Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 180 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д.Зубово 20.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А. В. |
Исп.: Васина Вера Кирилловна, 1922 г.р., род. – д.Королёво Шольского с\с
Сидорова Марфа Васильевна, 1013 г.р., род. – л. Мегра Мегринского с\с
Дектерёва Антонида Александдровна, 1923 г.р., род. – д. Гора Артюшинского с\с (бывш.Бобровского с\с)
Аверичева Валентина Михайловна, род. – Тамбовская обл.
1. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- в 40 день покойного провожали на улицу, брали с собой на тарелке угощение - сама мать мыла - ночью покойника поминать нельзя - в Рай попадают те, кто заслужил - когда покойник лежит дома, по нему причитают сидя на лавке - перед тем, как опускать гроб, выкупали землю для покойника, бросали 20 копеек в могилу
|
Репортаж |
|
2. |
Где народ, тут и вера
- повтор - комм. к тексту: «ты по-своему живёшь, а я – по-своему» (Мар. Вас.)
|
Пословица |
|
3. |
Спи-ко, ангел дорогой Лежит барин на краю, Он не нужен, не богат У ево много ребят Все по лавочкам сидят Кашку маслену идят,
- текст - внач. комм.: нянчила младших детей - комм.: в люльке качала и пела (Ант. Алекс.)
|
Колыбельная |
|
4. |
Кашу манную варю Ваню спатеньки валю, Уговариваю
- текст - комм.: «качаешь ребят, да и припеваешь» - повтор, напев (Ант. Алекс.)
|
Колыбельная |
|
5. |
Спи-ко милоё дитя Бох спомилует тибя, Бох помилует, спасёт, Тибе здоровья принесёт
- текст - комм.: так пели, когда качали детей
|
Колыбельная |
|
6. |
Он не беден, не богат, У ево много робят Все по лавочкам сидят
- текст - повтор, напев. (Мар.Вас)
|
Колыбельная |
|
7. |
Спи-ко милоё дитя Бох спомилует тибя, Бох помилует, спасёт, Тибе здоровья принесёт
- текст - повтор, напев - комм.: могли петь тонким голосом (Мар. Вас.)
|
Колыбельная |
|
8. |
Наполни лукошко
- комм. кидали корзину и кричали, чтобы набрать грибов или ягод - повтор (Мар. Вас.)
|
Выкрик |
|
9. |
- внач. комм.: если в лес ходили с товарищем, аукались (Мар. Вас.)
|
Ауканье |
|
10. |
Земля и небо всколыхнёца Синее море всколыхнёца Каждые звезды с неба сваляца Всякие древна с корня сваляца Тогда явица Михаил-архангел (сюжет о конце света)
- текст - комм.: пели по 2 раза каждую строчку протяжно - пели старушки, которые ходили в церковь (Вер. Мих.)
|
Духовный стих |
|
11. |
Земля и небо, небо загоряца Синее море, море всколыхнёца
- фр.текста - проба напева
|
Духовный стих |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д.Зубово 20.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Кокарев Василий Тимофеевич, 1925 г.р., род. – д. Домантово Пашинского с\с Вашкинского р-на
12. |
ПРАЗДНИКИ - праздновали Спас – 19 августа - на праздник приходили из разных деревень, гуляли по деревни, ходили в гости - на праздник пекли пшеничные пироги, готовили рыбу и курицу, варили пиво, делали брагу, покупали вино - праздновали 1 день - плясали «русского», «ланчика» на 4 или 6 пар - «русского» чаще плясали девушки, парни – редко - «русского» плясали после «ланчика» - по деревне гуляли с гармошкой, парни пели песни - девушки ходили под руку отдельно от парней ДРАКИ - на праздниках случались драки - дрались разные концы сельсовета - в драку вмешивались не все - дрались кулаками - драка начиналась не сразу - пели хулиганские песни, задирали друг друга БЕСЕДЫ - были беседы, на которые молодежь собиралась у какой-нибудь старушки - за то, что старушка пускала на беседу, ей помогали помыть пол, заготовить дрова - на беседы приходили парни и девушки - беседы собирались зимой СВЯТКИ - в Святки ходили «маскированными» (ряжеными) - одевались так, чтобы не узнали, закрывали лицо - «маскированные» приходили на беседы и плясали под гармонь БЕСЕДЫ - мать рассказывала, что раньше девушки на беседы ходили с прялками - на беседы ходили всю зиму - парни могли поджечь у девушек кудель СВЯТКИ - Святки начинались с Нового года - после Нового года, в Рождество ходили колядовать - подростки приходили под окно и пели, за это им что-нибудь подавали, ходили днем или вечером - в Святки гадали, клали под подушку таракана в спичечном коробке, замок, чтобы жених пришел и открыл - на перекрестки дорог ходили слушать, где залает собака, оттуда и будет жених - гадали только девушки - на перекрестки девушки ходили в полночь, зачерчивались палкой - в Масленицу жгли костры посреди деревни - в Крещение ночью ходили за водой
|
Репортаж |
|
13. |
- пастух брал «отпуск», чтобы коровы не терялись - дядя всю жизнь пас коров и коровы его слушались, однажды поспорил на четверть вина, что коровы его послушаются, переплыл на другой берег реки, пробарабанил, и коровы к нему переплыли - «отпуск» брали в обмен на что-нибудь – на корову из стада или на петуха - «отпуска» имели такую силу, что даже медведь не трогал коров - у пастуха были запреты, которые нельзя было нарушать - один пастух играл на рожке и имел запрет – не играть просто так, когда нарушил его, медведь задрал 5 коров - рожок имел несколько отверстий и берестяной раструб - пастух играл на рожке утром, когда выгоняли коров и в лесу, когда их собирал - дядя, будучи пастухом, играл на барабанке - когда первый раз выгоняли коров, пастух обходил все стадо трижды, хозяйки за это давали ему по яйцу - сам летом пас овец и телят
|
Репортаж |
|
14. |
- комм.: овец пасли без барабана - барабанку и палочки делали из ели, привязывали на веревку
|
Наигрыш на барабанке |
|
15. |
- комм.: пастух барабанку никому не давал - в лесу пастух барабанку прятал
|
Наигрыш на барабанке |
|
16 |
- в детстве играли в лапту, в городки, «на прогон попа» - в городки играли командами по 4 человека, ставили фигуры: «пушка», «конверт», «стенка» - в играх водящего выбирали по палке, на которую все ставили руки, чья рука окажется сверху, тот и водящий - в лапту играли тряпичным мячом - ребята играли с ножом - играли в прятки, водящий искал всех остальных, кого нашли первого, тот водящий - играли в чехарду
|
Репортаж |
|
17. |
- за провинность родители могли выпороть ремнем или вицей
|
Репортаж |
|
18. |
- была игра «в косточки» - после войны стали играть в карты
|
Репортаж |
|
19. |
- если пропал человек или скотина, ходили к знахарю - у одного хозяина пропал теленок, в лесу его видели, подходили к этому месту, а теленка там не оказывалось, сходили к одной старушке, она что-то сделала, и теленок пришел домой сам
|
Репортаж |
|
20. |
- утопленники всплывают на 9 сутки - сначала утонувшего искали кошками, если не находили, то ждали, когда всплывет сам
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с д.Зубово 20.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Кукушкин А. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Васичев Николай Михайлович, 1918 г.р., род. – д. Курино Ухтомерского с\с
21. |
Росколиси, гробова доска, Ты откройси, полотенечко, Ты возьми сибе вниманьицо Ты открой да оци ясные
- интонируемый текст - внач. комм.: ходили на кладбище и причитали - комм.: так зовут покойного с кладбища
|
Поминальное причитание |
22. |
На дороженьку широкую, Я повстречу тибя, матушка, Со высокие могилушки
- интонируемый текст - внач. комм.: покойника с кладбища встречали - комм.: сама встречала тех, кто шел с кладбища, выходила на улицу, держа в руках носовой платок
|
Поминальное причитание |
23. |
За столы, да за дубовые, За скатерки да за браные, Ты садись да во переднёй уголочик
- интонируемый текст - внач. комм.: в доме приглашали покойного за стол - комм.: много не причитала - сама ни у кого не училась, но слышала - за столом для покойного ставили еду, чай, если выпивал – вино
|
Поминальное причитание |
24. |
Кушанье у тебя не убавляётцы, Ложечка не поднимаётцы, На цево ты рассердилисе
- интонируемый текст - внач. комм.: «посидят и идут провожать» - комм.: провожать ходили на улицу, еду брали с собой и выливали, стопку, налитую покойному отдавали тому, кто его мыл - того, кто обмывал покойника, одаривали платком или штанами
|
Поминальное причитание |
25 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- поминали в урочные дни: 9, 3 недели, 40 дней, полгода и год - провожали покойного на 40 день и на год - на год выносили на улицу стол и угощали всех проходящих мимо, за столом причитали - в урочные дни ходили на кладбище
|
Репортаж |
26. |
На широкую, на улочку, Я спушшу да свой жисён голос, Ты лети, да мой жисён голос, На могилушку глубокую
- интонируемый текст - внач. комм.: покойного приглашали в баню - комм.: в бане покойнику готовили одежду, воду, мыло, потом это всё убирали и мылись сами - водой, которую готовили покойному, сами не мылись - когда покойник лежал дома, не причитали
|
Поминальное причитание |
27. |
Ко своему, да кормильцу батюшку. Все последние минуточки, Больше он не пройдёт, да не проидёт
- интонируемый текст - внач. комм.: причитали, когда гроб из дома выносили - комм.: так приглашали детей, если умер отец - по дороге на кладбище не причитали - после похорон покойного поминали на кладбище
|
Похоронное причитание |
28. |
Я тибя-та проважаю-то Уж ты, соколочик ты, братец миленькой, При последнёй, да минуточки
- фр. текста, напев - внач. комм.: причитали, когда провожали покойного
|
Похоронное причитание |
29. |
Ты порозвейси-ко, жолты пески, Рас(ы)колиси, гробова доска, Ты откройси, полотенечко, Ты открой да очи ясные
- фр. текста, напев
|
Поминальное причитание |
30. |
- на свадьбе невеста причитала, если умела, если не умела, то нанимали «причётальшицу», которая ходила рядом с невестой и причитала вместо нее - сперва невесту сватали, потом делали свадьбу - на свадьбе молодых могли испортить – «отнимали постель», и муж не мог спать с женой, но были люди, которые могли всё вернуть - портил колдун - на свадьбу пригласили одного колдуна, а другого не пригласили, не приглашённый колдун пришел на свадьбу сама, а сидевший за столом его узнал, подбежал и царапнул по лицу, чтобы достать кровь - колдуны могли под порог положить нитку, молодые ее перешагивали, и происходила порча - невесту сватали сваты, девушку могли отдать замуж не по своей воле - после сватовства назначали день свадьбы - до свадьбы невесту на улицу не выпускали - были девичники - невесту закрывали платком, а она ходила по полу и причитала - голову невесту украшали цветами и надевали шапочку
|
Репортаж |
31 |
- в праздники гуляли, пели короткие песни, плясали «русского» и «ланчика» на 4 или 8 пар - на «ланчика» парни приглашали девушек
|
Репортаж
|
32 |
Иди и попляши, Про миня чево не знаешь ли, Пожалу(й)ста, скажи.
- текст
|
Частушка |
33 |
Много знаю про тебя, У тебя ревниво сердце Тибе сказывать нельзя
- текст
|
Частушка |
34 |
Говори, не бойси, Не ревнивоё сердечко, Ты не беспокойси
- напев - комм.: так пели, когда плясали «русского»
|
Частушка |
35 |
А я на бережку, Кини, миленькой тесиночку, К тибе перебегу
- напев «по деревне» - внач. комм.: по деревне ходили и пели по-другому, голосом - комм.: так девушки пели, ходили по деревне по несколько человек, взявшись под руки
|
Частушка |
36 |
Тово и стоили, Не сержусь на ягодиночку, Его расстроили
- напев «по деревне»
|
Частушка |
37 |
От холодные воды, Стало ныть, болить ретивоё С севогодной зимы
- напев
|
Частушка |
38 |
Дома есь без задников А почему без задников – Гуляла деветь праз(д)ников
- напев жнивной - внач. комм.: на жатве пели голосом - комм.: раньше голос раздавался
|
Частушка |
39 |
Потом и говорит - Давай снова познакомимся Измена не вредит
- напев жнивной
|
Частушка |
40 |
Выручаю, Юра, вас Если ты миня не выручишь И я последний раз
- напев плясовой - внач. комм.: раньше пели песни по половине, а потом стали петь всю сразу комм.: так пели по половинке
|
Частушка |
41 |
- внач. комм.: в праздники старушки собирались и плясали
|
Наигрыш под язык |
42 |
- комм.: плясали, когда не было гармони
|
Наигоыш под язык |
+ Исп.: Цветкова Вера Николаевна 1955 г.р. (дочь)
43 |
- комм.: в школе барабанила на барабане (Цветкова)
|
Наигрыш на барабанке |
|
44 |
- в Святки наряжались «лошадью»
|
Репортаж |
|
45 |
Приехали домой, Моево-то ягодиночку Засыпало землёй
|
Частушка |
|
46 |
А потом и старшину. Летенант на фронт поехал, Старшина привёз жону
- комм.: такие песни пели в войну
|
Частушка |
|
47 |
|
Наигрыш под язык |
|
48 |
- в Святки – с Нового года до 19 января ходили ряжеными - наряжались в сарафаны и рубахи - наряжались, кто, как мог, страшным и рваным, называли «кудесы» - «кудеса» закрывали лицо, плясали, их могли не узнать - наряжались старичками и старушками - раньше говорили, что приносили «покойника» - «кудеса» плясали под гармонь - под окном пели «каледу»
|
Репортаж |
|
49 |
А три-то греха не прошшаютцы
- фрагмент - комм.: не прощается, когда «спорынью из квашни забирают, когда удой у коровы отнимают и когда ребенка тушат» - так пели женщины в Святки под окном - повтор
|
Духовный стих |
|
50 |
О представлениях и верованиях:
- если муж умер, а жена по нему тоскует, то к ней ходит не муж, а идол, который может ее задавить - у женщины муж был в армии, а по ночам ходил к ней кто-то, как муж, она с ним разговаривала, свекровь узнала и отняла у нее тоску - кто с лесовым знался, тот мог его вызвать за много километров - лесового вспоминают очень часто, а если его не вспоминать 3 года, то он мог «великое добро сделать» - если кто-то потеряется, нужно было относить лесовому относ - однажды потерялась девочка 7 лет, ее искали 7 дней, пока не отнесли лесовому относ, после этого сразу нашли, но она много не рассказывала, но сказала, что кормил ее хорошо, и спать тепло было под балахоном - колдун говорил, куда нужно нести относ, потому, что знался с «праведным» (лесовым) - старушки умели лечить детей от грыжи - если ребенка кто-то оговорил, то готовили воду и окачивали ребенка, когда готовили воду, что-то наговаривали - лесового называли «праведный» - в доме есть хозяин и хозяйка, но их не видно
|
Репортаж |
|
51 |
Примите милово живота Вам по двору, а мине по уму
- внач. комм.: когда на двор приводили скотину, просили у хозяина - комм.: в доме свои хозяева, на дворе – свои
|
Приговор |
|
52 |
Простите миня, Пособите и помогите мне вымытца
- внач. комм.: сама говорит, когда ходит в баню
|
Приговор |
|
53 |
Спасибо, хозяин, хозяюшка, парной баёнке
- внач. комм.: говорит, когда помоется - комм.: ночью нельзя ходить в баню, там хозяева моются
|
Приговор |
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с п. Мегринский 21.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Богачёва А. К. |
||
|
|
|
|
Исп.: Басыгина Александра Тихоновна, 1929 г.р., род. – д. Чирок Артюшинского с\с
54 |
- в праздники девушки ходили по деревне «караводом» - брались под руки и ходили по 5 – 10 человек - парни ходили отдельно - ходили вдоль деревни, могли остановиться и поплясать - плясали «ланчика»
|
Репортаж |
|
||
55 |
Ланцика ленивово, Не какая девушка Не проживёт без милово
- текст - комм.: «ланчик» плясали долго, было много фигур
|
Частушка |
|
||
56 |
БЕСЕДЫ - на беседы девушки ходили с прялками - были беседы, на которые ходили без работы СВЯТКИ - в Святки ходили «кудесам», заходили в дома, просили у хозяев чего-нибудь - наряжались в одежду на левую сторону - парни одевались девками, а девки – парнями - мужики привязывали морковку, чтобы смешно было - лицо «кудеса» прятали или мазали сажей - в праздники ходили друг к другу в гости (треки 63, 64, 65, 66 – запись испорчена)
|
Репортаж |
|
||
57 |
- зыбки делали из сосны и весили на еловый очеп - привязывали петлю, чтобы качать ногой
|
Репортаж |
|
||
58 |
- воду лили через дверную скобу из кружки на ладонь и умывали ребенка, если плохо спал, при этом говорили какие-то слова
|
Репортаж |
|
||
59 |
Вот она и заплясала, Двацэть пять на двацэть пять, Вот она и загуляла, Наша молодость опять
А мы не здешные, приежжие, <…> Белозёра розудалые, Товариш дорогой
|
Наигоыш под язык с частушками |
|
||
|
Вологодская область, Белозерский район, Шольский с/с п. Мегринский 21.08.04. |
Зап. Каданцева О. А. Каданцев А. Ф. Богачёва А. К. |
|||
|
|
|
|
|
|
Исп.: Гоголева Зоя Павловна, 1924 г.р., род. – с. Мегра
60 |
- название произошло от названия народа финно-угорского происхождения «мегры»
|
Репортаж |
61 |
- маленькая девочка Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку, в которой на столе было много разных угощений, в другой комнате была красивая кровать, но для того, чтобы всем этим воспользоваться нужно быть вежливой и на все спрашивать разрешение и говорить спасибо; на обратном пути девочке помог добраться до дома клубочек - комм: рассказывала внукам перед сном
|
Сказка |
62 |
Дед Як Красный Кушак и Баба Яга
Мальчик Саша ходил в лес, устал и сел перекусить, к нему приходили разные звери, и он их угощал тем, что ел сам, а потом звери помогли ему победить Бабу Ягу и деда Яка и они стали добрыми
|
Сказка |
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |