньги, они их делили

 

репортаж

6.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- родные и соседи по покойнику причитали

- покойнику деньги клали в гроб – выкупают место покойнику; в поминки на эти деньги покупают угощение

- в могилу кидают медные деньги, «светлые» деньги не кидают

- в гроб деньги кладут – «вынос покойника надо выкупить»

- в могилу деньги кидают – место выкупают покойнику, эти деньги идут покойнику

- перед тем, как закрыть гроб, покойнику кладут на грудь землю с могилы

- когда гроб опустят, в могилу землю кидают

- в могиле над гробом настилают «покрышку», под гроб стелют еловую хвою

- в гроб настилают вату или листья от веника; в подушечку набивают листья от веника; веники – те же, что и для бани

- прутья от веника, белье от умершего жгут после того, как покойника унесут

- до 40 дней после покойника все надо очистить

- 40 дней после похорон умерший находится дома

- сразу после похорон ставят столбик или крест; крест несут вместе с гробом; памятник ставят после 40 дней

- сейчас на кладбище ставят столики; раньше прямо на могилку расстилали салфетку и на нее клали поминанье

- для поминанья на кладбище была специальная салфетка

- в поминальные дни на кладбище обязательно носили рыбный пирог, поминали пивом или вином

- Покров – «для покойника самый дорогой праздник»

- в день рождения умершего его нельзя поминать, ходить на могилку – они сами справляют

- поминать надо в «умёрший» день – годовщину

- поминают в 9, 20, 40 дней, год

- на 3 день после похорон покойнику носят обед – «он ждёт»

- когда поминают, говорят: «Пришли тебя проведать в твой урошный день, сёдни твой праздник», кланяются, крестятся

- здесь в поминанье могилки не крестят

- перед погребением покойнику песочком из церкви высыпают крестик на груди, кругом обсыпают и затем закрывают крышкой; здесь церкви нет, поэтому покойнику посыпают на грудь песочком с могилы (не крестом)

- покойника хоронят к родственникам

- день рождения умершего – это «ихной праздник»

- в Покровскую субботу ходят на могилки, поминают

 

репортаж

7

О календарных обрядах:

 

- здесь Покровская церковь

ОТЖИНКИ

- в Хролы убирают весь урожай, несут в избу последний сноп, ставят в передний угол и делают праздник – 2 дня гуляли

- старики варили на конец уборочной пиво

 

Репортаж

 

 

Продолжение репортажа о календарных обрядах:

 

- на отжинки каждый хозяин приносил последний сноп, ставил в передний угол

- женщины кувыркались через голову, когда первый гром гремит, говорили: «Журавли прилетят»

СВЯТКИ

- кудесами ходили: в хорошую одежду одевались – лицо закрывали,

- «медведь» девок хватал, теребил

- «покойника» приносили: вокруг покойника кадилом машут, плачут; потом «покойник» вскакивал и всех ловил; женщина покойником рядилась, ее приносили на скамейке: зубы из картошки делали, лицо мукой мазали

БЕСЕДЫ

- детей до 12-13 лет на беседы не пускали

- на беседах плясали, пели песни, пряли, вязали, вышивали

- для беседы просили у старушки избу, платили за нее деньгами

- на беседу кроме молодежи приходили молодые мужики и женщины

- плясали «Русского», «Ланчика» на 4, 6, 8  пар; в «Ланчике парни крутили девушек

  

 

8

У милово матка злая,

Злая лиходеечка

Откалдавывать ходила –

Не жалела времечка

 

- внач. ком.: на жниве пели коротенькие песни

- текст

 

Частушка

9

Скоро, скоро я уеду,

Увезу и славушку

Наживай-ко, дроля милой,

Новую сударушку

 

- напев жнивной

 

Частушка

10

Я иду, а милый пашет

Чёрную земелюшку

Подошла, ему сказала

Запаши изменушку.

 

- напев плясовой

- комм.: когда идёшь

 

Частушка

11

Говорят: мине измена

Ну и што из этово

Я и раньше не надеялась

На дролю этово

 

- напев жнивной

- комм.: это жнут; голос громкий был – «заорём»

 

Частушка

12

Об исполнении частушек на работе:

 

- каждая свою песню поёт на своем участке; «поёшь, дак как будто тибе помога[е]т писня-та»; жали, пока роса не станет

- на лесоповале песни не пели – работали; норму выполнишь – 600 гр хлеба давали, не выполнишь – 400 гр – перевыполнишь – 800 гр

- в лесу песни не пели

 

Репортаж

13

Под кустом сижу

Загусту варю

 

- внач. комм.: птица-«подкустник» пела

- текст; повтор – текст

- повтор – интонир.текст

- комм.: выговаривает, как человек

- повтор – напев

 

Имитация крика птицы

14

О своей жизни

 

- раньше в лесу аукались;

- в колхозе давали день, чтобы сходить за клюквой

- рожала сама, без помощи – сама и пуповину резала, послед зарывали

 

репортаж

15

Вы хотите – говорите –

Славы не составите

Меня такую боевую

Плакать не заставите

 

- текст

 

Частушка

16

Песенки пою не я,

Поёт досадушка моя

С песенок росстроюся –

Не скоро успокоюся

 

- интонир. текст

 

Частушка

17

Милый в армию поехал –

Я ходила провожать

На прощанье наказала:

На границе не дремать

 

- комм.: когда ходишь; на жниве мотив другой 

 

Частушка

18

На германскую границу

Накидаю ёлочёк,

Молодые командиры,

Опустите дролечёк

 

- комм.: «это на жниве»

 

частушка

19

Говорят, што не умею

Дорогово уважать

Не умею потому –

Не подчинённая ему.

 

- жнивной напев

 

частушка

20.

Я плясать-то не умею

Знаю, што не хорошо,

Если нету дорогово,

Осмеют, дак хоть бы што.

 

- внач. комм.: есть частушки с перерывом

- комм.: это, когда пляшут под гармонь;

 

частушка

21

Под пляску

 

- внач. комм.: если нет гармони, пляшут под язык

- фрагм.; повтор – фрагмент

- комм.: могли под сковороду плясать; в сковороду играли ребята палочками

 

Наигрыш под язык

22

Из кармана вата-вата,

Из кармана вата-вата

 

- комм.: старушки играли кудесам

 

Плясовая под язык

23

Пляши, сотона,

Да пляши бешеная,

Ты пляши, сотона

Да роспотешеная.

 

 - комм.: это коротенькая

 

Плясовая (частушка)

24

Ты пляши, пляши, онуча,

Пляши, лаптева сестра,

Ты пляши, онуча с лаптем,

Хоть до самово утра.

 

- комм.: «нету музыки, дак под эти» пляшут; это не частушки, а «тыры-тыры»; девушки по несколько человек плясали

 

Плясовая (частушка)

25

О скотоводческих обрядах:

 

- мать посылала детей телят пасти

- пастух ходит по домам по очереди, в каждом доме его кормили, давали одежду, давали с собой обед

- пастух играл на барабане, в рожок не играли

- весной скотину обходят: пастух берет отпуск, ходит кругом стада с иконой, решетом, караваем хлеба, читает по листку, на кого отпуск – выкрикивает имя этой коровы; обходит три раза

- корову зовут по имени, они хорошо имя понимают

- овец зовут: «Серка, серка», «Белька, белька»,

 

Репортаж

26

Моли, моли, моли

 

Закликание куриц

27

Сера, сера, сера, сера, сера, сера

Серка, серка, серка

 

Закликание овец

28

Бурша, бурша, бурша, бурша

 

Закликание барана

29

Красуля, Красуля

Майка, Майка, Майка

 

Закликание коровы

 

30

Моля, Моля, Моля, Моля

 

- корова свое имя понимает

 

Закликание коровы

31

Эх, дубинушка, ухнём!

Пошла! Идёт!

 

- комм.: мужики пели «Дубинушку»; это песня была; старики запоют, голос по лесу раздаётся

 

Трудовой выкрик

32

Эй, дубинушка, взяли!

ухнём! ухнём! Пошла!

 

- комм.: это старинные мужики пели; когда запевала крикнет, все багры спускают и толкают лес

Трудовой выкрик

 

Белозерский район,

Шольский с/с,

д.Поповка

17.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Сухарева Евдокия Андреевна, 1920 г.р., род. с Пондалы Бабаевского р-на (вепсянка)

 

33

Об исполнении причитаний, частушек

 

- мама пела и причитала по-вепсски, а сама поёт по-русски,

- мотивы вепсских и русских причитаний одинаковые

- сама причитала по мужу о своем горе

 - на жниве, когда бабы уйдут, девушки короткие песни пели; пели, когда домой шли, чтобы было слышно в деревню

 

репортаж

34

Не ходите, девки замуж,

Как моя головушка,

Лучше деверя четыре,

Чем одна золовушка

 

- текст

 

Частушка

35

Не ходите, девки, замуж

Не за милово дружка

Лучше в риченьку катитце

Со крутово бережка

 

- текст

 

Частушка

36

Не ходите, девки замуж,

Замужем не шуточка,

Через двадцать две нидельки

Не сойдётцы юбочка, Э-ых!

 

- напев

 

Частушка

37

Запевай, товарка, песни,

Запевай резовые,

Да нам резово запевают

Супостатки новые

 

- напев

 

Частушка

38

Под песни

 

- фрагм.

- повтор с частушками:

 

- А я плясать-то не умею,

Не умею не <нрзб>

Да ково на сердце имею

Не забуду некогда

 

- Под горой стоит больница

Да под горой приёмная,

Да ну-ко, дроля, погуляем,

Пока ночка тёмная.

 

- комм.: в деревне гармонисты и балалаечники были

 

Наигрыш под язык с частушками

39

Пастушеский сигнал

 

- фрагмент

- комм.: это лошадей гоняла

- повтор – фрагмент

 

Имитация игры на барабане

40

Пастушеский сигнал

 

- комм.: пастушка «знала» - не ходила за коровами, они сами приходили, помогала – умела колдовать, дочь у нее тоже умела колдовать

 

Имитация игры на барабане

 


 

Белозерский район,

Шольский с/с,

д.Сосновый Бор

18.08.04

 

Зап. Кулев А.В., Гончарова Н.В.,

Воротникова Н.С.

Исп.: Иванова Зоя Александровна, 1935 г.р.

 

41

О знахарстве:

 

- сама людям помогает

- сама ребенку помогла

- люди должны к бабушке обращаться, бабушке не положено навязываться, чтобы вылечить человека

- Зинаида Курочкина от кил помогает

- сама заговаривает грыжу, оговор, сглаз, мастит, злокачественную опухоль

- сама вылечила у женщины рак пищевода: прочитала три раза «слова»,  дала выпить водки, женщине стало легче

- рассчитываются конфетами, яблоками – положено рассчитаться за лечение

- женщина, которой вылечила рак, послала валенки, оставила деньги под клеенкой

- деньгами не положено за лечение брать

 

 

репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198