Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 181 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с п. Мегринский 21.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Богачёва А. К. |
Исп.: Гоголева Зоя Павловна, 1924 г.р., род. – с. Мегра
1. |
- когда работала в школе, директор настаивал на том, чтобы увеличить нагрузку, сама не хотела ее брать, а перед этим приснился сон: грузовая машина ехала задом прямо на нее, а сзади находилась стена, и для того, чтобы машина не переехала, пришлось собрать все усилия и остановить ее руками
|
Репортаж
|
|
|
2. |
О представлениях и верованиях:
- сестра забывала поздравить мать с днем рождения, а после ее смерти на 20 день пришла под окно в том же платье, в котором была похоронена, для того, чтобы дочь не забыла ее помянуть - после смерти сына осталось его одеяло, однажды дала одеяло другому сыну, а после того, как он ушел рано утром на работу, показалось, что ее накрыли этим одеялом, и стало тепло, сама посчитала, что это приходил погибший сын
|
Репортаж |
|
|
3. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- умерших поминают на 9 день, 3 недели, 40 дней, полгода и год - до 9 дня ежедневно ходят на кладбище - на 40 день покойника провожают, выносят на улицу еду и питье и выбрасывают на дорогу по направлению к кладбищу - перед покойником по дороге на кладбище сыплют крупу, чтобы покойник не ходил домой - в поминальные дни на кладбище носят угощение, сами едят и покойному оставляют - на поминки варят кутью из риса и изюма и варят кисель
|
Репортаж |
|
|
4. |
О представлениях и верованиях:
- женщина пошла в лес, а соседка сказала в след: «леший понеси», и женщина заблудилась, потом рассказывала, что когда становилось холодно, по пути ей попадались сундуки с одеждой
|
Репортаж |
|
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с п. Мегринский 21.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Богачёва А. К. |
|||
|
|
|
|
|
Исп.: Мухина Антонина Игнатьевна, 1917 г.р., род. – д. Гусево Карповского с\с
(треки 9,10,11 – запись испорчена)
5. |
СВЯТКИ - «соцœльник» – последняя ночь перед Рождеством, ходили «маскированные» (ряженые) - пели каледу - «маскированные» могли петь плясать - ночью стаскивали в одно место все то, что находили во дворах – дровни, дровешки, корзины, ведра – и складывали в большую кучу, как стог и называли это «базар» - закрывали двери, чтобы хозяева не могли выйти - наряжались так, чтобы никто не узнал, закрывали лицо - на веревке или на цепочке приводили «медведя», который всех мазал сажей - наряжались «кузнецом» и приходили девок подковывать – стаскивали валенки и по ступне скоблили рашпилем - наряжались во все белое - привозили в кузове на санках маленьких детей и предлагали купить поросят, обливали детей водой, чтобы те визжали, как поросята
|
Репортаж |
|
|
6. |
- коров пас пастух - пастух играл на барабане - овец пасли поочередно
|
Репортаж |
|
|
7. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в поминальные дни покойного встречали на крыльце с выпивкой и закуской - раньше встречали с молитвами
|
Репортаж |
|
|
8. |
- на беседы приходили с прялками - плясали на 2 пары кадриль - на 4 и больше пар плясали «ланчик», в середине «ланчика» ходили «перебором» - по окончанию пляски парень и девушка друг другу кланялись
|
Репортаж |
|
|
9. |
- в Егория – 6 мая выпускали коров, хозяйки пригоняли своих коров на большой луг, где пастух с решетом и барабаном обходил все стадо 3 раза, каждая хозяйка стояла с веткой возле своей коровы, после того, как коров отправляли на пастбище хозяйки несли ветки домой и втыкали в хлеву под матицу, чтобы коровы ходили домой - пастуху в решето каждая хозяйка клала по яйцу, в решете так же находилась икона - сама слышала, что раньше хозяйка перед выгоном обходила свою корову в хлеве
|
Репортаж |
|
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с п. Мегринский 21.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Богачёва А. К. |
|||
|
|
|
|
|
Исп.: Смирнова Мария Александровна, 1925 г.р., род. – д. Норова Гора Панинского с\с
10. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- если собака лает мордой вниз – к покойнику, если вверх – к пожару (треки 21, 22, 23, 24 – испорчены)
|
Репортаж |
|
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с п. Зарецкая 22.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Самойлова Е. В. |
|||
|
|
|
|
|
Исп.: Маркова Мария Матвеевна, 1922 г.р., род. – д. Герасимово Ухтомьярского с\с
11. |
ПРАЗДНИКИ - в праздники гуляли несколько дней в разных деревнях, случались драки - молодёжь гуляла по деревне, а люди более старшего возраста ходили в гости - 10 октября – Соловецкие, 14 – Покров - до Соловецких старались закончить все работы и гуляли целую неделю ПЛЯСКИ - плясали «русского», «ланчик» - «ланчик» плясали на 4 пары - плясали «Семеновну» - сама была хорошей плясуньей – «на славе» БЕСЕДЫ - молодёжь собиралась в разных домах, пели, плясали, девушки приходили с прялками, парни садились с ними рядом или на колени - на беседах сидели с лучиной, та девка, у которой в доме беседа, должна была заранее приготовить лучину на весь вечер - на беседах ели рябину - парни могли поджечь девушкам кудель на прялке - на беседах играли в игру – парень и девушка садились на скамейку и одновременно поворачивались, если в одну сторону, то целовались, этой игрой командовала девушка - на беседы приходили парни и девушки из других деревень
|
Репортаж |
|
|
12. |
Суженой-ряженой, приходи с миня носки снимать
- внач. комм.: девушки гадали на женихов, на ночь клали под подушку носки и говорили - комм.: бывало так, что присниться тот, за кого замуж выйдешь
|
Приговор |
|
|
13. |
- под подушку могли положить носовой платок, чтобы суженый пришёл его просить или мыло, чтобы суженый пришёл мыться - могли гадать на картах - ходили слушать в баню или на перекресток, очерчивались кругом - под подушку клали платок и звали суженого его снимать
|
Репортаж |
|
|
14. |
Суженый-ряженый, приходи волосы расчёсывать
- комм.: клали под подушку расчёску
|
Приговор |
|
|
15. |
- святки длились с Николы – 22 декабря до Крещения – 19 января - «соцэльник» – ночь накануне Рождества, в эту ночь гадали: жгли бумагу и смотрели на тень от пепла
|
Репортаж |
|
|
16. |
Тому двор живота, Кто не даст перога, Тому кошка в окошко, Гнилые глаза
- фр. текст. - внач. комм.: ходили с каледой, пели у каждого дома - комм.: хозяева специально что-нибудь пекли и выносили, боялись плохого - повтор.
|
Колядка |
|
|
17. |
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ: - слушали, о чем говорят в домах - гадали на дороге, очерчиваясь кругом, из которого нельзя было выходить - приносили из колодца воду, наливали ее в бутылку и загадывали на суженого РЯЖЕНЫЕ - ряженых называли «кудеса», они наряжались в старинные сарафаны и рубахи - могли нарядиться «цыганом» или страшно - «кудеса» мазались сажей, наряжались «покойником», который приходил на беседу и девок пугал, обещал задавить, если будут плохо себя вести - наряжались «медведем» или «лошадью», которая заходила в избу и ржала, голова и хвост были от настоящей лошади, «лошадь» за узду приводил мужик, подгонял ее погонялкой - «кудеса» приходили на беседу, плясали, за это им давали гостинцы - в «соцельник» стаскивали в одну кучу сани, закрывали трубы, раскатывали дрова, подпирали ворота бревнами, замораживали водой, в трубу могли опустить перо на нитке, чтобы дым не выходил
|
Репортаж |
|
|
18. |
- внач. комм.: когда слушали на дороге, зачерчивались, а когда уходили, говорили слова
|
Приговор |
|
|
19. |
СВЯТКИ - бросали с ноги валенок - спрашивали имя у первого встречного мужчины, какое он назовёт, так и мужа будут звать - для тех, кто пел «каледу» пекли специальный круглый хлеб - наряжались «цыганам» и ездили по деревням ПРАЗДНИЧНАЯ ПИЩА - на праздники пекли «таболки» из пресного теста с начинкой - замешивали толокно и называлось это «загуста» СВЯТКИ - в последний день Святок – 18 января не веселились, это считалось грехом - перед Крещением закрещивали двери – мелом или карандашом рисовали на дверях крест, чтобы никакие черти зайти не могли - «кудеса» меняли голоса, закрывали лицо, могли делать маски из бересты, делали клюв, если наряжались «птицей», «клювом» могли больно ткнуть или порвать одежду - ряженый «медведем» катал девок по полу, его приводили на веревке - покойник» одевался во всё белое и пугал, девок заставляли по нему причитать БЕСЕДЫ - на беседы ходили в каждую избу по очереди - раньше на беседы маленькие не ходили, а потом стали ходить вместе с подростками - на беседах шутили
