Каталог объектов нематериального культурного наследия Вологодской области |
Областной научно-методический центр культуры (г.Вологда) |
ОНМЦК 15 >>> Белозерский район |
Экспедиция Областного научно-методического центра культуры и повышения квалификации |
АФ 182 |
|
||||
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Зарецкая 22.08.04.
|
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А. Самойлова Е. В. |
Исп.: Пахошов Кирилл Яковлевич, 1932 г.р., род. – д.?
Пахошова Валентина Дмитриевна, 1933 г.р., род. – д.?
1. |
- «Хролы» (день Флора и Лавра) гуляли 5 дней - Егорьев день праздновали дома со своими родственниками
|
Репортаж |
|
2. |
- в Егорьев день утром обходили скотину, с иконой обходил вокруг дома 3 раза по солнцу - во время обхода брали топор, яйцо, ветку вербы
|
Репортаж |
|
3. |
- пастух обходил все стадо, которое собирали в тесный круг за деревней - пастух обходил с иконой 3 раза, говорил слова и кланялся, потом икону кому-нибудь отдавал и шел пасти коров - в день выгона приходили все жители деревни - пастух играл на барабане, утром, чтобы коров выпускали и 3 раза в лесу – утром, в обед и вечером - барабан делали из еловой доски, в середине выпиливали крестик, чтобы барабан «был крещеный» - пастух брал обход, чтобы не терялся скот, обход нужно было брать у кого-то знающего - у пастуха на обход были запреты: не пить вино или не курить - пастух не разрешал хозяйкам выпускать коров с непокрытой головой или босиком - барабан пастух всегда носил с собой и никому не давал и запрещал даже трогать - палочки для барабана были около 40 см., длинной и чуть толще пальца, палочки привязывались на веревку
|
Репортаж |
|
4. |
- внач. комм.: палочки держали между большим и средним пальцем, одну руку просовывали под ремень
|
Наигрыш на барабанке |
|
5. |
- проба - внач. комм.: когда барабанил, про себя пел частушку Задушевный мой товарищ - фр. текста - комм.: под барабан частушки сочинял
|
Наигрыш на барабанке |
|
6. |
- комм.: на барабане, как на гармони – у каждого своя игра - повтор. зап. на своем барабане
|
Наигрыш на барабанке |
|
7. |
СВЯТОЧНЫЕ РЯЖЕНЫЕ - на Святки «кортомbли» (откупали) избу - приходили «кудеса» (ряженые) - наряжались, кто, как мог, мазались сажей, мазали других, чаще всего – девушек - «кудеса» могли устроить «сватовство» - приходили на беседу 2-3 «кудеса» мужчины и начинали сватать какую-нибудь девушку, при этом ее обнимали, стараясь испачкать или помять платье, девушка отказывались и «кудеса» начинали свататься к другой - наряжались «кузнецом» и ковали девок – ставили ногу на лавку и стукали молотком - могли наряжаться «покойником» и пугать, вставляли в зубы тлеющий уголек и старались поцеловать девок - в Рождественский сочельник ночью стаскивали в одну кучу дровни и замораживали двери МАСЛЕНИЦА - в Масленицу катались на лошадях, при этом вожжи в руки не брали, а в гости ехали туда, куда привезет лошадь, так, как ездили всегда в одно и то же место, то лошадь шла сама - в Масленицу катали на лошадях молодые пары
|
Репортаж |
|
8. |
- рекруты катались по всей округе на лошади с гармонистом - накануне отправки дома устраивали вечерину (проводы) - рекруты из д. Карпово завязывали на березах ветки, если такая завязка сохраниться, не засохнет, то парень отслужит хорошо и вернется домой
|
Репортаж |
|
9. |
- у пастуха была своя икона, всегда одна и та же
|
Репортаж |
|
10. |
