Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 125 |
|
||||
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Ларионово 22.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Соколова Мария Даниловна, 1923 г.р., род. в д. Воронцово
|
||||
01 |
- фрагменты наигрыша
|
Наигрыш на балалайке |
||
02 |
- проба с частушкой - комм.: девки пляшут «потише», не как парни
|
Наигрыш на балалайке |
||
03 |
Под пляску («по-парнечьи, «скорее»)
- фрагмент - комм.: обучал играть старший брат 1916 г.р.
|
Наигрыш на балалайке |
||
04 |
- перед Новым годом Соколова М.Д. села на балалайку и сломала «гребёлочку» (гриф), сказала: «Батюшки, весь год, видно, у меня изломается»; действительно, «весь год изломался» - в январе корова сдохла, в марте теленок погиб, в апреле сына бросила жена, в мае второй сын выпрыгнул с четвертого этажа - такое «предположение», что сломала балалайку перед Новым годом, значит, и год «сломан»
|
Репортаж |
||
05 |
О том, как учили играть на балалайке:
- брат, когда учил, показывал игру «Под пляску» - сначала надо «нажать на это – два, на это – три, а на это –один» - «По деревне» та же игра, только «почаще»
|
Репортаж |
||
06 |
«На пятом и седьмом ладах» (большим пальцем)
- проба
|
Наигрыш на балалайке |
||
07 |
Наигрыш на балалайке |
|||
08 |
- под «Ленчика» та же игра «Под пляску», только побыстрей - все одна «игра» была
|
Репортаж |
||
09 |
- проба
|
Наигрыш на балалайке |
||
10 |
Об одежде (о различиях в разных традициях):
- во время войны на окопы приезжали «фаинские», «вохомские», «тотемские» «лапотошники» - все были в лаптях; на гулянку приходили тоже в лаптях, надевали сарафан, подвязывали сарафан вместо лифа, пели «смешно» - здесь, в этих местах, в лаптях не ходили – «этой моды не было»; «ступешки» плели, но в них ходили только к скотине и на сенокос; все ходили в сапогах из кожи овцы или козы; шили сапоги «хром», были мягкие - сапожники были местные
|
Репортаж |
||
11 |
- церковь и погост была в Гвоздево (5 км отсюда); церковь Троицы - местный праздник – Троица - в Троицу, в Пасху, в воскресенья все ходили в церковь - на церкви было «колоколо» - «зазвонит, дак уж везде слыхать»; когда его сняли, мужчина стал его разбивать и выбил себе глаз осколком колокола - были «общие» качели, никогда не убирались – высокие как столбы - парни качали девок жердям (колам), садилось по четыре девки – по длве с кажой стороны, чтобы держаться за веревку; а в середку – «не боитьесь, дак садитесь хоть сколько» - качались только летом, пока было тепло - девушки, когда качались, пели частушки – «кому охота»; гармониста садили в серёдку
|
Репортаж |
||
12 |
- [в Страшную субботу] кто-то хохотал на весь лес, девки испугались, прибежали в деревню к бабушке, она сказала: «Дуры, это филин» - девки думали, что «глумитцы», «кажетцы»; нечистая сила бывает в лесу - когда кто-нибудь заблудился в лесу, значит, попал «в обход»: «ходишь-ходишь, а он [леший] тебя окружит, даст тибе мистечкё вот меньше избы, вот тут и ходи» - чтобы выйти «из обхода», были такие люди, которые «снимали» - в обход попадает скотина и люди
|
Репортаж |
||
13 |
О том, как женщина попала «в обход»
- в Гвоздеве женщина пошла за лошадьми и попала «в обход», ее не было день и ночь, потом ее мать пошла «снимать обход»; - когда мать «сняла», женщина «очутиласе», на пеньке сидела - ночью ей казалось, что «они» (нечистые) вокруг ее бегали, подняв хвосты, играли и плясали; когда она пробудилась, оказалось, что это у осины листья шумели
|
Быличка |
||
14 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: любила наряжаться «в тряпки»; - вечером на третий день после Рождества ходили «по миру» - по деревням; наряжалась – на одну ногу надела «опорок», на другую – что-то другое, одна «портошня» изорвана сверху донизу, взяли корзину; ходили по домам, им подавали пирога, подносили самогонки - женщина наряжалась «стариком»: в тряпье, почти вся голая, просилась ночевать - чтобы подали, просили: «Христа ради дайте» - другие наряжались «в хорошее», плясали, пели «матюжные» песни - угощение складывали в корзину; когда после «обхода», пришла домой, вывалила все из корзины на