Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

ОНМЦК 11 >>> Шекснинский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 112

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Губино

22.07.2003.

 

Зап. Кузьмина Т. А.,

Кукушкин А. В.,

Рейзнек С.Г.

 

Исп.: Чеснокова Анна Алексеевна, 1914 г.р., зд., проживает в г. Вологде

Харькова Апполинария Николаевна, 1914 г.р., зд.

 

01

О календарных обрядах и праздниках:

 

- родители подавали «жаворат» своим детям, дети их съедали; смотрели, кому какой попадет, у которого есть глазки, у кого нет, какой хвостик, крылышки

- кресты пекли из «белого» теста с молоком

- ребятишки с «жаворятам» бегали по улицам, показывали, у кого какой, пели песни про жаворонка

- ребята ходили по домам, просили кресты (?)

 

Репортаж

02

О представлениях, верованиях:

 

- случай из жизни: умерла одна старушка, ее внучке снится сон, в котором бабушка говорит, что ей там очень не весело, что муж ее там не ее

- обязательно надо венчаться; если умрут и не обвенчаются, то на том свете они будут чужие

 

Репортаж

03

Помру я, помру, похоронят меня,

Родные не узнают, где могилка моя.

На мою на могилу никто не придёт.

 

- фрагмент текста

 

Поздняя лирическая

04

Масленка б…

Не дала погулять;

Показала хвостик

На Великой постик.

 

- снач. комм: так кричали, когда жгли «пожог»

- текст

- повтор текста

 

Выкрик на Масленицу

05

- Кушай, Яша, тюрю,

Молочкя-то нет;

- Где коровка наша?

- Увели, мой свет.

- Барин злой Неклюдов

Взял ее домой.

Славно жить народу

На Руси Святой.

 

- текст

 

Стихотворение

06

О календарных обрядах:

 

- МАСЛЕНИЦА: кричали, что топленое молочко сгорело

- ребятишки ходили по домам, собирали на масленичный костер корзины, дрова; ребятишки что-то кричали хозяину дома

- СВЯТКИ: гадали, ходили слушать на дорогу, глядели в зеркало, кому чего покажется; случай из жизни: одна глядела в зеркало в нежилом дому, увидела гроб и умерла

- под окнами ходили, загадывали судьбу; если девка последний год в девках, то загадывала, приснится ли ей суженый или нет

- Святки были после Рождества

 

Репортаж

07

Святое Крещенье,

Покажи мне помещенье,

Где я нынешний год буду жить

И чево миня будёт.

 

- текст

- комм.: на кануне Крещения загадывали

- повтор текста

- комм.: смотрели, что приснится; всегда сбывалось

 

Приговор на святочное гадание

08

О свадебном обряде:

 

- раньше «девишники» были; на девичниках причитали: приходила специальная женщина, которая умела причитать

 

Репортаж

 

09

Я-то ещё не явилася,

А дитя-то у меня уж народилосё.

 

- снач. комм.: были «стихи причётные»; женщина сама себе причитала

- фрагмент текста

- комм.: сама с девушками на девичнике плела кружева, а женщина причитала 

- повтор (фрагмент текста)

 

Свадебное причитание

 

10

О свадебном обряде:

 

- невесту на девичнике закрывали; одна невеста «лют† ревела», когда ее выдавали «не за любово»

- на девичнике елку наряжали

- перед венчаньем невесту в печке мыли

- на венчании замечали, кто из молодых свою свечку вперед выставит, тот и будет в семье «большой»

- невеста на девичнике могла падать со слезами

- на девичнике елку приносили, а на свадьбе «зайчика» приносили

- на девичнике песни пели

- в тексте причета рассказывалось, что летели гуси, и к ним «она» пристала; они стали ее «клевить», а она их стала просить: «Не клевите, не сама я к вам пристала, меня отдали»

- невесту в печке мыли, когда причитали

 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Волково

23.07.2003.

Зап. Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

Исп.: Смирнова Антонина Сергеевна, 1949 г.р., род. в д. Чебсара (гармонь)

Смирнова Галина Павловна, 1928 г.р., род. в д. Горново Ломтевского с/с

 

11

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

12

Об игре на гармони:

 

- играть на гармони научилась от мамы

- когда самой было 16 лет, то помогала своей игре «игрой языком»

- мама играла «Под Русского»

 

Репортаж

13

Под пляску

 

- фрагменты

- комм.: под такую игру плясали бабки

- продолжение наигрыша

 

Наигрыш на гармони

14

Под пляску с частушками

 

Ты играй да не сбивайся,

Я пою да не собьюсь.

Всё равно другую любишь,

Я на это не сержусь.

- текст, повтор (напев)

 

У меня милые два,

Оба инвалида,

Одного заела вша,

А второво – гнида.

 

До чево старухи дожили,

Не надо никому,

Забирайте свою пенсию,

Летите на Луну.

 

Задушевная подруга,

На Луне-то я была;

Там миня не принимают,

Горят, пенсия мала.

 

Девки, пойте, девки, пойте,

Я, старуха, да пою;

Девки, дайте, девки дайте,

Я, старуха, да даю

.

Огурцы и помидоры,

Это тоже овощи;

Коля едет на машине,

Я – на скорой помощи.

 

Наигрыш на гармони с частушками

15

О беседах:

 

- раньше были вечеринки

- раньше девчонки по «весёлым» ходили из деревни в деревню

- на «весёлые» гости из других деревень приходят в одну деревню; потом «весёлую» делали в другой деревне

- «весёлые» делали зимой

 

Репортаж

16

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: ребята дрова раскидывали; в снегу «купались», валяли друг друга, двери заливали, сажей или золой окна мазали

- «наряжёнками» ходили: наряжались «посмешняе», плясали, ходили в д. Губино, в Сельцо; наряжались так, чтобы не узнали: красились, марлю на лицо вешали; девушки рядились мужчинами   

- «наряжёнки» ничего не просили, только плясали и песни пели

- «наряженки» ходили с Рождества до 19 января

- надевали сноп на «бадог», поджигали и ходили вдоль деревни

- в Святки гадали: мама рассказывала, что ходили гадать в «гуменник»:  выставляли в окошечко голый зад и ждали, если голая рука погладит, значит, муж бедный будет, если мохнатая рука, то богатый; а парни шутили, надевали рукавицы и гладили девок, могли лопатой огреть

- ребята бегали по деревне взад- вперед с зажженным снопом на «бадоге»

 

Репортаж

17

О беседах:

 

- «посиденки» устраивали в разных деревнях (в Романово, в Ломтево, на Щетинки); приходило много народу

- на «посиденках» плясали, играли в «Восьмерку»; пожилые женщины на «посиденках» плели кружева на коклюшках (плели банты широкие)

- раньше половики ткали всю зиму, пряли

- на «посиденку» собирались в одном доме; «посиденку покупали»

 

репортаж

18

 

Эта ё… лампочка

Не весело горит.

Как херну я по лампочке, дак

Толькё полетит.

 

- снач. комм.: на «посиденках» парни били лампы

- текст

 

Частушка

 

19

О беседах:

 

- на «посиденках» были драки из-за девок, если двум парням нравилась одна девка

- девки с собой на «посиденки» брали «узел» с нарядами

- «посиденки» делали 2 дня

- на «посиденках» играли в «Восьмерку», «Шестерку», «Рапанскую»; в «Рапанской» парень выводил девку, перевертывал ее и садились, потом другой парень выводил другую девку 

 

Репортаж

20

Об играх:

 

- в Вытегорском районе ставили чурбак, а на него длинную доску, на нее садилось много людей (до самого «корня»), а в середке человек крутил, надо было успеть отбежать; это называлось «кружало», в «кружало» играли летом на улице

- «качуля» была на высоких столбах и на веревках

- ставили доску, дети вставали на нее с обоих концов и раскачивались

- с ремнем играли

 

Репортаж

21

На качолочке качалась,

Не боюсь, что упаду,

Не боюсь, что упаду,

Боюсь, что в славу попаду.

 

- текст

- повтор текста

- комм.: когда качались, то пели такую частушку

 

Частушка

22

О полевых работах:

 

- косили, молотили

- рожь жали серпами; в другом месте жали «горбушами»

 

Репортаж

23

О календарных обрядах и праздниках:

 

- СВЯТКИ: «кам?дились», зажимали сноп на «бадоге» и бегали вдоль деревни, потом его тушили – совали в снег

 

Репортаж

24

О престольных праздниках:

 

- Степанов день и праздник Козьмодемьяна (зимой) были два главные праздники в деревне; звали гостей на праздники, девчонки звли девчонки, а парни – парней; самогонку гнали; раньше была Козьмодемьянская церковь за рекой, поэтому и праздник такой отмечали

 

Репортаж

25

О календарных обрядах:

 

- МАСЛЕНИЦА: Масленицу жгли, таскали пестери, корзинки, делали костер и поджигали; бегали кругом Масленицы, кричали, гоняли друг дружку, в снегу «купались»

 

Репортаж

26

Куча мала!

 

- текст

- комм.: так говорили, когда валялись около костра

 

Выкрик на Масленицу

27

Гори, гори ясно,

Штобы не погасло!

 

- текст

- комм.: кричали на Масленицу; когда уходили, в костер наваливали снег

- повтор текста

- комм.: говорили «во всю глотку»

- повтор текста

 

Выкрик на Масленицу

28

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: для Масленицы припасали дрова

- СВЯТКИ: гадали, писали на бумажках имена парней и клали их в воду, опускали спичку: у какого имени спичка остановится, за того девка и замуж выйдет; бегали на перекрестки

- в какой-то день пекли «жаворат», в другой день пекли кресты, в них что-нибудь запекали и вытаскивали: кому что достанется: копейку – к богатой жизни, «деревину» - к смерти, бумажка – начальником будешь 

 

Репортаж

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Губино

23.07.2003.

Зап. Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

Исп.: Чистяков Клавдий Александрович, 1933 г.р., зд.

Чистякова Тамара Александровна, 1934 г. р. род. в Вологодском районе

Хорькова Аполинария Николаевна, 1914 г. р.

 

29

О престольных праздниках, уличных гуляниях, драках:

 

- в д. Губино праздновали Петров день (12 июля): собирались с гармонями со всех деревень 

- зимой собирались на «посид?нки» в избах

- с гармонями партия на партию ходили; партии были из разных деревень; партия приходила в гости из одной деревни в другую, пили самогонку, драки были 

- если в пляске один толкнет другого, то начиналась драка 

- на праздники ходили по деревне, потом останавливались и начинали плясать, когда напляшутся, опять ходили по деревне «взад-вперед» до конца деревни

- престольные праздники – Егорьев день, Ильин день – справляли по всему церковному приходу (д.д. Сельцо, Волково, «заречные» деревни); Петров день отмечали только в д. Губино; в каждой деревне был один «свой» праздник, а Егорьев день и Ильин день отмечали во всех деревнях прихода; в д. Вахрушево справляли Николу

- в драке всегда был атаман, тот, который был «похулиганистей»

- парней с чужих деревень местные парни принимали у себя на ночевку, угощали самогоном, брагой; потом сами также ходили в гости в другие деревни

- атамана боялись; парни ходили с ножами, с железными тростями, с кольями; трости сзади волокли

- ночью до утра гуляли

 

Репортаж

30

Партия на партию,

Которая возьмёт;

Наша маленькяя партия

Большую заберёт

 

- текст

- комм.: парни пели частушки, один запоет, остальные подпевают; пели матюжные частушки

 

Частушка

31

Об игре на гармони:

 

- играть на гармони учился сам; бабушка купила кирилловскую гармошку

- в Великий Пост бабушка не давала играть на гармони, убирала в шкаф, разрешала играть только в Благовещенье

- подбирали на слух, слушали – кто как играет

- девчонки, когда учились плясать, если не было гармони, играли «ротом» и плясали под такую игру; это называлось «под ротовку»

 

Репортаж

32

О беседах:

 

- зимой играли в «Восьмерку», в «Заиньку» в 4 пары, «Рапанского»;

- на «Заиньку» звали плясать – подходили и топали перед сидящим ногой

- играли в «Ремень»: садились парами на колени друг другу, водящий кричал: «<имя> тонет!» и кидал ремень, если девке нравился парень, которого выкрикнули, то она поднимала ремень, если нет – то ее стегали

- играли в «Советскую»

- на Угле (в Еремеевском с/с) играли в «Горе»: парень с девкой уходил в темную комнату и «любовничал»; здесь такого не было

- «Советская»: когда прикажут «Советскую», девчонки вставали и выбирали парней, переворачивались с ними на кругу, потом садились на места; если девке не нравился парень, то водящий ее стегал

- могли сидеть на беседах в два-три ряда, если места не было; от керосиновых ламп на беседе было жарко; обычно собирались в нежилых нетопленых избах; если таких изб не было, то собирались по очереди у каждой девушки в доме

- после беседы в избе девки прибирались, мыли полы; за избу, в которой была беседа, не платили; могли на беседу в свой дом пускать старички, у которых никого не было

- когда шла беседа, у входа стояли матери и старухи и обсуждали, кто как пляшет, кто в чем одет; если они мешали, то их могли выгнать

- девчонки три раза за вечер переодевались, меняли три платья (кто побогаче), девушка победнее могла весь вечер быть в одном платье

- на «веселых» беседах знакомились

- из-за девчонок часто начинались драки

 

Репортаж

33

О календарных обрядах и праздниках:

 

- ПАСХА:  пекли «куличи»

- бабка пекла «восьмерки», баранки в любое время

- «жаворат» пекли, хвостик у «птичек» разрезали и клали на него «яички» из теста; потом их ели; «жаворат» раздавали маленьким ребятишкам; «жаворат» пекли перед прилетом жаворонков

- МАСЛЕНИЦА: на гору свозили старые корзины, кузова, дрова, мусор и  делали из этого «чучело»; как только стемнеет, «чучело» зажигали

- маленькие вокруг костра бегали, кидали друг друга снегом, в снегу катались; «куча мала» была: друг на друга ребятишки забирались  

- маленькие ребята ходили с санями по домам и собирали кузова, ненужные вещи; потом привозили сани на гору, там старшие ребята делали костер, как шалаш; хозяйки давали старые сапоги, тресту, корзины

- в д. Домшино было гуляние в Масленицу, туда все съезжались, на лошадях катались, торговали   

- когда жгли Масленицу, что-то кричали

- СВЯТКИ были с Рождества до Крещения

- шубу выворачивали; парни рядились девками, а девки парнями; лицо закрывали; ряженых узнавали по их пляске

- «покойником» рядились: простынь на себя надевали

- ряженые заходили в дом и плясали; ряженые ходили по чужим деревням; приходили с гармонистом; им могли не открывать двери; когда ряженые попляшут, лицо открывали, в следующем доме опять закрывались

- хулиганили: двери закрывали, дрова раскатывали, калитку замораживали; это даже женатые делали; за это не обижались, это был «закон такой»

- маленькие ребятишки могли «провершить» дорогу – разложить дрова по дороге от дома невесты до дома парня

- «покойником» рядились: надевали простынь, руки вверх поднимали; нижнее белье надевали: белые кальсоны и рубашку; «покойнику» делали голову, он заходил в дом и начинал кланяться; у них «покойником» рядилась женщина; руки у «покойника» были вверху перевязаны; «покойник» приходил с ряжеными, все они плясали вместе с «покойником»  

- «медведем» рядились: надевали вывернутую шубу, шапку, штаны; медведь идет, «рыхает» (рычит), детей пугает; «хвост» привязывали – метелки или косы женские; на голову шапку надевал, усы делали, маску надевали; медведь приходил с ряжеными, и они начинали плясать; если ряженого «медведя» узнавали, то он снимал маску 

- снаряжались «старухой» и «старичком», просили: «Подайте бедным»; делали льняные бороды, маску надевали; маски могли сами делать, могли покупать; если сами делали, то прорезали глаза, маски делали из «скал˜» (березовой коры), прорезали нос, рисовали усы, мордочку какого-нибудь зверька  

- «покойник» сначала пугал, нагибался, руками дотрагивался до тех, кто боялся, а потом начинал плясать

- ряженые приходили в дома вечером, плясали

- ряженые «нищими» ходили вместе с остальными ряжеными; некоторые хозяева не пускали ряженых

- хозяева могли угощать ряженых чаем; ряженые ходили по всей деревне, могли и в другую деревню зайти

- ряженые брали у матери старинные сарафаны домотканые, юбки с вышитыми петухами, рушниками (полотенцами) перевязывались так, чтобы концы болтались (надевали эти полотенца так же, как сваты)    

 

Репортаж

34

 

Коляда, коляда,

Просит хлеба, пирога.

Не режь, не ломай,

Лучше весь подавай!

 

- снач. комм.: когда сам был маленький, помнит, что ходили колядовщики

- текст

- комм.: это ходили бедные ребятишки, их угощали; они ходили днем, а те, кто «святошничает», приходили вечером

- повтор текста

- комм.: колядовщики заходили в дом и говорили это, а потом их угощали

 

Колядка

35

О календарных обрядах и праздниках:

 

- МАСЛЕНИЦА: на «шалаш» сверху ставили ржаной сноп (около 1,5 метра) вниз колосьями; чучело не делали, так только называли сам костер

 

Репортаж

36

Под пляску

 

Наигрыш на гармони

37

Хулиганского

 

Наигрыш на гармони

38

Под пляску

 

- комм.: когда плясали или пели пени, гармонист подыгрывал

- продолжение наигрыша

- комм.: гармонист играл по-разному в зависимости от того, какие «колена» делает плясун

 

Наигрыш на гармони

39

По деревне

 

- снач. комм.: когда шли по деревне, и одновременно играло две гармони, то гармонист старался «перебить» своей игрой звучание другой гармони

 

Наигрыш на гармони

40

Под пляску для девушек

 

Наигрыш на гармони

41

Хулиганская

 

- снач. комм.: по деревне ходили партиями – партия девчонок и ребят

 

Наигрыш на гармони

42

По деревне

 

- снач. комм.: когда встречались две партии, гармонисты старались «перебить» своей игрой звучание другой гармони

 

Наигрыш на гармони

43

Хулиганская с частушками

 

Мы, ребята, хулиганы,

Любим водку выпивать.

А попадёт бутылка в руки,

Надо с горлом оторвать.

 

Скоро, скоро остроплю да

Новоё крылечико,

А скоро в армию возьмут, да

Заболит сердечико.

 

А хулиган-мальчишка ходит

По тюремному крыльцу;

А слёзы капают у девушки

По белому лицу.

 

- повтор текста

- фрагмент без записи (46 трек)

 

Наигрыш на гармони с частушками

44

Хулиганская с частушками

 

Ой, чуровские, чаромские,

Мы не хуже вас.

Мы на вашей на гуляночке

Поя…ли вас. Ох!

 

Мы ребята – хулиганы

Из-за Тошеньки-реки. Ох!

Ох, скоро хулиганов

Увезут на Соловки. Ох!

 

Наигрыш на гармони с частушками

45

Из деревёнки один,

Миня берёт обидушка.

 

- фрагмент текста

 

Частушка

 

46

Хулиганская  с частушками

 

Ой, из деревёнки один,

Один и одинёшенёк.

А б…и, режьтё на куски, да

Я давно радёшенёк. Ох!

 

А по деревёнке пройдём,

Пройдём, да и проухаём.

А Уханиха будто с брюхом,

Подойдём, понюхаём. А!

 

Наигрыш на гармони с частушками

47

Под пляску «для девок и женщин»

 

- комм.: гармонист подстраивался под пляску, «под ногу» - почаще или по-другому, в зависимости от того, как плясун делал «колена»

- продолжение наигрыша

 

Наигрыш на гармони

48

По пляску с частушками 

 

На маленьких, на кареньких

Любимая езда

У моёй у сероглазой

Кудрёватая манда.

 

Тальянка пила, да

Мы сегодня выпили

А у Матрёны, у косой,

А закусили колбасой.

(Исп. Хорькова А. Н)

 

А я любил свою сударушку

За глазки алые.

А она меня жалеет     

За слова удалые. Ах!

(Исп. Чистяков К. А.)

 

Наигрыш на гармони с частушками

49

О календарных обрядах и праздниках:

 

- КРЕЩЕНЬЕ (19 декабря): накануне Крещения из теста делали кресты

- в любое время пекли «соченья» с капустой, загибали, делали из «неходялого» теста; рогульки

 

Репортаж

50

О свадебном обряде:

 

- когда молодые ехали с венчанья домой, то тем, кто попадался по дороге, давали «кроёнова»; «кроёноё» - это печенье и другое; его бросали взрослым парням и мужчинам, которые встречали молодых после венца

 

Репортаж

51

О верованиях:

 

- домовой в каждом доме есть; домовых кормили – оставляли кусочек хлеба, а он ночью выходил и съедал; еду для домового оставляли на столе

- домовой некоторым мог показываться

 

Репортаж

52

У одного мужчины умерла жена. Когда он лег спать, то увидел домового. Домовой был весь черный, «как все равно, что в шубе перевернутой». Домовой начал душить мужчину Мужчина перекрестился, и домовой застонал, ушел обратно.  

 

Быличка

53

Сам играю, сам пляшу,

Сапоги с дырам ношу.

 

- фрагмент текста

 

Частушка

54

Масленца, б…

Не дала погулять;

Показала хвостик

На Великий постик.

 

- текст

- напев

 

Выкрик на Масленицу

Вологодская область,

Шекснинский район,

Домшинский с/с

д. Губино

23.07.2003.

Зап. Кузьмина Т. А.

Кукушкин А. В.

Рейзнек С. Г.

 

 

 

 

Исп.: Золотова Нина Ивановна, 1927 г.р., род. в д. Макатово

Серухина Мария Васильевна, 1928 г.р., род. в д. Симаново Чернеевского с/с

 

55

О полевых работах:

 

- раньше жали до вечера (8-9 часов); убирали ячмень, овес, вязали снопы, делали «грудки»

- молодежь ходила за машинами «лобогрейками», которые убирали овес, а потом делали кучки; эти кучки увозили в гуменник и там молотили молотилками 

- раньше матери шли со жнивы усталые, но все равно веселые; они на жниве пели песни

 

Репортаж

56

О беседах, молодежных гуляниях:

 

- в деревнях на праздники были «Нестеровское» гуляние, «Чернеевское» гуляние, «Пронинское» гуляние

- если был праздник, то два дня не работали

- когда были гуляния, ходили в гости; девушки, когда приходили в гости к своим подругам, то брали хорошие «снаряды» и туфли, заворачивали в платок, по дороге шли босые и в плохой одежде, а потом переодевались

- зимой на «посиденках» три раза переодевались  в разное время

- на «весёлую» девки из других деревень приходили в гости к своим подругам

- были «посиденки», парни лампы били

- «посиденки» проходили только один вечер,  а «весёлые» - два дня (суббота и воскресение)

- была заведена очередь, когда и где проводить «весёлые»

 

Репортаж

57

О календарных обрядах и праздниках:

 

- на Великое Говинье матери не ели яиц и молока; «ростили» солод, готовили из круп, сами мололи крупу

- МАСЛЕНИЦА: Масленицу жгли; друг за другом с «головяшками» от костра бегали

- Масленицу жгли в поле или на пруду; Масленицу делали из дров, пестерей, лома; собирали все, что горит, стаскивали в кучу

- СВЯТКИ: раньше снаряжались, ходили по домам; «святошники» ходили по разным деревням; наряжались «как смешнее и как интереснее»

- один ряженый мужик зашел в трусиках и колготках

- раньше красиво снаряжались: все «отшитоё», полотенечко, «капорки» на голову

- в 60-х годах этого уже не было

- «святошники» надевали рубашки «со станам», завязывали вышитые полотенца с кружевами

 

Репортаж

58

О свадебном обряде:

 

- раньше копили «именье» (приданое) по пять-шесть сундуков

 

Репортаж

59

О воспитании детей:

 

- когда укладывали детей спать, то «собирали» им что-нибудь про Бабу Ягу, медведя, говорили: «Скрипи нога, скрипи липовая»

 

Репортаж

60

Не лёжись на бочок,

Схватит серенький волчок,

Он утащит за бочок.

 

- фрагмент текста

 

Колыбельная

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

Ед. хр. 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 199 >
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198