Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 164

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Артюшинский с/с

д. Ульянкино

26.08. 04.

 

Зап. Кулёв А. В., Львова Н.

 

Исп.: Ганин Сергей Александрович, 1928 г.р., род. - д. ?

 

1.

О календарных обрядах:

 

- праздновали Преображение, Пасху, Покров

- в Масленицу раньше катались на лошадях, парни катали девушек

- в Пасху бились яйцами, качались на качелях

- в Преображение на гулянье приходило много народу

- гуляли по деревне, пели песни

ДРАКИ

- могли случиться драки, дрались кастетами

- некоторые парни делали трости с загнутой ручкой

- носили с собой ножи

ПЛЯСКИ

- плясали «русского», «ланчик»

- была пляска «болван», в которую набирали всех по одному, парни приглашали своих девушек

- на праздники варили пиво из ржаного солода

СВЯТКИ

- в Святки ходили «кудесам», наряжались в рваную одежду, выворачивали шубы

- «кудеса» ходили по домам, плясали, хозяева их угощали

- в Святки шутили, собирали со всей деревни сани, примораживали веревки

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу воровали веники из бани и на пруду сжигали

- называли «широкая Масленица»

- гуляли 3 дня

- в первый день катались на лошадях, ходили в церковь

 

Репортаж

2.

Зародилась коледа

Накануне Рожества,

Хто не даст перога,

Тому курица одна,

Тому курица одна

Да и та без хвоста,

Хто даст перога,

Тому двор живота

 

- текст

- комм.: хозяева давали пирогов

- молодёжь стояла под окном и пела, могли петь и женщины

- повтор

- комм.: есть еще куплет

 

Колядка

3.

Некрута гуляют тихо,

Одоляет скука их,

Оне Родины лишаюца

И матушок своих

 

- текст

 

Частушка

4.

Некрута, вы, некрута,

У вас дорожка не туда,

У вас дорожка бережком,

А до Череповца пешком

 

- текст

- комм.: рекруты ходили пешком

 

Частушка

5.

О рекрутских обрядах:

 

- рекруты катались на лошадях по деревне

- в других деревнях рекруты сгибали березку и завязывали ее ленточкой, если парень возвращался, то снимал эту ленту

- рекруты гуляли весело, варили пиво, ходили друг к другу в гости

 

Репортаж

6.

Некрута, некрутики

Ломали в поле прутики,

Ломали да и ставили,

Жалели да оставили

 

- текст

- комм.: рекруты пели под гармонь,

- девушки провожали рекрутов до военкомата

 

Частушка

Вологодская область,

Белозерский район,

Артюшинский с/с

д. Ульянкино

26.08. 04.

Зап. Кулёв А. В., Львова Н.

 

 

 

 

 

Исп.: ? Лидия Федоровна??

 

7.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- раньше причитали по покойнику

- причитали, когда покойник лежал в доме, потом, когда выносили, а потом на кладбище

- в поминки и в урочные дни причитали и говорили какие-то слова

- поминали в полгода и в год

 

Репортаж

8.

Ты куда, да снарядилася,

Ты куда, да бело намылася,

Во сыру, да земельку-матушку,

В глубокую могилушку

 

- текст

- комм.: так говорили, перед тем, как покойника вынесут

- по родным причитали, или просто плакали

 

Похоронное причитание

9.

Мы пришли да в цисто по-олё,

Мы пришли, да к могилушке глубокой,

Мы пришли, да к могилушке широкой,

 

Ты росколись-ко доска дубовая

- текст, напев

- комм.:так причитали на 40 день на кладбище, когда звали с кладбища домой

 

Поминальное причитание

 

10.

Ты пойдём-ко Зина милая,

Да ты у нас да насидке-елася,

Да ты нанас да на-а гледеласе,

Да тебя отпустили да не надолгишко

 

- текст, напев

- внач. комм.: после поминок нужно было покойника проводить обратно на кладбище

- комм.: из дома все выходили и провожали, угощение, которое готовили для покойного, вываливали на дорогу

 

Поминальное причитание

11.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда покойного увозили из дома, все плакали, кто умел, причитал

- причитали не все сразу, а по очереди

- раньше была старушка, которая умела причитать, она встречала покойного у ворот в 40 день причетами

 

Репортаж

12.

Заходите, Римма Васильевна

 

- фр. текст

- комм.: так встречали покойного

- первыми должны заходить те, кто покойника звал с кладбища

 

Поминальное причитание

13.

Мы пришли да в цисто по-олё,

Мы пришли, да к могилушке высо-окой

Да на могилушку да-а широкую,

Ты пойдё-ом, да с нами, милая

Ты пойдё-ом-ко на гостё-обушку

 

- текст, напев

- внач. комм.: покойного приглашали с кладбища

- комм.: все плачут

 

Поминальное причитание

14.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

ПРИЧЕТЫ

- причитали по-разному, учились одна у другой

- напев выучила от женщины из деревни Буброво

- слова узнавала от разных людей и запоминала

- мотивы причетов у всех разные

ВЫНОС

- покойного выносили обычно чужие мужчины

- на кладбище, когда привозят и зарывают, свои причеты

ПОМИНКИ

- накануне поминальных дней топили баню и носили одежду для покойного

- баню топили днем, к ввечеру

- в поминальные дни покойного звали за стол, считали, что он приходит

- в день похорон топили баню, где мылись родственники, после чего садились за стол поминать

- летом в дом после похорон не заходили, пока не вымоются в бане

- причитать по покойному заведено с давних времен

- накануне урочных дней ходят «силеть», пьют чай, разговаривают

- покойному кладут на тарелку угощение и до 40 дней оставляют

- когда покойник лежит в доме, не спят и свет не выключают

- выносят покойного ногами вперёд

- гроб с покойным при выносе ставят на пороге, потом в сенях, а потом у крыльца дома

- после покойного всё в доме прибирают

- до 9 дня нужно поменять или постирать занавески

- после того, как покойного вынесут, переворачивают всё в доме вверх ногами

(запись испорчена, увеличенная скорость)

- как только человек умер, его моют и одевают в новую одежду

- воду после обмывания выливают на улицу

- постель и одежду покойного сжигают в огороде

- до того, как покойного положат в гроб, он лежит на досках

- раньше в гроб клали листья с березовых веников, этими же листьями набивали подушки

- раньше покойного клали на стол, который стоял в переднем углу

- те, кто не идет провожать покойника до кладбища, доходят до конца деревни

- до кладбища покойного везли на лошадях

- гроб в могилу опускают на веревках, а раньше – на полотенцах

- на кладбище покойного несут головой к дороге, а ногами к кладбищу

- крест ставят на могиле ближе к ногам

 

Репортаж

15.

Сам за рекой, к нам не ногой

 

- комм.: так говорила родственница из Владимирской области, чтобы покойник не ходил

 

Приговор

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198