- некоторые хозяйки ставили в хлев икону и втыкали вербу - старались скотину прогонять одной и той же веткой все лето
|
Репортаж |
|
11. |
О представлениях и верованиях:
- верба охраняет от неудач, герань – от сглаза, от порчи - старую вербу сжигают в печке
|
Репортаж |
|
12. |
- «гонтана» – сосновая дранка, из которой делают корзины - сосна должна быть прямая и мелкослойная - древесину раскалывают топором, а потом разрывают руками - ручку делают из черемухи, можно из ивы, рябины, березы - сам делал зыбки для своих детей - в зыбке лучше спиться
|
Реопортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Панинский с/с д. Зарецкая 22.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А. Самойлова Е. В. |
||
|
|
|
|
Исп.: Маркова Мария Матвеевна, 1922г.р., род. - д.Герасимово Ухтомьярского с\с
Сорокина Алевтина Федоровна ? (дочь)
ПРОДОЛЖЕНИЕ, НАЧАЛО РЕПОРТАЖА 081 №11
13. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на поминках для покойного ложку клали с левой стороны - ставили тарелку, стопку, стакан чая - старались ставить ту еду, которую любил покойный - на поминки пекли «опарыши» – сочни с начинкой, - на поминки обязательно делали кутью, кисель и рыбный пирог - на поминках нельзя чокаться - когда приходили сидеть с покойником (до похорон), приносили деньги, которые клали на тарелочку, стоявшую в ногах у покойника, эти деньги идут только на похороны или на поминки - в 40 день поминать должны 40 человек, если 40 человек не пришло, то раздают угощение на тарелках соседям - «полусорочины» – 20 дней могли никого не приглашать - когда ходили поминать на кладбище, на крест весили полотенце - поминают в родительские субботы, на Троицу - старались поминать ходить с одной и той же корзинкой и с одной скатертью - скатерть стелют на столик или на могилку
|
Репортаж |
14. |
О представлениях и верованиях:
- в лесу есть лесовой, поэтому, находясь там нельзя ругаться - заходя в лес нужно помолиться - бабушка, ругая внучку, упомянула лешего, и та пропала, искали всей деревней и найти не могли, а один старичок сказал, что нужно отнести «относ» – дар лесовому, после того, как он это сделал, девочка нашлась сама; девочка рассказывала, что в лесу была с братом и он по ночам ее укрывал, а потом перешагнул через озеро и ее с собой перенес - (А. Ф.) сама в лесу поругалась с мужем и, их потом долго водило – чтобы выйти из леса, если заблудился, нужно помолиться, попросить прощения, перевернуть одежду на левую сторону - (Мар.Мат.) мать сама видела лешего - после 8 ч. вечера нельзя ходить на колодец за водой, там живет водяной - поздно вечером нельзя мыться в бане, т.к. там моется банник - купаться в реке нельзя вечером – утащит русалка
|
Репортаж |
15. |
Опустил в воду ледешок
- внач. комм.: после Ильина дня купаться нельзя – вода холодная, модно заболеть (Ал.Фед.)
|
Поговорка
|
16. |
О представлениях и верованиях:
- раньше боялись купаться в озерах, считали, что там живет черт
|
Репортаж |
17. |
Живет барин на краю, Он не беден, не богат, У ево много робят
- текст - повтор. зап. напев - комм.: так припевали и ребенок усыпал (Мар.Мат.)
|
Колыбельная |
18. |
Ты, собачка, не лай, Белолапа не скули, Мою <…> не буди
- фр. текста, напев (А. Ф.)
|
Колыбельная |
19. |
На доброе здоровье Сам Господь По всем местам Со своим крестом
- внач. комм.: так молятся, когда спать ложатся (Ал. Фед.)
|
Молитва |
20. |
Будь со мной, А ты, Сатана, Отойди от меня, От окон, от дверей, От постели моей. Во веки веков. Аминь.
- комм.: молятся 3 раза, когда страшно спать - повтор (Ал. Фед.)
|
Молитва |
21. |
На доброе здоровье Сам Господь По всем местам Со своим крестом
(Ал. Фед.)
|
Молитва |
22. |
Спаси и сохрани рабу божью такую-то - комм.: говорят, когда в путь провожают
(Ал. Фед.)
|
Молитва |
23. |
Матушка, хозяюшка домовая Спаси и сохрани домик мой
- комм.: так говорят, когда уезжают из дома (Ал. Фед.)
|
Приговор |
24. |
Матушка, хозяюшка домовая, Малые детушки, Поедемте со мной на новую квартирку
- внач. комм.: говорят, когда переезжают в другой дом (Ал. Фед.)
|
Приговор |
25. |
Матушка, хозяюшка домовая, Малые детушки, Пустите меня на новую квартирку.
- внач. комм.: говорят, когда входят в новый дом, при этом сначала пускают в дом кошку (Ал. Фед.)
|
Приговор |
26. |
Батюшка баенной, пустите помыться
- внач. комм.: в бане нельзя ругаться, и заходя нужно спрашивать разрешение (Ал. Фед.)
|
Приговор |
27. |
Батюшко баенной, матушка баенная, Спаибо, намыли, набелили, Спасибо, водичка, матушка
- внач. комм.: когда из бани выходят, говорят (Ал. Фед.)
|
Приговор |
28. |
- чтобы корова ходила домой, брали ее след и бросали в хлев - провожали корову с хлебом, кормили ее и какую-нибудь другую, чтобы коровы ходили в стаде - в день первого выгона коров, хозяева пировали все вместе, чтобы коровы хорошо ходили
|
Репортаж |
29. |
- пастух обходил все стадо с решетом, в котором лежало угощение от всех хозяев и икона - пастух брал у колдуна «относ», прятал его в болоте и не вынимал все лето, пока пас - молодой пастух забыл вынуть вовремя относ, а когда вспомнил и пошел вынимать, его убили, перепутав с медведем - пастух брал относ на какую-то вещь – на барабан, на пояс, на топор, и эту вещь прятал, чтобы коровы не пропадали - если пастух не обошел какую-то корову, то она не будет ходить со стадом - у пастухов были запреты: не есть ягоды в лесу, не рубить деревья, не убивать зверей - запреты устанавливал колдун - если пастух нарушал запрет или кто-то находил относ, то со скотиной могло что-нибудь случиться - если обход был взят на барабан, то его нельзя было трогать никому кроме пастуха - пастуха нельзя обижать, ругать – «это святое» - пастухи знались с «лесным», «лесной» пасет коров
|
Репортаж |
30. |
О представлениях и верованиях:
- везде есть хозяин: в лесу – лесовой, в бане – банник, в доме – домовой, в овине – овинник, на дворе – дворовой - если корова не прижилась, значит, не понравилась дворовому
|
Репортаж |
31. |
Матушка, хозяюшка дворовая, Дедушко и баушка, Примите милово живота В добрый час, во святое время, Вам на добро, а мине по уму
- внач. комм.: так говорили, когда приводили на двор новую корову (Мар.Мат.)
|
Приговор |
32. |
Знай своё место, Узнавай свой дом
- внач. комм.: когда первый раз корову выпускали, брали следы от копыт, бросали на двор и говорили такие слова (Мар.Мат.)
|
Приговор |
33. |
- старый колдун не мог умереть, пока не передаст свое знание кому-то, его будет мучить
|
Репортаж |
34. |
- в каждой деревне был свой праздник, в Ухтомерье – Ильин день, в д. Карпово – Покров, в этой деревне – Хролы (день Флора и Лавра) - в праздник пекли «хролы» – раскатанное пресное тесто резали, смазывали маслом и пекли в печке, потом опускали в молоко и ели - в праздник собирали общий стол, куда каждый приносил свое угощение
|
Репортаж |
35. |
О представлениях и верованиях:
ЦЕРКОВЬ - раньше было много церквей, но их разрушили - одну церковь разобрали на кирпич и построили школу, но школа сгорела - у тех мужиков, которые ломали церковь, в последствие, родились больные дети ПОЖАРЫ - с места пожара ничего брать нельзя - если горел дом, то молились Богу
|
Репортаж |
36. |
Подошла да студена зима
- внач. комм.: говорили, когда зима наступала (Мар.Мат.)
|
Поговорка |
37. |
- в д. Карпово в Покров гуляли неделю - по окончанию жатвы приносили домой последний сноп, ставили в передний угол, а рядом клали серп, потом этот сноп скармливали скотине
|
Репортаж |
38. |
Долгая, широкая, Не последнее ли лето На тибе роботала
- текст - повтор. зап. - напев жнивной (Мар.Мат.)
|
Частушка |
39. |
Вязала не в ту сторону, Велела мама забывать Отчаянную голову
- напев жнивной (Мар.Мат.)
|
Частушка |
40. |
На карачки встал, Пришла маменька будить, А не могу штанов надить
- текст (Мар.Мат.)
|
Частушка |
41. |
Берёзки все построятца Скоро милово увижу Серце успокоитца
- текст - комм.: так пела одна женщина, у которой муж был в армии - повтор (Мар.Мат.)
|
Частушка |
+ Исп.: Мария ???
42. |
- в Троицу приносили из леса и ставили возле дома березки - после Троицы можно ломать веники - перед Троицей подметали улицу - Духов день – праздник земли, земля – именинница, нельзя ее трогать - поминать на кладбище ходят в субботу накануне Троицы
|
Репортаж |
|
43. |
Девица косы не плетёт
- комм.: «это в Вознесенье»
|
Поговорка |
|
44. |
- в Масленицу делали костер и жгли чучело ИВАНОВ ДЕНЬ - на Ивана Купалу – 7 июля прыгали через костер и собирали росу - ивановскую росу собирали и пили - в лесу ломали веник, которым потом парились, предварительно этот веник перекидывали через баню - веник собирали из цветов и березовых веток - в Иванов день ходили по росе босиком, чтобы ноги не болели - в Святки одевались в старинную одежду – сарафаны и рубахи
|
Репортаж |
|
45 |
Зародилась каледа Накануне Рожества Каледошнички, Подокошнички Што не стук не застучал, Што не гром не загремел, Застучали, загремели
- фр. текста - внач. комм.: приходили в каждый дом и пели
|
Колядка |
|
46. |
Зародилась каледа Накануне Рожества Каледошнички, Подокошнички Што не стук ли застучал, Што не гром ли загремел, Застучали, загремели провода, Што Иванов двор На семи столбах, На девети вёрстах
- фр. текста - комм.: желали хозяевам богатства, хозяева что-нибудь выносили, пели про хозяина, хозяйку, детям желали здоровья - повтор - напев
|
Колядка |
|
47. |
Я поеду в арестань Богушку молицы, Кресту поклоницы
- текст, напев
|
Закличка |
|
48. |
Я поеду на рестань Богу помолицы, Крестику клоницы
- комм. «споёшь, да помоляца, да и всё» (Мар. Мат.)
|
Закличка |
|
49. |
Я поеду в нарестань Богушку молица, Кресту поклонница
- текст, напев - комм: когда кричали, крестились
|
Закличка |
|
50. |
Не давай дожжа, Дай ведрышка, Красна солнышка
- текст
|
Закличка |
|
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Устье 23.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Полозова Нина Дмитриевна, 1931. г.р., род. - д. Корнилово с\с
Полозов Николай Федорович, 1928 г.р., зд.
51. |
- праздновали «Пречистово» - 21 сентября БЕСЕДЫ - откупали избу и там собирались - когда не было керосина, жгли лучину - приходили парни СВЯТКИ - в Святки ходили «кудесам» - ходили с каледой пожилые женщины - выворачивали одежду на изнанку, мазали лицо сажей или накидывали марлю - мужики приводили «медведя» на веревке, «медведь» нюхал, искал еду, пугал - наряжались «лошадью», «белой бабой» - одна женщина нарядилась «белой бабой» на сенокосе и напугала бригадира ПЛЯСКИ - плясали «ланчик» на 4 пары
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Устье 23.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Куликов Анатолий Степанович, 1932 г.р., род. - х.Харино Перкумзьский с\с
Куликова Нина Васильевна 1937 г.р., зд.
52. |
- показ первого наигрыша
|
Наигрыш на гармони |
|
53. |
- внач. комм.: парни ходили по деревне с частушками под такую игру
|
Наигрыш на гармони |
|
54. |
|
Наигрыш на гармони |
|
55. |
|
Наигрыш на гармони |
|
56. |
- повтор
|
Наигрыш на гармони |
|
57. |
|
Наигрыш на гармони |
|
58. |
- комм.: играли под пляску и под драку
|
Наигрыш на гармони |
|
59. |
Семеновна с переходом под пляску
|
Наигрыш на гармони |
|
60. |
- плясали «русского», потом «ланчик» на 2, 4, 6 пар - фигуры назывались «подтопывание», «креста», «перебора» - когда плясали «ланчик», сначала на круг выходили парни, потом девушки - «русског» плясали парни и девушки отдельно - могли плясать на улице, когда ходили по деревне, впереди шли парни с гармонистом и пели песни, а за ними девушки, могли остановиться в любом месте и начать пляску
|
Репортаж |
|
61. |
- если гармонист играл необычно резко, то начиналась драка - во время драки гармонь не играла - гармонь могли испортить, но гармониста не били
|
Репортаж |
|
62. |
(Ан. Степ.)
Девки наши, ешьте кашу, Не надейтесь на горох, С гороху брюхо будет больше, И пупок на левый бок
Лампа весело горела С новым абажуриком, А опасалися девчоночки Ходить с мазуриком
Я у батька сын один, Да ничево не делаю Летом по миру хожу, Зимой за девкам бегаю
Дорогой ты мой товарищ, Не охота умирать, Тамо холодно и голодно, И света не видать
Ты товарищ дорогой, Да восем девочок с тобой, Тибе соха и борона, А мне чужая сторона
|
Наигрыш на гармони |
|
63. |
- повтор, показ вступления
|
Наигрыш на гармони |
|
64. |
(поет Нин. Вас.)
Поиграй повеселее Ты, товарищ дорогой, Я люблю твою походочку, Качаешь головой
Задушевный мой товарищ, Ты какой фартовенькой, Не тоскуй по милке старой, Наживём по новенькой
Задушевный мой товарищ, Погледи на потолок, Не твою ли кепку серую Мышонок поволок
А у миня милой Иван Передо мной иваница, А я сама Ивановна Не буду в ноги кланяца
Я любила и люблю Подругина милёночка, Брови чёрные, густые, Завитая чёлочка
Здесь народу очень много, Много и знакомово, Только я не вижу девушка Люблю которово
Запевай подруга песню, Запевай какую хошь, А про любовь только не надо, Моё серце не тревожь
Поиграй повеселее, Хромка угловатая, Я не знала, што любовь Такая виноватая
Если б знала, што такая Виноватая любовь, Не давала б серцу волюшки С семнацэти годов
|
Наигрыш на гармони |
|
65. |
СВЯТКИ - в Святки ходили «маскироваными» (ряжеными) - Святки продолжались с Рождества до Крещения - мать ходила ряженой: мазалась, делала большую папироску, брала старую гармонь и приходила на беседы - на беседах плясали, устраивали «свадьбу» – приводили «невесту», били горшки - ряженые меняли голос, мазались сажей, свёклой - с Пасхи весили в овине качель, на качели собиралась молодёжь, пели частушки, приходил гармонист
|
Репортаж |
|
66. |
- комм.: под язык играли только под пляску
|
Наигрыш под язык |
|
67. |
- перед началом драки парни свистели, пели хулиганские частушки
|
Репортаж |
|
68. |
Накануне Рождества, Кто даст пирога, Тому двор живота, Кто не даст пирога, Тому курица одна, Да и та – без хвоста
- внач. комм.: накануне Рождества дети собирались и ходили по домам - комм.: так пели, и хозяева угощали конфетами - повтор, напев
|
Колядка |
|
69. |
- рядились зверьми – выворачивали наизнанку шубу - наряжались «доктором», «доктор» делал уколы и примочки - женщины рядились мужиками, привязывали морковку, надевали брюки, а морковка из них торчала, на одну ногу надевали лапоть, на другую – ботинок, брали в зубы папиросу
|
Репортаж |
|
70. |
- комм.: барабанку делали из ели, посредине вырезали крест, по форме, барабанки были разные (Анат. Степ.)
|
Наигрыш на барабанке |
|
71. |
- пастух делал обход всего стада - обход – что-то связанное с молитвами - пастух ел в каждом доме по очереди
|
Репортаж |
|
72. |
О представлениях и верованиях:
- нельзя посылать к дьяволу – может увести
|
Репортаж |
|
73. |
Я поеду в арестань Богу молитца, Царю поклонитца У царя есть сирота Открывает ворота
- текст (Нин. Вас.)
|
Закличка |
|
74. |
- играли в игру «буя городская» и «буя деревенская» – мячом нужно было кого-нибудь выбить, кого выбили, тот выходил за круг - играли в «телепень» – палкой сбивали чурбачок, установленный вертикально на земле - «буя деревенская» – когда один подбрасывал мяч, а другой должен был ударить по нему палкой, если промахивался, то выходил из игры
|
Репортаж |
|
75. |
- праздновали несколько праздников: «Диюшка» – 1 августа, «Хролы» – 31 августа, «Митров день» – 8 ноября - гуляли по-разному - на праздники варили пиво в горшках, пекли пироги с рыбой
|
Репортаж |
|
76. |
О похоронно-поминальных обрядах:
- на поминки обязательно пекут пирог с рыбой, который раньше всегда ломали руками, а теперь – кто как - на кладбище поминают пирогом, приносят яйца, сыплют крупу на могилку или на столик возле нее
|
Репортаж |
|
Вологодская область, Белозерский район, Артюшинский с/с д. Устье 23.08.04. |
Зап. Каданцев А.Ф. Каданцева О. А.
|
||
|
|
|
|
Исп.: Блинова Евстолия Симиёновна, 1926 г.р., род. – д. Мегра
77. |
- в Масленицу молодые пары ходили в гости к родителям, катались по деревне на лошадях - в Пасху ходили в церковь, ночью возвращались домой, топили печь и пекли рогульки - в Масленицу жгли костер прямо на дороге, через него проезжали на лошадях молодожены и ехали на озеро, а потом обратно
|
Репортаж
|
|
|
101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | > 199 |
121 | 122 | 123 | 124 | 125 | 126 | 127 | 128 | 129 | 130 | 131 | 132 | 133 | 134 | 135 | 136 | 137 | 138 | 136 | 140 | |
141 | 142 | 143 | 144 | 145 | 146 | 147 | 148 | 149 | 150 | 151 | 152 | 153 | 154 | 155 | 156 | 157 | 158 | 159 | 160 | |
161 | 162 | 163 | 164 | 165 | 166 | 167 | 168 | 169 | 170 | 171 | 172 | 173 | 174 | 175 | 176 | 177 | 178 | 179 | 180 | |
181 | 182 | 183 | 184 | 185 | 186 | 187 | 188 | 189 | 189а | 189б | 190 | 191 | 192 | 193 | 194 | 195 | 196 | 197 | 198 |