Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 129 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Юроченский с/с, д. Кузьминское 25.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Громова А.Н. |
||
Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р.,
|
||||
01 |
Лёжи, милой, не вставай. Ты спичи крепче. Зайчик, сбоку не хватай.
- снач. комм.: кто что соберет; байкали потихоньку - фрагмент текста
|
Колыбельная |
||
02 |
Переходи в новой дом. Мы пошли и ты переходи.
- снач. комм.: хозяина-батюшку надо звать из старого дома - текст - комм.: хозяин-батюшко перейдет в новый дом
|
Приговор при переходе в новый дом |
||
03 |
Об обряде перехода в новый дом:
- когда заходили в новый дом, просили Бога и Пресвятую Богородицу: «Благослови, Господи», что «я в новой дом перехожу навечно и набесконечно» - первые в новый дом заходили муж с женой
|
Репортаж |
||
04 |
- играли «В кругу, по-за кругу» - скакали и кидали «склянку»: делали четыре окошечка и одно большое – чертили на земле палкой, потом скакали на одной ноге, кто кого перескачет; кто не выполнит, тому «стрекали» - в «Заиньку» играли в других местах, здесь играли «Ленчик», «Капустка» тоже, как «Ленчик»; «Капустка» - шесть или восемь пар поворачивались друг с другом, с разными парами, пели песни - поговорка: «песня – правда, сказка – ложь», в песне, какая бы она ни была, все правда; в сказке – вранье, «все мелют», кто что вздумает - игра «Ворон, ворон, выпей воду»: бегали с палками, приговаривали, нужно было пролить воду в ведре - «караводом» ходили и что-то припевали; на улице все маленькие брались рука за рука, в середку ставили парня или девку; в конце «каравод» разорвется на четыре части - пели песню «Веники, веники», когда баловались на улице и плясали - кукол сами шили из «тряпков»; укладывали, «байкали» их, для кукол делали постель с подушечкой
|
Репортаж |
||
05 |
- когда жали, песен не пели; на полосу шли, когда заря начиналась, вечером работали тоже до зари, когда солнышко садится - были люди, которым лень было работать, они не работали – «прокортом¿т»; потом ходили просили у соседей - девочки-сестры вдвоем работали на полосе, младшая (11 лет) лен дергала, а сестра постарше снопы завязывала; про младшую говорили, что она работает «всё равно как паровоз» - на сенокосе работали; «белоус» косить было сложно - мать оставалась ворох веять, когда измолотят рожь, яровое; а две сестры работали в поле на льне - раньше работали «люто» - если пошла на полосу маленькая, тоже что-нибудь обязательно делает
|
Репортаж |
||
06 |
Приметы, связанные с кукушкой:
- когда кукушка кукует у дома – худая примета, значит, или человек умрет, или с домом будут «нелады» (сгорит) - «придметы» [приметы] бывали – кукушка покукует, у кого что после этого бывало – так и определяли, что может быть - если в лесу услышишь кукушку на голодный желудок – худо, значит, будешь «голодовать» - если услышишь кукушку сытая, слушаешь и считаешь – сколько раз она «кукнёт», столько лет проживешь - раньше кукушки куковали в огороде на деревьях – на яблонях
|
Репортаж |
||
07 |
Об «обещанных» праздниках – праздниках «для скотины»:
- ИЛЬЯ: у кого был обещанный праздник для скотины в этот день, те не работали; в других деревнях этот день могли не праздновать, поэтому работали - вечером накануне была всенощная, утром батюшку привозили в часовню (часовни были во всех деревнях) на заутреню - маленькие дети – все, сколько есть – садились около часовни рядками «в колени друг дружке»; получалось две или три «нитки» [рядки]; когда несли из часовни «херувимов» (большие иконы на «кольях»), этими иконами задевали за головы сидящим детям; потом обходили с иконами вокруг деревни, скотину провожали, потом дети опять садились около часовни и, когда крестный ход возвращался к часовне, снова детям задевали за головы иконами; так специально маленьких детей (примерно двадцать человек) садили «под иконы» на землю друг за другом рядами (получалось два-три ряда); садились прямо напротив крыльца часовни; так делали, чтобы у детишек не болели головы - сначала крестный ход выходил из часовни, обходили кругом деревни, потом батюшка и дьякон с двух сторон опрыскивали святой водой всю скотину, проходившую мимо них, после этого скотину отпускали в поле; так делали за деревней; потом обходили кругом деревни, заходили в деревню (там же, где и выходили) и шли в часовню (часовни были посреди деревни) - для скотины было два праздника летом – например, Ильин день и Петра-Онофрима (в июне); батюшку водят вечером и утром, делали моленье - детишки, после того, как по их головам проведут иконами, тоже ходили с родителями провожать скотину в поле - за иконами шли все хозяева [жители деревни], все обходили вокруг деревни; пели молитвы - дети до 13-15 лет садились у часовни
|
Репортаж |
||
08 |
Милого моёго скота и живота (перечислить по именам коров, овец, коней). Спаси и сохрани на всё лето до зимы.
- снач. комм.: обходили и просили Егорья милостливого - текст - комм.: Егорий мислостливой пасёт и спасает; приговаривали, когдла выгоняли в поле
|
Приговор в Егорьев день |
||
09 |
- пастух брал «сам от себя» «отпуск», чтобы животные не пропадали в течение лета - пасту просил всех святых, наверное, говорил молитву, и звери «не видели» животных – у пастухов с «отпуском» за все лето не пропадало ни одно животное - пастух «знаком» только с Богом, пастух просит Егория милостливого пасти и спасти скотину - ЕГОРИЙ: утром пекли и скармливали скотине «кулыбышок» - хлеб с запеченным яйцом; хлеб скармливали, а яйцо после этого за столом съедали сами; «кулыбышок» - для скотинки испечен, а хозяин должен был съесть яйцо; скотине скармливали хлеб три раза; после этого ни одно животное не пропадало - провожали скотину с вербочкой; потом кто-то вербу сжигал в печке, а кто-то отпускал в реку по воде; в основном сжигали в печке
|
Репортаж |
||
10 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: верба, принесенная из церкви до Егорьева дня стояла в переднем углу - ПАСХА: считается, что Иисус Христос «слезёт с небеси» и пребывает на земле до Вознесеньева дня, смотрит, как народ себя ведет; если люди ведут себя хорошо, то Господь полетит на тот свет и радуется; если люди ведут себя «по-свински» - это Господь не любит - ПЕРЕЛОМ ПОСТА: пекли кресты с «лучининками», примечали, кому попадет крест с лучинкой, тот умрет
|
Репортаж |
||
11 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- заказывали сороковой день [в церкви] - носили кутью поминать: варили пшеницу с сахарным песком, после похорон (в этот же день) всю деревню обносили кутьей, чтобы все хлебали и поминали - после похорон поминок не было, поэтому по деревне носили кутью и давали всем людям, кто попадал навстречу, чтобы все поминали; когда хлебнут, кладут ложку и говорят: «Помяни, Господи, (Марью ли, Дарью ли – кто помер)» - когда человек умирал, его хоронили, поминали, сорокоуст заказывали - умершего человека обмывали, клали на лавку, подстилали соломку, он «ночевал» две ночи, потом клали в гроб и везли хоронить - были такие люди, которые ходили и обмывали покойных - на столе рядом с умирающим ставили в чашке водичку – душенька вылетит и сядет в чашечку; если тяжело умирал человек, то душеньке полегче – она сядет испить водички
|
Репортаж |
||
12 |
О представлениях и верованиях, связанных с переходом души на «тот свет»:
- считается, что когда человек умирает, ангел стоит по правую руку, а бес – по левую; ангел и бес спорят, чья душенька; если не нагрешила – душеньку берет ангел, если нагрешила – бес - душа за сорок дней должна пройти сорок ступеней, рассказывать грехи и каяться; в сороковой день на какой ступени душа стоит, тут она и останется, тут «вечная и бесконечная жизнь» - душа пойдет или в рай к ангелу, или в ад к бесу (окромешные ады); если человек много нагрешил и не раскаялся, то идет в ад, если человек нагрешил и замолил, то идет в рай - пока покойник лежал в доме, вокруг гроба зажигали свечки - на передний угол вешали тряпочку – это означало, что если душу хорошо поминают, то она прилетит и вытрется, и полетит с Божьим благословением; если душу худо поминают или вообще не поминают, то она полетит с худым благословением |
Репортаж |
||
|
|
|
||
|
- в аду люди – кто сиди на льду, кто что заслужил, тот то и получит; «это ранняя поговорка» - раньше, когда церкви были, такие поговорки приговаривали - душа летает, если ее хорошо люди поминают, то и она поминает всех за здравие - в сороковой день тряпочку сжигают в печке или в реку отпускают; в основном сжигают, потому что в реку отпускать – мало пользы, может прибить к иве; из печки после сожжения тряпочки с жаром и с дымом душа выйдет на волю; после сорокового дня считается, что все, что душенька оставила – все сгорело, все и вылетело по ветру, не валяется и никто его не пинает - сорок дней душа летает на передний угол; душа утирается, знак дает, что прилетала; это только такая «присказка», никто ее не видит - кто умирает с не верной душой, «не благословлёные», они «ходят» после смерти - когда колдун умрет, то что-то нужно делать, чтобы он не «ходил» потом, не пугал – «кувыркать» [скамейки] - после похорон, как только приходят с кладбища, нужно в доме ходить по всем углам и говорить: «Был – не был»; на повить, на двор ходят - в образе умершего может во сне приходить нечистый
|
|
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Юроченский с/с, д. Ханёво 25.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Громова А.Н. |
||
Исп.: Кокарева Мария Дмитриевна, 1918 г.р., род. в д. Прокино
|
||||
13 |
- на свадьбу ездили на семи лошадях; на свадьбе гуляли три дня - невеста сидела в «замолёнках», «справляла именьё», в приданое готовила одеяла, подушки, простыни; невесте помогали сестры - М.Д. бывала в детстве на маминой родине (д. Жарки) на свадьбе: бабы и девки приходили с песнями к невесте, «растревожили», «росклевили» невесту песнями, она заревела – «пожалела молодость» - в замолёнках невеста сидела закрытая - песни пели на крыльце, невеста выходила к женщинам - невеста собирала девишник, делала угощение: приходили девушки, пели песни, ревели «об ёй» - сватами приходили отец с сыном (женихом), сватали девушку, уговаривали пойти замуж - невеста давала жениху «заклад», чтобы «не сгузала обратно» (не обманула), в «заклад» давали платья, платки шелковые, мама, когда выходила замуж, давала шелковую «пару» (кофта и юбка); «заклад» давали, чтобы «было верно» - «замолёнка» сидела закрытая, собирались за стол, молились, потом везли к венцу - до свадьбы невеста с женихом «не зналися» - раньше венчались, когда церкви были
|
Репортаж |
||
14 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- маленького ребеночка, когда умер – где крестили, там и похоронили; хоронили без батюшки, потом мать взяла земельки с могилки, дала батюшке, он отпел и велел положить обратно на могилку - маленькому ребенку тоже делали гробик - свекровь так причитала, что было тошно; причитала со слезами, что-то приговаривала; причитала по сыну – вставала на лавку напротив фотокарточки и ревела; раньше «жалели люто» - мужа убили на войне, его поминали только в день рождения – звали Михаилом, поминали в Михайлов день - подавали что-нибудь «по народу» (старушкам или маленьким детям), чтобы поминали, говорили: «Помянитё, помянитё» - на кладбище ходят поминать, молятся: «Дай, Господи, царство небесноё, да пресветлоё Христово местечко, лёгкоё лёжаньё»
|
Репортаж |
||
15 |
- молодежь ходили прясть лен на беседы; ткали дома, потом шили одежду тканую - фрагмент не записанной пленки - на веретено надо было напрясть не одну «кубышку» - беседы начинались с осени, когда снег «напорошит», или еще до снегу, когда земля замерзнет; «на воле» темно гулять – вот и собирались на беседы - парни приходили с гармоньями, приходили парни из чужих деревень – Капустино, Мачево, Глядково, Тяпино - потом, когда уже перестали сеять для себя, кудели не было, на беседах не работали, только плясали и играли
|
Репортаж |
||
16 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ – пост, молодежь не собирались - ряженые приходили на простые беседы и на «весёлую» - наряжались и чудили; из чужих деревень приходили ряженые - ряженые наряжались «как смешн¿я», надевали что-нибудь большое - девушка наряжалась парнем – надевала шапку, штаны, пела «парнячьи» песни - ряженых узнавали, лицо не прятали - старухой наряжались, надевали все широкое - сарафаны, кофты, платок - парень «оставил девку ряженой» - увел самоходкой замуж во всем ряженом - покойником наряжались - у отца был большой новый дом, к нему девки попросились провести «весёлую»; на «весёлую» приносили «покойника»; приводили «лошадь»: два мужика сделали лошадь из снопа соломы, голову приделали, полог накинули; маленькие дети сидели на печке – испугались - когда приносили «покойника», наряжались попом, кадили; покойника накрывали белым, он лежал - «гуся» приносили, он «клевал» всех девок, девки вскакивали на лавки; «гусю» делали «клюй» из палки; шею делали из рукава, голову делали, всего закрывали - «весёлую» делали в январе, в мёжговиньё
|
Репортаж |
||
17 |
Из Нова города. Семь столбов. Дайтё пирога, Гороховика.
- снач. комм.: маленькие ребятишки приходили в каждый дом и пели - фрагмент текста - комм.: много детей заходили в дом, пели, им давали кусочик; дети потом продавали куски и покупали «симя», делили «стакашкам» на всех; дети ходили утром в Новый год, когда «начинается день»
|
Колядка |
||
18 |
- были пироги с начинкой - делали «рогушки», сочни, оладьи, - «скородумы» из картошки: толкли картошку, мяли «на мучке», мазали маслом; «скородумы – картофельники» - сочни загибали, а рогушки были круглые, у них немножко загибали только «крайчики», намазывали начинкой (картошкой и др.); сейчас сочни делают с зеленым луком и яичком, называется «соч?нья»
|
Репортаж |
||
19 |
О календарных обрядах и праздниках:
- сочельники были до мёжговинья с осени (?) - в Филипповки не ели мясного - МАСЛЕНИЦА: делали костер, когда провожали Масленицу; собирали «масленцу» со всей деревни кто что даст – солому, дрова, делали «масленцу» как стог, зажигали
|
Репортаж |
||
20 |
Девки, Масленца подходит (вар.: проходит), Настаёт Великой пост, Все корзинки пригорели, Нишчета поджала хвост.
- снач. комм.: бегали вокруг Масленицы и пели - текст - комм.: бегали и громко «орали» - проба интонирования текста
|
Припевка на Масленицу |
||
21 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: говорили, что горит молочко и яичко - на «Масленцу» ходили не только молодежь, но и «былые» [пожилые], приводили детей - костер делали за деревней - позже для костра стали давать колеса от тракторов - жители деревни сами давали для Масленицы дрова, веники и др. - крест делали, вешали на него веники; кругом Масленицы ставили дрова, под дрова веники; крест делали «в середке», втыкали его в колесо, по краям навешивали веники - дети бегали кругом Масленицы; те, кто «побыляе» [постарше], помогали детям делать Масленицу - катались на лошадях в чужие деревни - были специальные дни – куда (в какую деревню) в какой день ездить, «катаньё» было в Григорьевском и в Бекареве |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |