Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 181

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

п. Мегринский

21.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Богачёва  А. К.

Исп.: Гоголева Зоя Павловна, 1924 г.р., род. –  с. Мегра

 

1.

Вещий сон:

 

- когда работала в школе, директор настаивал на том, чтобы увеличить нагрузку, сама не хотела ее брать, а перед этим приснился сон: грузовая машина ехала задом прямо на нее, а сзади находилась стена,  и для того, чтобы машина не переехала, пришлось собрать все усилия и остановить ее руками

 

Репортаж

 

 

2.

О представлениях и верованиях:

 

- сестра забывала поздравить мать с днем рождения, а после ее смерти на 20 день пришла под окно в том же платье, в котором была похоронена, для того, чтобы дочь не забыла ее помянуть

- после смерти сына осталось его одеяло, однажды дала одеяло другому сыну, а после того, как он ушел рано утром на работу, показалось, что ее накрыли этим одеялом, и стало тепло, сама посчитала, что это приходил погибший сын

 

Репортаж

 

3.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- умерших поминают на 9 день, 3 недели, 40 дней, полгода и год

- до 9 дня ежедневно ходят на кладбище

- на 40 день покойника провожают, выносят на улицу еду и питье и выбрасывают на дорогу по направлению к кладбищу

- перед покойником по дороге на кладбище сыплют крупу, чтобы покойник не ходил домой

- в поминальные дни на кладбище носят угощение, сами едят и покойному оставляют

- на поминки варят кутью из риса и изюма и варят кисель

 

Репортаж

 

4.

О представлениях и верованиях:

 

- женщина пошла в лес, а соседка сказала в след: «леший понеси», и женщина заблудилась, потом рассказывала, что когда становилось холодно, по пути ей попадались сундуки с одеждой

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

п. Мегринский

21.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Богачёва  А. К.

 

 

 

 

 

Исп.: Мухина Антонина Игнатьевна, 1917 г.р., род. –  д. Гусево Карповского с\с

(треки 9,10,11 – запись испорчена)

 

5.

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- «соцœльник» – последняя ночь перед Рождеством, ходили «маскированные» (ряженые)

- пели каледу

- «маскированные» могли петь плясать

- ночью стаскивали в одно место все то, что находили во дворах – дровни, дровешки, корзины, ведра – и складывали в большую кучу, как стог и называли это «базар»

- закрывали двери, чтобы хозяева не могли выйти

- наряжались так, чтобы никто не узнал, закрывали лицо

- на веревке или на цепочке приводили «медведя», который всех мазал сажей

- наряжались «кузнецом» и приходили девок подковывать – стаскивали валенки и по ступне скоблили рашпилем

- наряжались во все белое

- привозили в кузове на санках маленьких детей и предлагали купить поросят, обливали детей водой, чтобы те визжали, как поросята

 

Репортаж

 

6.

О пастушеских обрядах:

 

- коров пас пастух

- пастух играл на барабане

- овец пасли поочередно

 

Репортаж

 

7.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в поминальные дни покойного встречали на крыльце с выпивкой и закуской

- раньше встречали с молитвами

 

Репортаж

 

8.

О беседах:

 

- на беседы приходили с прялками

- плясали на 2 пары кадриль

- на 4 и больше пар плясали «ланчик», в середине «ланчика» ходили «перебором»

- по окончанию пляски парень и девушка друг другу кланялись

 

Репортаж

 

9.

О скотоводческих обрядах:

 

-  в Егория – 6 мая выпускали коров, хозяйки пригоняли своих коров на большой луг, где пастух с решетом и барабаном обходил все стадо 3 раза, каждая хозяйка стояла с веткой возле своей коровы, после того, как коров отправляли на пастбище хозяйки несли ветки домой и втыкали в хлеву под матицу, чтобы коровы ходили домой

- пастуху в решето каждая хозяйка клала по яйцу, в решете так же находилась икона

- сама слышала, что раньше хозяйка перед выгоном обходила свою корову в хлеве

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

п. Мегринский

21.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Богачёва  А. К.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Смирнова Мария Александровна, 1925 г.р., род. –  д. Норова Гора Панинского с\с

  

10.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- если собака лает мордой вниз – к покойнику, если вверх – к пожару

(треки 21, 22, 23, 24 – испорчены)

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

п. Зарецкая

22.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Самойлова Е. В.  

 

 

 

 

 

 

Исп.: Маркова Мария Матвеевна, 1922 г.р., род. –  д. Герасимово Ухтомьярского с\с

Сорокина Алевтина Федоровна

 

11.

О календарных обрядах:

 

ПРАЗДНИКИ

- в праздники гуляли несколько дней в разных деревнях, случались драки

- молодёжь гуляла по деревне, а люди более старшего возраста ходили  в  гости

- 10 октября – Соловецкие, 14 – Покров

- до Соловецких старались закончить все работы и гуляли целую неделю

ПЛЯСКИ

- плясали «русского», «ланчик»

- «ланчик» плясали на 4 пары

- плясали «Семеновну»

- сама была хорошей плясуньей – «на славе»

БЕСЕДЫ

- молодёжь собиралась в разных домах, пели, плясали, девушки приходили с прялками, парни садились с ними рядом или на колени

- на беседах сидели с лучиной, та девка, у которой в доме беседа, должна была заранее приготовить лучину на весь вечер

- на беседах ели рябину

- парни могли поджечь девушкам кудель на прялке

- на беседах играли в игру – парень и девушка садились на скамейку и одновременно поворачивались, если в одну сторону, то целовались, этой игрой командовала девушка

- на беседы приходили парни и девушки из других деревень

 

Репортаж

 

12.

Суженой-ряженой, приходи с миня носки снимать

 

- внач. комм.: девушки гадали на женихов, на ночь клали под подушку носки и говорили

- комм.: бывало так, что присниться тот, за кого замуж выйдешь

 

Приговор

 

13.

О гаданиях:

 

- под подушку могли положить носовой платок, чтобы суженый пришёл его просить или мыло, чтобы суженый пришёл мыться

- могли гадать на картах

- ходили слушать в баню или на перекресток, очерчивались кругом

- под подушку клали платок и звали суженого его снимать

 

Репортаж

 

14.

Суженый-ряженый, приходи волосы расчёсывать

 

- комм.: клали под подушку расчёску

 

Приговор

 

15.

О календарных обрядах:

 

- святки длились с Николы – 22 декабря до Крещения – 19 января

- «соцэльник» – ночь накануне Рождества, в эту ночь гадали: жгли бумагу и смотрели на тень от пепла

 

Репортаж

 

16.

Кто даст перога,

Тому двор живота,

Кто не даст перога,

Тому кошка в окошко,

Гнилые глаза

 

- фр. текст.

- внач. комм.: ходили с каледой, пели у каждого дома

- комм.: хозяева специально что-нибудь пекли и выносили, боялись плохого

- повтор.

 

Колядка

 

17.

О календарных обрядах:

 

СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ:

- слушали, о чем говорят в домах

- гадали на дороге, очерчиваясь кругом, из которого нельзя было выходить

- приносили из колодца воду, наливали ее в бутылку и загадывали на суженого

РЯЖЕНЫЕ

- ряженых называли «кудеса», они наряжались в старинные сарафаны и рубахи

- могли нарядиться «цыганом» или страшно

- «кудеса» мазались сажей, наряжались «покойником», который приходил на беседу и девок пугал, обещал задавить, если будут плохо себя вести

- наряжались «медведем» или «лошадью», которая заходила в избу и ржала, голова и хвост были от настоящей лошади, «лошадь» за узду приводил мужик, подгонял ее погонялкой

- «кудеса» приходили на беседу, плясали, за это им давали гостинцы

- в «соцельник» стаскивали в одну кучу сани, закрывали трубы, раскатывали дрова, подпирали ворота бревнами, замораживали водой, в трубу могли опустить перо на нитке, чтобы дым не выходил

 

Репортаж

 

18.

Чур тибе, полно

 

- внач. комм.: когда слушали на дороге, зачерчивались, а когда уходили, говорили слова

 

Приговор

 

19.

О календарных обрядах:

 

СВЯТКИ

- бросали с ноги валенок

- спрашивали имя у первого встречного мужчины, какое он назовёт, так и мужа будут звать

- для тех, кто пел «каледу» пекли специальный круглый хлеб

- наряжались «цыганам» и ездили по деревням

ПРАЗДНИЧНАЯ ПИЩА

- на праздники пекли «таболки» из пресного теста с начинкой

- замешивали толокно и называлось это «загуста»

СВЯТКИ

- в последний день Святок – 18 января не веселились, это считалось грехом

- перед Крещением закрещивали двери – мелом или карандашом рисовали на дверях крест, чтобы никакие черти зайти не могли

- «кудеса» меняли голоса, закрывали лицо, могли делать маски из бересты, делали клюв, если наряжались «птицей», «клювом» могли больно ткнуть или порвать одежду

- ряженый «медведем» катал девок по полу, его приводили на веревке

- покойник» одевался во всё белое и пугал, девок заставляли по нему причитать

БЕСЕДЫ

- на беседы ходили в каждую избу по очереди

- раньше на беседы маленькие не ходили, а потом стали ходить вместе с подростками

- на беседах шутили

 

Репортаж

 

20.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- после смерти, покойного обмывали и клали на стол

- если умели, то прочитали

- пока покойник был в доме, возле него по ночам сидели и говорили о нем

- головой покойного клали в передний угол

- в гроб покойному клали то, что он любил при жизни, если курил, то папиросы и спички; клали мыло и мочалку, которой его обмывали

- щепки, оставшиеся после изготовления гроба сжигали за деревней и смотрели, в какую сторону дым, если на деревню, то будет еще покойник

- покойник считался преданным земле, когда его, лежащего в гробу, окуривали

- до 40 дней душа ходит по земле

- одевать покойного нужно в то, что он просил надеть перед смертью, если одеть его во что-то другое, то он будет сниться и покоя не даст

- к ночи покойник может показаться; обязательно нужно креститься

- после 40 дня покойников с того света не отпускают, до этого времени покойник должен пройти по всем местам, где он бывал при жизни

- до 40 дня нельзя раздавать вещи покойника

- А.Ф. приснился во сне муж, который при жизни работал в паспортном столе и сказал, что там он тоже работает – прописывает людей на тот свет и получает за это деньги, в другой раз приснился и пожаловался на холод, тогда мать сходила и подкопала в могилу тёплые штаны

- после смерти людей по заслугам распределяют, кого в рай, а кого в ад

- если человек покончил жизнь самоубийством, то его хоронили вне кладбища

- некрещеных младенцев хоронили на кладбище, т.к. они безгрешны

ПРИЧИТАНИЯ

- причитали, когда человек умирал

- в причитаниях жаловались на судьбу

(треки 62, 63, 64 – запись испорчена)

 

Репортаж

 

21.

Ты лёжи, да мой премилый муж,

Тибе домик приготовлено,

Тибя свезут да на светло местицо

Где тело бело будет схоронено

 

- текст

- внач. комм.: причитали, когда клали покойного в гроб

- комм.: после того, как покойника, положат в гроб, окуривают угольками

 

Похоронное причитание

 

22.

Ты пошёл из светлой свитлицы,

Тибе житьё-то не понровитцы,

Там роботой не загружёный

Найдёт у вас свой белый свет

 

- фр. текста

- внач. комм.: причитали, когда выносили покойного из дома

- комм.: когда выносили, причитали немного, причитали о своём горе

 

Похоронное причитание

 

23.

Я осталась сиротиночкой,

Как мне жить да бедной горькой,

Нет у мня топерь помощничка,

Нет у мня главной головушки

 

- текст

 

Похоронное причитание

 

24.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- на годовщину смерти родственники ходят на кладбище, но не причитают, а просто зовут домой

- накануне топят баню, готовят бельё, потом моются сами

- родителями называют всех умерших предков

 

Репортаж

 

25.

Спасибо, водичка-матушка, намыла и начистила

 

- внач. комм.: когда в бане помоются, так говорят

 

Приговор

 

26.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда умер зять, то поминки на 40 день отмечали в городе, набрали в ванну воды и собрали стол

- на поминках обязательно должен быть кисель и кутья

- покойника нужно позвать до полудня, т.к. ему только в это время можно приходить

- то, что приносят на кладбище, ест не один покойный, а все умершие родственники

- поминать нужно тем, что любил покойный

- на поминках должен быть рыбный пирог – поминальная пища, разрезать этот пирог нельзя, только руками ломать

- на кладбище тоже нельзя ничего ножом резать

- угощенье покойному кладут ближе к голове, к ногам и на живот нельзя

 

Репортаж

 

27.

Птички Господни, помяните моего мужа милова

 

- внач. комм.: на могилку сыплют зерно, чтобы птицы помянули

 

Приговор

 

28.

О представлениях и верованиях:

 

- птицы - вещие

- перед смертью сына в окно долго стучалась птица

- все птицы хорошие, кроме вороны

- перед смертью мужа каркала ворона на столбе

 

Репортаж

 

29.

О причитаниях:

 

- мужа в причетах называла по имени отчеству

- причитала так, что когда позвали причитать соседи, то все плакали

 

Репортаж

 

30.

Я повышла сиротиночка

На плошшадь на широкую,

Ко могилушке глубокие,

Опушу, да свой жисён голос

На приметное, на местичко

 

- текст

- внач.  комм.: причетом покойного приглашали в баню

- комм.: в причете упоминали тех, кто не смог приехать на поминки

 

Поминальное причитание

 

31.

Ты садиси, моё милоё,

За столы, да ты за светлые,

За салфетки, за красивые,

Угошшать да будём потшевать

Ты у нас да дорогим гостем

 

- текст

- внач. комм.: в урочные дни покойного приглашали за стол

 

Поминальное причитание

 

32.

А ты иди-ко моё милоё,

А ты во парную во баёнку,

Ой, баёнка тибе истоплена

Всё тибе, ла приготовлено

 

- фр. текста, напев

- внач. комм.: приглашали покойника в баню

- комм.: причитали голосом

 

Поминальное причитание

 

33.

Ой, пришло, да моё милоё,

Вы садите гостя милово

Ой, за столы, да за высокие,

За салфетки, за красивые

 

- напев.

- внач. комм.: в урочные дни причитали, когда приглашали покойного домой

- комм.: покойного провожали до 12 часов ночи без причета, просто словами

 

Поминальное причитание

 

34.

О рекрутских обрядах:

 

- когда провожали парней в армию, то по ним не причитали, а просто плакали и их крестили

 

Репортаж

 

35.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- накануне урочных дней после бани покойному стелили постель, как будто он оставался ночевать

- когда покойника провожали, то не причитали, покойник сам знает время, когда ему уходить

- на постель покойника никто не ложится; некоторые оставляют эту постель до 40 дня

- если покойному на поминках положить грязную посуду, то он будет сниться и беспокоить

- около умывальника покойному весят отдельное полотенце, которым никто не пользуется

 

Репортаж

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Панинский с/с

д. Зарецкая

22.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Богачёва  А. К.

 

 

 

 

 

Исп.: Пахомов Кирилл Яковлевич, 1932 г.р., род. –  д. Зарецкая

 

36.

Андозерского под пляску

 

- комм.: в деревне Андозеро особый наигрыш

 

Наигрыш на гармони

37.

По деревне (проба)

 

- повтор

- комм.: под драку играют по-другому, другие басы и перебирают иначе

 

Наигрыш на гармони

38.

Под пляску (проба)

 

- комм.: «русского» начинают потихоньку

 

Наигрыш на гармони

39.

По деревне (проба)

 

- комм.: для парней играют пореже, чем для девушек

 

Наигрыш на гармони

40.

Андозерского (проба)

 

- комм.: мехом водят чаще и резче

- игра зависит от того, как пляшут

 

Наигрыш на гармони

41.

О пляске:

 

- под пляску «русского», «ланчик» медленно играть не нужно

- старики на праздниках плясали более степенно, не топали

- женщины могли плясать резко, сильно топать, хорошая плясунья хорошо дробили

 

Репортаж

42.

О гармонях:

 

- гармони были разные;  на правой клавиатуре 2 ряда клавиш, на левой – 2 или 3 ряда

- на беседах гармонисты играли по очереди

- некоторые плясуны предпочитали игру одного гармониста другим

- у кирилловской гармони и у «вятки» строй разный

- планки у гармони были из меди, алюминия или бронзы, лучше всех играли медные планки

 

Репортаж

43.

О календарных обрядах:

 

БЕСЕДЫ

- после беседы гармонисты могли ходить по деревне с песнями, и за это никто не ругался, когда ходили по улице, плясали «русского»

- после Пасхи делали качели в овинах и качались на них по вечерам

ИГРЫ НА БЕСЕДАХ

- молодежь играла в игры с поцелуями: парень с девушкой сидели спиной друг к другу и по команде поворачивались, если поворачивались в одну сторону, то целовались

- играли «в потёмки»: с завязанными глазами парень должен был в кругу найти ту девушку, которая ему нравилась, при этом можно было дотрагиваться до девушек рукой, а девушку ходили по кругу

КАЛЕНДАРНЫЕ праздники

- самый большой праздник – «Хролы» 31 августа, в деревню приходили гости с 4 сельсоветов, гуляли по 4-5 дней

- на этот праздник пекли «хролы» – шарики из сдобного теста размером с яйцо, пекли их в печке на сковороде, подавали к чаю

- в праздники молодежь гуляла отдельно от стариков

- в д. Карпово праздновали Покров

- на праздники ходили в гости к родственникам в другие деревни

- на праздники варили пиво из ржаного солода

- на «Хролы» варили общее пиво колхозом

- рожь проращивали, сушили, потом мололи и из получившегося солода варили пиво, на деревню варили по 5 ушатов пива, солод кипятили в котле, пока не потемнеет, потом в деревянный «шшан» клали солому и выливали, после того, как остынет, сцеживали в кувшины, и пиво там ходило, в этих же кувшинах пиво и хранилось

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198