стол, сказала: «Нате ешьте», остальные пироги отдавали скотине - раньше плели «ужище» изо «льня»: привязали мужчину ужищем за «это место», двери открыли настежь, мужчину долго тащили – избу выстудили; мужик был не голый, просто привязали «туда» - нарядилась «дрянной», взяла «чикарик» (пустую бутылку из-под водки), налила воды, пошла плескать по девкам, все убежали - «покойником»: высокому парню подняли руки, на руки «навертели» белого [материала], из него «морду» сделали – нарисовали, зубы вырезали из картошки; пришел в контору; парень провожал невесту домой, а девки привели и поставили к нему в калитку наряженного «покойника»
|
Репортаж |
||
15 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- случай из жизни: заживо похоронили беременную женщину, думали, что она умерла, а она потом кричала в могиле - покойник должен ночевать в доме две ночи - после того как умрет, делали гроб, приносили на другой день - умирающий человек может попросить, чтобы к нему привели попа - раньше причитывали; одна женщина ходила специально с причетами - на могилах раньше причитали - поминали: на второй день после похорон (ходят на кладбище), девятый, двадцатый, сороковой дни - в сороковой день после смерти хозяина, женщина увидела насекомое наподобие моли, она облетела три раза вокруг лампочки и полетела ко дверям – считается, что это прилетал хозяин – «последний делал вечер» - в Троицу ходят поминать на кладбище; работать (прибирать, красить) ходят до Троицы - поминальная еда: вино, яйца; кладут на столики и на могилу (на «гробницу») - раньше не было столиков и «гробниц» - один бугорок - мать детям завещала, чтобы они не околачивали ей гроб тканью, потому что не молодая - раньше, когда столиков не было, еду клали прямо на землю, на «бугорок»; потом остатки пищи оставляли на могиле - считается, что умерший оставленную пище поест и попьет - если похоронят не «правильно», то покойник снится - случай из жизни: женщина похоронила дочь в туфлях на высоких каблуках, дочь приснилась и сказала: «Мама, все бегают, все убегут от меня, я догнать не могу, ноги никак не стоят, все от меня убегут»; матери пришлось «переслать» тапки с другим покойником - поговорка: «мы родимся на смерть, а умрем на житье» - в Пасху на кладбище не ходят - когда сын повесился, мать спрашивала, как его можно поминать; одна женщина сказала, что «чёрная икона есть, дак туда поминай»; другая женщина сказала, что таких покойников можно поминать только в такую погоду, когда солнце с дождиком или солнце со снегом; в другое время их нельзя поминать
|
Репортаж |
||
16 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ТРОИЦА: накануне Троицы раньше садили под окошком много березок
|
Репортаж |
||
17 |
Берёзки все отродятце, Скоро милого увижу – Сердце успокоитце.
- текст
|
Частушка на Троицу |
||
18 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ТРОИЦА: было положено садить березки – это «вековечно» - СВЯТКИ: девушки гадали; мать ходила в пустую нежилую избу, садилась в 12 ночи к шестку, ставила на шесток коптилочку и глядела в зеркало – в зеркале начинается туман и из туман «выходит» жених - в овине становились на полочку, «заголяли» зад и выставляли в окошечко – если дотронется «пустой» рукой – значит, будет «бедной» жених, если «шубяной» рукой – богатый жених; дотрагивались ребятишки - случай из жизни: мужчина пришел к двум старым девам, открыл окошко, засунул туда голову и стал стонать; женщины подумали, что это стонет домовой и стали спрашивать: «Батюшко-домов†юшко, к худу ли к добру?», а он ответил: «Саньке не выходить да и Катьке не бывать <замужом>»
|
Репортаж |
||
19 |
О представлениях и верованиях:
- домовой часто стонет - когда хозяева переходили из одной избы в другую, отец уходил из избы последний, домовой ревел под печкой, ему жалко стало, что люди уходят
|
Репортаж |
||
20 |
Пойдём с нам.
- текст - комм.: домового зовут с собой в новый дом и он «переходит»
|
Приговор при переезде в новый дом |
||
21 |
О представлениях и верованиях:
- когда скотину выпускают со двора или заводят в новый двор, угощают дворового
|
Репортаж |
||
22 |
Прими скотинушку, Ухаживай, люби.
- текст - комм.: дворовому говорят, угощают его хлебом-солью, кладут на кормушку
|
Приговор при переводе скотины в новый дом |
||
23 |
- выгоняют после Егория - в Егорий скотине пекут «хлеба коровашек», раньше его называли «перепечки»; пекли из ржаной муки |
Репортаж |
||
|
|
|
||
|
- пирог делят на всех животных - зимой подрезают животным хвосты, потом шерсть выбрасывают в навоз, курицам тоже подрезают хвосты
|
|
||
24 |
Всё ходила Коледа, Всё сбирала Коледа, Лошади – сена, Извозщику – хлеба. Не режь, не ломай, Подай весь коровай.
- текст - комм.: в святки ребятишки кричали, чтобы им подавали хлеб; ходили по разным домам по одному – «один идёт, один и просит» - текст - комм.: угощение приносили домой
|
Колядка |
||
25 |
О календарных обрядах и праздниках:
- МАСЛЕНИЦА: жгли Масленицу – ставили стояки, дрова («шалашом») и зажигали, горело высоко; раньше маленьким ребятишкам в пост не давали молока и говорили: «Всё сгорело молоко», чтобы они не просили - жгли за деревней на любом месте, горело долго (березовые дрова) - около костра могли плясать - БАГОВЕЩЕНЬЕВ ДЕНЬ: разрешали поесть молока, мяса - была примета: «Благов?щеньёв денёк, дак погасил огонёк» - после Благовещенья в доме не зажигали свет - в Спасов день (19 августа) в доме начинали зажигать свет; все лето с Благовещенья до Спаса не зажигали лампы; «Спасов денёк – зажигай огонёк»
|
Репортаж |
||
26 |
- ездили венчаться - сваты приезжали за невестой - когда ехали расписываться, молодых садили на сан†чки, сани окутывали простынью с кружевами, на сиденье клали подушки - причитали, когда свадьба начнется - требовали подать за девку вино: «Давайтё, мы девку так не отдадим, давайте и за ие нам вино!»; так говорили ребята и девки - ходили с тарелкой собирали деньги
|
Репортаж |
||
27 |
- у пастуха на рожок был сделан «привод», чтобы скотина сама ходила домой; пастух с кем-то «знался», вставал вечером на горушку, начинал играть на рожке и вся скотина сама приходила домой - пастух мог делать «привод» на чью-нибудь корову на поллета, т.к. ей тяжело и она может исхудать, на другую половину лета делал на другую корову - делать «привод» помогали черти - пастуший рожок нельзя никому трогать – никому не давал - корова, на которую сделан «привод», всех коров загоняет, поэтому ей тяжело - если хозяин был против того, чтобы на его корову делали «привод», все равно он не мог ругаться с пастухом, т.к. тот мог что-нибудь «наделать» - пастухи были пришлые - когда пасла овец, «стукоталила»; сама делала доску с палочками; пастух идет по деревне, стукает; у каждого, кто умел «стукотить», была «стукоталка»
|
Репортаж |
||
Вологодская обл., Шекснинский р-н, Фоминский с/с, д. Ларионово 22.07.2003 |
|
Зап.: Кулев А.В., Кулева С.Р., Гуреева В.В. |
||
Исп.: Тихова Ольга Тимофеевна, 1911 г.р., род. в д. Митрохово
|
||||
28 |
О календарных обрядах и праздниках:
- в ТРОИЦУ на площадке у барских домов делали гулянье; качули были из ящиков - ПАСХА: накануне вечером ходили в церковь, там сидели до самого утра, пока Христа не встретят; когда приходили из церкви домой, у мамы были уже напечены пироги; в церкви поднимали все иконы и ходили кругом церкви за священником - раньше в церкви было венчанье - в каждой деревне свой праздник был – «как вроде для скота», носили из церкви иконы до того места, где выпускали скотину; священник провожал скотину - если была засуха, старушки ходили по другим церквам, просили; старушек посылали съездить в другие места, где были церкви, потом начинался дождик; «домашняя» церковь не так помогала
|
Репортаж |
||
29 |
О похоронно-поминальных обрядах:
- когда церкви не стало, стали в Пасху и в Троицу ходить на кладбище, стали устраивать гулянье; раньше на кладбище не гуляли; каждый ходил сам проведывать своих родственников - в девятый, сороковой и годовой дни обязательно ходят на кладбище, поминают; сейчас поминальные дни «справл?ют», а раньше – «толькё поминок был» - старушки раньше молитвы знали и поминали - на могилу носят крупу, конфеты, если пошла проведывать, обязательно что-нибудь снесешь
|
Репортаж |
||
30 |
- раньше жали серпами, лен руками теребили, на лошадях пахали, боронили - жать начинали, когда зерно поспеет; жали и женщины, и мужики - раньше кувыркались [чтобы спина не болела] - потом суслоны возили на гуменники и молотили
|
Репортаж |
||
31 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: наряженные со своей деревни ездили на лошадях в другие деревни; ездили с гармонью, плясали - мужики наряжались: привозили с Ефимова на Пегушу ряженого «быка» - зашивали в бычью кожу человека и везли на чунках; девушки сидели на беседе, в это время отворяли дверь и тянули за веревку «быка», потом завозили в избу на чунках и разговаривали с «быком»: «Мишка, ты покурить хочошь?», ему в нос ткнут - ряженые заезжали на беседу на живой лошади – пока лошадь «не насерет да не растопчет», не уводили с беседы - мужики наряжались по восемь человек, «приставл?ютца» - пьяные напьются, раздерутся да друг дружку убьют, потом поп начнет отпевать или врач начнет «проглядывать»
|
Репортаж |
||
32 |
Из Новова города, Просит хлеба, пирога, Лошади – сена, Повознику – хлеба, А Каледе – пирога, Тварожника!
- снач. комм.: ребятишки и взрослые ходили, собирали «Каледу» - приходили в избу и пели - текст - комм.: колядовщики ходят, собирают, им надают хлеба и пирогов, сейчас и вино поднесут - текст (зачин: «Ходит, ходит Каледа») - комм.: обязательно что-нибудь давали колядовщикам - комм.: раньше нищие ходили , просили милостыньку Христа ради; одни давали, а другие – ругали и не давали
|
Колядка |
||
33 |
О календарных обрядах и праздниках:
- СВЯТКИ: раньше девки гадали все по-своему; таракана клали в коробок, говорили, чтобы судьбу показал - МАСЛЕНИЦА: жгли большую Масленицу; - было большое катанье – катались на лошадях по деревне; - Масленица из дров сделана не меньше дома, жгли в деревне; на Масленицу вешали пестери, искры летели
|
Репортаж |
||
34 |
- снач. комм.: маленькие бегали и кричали - интонируемый текст - комм.: маленьким не давали в пост есть, ели все постное; маленьких обманывали, говорили, что молоко сгорело - текст (Молочкё горит! Молочкё горит!) - комм.: дети 10-11 лет бегали кругом Масленицы и кричали
|
Выкрик на масленицу |
||
35 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ПЕРЕЛОМ ПОСТА (сначала говорит в Великий Четверг – путает): «жаворатки» пекли - кресты пекли, в них клали лучинку («это гроб»), крест из лучинки («значит, хорошо живёшь»), деньгю; мама напечет и раздавала – кто что возьмет – кто возьмет хорошее, кто возьмет худое, кто возьмет совсем порожный (ничего не положено) – значит, худо жить будешь; загадывали – кто что возьмет, то и будет: деньги – хорошо, богато жить будет, гроб – умрет, год не проживет, крест – хорошее житье будет, порожный крест – пусто жить будешь - «жаворат» пекли, потом съедали - мама дома пекла крестики и потом вес выбирали – кому какой достанется
|
Репортаж |
||
36 |
Перебей дожжя, Дай солнышка, Ишшо вёдрышка!
- снач. комм.: когда шел дождь, на небе делалась радуга, тогда дети кричали - текст - комм.: бегали и кричали - комм.: когда не было дождя, ходили по церквям, молились
|
Закличка на радугу |
||
37 |
О календарных обрядах и праздниках:
- ВОЗНЕСЕНЬЕ: праздновали, не работали - были гулянья с пляской
|
Репортаж |
||
38 |
- мужики приходили по вечерам слушать сказки; сказки были интересные, долгие |
Репортаж |
||
|
|
|
|
|
|
|
Ед. хр. | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 199 > |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | ||
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | ||
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | ||
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |