Каталог > Фольклорно-этнографические фонды > ОНМЦК

Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области

 

Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда)

 

ОНМЦК 15 >>> Белозерский район

Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации

АФ 185

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198

 

 

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

 

Зап Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

Исп.: Панова Анфусья Ивановна, 1912 г.р., род. - д.Городище

 

1.

Об обработке льна:

 

- лён дергали, затем околачивали семечки, потом стелили, и он лежал 2 недели, потом его мяли, чесали деревянными чесалками, трепали, затем пряли, пряжу мыли, белили, а потом весной ткали на кроснах

- ткали клетчатую ткань и из нее шили платья, сарафаны на лямках в 2 пальца шириной

 

Репортаж

2.

О календарных обрядах:

 

- весной, молодых женщин и девушек отправляли делать «осеки», чтобы коровы в поля не заходили, при этом женщины постарше могли молодых бросать в реку, после «осека» собирали столы

 

Репортаж

3.

О хлебе:

 

- пахали сохой на лошадях, сеяли пшеницу, когда поспевала, жали и вязали в снопы, потом ставили «бабки», с поля вывозили на лошадях в овины, там сушили, и молотили молотилом втроём или вчетвером, зерно потом провеивали

 

Репортаж

4.

О календарных обрядах:

 

ОСЕКИ

- после того, как загородят «осек» собирали столы с угощением, приносили квас, молоко, мясо, масло, творог, солёные грибы, варили суп, пекли оладьи, пироги, варили пиво в «чанах»

ЖАТВА

- по окончанию жатвы последний сноп приносили домой и ставили в передний угол

 

Репортаж

5.

О рекрутских обрядах:

 

- рекруты собирались в одной деревне и гуляли, парни гостили в том доме, откуда уходил рекрут

 

Репортаж

6.

У меня сударка Варька,

Варька, мать иё етти,

А во солдатики поеду,

Варьки некому етти

 

- текст

 

Частушка

7.

О рекрутских обрядах:

 

- рекруты ездили по всем деревням

 

Репортаж

8.

Меня матушка встречает

Во полюшке меня,

А не знает тово горюшка,

Забритой парень я

 

- текст

- повтор

 - комм.: рекрута пели такие песни, когда гуляли по деревне

 

Частушка

9.

Поиграй повеселяя,

Ваши серые глазки,

Шобы не было у девушки

Не горя, не тоски

 

- напев плясовой

 

Частушка

10.

Поиграй-ко, играчок,

В беленькой рубашке,

Поиграй, не подкачай,

Хотя и не милашке

 

- напев плясовой

 

Частушка

11.

<…>

В замуж выдешь – не придётцэ,

Не придётцэ песни петь,

Придётцэ горюшка терпеть

 

- напев плясовой

 

Частушка

12.

Рожку жала, рожку жала,

Рожку жала у реки,

Давай, милёнок, поиграем,

Через жопу дураки

 

- текст

- повтор

 

Частушка

13.

О календарных обрядах:

 

БЕСЕДЫ

- с осени ходили на беседы, ходили с прялками, когда приходили парни, прялки убирали в сторону и плясали «русского», «ланчик»

СВЯТКИ

- после Рождества ходили «маскированными» (ряжеными)

- наряжались «цыганами», ходили по деревне с котелком, предлагали погадать

- ряжеными ходили с Рождества и до окончания Святок

 

Репортаж

14.

Пойду гулять,

Всё в кабак спушшу,

Хорошо, игрок, играёшь,

Ночевать пушшу

 

- напев плясовой

 

Частушка

15.

Хорошо игрок играёт,

Дорогие девушки, да

Повезут его в солдаты,

Выкупим за денежки

 

- напев плясовой

- повтор

 

Частушка

16.

Не ходите, девки, замуж,

Как моя головушка,

Лучше деверя четыре,

Чем одна золовушка

 

- напев плясовой

 

Частушка

17.

О календарных обрядах:

 

- гуляли в Христов день (в Пасху) в д. Васютино возле церкви

 

Репортаж

18.

У реки на берегу

Хорошоё гуляниицо

Ко мне милый не подходит,

Берёт на испытаньицо

 

- текст

 

Частушка

19.

Ко мне милый не подходит,

Из далей глазам наводит,

Из далей не наводи,

Если люба, дак подходи

 

- напев плясовой

 

Частушка

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

Зап Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

 

 

 

Исп.: Черепов Михаил Кириллович, 1926 г.р., род. - д.Морьево Шольского с\с

 

 

20.

О фамилии:


- отец был «черепан»

 

Репортаж

21.

О календарных обрядах:

 

БЕСЕДЫ

- на беседы ходили по очереди во все дома

- плясали «ланчик», пели частушки по очереди то парни, то девушки

- плясали на 4 или 6 пар, парни выбирали девушек и брали их за руку

ДРАКИ

- парни делали «петушиный бой», сталкивались грудью

- дрались с парнями из д. Городище, гнали палками

- драки начинались из споров, кто-то один начинал, а остальные поддерживали, сначала боролись двое, а потом вступали все, дрались кулаками

- в другую деревню без гармони не ездили, шли по деревне и пели песни «под драку», в середине шёл гармонист, а по краям парни

ПРАЗДНИКИ

- в праздники гуляли на горе, жгли по ночам костры

- гуляли в Пасху, в Егория, в Николу

ПАСХА

- в Пасху варили и красили яйца, которыми потом колотились

- ждали, когда встанет солнце, оно должно прыгать

- яйца красили луковой шелухой

 

Репортаж

22.

Об одежде:

 

- полотно красили луковым пером

- мужики носили штаны из домотканого полотна

 

Репортаж

23.

О трудовой деятельности:

 

ОБРАБОТКА ЛЬНА

- после того, как лен околотят, его стелили, а потом вымачивали до заморозков

- полотно отбеливали весной, клали на наст

- лен должен вылежаться на траве, а не на голой земле, чтобы на него падала роса

- лен стлали тонким слоем на месте сенокоса

ЛЫКО

- кору липы связывали в пучок и клали в воду под груз, через 2 недели доставали и сдирали кору, оставалось лыко, из которого делали мочалки

 КАРТОФЕЛЬ

- молодые ветки картофеля отрезали и сажали в новое место, так делали в войну, чтобы картошки было больше

 

Репортаж

24.

О календарных обрядах:

 

- весной, когда летели журавли, нужно было кувыркаться, чтобы спина не болела

- после третьей грозы можно было брать с сосны сок (сосновую смолу)

 

Репортаж

25.

Антошка, Антошка, наполни лукошко

 

- фр. текст

- внач. комм.: когда шли в лес за ягодами, бросали корзинки вверх и смотрели, как упадет, если кверху дном, то ничего не насобираешь, а если на дно встанет – насобираешь

 

Выкрик

26.

Антошка, Антошка, наполни лукошко,

Кверху дном, а мне – перевёртышком

 

- текст

- повтор

 

Выкрик

27.

О представлениях и верованиях:

 

- если корову укусила змея, то хозяйка заговаривала по «Евангелию» – церковному календарю

- была в деревне старуха, которая всех могла заговорить

- двух старух увел леший, говорили, что они «попали на след», для того, чтобы выйти, если заблудился, нужно вывернуть наизнанку одежду

- через полгода после смерти отца, увидел его в лесу, когда был на охоте, мать потом сказала, что это был леший

- мальчик заблудился в лесу, и его не могли найти 2 недели, а потом он пришел сам и рассказал, что жил с дедушкой, который его поил и кормил, а потом отпустил домой

- когда заходишь в лес, нельзя вспоминать лешего, а нужно перекреститься

 

Репортаж

28.

Крешшоново черта дёржит

 

- ком.: крещеному человеку бояться нечего, а если не крещеный, может заблудиться

 

Пословица

29.

О представлениях и верованиях:

 

- когда в лесу сильный ветер, то это нечистая сила

- сам ехал на лодке и чуть не попал в «торох» – сильный порыв ветра, который поднял столб воды метров 6 в высоту – это нечистая сила, на сенокосе может копны переставлять с места на место

 

Репортаж

30.

О времени:

 

- в лесу время определяли по солнцу или по длине тени, чем длиннее тень, тем больше прошло времени после полудня

 

Репортаж

31.

О промыслах

 

ОХОТА:

- удача всегда есть, была бы охота (желание)

- на глухаря ходил с вечера, чтобы послушать ток

- рябчика приманивал манком, сделанным из перьев глухаря

 

Репортаж

32.

О календарных обрядах:

 

ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ

- в Великий четверг до восхода солнца нужно было украсть щепки у удачливого рыбака, пока тот спит, чтобы рыба ловилась

- рылись в «жаретнике» – в жаровне, чтобы в лесу находить птичьи яйца

СВЯТКИ

- перед Рождеством протягивали нитку к чьему-нибудь окну, зацепляли за крючок и дергали, раздавался стук, хозяева выбегали, но никого не находили

- в Святки примораживали двери, стаскивали сани на косогор или скидывали в колодец

 

Репортаж

33.

Об играх:

 

- в детстве играли в «городки», в «прятки», в «гонки» или «продольный городок»

 

Репортаж

34.

Тилики, матилики,

Летали голубилики,

Птички литят,

Колокольчики звенят

Тебе водить

 

- внач. комм.: гадали, кто будет водить

- комм.: гнали палками городок по всей деревне, если кто промахнулся, то все бежали обратно в круг, откуда начинали гнать, кто прибежал последним, тот и будет водить

 

Считалка

35.

Об играх:

 

- играли в «щепки», на конец доски положенной поперек палки накладывались щепки, по другому концу ударяли, и щепки разлетались, пока водящий собирал щепки, остальные прятались

 

Репортаж

36.

Коледа, коледа,

Не ходи больше сюды,

Там тынки, потынки,

Гнилые затылки,

Вшивые косицы.

Бегают лисицы

 

- фр. текст.

- комм.: хозяин выходил и что-то выносил

- дети ходили вечером перед Рождеством и пели под окном, потом всё собранное складывали вместе и съедали

- коледа была длинная

 

Колядка

37.

Крешшеньё – всем праздникам решеньё

 

Поговорка

38.

После Крешшенья цыган шубу продаёт

 

- комм. к тексту.: после Крещения морозы кончаются

 

Поговорка

39.

О календарных обрядах:

 

- в Святки ходили нарядившись цыганками, могли принести «покойника» – человека, намазанного пудрой с зубами из редьки

- наряжались «медведем», от него все убегали, а он лез обниматься со всеми, «медведя» приводили на веревке

- ряженого «покойника» приносили на доске вчетвером, кадили вересом

 

Репортаж

Вологодская область,

Белозерский район,

Шольский с/с

д. Зубово

17.08.04.

Зап Кузьмина Т. А.

Пак Е. В.

Маркова Л. Ф.

 

 

 

 

Исп.: Кузьмина Анна Ивановна, 1918 г.р., род. - д.Морьево Шольского с\с

 

 

40.

О местности:

 

- откуда произошло название, неизвестно

- протекала небольшая речка Морьевка

- был косогор, а пониже – «лежанка», где летом играли, а зимой катались на лыжах

 

Репортаж

41.

О календарных обрядах:

 

МАСЛЕНИЦА

- в Масленицу катались на лошадях, запряженных в красивые санки, дугу и сбрую украшали, катались по деревне

БЕСЕДЫ

- на беседы ходил парни и девушки в возрасте лет 20, а тех, кто помоложе могли и не пустить, выгоняли

- на беседы ходили с прялками, нужно было напрясть побольше, а хотелось поплясать

- плясали «барыньку» – «русского» – одни девушки

- с парнями плясали «ланчик» парами, были пары «дольные» и «поперечные»

- самой за пляску давали по 10 рублей

- главной была дольная пара, в нее становились парни и девушки постарше и покрасивее, саму часто приглашали на «дольную», за то, что хорошо плясала

- плясали «чижа» – девушки становились в круг и по очереди пели, при этом приплясывали

- на беседе были «игроки» – гармонисты

- беседы были большие, где гуляли старшие и маленькие, там гуляли подростки

- гармонист был в почете и сидел на беседе в переднем углу

- потом беседа стала одна общая, «кортомили» (откупали) дом у одинокой женщины, потом мыли пол в этом доме

- зимой беседы начинались с 5 часов вечера

- на беседы начинали ходить осенью, когда все было убрано на полях

СВЯТКИ

- в Святки ходил «маскированными» (ряжеными) или «кудеса»

- «кудеса» приходили на беседы, чаще всего парни

- наряжались «медведем», в медвежью шкуру

- наряжались «модными»– в самую лучшую одежду или «нищими»

- лицо закрывали платком, чтобы не узнали, но окружающие узнавали по пляске

- «кудеса» могли одеться в старинные сарафаны и рубахи

- на большую беседу могли приходить одетые по-старинному не старые мужики и бабы

- «нищие» одевались в старую рваную одежду и приходили с корзинками

- «модныые» надевали кокошники с красивыми широкими лентами

- кокошник закрывал всю голову, впереди был высотой около 15 см., красиво вышитый

- ряженые приходили в Святки, до Крещения

- ряженые «нищими» приходили на беседу и плясали с корзинами на руках, их ничем не угощали

- «модными» наряжались обычно девушки

ЗИМНИЙ ЕГОРИЙ

- в своей деревне праздновали Егорий – 9 декабря, варили пиво на улице, дети ходили по деревне с кружками пробовать сусло

- гуляли несколько дней

- пиво варили в больших бочках – «шшанах»

- делали квас

- приходили родственники из других деревень

- на праздник пекли разные пироги из толокна, пшеничной муки, делали «соломату», пекли овсяные блины, которые ели с творогом, с грибами и с ягодами, пекли гороховики – пироги с гороховой начинкой, варили кисель

РОЖДЕСТВО

- утром в Рождество трое парней под окном пели «коледу» – славили Христа, за это им платили, при этом одевались они в хорошую одежду , а в руках у них было решето, в котором лежало яйцо, кусок хлеба, стояла иконка и зажженная свеча

- в какой-то праздник разжигали большой костер и через него прыгали

ЖАТВА

- когда заканчивалась жатва, приносили домой последний сноп и ставили в передний угол, там он стоял долго, жала и приносила домой последний сноп мать

- во время жатвы пели песни

- из ржаных снопов ставили суслоны, из жита и овса – бабки

- жали и пели коротенькие песни, как на беседах

 

Репортаж

42.

Об играх и забавах:

 

- играли в «сохутарью» – в прятки

- ставили столб, в который был вбит штырь, на него клали доску и на ней качались по 3 человека с каждой стороны

- играли в городки, городки сбивали «купыркой» – палкой

- играли в кости – сколько костей собьешь, сбивали костью

 

Репортаж

43.

О календарных обрядах:

 

- если долго не было дождя, то священник служил молебен и после него начинался дождь

- в день Тихвинской иконы Божьей матери все перегоняли лошадей через речку, а священник кропил их водой, и после этого начинался дождь

- в Ильин день всегда бывает дождь и гроза, в этот день нельзя работать, один мужик косил, и его убило молнией

 

Репортаж

44.

О забавах:

 

- когда купались, ходили по дну, держа в руках тяжелый камень

- купались в одном месте на реке, которое называлось «середи поля»

 

Репортаж

45.

О скотоводческих обрядах:

 

- на Егория – 6 мая выпускали скот, перед этим каждый хозяин выходил с иконой на двор, с собой приносили хлебную лопату, ухват, сковородник, икону мыли и водой кропили скотину

- лопату, ухват и сковородник выносили во двор и клали в правую сторону (?), после того, как коров выгонят в одно стадо, где их обходил пастух, потом коров пригоняли обратно, а всю утварь заносили обратно домой, так делали для того, чтобы скот не пропадал

- в этот день женщины гуляли, праздновали

 

Репортаж

 

 

<<< предыдущий

следующий >>>

101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 > 199
121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 136 140
141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159 160
161 162 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174 175 176 177 178 179 180
181 182 183 184 185 186 187 188 189 189а 189б 190 191 192 193 194 195 196 197 198