|
Репортаж |
|
|
20. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- после смерти, покойного обмывали и клали на стол - если умели, то прочитали - пока покойник был в доме, возле него по ночам сидели и говорили о нем - головой покойного клали в передний угол - в гроб покойному клали то, что он любил при жизни, если курил, то папиросы и спички; клали мыло и мочалку, которой его обмывали - щепки, оставшиеся после изготовления гроба сжигали за деревней и смотрели, в какую сторону дым, если на деревню, то будет еще покойник - покойник считался преданным земле, когда его, лежащего в гробу, окуривали - до 40 дней душа ходит по земле - одевать покойного нужно в то, что он просил надеть перед смертью, если одеть его во что-то другое, то он будет сниться и покоя не даст - к ночи покойник может показаться; обязательно нужно креститься - после 40 дня покойников с того света не отпускают, до этого времени покойник должен пройти по всем местам, где он бывал при жизни - до 40 дня нельзя раздавать вещи покойника - А.Ф. приснился во сне муж, который при жизни работал в паспортном столе и сказал, что там он тоже работает – прописывает людей на тот свет и получает за это деньги, в другой раз приснился и пожаловался на холод, тогда мать сходила и подкопала в могилу тёплые штаны - после смерти людей по заслугам распределяют, кого в рай, а кого в ад - если человек покончил жизнь самоубийством, то его хоронили вне кладбища - некрещеных младенцев хоронили на кладбище, т.к. они безгрешны ПРИЧИТАНИЯ - причитали, когда человек умирал - в причитаниях жаловались на судьбу (треки 62, 63, 64 – запись испорчена)
|
Репортаж |
|
|
21. |
Тибе домик приготовлено, Тибя свезут да на светло местицо Где тело бело будет схоронено
- текст - внач. комм.: причитали, когда клали покойного в гроб - комм.: после того, как покойника, положат в гроб, окуривают угольками
|
Похоронное причитание |
|
|
22. |
Тибе житьё-то не понровитцы, Там роботой не загружёный Найдёт у вас свой белый свет
- фр. текста - внач. комм.: причитали, когда выносили покойного из дома - комм.: когда выносили, причитали немного, причитали о своём горе
|
Похоронное причитание |
|
|
23. |
Как мне жить да бедной горькой, Нет у мня топерь помощничка, Нет у мня главной головушки
- текст
|
Похоронное причитание |
|
|
24. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на годовщину смерти родственники ходят на кладбище, но не причитают, а просто зовут домой - накануне топят баню, готовят бельё, потом моются сами - родителями называют всех умерших предков
|
Репортаж |
|
|
25. |
Спасибо, водичка-матушка, намыла и начистила
- внач. комм.: когда в бане помоются, так говорят
|
Приговор |
|
|
26. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда умер зять, то поминки на 40 день отмечали в городе, набрали в ванну воды и собрали стол - на поминках обязательно должен быть кисель и кутья - покойника нужно позвать до полудня, т.к. ему только в это время можно приходить - то, что приносят на кладбище, ест не один покойный, а все умершие родственники - поминать нужно тем, что любил покойный - на поминках должен быть рыбный пирог – поминальная пища, разрезать этот пирог нельзя, только руками ломать - на кладбище тоже нельзя ничего ножом резать - угощенье покойному кладут ближе к голове, к ногам и на живот нельзя
|
Репортаж |
|
|
27. |
Птички Господни, помяните моего мужа милова
- внач. комм.: на могилку сыплют зерно, чтобы птицы помянули
|
Приговор |
|
|
28. |
О представлениях и верованиях:
- птицы - вещие - перед смертью сына в окно долго стучалась птица - все птицы хорошие, кроме вороны - перед смертью мужа каркала ворона на столбе
|
Репортаж |
|
|
29. |
- мужа в причетах называла по имени отчеству - причитала так, что когда позвали причитать соседи, то все плакали
|
Репортаж |
|
|
30. |
