Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 107

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Осютино

25.07.2003.

Зап. КаданцеваО. А.,

Каданцев А Ф.,

Рейзнек С. Г


Исп.: Смирнов Михаил Васильевич, 1930 г.р., зд.

Смирнова Антонина Петровна, <???> г.р., зд.

 

01

О драках:

 

- раньше во время драк «хоркали», матюгались, рубахи у себя на груди рвали

- когда «хоркали», значит, сердились

- на «весёлых» беседах тоже драки были

 

Репортаж

02

О беседах:

 

- «весёлые» беседы гуляли два вечера

- на «весёлые» девушки приходили со своим «снарядом»; к девушкам приходили гости из других деревень (4-6 девушек) со своим «снарядом»; попляшут в одном «снаряде», потом переодеваются, попляшут во втором, снова переодеваются

- девушки уходили переодеваться в тот дом, в котором гостят

- всей молодежи объявляли, в какой деревне будет проходить беседа

- за избу, в которой проходила беседа, не расплачивались, только мыли пол

- раньше был «Кипеловский» наигрыш

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Осютино

25.07.2003.

Зап. КаданцеваО. А.,

Каданцев А Ф.,

Рейзнек С. Г

 

 

Исп.: Панова Зоя Ивановна, 1933 г.р., род. в д. Красная

 

03

О беседах:

 

- раньше были «весёлые» беседы; они проходили в 2 вечера – обычно суббота и воскресенье; девушки наряжались в три наряда: первый и второй наряд одевали получше

- играли «Ленчика», «Заиньку»

- было «Горе»: если парню девушка нравилась, то он водил ее в отдельную темную комнату – там сидели «горевали» 

- простые беседы делали каждый день в разных деревнях; ходили в одном наряде; на беседах тоже могло быть «Горе», простые беседы длились только один день

- ходили девушки на беседы ткали и вязали, прялок уже не было; из сельсоветов приходили, ломали кросна, запрещали ткать

 

Репортаж

04

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: были от Рождества до Крещения

- молодежь ходила гадать

- узнавали, как судьбу: подбегали под окошко и кричали: «Как судьбу зовут?»; им отвечали какое-нибудь имя

 

Репортаж

05

Лай, лай, собачка, на чужой сторонушке

 

- снач. комм.: несколько девушек ходили на перекресток дорог и говорили три раза

- текст

- комм.: когда проговорят, то опускали голову в снег; где собака будет лаять, там и «судьба твоя»

 

Приговор при святочном гадании

06

Пояс, пояс,

Покажи мне весь поезд,

Не поезд, дак дом,

Не дом, дак крыльцо,

Не крыльцо, дак самово сужёнова-ряжёнова в лицо.

 

- снач. комм.: сама себе судьбу нагадала: перед рождественским сочельником под подушку положила пояс от нового платья и проговорила три раза

- текст

- комм.: как приснилось, так все и было

 

Приговор при святочном гадании

07

Суженой-ряженой, приходи коня поить

- снач. комм.: делали из спичек «родничок» [колодец] и говорили

- текст

 

Приговор при святочном гадании

08

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: тын обхватывали и считали: если четное количество («парам») было обхвачено, значит замуж выйдешь; если нечетное («одна останешься»), значит не выйдешь замуж; к тыну вставали лицом

- «родничок» делали из спичек и клали под подушку, говорили: «Суженой-ряженой, приходи коня поить» (текст)

- раньше ряженые ходили, наряжались мальчик – девочкой, девочка – мальчиком (современное)

- перед Новым годом колядовали («Каледа-маледа» - упоминание)

 

Репортаж

09

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

С краю скатишься, да

Мамки хватишься.

 Придет серенький волчок,

Сашу схватит за бочок

 

- текст

- проба напева

 

Колыбельная

10

Ангелы-хранители,

Где вы Сашу видели?

На высокой на горе

Саша ходит по траве.

 

- проба напева

 

Колыбельная

11

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

С краю скатишься, да

Мамки хватишься,

Придет серенький волчок, да

Сашу схватит за бочок

 

- проба напева

 

Колыбельная

12

О лечении:

 

- детей маком поили, раньше старушки что-то знали

- свекровь мыла детей в печке и говорила молитву, когда обратно ребенка подавала, тоже говорила молитву ; в печку клали солому, свекровь залезала в печь, потом ей подавали ребенка, она его там парила

- грыжу заговаривали

- когда ребенок только начинал ходить и боялся сделать шаг, бабушка впереди перед  ним ножичком сделала крестик

 

Репортаж

13

Мышка, мышка,

На тибе зуб рипяной,

А ты мне дай костяной.

 

- снач. комм.: первый выпавший зуб бросали на печку и приговаривали

- текст

 

Приговор на первый выпавший зуб

14

О лечении:

 

- от золотухи читали молитву, водили вокруг больного места яйцом и старинным золотым кольцом и говорили: «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь»; яйцо должно быть сырое, потом его разбивали и выбрасывали; когда обводят больное место, нужно чтобы все окна, двери, трубы были закрыты; начало читали  молитву 3 раза перед печкой, потом обводили; яйцо должно быть в ладошке, а кольцо - в пальцах, все в одной руке; сама так делала, и помогало

 

Репортаж

 

15

Сама мать родила,

Сама соорудила,

Сама грыжу грызла,

Сама загрызала

Паховую, мудовую, пуповую.

Во имя Отца и Сына и Святова Духа. Аминь 

 

- снач. комм.: свекровь так грыжу загрызала

- текст

- комм.: когда скажут эти слова, то закусывали зубами то место, где была грыжа (кусали до синяка); так делали на утренней и на вечерней заре; могли делать не один день; слова говорили три раза

 

Заговор на грыжу

16

О лечении:

 

- бабушка щетинку лечила: замешивала на меду «огибку» (тесто из муки и меда), распаривала в печке и клала на щетинку; щетинка выходит на «огибку»  

- муж траву «сорокапритку» собирал от ран, похожа на крапиву, цветет голубым, помогают листья

- каждую траву надо рвать в свое время 

- был старичок, который помогал скотинке, мог сглаз снять, навести тоску на людей

- за лечение бабушка никогда не брала денег, брала только угощение

 

Репортаж

17

О скотоводческих обрядах:

 

- однажды пропал теленок, и старичок нашептал на хлеб и сказал, что на следующий день придет молодая девушка и скажет, где он есть; так и случилось 

- заговоренный хлеб клали на какую-нибудь пару кольев от забора, чтобы скотина пришла домой 

- помогать искать и лечить скотину – это божественное дело

- колдун с чертом знается, а кто лечит - с Богом

- тетя научила: в Вербное воскресенье надо сломить вербушку, положить на двор и в первый раз выпускать этой вичкой, говорили: «Поди, скотинушка, домой», чтобы всегда не терялась 

- ЕГОРИЙ: раньше в любую погоду всю скотину выгоняли, каждый хозяин давал пастуху по яйцу, и пастух с иконой Егория обходил все стадо

- хозяину пекли каравай и  запекали в него сырое яйцо, хозяин с ним обходил весь двор: надевал пояс (ремень), за пояс за спину затыкал топор  и с какими-то словами обходил скотину, хлеб скармливал каждой скотине по кусочку, а яйцо брал себе; обходил без хлеба

- пастух с молитвой и иконой обходил скотину

- пастух что-то делал на одну корову на поллета, она была как «стадовод», за ней ходила вся скотина, потом перекладывал на другую корову

 

Репортаж

 

 

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Осютино

26.07.2003.

Зап. Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

КаданцеваО. А.,

Каданцев А.Ф.

Рейзнек С. Г,

Кулева М.А.

 

 

18

Приходила вечор(ы) свахонька,

Нахвалила чужу сторону,

Приходила вечор(ы) свахонька,

Нахвалила чужу сторону,

- проба напева

 

Ой, ой, ой, ой. Ой, родимая ты матушка!

Ой, ой, куда, ты мня отдаешь-то!

Ой, ой, ой, ой, мамонька милая, куда ты меня отдаешь?

Свекровь-то будет сердитая.

Уж ты, маменька, не отдавай меня,

Ой, ой, ой, ой, ой, ой!

Ой, куды ты меня отдаешь? 

 

(Запись с наложением)

 

- интонированный текст

 

Свадебная с причитанием невесты

19

 

О свадебном обряде:

 

- елка стояла, на елке – куколка, лицом – к невесте; девушки все поют в голос; девушек много было

- невеста была закрыта платком

- невесту из печки под руки ведет подружка и сажает на самый кончик скамьи, елка была наряжена, подружки сидят кругом невесты, поют песни, а невеста плачет

 

Репортаж

20

Поплачь, поплачь-ко, милая невеста.

За столом не поплачешь, дак за столбом наревисся

 

- снач. комм.: подружки сидели вокруг невесты и говорили

- текст

- комм.: даже бабы плакали, им было жалко невесту,  невесту закрывали и вели

 

Приговор подружек невесте

21

Приходила вечор свахонька,

Нахвалила чужу сторону.

Приходила вечор свахонька,

Нахвалила чужу сторону.

 

- проба напева, запись с наложением

- комм.: невеста «ругает» свахоньку

 

Свадебная

22

Приходила вечор(ы) свахонька,

Нахвалила чужу сторону,

Приходила вечор(ы) свахонька,

Нахвалила чужу сторону,

 

(Запись с наложением)

 

- проба напева

 

Ой, милая мамонька,

Ой, ой, ой,

Ой, приходила вечор свахонька,

Ой, матушки,

Не отдавайте вы меня туда:

Там поля-то большие,

Свекровь-то сердитая.

Ой, ой, ой, ой, ой,

Ой, мамонька милая,

Ой. прошай, милая мамонька,

Ой, куды ты меня отдаешь-то?

Далеко-то эдак?

Ой! Ой, мамонька, ой, ой!    

 

- интонированный текст

- комм.: «ору люто»

 

Свадебная с причитанием невесты

23

О свадебном обряде:

 

- на вечерне (накануне) свадьбы собирали на стол и угощали девушек

- на второй день свадьба проходила у невесты 

- «именье», какое есть у невесты, увозят на вечерне

 

Репортаж

24

Не от ветру, не от вихарю,

Ты прощай наша голубушка.

Милая наша подруженька

Приходила вечор свахонька

 

- проба напева (путает слова)

- комм.: когда заходил жених, девки сразу запевали песню «Не от ветру, не от вихорю»

 

Свадебная

25

Дожжик лей, дожжик лей!

На миня и на людей!

Дождичок погуще –

На улочке палучше!

 

- напев

- повтор

 

Закличка на дождь

26

Дожжик, дожжик, перестань!

Я поеду в моностырь

Богу молиться,

Христу поклониться.  

 

- напев

 

Закличка на дождь

27

Об играх:

 

- девочки вставали парами, кто стоял позади, бежали, а ребята их ловили; эта игра называлась «огорелым»

 

Репортаж

28

 

<>

Мы нечаянно с миленочком

Навеки розошлись

 

- фрагмент текста

 

Частушка

29

О беседах:

 

- в «Заиньку» играли в 4 пары, в паре стояли парень с девушкой; парень попляшет и всех под ручку кругом проведет

- на беседах девушки должны были напрясть; если не напрядут, то дома их могли заругать

- «поодинке» плясали

- сама на беседы всегда ходила с «санопряткой»

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Угольский с/с

д. Сусловская

26.07.2003.

Зап.: КаданцеваО. А.,

Каданцев А.Ф.,

Рейзнек С. Г

 

 

 

 

 Исп.: Панова Анна Васильевна, 1916 г.р.

 

30

О скотоводческих обрядах:

 

- ЕГОРИЙ: выгоняли скотину и шли с крестным ходом кругом церкви; потом скотину выпускали на поскотину и уходили домой 

- сама хозяйка скотину обходила кругом дома и во дворе, а потом выпускала 

- скотину провожали всегда с кусочком хлеба

- у самой корова потерялась и она пошла к одной старушке; она сделала то, что ей велела старушка и телка вышла ей навстречу

- на Егорий всегда поп приходил, проводил службу

 

Репортаж

31

О воспитании детей:

 

- делали «очап», была зыбка («гачель»), ее «гачели»  

- как только ребенок родится, его сначала держали  у себя, а потом клали в зыбку

 

 Репортаж

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Дёмсино

27.07.2003.

 

Зап. Каданцева О. А.,

Каданцев А. Ф.,

Гуреева В. В.

                                            

Исп.: Цветкова Евдокия Леонтьевна, 1910 г.р., род. в д. Старово Чуровского с/с

 

32

О свадебном обряде:

 

- о том, как сама вышла замуж: пошла с девками гулять в д. Фомушино в праздник Казанская, парень с гулянки на руках утащил ее в овин, взял ремень, заставлял выходить за него замуж; осталась ночевать у парня, потом через три дня пошли к отцу «на покладку» (просить прощения)

- к сестре свататься приезжали, приданого припрашивали

- свадебный поезд делали: запрягали 6 лошадей, когда ехали в церковь венчаться; на венчанье жених с невестой ехали в разных санях, после венчания – вместе  

- молодым кричали: «Горько!»

- девишник был                                                  

- когда сестра с женихом приехали с венчанья, их обкидывали овсом, чтобы богато жили

- на девичник подруги приходили, песни пели

- приданое на вечерне (накануне свадьбы) отвозили

- когда женился брат ее мужа, в избе жениха были протянуты ниточки и на них навешаны вышитые полотенца, узорчатые скатерти, чтобы поглядели, какая богатая невеста 

- «отгостьба» – праздник у невесты (может через неделю после свадьбы)

 

 Репортаж

33

О родильно-крестильных обрядах:

 

- сама всех детей рожала дома, помогали только вытащить ребенка и завязать пуповину

- как ребенок родится, его мыли и клали на печь

- ребенка заворачивали в пеленки, которые готовили заранее

- раньше пряли, тканины ткали, на снегу отбеливали

- ребенка в старое могли заворачивать, пеленки из старых рубашонок

- льняной тонкой ниткой перевязывали пуповину;

- сама рожала на полу; раньше спали на полу

- ребенка сразу крестили, но могли и через 2-3 недели

- если ребенок умер некрещеный, его хоронили на кладбище

- крестные должны были что-нибудь подарить своим крестникам

 

Репортаж

34

Баю, баюшки, бабай,

Поскорее усыпай.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

35

Бай, бай, бай, бай,

Спи-ко, милой, засыпай.

- фрагмент напева

 

Колыбельная

36

Бай, бай, бай, бай,

Не лёжись близко на край:

С краю скатисся,

Мамы хватисся.

 

- проба напева

- повтор (проба напева)

 

Колыбельная

37

О представлениях, верованиях:

 

- скотину нельзя было ругать, боялись, чтобы ничего с ней не случилось

 

Репортаж

38

Спаси тебя, Господи, иди с Богом.

 

- снач. комм.: говорили, когда выгоняли скотину,

- текст

 

Приговор при выгоне скотины

39

О скотоводческих обрядах:

 

- в ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ ходили в церковь и брали там вербушки, их приносили домой и ставили к иконе; вербы там стояли до первого выгона скотины; с этой вербой выгоняли скотину в первый раз; у кого близко была река, эту вербушку спускали в речку 

- на Буграх был обещанный праздник Вознесеньёв день; в этот день привозили попа, на улице ставили большие иконы на палках с двух сторон и между икон прогоняли всю скотину, делали молебен

- пастух привязывал барабанку, когда выгонял скотину

- чтобы корова не «блудила» в поскотине (огороды не ломала), ей привязывали на рога доску

- рассказ о том, как сама была телятницей, и у нее убежал теленок, его не могли найти; ездили к одной старушке, она им налила водички в бутылочку и сказала, что пока они едут домой, он выйдет к дому, а если к дому не придет, то выйдет к скотине; теленок пришел

 

Репортаж

40

О лечении:

 

- были люди (колдуньи), к которым ездили лечиться

- рассказ о том, как у одного ребенка была грыжа, его женщина прижимала к матице и что-то говорила

- женщина собирала травы

- от золотухи прыскали с угля

- ребенка мазали мазью из редьки

 

Репортаж

41

Сама заблудилась на три дня в лесу, и ей казалось, что на дереве сидели мужики и рубили ветки 

 

Бывальщина

42

О беседах:

 

- в деревне собирались на («прялошную»?)беседу  в одну избу, девушки с самопрялками приходили; когда приходили кавалеры, то заводили «Горе»: парень с девкой уходили в темный угол, целовались, могли долго сидеть 

- целую неделю на «веселую» («беспрялошную» ?) беседу без прялок приходили

- летом на гулянки собирались в праздники – Вознесеньев день, Иванов день, «Федороськяя»

 

Репортаж

43

О календарных обрядах и праздниках:

 

- РОЖДЕСТВО – «обший» праздник, ребятишки ходили по домам и что-то собирали

- в воскресенье (?) гадали на столе: была какая-то карта с картинами и цифрами, блюдо с водой; что-то говорили, и блюдо начинало ходить, указывать на имена; у самой вышло имя Василий, и замуж вышла за Василия 

 

Репортаж

44

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда умирал человек, на «подиконное» окошко до сорокового дня вывешивали полотенце; считалось, что покойник приходит вытираться       

- рассказ о том, как покойный муж приходил на сороковой день умываться

- лучину с полотенцем втыкали в щелку

- рассказ о том, как к женщине приходила на сороковой день свекровь и постучала в окно, еще при жизни обещая, что в дом не зайдет и пугать ее не будет

- покойного мужа увозили на кладбище на лошади; тем, кто копал могилу, подала пирог и вино 

- в могилу деньги кидали, выкупали землю, место для покойного

- на могиле у мужа посадили деревья – тополя к ногам покойного

 

Репортаж

45

Клюшка, клюшка, коцергя!

До Христова денькя,

Два дни, два дни!

 

- снач. комм.: в Великий четверг бегали с клюшками и кричали; бегали маленькие ребятишки; стучали у окошек

- текст

- повтор, интонированный текст

 

Выкрик на Великий четверг

46

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: наряжёными ходили с Рождества до Крещения, насдобятся и приходили на беседу; приходили форсистые, рваные и в одних рубахах, а потом шли в другую деревню; снаряженными ходила молодежь

- одна девушка одевалась кавалером

- «покойники» приходили; к самой пришел «покойник»; убегать от него не давал человек, который пришел с «покойником»; у него была клюшка с гвоздем, и если кто убегал, то он колол этой клюшкой  

- когда сама была маленькой, в Буграх  принесли «покойника» на скамейке; «покойнику» «добро» приделали и девок звали смотреть; девок заставляли клюшкой Богу молиться и прощаться с «покойником»

 

Репортаж

47

Вот, прости Христа ради.

От цево родилася,

Тому и поклонилася.

 

- снач. комм.: когда девок заставляли прощаться с «покойником», одна «бойкая» девка подошла и сказала ему

- текст

- комм : после того, как она это сказала, поклонилась «добру»

- повтор текста

 

Святочный приговор «покойнику»

48

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «покойником» рядился мужчина; «покойника» этого знали; он был одет, закрыт простынью; когда приносили, то раскрывали и все видели приделанное у него «добро» - надутый пузырь; «покойнику» делали лицо как у мертвого

- «покойник» не вставал с лавки, его уносили на лавке

                                                                                                             

Репортаж

49

На биседушку приехали,

Поедем-кё назадь.

Ни хера не встаёт, девушки,

По совести сказать. 

 

- снач. комм.: ходила снаряженной «кавалером», плясала и спела песню

- текст

- комм.: вышла перед девками и спела песню

- повтор (интонированный текст)

 

Частушка

50

Горите, наши грехи!

 

- снач. комм.: на поле все таскали и поджигали

- текст

- комм.: орали ребятишки; бегали вокруг Масленки, дурачились и кричали

- повтор текста

 

Выкрик на Масленицу

51

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: маленькими с гор на корёжках катались; на масленичной неделе «подливали» корёжки и катались

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Чаромский с/с

д. Дёмсино

27.07.2003.

Зап.: Каданцева О.А,

Каданцев  А. Ф.,

Гуреева В. В. 

 

 

 

 

 

Исп.: Меньшикова Дина Васильевна, 1933 г.р., род. в д. Бугры Чуровского с/с

Иванова Дина Ивановна, 1935 г. р., род. в д. Обухово Нифантовский с/с (балалайка)

 

52

Под пляску с частушками

 

- снач. комм.: по слуху подбирает каждую струну

Балалаечка играет,

Ручка вересовая.

Ох, мой миленький не знает,

Что у нас весёлая.

 

Скоро, скоро я уеду,

Скоро лешой унесёт.

А у лешово телега

Ни качает, ни трясёт.

 

Я работала в колхозе,

Заработала петак,

Петаком закрою жопу,

Штобы жопу не видать.

Ох, ты, ох, ты!

 

Балалаечка гудит,

Жалко милова будить.

Разбудить – не разбужу,

На милова погляжу.

 

Поиграй повисилее,

Висилее этова.

А, милый, серые глаза

Любила из-за этова.

 

Девки, пойте, девки, все, да

Я нашел иё в овсе,

Она седая без волос

Сидит да хрупает овёс.

Ох, ты карёбанной!

 

Раньше было интиресно

В эту сторону ходить.

Теперь не стало интиреса,

Стало некого любить

 

Я пойду и попляшу

По полу сукаватому,

И у товарища спрошу:

- Ну, каково женатому?

 

Девки по лесу ходили, 

Запоролись на ивняк,

Всю иё оцарапали,

А сказали на рибят.

 

Наигрыш на балалайке с частушками

53

Под песни

 

- фрагмент

 

Наигрыш на балалайке

54

Под пляску с частушками

 

Раньше я была такая,

Девушка развитая,

Ну, а теперь моя головушка

Не тем забитая.

 

Наигрыш на балалайке с частушками

55

Под песни

 

Говорят, што боевая,

Правда, бойковитая,

Вся семейка боевая,

Я не виноватая. Ох!

 

Говорят што, боевая,

Правда, я, боёвушка,

Мин? и дома от родителей

Большая волюшка.

 

Наигрыш на балалайке с частушками

56

Об игре на гармошке:

 

- на гармошке играли «вышибаловку» – когда перебирают на гармошке, «дёргают» гармошку

- «вышибаловку» играли на гуляниях; как беседа разыгрывалась, так и начинали плясать под «вышибаловку»

- под «вышибаловку» на беседе разбивали лампы 

- для мужчин и девушек были разные наигрыши (разная «игра»)

- по деревне ходили под гармонь, балалайку; девушки пели песни

и плясали 

- во время гуляния могли плясать на дороге под балалайку

 

Репортаж

57

Под пляску с частушками

 

По деревне, по деревне

Всё по исполнителям, да

Зародился хулиган,

Каково родителям.

Ох!

 

Наигрыш на балалайке с частушками

 

58

Под песни с частушками

 

Задушевная подруга,

Задушевная и будь.

Ты в любови помогала

И в разлуке не забудь.

 

Дорогой мой, дорогой,

Тибя в болото головой,

В самую болотинку,

Зачем завлёк молоденьку?

 

- снач. окмм.: «По деревне» - эта же «игра», что и «Под пляску», только помедленней, «пореже»

 

Наигрыш на балалайке с частушками

59

«Под парней» с частушками

 

Поиграй повисилее,

Висилее этова,

Дролю, серые глаза,

Любила из-за этова.

 

Хулиганом называешь -

Милка, ошибаешься.

Ты сама за хулиганом

Здорово гоняешься .

 

Хулиган, мальчишка, я,

Меня не любят девушки.

Меня любят только бабы,

Да и те за денежки.

 

Хулиган, мальчишка, я,

Вся деревня – на меня.

Все старухи Богу молят,

Штобы не было миня.

 

- комм.: такая «игра под ребят»

 

Наигрыш на балалайке с частушками

60

«Под пляску для девок» с частушками

 

Раньше было интиресно

В эту сторону ходить.

Теперь не стало интереса,

Стало неково любить

 

Я любила, не любила,

Сам ты, дролечка, отстал.

Я другова полюбила,

Ты опять гоняться стал.

 

Наигрыш на балалайке с частушками

 

61

«Под пляску для парней»

 

- комм.: «мужская» игра

 

Наигрыш на балалайке

 

62

Под пляску

 

- с переходом игры с мужской на женскую

 

Наигрыш на балалайке

63

Под пляску

 

- снач. комм.: старушки могли плясать под любую игру

 

Наигрыш на балалайке

64

Под пляску с частушками

(играет Меньшикова, пляшет и поёт Иванова)

 

- для женщин

 

Поиграй повеселее,

Веселее закажу,

<…> весёлую

Платочек подарю.

 

А выхожу и выручаю

Милую-премилую,

А запретили мне играть

Свою игру любимую.

 

Наигрыш под язык с частушками и пляской

65

Под пляску с частушками

(играет Иванова, пляшет и поёт Меньшикова)

 

- для женщин

 

Поиграй повисилее,

Нет, дак …бну по басам.

А по басам не угадаю,

Угадаю по глазам. Ух, ты

 

Раньше я была такая,

Девушка развитая.

А теперь моя головушка

Не тем забитая.

У-ух-ух-ух!

 

Наигрыш под язык с частушками и пляской

 

66

Под пляску парням и девкам (показ разной игры)

 

- снач. комм.: парням «под язык» играли погрубее

- комм.: могли играть «под язык» вдвоем

 

Наигрыш под язык

 

67+

Под пляску

(вдвоём)

 

- комм.: учились такой игре сами, запоминали звук гармони

 

Наигрыш под язык

68

Под пляску

(вдвоем)

 

- показ игры одного гармониста

 

Наигрыш под язык

69

О плясках:                                                       

 

- раньше «Чечвёрку» плясали: сначала одна девушка плясала в середине, потом выходили другие по очереди, выбирали – «вытопнут» другую

- «Восьмерку» плясали

 

 

70

Поиграй повисилее

«Русскова» отпетова.

Любила дролю-хулигана,

Хорошо одетова.

 

- снач. комм.: под гармошку «Русского» плясали с песнями

- текст

 

Частушка

71

Об исполнении наигрышей на гармони:

 

- если гармонисту не нравился человек, который плясал, он начинал играть – «как петух кукарекать» («ту-ту-ту-ту»), «перебивал» игру

- если гармонист устал играть, то он начинал играть по-особому, заканчивал

- когда ходили из деревни в деревню, играли на гармони и пели песни 

- однажды в драке гармонь разлетелась напополам

- когда людям не нравилось, что гармонист играет и пляшет,  они могли начать с ним драку

- раньше в праздники много дрались

 

Репортаж

72

Под пляску для девок

(влвоём)

 

Наигрыш под язык

 

73

Под пляску для парней («Хулиганская»)

(влвоём)

 

- комм.: для девушек игра была «понежнее», для парней - «погрубее»

 

Наигрыш под язык

74

Ды-ды-ды ды-ды-ды!

- снач. комм.: если гармонисту не нравился плясун, то он начинал нажимать на одни и те же клавиши («потоньше») и заканчивал 

- показ голосом

- повтор

 

Гармонный сигнал (показ голосом)

75

 

Кукуреку, кукуреку

 

- снач. комм.: если гармонист уставал играть на гармони, то начинал играть «петухом» – нажимал на клавиши без басов

 

Гармонный сигнал (показ голосом)

76

По деревне с частушками

 

По деревенке пройдём,

Пройдём, да и поухаём.

Говорят: - Милашка с брюхом,

Подойдём, пронюхаём

 

Мой миленок, как теленок,

Только веники жевать.

Проводил миня до дома,

Не сумел поцеловать 

Ох, ты карёбанной!

 

Не ходи по коридору,

Не стучи калошами, да

Все равно любить не буду -

Морда, как у лошади.

 

Не ходите, девки, в лес-

Комары кусаются.

Да самый маленький комар

За иё хватается, ух!

 

Ой, ты, милый, дорогой,

Тибя в болото головой,

В самую болотинку,

Зачем завлёк молоденьку?

 

Наигрыш на балалайке с частушками

77

По деревне (с переходом «Под пляску») с частушками

 

Гармонист, гармонист,

В кухне поварешка.

Не бывать тибе в <нрзб.> да

Если б не гармошка.

 

Я с окошка на окошко

Переставлю баночку, да

Как удобно подыграет

Дина в балалаечку.

 

Я пойду и попляшу

По полу суковатому.

У товарища спрошу: - да

Каково женатому?

 

Ты, товарищ, не ударишь,

И ударишь – не убьёшь.

Если ты миня ударишь,

За решётку б… пойдёшь.

 

Выхожу и выручаю,

Задушевная, тибя.

Только ты не выручаешь

Ни в какой беде миня

 

Говорите, что хотите.

Этим не прославите,

Мои серые глазенки

Плакать не заставите. Ух!

 

Наигрыш на балалайке с частушками

78

Под пляску

 

 

Наигрыш на балалайке

Вологодская область,

Шекснинский район,

Раменский с/с

д. Золотуха

28.07.2003.

Зап. Каданцева О. А.,

Каданцев  А. Ф.,

Суворова Л. М.

 

 

 

 

Исп.: Тимофеева Евдокия Ивановна, 1919 г.р., род. в д. Феляково

Тимофеев Николай Тимофеевич, 1918 г. р., зд.

Киренкова Тамара Степановна, 1929 г. р., род. в д. Камешница

 

79

О беседах:

 

- на «посиденках» молодые целовались и любовались в темной «канурке», это  было «Горе»

- в «горе» горевали, хаяли, хвалили, могли звать замуж самоходкой

- если не хотелось в «Горе» сидеть, то стучали по «трубе» и кричали: «Коле труба»; по трубе стучали палкой; «трубу» кричали громко, чтобы все слышали

- были «весёлые» беседы; на них шумно было, били лампы; начинали драки из-за пляски, если кто-то наперебой другому плясал

- гармонист «под драку» играл – «хулиганскую»

 

Репортаж

80

Авдотье Ивановне труба!

 

- снач. комм.: кричали «трубу», если девушка не хотела с парнем в «Горе» сидеть

- текст

- повтор (показ со стуком по трубе)

- повтор

 

Выкрик на беседе

81

Труба! Николаю Тимофеевичу от Авдотьи Ивановны!

 

- текст (показсо стуком по трубе)

 

Выкрик на беседе

82

О плясках:

 

- плясали «Кадрель»

- «Семечко» плясали женщины и мужчины, дробили 

 

Репортаж

83

 

 

 

Атаманова могилушка-

Кругом зеленый лес.

Он не выйдёт из могилушки,

Не выташшит обрез.

 

- текст

 

Частушка

84

О беседах:

 

- на «весёлую» беседу собираются со всех деревень, выкупают дом и  там пляшут 

- на «посиденку» собираются только с одной деревни, а на «весёлую» – с разных деревень (со всей вотчины)

- «весёлая» беседа проходила один вечер

- на «посиденках» пряли, вязали

- на «веселой» беседе могли двое парней сесть девушке на колени

- на «веселой» старики и старухи садились у порога и смотрели, как гуляет молодежь

 

Репортаж

85

О свадебном обряде:

 

- прямо с беседы могли самоходкой уходить, а потом свадьбу делали

- когда свадьба ехала, стреляли из ружей, чтобы лошадь быстрее бежала  

 

Репортаж

86

О престольных праздниках:

 

- В Казанскую выходили с гармошкой и ходили по берегу, пели песни и делали гулянку во всех сторонах; гуляли в деревне

- летом бесед не было, все работали 

- здесь отмечали Казанскую, Егория, Кирилловскую

- Новый год не отмечали; отмечали Рождество, Крещение

- Егорий отмечали по всей вотчине: один день – в одной деревне, другой день – в другой деревне; гуляли так всю неделю; ходили из дома в дом 

- на Егорий делали обход на скотину

 

Репортаж

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198