Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 129

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Кузьминское

25.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Громова А.Н.

 

Исп.: Тихомирова Александра Тимофеевна, 1913 г.р.,

 

01

Бай, бай, бай, бай.

Лёжи, милой, не вставай.

Ты спичи крепче.

Зайчик, сбоку не хватай.

 

- снач. комм.: кто что соберет; байкали потихоньку

- фрагмент текста

 

Колыбельная

02

Хозяин-батюшко,

Переходи в новой дом.

Мы пошли и ты переходи.

 

- снач. комм.: хозяина-батюшку надо звать из старого дома

- текст

- комм.: хозяин-батюшко перейдет в новый дом

 

Приговор при переходе в новый дом

03

Об обряде перехода в новый дом:

 

- когда заходили в новый дом, просили Бога и Пресвятую Богородицу: «Благослови, Господи», что «я в новой дом перехожу навечно и набесконечно»

- первые в новый дом заходили муж с женой

 

Репортаж

04

Об играх:

 

- играли «В кругу, по-за кругу»

- скакали и кидали «склянку»: делали четыре окошечка и одно большое – чертили на земле палкой, потом скакали на одной ноге, кто кого перескачет; кто не выполнит, тому «стрекали»

- в «Заиньку» играли в других местах, здесь играли «Ленчик», «Капустка» тоже, как «Ленчик»; «Капустка» - шесть или восемь пар поворачивались друг с другом, с разными парами, пели песни

- поговорка: «песня – правда, сказка – ложь», в песне, какая бы она ни была, все правда; в сказке – вранье, «все мелют», кто что вздумает

- игра «Ворон, ворон, выпей воду»: бегали с палками, приговаривали, нужно было пролить воду в ведре

- «караводом» ходили и что-то припевали; на улице все маленькие брались рука за рука, в середку ставили парня или девку; в конце «каравод» разорвется на четыре части

- пели песню «Веники, веники», когда баловались на улице и плясали

- кукол сами шили из «тряпков»; укладывали, «байкали» их, для кукол делали постель с подушечкой 

 

Репортаж

05

О полевых обрядах:

 

- когда жали, песен не пели; на полосу шли, когда заря начиналась, вечером работали тоже до зари, когда солнышко садится

- были люди, которым лень было работать, они не работали – «прокортом¿т»; потом ходили просили у соседей

- девочки-сестры вдвоем работали на полосе, младшая (11 лет) лен дергала, а сестра постарше снопы завязывала; про младшую говорили, что она работает «всё равно как паровоз»

- на сенокосе работали; «белоус» косить было сложно

- мать оставалась ворох веять, когда измолотят рожь, яровое; а две сестры работали в поле на льне

- раньше работали «люто»

- если пошла на полосу маленькая, тоже что-нибудь обязательно делает

 

Репортаж

06

Приметы, связанные с кукушкой:

 

- когда кукушка кукует у дома – худая примета, значит, или человек умрет, или с домом будут «нелады» (сгорит)

- «придметы» [приметы] бывали – кукушка покукует, у кого что после этого бывало – так и определяли, что может быть

- если в лесу услышишь кукушку на голодный желудок – худо, значит, будешь «голодовать»

- если услышишь кукушку сытая, слушаешь и считаешь – сколько раз она «кукнёт», столько лет проживешь

- раньше кукушки куковали в огороде на деревьях – на яблонях

 

Репортаж

07

Об «обещанных» праздниках – праздниках «для скотины»:

 

- ИЛЬЯ: у кого был обещанный праздник для скотины в этот день, те не работали; в других деревнях этот день могли не праздновать, поэтому работали

- вечером накануне была всенощная, утром батюшку привозили в часовню (часовни были во всех деревнях) на заутреню

- маленькие дети – все, сколько есть – садились около часовни рядками «в колени друг дружке»; получалось две или три «нитки» [рядки]; когда несли из часовни «херувимов» (большие иконы на «кольях»), этими иконами задевали за головы сидящим детям; потом обходили с иконами вокруг деревни, скотину провожали, потом дети опять садились около часовни и, когда крестный ход возвращался к часовне, снова детям задевали за головы иконами; так специально маленьких детей (примерно  двадцать человек) садили «под иконы» на землю друг за другом рядами (получалось два-три ряда); садились прямо напротив крыльца часовни; так делали, чтобы у детишек не болели головы

- сначала крестный ход выходил из часовни, обходили кругом деревни, потом батюшка и дьякон с двух сторон опрыскивали святой водой всю скотину, проходившую мимо них, после этого скотину отпускали в поле; так делали за деревней; потом обходили кругом деревни, заходили в деревню (там же, где и выходили) и шли в часовню (часовни были посреди деревни)

- для скотины было два праздника летом – например, Ильин день и Петра-Онофрима (в июне); батюшку водят вечером и утром, делали моленье

- детишки, после того, как по их головам проведут иконами, тоже ходили с родителями провожать скотину в поле

- за иконами шли все хозяева [жители деревни], все обходили вокруг деревни; пели молитвы

- дети до 13-15 лет садились у часовни

 

Репортаж

08

Егорий, спаси и спаси

Милого моёго скота и живота (перечислить по именам коров, овец, коней).

Спаси и сохрани на всё лето до зимы.

 

- снач. комм.: обходили и просили Егорья милостливого

- текст

- комм.: Егорий мислостливой пасёт и спасает; приговаривали, когдла выгоняли в поле

 

Приговор в Егорьев день

09

О скотоводческих обрядах:

 

- пастух брал «сам от себя» «отпуск», чтобы животные не пропадали в течение лета

- пасту просил всех святых, наверное, говорил молитву, и звери «не видели» животных – у пастухов с «отпуском» за все лето не пропадало ни одно животное

- пастух «знаком» только с Богом, пастух просит Егория милостливого пасти и спасти скотину

- ЕГОРИЙ: утром пекли и скармливали скотине «кулыбышок» - хлеб с запеченным яйцом; хлеб скармливали, а яйцо после этого за столом съедали сами; «кулыбышок» - для скотинки испечен, а хозяин должен был съесть яйцо; скотине скармливали хлеб три раза; после этого ни одно животное не пропадало

 - провожали скотину с вербочкой; потом кто-то вербу сжигал в печке, а кто-то отпускал в реку по воде; в основном сжигали в печке

 

Репортаж

10

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: верба, принесенная из церкви  до Егорьева дня стояла в переднем углу

- ПАСХА: считается, что Иисус Христос «слезёт с небеси» и пребывает на земле до Вознесеньева дня, смотрит, как народ себя ведет; если люди ведут себя хорошо, то Господь полетит на тот свет и радуется; если люди ведут себя «по-свински» - это Господь не любит

- ПЕРЕЛОМ ПОСТА: пекли кресты с «лучининками», примечали, кому попадет крест с лучинкой, тот умрет

 

Репортаж

11

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- заказывали сороковой день [в церкви]

- носили кутью поминать: варили пшеницу с сахарным песком, после похорон (в этот же день) всю деревню обносили кутьей, чтобы все хлебали и поминали

- после похорон поминок не было, поэтому по деревне носили кутью и давали всем людям, кто попадал навстречу, чтобы все поминали; когда хлебнут, кладут ложку и говорят: «Помяни, Господи, (Марью ли, Дарью ли – кто помер)»

- когда человек умирал, его хоронили, поминали, сорокоуст заказывали

- умершего человека обмывали, клали на лавку, подстилали соломку, он «ночевал» две ночи, потом клали в гроб и везли хоронить

- были такие люди, которые ходили и обмывали покойных

- на столе рядом с умирающим ставили в чашке водичку – душенька вылетит и сядет в чашечку; если тяжело умирал человек, то душеньке полегче – она сядет испить водички

 

Репортаж

12

О представлениях и верованиях, связанных с переходом души на «тот свет»:

 

- считается, что когда человек умирает, ангел стоит по правую руку, а бес – по левую; ангел и бес спорят, чья душенька; если не нагрешила – душеньку берет ангел, если нагрешила – бес

- душа за сорок дней должна пройти сорок ступеней, рассказывать грехи и каяться; в сороковой день на какой ступени душа стоит, тут она и останется, тут «вечная и бесконечная жизнь»

- душа пойдет или в рай к ангелу, или в ад к бесу (окромешные ады); если человек много нагрешил и не раскаялся, то идет в ад, если человек нагрешил и замолил, то идет в рай

- пока покойник лежал в доме, вокруг гроба зажигали свечки

- на передний угол вешали тряпочку – это означало, что если душу хорошо поминают, то она прилетит и вытрется, и полетит с Божьим благословением; если душу худо поминают или вообще не поминают, то она полетит с худым благословением

Репортаж

 

 

 

 

- в аду люди – кто сиди на льду, кто что заслужил, тот то и получит; «это ранняя поговорка» - раньше, когда церкви были, такие поговорки приговаривали

- душа летает, если ее хорошо люди поминают, то и она поминает всех за здравие

- в сороковой день тряпочку сжигают в печке или в реку отпускают; в основном сжигают, потому что в реку отпускать – мало пользы, может прибить к иве; из печки после сожжения тряпочки с жаром и с дымом душа выйдет на волю; после сорокового дня считается, что все, что душенька оставила – все сгорело, все и вылетело по ветру, не валяется и никто его не пинает

- сорок дней душа летает на передний угол; душа утирается, знак дает, что прилетала; это только такая «присказка», никто ее не видит

- кто умирает с не верной душой, «не благословлёные», они «ходят» после смерти

- когда колдун умрет, то что-то нужно делать, чтобы он не «ходил» потом, не пугал – «кувыркать» [скамейки]

- после похорон, как только приходят с кладбища, нужно в доме ходить по всем углам и говорить: «Был – не был»; на повить, на двор ходят

- в образе умершего может во сне приходить нечистый

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Юроченский с/с,

д. Ханёво

25.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Громова А.Н.

 

Исп.: Кокарева Мария Дмитриевна, 1918 г.р., род. в д. Прокино

 

13

О свадебном обряде:

 

- на свадьбу ездили на семи лошадях; на свадьбе гуляли три дня

- невеста сидела в «замолёнках», «справляла именьё», в приданое готовила одеяла, подушки, простыни; невесте помогали сестры

- М.Д. бывала в детстве на маминой родине (д. Жарки) на свадьбе: бабы и девки приходили с песнями к невесте, «растревожили», «росклевили» невесту песнями, она заревела – «пожалела молодость»

- в замолёнках невеста сидела закрытая

- песни пели на крыльце, невеста выходила к женщинам

- невеста собирала девишник, делала угощение: приходили девушки, пели песни, ревели «об ёй»

- сватами приходили отец с сыном (женихом), сватали девушку, уговаривали пойти замуж

- невеста давала жениху «заклад», чтобы «не сгузала обратно» (не обманула), в «заклад» давали платья, платки шелковые, мама, когда выходила замуж, давала шелковую «пару» (кофта и юбка); «заклад» давали, чтобы «было верно»

- «замолёнка» сидела закрытая, собирались за стол, молились, потом везли к венцу

- до свадьбы невеста с женихом «не зналися»

- раньше венчались, когда церкви были

 

Репортаж

14

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- маленького ребеночка, когда умер – где крестили, там и похоронили; хоронили без батюшки, потом мать взяла земельки с могилки, дала батюшке, он отпел и велел положить обратно на могилку

- маленькому ребенку тоже делали гробик

- свекровь так причитала, что было тошно; причитала со слезами, что-то приговаривала; причитала по сыну – вставала на лавку напротив фотокарточки и ревела; раньше «жалели люто»

- мужа убили на войне, его поминали только в день рождения – звали Михаилом, поминали в Михайлов день

- подавали что-нибудь «по народу» (старушкам или маленьким детям), чтобы поминали, говорили: «Помянитё, помянитё»

- на кладбище ходят поминать, молятся: «Дай, Господи, царство небесноё, да пресветлоё Христово местечко, лёгкоё лёжаньё»

 

Репортаж

15

О беседах:

 

- молодежь ходили прясть лен на беседы; ткали дома, потом шили одежду тканую

- фрагмент не записанной пленки

- на веретено надо было напрясть не одну «кубышку»

- беседы начинались с осени, когда снег «напорошит», или еще до снегу, когда земля замерзнет; «на воле» темно гулять – вот и собирались на беседы

- парни приходили с гармоньями, приходили парни из чужих деревень – Капустино, Мачево, Глядково, Тяпино

- потом, когда уже перестали сеять для себя, кудели не было, на беседах не работали, только плясали и играли

 

Репортаж

16

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ – пост, молодежь не собирались

- ряженые приходили на простые беседы и на «весёлую» - наряжались и чудили; из чужих деревень приходили ряженые

- ряженые наряжались «как смешн¿я», надевали что-нибудь большое

- девушка наряжалась парнем – надевала шапку, штаны, пела «парнячьи» песни

- ряженых узнавали, лицо не прятали

- старухой наряжались, надевали все широкое - сарафаны, кофты, платок

- парень «оставил девку ряженой» - увел самоходкой замуж во всем ряженом

- покойником наряжались

- у отца был большой новый дом, к нему девки попросились провести «весёлую»; на «весёлую» приносили «покойника»; приводили  «лошадь»: два мужика сделали лошадь из снопа соломы, голову приделали, полог накинули; маленькие дети сидели на печке – испугались

- когда приносили «покойника», наряжались попом, кадили; покойника накрывали белым, он лежал

- «гуся» приносили, он «клевал» всех девок, девки вскакивали на лавки; «гусю» делали «клюй» из палки; шею делали из рукава, голову делали, всего закрывали

- «весёлую» делали в январе, в мёжговиньё

 

 Репортаж

17

Каледа-маледа

Из Нова города.

Семь столбов.

Дайтё пирога,

Гороховика.

 

- снач. комм.: маленькие ребятишки приходили в каждый дом и пели

- фрагмент текста

- комм.: много детей заходили в дом, пели, им давали кусочик; дети потом продавали куски и покупали «симя», делили «стакашкам» на всех; дети ходили утром в Новый год, когда «начинается день»

 

Колядка

18

О традиционной выпечке:

 

- были пироги с начинкой

- делали «рогушки», сочни, оладьи,

- «скородумы» из картошки: толкли картошку, мяли «на мучке», мазали маслом; «скородумы – картофельники»

- сочни загибали, а рогушки были круглые, у них немножко загибали только «крайчики», намазывали начинкой (картошкой и др.); сейчас сочни делают с зеленым луком и яичком, называется «соч?нья»

 

Репортаж

19

О календарных обрядах и праздниках:

 

- сочельники были до мёжговинья с осени (?)

- в Филипповки не ели мясного

- МАСЛЕНИЦА: делали костер, когда провожали Масленицу; собирали «масленцу» со всей деревни кто что даст – солому, дрова, делали «масленцу» как стог, зажигали

 

Репортаж

20

Девки, Масленца подходит (вар.: проходит),

Настаёт Великой пост,

Все корзинки пригорели,

Нишчета поджала хвост.

 

- снач. комм.: бегали вокруг Масленицы и пели

- текст

- комм.: бегали и громко «орали»

- проба интонирования текста

 

Припевка на Масленицу

21

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: говорили, что горит молочко и яичко

- на «Масленцу» ходили не только молодежь, но и «былые» [пожилые], приводили детей

- костер делали за деревней

- позже для костра стали давать колеса от тракторов

- жители деревни сами давали для Масленицы дрова, веники и др.

- крест делали, вешали на него веники; кругом Масленицы ставили дрова, под дрова веники; крест делали «в середке», втыкали его в колесо, по краям навешивали веники

- дети бегали кругом Масленицы; те, кто «побыляе» [постарше], помогали детям делать Масленицу

- катались на лошадях в чужие деревни

- были специальные дни – куда (в какую деревню) в какой день ездить, «катаньё» было в Григорьевском и в Бекареве

Репортаж

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198