Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 180

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д.Зубово

20.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А. В.

Исп.: Васина Вера Кирилловна, 1922 г.р., род. – д.Королёво Шольского с\с

Сидорова Марфа Васильевна, 1013 г.р., род. – л. Мегра Мегринского с\с

Дектерёва Антонида Александдровна, 1923 г.р., род. – д. Гора Артюшинского с\с (бывш.Бобровского с\с)

Аверичева Валентина Михайловна, род. – Тамбовская обл.

 

 

1.

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- в 40 день покойного провожали на улицу, брали с собой на тарелке угощение

- сама мать мыла

- ночью покойника поминать нельзя

- в Рай попадают те, кто заслужил

- когда покойник лежит дома, по нему причитают сидя на лавке

- перед тем, как опускать гроб, выкупали землю для покойника, бросали 20 копеек в могилу

 

Репортаж

2.

Где рожь, тут и мера,

Где народ, тут и вера

 

- повтор

- комм. к тексту: «ты по-своему живёшь, а я – по-своему»

(Мар. Вас.)

 

Пословица

3.

Баю, баю, баюшки,

Спи-ко, ангел дорогой

Лежит барин на краю,

Он не нужен, не богат

У ево много ребят

Все по лавочкам сидят

Кашку маслену идят,

 

- текст

- внач. комм.: нянчила младших детей

- комм.: в люльке качала и пела

(Ант. Алекс.)

 

Колыбельная

4.

Баю, баюшки, пребаю

Кашу манную варю

Ваню спатеньки валю,

Уговариваю

 

- текст

- комм.: «качаешь ребят, да и припеваешь»

- повтор, напев

(Ант. Алекс.)

 

Колыбельная

5.

Баю, баю, баю, бай,

Спи-ко милоё дитя

Бох спомилует тибя,

Бох помилует, спасёт,

Тибе здоровья принесёт

 

- текст

- комм.: так пели, когда качали детей

 

Колыбельная

6.

Сидит барин на краю.

Он не беден, не богат,

У ево много робят

Все по лавочкам сидят

 

- текст

- повтор, напев.

(Мар.Вас)

 

Колыбельная

7.

Баю, баю, баю, бай,

Спи-ко милоё дитя

Бох спомилует тибя,

Бох помилует, спасёт,

Тибе здоровья принесёт

 

- текст

- повтор, напев

- комм.: могли петь тонким голосом

(Мар. Вас.)

 

Колыбельная

8.

Тимошка, Тимошка,

Наполни лукошко

 

- комм. кидали корзину и кричали, чтобы набрать грибов или ягод

- повтор

(Мар. Вас.)

 

Выкрик

9.

У-у-у. У-у-у. Нюра, у-у-у

 

- внач. комм.: если в лес ходили с товарищем, аукались

(Мар. Вас.)

 

Ауканье

10.

Вот подходят остальные веки

Земля и небо всколыхнёца

Синее море всколыхнёца

Каждые звезды с неба сваляца

Всякие древна с корня сваляца

Тогда явица Михаил-архангел

(сюжет о конце света)

 

- текст

- комм.: пели по 2 раза каждую строчку протяжно

- пели старушки, которые ходили в церковь

(Вер. Мих.)

 

Духовный стих

11.

Вот подходят остальные веки,

Земля и небо, небо загоряца

Синее море, море всколыхнёца

 

- фр.текста

- проба напева

 

Духовный стих

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д.Зубово

20.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А. В.

 

 

 

 

Исп.: Кокарев Василий Тимофеевич, 1925 г.р., род. – д. Домантово Пашинского с\с Вашкинского р-на

 

12.