На плошшадь на широкую, Ко могилушке глубокие, Опушу, да свой жисён голос На приметное, на местичко
- текст - внач. комм.: причетом покойного приглашали в баню - комм.: в причете упоминали тех, кто не смог приехать на поминки
|
Поминальное причитание |
|
|
31. |
За столы, да ты за светлые, За салфетки, за красивые, Угошшать да будём потшевать Ты у нас да дорогим гостем
- текст - внач. комм.: в урочные дни покойного приглашали за стол
|
Поминальное причитание |
|
|
32. |
А ты во парную во баёнку, Ой, баёнка тибе истоплена Всё тибе, ла приготовлено
- фр. текста, напев - внач. комм.: приглашали покойника в баню - комм.: причитали голосом
|
Поминальное причитание |
|
|
33. |
Вы садите гостя милово Ой, за столы, да за высокие, За салфетки, за красивые
- напев. - внач. комм.: в урочные дни причитали, когда приглашали покойного домой - комм.: покойного провожали до 12 часов ночи без причета, просто словами
|
Поминальное причитание |
|
|
34. |
- когда провожали парней в армию, то по ним не причитали, а просто плакали и их крестили
|
Репортаж |
|
|
35. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- накануне урочных дней после бани покойному стелили постель, как будто он оставался ночевать - когда покойника провожали, то не причитали, покойник сам знает время, когда ему уходить - на постель покойника никто не ложится; некоторые оставляют эту постель до 40 дня - если покойному на поминках положить грязную посуду, то он будет сниться и беспокоить - около умывальника покойному весят отдельное полотенце, которым никто не пользуется
|
Репортаж |
|
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Зарецкая 22.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Богачёва А. К. |
|||
|
|
|
|
|
36. |
- комм.: в деревне Андозеро особый наигрыш
|
Наигрыш на гармони |
37. |
- повтор - комм.: под драку играют по-другому, другие басы и перебирают иначе
|
Наигрыш на гармони |
38. |
- комм.: «русского» начинают потихоньку
|
Наигрыш на гармони |
39. |
- комм.: для парней играют пореже, чем для девушек
|
Наигрыш на гармони |
40. |
- комм.: мехом водят чаще и резче - игра зависит от того, как пляшут
|
Наигрыш на гармони |
41. |
- под пляску «русского», «ланчик» медленно играть не нужно - старики на праздниках плясали более степенно, не топали - женщины могли плясать резко, сильно топать, хорошая плясунья хорошо дробили
|
Репортаж |
42. |
- гармони были разные; на правой клавиатуре 2 ряда клавиш, на левой – 2 или 3 ряда - на беседах гармонисты играли по очереди - некоторые плясуны предпочитали игру одного гармониста другим - у кирилловской гармони и у «вятки» строй разный - планки у гармони были из меди, алюминия или бронзы, лучше всех играли медные планки
|
Репортаж |
43. |
БЕСЕДЫ - после беседы гармонисты могли ходить по деревне с песнями, и за это никто не ругался, когда ходили по улице, плясали «русского» - после Пасхи делали качели в овинах и качались на них по вечерам ИГРЫ НА БЕСЕДАХ - молодежь играла в игры с поцелуями: парень с девушкой сидели спиной друг к другу и по команде поворачивались, если поворачивались в одну сторону, то целовались - играли «в потёмки»: с завязанными глазами парень должен был в кругу найти ту девушку, которая ему нравилась, при этом можно было дотрагиваться до девушек рукой, а девушку ходили по кругу КАЛЕНДАРНЫЕ праздники - самый большой праздник – «Хролы» 31 августа, в деревню приходили гости с 4 сельсоветов, гуляли по 4-5 дней - на этот праздник пекли «хролы» – шарики из сдобного теста размером с яйцо, пекли их в печке на сковороде, подавали к чаю - в праздники молодежь гуляла отдельно от стариков - в д. Карпово праздновали Покров - на праздники ходили в гости к родственникам в другие деревни - на праздники варили пиво из ржаного солода - на «Хролы» варили общее пиво колхозом - рожь проращивали, сушили, потом мололи и из получившегося солода варили пиво, на деревню варили по 5 ушатов пива, солод кипятили в котле, пока не потемнеет, потом в деревянный «шшан» клали солому и выливали, после того, как остынет, сцеживали в кувшины, и пиво там ходило, в этих же кувшинах пиво и хранилось |
Репортаж |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |