Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 125

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Ларионово

22.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Гуреева В.В.

 

Исп.: Соколова Мария Даниловна, 1923 г.р., род. в д. Воронцово

 

01

Под пляску

 

- фрагменты наигрыша

 

Наигрыш на балалайке

02

Под пляску

 

- проба с частушкой

- комм.: девки пляшут «потише», не как парни

 

Наигрыш на балалайке

03

Под пляску («по-парнечьи, «скорее»)

 

- фрагмент

- комм.: обучал играть старший брат 1916 г.р.

 

Наигрыш на балалайке

04

Случай из жизни:

 

- перед Новым годом Соколова М.Д. села на балалайку и сломала «гребёлочку» (гриф), сказала: «Батюшки, весь год, видно, у меня изломается»; действительно, «весь год изломался» - в январе корова сдохла, в марте теленок погиб, в апреле сына бросила жена, в мае второй сын выпрыгнул с четвертого этажа

- такое «предположение», что сломала балалайку перед Новым годом, значит, и год «сломан»

 

Репортаж

05

О том, как учили играть на балалайке:

 

- брат, когда учил, показывал игру «Под пляску»

- сначала надо «нажать на это – два, на это – три, а на это –один»

- «По деревне» та же игра, только «почаще»

 

Репортаж

06

«На пятом и седьмом ладах» (большим пальцем)

 

- проба

 

Наигрыш на балалайке

07

Семеновна

Наигрыш на балалайке

08

О наигрышах:

 

- под «Ленчика» та же игра «Под пляску», только побыстрей

- все одна «игра» была

 

Репортаж

09

Под пляску

 

- проба

 

Наигрыш на балалайке

10

Об одежде (о различиях в разных традициях):

 

- во время войны на окопы приезжали «фаинские», «вохомские», «тотемские» «лапотошники» - все были в лаптях; на гулянку приходили тоже в лаптях, надевали сарафан, подвязывали сарафан вместо лифа, пели «смешно»

- здесь, в этих местах, в лаптях не ходили – «этой моды не было»; «ступешки» плели, но в них ходили только к скотине и на сенокос; все ходили в сапогах из кожи овцы или козы; шили сапоги «хром», были мягкие

- сапожники были местные

 

Репортаж

11

О престольных праздниках:

 

- церковь и погост была в Гвоздево (5 км отсюда); церковь Троицы

- местный праздник – Троица

- в Троицу, в Пасху, в воскресенья все ходили в церковь

- на церкви было «колоколо» - «зазвонит, дак уж везде слыхать»; когда его сняли, мужчина стал его разбивать и выбил себе глаз осколком колокола

- были «общие» качели, никогда не убирались – высокие как столбы

- парни качали девок жердям (колам), садилось по четыре девки – по длве с кажой стороны, чтобы держаться за веревку; а в середку – «не боитьесь, дак садитесь хоть сколько»

- качались только летом, пока было тепло

- девушки, когда качались, пели частушки – «кому охота»; гармониста садили в серёдку

 

Репортаж

12

О представлениях, верованиях:

 

- [в Страшную субботу] кто-то хохотал на весь лес, девки испугались, прибежали в деревню к бабушке, она сказала: «Дуры, это филин»

- девки думали, что «глумитцы», «кажетцы»; нечистая сила бывает в лесу

- когда кто-нибудь заблудился в лесу, значит, попал «в обход»: «ходишь-ходишь, а он [леший] тебя окружит, даст тибе мистечкё вот меньше избы, вот тут и ходи»

- чтобы выйти «из обхода», были такие люди, которые «снимали»

- в обход попадает скотина и люди

 

Репортаж

13

О том, как женщина попала «в обход»

 

- в Гвоздеве женщина пошла за лошадьми и попала «в обход», ее не было день и ночь, потом ее мать пошла «снимать обход»;

- когда мать «сняла», женщина «очутиласе», на пеньке сидела

- ночью ей казалось, что «они» (нечистые) вокруг ее бегали, подняв хвосты, играли и плясали; когда она пробудилась, оказалось, что это у осины листья шумели

 

Быличка

14

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: любила наряжаться «в тряпки»;

- вечером на третий день после Рождества ходили «по миру» - по деревням; наряжалась – на одну ногу надела «опорок», на другую – что-то другое, одна «портошня» изорвана сверху донизу, взяли корзину; ходили по домам, им подавали пирога, подносили самогонки

- женщина наряжалась «стариком»: в тряпье, почти вся голая, просилась ночевать

- чтобы подали, просили: «Христа ради дайте»

- другие наряжались «в хорошее», плясали, пели «матюжные» песни

- угощение складывали в корзину; когда после «обхода», пришла домой, вывалила все из корзины на стол, сказала: «Нате ешьте», остальные пироги отдавали скотине

- раньше плели «ужище» изо «льня»: привязали мужчину ужищем за «это место», двери открыли настежь, мужчину долго тащили – избу выстудили; мужик был не голый, просто привязали «туда»

- нарядилась «дрянной», взяла «чикарик» (пустую бутылку из-под водки), налила воды, пошла плескать по девкам, все убежали

- «покойником»: высокому парню подняли руки, на руки «навертели» белого [материала], из него «морду» сделали – нарисовали, зубы вырезали из картошки; пришел в контору; парень провожал невесту домой, а девки привели и поставили к нему в калитку наряженного «покойника»

 

Репортаж

15

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- случай из жизни: заживо похоронили беременную женщину, думали, что она умерла, а она потом кричала в могиле

- покойник должен ночевать в доме две ночи

- после того как умрет, делали гроб, приносили на другой день

- умирающий человек может попросить, чтобы к нему привели попа

- раньше причитывали; одна женщина ходила специально с причетами

- на могилах раньше причитали

- поминали: на второй день после похорон (ходят на кладбище), девятый, двадцатый, сороковой дни

- в сороковой день после смерти хозяина, женщина увидела насекомое наподобие моли, она облетела три раза вокруг лампочки и полетела ко дверям – считается, что это прилетал хозяин – «последний делал вечер»

- в Троицу ходят поминать на кладбище; работать (прибирать, красить) ходят до Троицы

- поминальная еда: вино, яйца; кладут на столики и на могилу (на «гробницу»)

- раньше не было столиков и «гробниц» - один бугорок

- мать детям завещала, чтобы они не околачивали ей гроб тканью, потому что не молодая

- раньше, когда столиков не было, еду клали прямо на землю, на «бугорок»; потом остатки пищи оставляли на могиле

- считается, что умерший оставленную пище поест и попьет

- если похоронят не «правильно», то покойник снится

- случай из жизни: женщина похоронила дочь в туфлях на высоких каблуках, дочь приснилась и сказала: «Мама, все бегают, все убегут от меня, я догнать не могу, ноги никак не стоят, все от меня убегут»; матери пришлось «переслать» тапки с другим покойником

- поговорка: «мы родимся на смерть, а умрем на житье»

- в Пасху на кладбище не ходят

- когда сын повесился, мать спрашивала, как его можно поминать; одна женщина сказала, что «чёрная икона есть, дак туда поминай»; другая женщина сказала, что таких покойников  можно поминать только в такую погоду, когда солнце с дождиком или солнце со снегом; в другое время их нельзя поминать

 

Репортаж

16

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ТРОИЦА: накануне Троицы раньше садили под окошком много березок

 

Репортаж

17

Скоро, скоро Троица,

Берёзки все отродятце,

Скоро милого увижу –

Сердце успокоитце.

 

- текст

 

Частушка на Троицу

18

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ТРОИЦА: было положено садить березки – это «вековечно»

- СВЯТКИ: девушки гадали; мать ходила в пустую нежилую избу, садилась в 12 ночи к шестку, ставила на шесток коптилочку и глядела в зеркало – в зеркале начинается туман и из туман «выходит» жених

- в овине становились на полочку, «заголяли» зад и выставляли в окошечко – если дотронется «пустой» рукой – значит, будет «бедной» жених, если «шубяной» рукой – богатый жених; дотрагивались ребятишки

- случай из жизни: мужчина пришел к двум старым девам, открыл окошко, засунул туда голову и стал стонать; женщины подумали, что это стонет домовой и стали спрашивать: «Батюшко-домов†юшко, к худу ли к добру?», а он ответил: «Саньке не выходить да и Катьке не бывать <замужом>»

 

Репортаж

19

О представлениях и верованиях:

 

- домовой часто стонет

- когда хозяева переходили из одной избы в другую, отец уходил из избы последний, домовой ревел под печкой, ему жалко стало, что люди уходят

 

Репортаж

20

Хозяюшко-батюшко,

Пойдём с нам.

 

- текст

- комм.: домового зовут с собой в новый дом и он «переходит»

 

Приговор при переезде в новый дом

21

О представлениях и верованиях:

 

- когда скотину выпускают со двора или заводят в новый двор, угощают дворового

 

Репортаж

22

Батюшко-дворовушко,

Прими скотинушку,

Ухаживай, люби.

 

- текст

- комм.: дворовому говорят, угощают его хлебом-солью, кладут на кормушку

 

Приговор при переводе скотины в новый дом

23

О скотоводческих обрядах:

 

- выгоняют после Егория

- в Егорий скотине пекут «хлеба коровашек», раньше его называли «перепечки»; пекли из ржаной муки 

Репортаж

 

 

 

 

- пирог делят на всех животных

- зимой подрезают животным хвосты, потом шерсть выбрасывают в навоз, курицам тоже подрезают хвосты

 

 

24

Каледа, Каледа,

Всё ходила Коледа,

Всё сбирала Коледа,

Лошади – сена,

Извозщику – хлеба.

Не режь, не ломай,

Подай весь коровай.

 

- текст

- комм.: в святки ребятишки кричали, чтобы им подавали хлеб; ходили по разным домам по одному – «один идёт, один и просит»

- текст

- комм.: угощение приносили домой

 

Колядка

25

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: жгли Масленицу – ставили стояки, дрова («шалашом») и зажигали, горело высоко; раньше маленьким ребятишкам в пост не давали молока и говорили: «Всё сгорело молоко», чтобы они не просили

- жгли за деревней на любом месте, горело долго (березовые дрова)

- около костра могли плясать

- БАГОВЕЩЕНЬЕВ ДЕНЬ: разрешали поесть молока, мяса

- была примета: «Благов?щеньёв денёк, дак погасил огонёк» - после Благовещенья в доме не зажигали свет

- в Спасов день (19 августа) в доме начинали зажигать свет; все лето с Благовещенья до Спаса не зажигали лампы; «Спасов денёк – зажигай огонёк»

 

Репортаж

26

О свадебном обряде:

 

- ездили венчаться

- сваты приезжали за невестой

- когда ехали расписываться, молодых садили на сан†чки, сани окутывали простынью с кружевами, на сиденье клали подушки

- причитали, когда свадьба начнется

- требовали подать за девку вино: «Давайтё, мы девку так не отдадим, давайте и за ие нам вино!»; так говорили ребята и девки

- ходили с тарелкой собирали деньги

 

Репортаж

27

О скотоводческих обрядах:

 

- у пастуха на рожок был сделан «привод», чтобы скотина сама ходила домой; пастух с кем-то «знался», вставал вечером на горушку, начинал играть на рожке и вся скотина сама приходила домой

- пастух мог делать «привод» на чью-нибудь корову на поллета, т.к. ей тяжело и она может исхудать, на другую половину лета делал на другую корову

- делать «привод» помогали черти

- пастуший рожок нельзя никому трогать – никому не давал

- корова, на которую сделан «привод», всех коров загоняет, поэтому ей тяжело

- если хозяин был против того, чтобы на его корову делали «привод», все равно он не мог ругаться с пастухом, т.к. тот мог что-нибудь «наделать»

- пастухи были пришлые

- когда пасла овец, «стукоталила»; сама делала доску с палочками; пастух идет по деревне, стукает; у каждого, кто умел «стукотить», была «стукоталка»

 

Репортаж

Вологодская обл.,

Шекснинский р-н,

Фоминский с/с,

д. Ларионово

22.07.2003

 

Зап.: Кулев А.В.,

Кулева С.Р.,

Гуреева В.В.

 

Исп.: Тихова Ольга Тимофеевна, 1911 г.р., род. в д. Митрохово

 

28

О календарных обрядах и праздниках:

 

- в ТРОИЦУ на площадке у барских домов делали гулянье; качули были из ящиков

- ПАСХА: накануне вечером ходили в церковь, там сидели до самого утра, пока Христа не встретят; когда приходили из церкви домой, у мамы были уже напечены пироги; в церкви поднимали все иконы и ходили кругом церкви за священником

- раньше в церкви было венчанье

- в каждой деревне свой праздник был – «как вроде для скота», носили из церкви иконы до того места, где выпускали скотину; священник провожал скотину

- если была засуха, старушки ходили по другим церквам, просили; старушек посылали съездить в другие места, где были церкви, потом начинался дождик; «домашняя» церковь не так помогала

 

Репортаж

29

О похоронно-поминальных обрядах:

 

- когда церкви не стало, стали в Пасху и в Троицу ходить на кладбище, стали устраивать гулянье; раньше на кладбище не гуляли; каждый ходил сам проведывать своих родственников

- в девятый, сороковой и годовой дни обязательно ходят на кладбище, поминают; сейчас поминальные дни «справл?ют», а раньше – «толькё поминок был»

- старушки раньше молитвы знали и поминали

- на могилу носят крупу, конфеты, если пошла проведывать, обязательно что-нибудь снесешь

 

Репортаж

30

О полевых работах:

 

- раньше жали серпами, лен руками теребили, на лошадях пахали, боронили

- жать начинали, когда зерно поспеет; жали и женщины, и мужики

- раньше кувыркались [чтобы спина не болела]

- потом суслоны возили на гуменники и молотили

 

Репортаж

31

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: наряженные со своей деревни ездили на лошадях в другие деревни; ездили с гармонью, плясали

- мужики наряжались: привозили с Ефимова на Пегушу ряженого «быка» - зашивали в бычью кожу человека и везли на чунках; девушки сидели на беседе, в это время отворяли дверь и тянули за веревку «быка», потом завозили в избу на чунках и разговаривали с «быком»: «Мишка, ты покурить хочошь?», ему в нос ткнут

- ряженые заезжали на беседу на живой лошади – пока лошадь «не насерет да не растопчет», не уводили с беседы

- мужики наряжались по восемь человек, «приставл?ютца» - пьяные напьются, раздерутся да друг дружку убьют, потом поп начнет отпевать или врач начнет «проглядывать»

 

Репортаж

32

Каледа, Каледа,

Из Новова города,

Просит хлеба, пирога,

Лошади – сена,

Повознику – хлеба,

А Каледе – пирога,

Тварожника!

 

 - снач. комм.: ребятишки и взрослые ходили, собирали «Каледу» - приходили в избу и пели

- текст

- комм.: колядовщики ходят, собирают, им надают хлеба и пирогов, сейчас и вино поднесут

- текст (зачин: «Ходит, ходит Каледа»)

- комм.: обязательно что-нибудь давали колядовщикам

- комм.: раньше нищие ходили , просили милостыньку Христа ради; одни давали, а другие – ругали и не давали

 

Колядка

33

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: раньше девки гадали все по-своему; таракана клали в коробок, говорили, чтобы судьбу показал

- МАСЛЕНИЦА: жгли большую Масленицу;

- было большое катанье – катались на лошадях по деревне;

- Масленица из дров сделана не меньше дома, жгли в деревне; на Масленицу вешали пестери, искры летели

 

Репортаж

34

Молоко горит! Молоко горит!

 

- снач. комм.: маленькие бегали и кричали

- интонируемый текст

- комм.: маленьким не давали в пост есть, ели все постное; маленьких обманывали, говорили, что молоко сгорело

- текст (Молочкё горит! Молочкё горит!)

- комм.: дети 10-11 лет бегали кругом Масленицы и кричали

 

Выкрик на масленицу

35

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПЕРЕЛОМ ПОСТА (сначала говорит в Великий Четверг – путает): «жаворатки» пекли

- кресты пекли, в них клали лучинку («это гроб»), крест из лучинки («значит, хорошо живёшь»), деньгю; мама напечет и раздавала – кто что возьмет – кто возьмет хорошее, кто возьмет худое, кто возьмет совсем порожный (ничего не положено) – значит, худо жить будешь; загадывали – кто что возьмет, то и будет: деньги – хорошо, богато жить будет, гроб – умрет, год не проживет, крест – хорошее житье будет, порожный крест – пусто жить будешь

- «жаворат» пекли, потом съедали

-  мама дома пекла крестики и потом вес выбирали – кому какой достанется

 

Репортаж

36

Радуга-дуга,

Перебей дожжя,

Дай солнышка,

Ишшо вёдрышка!

 

- снач. комм.: когда шел дождь, на небе делалась радуга, тогда дети кричали

- текст

- комм.: бегали и кричали

- комм.: когда не было дождя, ходили по церквям, молились

 

Закличка на радугу

37

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ВОЗНЕСЕНЬЕ: праздновали, не работали

- были гулянья с пляской

 

Репортаж

38

О сказках:

 

- мужики приходили по вечерам слушать сказки; сказки были интересные, долгие

Репортаж

 

 

 

 

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198