О календарных обрядах:

 

ПРАЗДНИКИ

- праздновали Спас – 19 августа

- на праздник приходили из разных деревень, гуляли по деревни, ходили в гости

- на праздник пекли пшеничные пироги, готовили рыбу и курицу, варили пиво, делали брагу, покупали вино

- праздновали 1 день

- плясали «русского», «ланчика» на 4 или 6 пар

- «русского» чаще плясали девушки, парни – редко

- «русского» плясали после «ланчика»

- по деревне гуляли с гармошкой, парни пели песни

- девушки ходили под руку отдельно от парней

ДРАКИ

- на праздниках случались драки

- дрались разные концы сельсовета

- в драку вмешивались не все

- дрались кулаками

- драка начиналась не сразу

- пели хулиганские песни, задирали друг друга

БЕСЕДЫ

- были беседы, на которые молодежь собиралась у какой-нибудь старушки

- за то, что старушка пускала на беседу, ей помогали помыть пол, заготовить дрова

- на беседы приходили парни и девушки

- беседы собирались зимой

СВЯТКИ

- в Святки ходили «маскированными» (ряжеными)

- одевались так, чтобы не узнали, закрывали лицо

- «маскированные» приходили на беседы и плясали под гармонь

БЕСЕДЫ

- мать рассказывала, что раньше девушки на беседы ходили с прялками

- на беседы ходили всю зиму

- парни могли поджечь у девушек кудель

СВЯТКИ

- Святки начинались с Нового года

- после Нового года, в Рождество ходили колядовать

- подростки приходили под окно и пели, за это им что-нибудь подавали, ходили днем или вечером

- в Святки гадали, клали под подушку таракана в спичечном коробке, замок, чтобы жених пришел и открыл

- на перекрестки дорог ходили слушать, где залает собака, оттуда и будет жених

- гадали только девушки

- на перекрестки девушки ходили в полночь, зачерчивались палкой

- в Масленицу жгли костры посреди деревни

- в Крещение ночью ходили за водой

 

Репортаж

13.

О пастушеских обрядах:

 

- пастух брал «отпуск», чтобы коровы не терялись

- дядя всю жизнь пас коров и коровы его слушались, однажды поспорил на четверть вина, что коровы его послушаются, переплыл на другой берег реки, пробарабанил, и коровы к нему переплыли

- «отпуск» брали в обмен на что-нибудь – на корову из стада или на петуха

- «отпуска» имели такую силу, что даже медведь не трогал коров

- у пастуха были запреты, которые нельзя было нарушать

- один пастух играл на рожке и имел запрет – не играть просто так, когда нарушил его, медведь задрал 5 коров

- рожок имел несколько отверстий и берестяной раструб

- пастух играл на рожке утром, когда выгоняли коров и в лесу, когда их собирал

- дядя, будучи пастухом, играл на барабанке

- когда первый раз выгоняли коров, пастух обходил все стадо трижды, хозяйки за это давали ему по яйцу

- сам летом пас овец и телят

 

Репортаж

14.

Пастушеский сигнал

 

- комм.: овец пасли без барабана

- барабанку и палочки делали из ели, привязывали на веревку

 

Наигрыш на барабанке

15.

Пастушеский сигнал

 

- комм.: пастух барабанку никому не давал

- в лесу пастух барабанку прятал

 

Наигрыш на барабанке

16

Об играх:

 

- в детстве играли в лапту, в городки, «на прогон попа»

- в городки играли командами по 4 человека, ставили фигуры: «пушка», «конверт», «стенка»

- в играх водящего выбирали по палке, на которую все ставили руки, чья рука окажется сверху, тот и водящий

- в лапту играли тряпичным мячом

- ребята играли с ножом

- играли в прятки, водящий искал всех остальных, кого нашли первого, тот водящий

- играли в чехарду

 

Репортаж

17.

О воспитании детей:

 

- за провинность родители могли выпороть ремнем или вицей

 

Репортаж

18.

Об играх:

 

- была игра «в косточки»

- после войны стали играть в карты

 

Репортаж

19.

О колдунах, знахарях:

 

- если пропал человек или скотина, ходили к знахарю

- у одного хозяина пропал теленок, в лесу его видели, подходили к этому месту, а теленка там не оказывалось, сходили к одной старушке, она что-то сделала, и теленок пришел домой сам

 

Репортаж

20.

Об утопленниках:

 

- утопленники всплывают на 9 сутки

- сначала утонувшего искали кошками, если не находили, то ждали, когда всплывет сам

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д.Зубово

20.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Кукушкин А. В.

 

 

 

 

Исп.: Васичев Николай Михайлович, 1918 г.р., род. – д. Курино Ухтомерского с\с

Васичева Анна Александровна, 1928 г.р., род. – д. Гора Юринского с\с

 

 

21.

Порозвесисе жёлты пески,

Росколиси, гробова доска,

Ты откройси, полотенечко,

Ты возьми сибе вниманьицо

Ты открой да оци ясные

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: ходили на кладбище и причитали

- комм.: так зовут покойного с кладбища

 

Поминальное причитание

22.

Я повыйду лебедь белая

На дороженьку широкую,

Я повстречу тибя, матушка,

Со высокие могилушки

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: покойника с кладбища встречали

- комм.: сама встречала тех, кто шел с кладбища, выходила на улицу, держа в руках носовой платок

 

Поминальное причитание

23.

Ты садись, моё межонноё,

За столы, да за дубовые,

За скатерки да за браные,

Ты садись да во переднёй уголочик

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: в доме приглашали покойного за стол

- комм.: много не причитала

- сама ни у кого не училась, но слышала

- за столом для покойного ставили еду, чай, если выпивал – вино

 

Поминальное причитание

24.

Да моё, да ведь межонное,

Кушанье у тебя не убавляётцы,

Ложечка не поднимаётцы,

На цево ты рассердилисе

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: «посидят и идут провожать»

- комм.: провожать ходили на улицу, еду брали с собой и выливали, стопку, налитую покойному отдавали тому, кто его мыл

- того, кто обмывал покойника, одаривали платком или штанами

 

Поминальное причитание

25

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- поминали в урочные дни: 9, 3 недели, 40 дней, полгода и год

- провожали покойного на 40 день и на год

- на год выносили на улицу стол и угощали всех проходящих мимо, за столом причитали

- в урочные дни ходили на кладбище

 

Репортаж

26.

Я повыйду лебедь белая

На широкую, на улочку,

Я спушшу да свой жисён голос,

Ты лети, да мой жисён голос,

На могилушку глубокую

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: покойного приглашали в баню

- комм.: в бане покойнику готовили одежду, воду, мыло, потом это всё убирали и мылись сами

- водой, которую готовили покойному, сами не мылись

- когда покойник лежал дома, не причитали

 

Поминальное причитание

27.

Подойдите детки милые

Ко своему, да кормильцу батюшку.

Все последние минуточки,

Больше он не пройдёт, да не проидёт

 

- интонируемый текст

- внач. комм.: причитали, когда гроб из дома выносили

- комм.: так приглашали детей, если умер отец

- по дороге на кладбище не причитали

- после похорон покойного поминали на кладбище

 

Похоронное причитание

28.

Уж я последние минуточки,

Я тибя-та проважаю-то

Уж ты, соколочик ты, братец миленькой,

При последнёй, да минуточки

 

- фр. текста, напев

- внач. комм.: причитали, когда провожали покойного

 

Похоронное причитание

29.

Ты порозвейси-ко, жолты пески,

Рас(ы)колиси, гробова доска,

Ты откройси, полотенечко,

Ты открой да очи ясные

 

- фр. текста, напев

 

Поминальное причитание

30.

О свадебном обряде:

 

- на свадьбе невеста причитала, если  умела, если не умела, то нанимали «причётальшицу», которая ходила рядом с невестой и причитала вместо нее

- сперва невесту сватали, потом делали свадьбу

- на свадьбе молодых могли испортить – «отнимали постель», и  муж не мог спать с женой, но были люди, которые могли всё вернуть

- портил колдун

- на свадьбу пригласили одного колдуна, а другого не пригласили, не приглашённый колдун пришел на свадьбу сама, а сидевший за столом его узнал, подбежал и царапнул по лицу, чтобы достать кровь

- колдуны могли под порог положить нитку, молодые ее перешагивали, и происходила порча

- невесту сватали сваты, девушку могли отдать  замуж не по своей воле

- после сватовства назначали день свадьбы

- до свадьбы невесту на улицу не выпускали

- были девичники

- невесту закрывали платком, а она ходила по полу и причитала

- голову невесту украшали цветами и надевали шапочку

 

Репортаж

31

О календарных обрядах:

 

- в праздники гуляли, пели короткие песни, плясали «русского» и «ланчика» на 4 или 8 пар

- на «ланчика» парни приглашали девушек

 

Репортаж

 

32

Задушевная товарочка,

Иди и попляши,

Про миня чево не знаешь ли,

Пожалу(й)ста, скажи.

 

- текст

 

Частушка

33

Задушевная товарка,

Много знаю про тебя,

У тебя ревниво сердце

Тибе сказывать нельзя

 

- текст

 

Частушка

34

Задушевная товарка,

Говори, не бойси,

Не ревнивоё сердечко,

Ты не беспокойси

 

- напев

- комм.: так пели, когда плясали «русского»

 

Частушка

35

Ягодиночка на льдиночке,

 А я на бережку,

Кини, миленькой тесиночку,

К тибе перебегу

 

- напев «по деревне»

- внач. комм.: по деревне ходили и пели по-другому, голосом

- комм.: так девушки пели, ходили по деревне по несколько человек, взявшись под руки

 

Частушка

36

Износилисе ботиночки,

Тово и стоили,

Не сержусь на ягодиночку,

Его расстроили

 

- напев «по деревне»

 

Частушка

37

Голоску у мня не стало

От холодные воды,

Стало ныть, болить ретивоё

С севогодной зимы

 

- напев

 

Частушка

38

Сапоги у мня худые

Дома есь без задников

А почему без задников –

Гуляла деветь праз(д)ников

 

- напев жнивной

- внач. комм.: на жатве пели голосом

- комм.: раньше голос раздавался

 

Частушка

39

Изменил миня милёночок,

Потом и говорит - 

Давай снова познакомимся

Измена не вредит

 

- напев жнивной

 

Частушка

40

Я пляшу по первой раз

Выручаю, Юра, вас

Если ты миня не выручишь

И я последний раз

 

- напев плясовой

- внач. комм.: раньше пели песни по половине, а потом стали петь всю сразу

комм.: так пели по половинке

 

Частушка

41

Под пляску

 

- внач. комм.: в праздники старушки собирались и плясали

 

Наигрыш под язык

42

Под пляску

 

- комм.: плясали, когда не было гармони

 

Наигоыш под язык

+ Исп.: Цветкова Вера Николаевна 1955 г.р. (дочь)

 

43

Сигнал

 

- комм.: в школе барабанила на барабане

(Цветкова)

 

Наигрыш на барабанке

44

О календарных обрядах:

 

- в Святки наряжались «лошадью»

 

Репортаж

45

Все военные и пленные

Приехали домой,

Моево-то ягодиночку

Засыпало землёй

 

Частушка

46

Полюбила лейтенанта,

А потом и старшину.

Летенант на фронт поехал,

Старшина привёз жону

 

- комм.: такие песни пели в войну

 

Частушка

47

Под пляску

 

Наигрыш под язык

48

О календарных обрядах:

 

- в Святки – с Нового года до 19 января ходили ряжеными

- наряжались в сарафаны и рубахи

- наряжались, кто, как мог, страшным и рваным, называли «кудесы»

- «кудеса» закрывали лицо, плясали, их могли не узнать

- наряжались старичками и старушками

- раньше говорили, что приносили «покойника»

- «кудеса» плясали под гармонь

- под окном пели «каледу»

 

Репортаж

49

Все-то грехи прошшаютцы,

А три-то греха не прошшаютцы

 

- фрагмент

- комм.: не прощается, когда «спорынью из квашни забирают, когда удой у коровы отнимают и когда ребенка тушат»

- так пели женщины в Святки под окном

- повтор

 

Духовный стих

50

О представлениях и верованиях:

 

- если муж умер, а жена по нему тоскует, то к ней ходит не муж, а идол, который может ее задавить

- у женщины муж был в армии, а по ночам ходил к ней кто-то, как муж, она с ним разговаривала, свекровь узнала и отняла у нее тоску

- кто с лесовым знался, тот мог его вызвать за много километров

- лесового вспоминают очень часто, а если его не вспоминать 3 года, то он мог «великое добро сделать»

- если кто-то потеряется, нужно было относить лесовому относ

- однажды потерялась девочка 7 лет, ее искали 7 дней, пока не отнесли лесовому относ, после этого сразу нашли, но она много не рассказывала, но сказала, что кормил ее хорошо, и спать тепло было под балахоном

- колдун говорил, куда нужно нести относ, потому, что знался с «праведным» (лесовым)

- старушки умели лечить детей от грыжи

- если ребенка кто-то оговорил, то готовили воду и окачивали ребенка, когда готовили воду, что-то наговаривали

- лесового называли «праведный»

- в доме есть хозяин и хозяйка, но их не видно

 

Репортаж

51

Хозяин и хозяюшка,

Примите милово живота

Вам по двору, а мине по уму

 

- внач. комм.: когда на двор приводили скотину, просили у хозяина

- комм.: в доме свои хозяева, на дворе – свои

 

Приговор

52

Хозяин и хозяюшка,

Простите миня,

Пособите и помогите мне вымытца

 

- внач. комм.: сама говорит, когда ходит в баню

 

Приговор

53

Спасибо, хозяин, хозяюшка, парной баёнке

 

- внач. комм.: говорит, когда помоется

- комм.:  ночью нельзя ходить в баню, там хозяева моются

 

Приговор

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

п. Мегринский

21.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Богачёва А. К.

 

 

 

 

Исп.: Басыгина Александра Тихоновна, 1929 г.р., род. – д. Чирок Артюшинского  с\с

 

54

О календарных обрядах:

 

- в праздники девушки ходили по деревне «караводом» - брались под руки и ходили по 5 – 10 человек

- парни ходили отдельно

- ходили вдоль деревни, могли остановиться и поплясать

- плясали «ланчика»

 

Репортаж

 

55

Подёмте, девушки плясать

Ланцика ленивово,

Не какая девушка

Не проживёт без милово

 

- текст

- комм.: «ланчик» плясали долго, было много фигур

 

Частушка

 

56

О календарных обрядах:

 

БЕСЕДЫ

- на беседы девушки ходили с прялками

- были беседы, на которые ходили без работы

СВЯТКИ

- в Святки ходили «кудесам», заходили в дома, просили у хозяев чего-нибудь

- наряжались в одежду на левую сторону

- парни одевались девками, а девки – парнями 

- мужики привязывали морковку, чтобы смешно было

- лицо «кудеса» прятали или мазали сажей

- в праздники ходили друг к другу в гости

(треки 63, 64, 65, 66 – запись испорчена)

 

Репортаж

 

57

О воспитании детей:

 

- зыбки делали из сосны и весили на еловый очеп

- привязывали петлю, чтобы качать ногой

 

Репортаж

 

58

О знахарстве:

 

- воду лили через дверную скобу из кружки на ладонь и умывали ребенка, если плохо спал, при этом говорили какие-то слова

 

Репортаж

 

59

Под пляску

 

Вот она и заплясала,

Двацэть пять на двацэть пять,

Вот она и загуляла,

Наша молодость опять

 

А мы не здешные, приежжие,

<…>

Белозёра розудалые,

Товариш дорогой

 

Наигоыш под язык с частушками

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

п. Мегринский

21.08.04.

Зап. Каданцева О. А.

Каданцев А. Ф.

Богачёва  А. К.

 

 

 

 

 

 

Исп.: Гоголева Зоя Павловна, 1924 г.р., род. –  с. Мегра

 

60

О названии села:

 

- название произошло от названия народа финно-угорского происхождения «мегры»

 

Репортаж

61

Машенька

 

- маленькая девочка Машенька заблудилась в лесу и набрела на избушку, в которой на столе было много разных угощений, в другой комнате была красивая кровать, но для того, чтобы всем этим воспользоваться нужно быть вежливой и на все спрашивать разрешение и говорить спасибо; на обратном пути девочке помог добраться до дома клубочек

- комм: рассказывала внукам перед сном

 

Сказка

62

Дед Як Красный Кушак и Баба Яга

 

Мальчик Саша ходил в лес, устал и сел перекусить, к нему приходили разные звери, и он их угощал тем, что ел сам, а потом звери помогли ему победить Бабу Ягу и деда Яка и они стали добрыми

 

Сказка

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198